Решения судов о назначении пенсии сотрудникам мвд

# Название Cуд Решение
465596 Решение суда об обязании произвести перерасчёт пенсии

Майданюк Е.А. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с исковыми требованиями к Главному Управлению МВД России по Кемеровской области, Межмуниципальному отделу МВД России «Юргинский» об обязании произвести перерасчёт пенсии.Требования мот.

Кииков М.Т. обратился в суд с вышеназванным иском, просит суд восстановить его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УФСИН России по Оренбургской области собрать пакет док.

Шамилев Ж.С. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что он проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы /УИС/ в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ КП-3 УФСИН России по Оренбургско.

Сямуков А.М. обратился с иском, указав, что в период . проходил службу в УМВД России по Оренбургской области. В период . находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона, где выполнял служебно - боевые задачи по за.

Вихарев Ю.И., действуя в интересах несовершеннолетнего Вихарева Е.Ю., обратился в суд с иском к Военному комиссариату Приморского края о возложении обязанности. В иске указал, что умерла его супруга и мать его ребенка Вихарева М.А., которая на мом.

Истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование указав, что он проходил службу в Вооруженных Силах РФ, 17.10.1996 года был уволен в запас по выслуге лет. При увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку лично.

Мельниченко А.В. обратился в Индустриальный районный суд с иском к Главному управлению МЧС России по о признании незаконным снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, восстано.

Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств. В обосновании иска указали, что в соответствии с указаниями Минис.

Истец являлся сотрудником органов внутренних дел. После увольнения из органов внутренних дел истцу была назначена пенсия за выслугу лет, для исчисления которой, по мнению истца, не обоснованно был зачислен выслугу лет только часть периода его обуч.

Военный прокурор Бийского гарнизона обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что Сергееву А.С. с 07 февраля 2015 года назначена пенс.

Военный прокурор Бийского гарнизона обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что Сергеевой Е.М. с 17 августа 2012 года назначена пен.

Чубуков С.С. обратился в Кировский районный суд г. Саратова с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что дд.мм.гггг между ним и застройщиком ООО «Диадор» был заключен договор об отселении со строительной площадки. По указанному догово.

Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с настоящим иском, указал, что Кармин Н.В. проходил военную службу с 25.08.1966г. в Вооруженных Силах СССР на различных воинских должностях до 04.01.1992г., затем с 04.01.1992г. по 26.12.1994.

Истец обратилась с настоящим иском указывая, что она является супругой ФИО1, дд.мм.гггг, умершего дд.мм.гггг. На день смерти супруг истца являлся сотрудником милиции, истец и ее супруг проживали в , после его смерти истцу была назначена на террито.

Истец Филюзин А.М. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по КК в котором просил признать решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИ.

Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился с иском в защиту интересов РФ к Иваненко И.Ю. с требованиями о взыскании неосновательного обогащения – необоснованного возвращенной суммы имущественного налогового вычета (НДФЛ) в размере 248035 р.

Куприянов Д.В. обратился в суд с названным иском, указывая, что является пенсионером МВД России. Распоряжением начальника ФКГУ УВО УМВД России по Омской области от дд.мм.гггг №, утвердившим решение жилищно-бытовой комиссии ФКГУ «УВО УМВД России по.

Истец обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика пересмотреть ему с 12.10.2013 пенсию за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,4 по тем основаниям, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в интересах Лариной Е.В., обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения.

Макарова Н.И. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с даты ее назначения, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что с 01 июня 2017 года она является по.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 14 сентября 2016 г. N АКПИ16-642

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Р.С. о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (далее - Постановление) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.

Гражданин Р.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 Постановления в части альтернативного включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов получения либо высшего, либо среднего профессионального образования (в пределах 5 лет).

Как указывает административный истец, с октября 1999 г. по июнь 2003 г. он получал государственную пенсию за выслугу лет в органах налоговой полиции. После упразднения федеральных органов налоговой полиции и передачи функций пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции Главному Управлению МВД России по Новосибирской области ему была прекращена выплата пенсии за выслугу лет. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, пересчитал выслугу лет, применив пункт 2 Постановления, и исключил из нее период его учебы в Томском государственном университете. Судебными решениями установлено, что при включении в выслугу лет в органах налоговой полиции для назначения и выплаты пенсии времени обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях подлежит применению пункт 2 Постановления. Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", поскольку в соответствии с частью 3 статьи 18 данного Закона Правительство Российской Федерации полномочно определять лишь порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов получения либо высшего, либо среднего профессионального образования является дополнительным условием, ограничивающим, по сравнению с законом, право на включение в выслугу лет времени обучения их до поступления на службу и нарушают его права.

Административный истец Р.С. и его представитель адвокат Яцученко Т.В. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 11 июля 2016 г. N РД-П4-4094).

Представители Правительства Российской Федерации М., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей Правительства Российской Федерации М., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, согласно статье 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1), осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет в абзаце четвертом пункта 2 Постановления установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 614.

Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" является наличие соответствующей выслуги на службе в органах внутренних дел. В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, согласно названному Закону может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть 1 статьи 18). Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных со службой в органах внутренних дел, является льготой, которая позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии.

Регулируя отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает включение в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы (пункт 10 части 2 статьи 38).

Таким образом, альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел времени их обучения до поступления на службу установлено Федеральным законом. Положения абзаца четвертого пункта 2 Постановления воспроизводят указанное правило и не являются дополнительным условием, по сравнению с законом.

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют порядок зачета времени обучения для назначения пенсии в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, между тем Р.С. сотрудником органов внутренних дел не являлся.

Согласно части пятой статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в части 3 статьи 50 определяет, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, в выслугу лет засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Указанная правовая норма предусматривает зачет времени обучения как в высших, так и в средних учебных заведениях.

Доводы административного истца о том, что в результате применения оспариваемых положений нормативного правового акта были нарушены его права на включение в выслугу лет для назначения пенсии, наряду со временем обучения в среднем профессиональном учебном заведении, времени обучения в Томском государственном университете, не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта, поскольку при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта не осуществляется проверка вступивших в законную силу судебных актов.

Положения абзаца четвертого пункта 2 Постановления являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления Р.С. о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Куманева О.А. Дело № 33-647/2018

Докладчик Демидчик Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Литюшкина В.И.,

судей Адушкиной И.В., Демидчик Н.В.,

при секретаре Крыловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 апреля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску О. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» о признании незаконным произведенного расчета выслуги лет для назначения пенсии, зачете периодов работы в выслугу лет в льготном исчислении по апелляционным жалобам представителей Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» Ф., Министерства внутренних дел по Республике Мордовия М. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2017 г.

Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

О. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» (далее по тексту ММО МВД России «Ковылкинский») о признании незаконным произведенного расчета выслуги лет для назначения пенсии, зачете периодов работы в выслугу лет в льготном исчислении.

В обоснование иска указал, что он проходит службу в органах внутренних дел.

В сентябре 2017 г. он обратился к ММО МВД России «Ковылкинский» с рапортом о расчете выслуги лет.

Согласно письму ответчика от 6 октября 2017 г. его выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 2 месяца 16 дней, в льготном исчислении – 17 лет 11 месяцев 7 дней.

В выслугу лет в льготном исчислении не включен период службы с 8 ноября 2007 г. по 22 августа 2014 г. в должности милиционера (полицейского) – водителя группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Считает, что ответчик нарушает его право на выход на пенсию по выслуге лет в льготном исчислении.

Определением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2017 г. прекращено производство по делу в части исковых требований О. к ММО МВД России «Ковылкинский» о возложении обязанности на ответчика зачесть ему период нахождения в распоряжении МВД по Республике Мордовия с 1 июля 2011 г. до 8 августа 2011 г., период службы с 8 августа 2011 г. по 22 августа 2014 г. в должности полицейского-водителя группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ММО МВД России «Ковылкинский» в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы в связи с отказом истца от иска в указанной части.

С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным произведенный ответчиком расчет выслуги лет для назначения пенсии от 6 октября 2017 г. № 53/8184 в части и обязать ответчика засчитать ему периоды его службы с 8 ноября 2007 г. до 29 апреля 2008 г. в должности милиционера-водителя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району, с 29 апреля 2008 г. до 1 июня 2008 г. в должности старшего конвоя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району, с 1 июня 2008 г. до 7 февраля 2011 г., с 8 февраля 2011 г. до 1 июля 2011 г. в должности милиционера-водителя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2017 г. иск удовлетворен.

Представитель ММО МВД России «Ковылкинский» Ф. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Приводит доводы о том, что судом не учтено то обстоятельство, что истец является действующим сотрудником ММО МВД России «Ковылкинский»; согласно приказу МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 «Об утверждении инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» расчет выслуги лет для назначения пенсии согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись; должность «милиционер-водитель группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» не предусмотрена Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868.

Представитель МВД по Республике Мордовия М. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой также просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что права истца ответчиком не нарушены, поскольку он до настоящего времени проходит службу в органах внутренних дел; суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие порядок исчисления выслуги; для приобретения сотрудником права на льготное исчисление периодов службы необходимо наличие совокупности следующих условий: прохождение службы в должностях в изоляторах временного содержания и в конвойных подразделениях милиции, полиции, прямое наличие данных должностей в Перечне, установленном МВД России, а также непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; доказательств, подтверждающих непосредственное выполнение истцом обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, не представлено; суд пришел к неправомерному выводу о тождественности различных наименований структурных подразделений: «взвод, отделение» и «группа»; в мотивировочной части решения указано о необходимости засчитать периоды службы в должностях, отнесенных к группе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, а в резолютивной части - непосредственно изолятора временного содержания.

В судебное заседание истец О. не явился. О времени и месте судебного заседания истец надлежащим образом извещен, сведений о причинах неявки не представил и отложить разбирательство дела не просил.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель ответчика ММО МВД России «Ковылкинский» Г., представитель третьего лица Министерства внутренних дел Республики Мордовия М. апелляционные жалобы поддержали.

Рассмотрев дело в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, О. проходит службу в органах внутренних дел с 7 июня 2004 г. по настоящее время: в период с 8 ноября 2007 г. до 29 апреля 2008 г. в должности милиционера-водителя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району, с 29 апреля 2008 г. до 1 июня 2008 г. в должности старшего конвоя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району, с 1 июня 2008 г. до 7 февраля 2011 г., с 8 февраля 2011 г. до 1 июля 2011 г. в должности милиционера-водителя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району.

4 августа 2017 г. истец обратился к ответчику с рапортом о производстве расчета выслуги лет для назначения пенсии в связи с планируемым увольнением из органов внутренних дел.

Согласно письму ответчика № 53/8184 от 6 октября 2017 г. выслуга лет О. составляет в календарном исчислении 17 лет 2 месяца 16 дней, в льготном исчислении – 17 лет 11 месяцев 7 дней. Период службы с 8 ноября 2007 г. по 22 августа 2014 г. не подлежит исчислению в льготном порядке, поскольку занимаемая должность не предусмотрена Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868.

Из представленного в суд первой инстанции расчета следует, что периоды службы истца с 8 ноября 2007 г. до 29 апреля 2008 г. в должности милиционера-водителя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району, с 29 апреля 2008 г. до 1 июня 2008 г. в должности старшего конвоя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району, с 1 июня 2008 г. до 7 февраля 2011 г., с 8 февраля 2011 г. до 1 июля 2011 г. в должности милиционера-водителя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району засчитаны в выслугу лет в календарном исчислении.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности засчитать истцу спорные периоды службы в льготном исчислении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении, в должностях, предусмотренных подразделом «Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД России от 20 февраля 2016 г. № 868, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. При этом суд учитывал, что истец непосредственно выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а наименование должностей в штатном расписании ответчика не соответствовало приказам МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 и от 20 мая 2004 г. № 309.

Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно статье 70 которого порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту Закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Статьей 18 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение данного предписания приняло постановление от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту Постановление от 22 сентября 1993 г. № 941), в подпункте «г» пункта 3 которого определено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела, является прохождение службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должности, которая предусмотрена перечнем должностей, определенным Министром внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. № 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, действовавший в спорные периоды службы истца.

Приказом МВД России от 20 февраля 2016 г. № 868 названный приказ признан утратившим силу, утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, действующий в настоящее время.

Указанными Перечнями не предусмотрены занимаемые истцом должности милиционера-водителя и старшего конвоя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности засчитать истцу периоды службы в должностях милиционера-водителя и старшего конвоя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Ковылкинскому муниципальному району в льготном исчислении.

Выводы суда первой инстанции о том, что должности милиционера-водителя и старшего конвоя изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых предусмотрены подразделами приведенных Перечней «Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания», не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку истец не проходил службу в указанных структурных подразделениях изолятора временного содержания.

Перечни должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденные приказами МВД России от 9 октября 2004 г. № 640 и от 20 февраля 2016 г. № 868, расширительному толкованию не подлежат.

Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2017 г. отменить полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска О. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» о признании незаконным произведенного расчета выслуги лет для назначения пенсии, зачете периодов работы в выслугу лет в льготном исчислении.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 14 сентября 2016 г. N АКПИ16-642

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Р.С. о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (далее - Постановление) в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.

Гражданин Р.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 Постановления в части альтернативного включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов получения либо высшего, либо среднего профессионального образования (в пределах 5 лет).

Как указывает административный истец, с октября 1999 г. по июнь 2003 г. он получал государственную пенсию за выслугу лет в органах налоговой полиции. После упразднения федеральных органов налоговой полиции и передачи функций пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции Главному Управлению МВД России по Новосибирской области ему была прекращена выплата пенсии за выслугу лет. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, пересчитал выслугу лет, применив пункт 2 Постановления, и исключил из нее период его учебы в Томском государственном университете. Судебными решениями установлено, что при включении в выслугу лет в органах налоговой полиции для назначения и выплаты пенсии времени обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях подлежит применению пункт 2 Постановления. Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", поскольку в соответствии с частью 3 статьи 18 данного Закона Правительство Российской Федерации полномочно определять лишь порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов получения либо высшего, либо среднего профессионального образования является дополнительным условием, ограничивающим, по сравнению с законом, право на включение в выслугу лет времени обучения их до поступления на службу и нарушают его права.

Административный истец Р.С. и его представитель адвокат Яцученко Т.В. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 11 июля 2016 г. N РД-П4-4094).

Представители Правительства Российской Федерации М., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей Правительства Российской Федерации М., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, согласно статье 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1), осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет в абзаце четвертом пункта 2 Постановления установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 614.

Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" является наличие соответствующей выслуги на службе в органах внутренних дел. В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, согласно названному Закону может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть 1 статьи 18). Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных со службой в органах внутренних дел, является льготой, которая позволяет увеличивать выслугу для назначения пенсии.

Регулируя отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает включение в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел времени (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы (пункт 10 части 2 статьи 38).

Таким образом, альтернативное включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел времени их обучения до поступления на службу установлено Федеральным законом. Положения абзаца четвертого пункта 2 Постановления воспроизводят указанное правило и не являются дополнительным условием, по сравнению с законом.

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют порядок зачета времени обучения для назначения пенсии в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, между тем Р.С. сотрудником органов внутренних дел не являлся.

Согласно части пятой статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в части 3 статьи 50 определяет, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, в выслугу лет засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Указанная правовая норма предусматривает зачет времени обучения как в высших, так и в средних учебных заведениях.

Доводы административного истца о том, что в результате применения оспариваемых положений нормативного правового акта были нарушены его права на включение в выслугу лет для назначения пенсии, наряду со временем обучения в среднем профессиональном учебном заведении, времени обучения в Томском государственном университете, не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта, поскольку при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта не осуществляется проверка вступивших в законную силу судебных актов.

Положения абзаца четвертого пункта 2 Постановления являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления Р.С. о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Читайте также: