Работающие пенсионеры в высших школах

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

16 октября 2019 15:55


Пожалуй, один из важных вопросов, который волнует всех педагогов и учителей - право на досрочную пенсию. Напомним, до 2001 года гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских образовательных учреждениях, назначалась пенсия по выслуге лет (на основании Закона РСФСР № 340-I от 20.11.90 г., действовавшего с 1992 по 2001 гг., и более раннего Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.59 г.). Для получения пенсии преподаватель, учитель, воспитатель или иной работник сферы образования должен был иметь стаж просветительской деятельности не менее 25 лет.

В 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии по выслуге лет фактически были упразднены. Им на смену пришли льготные трудовые пенсии, исчисляемые уже по новым правилам, но все также сохраняющие за учителями право уходить на заслуженный отдых раньше положенного.

И вот, спустя 14 лет, главный пенсионный закон страны претерпел еще одну волну изменений. Трудовые пенсии стали страховыми, а в нашу повседневную жизнь вошли такие понятия, как страховой стаж и пенсионные баллы.

Что это означает для педагогов? Наравне с другими гражданами РФ, работники сферы образования отныне поставлены в зависимость от размера своих пенсионных отчислений. Размер пенсии больше не зависит от среднего размера заработной платы. Все, что имеет значение - это величина ежегодных пенсионных отчислений. Чем больше педагог отчисляет и чем больше работает, тем больше будет его пенсия.

До внесения каких либо изменений в ФЗ №400 от 29.12.13 г., за учителями сохраняется право на льготную пенсию по выслуге лет. Основным условием для ее получения в 2015 году по-прежнему является специальный трудовой стаж. Но это еще не все.

По новым правилам педагогам придется научиться считать года и коэффициенты, а также неустанно следить за соблюдением нормы рабочего времени. Более подробно, о порядке назначения досрочной пенсии поговорим дальше.

Условия досрочного выхода на пенсию

Для того, чтобы день выхода учителя на пенсию пришел быстрее, требуется неукоснительное соблюдение требований подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ №400 от 29.12.13г.

Что же это за требования?

  • Наличие 25 лет стажа в учреждениях детского образования и минимального в году выхода на пенсию индивидуального пенсионного коэффициента ( в 2015 году - 6,6, в 2016 году - 9, в 2017 году - 11,4).
  • Соответствие должности и места работы утвержденным государственным спискам (подробнее см. Постановление №781 от 29.10.02г. за периоды работы с 2001г., Постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.99г. за периоды работы с 1999 по 2001 гг., Постановление Совмина РСФСР №463 от 06.09.92г. за периоды работы с 1992-1999гг., Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.59г. за периоды работы до 1992г.).
  • Осуществление педагогической деятельности на условиях полной занятости (Приказ Минобрнауки №1601 от 22.12.14 г.).

Нормы рабочего времени?

Особое внимание будущим пенсионерам рекомендуем обратить на последний пункт: для зачета отработанного времени в профессиональный стаж. С 2015 года педагогический работник для получения пенсии по выслуге лет должен вырабатывать норму рабочего времени соответствующую одной полной заработной ставке:

  • 36 часов в неделю - профессора ВУЗов, педагоги-психологи, трудовики, учителя физкультуры, старшие вожатые, библиотекари, методисты,
  • 30 часов в неделю - старшие воспитатели в ДОУ;
  • 25 - учителя, воспитатели, педагоги, работающие с детьми-инвалидами;
  • 24 часа в неделю - преподаватели музыки;
  • 20 часов в неделю - логопеды, и дефектологи в ДОУ и школах;
  • 18 часов в неделю - учителя в школах, педагоги и учителя доп. образования, преподаватели в спортивных школах и школах искусств, преподаватели иностранных языков в ДОУ;
  • 720 часов в год - преподаватели среднеспециальных учебных заведений

Для ряда сотрудников образования действуют особые условия зачета профессионального стажа. К таким сотрудникам относятся заведующие учебных заведений, детдомов, преподаватели музыки, директора лечебных санаториев, учителя начальных классов сельских школ и т.д.

Подробнее с условиями зачета профессионального стажа можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №781 от 29.10.12г.

Пресс-служба

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,


В следующем учебном году образовательную отрасль ждет масса перемен. Первоклашки начнут учиться по новым стандартам, школы обещают модернизировать, а педагогам — индексировать зарплату. О проблемах и перспективах реформ «Известиям» рассказала директор Института развития образования Высшей школы экономики, один из разработчиков программы «Стратегия 2020» Ирина Абанкина.

Всех ли педагогов осенью ждет увеличение зарплат?

Федеральный центр принял решение направить на развитие образования 120 млрд рублей. Транш растянется на два учебных года. До 1 августа в регионы уйдет 20 млрд. Сумма для каждого субъекта федерации рассчитана по прозрачной формуле — пропорционально численности обучающихся и в зависимости от уровня доходов региона. При этом при расчете объема субсидии, которую получит регион, сельские школьники учитываются с коэффициентом 2. Эти деньги на зарплату истратить нельзя. Они идут на ремонт, повышение квалификации, переоснащение. Но за счет того, что регионам не нужно будет изыскивать средства на модернизацию, они обязаны найти возможность поднять зарплату учителей до средней по региональной экономике. А если это пока невозможно, то как минимум на 30%.

Когда все время говорится про среднюю зарплату в экономике, то это не значит, что ее каждый учитель получит. Некоторые регионы хотят повысить финансирование только стимулирующего фонда оплаты. И оставить его распределение на усмотрение школ. То есть зарплата повысится у педагогов с лучшими показателями качества. Я все-таки сторонник того, чтобы выросли и базовая, и стимулирующая части.

К сожалению, слышала, как многие губернаторы отчитывались, что в этом году они уже и так подняли доходы учителей. Но к «сентябрьскому» проекту это не относится. Не правильно отчитываться прошлыми заслугами. Эти вопросы должны быть сняты. Иначе нам грозит большой взрыв недовольства.

А критерии качества какие? В Москве с сентября 259 школ в качестве эксперимента будут переведены на новую систему оплаты. Учителям сказали, что их доходы будут зависеть от успеваемости учеников. А родители боятся, что придется платить за каждый чих.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ школы переводят на систему нормативно-подушевого финансирования. То есть начинается переход от финансирования самих бюджетных учреждений к оплате их деятельности. Зарплата учителя делится на базовую, стимулирующую и компенсационную части. Базовая рассчитывается в зависимости от числа обучающихся, интенсивности, сложности предмета. Компенсационная несомненно связана с обязательствами законодательства. И самое главное — стимулирующая часть, которая должна распределяться с участием органов общественного самоуправления. Разработкой критериев оплаты занимается сама школа, ее управляющий совет. Для каждого учреждения критерии — свои. Со стороны родительской общественности должен быть сформирован заказ на качество. Очень важно, чтобы школы имели свою программу развития. И принимали решение, за что они хотят стимулировать учителя. Тем, кто уделяет большое внимание воспитанию детей, занимается с ними дополнительно. Или тем, кто готовит к олимпиадам, поддерживает творческую одаренность. Это же очень разные стратегии. Положительная динамика в освоении образовательных программ и в успеваемости обязательно должна учитываться. При этом Москва – не первый регион, который переходит на новые рельсы. Как показывает практика Белгородской, Калининградской, Тюменской, Томской областей, Краснодарского края и других регионов, чтобы мотивировать учителя, стимулирующий фонд должен быть не менее 20%. Это дает возможность талантливым педагогам, которые работают на результат, получать зарплату существенно выше. Иногда даже больше, чем опытные учителя.

Не станет ли сентябрьское повышение зарплаты разовой акцией? Сейчас помощь оказал федеральный бюджет, а где гарантия того, что и дальше пойдут дотации? Многие «бедные» регионы вряд ли сумеют изыскать у себя дополнительные доходы.

Есть такая угроза. Очень важно, чтобы образовалась системная основа повышения нормативов финансирования. А это значит, что необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджете.

Действительно ли по уровню образования российские школьники значительно отстают от европейских?

Однако новые стандарты старшей школы, предлагавшие индивидуализацию, забракованы и педагогами, и родителями. Что сейчас будет предложено общественности?

Эксперты пытаются найти компромисс между двумя существующими вариантами стандартов. Один предусматривает индивидуализацию и компетентностный подход. Когда дается минимум обязательных предметов и ученик сам формирует свою программу. Другой — профильное обучение. Скорее всего, будет найден компромисс между этими разработками. Но дальше остается вопрос, каким образом обеспечить принятие новых технологий обществом. Ведь мы натолкнулись не просто на критику стандартов, а на серьезное сопротивление реформам. И дело тут не только в недостатке информации. Есть группы, которые реально все понимают и сознательно не хотят отказываться от советской школы с 15–20 предметами. Педагоги старой закалки боятся остаться невостребованными, не способными освоить новые технологии. Мы ежегодно выпускаем 150 тыс. молодых учителей, которые могли бы стать носителями современных моделей обучения. Но в школу они не попадают, так как там все занято. Педагогов пенсионного возраста у нас вроде бы немного — 18–20%. Но они занимают ключевые позиции. И эта атмосфера застоя в коллективах, костяк которых — немолодые дамы. Многие из них вполне квалифицированны и стараются. Но требуется совсем другое, что они не в состоянии дать. Я считаю, что нужно освобождать от армии юношей, если они идут работать в школы. И конечно, делать конкурентоспособной зарплату. Чтобы родители увидели перспективу, каким должно стать наше образование, необходимо переходить от стратегии «ремонтных» работ к строительству новой школы во всех регионах. Новой во всех смыслах — школе, в которой преподавание ведется по новым технологиям, с молодыми педагогическими коллективами, автономией, современным оборудованием, школам, в которых ученики чувствуют себя в новой образовательной и культурной среде. Такая школа должна стать реальным образовательным и культурным центром и в городе, и в селе.

С «возрастными дамами» что делать? Увольнять — слишком радикальная мера.

Решать проблему достойной отраслевой пенсии. Создавать систему разных центров — психологических, логопедических, коррекционных и предлагать опытным педагогам работу в таких сетевых структурах. Заслон на возраст в школах — не старше 60–65 лет– необходим. Да, это недемократично. Но сегодня мы теряем не только темп обновления, но и качество. Причем в отношении дошкольников у меня такой жесткой позиции нет. Наоборот, малышам необходимы терпение, забота, внимание. Все это свойственно людям старшего возраста. А школам требуется креативность. И разница в два поколения между учеником и учителем этому не способствует.


Мозг и морщины

В середине «нулевых» ученые из Университета Вирджинии испугали мир сообщением, что пик активности мозга приходится на 22 года. Не самая приятная перспектива для тех, кто только что выпустился из университетов — но, к счастью, дальнейшие исследования показали, что все не так просто, и выводы во многом зависят от того, что именно считать пиком активности.

В 2013 году ученые из Медицинского центра университета имени Джорджа Вашингтона взяли за основной критерий не скорость обработки информации (которая с возрастом действительно снижается), а пластичность нейронных связей — и пришли к выводу, что расцвет сил для мозга приходится где-то на 60-й год жизни человека. А все потому, что со временем в мозге увеличивается количество миелина — вещества, которое заставляет сигнал быстрее проходить между нейронами. Это означает, что разные части мозга у пожилого человека работают как более слаженный оркестр, что позволяет решать более сложные задачи.

Это вдохновляет, но у студентов «третьего возраста» остаются «челленджи», связаные с памятью. Во-первых, со временем становится сложнее держать в уме несколько информационных единиц одновременно — многозадачность начинает страдать. Во-вторых, к 70-м годам примерно на 30% снижается визуальная память. Кроме того, людям становится сложнее отсеивать нерелевантную информацию, поэтому им трудно осваивать учебную программу при любом отвлекающем «шуме».

Так или иначе, учиться в пожилом возрасте очень полезно. Отчасти чисто по социальным причинам — можно освоить новую профессию и поднять свой уровень дохода (в России эта опция особенно актуальна), получить свежие впечатления, поднять самооценку, найти новых знакомых и не чувствовать себя выключенным из социума. Отчасти — и по физиологическим: в научном мире еще не накопилось достаточного количества исследований по результатам когнитивных тренировок, но уже сейчас врачи предполагают, что регулярная умственная нагрузка замедляет неизбежный возрастной спад мыслительных способностей. А значит, жизнь будет оставаться более насыщенной, активной и полноценной.

История вопроса

Первый университет для пожилых появился в 1973 году — его основал во Франции профессор Пьер Велла. Учебный процесс шел параллельно с исследованиями — ученые выясняли, насколько пенсионеры восприимчивы к новой информации. Инициативу подхватили другие европейские страны — впрочем, не только из гуманных, но и из чисто практических соображений: пожилые студенты могли уравновесить молодежные бунтарские настроения в университетах 1970-х, и, кроме того, они платили за обучение, что помогало сохранять широкий штат профессоров.

В 1980-х выяснилось, что пожилые люди способны и организовывать себе edutainment самостоятельно — в Британии появилось «Общество третьего возраста». Получение новых знаний там сочеталось с общественно полезной деятельностью и занятиями спортом. В США получил распространение другой формат, Elderhostel — что-то вроде «учебного отпуска», в течение которого пожилой человек путешествует по интересным местам и во время остановок слушает лекции, подготовленные сотрудниками вузов. Спектр вариантов на сегодняшний день огромен — около 90 стран. Можно проплыть по Дунаю, а можно отправиться в Непал. Постоянные системы образования для пожилых существуют на государственной основе и в Нидерландах, Польше, Германии и других странах.

Где учиться

В России университеты для пожилых еще не стали повсеместным логическим продолжением государственной системы образования — это требует и больших финансовых вливаний, и разработки специальных программ и подготовки большого числа методистов и учителей, ориентированных на специфику восприятия немолодых учеников. Тем не менее, и в Москве (в разных районах города, в основном при центрах социального обслуживания — их поддерживает Департамент образования Москвы), и в регионах уже работают такие учебные заведения. Часть из них больше похожа на кружки по интересам, чем на настоящие университеты, — там программа ограничивается в основном разными видами рукоделия и базовыми курсами компьютерной грамотности. Но встречаются и более солидные инициативы, с курсами по экономике, психологии и иностранным языкам. Ниже — несколько примеров уже существующих университетов, куда можно поступить бесплатно. Но это далеко не все — стоит поискать подобные заведения при социальных службах в своем регионе.

  • Онлайн-университет третьего возраста ИТМО. Портал предлагает набор полноценных университетских курсов по разным направлениям. Есть прикладные программы: например, финансовая безопасность, работа с интернетом и электронным правительством, — но хватает и творческих вариантов: история русского театра, классическая малая проза, основы фотографии и архитектуры. Видеоматериалы сочетаются с текстовыми лекциями и заданиями для самостоятельной работы. Правда, исходные размеры шрифтов на сайте оставляют желать лучшего, но это можно поправить в браузере, изменив масштаб.
  • Университет третьего возраста в Воронеже. Этот проект запущен организацией инвалидов «Домашняя академия». Организаторы планируют «вооружать» студентов новыми знаниями в области декоративно-прикладного и народного творчества, давая мастер-классы по лозоплетению, выжиганию по шелку, пэчворку и другим видам рукоделия.
  • Университет третьего возраста в Казани. Учебное заведение, созданное «Союзом пенсионеров России» в республике Татарстан, предлагает интересный спектр учебных программ: экономика и право, философия, психология, татарский и немецкий языки, история, танцевальная терапия и т. д. Большинство курсов бесплатны, но есть две коммерческие программы — по фото- и киносъемке и художественному творчеству. Слушатели, прошедшие обучение, получают сертификат Института непрерывного образования Казанского федерального университета.
  • Университет искусств третьего возраста (Москва). Проект, созданный арт-сообществом «Ходынка», рассчитан одновременно на психотерапевтическую помощь пенсионерам и их приобщение к искусству. Двухгодичная программа включает занятия по литературе, музыке, изобразительному и сценическому искусству.
  • Университет «Серебряный возраст» (Санкт-Петербург). Здесь используются разные формы обучения: лекции, семинары, диспуты, экскурсии, творческие работы и ролевые игры, а также встречи со специалистами здравоохранения, права, политиками, депутатами и различными специалистами. В числе специализаций — английский язык, графика и дизайн, танцевальная терапия, экономическая грамотность и «петербурговедение».

Молодым везде у нас дорога? Совсем недавно писали о проблемах неопытных педагогов, а с какими проблемами или дискриминациями сталкиваются седовласые учителя? Будем разбираться.

Пенсионная реформа наделала немало шума. Правительство России приняло решение: выход на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин — в 63. Да и правительства других стран не отстают, постоянно поднимая пенсионный возраст.

Каково это — строить подростков, которые годятся во внуки? Как это — ежедневно собираться на работу вместо заслуженного отдыха? И самое главное: как не отстать от молодых, более шустрых коллег и оставаться не только заслуженным, но и востребованным учителем? С такими задачами ежедневно сталкиваются педагоги предпенсионного возраста.

Немного статистики: средний возраст российского педагога — 52 года. При этом доля учителей от 50 до 60 лет составляет в среднем треть педагогических коллективов, а десятая часть работающих учителей приходится на пенсионеров старше 60.
В Европе в образовательных заведениях принято уходить на пенсию в 60–65. Но для работающих с учениками младших классов более жесткие требования. Здесь возрастной ценз до 40 лет. Среди стран СНГ пока только в Азербайджане педагогов старше 65 лет стараются выпроводить на пенсию.

Стоит ли работать учителю на пенсии или нет? Вопрос неоднозначный. Например, у одной из наших коллег в школе была учитель физкультуры, любовно называемая всеми Дмитриевной, дама глубоко за 50 лет. Она даже сейчас даст фору на гимнастике любой старшекласснице, хотя ей уже слегка за 70. Такой учитель — лучшая реклама ЗОЖ и физкультуры.

Но бывает и так, что с одышкой учителю сложно произнести тему урока, а стопка тетрадей становится неподъемным грузом. В таком случае и правда лучше уйти на пенсию.

Сильные и слабые стороны учителя пенсионного возраста

Родители и более молодые коллеги думают, что пенсионера в школе держит только зарплата или страх одиночества. Хотя администрация констатирует, что к очевидным достоинствам такого учителя относят:

    Опыт. За десятилетия педагогической деятельности такой учитель застал столько реформ и инноваций, что ничто новое не пугает его. Да и свой предмет изучил вдоль и поперек. Для него нет белых пятен в школьной программе, он не боится выходить за рамки.

Достижения. У него есть ученики-победители олимпиад, авторы научных работ, рекордсмены по количеству набранных баллов на ЕГЭ и т.д. Именно поэтому опытных педагогов часто выбирают для репетиторства.

Сосредоточенность на работе. Учительница предпенсионного возраста не уйдет в декрет, у нее внезапно не заболеет ребенок. Да и сама вряд ли резко поменяет школу в середине учебного года. Так что раз взялась вести детей, значит сделает это ответственно и качественно.

  • Выше ответственность. Чтобы там ни говорили, а советское образование и закалка конкретно затачивали человека под специальность и сферу работы. Опытные учителя вряд ли на уроке будут делать селфи или переписываться в чатах с друзьями. Если они на работе, то значит на работе. И точка.
  • Как угнаться за молодежью?

    Чтобы пенсионеру самому чувствовать себя комфортно среди более молодых коллег, советуем:

      Следить за стилем. Знаем: денег мало, детям-внукам помогать надо и т. д. Но внешний вид учителя, особенно пенсионера, рассматривается учениками и их родителями под лупу. Пара юбок или брюк, блузы или рубашки — и вы неотразимы. Главное, чтобы вещи были целы, выглажены и современно выглядели.
      Как это сделать в рамках ограниченного бюджета, мы рассказывали на вебинаре «Имидж современного учителя».

    Перестать жаловаться. Возраст, болезни, седина, скачущее давление могут мешать преподавать и нести умное, доброе, вечное. Но пересказывать коллегам свою историю болезни, делиться сплетнями из очереди в поликлинике точно не стоит.
    Но не стоит и молчать, как партизан, если стало плохо. Работа в школе — не каторга, а вы — не раб, прикованный цепью. Трудовой подвиг на фоне гипертонического криза никому не нужен.

    Долой экскурсы в историю. «Вот в наше время/Теперь молодежь и т. д» — все эти лирические отступления неинтересны и только подчеркивают ваш возраст. Подобные заметки могут быть интересны на уроках истории в рамках той темы, очевидцем который были. И все.
    Старайтесь вести урок точно по плану. Если и делаете отступление, то только чтобы рассказать интересный факт по теме занятия.

    Не бояться новинок. Не признавать интерактивных досок и требовать им взамен кусок мела побольше. Порицать электронные дневники, не разобравшись в их преимуществах и возможностях — ошибки, которые могут допустить опытные педагоги. Хотя должны понимать, что современное образование использует все методы, чтобы быть эффективным для детей, а не удобным для пенсионерки Марьи Ивановны. Согласны?
    Чтобы подружиться с инновациями, смотрите вебинары и читайте блог ЦРТ «Мега-Талант».

    Объективно оценивать свои силы. Если вы утром с трудом поднимаетесь с кровати и буквально волочете ноги в «любимую» школу, то зачем мучить себя, коллег и детей.
    Седовласому педагогу с солидным педстажем на пенсии реально зарабатывать репетиторством в комфортным условиях дома. И никуда спешить не надо, и контакт с детьми не прекращается — одни плюсы.

    Но если вы просыпаетесь до будильника, «живете» своей работой и горите педагогикой, то не спешите в отставку. Кто тогда будет воспитывать новых Менделеевых или Перельманов?

    Вам слово: как вы считаете: до скольких лет учитель может работать в школе? Делитесь рекордами педстажа собственными или коллег. Интернет должен знать своих героев.








    В России начала работать госпрограмма по обучению без пяти минут (а если точнее – без пяти лет) пенсионеров.

    Профессия за 3 месяца?

    Федеральный проект «Старшее поколение» (в рамках нацпроекта «Демография») рассчитан на 5 лет, до конца 2024 г. В нём, в частности, предусмотрены меры по профессиональному обучению и дополнительному образованию предпенсионеров. С этого года обучение смогут пройти 75 тыс. человек, а всего за время проекта – 450 тыс. Расчёты сделаны с учётом того, что пенсионный возраст будет повышаться, а значит, увеличиваться количество предпенсионеров.


    Уже с 2019 г. начнут проводить ежегодные чемпионаты профессионального мастерства для людей старше 50 лет – аналогично конкурсам для молодых профессионалов в рабочих специальностях. Эти состязания будут называться «Навыки мудрых».

    Обучаться за госсчёт граждане предпенсионного возраста (за пять лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста) уже начали. Средний срок обучения – 3 месяца. При этом незанятые граждане ежемесячно получают стипендию. Она равна минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) в регионе, который сейчас не может быть ниже 11 280 руб.

    Возраст – не помеха

    Оказывается, людей, которые хотели бы поработать после наступления пенсионного возраста, не так мало. Например, в 2017 г., по данным Росстата, в службы занятости обратились 165 тыс. пенсионеров. При этом почти половине из них, чтобы устроиться на работу, нужно получить дополнительное профобразование или повысить свои компетенции по имеющейся специальности. Теперь такая возможность у них появилась совершенно бесплатно.


    С другой стороны, предприятия, отправляя на обучение работников, до сих пор отдавали предпочтение более молодым: вкладывать средства в предпенсионеров желающих было мало. А теперь государст­во будет компенсировать им затраты на обучение сотрудников предпенсионного возраста.

    Более того, государство берёт на себя обязательство помогать таким людям и с устройством на работу: после обучения в рамках госпрограммы не менее 85% предпенсионеров должны получить (если не работают) или сохранить за собой (если трудятся) рабочие места.


    Где и чему будут учить?

    Чтобы отправиться на обучение, нужно обратиться в местную службу занятости с паспортом, страховым свидетельством (СНИЛС), трудовой книжкой и документом об образовании. Там специалисты подберут подходящие курсы, которые организуют на базе вузов, колледжей, региональных учебных центров. Направить на обучение по программе, необходимой конкретному специалисту, может и предприятие.

    При этом никто не собирается переучивать инженера с многолетним стажем на слесаря или токаря. Высококвалифицированные специалисты смогут получить дополнительные навыки и умения, которые требуются в современной экономике. Скажем, овладеть технологией 3D-моделирования и др. Однако новую несложную профессию могут получить все желающие. К примеру, стать мастером маникюра, парикмахером, делопроизводителем и т. д.

    Альтернатива службе занятости – Ворлдскиллс Россия. Можно подать заявку на дополнительное профобучение в эту организацию. По результатам тестирования будет подобрана учебная программа для будущего ­«ученика».

    Мнение эксперта


    Доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ в Российском экономическом университете им. Плеханова Людмила Швец:

    – Ещё не так давно было распространено убеждение, что в процессе трудовой деятельности необходимо периодически – раз в 3–5 лет – пополнять свои профессиональные знания и совершенст­вовать навыки. Однако сегодня темп жизни такой, что обучаться, даже в рамках одной профессии, необходимо постоянно. Но во многих компаниях (хоть и негласно) существует возрастной ценз. Работодатели не заинтересованы в обучении работников старшего возраста из-за незначительной отдачи от получения знаний. Проще найти на рынке специалиста помоложе и не тратиться на обучение возрастного сотрудника. Конечно, такая тенденция прослеживается не везде. Есть сферы, где возраст­ные сотрудники востребованы и компании стараются удерживать их, в том числе предлагая программы дополнительного обучения, поскольку на рынке труда таких специалистов не найти. К примеру, это сфера научных исследований.


    Главная нагрузка при этом ложится на службы занятости, которые будут оказывать все услуги по дополнительному обучению (в рамках одной профессии или специальности) или переобучению. Для этого региональные органы власти совместно с работодателями и учреждениями образования должны сформировать списки наиболее востребованных профессий. Многие регионы такие списки уже опубликовали – Карелия, Курганская, Калининградская области и др. В Карелии, например, это перечень из 30 профессий, по которым до 2024 г. будут обучать по 239 человек в год.

    В перечнях большинства регионов указаны прежде всего массовые рабочие профессии – повар, водитель, слесарь-сантехник и др. Но не только. Есть в них и такие профессии, как бухгалтер, специалист по охране труда, делопроизводитель.


    Но есть среди людей предпенсионного возраста и те, кто хочет обучаться по направлению, которое интересно и позволяет реализовать свой потенциал или, может быть, какие-то мечты молодости. Такое тоже возможно. Например, в списках имеется профессия экскурсовода, гида.

    Кстати, в большую часть программ обучения обязательно включают блок по компьютерной грамотности, так как в условиях цифровой экономики эти навыки необходимы практически на каждом рабочем месте.

    К сожалению, удалённость некоторых населённых пунктов от районных или региональных центров сдерживает реализацию данной программы. В таких случаях необходимо решать вопросы проезда к месту обучения и проживания, поскольку возможность онлайн-обучения ограничивается отсутствием Интернета или навыков владения компьютером. Пока российский рынок труда лиц предпенсионного возраста характеризуется очень низкой мобильностью – как профессиональной, так и территориальной. В этой связи с 2020 г. предполагается предпенсионерам, которые направляются на обучение в другой регион или район, выплата компенсации на проезд и проживание.

    Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

    16 октября 2019 15:55


    Пожалуй, один из важных вопросов, который волнует всех педагогов и учителей - право на досрочную пенсию. Напомним, до 2001 года гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских образовательных учреждениях, назначалась пенсия по выслуге лет (на основании Закона РСФСР № 340-I от 20.11.90 г., действовавшего с 1992 по 2001 гг., и более раннего Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.59 г.). Для получения пенсии преподаватель, учитель, воспитатель или иной работник сферы образования должен был иметь стаж просветительской деятельности не менее 25 лет.

    В 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии по выслуге лет фактически были упразднены. Им на смену пришли льготные трудовые пенсии, исчисляемые уже по новым правилам, но все также сохраняющие за учителями право уходить на заслуженный отдых раньше положенного.

    И вот, спустя 14 лет, главный пенсионный закон страны претерпел еще одну волну изменений. Трудовые пенсии стали страховыми, а в нашу повседневную жизнь вошли такие понятия, как страховой стаж и пенсионные баллы.

    Что это означает для педагогов? Наравне с другими гражданами РФ, работники сферы образования отныне поставлены в зависимость от размера своих пенсионных отчислений. Размер пенсии больше не зависит от среднего размера заработной платы. Все, что имеет значение - это величина ежегодных пенсионных отчислений. Чем больше педагог отчисляет и чем больше работает, тем больше будет его пенсия.

    До внесения каких либо изменений в ФЗ №400 от 29.12.13 г., за учителями сохраняется право на льготную пенсию по выслуге лет. Основным условием для ее получения в 2015 году по-прежнему является специальный трудовой стаж. Но это еще не все.

    По новым правилам педагогам придется научиться считать года и коэффициенты, а также неустанно следить за соблюдением нормы рабочего времени. Более подробно, о порядке назначения досрочной пенсии поговорим дальше.

    Условия досрочного выхода на пенсию

    Для того, чтобы день выхода учителя на пенсию пришел быстрее, требуется неукоснительное соблюдение требований подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ №400 от 29.12.13г.

    Что же это за требования?

    • Наличие 25 лет стажа в учреждениях детского образования и минимального в году выхода на пенсию индивидуального пенсионного коэффициента ( в 2015 году - 6,6, в 2016 году - 9, в 2017 году - 11,4).
    • Соответствие должности и места работы утвержденным государственным спискам (подробнее см. Постановление №781 от 29.10.02г. за периоды работы с 2001г., Постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.99г. за периоды работы с 1999 по 2001 гг., Постановление Совмина РСФСР №463 от 06.09.92г. за периоды работы с 1992-1999гг., Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.59г. за периоды работы до 1992г.).
    • Осуществление педагогической деятельности на условиях полной занятости (Приказ Минобрнауки №1601 от 22.12.14 г.).

    Нормы рабочего времени?

    Особое внимание будущим пенсионерам рекомендуем обратить на последний пункт: для зачета отработанного времени в профессиональный стаж. С 2015 года педагогический работник для получения пенсии по выслуге лет должен вырабатывать норму рабочего времени соответствующую одной полной заработной ставке:

    • 36 часов в неделю - профессора ВУЗов, педагоги-психологи, трудовики, учителя физкультуры, старшие вожатые, библиотекари, методисты,
    • 30 часов в неделю - старшие воспитатели в ДОУ;
    • 25 - учителя, воспитатели, педагоги, работающие с детьми-инвалидами;
    • 24 часа в неделю - преподаватели музыки;
    • 20 часов в неделю - логопеды, и дефектологи в ДОУ и школах;
    • 18 часов в неделю - учителя в школах, педагоги и учителя доп. образования, преподаватели в спортивных школах и школах искусств, преподаватели иностранных языков в ДОУ;
    • 720 часов в год - преподаватели среднеспециальных учебных заведений

    Для ряда сотрудников образования действуют особые условия зачета профессионального стажа. К таким сотрудникам относятся заведующие учебных заведений, детдомов, преподаватели музыки, директора лечебных санаториев, учителя начальных классов сельских школ и т.д.

    Подробнее с условиями зачета профессионального стажа можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №781 от 29.10.12г.

    Пресс-служба

    Отделения Пенсионного фонда РФ

    по Кабардино-Балкарской республике

    г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,

    • Темы
    • Исследования
    • Колонки
    • Тесты
    • Подкасты
    • Книги
      • Списки литературы
      • Фрагменты
    • Картотеки
    • .

    Оксана Синявская , заместитель директора, заведующий Центром комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ .

    Анна Ермолина , младший научный сотрудник Центра комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ .

    Елизавета Любушина , стажер-исследователь Центра комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ .

    Невысокие пенсии заставляют работающих пенсионеров продолжать трудиться. Зарплата в 40 тысяч рублей увеличивает вероятность занятости пожилых людей почти в три раза. Хотя большинство из них работают за гораздо меньшие деньги, выяснили Оксана Синявская, Анна Ермолина и Елизавета Любушина в исследовании* «Занятость после выхода на пенсию в России: роль пенсий — активное долголетие или вынужденная необходимость?».

    Стимул к труду

    Результаты исследования показывают, что в России неудовлетворенность своим материальным положением — важнейший фактор занятости пенсионеров. Эта мотивация далека от концепции добровольного сохранения трудовой активности ради повышения благополучия в пожилом возрасте — важного элемента активного долголетия.

    Проблемы со здоровьем — главный ограничитель продолжения трудовой деятельности, и этим Россия мало отличается от других стран. Плохое или очень плохое состояние здоровья снижает шансы сохранить занятость на 47% для мужчин и 40% для женщин, наличие инвалидности — на 63% и 48% для мужчин и женщин соответственно.

    Хороший уровень образования пенсионеров и принадлежность к более высокой профессиональной группе стимулируют их продолжать работу. Диплом вуза или ученая степень увеличивает отношение шансов (вероятность занятости к вероятности незанятости) быть занятым для мужчин на 87%, для женщин — на 67%.

    Приличная зарплата — отличный стимул продолжить работать. Так, доход в 5–6 МРОТ (в настоящее время МРОТ составляет 7,5 тысяч рублей) повышает отношение шансов продолжения трудовой деятельности почти в три раза.

    При этом значительная часть представителей старшего поколения готова трудиться даже за небольшую прибавку к пенсии. Как подтверждают российские исследования, примерно четверть работающих пожилых людей в РФ занята неквалифицированным трудом. Чаще всего они работают в госсекторе, в том числе в организациях здравоохранения, образования, науки, культуры, где зачастую платят не так много.

    У занятости женское лицо

    На экономическую активность в старшем возрасте сильно влияют семейные факторы. Отсутствие супруга/партнера повышает отношение шансов работать на пенсии для женщин на 25%. Причем только для женщин, и именно они в первую очередь обеспечивают рост уровня занятости. Одинокие женщины стремятся работать на пенсии, вероятно, из-за нехватки финансовых средств, и готовы это делать даже за зарплату в 2–3 МРОТ.

    «Каждая вторая женщина в первые пять лет после наступления общеустановленного возраста выхода на пенсию продолжает работать, что почти вдвое выше, чем в середине 1990-х годов», — комментируют исследователи. Уровень занятости женщин 60–72 лет, составлявший в 1995 году 18,5%, за двадцать лет увеличился более чем в 2,5 раза. Занятость мужчин того же возраста выросла в 1,7 раза: с 16,2% в 1995 году до 27,6% в 2015 году.

    Пенсионеры трудятся дольше

    Пожилые люди стали работать дольше во всех странах. Этому способствует совершенствование качества медпомощи, увеличение продолжительности жизни, повышение пенсионного возраста и улучшение состояния их здоровья.

    Например, с 2000 года этот показатель для 60–64-летних увеличился более чем в три раза в Болгарии и Венгрии и более чем в два раза — в Латвии, Чехии, Финляндии, Франции, Германии. В 2015–2016 годах, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уровень занятости граждан 55–64 лет был наиболее высок в Исландии (84,7%), Новой Зеландии (76,1%), Швеции (74,5%), Швейцарии (72,8%), Норвегии (72,6%).

    В среднем по странам ОЭСР в 2015 году уровень занятости 55–64-летних составил 58,1%. В России — 45,2%. По мнению авторов исследования, это отчасти объяснимо «плохим состоянием здоровья, низким пенсионным возрастом и большей распространенностью досрочных пенсий».

    В старших возрастных группах (65+) в России в 2015 году было занято 7,4%, что больше, чем в Литве (6,3%), Чехии (5,7%), Болгарии (4,2%), Венгрии (2,1%). Однако значительно меньше, чем в Исландии (39,1%), Грузии (43,3%), Корее (31,5%), Чили (24,2%), Японии (22,7%), Израиле (19,2%).

    *Информационная база исследования — панельные данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ-ВШЭ) за 2010–2014 годы. Выборка охватывает работающих пенсионеров в возрасте от 45 до 74 лет (3680 человек, в том числе 1145 мужчин и 2535 женщин).

    Читайте также: