Работа в комсомоле назначение пенсии

Многие советские люди давно стали российскими пенсионерами, но и комсомольский, и партийный билеты большинство из них по-прежнему бережно хранят среди своих документов.

И, как оказывается порой, совсем не зря: старые «корочки» вполне еще могут сослужить добрую службу – помочь увеличить пенсию своему владельцу. В чем кроется секрет?

Как известно, залогом хорошей пенсии являются два ключевых фактора:

А поскольку наибольший отрезок трудового пути для нынешних пенсионеров лежит еще в СССР, то и документы, подтверждающие стаж и заработок, по сей день приходится искать в советском прошлом.

Со стажем проблем, как правило, не возникает: трудовая книжка в этом плане существенно облегчает задачу пенсионерам. А вот с заработком сложностей бывает куда больше.

За работу до 2002 года пенсия начисляется по «старым правилам», где используется коэффициент соотношения заработка пенсионера со средней зарплатой по стране за тот же период.

Максимальное значение этого коэффициента остается неизменным вот уже много лет – 1,2 (лишь для северян предусмотрен ряд исключений). Заработок для расчета берется в двух возможных вариациях:

- либо за 2000-2001 гг. на основании сведений, представленных работодателем в ПФР,

- либо за любые пять лет подряд за период до 2002 года на основании документов.

В тех случаях, когда информация о заработке в ПФР либо отсутствует, либо имеется, но не дает в итоге максимального коэффициента, единственная возможность повысить пенсию – это найти документы о заработке.

Причем, как показывает практика, наиболее высокий коэффициент позволяет получить именно советский заработок (за 1970 – 1980-е годы в первую очередь).

Стоит ли напоминать, что к документам о заработке всегда предъявляются повышенные требования – ведь они несут сведения, от которых зависит размер пенсии.

В идеале это должна быть справка от работодателя или из архива, выданная по специально утвержденной форме. А как быть, если такой справки найти не удалось?

Ответ на этот вопрос приведен в совместном письме Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 года № 8389-ЮЛ / ЛЧ-06-27/9704:

- если документы о заработке работника не сохранились и невозможно установить виновных в этом лиц, ПФР устанавливает заработок работника по комсомольским, партийным, профсоюзным билетам и прочим документам, подтверждающим фактический заработок работника в конкретном организации.

Разумеется, самым распространенным среди этого перечня является комсомольский билет.

Между тем, на практике ПФР нередко отказывается делать перерасчет пенсии по комсомольскому билету. В основном по следующим причинам:

- данные о заработке в билете отличаются от тех, что частично подтверждаются справками примерно за то же период,

- нет доказательств того, что документы о заработке не сохранились.

А вот суды намного лояльнее относятся к комсомольскому билету. Так, например, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл (дело № 2-5152/2018) ПФР обязали сделать перерасчет пенсии истцу, приняв сведения о заработке за 1982 – 1984 гг. по комсомольскому билету.

Доводы ПФР о том, что данные в справках о заработке расходятся с билетом, были отклонены, т.к. прямых доказательств недостоверности записей в комсомольском билете не представлено.

Аналогичная практика складывается и в отношении партийного билета (например, решение Чайковского городского суда Пермского края по делу № 2-2120/2017).

Недавно в Госдуму был внесен законопроект о том, чтобы расширить пенсионерам возможность подтверждения советского заработка. В частности, предлагается устанавливать заработок по тарифным ставкам и должностным окладам, которые были тогда едиными для работников определенной отрасли.

Если проект будет принят, это позволит увеличить пенсию многим пенсионерам, кому так и не удалось восстановить свои документы о заработке.


Верижникова Марина Геннадьевна


Комсомольский билет и пенсия. Фото vintajj.ru

Люди, которые работали в советское время, стали уже пенсионерами. Но они по-прежнему хранят большое количество документов, полученных в течение официального трудоустройства. Эти документы могут использоваться для получения разных льгот или наград, а также для увеличения размера пенсии.

Комсомольский билет

Для расчета пенсии учитывается длительность стажа и размер зарплаты, получаемой в разные периоды времени. Современные пенсионеры некоторую часть своей жизни вынуждены были работать в СССР. Поэтому они часто не могут получить подтверждение своего официального трудоустройства.

Для этого приходится обращаться в разные архивы, но и они могут не содержать нужных бумаг. Стаж может подтверждаться трудовой книжкой, но вот доказать определенный размер заработка практически невозможно.

Как комсомольский билет повлияет на пенсию? Ответ в видео:

До 2002 года процесс расчета пенсии осуществлялся с учетом старых правил, поэтому учитывалось соотношение зарплаты пожилого человека со средним заработком за конкретный период времени. Максимально коэффициент 1,2.


Часто возникают ситуации, когда в ПФ просто отсутствуют сведения относительно размера заработка гражданина. Поэтому невозможно воспользоваться максимальным коэффициентом.

Люди, которые нуждаются в повышении пенсии, должны заняться поиском официальных документов, подтверждающих размер заработной платы. Практика показывает, что наиболее высокий коэффициент можно получить за работу в советский период.

К документам, которые передаются в ПФ гражданами, предъявляются многие требования, так как именно от них зависит размер выплаты. Поэтому они должны быть представлены справкой от работодателя или выпиской из архива, которая оформляется по утвержденной форме.

Иногда люди не могут найти официальные документы, поэтому смиряются с низкой пенсии.

Но в письме Минтруда и ПФ №8389-ЮЛ / ЛЧ-06-27/9704 говорится следующее: если документы невозможно восстановить, а также нельзя найти виновных, то ПФ может установить заработок человека за советский период на основании данных, имеющихся в комсомольском, партийном или профсоюзном билете.

Учитываются и другие бумаги, с помощью которых человек может подтвердить размер своего заработка во время работы в каком-либо советском предприятии. Наиболее часто у граждан сохраняется именно комсомольский билет.

Когда сотрудники ПФ отказывают в перерасчете

Даже если у человека имеется комсомольский билет, все равно он может столкнуться с отказом в увеличении пенсии.

Это обусловлено следующими причинами:

  • сведения о размере заработка, имеющиеся в комсомольском билете, отличаются от информации из разных справок, полученных из архива или других организаций;
  • отсутствуют доказательства того, что документы о доходе не сохранены, поэтому в этом случае человек должен заняться получением этих справок.

Как можно увеличить пенсию? Смотрите видео:


Какие штрафы платят владельцы земли? Подробнее здесь.

Именно в нем содержались данные о размере зарплаты за труд в 1984 году. Хотя представители ПФ утверждали, что в справках имеются другие сведения, у них отсутствовали доказательства того, что в комсомольском билете содержались неверные данные.

На какую сумму увеличиться

Размер пенсии может увеличиться на разную сумму, так как это зависит от текущего размера выплаты, стажа работы и заработка в разные периоды времени. Статистика показывает, что если ПФ учитывает сведения из комсомольского билета, то люди могут рассчитывать на увеличение пенсии примерно на 1 тыс. руб.

Как получить вычет за учебу за границей? Узнаете тут.


Как оформить

Чтобы увеличить свою выплату, нужно попытаться найти справки, доказывающие места трудоустройства и заработок в советский период. Если найти эти документы не получается, то подготавливается комсомольский билет.

Делается копия данного билета, после чего она приедается с заявлением о перерасчете в отделение ПФ. На основании этого заявления производится перерасчет, который обычно приводит к повышению пенсии.


Прибавка к пенсии по комсомольскому билету. Фото retrolavka.ru

Если специалисты ПФ отказывают в перерасчете, то придется обращаться в суд для отстаивания своих прав. Судебная практика показывает, что суды положительно реагируют на комсомольский билет в качестве доказательства стажа и дохода.

Повысить пенсию можно только с помощью бумаг, доказывающих стаж или заработок гражданина. Если невозможно найти справки о работе в советский период, то можно воспользоваться комсомольским билетом, содержащим сведения о местах работы и заработке человека.



Комсомольский билет получала в школе. Понятно, что никаких доходов у школьников не было. А вот комсомольские взносы мы, почему-то, платили.

По правилам по истечении возраста комсомольский билет сдавался в комитет комсомола.

Не сдавался никогда! У меня до сих пор лежит мой комсомольский билет а мне уже 70 лет!

Никогда он не сдавался! Мне 70 лет и у меня он лежит в документах дома а есть еще и профсоюзный билет!

Суд отвечает на все поданные заявления, что это рекомендации ,а не закон И поэтому отказывают рассматривать комсомольские и партийные билеты. К сожалению я это уже прошла , мне отказали!

Наш комсорг объединял несколько подразделений в тресте,и уже к 28 годам, чтобы сдать билет, приехал комсорг,оплатила ему за последние месяцы просто по 10 коп или что-то в этом роде и всё! Так что этот билет- не справка!

Может хватит фигню нести?

Почему фигню? Пересчитают обязательно только в нужную сторону.

муж работал каменщиком .когда пошел на пенсию -коэффициент насчитали 3.5.Но все-равно для пенсии взяли 1.2.так что для работяги хоть какая была твоя зарплата все-равно будет 1.2. У меня был коэффициент 1.4.тоже взяли только 1.2.Про какие комсомольские билеты речь-одно вранье

При чём тут комсомольский билет? А галстук пионерский тоже можно приносить со значком ? Или водительское удостоверение , выданное во время существования СССР – тоже можно )))

При том, что от размера заработной платы и платились членские взносы. Вы , наверное, еще не жили в те времена, поэтому и не знаете.

А маме моей коллеги, пенсию посчитали по профсоюзному билету. Они беженцы из Чечни. И справок о зарплате у нее не было. В ПФ ей сами предложили такой вариант. Так что, это правда!

Автор ты с головой дружен…..может ешё удостоверение общества собаководов повлияет ? Народ за идиотов как сам не держи !

Автор прав . Мои документы по заработной плате в архиве не сохранились . Решением суда средняя заработная плата была восстановлена по партийному билету (по членским взносам) Пенсия увеличилась на 2 500.

Вот вам и ответ в самом тексте:
Делается копия данного билета, после чего она приедается с заявлением о перерасчете в отделение ПФ.
Источник: https://fbm.ru/finansy/kak-na-pensiju-povlijaet-komsomolskij-bilet.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Ходил в море,заработок был огого,а максимальный коэффициент 1,2 и не надо тень на плетень наводить.Всем старались пенсии сделать нано.

В Москве общая пенсия увсех одинаковая(работал,не работал или сидел в тюрьме).Разницу доплачивает Мэрия.Молодцы.

Мой отец при уходе на пенсию в 1990 году получил 132 рубля/месяц, а я как инженер -технолог получал зарплату 160 рублей/месяц, ну где правда о пенсиях ?
Его ещё попросили задержаться на 1 год для передачи опыта, но молодёжь не способная к обучению оказалась, в результате он ещё2 года отработал, и ему платили и пенсию и зарплату полностью 100%, а сейчас, если пенсионер работает, то 100% не получишь. Спасибо про реформу пенсионную тогда не придумали. а то сейчас пенсионеров было бы больше в живых.

Вы статью читали? Неужели не понятно, что по нему можно восстановить информацию о заработной плате, если она утеряна в архиве, или её намеренно занижают. Что суд принимает комсомольский билет с указанием заработка как доказательство. Может, конечно, так написано, что надо догадаться об этом. Но вроде бы чётко мысль прослеживается в статье.

А как быть со стажем за работу в районах Кр.Севера , когда он считался год за полтора при заключении договора с предприятием . А потом при развале Союза это постановление отменили . И при Выходе на пенсию в 1998 г. мне посчитали год за год. Хотя я проработала в районах Кр. Севера -35 лет. К кому предъявлять теперь эти претензии ?

Господа- товарищи !! Не питайте иллюзий получить хоть какую-то прибавку к своей пенсии, размер которой не в состоянии обеспечить минимально обоснованного с медицинской точки зрения питания просто для выживания физиологически, не говоря уже об активном образе жизни, после оплаты услуг ЖКХ. А еще пенсионерам как правило всем, надо купить необходимые лекарства. А вот капиталистическая система нашего государства стремится избавиться от пенсионеров, приняв драконовский закон об увеличении пенсионного возраста. Да и ранее принятые ограничения в виде коэффициента 1.2 А также поднятие минимального размера пенсии до прожиточного минимума пенсионера исключают возможность всякого получения добавки к пенсии .По закону ее могут получить только те, у кого пенсия ниже прожиточного минимума в размере доплаты до прожиточного минимума. дальше не помогут никакие партийные и комсомольские билеты. Еще есть, вроде бы,законный способ повысить хоть немного свое материальное обеспечение пенсионерам: мужчинам – за срочную службу в армии, женщинам – за рождение и воспитание 2 и более детей. Отслужив 2 года в Советской Армии, уволившись в звании старшего сержанта я попытался воспользоваться возможностью получить хоть небольшую добавку к пенсии. Но пенсионные дамы пояснили, что моя пенсия назначена как раз в размере 1.2, а значит не положено за службу. Так же точно жене за воспитание детей. И еще олин обман наших правителей в отношении пенсионеров – единовременная выплата 5000 руб вместо индексации ежемесячной выплаты, за счет которой у пенсионера с пенсией 10 000 рублей она выросла бы до 11.000 рублей. А это ежегодно после обмана в 5000 руб. добавка у пенсионера за год составила бы 12 000 руб. Вот такая у нас забота о пенсионерах, основная масса которых создавала богатства СССР, которые были разграблены разрушителями нашей Родины, а пенсионеров посадили на голодный паек.

В Астраханской области в 2019 году два года срочной службы в Советской Армии не засчитывают в общий трудовой стаж – отменили! А ведь здесь военный билет, а не комсомольский!

На какую сумму “увеличитЬся” ЧТО сделаетЬ.
ВЕРЫ становится меньше, когда в тексте встречаются ТАКИ Е грубые грамматические ошибки…

Комсорг ставил штампик оплачено, и как вы будете доказывать в пенсионке, что вы не верблюд?

Девушка не видела комсомольского билета и не знает, что там место работы никогда не указывалось! Комсомольский билет обязательно сдавался в комитет ВЛКСМ, если не было специального решения об оставлении на память за особые заслуги! Но, некоторые, тырили свои билеты, но это уже …

Отказ в назначении досрочной пенсии, так как 3 года работала секретарем комитета комсомола.


Педагогической - нет, но включаемой в специальный стаж - возможно.

"Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 69-В 092

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Горохова Б.А., судей Корчагиной Т.Е., Гуляевой Г.А. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Н.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в качестве пионервожатой и секретаря комсомольской организации и назначить досрочную трудовую пенсию, по надзорной жалобе Ткаченко Н.А. на решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчагиной Т.Е., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ткаченко Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды ее работы в качестве пионервожатой и секретаря комсомольской организации и назначить досрочную трудовую пенсию с 25 августа 2006 года, ссылаясь на то, что Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решением от 8 декабря 2006 года отказало ей в назначении досрочной пенсии, исключив из педагогического стажа периоды работы с 18 августа 1981 года по 6 сентября 1983 года в качестве пионервожатой, с 7 сентября 1983 года по 20 августа 1984 года в качестве секретаря комсомольской организации в. области.

Решением Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2007 года исковые требования Ткаченко Н.А. частично удовлетворены. Суд постановил:

- зачесть Ткаченко Н.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период ее работы в качестве пионервожатой с 18 августа 1981 года по 6 сентября 1983 года;

- в аналогичных требованиях за период работы с 7 сентября 1983 г. по 20 августа 1984 г. секретарем комсомольской организации в. области Ткаченко Н.А. отказать;

- требования Ткаченко Н.А. о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента наступления ее пенсионного права и обращения за назначением пенсии с 25 августа 2006 года оставить без рассмотрения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2007 года решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2007 года изменено. Абзац третий резолютивной части решения изложен в следующей редакции:

В удовлетворении требований Ткаченко Н.А. о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента наступления ее пенсионного права и обращения за назначением пенсии с 25 августа 2006 года отказать. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Ткаченко Н.А. просит отменить решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2007 года в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода ее работы в качестве секретаря комсомольской организации. области с 7 сентября 1983 года по 20 августа 1984 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2009 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене в части.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Отказывая во включении в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, периода работы истицы на выборной комсомольской работе, судебные инстанции исходили из того, что работа секретарем комсомольской организации. не связана с осуществлением педагогической деятельности. Суд кассационной инстанции указал также на то, что в пункте 3.1 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" идет речь о выборной работе инструкторов райкома КПСС, райкома ВЛКСМ и других, а не о любой выборной должности.

Между тем, вывод судебных инстанций о том, что период работы Ткаченко Н.А. на выборной комсомольской и партийной работе не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы заявителя), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1. Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении п.п. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В оспариваемый период с 7 сентября 1983 года по 20 августа 1984 года истица работала секретарем первичной комсомольской организации. Эта работа была выборной, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.

При таких обстоятельствах, вышеуказанный период работы подлежал включению в стаж работы Ткаченко Н.А. по специальности.

Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из материалов дела усматривается, что указанное условие включения спорного периода (продолжительностью 11 мес. 13 дней) в стаж работы по специальности соблюдено.

Следует также учесть правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период работы подлежит включению в стаж, дающий истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

На основании изложенного, состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене в части отказа Ткаченко Н.А. во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода ее работы в качестве секретаря комсомольской организации. области с 7 сентября 1983 года по 20 августа 1984 года.

При этом дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для определения общего размера специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и решения вопроса о досрочном назначении Ткаченко Н.А. трудовой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2007 года отменить в части отказа Ткаченко Н.А. во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода ее работы в качестве секретаря комсомольской организации. области с 7 сентября 1983 года по 20 августа 1984 года.

Принять по делу новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить в специальный стаж педагогической деятельности Ткаченко Н.А. период ее работы в качестве секретаря комсомольской организации. области с 7 сентября 1983 года по 20 августа 1984 года, а в части досрочного назначения Ткаченко Н.А. трудовой пенсии по старости направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Я работала первым секретарем райкома комсомола. на протяжении всей деятельности не включался в стаж гос и муниципальной службы это время работы. При выходе на пенсию не хватило одного года. Как включить. Какая нормативная база? Спасибо

Ответы юристов ( 5 )


На основании части 4 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

На основании статьи 5 Закона Москвы «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы» В стаж государственной службы государственных служащих города Москвы включаются иные периоды службы (работы):

1. Время нахождения на инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III и II степени вследствие увечья, профессионального заболевания, полученных при исполнении обязанностей на государственной службе.

2. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период государственной, муниципальной службы.

3. Время обучения государственных служащих, направленных с государственных должностей на переподготовку органами государственной власти в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно — правовых форм по очной форме обучения.

4. Периоды военной службы в войсках, воинских формированиях, военных органах, в том числе и внутренних дел в порядке, установленном федеральными законами.

5. Периоды службы на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами.

6. Периоды работы на должностях руководящих работников и специалистов в следующих государственных учреждениях и государственных предприятиях города Москвы:
— Объединении административно — технических инспекций;
— Муниципальной жилищной инспекции г. Москвы;
— Государственной жилищной инспекции Москвы;
— Единой московской государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
— Московской государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
— Управлении по обслуживанию подведомственных организаций Мосгорисполкома;
— Финансово — хозяйственном управлении Мэрии Москвы;
— Управлении инспекционного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

в аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, райкомов, горкомов, на постоянной (штатной) основе в этих органах, а также в аппаратах и на постоянной (штатной) основе в комитетах ВЛКСМ органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций до 14 марта 1990 года (до момента введения в действие новой редакции статьи 6 Конституции СССР).

Лариса, следовательно, работа Вас в качестве секретаря райкома комсомола засчитывается в стаж муниципальной службы. Основание — пункт «к» статьи 4 закона Москвы от 17.05.2000 N 11 «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы».

Если п.19 подходит для Вас
Мирасов Эдуард

Не подходит, Эдуард, поскольку клиент работал не в КПСС, а в ВЛКСМ.

Лариса, Вы меня извините, но Ваше место жительство определил по тому, что указали Вы, а указано у Вас — Москва.


  • 9931 ответ
  • 4323 отзыва

Согласно ст. 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,

Статья 25. Стаж муниципальной службы

1. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 г. № 1532 утвержден перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации:

1. Периоды замещения государственных должностей Российской Федерации.
2. Периоды замещения государственных должностей субъектов Российской Федерации.

18. Периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе:
а) в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;
б) в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;
в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;
г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР;
д) в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;
е) в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;
ж) в советах народного хозяйства всех уровней;
з) в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, — в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
и) в международных организациях за рубежом, если перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;
к) в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;
л) в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, не включая время работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
19. Периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г. (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
20. Периоды замещения должностей в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 г. и до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств.
21. Периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Если п.19 подходит для Вас, то Вы можете в судебном порядке обязать ПФР включить данный период работы в стаж муниципальной службы.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Первомайское 10 марта 2011 года

Первомайский районный суд Томской области в составе

судьи Чубукова В.В.

при секретаре Мячиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хряпова А.А. к ГУ УПФ РФ в Первомайском районе Томской области о включении в специальный стаж периода работы, назначении пенсии,

Хряпов А.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Первомайском районе Томской области указывая, что /. / он обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан по спорам, вытекающим из вопросов пенсионного обеспечения от /. / ему было отказано в назначении пенсии. В решении не указывалась причина, по которой в льготный стаж не засчитали время его работы в должности секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза в период с /. / по /. / Постановлением Совета Министров СССР от /. / № /. / предусмотрено засчитывать в стаж работы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет время выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. Он обратился со вторым заявлением, на которое получил ответ от /. / о том, что с /. / указанное постановление не применяется на территории РФ в связи с постановлением Правительства от /. / № /. /. Он работал на выборной должности д. XXX года, данный стаж работы подлежит зачету. Просит включить в льготный стаж для назначения пенсии период работы секретарем комитета комсомола с /. / по /. /, обязать УПФ РФ в Первомайском районе Томской области назначить досрочную пенсию по старости.

Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным.

В судебных заседаниях от /. /, /. /, /. / истец исковые требования подтвердил, просил назначить трудовую пенсию с /. /, пояснял, что ему было отказано в зачете в стаж периода работы в должности секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза в период с /. / по /. / в связи с тем, что в Списке должностей должность секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза отсутствует. Архивная справка № /. / от /. / подтверждает, что комитет ВЛКСМ Комсомольского леспромхоза является комитетом комсомола с правами райкома ВЛКСМ : осуществлял прием в члены ВЛКСМ, руководил работой комсомольских организаций средней и восьмилетней школ, нижнего склада, ремонтно-механической мастерской.

Представитель истца Айд Т.К. исковые требования поддержал, суду пояснил, что истец работал секретарем комитета комсомола Комсомольского ЛПХ. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 было предусмотрено засчитывать в стаж работы время выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах. С /. / данное постановление не применяется на территории РФ, но истец работал в должности секретаря д. XXX года, стаж должен быть зачтен. В штатном расписании Комсомольского ЛПХ должности секретаря комсомола не было, истец был назначен на должность путем выборов, работал с молодежью, которая проживала в п. Комсомольск. С 1985 года Хряпов являлся работником просвещения, его основная работа – это работа с учащейся молодежью.

Представитель ответчика Ш.Д., действующий на основании доверенности от /. /, исковые требования не признал, суду пояснил, что истцу было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку данная должность не предусмотрена списками. Постановление Совета Министров СССР 1959 г. распространяется на работников просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, не регулирует работу в лесной отрасли, а истец работал в должности секретаря комитета комсомола леспромхоза именно в лесной отрасли. Если бы истец работал в сфере просвещения одновременно с работой секретарь комитета комсомола Комсомольского ЛПХ, не было бы возражений в назначении льготной пенсии.

Согласно представленного УПФР в Первомайском районе отзыва на исковое заявление, постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на которое ссылается истец, распространяет свое действие исключительно на работников просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (например, секретаря комсомольской организации совхоза, секретаря комитета ВЛКСМ среднего профессионально-технического училища, секретаря комитета комсомола медицинского училища), что подтверждается судебной практикой, а также обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда /. / В связи с чем, работа истца в должности секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза с /. / по /. / зачету в льготный педагогический стаж не подлежит.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные документы, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

Согласно решению территориального органа Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Томской области № /. / от /. / зачету в специальный стаж Хряпова А.А. подлежат периоды работы : с /. / по /. / в Комсомольской средней школе в должности учителя трудового обучения ; с /. / по /. /, с /. / по /. /, с /. / по /. / в Комсомольской средней школе в должности директора, учителя технологии. Продолжительность специального стажа составляет 22 года 10 месяцев 24 дня.

Исходя из ответа начальника ГУ УПФР в Первомайском районе № /. / от /. / период работы Хряпова А.А. с /. / по /. / в должности секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза исключен из подсчета специального стажа при определении права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Постановление Совета Министров СССР от /. / № /. / не применяется на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства от /. / № /. /.

В судебном заседании установлено, что истец в период времени с /. / по /. / избран секретарем комитета комсомола Комсомольского леспромхоза на основании протоколов бюро № /. / от /. / и № /. / от /. /, данное подтверждается трудовой книжкой Хряпова А.А., с датой заполнения /. /

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от /. / № /. / ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от /. / № /. / должность секретаря комитета комсомола не предусмотрена.

В силу подп. «а» п. 1, п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, при условии, если не менее 2/ 3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Указанное положение действовало в период работы истца с /. / по /. / в должности секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза, следовательно, данные периоды работы подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось и поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Довод представителя ответчика о том, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 распространяется на работников просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и не регулирует работу в лесной отрасли, а истец работал в должности секретаря леспромхоза в лесной отрасли, суд признает необоснованным.

Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 не содержит указания на то, что зачету в специальный трудовой стаж подлежит лишь выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах в учреждениях просвещения и здравоохранения. Исходя из смысла подп. «а» п. 1 данного положения выборная работа в любых партийных и комсомольских органах подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В суде нашло подтверждение то обстоятельство, что работа истца в качестве секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза относится к выборной работе в комсомольских органах.

Согласно архивной справке № /. / от /. / комитет ВЛКСМ Комсомольского леспромхоза являлся комитетом комсомола с правами райкома ВЛКСМ : осуществлял прием в члены ВЛКСМ, руководил работой комсомольских организаций средней и восьмилетней школ, нижнего склада, ремонтно-механической мастерской, больницы и других комсомольских организаций п. Комсомольск.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от /. / № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.

На основании решения территориального органа Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Томской области № /. / от /. / истец обратился за назначением досрочной трудовой пенсии /. /, на этот момент у него было отработано более 2/ 3 стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии.

Таким образом, по мнению суда, исковые требования о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы с /. / по /. / в должности секретаря комитета комсомола Комсомольского леспромхоза, обоснованны и подлежат удовлетворению.

С учетом включения в специальный трудовой стаж указанного периода работы Хряпова А.А., продолжительность его специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, составляет более 25 лет.

Принимая во внимание, что Хряпов А.А. не менее 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, он имеет право на назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения за указанной пенсией.

С учетом того, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился /. /, у него возникает право на назначение трудовой пенсии по старости с /. /.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Обязать ГУ УПФ РФ в Первомайском районе Томской области включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии Хряпову А.А. период работы с /. / по /. / в качестве секретаря комитета комсомола и назначить трудовую пенсию с /. /.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Первомайский районный суд Томской области в течение 10 дней.

Читайте также: