Северный стаж для выхода на пенсию в беларуси


С 1 января 2020 года для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями, в том числе пенсий северян, работающих в условиях Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам КС, аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

Предлагаем разобраться в том, как изменится северный стаж и возраст выхода на пенсию для жителей северных регионов страны в 2020 году.

Северная пенсия: новые условия выхода с 1 января 2020 в таблицах по годам рождения и северному стажу

Еще со времен Советского Союза для граждан, проживающих на Крайнем Севере или приравненных к нему территориях, государство установило право досрочно уходить на заслуженный отдых. Они могли стать пенсионерами пятью годами раньше по сравнению с согражданами из других регионов, то есть мужчины после 55 лет, а женщины – после 50.

Такое преимущество должно было стимулировать на освоение новых территорий, компенсируя работу в сложных условиях и проживание на территориях без объектов социальной инфраструктуры.

В последние годы ситуация несколько изменилась и условия проживания здесь со времен установления льгот изменились в лучшую сторону. К тому же наблюдается рост продолжительности жизни у жителей Севера, темп которого превышает средние по стране показатели.

Для сравнения: в период 2010-2016 г. г. средняя продолжительность жизни по стране выросла на 2,93 года, тогда как для жителей Чукотки и Ненецкого автономного округа эти цифры составили соответственно 6,93 и 6,16 года.

Именно такое положение дел и стало для властей основным обоснованием грядущих изменений в части повышения пенсионного возраста для северян. К тому же установленная для них отсрочка выхода на отдых относительно другого населения страны, долгое время была предметом обсуждений и споров.

Пенсионная реформа для северян с 2019 года

Пенсионная реформа с 2019 года, предложенная Правительством и поддержанная Президентом, коснется и так называемых «северян» — россиян, работающих в районах Крайнего Севера (КС) и приравненных к ним местностях (МКС). Уже с 1 января 2019 года для этой категории работников наряду с остальными началось поэтапное повышение пенсионного возраста, который дает право на досрочное оформление страховой пенсии по старости (на 5 лет раньше общеустановленного срока).

В окончательном виде в результате реформы пенсионный возраст для северян повысится на 5 лет — до 55 лет женщинам и 60 мужчинам (до конца 2018 года эти нормативы составляли соответственно 50 и 55 лет). Однако требования к страховому стажу, необходимому для оформления пенсии (в том числе и к северному стажу), в ходе реформы изменяться не будут.

Основное изменение пенсионного законодательства для северян будет заключаться в повышении возраста, необходимого для выхода на пенсию, которое будет производиться поэтапно — начиная с 2019 г. до установления в 2023 году окончательных величин 55 лет женщинам и 60 мужчинам. Таким образом, в общей сложности для мужчин и женщин предлагается одинаковое увеличение на 5 лет относительно нормативов старого закона.

Больше никаких изменений в условиях назначения выплат работающим в районах КС и МКС производиться не будет — требования к минимально необходимому «северному» стажу останутся прежними.

Повышение пенсионного возраста северянам будет проходить по следующей схеме:

  • Ежегодно, начиная с 01.01.2019 г., он будет увеличиватьсяна один год, пока в 2023 году не будут установлены окончательные значения — 55 и 60 лет.
  • При этом в первые 2 года действия нового закона можно будет оформить выплаты на полгода раньше сроков, предусмотренных новым законом. Таким образом:
    • выйти на пенсию в 2019 г. северянам можно будет при достижении 50,5 лет для женского населения и 55,5 — для мужского (вместо 51 и 56);
    • в 2020 году — достигнув 51,5 и 56,5 лет соответственно (вместо 52 и 57).
  • Далее повышение будет происходить в соответствии с увеличением по году — до 53 и 58 лет в 2021 г. и т.д. с шагом 1 год до 2023 г. включительно (см. график выхода на пенсию по годам для работников Крайнего Севера).

Кого из северян не коснется новый закон о пенсиях?

Представленные выше изменения коснутся тех граждан, которым сейчас согласно ч. 6 п. 1 ст. 32 закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. предусмотрено право досрочного оформления пенсии при наличии необходимого «северного стажа».

При этом изменения пенсионного законодательства не коснутся следующих категорий граждан с «северным стажем»:

  • Женщин, родивших 2 и более детей и имеющих общий стаж не менее 20 лет, из которых 12 лет в районах КС или 17 — в МКС. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 закона № 400-ФЗ, они по-прежнему будут иметь право на досрочное оформление выплат при достижении 50 лет.
  • Граждан, постоянно проживающих на КС и в приравненных районах, проработавших оленеводами, охотниками-промысловиками, рыбаками не менее 20 и 25 лет (соответственно женщины и мужчины). Они смогут стать пенсионерами, как и сейчас — при достижении возраста 45 и 50 лет (ч. 7 п. 1 ст. 32 закона № 400-ФЗ).

Пенсионный возраст для северян с 2019 года в России

Первоначальный законопроект о повышении пенсионного возраста в России, предложенный Правительством РФ, предусматривал ежегодное увеличение этого норматива на 1 год, причем в общей сложности на 5 лет для мужчин и 8 лет для женщин. Но поправкой, которую Владимир Путин предложил в своем обращении к гражданам РФ, эти параметры были скорректированы:

  • пенсионный возраст для женщин будет повышаться на 5 лет, как и мужчинам;
  • будет предусмотрена особая льгота тем, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в первые 2 года реформы (2019-2020 гг.) — оформление выплат на полгода раньше предусмотренного срока.

Следовательно, для будущих получателей «северной пенсии», наработавших необходимый стаж в районах Крайнего Севера и МКС, пенсионный возраст изменится следующим образом:

  1. Аналогично гражданам, получающим пенсию по старости на общих основаниях, северянам будет произведено увеличение сроков оформления пенсии по старости на 5 лет для женщин и мужчин — соответственно до 55 и 60 лет.
  2. В 2019 году «период трудоспособности» будет продлен не на 1 год, а на 6 месяцев.
  3. В 2020 году предусматривается повышение на 1,5 года вместо 2 лет.
  4. Постепенные изменения будут проводиться до 2023 года включительно, когда и будут установлены окончательные параметры нового закона.

Таким образом, переходный период продлится с 2019 по 2023 г., а граждане, проработавшие необходимое количество лет в условиях КС и МКС, начнут выходить оформлять выплаты при достижении окончательно установленного пенсионного возраста 55/60 лет начиная с 2028 г.

График выхода на пенсию по годам и пенсионному возрасту для северян можно представить в виде таблицы:

СВП по старому закону (ПВ — 50 / 55 лет) По новой пенсионной реформе
Новый ПВ Новый СВП
1 п. 2019 50,5 / 55,5 2 п. 2019
2 п. 2019 1 п. 2020
1 п. 2020 51,5 / 56,5 2 п. 2021
2 п. 2020 1 п. 2022
2021 53 / 58 2024
2022 54 / 59 2026
2023 55 / 60 2028

Примечание: ПВ — пенсионный возраст для северян; СВП — срок выхода на пенсию (в каком году); п. — полугодие соответствующего года.

Представленная выше таблица содержит окончательные данные и составлена согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. и норме этого закона, предусматривающей смягчение в первые 2 года реформы.

Таблица выхода на пенсию в 2020 году по годам рождения для северян

Поскольку повышение пенсионного возраста начинается с 2019 года, изменения коснутся всех тех работников КС и приравненных к нему районов, которые по старому закону получили бы право на оформление страховой пенсии по старости после 31.12.2018 г.

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями. С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.Такие корректировки затронут северян, работающих в условиях Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам КС.

  • Для женщин 1969 г.р. и мужчин 1964 г.р. норматив возраста будет увеличен всего на полгода. Оформить выплаты они смогут уже во втором полугодии 2019 г. или в первом полугодии 2020 г. (в зависимости от даты рождения).
  • Для женщин 1970 г.р. и 1965 г.р. будет произведено увеличение на 1,5 года относительно старых нормативов. Выплаты они начнут получать во 2-ой половине 2021 г. и 1 половине 2022 г.
  • Далее повышение будет производиться по 1 году в год, пока в общей сложности не достигнет 5 лет — т.е. верхняя граница «периода трудоспособности» для северян установится в значении 55 и 60 лет (первыми в таком возрасте в 2028 году будут выходить женщины 1973 и мужчины 1968 г.р.).

Соответствующая таблица выхода по годам рождения для северян представлена ниже:

Для женщин Для мужчин СВП по новой реформе
ДР ПВ ДР ПВ
1 п. 1969 50,5 1 п. 1964 55,5 2 п. 2019
2 п. 1969 2 п. 1964 1 п. 2020
1 п. 1970 51,5 1 п. 1965 56,5 2 п. 2021
2 п. 1970 2 п. 1965 1 п. 2022
1971 53 1966 58 2024
1972 54 1967 59 2026
1973 55 1968 60 2028

Примечание: ДР — дата рождения; ПВ — пенсионный возраст; СВП — срок выхода на пенсию; п. — полугодие.

Таким образом, с учетом переходного периода в первом полугодии 2020 года выйти на пенсию могут северяне:

  • женщины, достигнувшие возраста 50 лет во втором полугодии 2019 года;
  • мужчины, которым исполнилось 55 лет во втором полугодии 2019 года.

Дата оформления пенсии для них откладывается на полгода относительно старого пенсионного возраста.

Женщины 1973 г.р. и моложе, а также мужчины, начиная с 1968 г.р., которые наработали необходимый «северный» стаж и претендуют на досрочное оформление пенсии, смогут получить выплаты при достижении 55 и 60 лет.

Северный стаж для выхода на пенсию мужчинам и женщинам

Северным стажем при назначении страховой пенсии по старости считаются периоды работы в районах Крайнего Севера (РКС) и местностях, приравненных к КС (МКС), в течение которого уплачивались страховые взносы в ПФР. Перечень соответствующих районов на территории России определяется Постановлением Совета Министров СССР № 12 от 10.11.1967 г.

Наличие северного стажа в зависимости от количества отработанных лет позволяет оформить страховую пенсию по старости досрочно (на 5 лет раньше — по новому закону при достижении возраста 55/60 лет вместо 60/65 лет на общих основаниях) или существенно снизить пенсионный возраст на меньшее количество лет.

Требования к северному стажу в ходе реформы не меняются. Для того, чтобы выйти на пенсию досрочно (учитывая переходные положения закона по годам), согласно ч. 6 п. 1 ст. 32 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. необходимо иметь:

  • 15 лет стажа работы РКС или 20 лет — в МКС;
  • общий страховой стаж не менее 20 лет женщинам и 25 — мужчинам;
  • минимально необходимое количество пенсионных баллов (ежегодно увеличивается на 2,4 балла, а в 2025 г. окончательно закрепится в значении 30 ИПК).

Если гражданин не наработал необходимое количество лет для досрочного оформления выплат на 5 лет, он может претендовать на снижение пенсионного возраста на меньший срок, если он имеет стаж не менее 7,5 лет в РКС или 10 лет в МКС (поскольку 1 год работы в местностях, приравненных к КС, является равноценным 9 месяцам работы в районах КС).

  • За каждый 1 полный календарный год работы в РКС норматив возраста снижается на 4 месяца (см. таблицу ниже).
  • Учет стажа в районах МКС производится приравниванием 1 года такой работы к 9 месяцам в районах РКС (т.е. такой стаж можно просто сократить на 25% для перевода годов из МКС в РКС).

Тогда снижение пенсионного возраста в зависимости от наработанного северного стажа можно представить в виде такой таблицы:

Стаж в районах КС (лет) На сколько снизится ПВ ПВ по новому закону с учетом снижения за северный стаж
женщины мужчины
лет месяцев лет месяцев лет месяцев
7,5 2 6 57 6 62 6
8 8 4 4
9 3 0 0 0
10 4 56 8 61 8
11 8 4 4
12 4 0 0 0
13 4 55 8 60 8
14 8 4 4
15 и более 5 0 0 0

Примечание: ПВ — пенсионный возраст; стаж в РКС = 0,75 × стажа в МКС. Эта таблица составлена с учетом окончательных параметров законопроекта о повышении ПВ — 60 лет для женщин и 65 мужчин. В период переходных положений нового закона (2019-2022 гг.) эти значения будут меньше в соответствии с общеустановленным графиком выхода на пенсию по годам.

Использованы материалы из источников:


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Думаю, мало у кого возникнут возражения против того, чтобы жители северных регионов нашей страны получали дополнительные льготы — ведь хорошо известно, как тяжело жить в тех климатических условиях.

Предлагаю разобрать, какие привилегии дает работа на Севере в плане пенсионного обеспечения.

1. Досрочная пенсия

К сожалению, пенсионная реформа не обошла стороной «северян», и возраст выхода на пенсию им повысили — хотя все же и не так, как основной массе населения.

Начиная с 2028 года те, кто выработали требуемый стаж (15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных местностях), будут выходить на пенсию по старости на 5 лет позже — т. е. мужчины с 60 лет, а женщины с 55 лет.

Частичное снижение пенсионного возраста допускается при минимальном стаже от 7,5 лет на Крайнем Севере (при этом 1 год работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, учитывается в стаж как 9 месяцев на Крайнем Севере).

Прежний возраст выхода на пенсию (50 лет) сохранили лишь для женщин, которые родили не менее 2-х детей при стаже 12 лет в районах Крайнего Севера или 17 лет в приравненных местностях (причем страхового стажа должно быть не менее 20 лет).

Но у них нет возможности для частичного снижения пенсионного возраста: если северного стажа окажется меньше хотя бы на один день, то досрочная пенсия не предоставляется.

2. Повышенный коэффициент по зарплате для расчета пенсии

В расчете пенсии за периоды стажа до 2002 года учитывается коэффициент соотношения заработков пенсионера.

Максимальное его значение по закону составляет 1,2. Но для северян в этом плане сделано исключение — они получают право на повышенный коэффициент, если:

- проживали по состоянию на начало 2002 года в северном регионе (независимо от стажа),

- или полностью выработали северный стаж (15 лет на Крайнем Севере или 20 лет на приравненных территориях) по состоянию на 1 января 2002 года .

В этих случаях коэффициент по заработку может быть увеличен от 1,2 до 1,9 (в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе проживания пенсионера).

Но обратите внимание, что районный коэффициент при этом учитывается для зарплаты рабочих и служащих непроизводственных отраслей — т. е. наименьший из тех, что утверждены для северного региона.

Важно, что право на повышенное соотношение заработков для расчета пенсии сохраняется у пенсионера, даже если он уезжает с Севера.

3. Доплата к пенсии за «северный» стаж

Действующий Закон «О страховых пенсиях» (статья 17) предусматривает, что пенсионеры с северным стажем имеют право на доплату к пенсии:

- это повышение фиксированной выплаты к пенсии на коэффициент 1,5 (50%) за 15 лет стажа в районах Крайнего Севера или на 1,3 (30%) за 20 лет стажа в приравненных к Северу местностях.

С учетом текущего размера фиксированной выплаты 5 686 рублей 25 копеек величина таких доплат составляет в 2020 году 2 843,13 рублей (для Крайнего Севера) и 1 705,88 рублей (для приравненных местностей).

Право на такую доплату сохраняется за пенсионером независимо от места проживания, в т.ч. при переезде в «не северный» регион.

А если пенсионер живет в северном регионе, он может воспользоваться другой доплатой: фиксированная выплата повышается на районный коэффициент, который утвержден для территории его проживания.

В том случае, когда пенсионер проживает на Севере и при этом стаж позволяет ему получать упомянутую надбавку на 1,5 (или 1,3) к фиксированной выплате, он может выбрать только одну из этих возможных доплат (либо районный коэффициент, либо 1,5 или 1,3 к фиксированной выплате за стаж).

Но после переезда с Севера у него гарантированно остается только повышенная фиксированная выплата за стаж (1,5 или 1,3) — районный коэффициент в «не северных» регионах не выплачивается.

4. Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно

Один раз в два года Пенсионный фонд РФ выплачивает неработающим пенсионерам, которые живут на Севере, компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

При этом в закон до сих пор не внесены поправки, но судебная практика уже давно сложилась таким образом, что взыскивают компенсацию с ПФР, даже если пенсионер ездил на отдых за границу.

Суды считают, что должна оплачиваться стоимость проезда по территории России, до места пересечения границы (например, решение мирового судьи Ленинского района г. Мурманска, судебный участок № 2 по делу № 2-764/2015).

В одном из ближайших выпусков я подробнее расскажу о том, какие денежные потери могут грозить пенсионеру при переезде из северного региона.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Читайте также: