Работодатель обязан предоставить в территориальный орган пенсионного фонда

Добрый день! Пенсионный фонд предлагает нашей организации (очень настойчиво) подписать порядок организации электронного информационного взаимодействия по представлению заявлений и документов, необходимых для назначения и доставки пенсий. Сейчас сотрудник уходит на пенсию, и Пенсионный фонд требует от нас подписать данный порядок. Обязаны ли мы делать это?? Финансирования на установку специальной программы, через которую подаются документы, у нас нет. Да и вообще, не хотим мы делать это.

Заранее благодарю за ответ!

Ответы юристов ( 1 )


Обязанность работодателя обращаться за назначением пенсии работникам законодательно не установлена.Работодатель лишь содействует работнику, выдавая необходимые подтверждающие стаж и иные сведения документы, в том числе и по запросу Пенсионного фонда РФ.

Однако, в локальных нормативных актах организации может быть предусмотрена такая обязанность.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.12.2017)
«О страховых пенсиях»

Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии

3. Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

6. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н

(ред. от 14.06.2016)
«Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами „О страховых пенсиях“, „О накопительной пенсии“ и „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“

14. Работодатель вправе представить заявление об установлении пенсии гражданина, состоящего в трудовых отношениях с ним, с его письменного согласия.
Работодатель представляет заявление о назначении пенсии гражданина, состоящего в трудовых отношениях с ним, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина, а в случаях, предусмотренных пунктами 5 — 7 настоящих Правил, — по месту пребывания, фактического проживания гражданина либо по месту нахождения работодателя.

Персонифицированный учет - это учет сведений о каждом работнике организации или о лице, самостоятельно уплачивающем взносы в системе Пенсионного фонда РФ. Данный процесс осуществляется с целью реализации прав (пенсионных) человека в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат.

Персонифицированный учет и действующее законодательство

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России

Все застрахованные лица подразделяются на:

людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

работают на основании заключенного трудового договора;

работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

Кто участвует в системе пенсионного страхования

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

дата и место рождения;

ИНН (при наличии);

сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

размер уплаченных страховых взносов;

период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

Как работает система персонифицированного учета

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Ответственность за непредставление данных индивидуального учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996.

Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные, предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500 рублей (ст.15.33.2 КоАП).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

В продолжение темы об оформлении пенсии работника и роли работодателя в этом оформлении на вопросы эксперта нашего журнала ответила заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области Прыгова О.И.

— Ольга Игоревна, по просьбе будущего пенсионера работодатель обязан подать на него в ПФР форму СЗВ-СТАЖ. Но возможно, что сотрудник, который собирается выходить на пенсию, ничего об этом не знает и поэтому не попросил подать на него форму СЗВ-СТАЖ. Получается, что в таком случае представлять отчет не нужно?

— Да, это так. Работодатель обязан подать форму СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии», если сотрудник, выходящий на пенсию, подал заявление с такой просьбой. Представить в ПФР этот отчет работодателю нужно в течение 3 календарных дней с момента получения заявления.

— Но ведь отсутствие у ПФР данных о стаже за текущий год отразится на размере пенсии работника. Особенно если на пенсию он выходит в конце года. Получается, работодателю самому стоит предложить сотруднику написать заявление о представлении формы СЗВ-СТАЖ? Или, может быть, ПФР при назначении пенсии запросит у работодателя сведения о стаже будущего пенсионера за текущий год по форме СЗВ-СТАЖ?

— Нарушения или ущемления пенсионных прав лица, выходящего на пенсию, при отсутствии этой формы не произойдет. Ведь форма СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» — межотчетная форма, представляемая на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.

Как уже было сказано выше, эта форма подается работодателем по заявлению самого будущего пенсионера. ПФР такие сведения не запрашивает. В то же время по итогам года на всех сотрудников работодатель должен будет подать сведения о стаже за год в форме

СЗВ-СТАЖ с типом «исходная». То есть такие сведения будут поданы также и на работника, оформившего пенсию, независимо от того, представлялась ли на него межотчетная форма для назначения пенсии.

— Ограничены ли сроки, в которые будущий пенсионер может обратиться к работодателю за формой СЗВ-СТАЖ?
Например, заявление о назначении пенсии может быть представлено в ПФР не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста гражданином. А нужно ли выполнять просьбу работника о представлении формы СЗВ-СТАЖ, если сотрудник достигнет пенсионного возраста, скажем, только через 2 месяца?

— Сроки обращения будущего пенсионера к работодателю с заявлением о представлении в ПФР формы СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» законодательством не предусмотрены. Поэтому представить форму СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» в течение 3 календарных дней с момента получения заявления от работника стоит и в случае, если право на пенсию у него возникнет только через 2 месяца.

В заявлении работника должна быть указана предполагаемая дата возможного выхода на пенсию (дата возникновения права на указанную пенсию). Именно эта дата будет отражена страхователем при заполнении формы СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» в качестве даты окончания периода работы.

— Ольга Игоревна, а как быть в такой ситуации. В форме СЗВ-СТАЖ, поданной 02.04.2018 на будущего пенсионера, период с 01.01.2018 по 27.04.2018 (предполагаемая дата выхода на пенсию) был указан как обычная работа. Но уже после подачи отчета в ПФР сотрудник оформил больничный с 12.04.2018 по 19.04.2018. Нужно ли в этом случае корректировать сведения о стаже будущего пенсионера, отраженные в СЗВ-СТАЖ?

Нужно ли работодателю вообще исправлять какие-либо другие ошибки, обнаруженные в СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии», если эти ошибки не помешали ПФР принять отчет?

— Корректировка формы СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии», в том числе сведений о стаже будущего пенсионера, при представлении им больничного листа не предусмотрена.
Но по окончании отчетного года страхователь должен будет подать форму СЗВ-СТАЖ с типом «исходная» также и на работника, по которому ранее представлялась форма для назначения пенсии. И в форме с типом «исходная» стаж этого работника нужно отразить на основании кадровых документов, в том числе с указанием периода временной нетрудоспособности.

— Бывает, что будущие пенсионеры не уверены, что на них ранее были поданы сведения по форме СЗВ-К. Или хотят, чтобы в отчете были отражены сведения, например, о работе по ГПД за период до 01.01.2002.
Если работник просит, помимо формы СЗВ-СТАЖ, подать на него сведения о стаже до 2002 г., нужно ли выполнить его просьбу? Или же форма СЗВ-К подается только по запросу ПФР?

— Сведения по форме СЗВ-К страхователи представляли в период с 01.08.2003 по 01.07.2004 на всех своих работников, кроме тех, кто уже получал пенсию по старости или инвалидности. В этой форме указывали данные о стаже застрахованных за период до 01.01.2002. Будущий пенсионер, как и любой застрахованный, может проверить, содержатся ли такие сведения на его индивидуальном лицевом счете. Для этого нужно запросить на сайте государственных услуг или в клиентской службе ПФР выписку по форме СЗИ-6.

Если возникнет необходимость дополнить сведения о трудовой деятельности за периоды до 01.01.2002, застрахованное лицо может обратиться к своему работодателю или лично в территориальный орган ПФР по месту жительства для заполнения формы СЗВ-К. Сведения в ней отражают на основании трудовой книжки и других документов, представленных застрахованным лицом для подтверждения своего трудового стажа до 01.01.2002.

Кстати, в настоящее время ПФР проводит дополнительные работы по сбору сведений об общем трудовом стаже застрахованных лиц за весь период их работы до 01.01.2002, запрашивая у работодателей сведения о некоторых застрахованных по форме СЗВ-К. Представление этой формы поможет реализовать работникам их пенсионные права.

Законодательство РФ в отношении пенсионного обеспечения граждан постоянно претерпевает изменения. Вносимые изменения практически всегда воспринимаются очень настороженно, поскольку затрагивают очень многочисленную категорию граждан страны, а особенно вопросы изменения пенсионного законодательства волнуют людей пред пенсионного возраста. Меняются не только правила подсчета размера пенсии, порядок её выплаты, но и порядок оформления и представления документов, необходимых для назначения пенсионного пособия. Предоставление части сведений и документов входит в обязанности работодателя, поэтому кадровик и бухгалтер всегда должны обладать актуальной информацией об изменениях пенсионного законодательства.

В случае, когда речь идет о пенсионном обеспечении, предприятие – работодатель на весь период оформления трудовых отношений с работником выступает в роли страхователя, а работник – застрахованного лица. Основным документом, который регламентирует порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о своих застрахованных лицах, является «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденная приказом).

В соответствии с которой, работодатель обязан предоставлять сведения о страховом стаже, о заработной плате (доходе), о начисленных и уплаченных страховых взносах и пр.

Согласно Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости полагается женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет. При этом обязательным условием является наличие у них страхового стажа не менее 5 лет.

В ряде случаев граждане имеют право на досрочный выход на пенсию. Такая возможность предоставляется людям, у которых есть периоды работы в особых территориальных условиях или в особых условиях труда. Перечень лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, а также условия ее назначения приведены в законе «О трудовых пенсиях».

Какие же действия нужно предпринять кадровику или бухгалтеру, если работник предприятия в ближайшее время достигнет пенсионного возраста?
Для подготовки и оформления документов, связанных с пенсионным обеспечением, работник должен обратиться к своему работодателю с заявлением о представлении на него в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальных сведений. Заявление не имеет какой-то обязательной формы, но важно, чтобы работник указал в нем дату, с которой у него возникает право на пенсию (см. образец).


Образец заявления работника на предоставление индивидуальных сведений

И работодатель в течение 10 дней со дня обращения работника представляет сведения об этом лице. Специальные формы по представлению сведений по персонифицированному учету и порядок их применения утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31 июля 2006 г. № 192п. Ранее сведения подавались по форме СПВ-1, а с вступлением в действие с 30 сентября 2014г. Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 21.07.2014 № 237П, сведения персонифицированного учета нужно представлять по форме СПВ-2. Форма СПВ-2 передается в территориальный ПФ вместе с описью по форме АДВ-6-1.

Но обращения работника к работодателю с заявлением о предоставлении сведений в Пенсионный фонд недостаточно. Чтобы получать пенсию, работник должен сам обратиться в региональное отделение. Посоветуйте своим работникам делать это как минимум за три месяца до их 60-летия (55-летия), чтобы у фонда было время все проверить, и тогда пенсия будет начислена своевременно со дня достижения соответствующего возраста.

Обычно лишь немногие знают, какие документы нужны для оформления пенсии. Когда достигнут рубеж пенсионного возраста, люди начинают бегать по разным инстанциям и уточнять, когда можно выйти на заслуженный отдых и на какое пособие можно рассчитывать.

Постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, которые должен представить сотрудник в Пенсионный фонд. Среди основных – заявление на получение пенсии, паспорт, копия трудовой книжки, справка о среднемесячном заработке за 2000–2001 годы или за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 1 января 2002 года. Более полную информацию о порядке назначения пенсии и перечне документов, необходимых для назначения пенсии в каждом конкретном случае, работник всегда может получить в отделении ПФР по месту жительства.

Такой порядок оформления пенсии действовал до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно которого, за оформлением пенсионного обеспечения могут обращаться как сами граждане, так и вправе это делать работодатель, у которого они трудятся (по их письменному заявлению). Кроме того, в законе говорится о том, что вся информация, необходимая для начисления пенсии может передаваться в электронном виде.

После принятия закона «О страховых пенсиях» территориальное Управление пенсионного фонда РФ обратилось к работодателям Владимирской области с предложением о сотрудничестве по вопросу проведения предварительной работы с лицами, приобретающими право на назначение трудовой пенсии. Что это значит? По словам представителей Пенсионного фонда, полные и достоверные сведения о работнике, представленные работодателем перед оформлением пенсии, избавит работника от необходимости простаивать в очередях и самостоятельно собирать необходимые документы и тем самым назначить пенсию своевременно и в полном объеме. Предполагается, что работодатель в лице кадровика будет заблаговременно представлять в Пенсионный фонд в электронном виде пакет документов для установления работнику пенсии. Понятно, что такого рода работа добавит хлопот кадровикам, кроме того в законе указывается на ответственность работодателя за достоверность представленных сведений. В настоящее время такая обязанность не закреплена за работодателем законодательно, исключительно по письменному соглашению «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота» между ним и территориальным управлением пенсионного фонда, которое предлагают заключить многим работодателям. Заключать или не заключать такое соглашение – решать самим работодателям. Пока это добровольный шаг…

В настоящий момент по сложившейся практике, работник при оформлении пенсионного обеспечения просит кадровика выдать на руки оригинал трудовой книжки, чтобы пойти с ней в Пенсионный фонд для уточнения и подтверждения стажа. Как следует из Письма Роструда от 18 марта 2008 года N 656-6-0 и Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей ответственность за утерю трудовой книжки в случае, если работнику под расписку на короткий срок выдается трудовая книжка, будет нести указанное должностное лицо работодателя, т.е. кадровик. А случаи утери трудовых книжек конечно же были. Законодатели решили разрешить давний спор по данному вопросу и внесли изменения в статью 62 Трудового кодекса РФ, согласно которому работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать трудовую книжку в целях оформления обязательного пенсионного обеспечения. Данное изменение вводится Федеральным законом от 21.07.2014г. № 216-ФЗ и вступает в действие с 1 января 2015г. Кроме того, этим же законом страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (попросту СНИЛС) будет «переименовано» в страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Итак, все необходимые документы собраны, представлены в Пенсионный фонд, пенсия рассчитана и наступил момент, когда работник достиг пенсионного возраста. Сразу скажу, что достижение пенсионного возраста работником не является основанием для его увольнения. Такой сотрудник на общих основаниях может продолжать работу. Но если же он решил уволиться в связи с выходом на пенсию, то оформление кадровых документов будет несколько отличаться от обычного увольнения.

Во-первых, увольнение в связи с выходом на пенсию должно произойти именно в тот день, который указан в заявлении работника (образец заявления см. ниже), ни о какой двухнедельной «отработке» не может быть речи. И этим правом работник может воспользоваться только один раз. Если потом пенсионер устроится на работу и впоследствии захочет уволиться в связи с выходом на пенсию, то срок предупреждения об увольнении будет составлять две недели.


Образец заявления работника об увольнении в связи с выходом на пенсию

Во-вторых, учтите, что основанием для увольнения в данном случае будет пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ (собственное желание), но и в приказе об увольнении и в трудовой книжке нужно будет указать, что работник увольняется в связи с выходом на пенсию.


Образец записи в трудовую книжку об увольнении в связи с выходом на пенсию

Хочу отметить, что работник, достигший пенсионного возраста, может уволиться по собственному желанию, не указывая в заявлении «в связи с выходом на пенсию». Тогда увольнение оформляется на общих основаниях, в том числе это касается и сроков предупреждения.

Услуги Правовой защиты


С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Автор: Георгий Ситников

E - mail : pvd 86@ inbox . ru

Актуальным вопросом в настоящее время является корректировка данных индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. Данные учёта отражают, в том числе, стаж и условия трудовой деятельности граждан, непосредственно влияющие на их пенсионное обеспечение, — возраст выхода на пенсию и размер пенсии.

Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды занятости работника на работах с вредными или опасными условиями труда засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в случае, если работодателем начисляются и уплачиваются страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Досрочный выход на пенсию является достаточно распространённым предметом разбирательства в судах, вместе с тем судами принимаются различные позиции по поводу прав и обязанностей как работодателя, так и органов Пенсионного фонда.

Практика свидетельствует, что органы ПФР не обладают энтузиазмом по поводу самостоятельного изменения данных индивидуального лицевого счёта пенсионного страхования, более того, при рассмотрении дел в судах настаивают на позиции, что являются ненадлежащим ответчиком, либо заявляют об обязательности досудебного порядка корректировки лицевого счёта. При решении вопроса о досрочном выходе граждан на пенсию органы ПФР руководствуются исключительно данными персонифицированного учёта.

Вместе с тем, существующее законодательство и судебная практика позволяют обязать органы пенсионного фонда внести необходимые изменения в индивидуальный лицевой счёт. Кроме того, дискуссионным для судов остаётся вопрос о привлечении в качестве ответчика организации — работодателя.

В настоящей статье мы рассмотрим права и обязанности лиц, участвующих в формировании сведений персонифицированного учёта, — работодателей (страхователей), работников, органов Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон № 27-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в том числе, требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определённых данным Федеральным законом, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу.

Кроме того, органы Пенсионного фонда обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В настоящее время действует инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённая Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее — Инструкция № 987н).

Согласно п. 41 Инструкции № 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточнённые данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счёта застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Таким образом, действующее законодательство обязывает органы ПФР осуществлять по заявлению застрахованного лица корректировку ведений персонифицированного учёта, при этом взаимодействие со страхователем осуществляется органами ПФР.

В силу абз. 4 ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.

Следовательно, при невозможности корректировки данных счёта в досудебном порядке ответчиком должны выступать органы ПФР, при этом обязательное использование досудебного порядка изменения данных счёта не предусмотрено.

О законности требований к органам ПФР по внесению изменений в данные счёта свидетельствует судебная практика судов субъектов РФ:

1. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 14 января 2015 г. № 33-49-2015.

Фабула дела: А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше» о досрочном назначении трудовой пенсии.

Решением УПФ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы с вредными условиями труда.

Суд указал, что при подсчёте страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 Федерального закона № 27-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Удовлетворяя требования истца, суд учёл также, что работодатель является надлежащим ответчиком по делу, т. к. в обязанности работодателя входит предоставление сведений индивидуального персонифицированного учёта и их корректировка .

Кроме того, данная обязанность работодателя не снимается в связи с тем, что документы работника сданы в архив, поскольку работодатель не лишён возможности истребовать из архива необходимую информацию .

2. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 17 февраля 2015 г. по делу № 33-1177/2015 г:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к управлению Пенсионного фонда РФ в Мошковском районе Новосибирской области, управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Новосибирска с требованиями о включении в специальный стаж периодов работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, поскольку решением органов ПФР в назначении трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.

Изучив представленные доказательства, суд удовлетворил требования истца об обязании ПФР назначить досрочную пенсию по старости, а также на орган ПФР возложена обязанность внести изменения в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счёте истца в связи с работой в особых условиях труда.

Кроме того, что особенно важно, суд отклонил доводы органов ПФР о невозможности внесения изменений в сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счёте истца в связи с отказом работодателя предоставить необходимые сведения, поскольку органы ПФР в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, должны осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу.

Показательной является также позиция суда в ситуации, когда сведения в данных персонифицированного учёта отсутствуют, а работодатель ликвидирован.

Определение Самарского областного суда от 14 октября 2010 г. по делу № 33-10466/10:

Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области», мэрии г. о. Тольятти о включении в индивидуальный лицевой счёт сведений о периоде работы за 2000 год и перерасчёте пенсии.

В перерасчёте пенсии истцу было отказано ввиду того, что от работодателя сведения о заработной плате по установленной форме для их учёта на индивидуальном лицевом счёте не поступали, а для перерасчёта пенсии заработная плата должна быть подтверждена сведениями персонифицированного учёта на основании выписки из индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде РФ. Предоставить данные сведения в настоящее время не имеется возможности, так как работодатель к настоящему времени ликвидирован.

Суд в своём решении отмечает, что корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учёта и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется, в частности, в случае обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 года.

Таким образом, получив дополнительные сведения о страховом стаже истца и о размере оплаты её труда, орган пенсионного фонда был обязан принять предусмотренные законодательством меры по корректировке сведений персонифицированного учёта .

Кроме того, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию.

Судебная практика в отношении рассматриваемых споров в настоящее время только формируется, при этом судами также принимаются позиции, отличные от рассматриваемых. Вместе с тем, полагаем необходимым ориентироваться на вышеприведённые доводы при решении вопросов, связанных с корректировкой индивидуальных лицевых счетов, поскольку они в полной мере соотносятся с действующим законодательством.

Таким образом, по вопросу корректировки данных индивидуального лицевого счета действующее законодательство и позиции судебных органов позволяют сделать следующие выводы:

Права и обязанности работодателя (страхователя):

1. Страхователь обязан своевременно предоставлять достоверные сведения о застрахованных лицах, в том числе по требованию органов Пенсионного фонда РФ в двухнедельный срок.

1). За непредставление в установленные сроки запрошенных сведений органы Пенсионного фонда РФ могут в судебном порядке взыскать сумму, определённую ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

2). Страхователь обязан предоставлять в органы Пенсионного фонда РФ также сведения об условиях труда работников, воспользовавшихся правом досрочного выхода на пенсию.

2. Страхователи вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.

Права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ:

1. Предоставлять сведения из индивидуального лицевого счета пенсионного страхования по заявлению застрахованного лица.

2. Органы Пенсионного фонда РФ вправе по своей инициативе осуществлять корректировку сведений персонифицированного учёта и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу.

3. Органы Пенсионного фонда РФ обязаны п ри обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки направлять страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (страхователь обязан выполнить это требование в двухнедельный срок).

4. Если расхождения не устранены, орган Пенсионного фонда РФ самостоятельно принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

5. Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган фонда по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счёта застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Таким образом, работодателям рекомендуется уточнять в целях соблюдения законных интересов работника сведения персонифицированного учёта, направляя их в орган Пенсионного фонда РФ, а также по запросу органов Пенсионного фонда РФ в целях избежания штрафных санкций.

При этом следует помнить, что застрахованные лица (работники) могут в судебном порядке обязать работодателя предоставить соответствующую информацию в органы Пенсионного фонда РФ.

Вместе с тем, принятие решения о досрочном назначении пенсии и её выплата является обязанностью только органов Пенсионного фонда, который обязан в случае ликвидации страхователя или непредоставления им сведений самостоятельно внести изменения в лицевой счёт застрахованного лица.

Читайте также: