Работа после выхода на пенсию в украине


Многие люди пенсионного возраста, проживающие в нашей стране, испытывают недостаток средств – далеко не всем из них хватает тех выплат от государства, которые они заработали своим стажем. В связи с этим (хотя тому могут быть и другие причины) немало представителей этой категории населения устраиваются на работу, чтобы иметь дополнительный доход. Пенсия работающим пенсионерам полагается – ее не перестают выплачивать из-за того, что человек трудоустроен. И даже в этом случае не всегда можно назвать завидным его материальное положение, поэтому государство периодически старается помочь этому слою населения финансово, насколько это возможно в условиях экономического состояния страны.

Содержание:

  • Что такое индексация пенсий в Украине?
  • Как и когда повысят выплаты?
  • Откуда деньги на индексацию?
  • Кто может рассчитывать на индексацию пенсий?
  • Кого не касается индексация?
  • Пенсия работающим пенсионерам
  • Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам
  • Когда подавать документы на перерасчет?
  • На сколько выросли выплаты?
  • Как пересчитывали?
  • Работать официально или нет?
  • Обещанная тысяча

Что такое индексация пенсий в Украине?

Законодательно установлено, что она представляет собой процесс изменения финансовых доходов граждан в сторону увеличения, благодаря которому частично либо в полном объеме удается возместить повышение цен на услуги и товары. Индексация производится на основании увеличения ИПЦ (индекса потребительских цен) хотя бы до 101%. На примере это выглядит так. Если выплаты в марте составляют 1,5 тыс. грн., а ИПЦ в этом же месяце составило 100%, то при повышении последнего в апреле до 103,3% целесообразно произведение индексации в связи с превышением порога до 2,3%.

Как и когда повысят выплаты?

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам в 2020 году в Украине был сделан в апреле, что было осуществлено без соответствующего заявления от них. При его произведении учитывался страховой стаж человека, который он имел за весь период, включая февраль 2020 года. В среднем выплаты увеличились на 180 грн. 80 коп., а количество человек, получивших такую прибавку, составило 357,1 тыс.

Что касается минимальных пенсионных выплат по возрасту, то с июля 2020 года они увеличились до 1712 грн. Еще одно их повышение планируется на 1 декабря 2020 года, когда они должны составить 1769 грн.

Помимо этого, планируется увеличить их размеры для лиц, имеющих стаж, превышающий тот, который требуется для начисления выплат:

  • Для мужчин – более 35 лет;
  • Для женщин – более 30 лет.

В данном случае лицам пенсионного возраста будет полагаться надбавка, составляющая 1% от минимальной суммы за каждый год, который человек отработал после выхода на пенсию по возрасту. С 1 июля 2020 года данная сумма составляет 17,12 грн.

Как только ПФУ предупредил о том, что планируется увеличение пенсионных выплат в среднем на 11%, возникло немало разнотолков этой новости. Многие украинцы такой прибавки так и не дождались, и это стало серьезным поводом для возмущения. Представители организации поясняют, что таковая не касается минимальных сумм выплат – она начисляется в зависимости от средней зарплаты, на основании которой формировался размер пенсионных начислений.

Откуда деньги на индексацию?

Представители Офиса президента отвечают на этот вопрос. Они сообщают, что финансы для этого взяты из госбюджета за счет сокращения неэффективных расходов и увеличения его дефицита.

  • Что касается первого пути, индексация пенсии работающим пенсионерам (и другим категориям) будет производиться за счет того, что будут сокращаться неэффективные расходы с последующим перераспределением средств. Коснуться этот процесс может госпредприятий, доходов финансовых госучреждений, уменьшения высоких заработных плат и т. д.;
  • По словам представителей Офиса президента, страна может себе позволить увеличить дефицит бюджета, поскольку он планировался с учетом такового в 2% при том, что такое планирование было ориентировано на экономический рост в 3,5%. Финансирование же его правительство планирует осуществлять прежде всего заимствованием – во Всемирном банке, МВФ, Еврокомиссии.

Кто может рассчитывать на индексацию пенсий?

Количество этих людей немалое. Отдельным решением стала индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году в Украине, которая была произведена в апреле. В мае этого же года произошло повышение пенсионных выплат для других категорий их получателей:

  • В связи с потерей кормильца;
  • По инвалидности;
  • По возрасту;
  • По выслуге лет.

Согласно статистике, индексироваться будут суммы, получаемые 10,2 млн украинцев. В среднем надбавка составляет 260 грн.

Кого не касается индексация?

Основанием для нее является Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Если же пенсионные выплаты начислены в соответствие с другими законодательно-нормативными документами, осуществлена она не будет.

Таким образом, надбавок не следует ожидать следующим категориям граждан:

  • Тем, кто получает социальные выплаты – лицам, не имеющим страхового стажа, позволяющего претендовать на минимальную пенсию;
  • Государственные служащие;
  • Индексация пенсий работающим пенсионерам в Украине в мае 2020 года произведена не была, поэтому они тоже в этом списке. Напомним, она была осуществлена в апреле 2020 года;
  • Помощники народных депутатов;
  • Научные сотрудники;
  • Люди, которым выплаты были назначены в 2019, 2020 годах;
  • Лица, получающие максимальные суммы выплат, пожизненное содержание либо специальные пенсии.

Не индексируются пенсии в таких случаях:

  • Если они начислены с учетом абз. 1 ч. 1 ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании;
  • Если речь идет о дополнительных пенсионных выплатах, компенсациях, надбавках, прочих доплатах, устанавливаемых в соответствие с прожиточным минимумом.

Пенсия работающим пенсионерам

Правоотношения в области пенсионного страхования регламентируются Законом Украины №1058 от 09.07.2003 г. «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Повышение пенсии работающим пенсионерам производится на основании него же. Так, ч. 4 ст. 42 данного Закона установлено, что, если застрахованный гражданин продолжает работать после выхода на пенсию, последняя пересчитывается с учетом минимум 24 месяцев страхового стажа после ее начисления либо последнего перерасчета. Если у застрахованного лица имеется страховой стаж менее указанного периода, он осуществляется не раньше, чем спустя 2 года после начисления пенсионных выплат либо последнего перерасчета.

Ежегодно Пенсионным фондом производится перерасчет пенсий работающим пенсионерам, Украина – страна, в которой он выполняется без предварительного обращения граждан. Это делается автоматически с 1 апреля для пенсионеров, которые по состоянию на 1 марта текущего года имеют на это право. В ч. 1 ст. 40 обозначенного Закона указано, что делается это на самых выгодных для лица условиях.

Порядок, по которому осуществляется перерасчет суммы пенсий, регулируется Пенсионным фондом и согласовывается с центральным органом исполнительной власти. Что касается расчета страхового стажа, являющегося основанием для перерасчета сумм выплат, он выполняется не раньше дня, который следует за днем, включающимся в период, по который он начислен.

Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам


Закон предполагает и такую возможность, и для ее использования граждане должны самостоятельно обратиться в соответствующую инстанцию, заявив о своем желании, чтобы сумму выплат пересчитали.

Имеют на нее право такие категории граждан:

  • Пересчитать их могут работающим ныне пенсионерам. Единожды в два года они вправе обратиться в Пенсионный фонд, чтобы пересчитать размер выплат с учетом увеличения отработанного стажа. Ранее людям нужно было самостоятельно обращаться с таким заявлением в соответствующие органы, но с 2018 года ситуация изменилась в лучшую для них сторону. Перерасчет пенсии работающим пенсионерам в Украине по новому Закону выполняется автоматически. Каждый год Пенсионный фонд с 1 апреля производит эту процедуру для всех, кто имеет на нее право, даже если человек не изъявил сам желания на это;
  • Воспользоваться такой возможностью могут граждане, желающие сменить один вид пенсионных выплат на другой. В нашей стране существуют две основных их разновидности – спецпенсии, начисляемые в соответствие со специальными законами, и трудовые пенсии, рассчитываемые на основании стажа. Правительство всячески старается сделать так, чтобы как можно больше людей переходило на второй вариант. С этой целью государство проводит реформы, по возможности повышает суммы, пересчитывает их на максимально выгодных для граждан условиях, тогда как в сфере спецпенсий особых изменений уже давно не происходит. В частности, пенсия работающим пенсионерам в Украине выплачивается без ограничений, тогда как для спецпенсий они остались;
  • Граждане, желающие добавить стаж, который не был исчислен при назначении выплат. Нередки ситуации, когда человек по каким-либо причинам не смог своевременно предоставить документы, подтверждающие, что он в течение определенного времени был трудоустроен на том или ином предприятии. Если у него появилась такая возможность, он вправе это сделать, и тогда соответствующие инстанции должны внести коррективы, пересчитать сумму выплат. Кроме того, Законодательство Украины позволяет докупить стаж. По мнению экспертов, это оптимальный вариант для тех, кому недостает нескольких месяцев такового, чтобы иметь право на начисление пенсионных выплат. Кроме того, неработающим и незастрахованным гражданам разрешено оплачивать сумму в размере 44%, взятых от минимальной зарплаты ежемесячно, чтобы купить страховой стаж. В случае приобретения такового данным способом за прошедшие годы сумма таких взносов остается неизменной;
  • Лица, которые могут претендовать на увеличение пенсионной суммы на основании повышения на работе, получения надбавок и т. д.

Когда подавать документы на перерасчет?

В их список входит заявление, а также дополнительная документация – о размере заработка, стажа и т. д. Говоря о том, как сделать перерасчет пенсии работающему пенсионеру, подавать документы следует в случае, если человек желает, чтобы ему сделали индивидуальный перерасчет, и выполнить это можно в любое время. Но не следует откладывать надолго этот процесс, если вы хотите, чтобы механизм был побыстрее запущен. Связано это с тем, что он производится с 1 числа месяца, если человек обратился с таким заявлением до 15 числа текущего месяца. Если подать заявление по прошествии 15 числа, он будет выполнен с 1 числа следующего месяца.

Учтите, что Пенсионный фонд может потребовать дополнительные документы, которые придется принести позже, и тогда именно дата их подачи будет считаться датой обращения в инстанцию.

Перерасчет пенсии при увольнении работающего пенсионера в Украине является законодательно регулируемой процедурой. Согласно нормам пенсионной реформы, выполняют его после увольнения лица, беря за основу прожиточный минимум, являющийся актуальным на данный момент.

На сколько выросли выплаты?

Во многом это зависит от того, какими они были изначально. Например, средний их размер составляет два минимальных размера, максимальный – порядка пяти средних. Во многих случаях с учетом перерасчета прибавка составляла менее 100 грн. Для таких ситуаций был разработан механизм, согласно которому для достижения хотя бы этой суммы были предусмотрены различные доплаты и надбавки.

Таким образом, повышение пересчитанной пенсии произошло на следующие суммы:

  • 100 грн. – у 45% чел.;
  • 100-400 грн. – у 37,9% чел.;
  • 400-500 грн. – 6,1% чел.;
  • 500-700 грн. – 5,6% чел.;
  • 700-1000 грн. – 3,1% чел.;
  • Свыше 1000 грн. – 2,3% чел.

Как пересчитывали?

В мае 2020 года лица пенсионного возраста стали получать проиндексированные выплаты, но работающих из их числа это не коснулось, а перерасчет последних осуществлялся с использованием коэффициента повышения значения среднего размера заработной платы, составляющего 1,11. Это обозначено в постановлении правительства №251 от 01.04.2020 г. При этом, отмечается, что индексация производится не по отношению ко всей пенсионной сумме. Существует формула выполнения перерасчета пенсии, о которой речь пойдет чуть ниже. Индексируется лишь одна ее составляющая – значение средней заработной платы, из которой выплачиваются страховые взносы.

Используется следующая формула перерасчета пенсии работающим пенсионерам – П = Зс х Кзп х Кс. В ней значения расшифровываются так:

  • П – сумма пенсионных выплат, исчисляемая в грн.;
  • Зс – средний показатель заработной платы в стране, который брался за основу при первоначальном начислении пенсионных выплат;
  • Кзп – это аббревиатура коэффициента заработной платы;
  • Кс – обозначает коэффициент стажа.

Когда производится перерасчет, Зс остается неизменным, сохраняя значение, которое было изначально, когда человеку назначалась пенсия.

На перерасчет пенсии работающим пенсионерам обычно не влияет Кзп, поскольку в нынешних условиях этот показатель, как правило, не увеличивается. В связи с этим его чаще производят с учетом увеличенного Кс.

В свою очередь, он рассчитывается по следующей формуле – Кс = Cr х 0,0135. В ней под Cr подразумевается пенсионный стаж, который обозначается в годах.

Работать официально или нет?

Увеличение рабочего стажа, следовательно, повышение за счет этого пенсионных выплат – основной аргумент в пользу официального трудоустройства. Но ежемесячно из доходов высчитывается 15%, тогда как за каждые 2 года стажа сумма пенсии возрастает примерно на 5%. Кроме того, не исключены отпуска за свой счет, работа по неполному трудовому графику, а это значит, что 2 календарных года не равно 2 годам стажа.

Это и есть главная причина тому, что многие выбирают неофициальное трудоустройство, не обязывающее и без того не богатых (в большинстве своем) пенсионеров производить взносы в государственные фонды. Тем более, что выплата пенсии работающим пенсионерам от этого не отменяется.

Обещанная тысяча

Еще в марте новость о ней облетела страну, когда президент Владимир Зеленский в своем видеообращении анонсировал готовность выплатить по 1 тыс. грн. в качестве надбавке пенсионерам, пенсии которых составляют менее 5 тыс. грн. Глава государства заявил, что правительство намерено начать этот процесс уже с 1 апреля.

Позже сообщалось, что такая единовременная помощь будет зачислена на счета не позже 24 апреля, а выплачена не позднее 25 июня 2020 года. По состоянию на август этого года большинство из тех, кому была обещана 1 тыс. грн., ее получили.

В России также обсуждается вопрос возврата индексации на выплаты работающим пенсионерам. Внесение такого законопроекта в Госдуму, по мнению экспертов, должно помочь в том, чтобы россияне стремились работать легально, а не искали неофициальное трудоустройство.

Пенсия работающим пенсионерам выплачивается в нашей стране своевременно, но ее получатели были бы далеко не против, если бы она регулярно увеличивалась.


Пенсионное и социальное законодательство Украины, а также связанные с ними нормативные акты, содержат несколько разновидностей стажа работы, в том числе:

  • трудовой (общий) — это периоды официальной трудовой деятельности, подтверждающиеся записями в трудовой книжке. Трудовой стаж может включать в себя такие понятия как общий, льготный и специальный стаж работы. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» понятие общего стажа работы в основном применяется для отличия его от стажа, дающего право на льготы по назначению пенсии
  • страховой (пенсионный) — это отрезок времени, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно платились взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса (ст. 24 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»)
  • специальный — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии
  • льготный — это период трудовой деятельности во вредных, опасных или специфических условиях в течение полного рабочего дня. Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым период трудовой деятельности может быть отнесен к льготному стажу, утвержден постановлениями Кабинета Министров Украины

С введением страхового стажа (01.01.2004 года) стало не важно, сколько человек фактически работал –значение имеет в течение какого периода и сколько уплачивал работодатель за него в Пенсионный фонд. Трудовой стаж, полученный до января 2004, автоматически приравнивается к страховому стажу. После указанной даты для расчёта пенсии имеет значение период уплаты страховых взносов. Об этом сообщает Юридический портал Украины.

Какой стаж нужен для пенсии?

Пенсионная реформа существенно изменила условия выхода на пенсию для украинцев. В частности, были пересмотрены требования к пенсионному возрасту и количеству лет страхового стажа. В 2020 году выйти на пенсию граждане Украины могут в возрасте 60, 63 или 65 лет, в зависимости от накопленного за годы трудовой деятельности страхового стажа.


Что входит в пенсионный (страховой) стаж?

Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» без уплаты взносов в Пенсионный фонд в страховой стаж пенсионера засчитывается:

  • срочная служба в армии
  • уход за ребенком-инвалидом
  • воинская (не срочная) служба
  • отпуск по беременности и родам
  • отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
  • срочная альтернативная (не воинская) служба
  • пребывание на фронте или участие в боевых действиях
  • период пребывания за границей жен или мужей дипломатов во время службы
  • инвалидность из-за несчастного случая на производстве или профзаболевание
  • исполнение обязанностей родителей-воспитателей детских домов семейного типа
  • служба в военизированных формированиях, горноспасательных частях и аварийно-спасательных подразделениях, созданных согласно законодательству Украины
  • срок получения материальной помощи на профессиональную подготовку/переподготовку и повышение квалификации, а также период получения пособия по безработице
  • уход за инвалидом I группы, престарелым, требующим постоянного ухода (по МСЭК) или достигшим 80 лет, если этот уход осуществляет неработающее трудоспособное лицо

Дополнительно к вышеуказанным пунктам в период до 1 января 2004 года в пенсионный стаж согласно действующего тогда Закона «Про пенсійне забезпечення» включаются:

  • обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
  • период проживания жен офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет)

Какие документы подтверждают пенсионный стаж?

Начисление и подтверждение страхового стажа за период трудовой деятельности до 1 июля 2000 года осуществляется на основании записей в трудовой книжке, а также других документов (справки предприятий, учреждений и организаций, а также данные госархивов). После 1 июля 2000 года расчет пенсионного стажа производится сугубо по данным персонального учета в Пенсионном фонде.

Более детальная информация о документах и способах подтверждения стажа для пенсии .

Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?

Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачтен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса. Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (производится сотрудниками ПФ по обращению работника). Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).

Какой размер страхового взноса в 2020 году для физического лица?

С января 2011 года в Украине действует Единый соцвзнос на общеобязательное государственное социальное страхование (Єдиний соціальний внесок), который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, соцстрах (больничные), «безработицу» и «несчастный случай на производстве».

С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена единая ставка ЕСВ – 22%.

Учитывается ли непрерывность стажа при расчете пенсии?

На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот. Сейчас длительность непрерывной работы имеет значение разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате. Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет производят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.

Будет ли учитываться стаж, полученный за границей при оформлении пенсии в Украине?

Особенности учета стажа, полученного за границей, зависят от наличия международных договоров о пенсионном обеспечении между Украиной и государством, в котором украинцы работают. Так, например, при назначении пенсии в Украине учитывается страховой стаж, полученный в странах ближнего зарубежья: Армения, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Кыргызстан. С этими государствами у нас заключены так называемые территориальные договоры, т.е. пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого пенсионер проживает.

Между Украиной, Латвией, Эстонией, Литвой, Болгарией, Словакией, Польшей, Румынией, Испанией, Португалией, Венгрией, Чехией и Монголией действуют так называемые пропорциональные договоры о пенсионном обеспечении. Эти соглашения предусматривают пропорциональное финансирование пенсионных выплат, т.е. каждая страна платит пенсию за часть трудового стажа, полученного на ее территории, соразмерно пенсионным взносам и заработной плате. При этом, размер дохода (заработка) определяется исходя из официально установленного курса на момент назначения пенсии. Проверка и подтверждение стажа компетентными органами соответствующей страны осуществляется Пенсионным фондом по запросу пенсионера, с указанием точного адреса предприятия и его названия.

Работа за границей не учитывается при начислении пенсии, если между Украиной и иностранным государством нет договора о социальном и пенсионном обеспечении (Германия, Италия, Израиль).

Что делать, если не хватает минимального страхового стажа для назначения пенсии?

Согласно ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» наличие у человека минимально необходимого страхового стажа дает ему право на оформление пенсии по достижении установленного возраста. При отсутствии нужного трудового стажа для назначения пенсии, можно заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это даст возможность докупить страховой стаж.

Приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты ЕСВ в Пенсионный фонд Украины производится в соответствии с ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Перечень лиц, имеющих право на добровольное участие в солидарной и/или накопительной пенсионной системе определен статьей 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а именно:

  • лица, достигшие 16 лет и не подлежащие общеобязательному пенсионному страхованию согласно ст. 11 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие, работающие в Украине
  • граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за границей

Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, будет засчитан в пенсионный стаж. Условия такого участия, размер взносов и периодичность их выплаты определяются соответствующим договором с ПФ. Если пенсионер не приобрел необходимый для пенсии страховой стаж, органами социальной защиты населения ему может быть назначена госпомощь согласно ЗУ «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию».

Как и за сколько можно купить стаж для пенсии?

Купить стаж в Пенсионном фонде не сложно – главное правильно рассчитать сколько лет страхового стажа надо докупить чтобы иметь возможность получать пенсию, а не социальные выплаты. Определиться с количеством отсутствующего стажа помогут сотрудники ПФ при проведении предварительной калькуляции размера пенсии (по обращению пенсионера). Также провести вычисления можно самостоятельно при помощи программы «Пенсионный калькулятор».

Сколько нужно заплатить за пенсионный стаж?

Вопрос актуальный и интересует многих украинцев, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой и увеличением количества страхового стажа для приобретения права выхода на пенсию. Для большей наглядности приведем пример расчета:

Допустим для получения пенсии человеку не хватает 1 года (т.е. 12 месяцев) страхового стажа. Вычисление размера доплаты производится по формуле:

Д = С × К × М, где:

  • Д – доплата за недостающий пенсионный стаж
  • С – страховой взнос из минимальной заработной платы по ставке ЕСВ – 22%
  • К – коэффициент стоимости компенсации, применяемый при единовременной уплате
  • М – количество месяцев сажа, которых не хватает для назначения пенсии

Итак, с 01.01.2020 по 31.12.2020 минимальная зарплата составляет 4723 гривны. Минимальный страховой взнос при 22%-ной ставке ЕСВ (1039,06 грн.) с учетом коэффициента, который применяется при единовременной уплате (за 1 год – 2) равен 2078,12 грн.

Таким образом, сумма, которую необходимо в 2020 году оплатить в ПФ за покупку 1 года стажа составляет 24937,44 грн. (12 месяцев × 2078,12).

Обратите внимание, что из-за повышения минимальной заработной платы, размер компенсации за каждый купленный год страхового стажа будет увеличиваться.

Подпишитесь на "Трибун" в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Читайте также: