Сколько лет нужно отработать на флоте до пенсии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 июля 2018 09:24

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Ольга Васильевна, на какие виды досрочного пенсионного обеспечения могут рассчитывать работники плавсостава?

Страховая пенсия по старости работникам плавсостава может быть назначена ранее общеустановленного возраста в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закона № 400-ФЗ), а также по Списку № 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона.

Разъясните, пожалуйста, условия досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30?

В соответствии с указанной нормой досрочная пенсия устанавливается лицам, работающим в плавсоставе независимо от наименований профессий и должностей: мужчинам в возрасте 55 лет, если они имеют не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и 25 лет страхового стажа; женщинам - в 50 лет, если они имеют не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.

С 01.01.2013 года периоды льготной работы включаются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а с 01.01.2014 года при соответствии класса условий труда на рабочих местах работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Кроме того, с 2015 года при назначении пенсии требуется наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Ольга Васильевна, какую категорию лиц можно отнести к плавсоставу судна?

Под плавсоставом на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, и других лиц командного состава и лиц рядового состава (матросы, мотористы, пекари, медицинские работники, кочегары и другие), обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании трудового договора, заключенного с судовладельцем.

Скажите, какие условия досрочного пенсионного обеспечения работников плавсостава по Списку № 2?

Требования к возрасту и стажу точно такие же, как и при назначении пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. При этом имеется одно преимущество. В случае если отработано не меньше половины требуемого стажа по Списку № 2, возможно назначить досрочную пенсию при неполном стаже. Законодательством предусмотрено пропорциональное снижение возраста от общеустановленного (60 и 55 лет) на один год за каждые два года шесть месяцев льготной работы для мужчин и за два года льготной работы для женщин. Например, у мужчины имеется 8 лет работы в качестве помощника механика на судах портового флота (работа по Списку № 2), право на пенсию возникает в возрасте 57 лет.

Поясните, пожалуйста, кто из работников плавсостава пользуется правом на досрочную пенсию по Списку № 2?

Перечень профессий и должностей плавсостава на определенных судах морского и речного флота поименован в подразделе 3 «Морской и речной флот», раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с данным Списком пользуются машинисты и мотористы всех наименований, механики и их помощники и т.д.

Такие же профессии поименованы в подразделе 2 «Морской флот» раздела XXX «Транспорт», Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, который действовал до 01.01.1992 года.

Ольга Васильевна, в каком порядке исчисляется стаж льготной работы работников плавсостава?

Согласно Правилам от 11.07.2002 № 516, стаж на соответствующих видах работ работникам плавсостава может исчисляться в соответствии с пунктом 5 Правил в календарном порядке или в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, когда период работы в течение полного навигационного периода учитывается за полный год.

Например, гражданин с 10.04.2012 по 10.11.2012 отработал в качестве моториста рулевого теплохода, при этом навигационный период длился с 08.05.2012 по 09.11.2012 , таким образом, в льготный стаж будет учтен полный 2012 год, а не фактический период работы.

Как современному моряку заработать пенсию – далеко не праздный вопрос, учитывая, что большая часть тружеников моря работает под удобными флагами или попеременно: то на российского работодателя, то на иностранного. Именно этот факт и служит главным поводом для беспокойства. Ведь иностранный работодатель не платит за работающего моряка страховые взносы, соответственно это влияет на страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.

Для досрочного назначения пенсии по старости нужен подтвержденный льготный стаж работы в качестве члена экипажа судна, индивидуальный пенсионный коэффициент необходимой величины, а также необходимое количество лет общего страхового стажа. Нет хотя бы одного из перечисленного, можно частично или полностью попрощаться с мечтами о достойной старости. Возникает закономерный вопрос: как формируется страховой стаж?

В соответствии с действующим законодательством, страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Если моряк в период работы в иностранной компании не вступил в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом и самостоятельно не выплачивал страховые взносы, то это время работы учитываться в стаже не будет, а значит, велика вероятность, что при недостаточности страхового стажа выйти на пенсию по достижении общеустановленного возраста такой морской специалист не сможет.

Для многих это становится неожиданной новостью: как так? Я же всю жизнь трудился на флоте! Так вот, «вся жизнь» – совсем не значит, что за это время накопился необходимый стаж для выхода на страховую пенсию по старости. Потому что работал моряк то на российского судовладельца, то на иностранного. И если российский работодатель платил все необходимые взносы, то иностранная компания этим вопросом не занималась вовсе.

Тогда как можно обеспечить себе гарантированные выплаты по завершении карьеры в море?

Для этого потребуются две вещи – ознакомиться с пенсионным законодательством страны и не затягивать с оформлением всех необходимых документов. При необходимости члены экипажей могут получить подробную консультацию у профсоюзных юристов.

Для получения страховой пенсии по старости гражданину России нужно накопить страховой стаж и определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год. Так, для получения страховой пенсии по старости в 2019 году необходимо иметь не менее 10 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента, равную 16,2. С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30. Стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, также будет поэтапно увеличиваться на один год до 15 лет в 2024-м.

В конце 2018 года был принят закон, предусматривающий совершенствование пенсионной системы. Это совершенствование, в первую очередь, направлено на повышение пенсионного возраста на 5 лет. Теперь мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 60. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства (это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения) установлена специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

При этом в течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Установлено право на досрочный выход на пенсию для работников с большим стажем работы: не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин. Теперь они могут выйти на пенсию на два года раньше положенного, но только при достижении возраста 60 и 55 лет соответственно.

Для тех, кто не заработал права на страховую пенсию по старости, имеют право на социальную пенсию по старости. Возраст выхода на социальную пенсию также поэтапно в течение переходного периода повысится на 5 лет. То есть к 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – начиная с 65 лет.

Для граждан предпенсионного возраста – тех, кому до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет, в случае потери ими работы и при отсутствии возможности трудоустройства сохранено право выйти на пенсию на 2 года раньше установленного нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Кроме этого с 1 января 2019 года для граждан предпенсионного возраста увеличен максимальный размер пособия по безработице – с 4900 рублей до 11280 рублей. Однако такое пособие выплачивается только в течение 1 года.

ДОСРОЧНЫЙ ВЫХОД

Несмотря на пошаговое повышение пенсионного возраста, право досрочного выхода на пенсию сохраняется для определенной категории работников. Так, мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины 50 лет, работающие в плавсоставе судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения могут выйти на заслуженный отдых, если у них есть:

– стаж работы в плавсоставе судов 12 лет и 6 месяцев (для мужчин) и 10 лет (для женщин),

– общий страховой стаж – 25 и 20 лет соответственно,

– индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2019 году не ниже 16,2).

Наличие всех этих условий по стажу и коэффициенту дает такое же право досрочного выхода на пенсию членам экипажей машинной команды служебно-вспомогательных судов и судов портового флота, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Основанием служит Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых также дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Не изменились условия назначения страховой пенсии при наличии специального стажа не менее 25 лет и 20 лет для мужчин и женщин, независимо от возраста, для работников флота рыбной промышленности, занятых на добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, независимо от характера выполняемой работы.

Такое же право досрочного выхода на пенсию независимости от возраста и при наличия специального стажа имеют члены экипажа отдельных видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (на буксирах-толкачах, постоянно занятых на транспортировке нефтяных барж, газовозах, нефтеналивных, нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, подводных аппаратах (лабораториях), судах с атомными энергетическими установками, судах атомного технологического обслуживания, судах, постоянно работающих в Арктике, химовозах, агломератовозах). Это так называемая пенсия «за выслугу лет».

Для подтверждения специального стажа работы в качестве плавсостава судов морского флота и флота рыбной промышленности нужны справки из судоходных компаний, где работал моряк. В них стаж работы должен быть расписан детально, т. е. с включением в него периодов непосредственного нахождения на судне, а также иных периодов, предшествовавших или непосредственно следовавших за такой работой, которые включаются в специальный стаж. К ним относятся оплачиваемые отпуска и отгулы, нахождение в оплачиваемом резерве, периоды привлечения к выполнению ремонтных работ. Отдельно должны быть выделены периоды, которые в специальный стаж не включаются: например, отпуска без сохранения содержания, период обучения и т. п.

Следует знать, что:

– если на момент достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин нет необходимого стажа работы в плавсоставе или требуемого общего страхового стажа, а также при отсутствии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента страховая пенсия моряку будет назначена на общих основаниях: то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста (65/60лет – для мужчин и женщин соответственно);

– если моряк вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, платил страховые взносы, то периоды уплаты страховых взносов учитываются только в общем страховом стаже, но не учитываются при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Важно помнить, что после 01 января 2013 года условия назначения досрочной страховой пенсии по старости применяются только в том случае, если класс условий труда на рабочих местах членов экипажей судов соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ) и в случае уплаты работодателем дополнительных страховых взносов.

В переходный период до 31 декабря 2018 года право на досрочное назначение страховой пенсии по старости сохраняется по результатам аттестации рабочих мест при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов до момента проведения СОУТ.

Если самому сложно разобраться в пенсионном законодательстве и доказать право на досрочную пенсию даже при наличии всех необходимых документов, моряк всегда может обратиться за помощью в свою профсоюзную организацию.

"СЕВЕРНАЯ" ПЕНСИЯ

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. После проведения пенсионной реформы это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Год стажа в местностях, приравненных к Крайнему Северу, соотносится с 9 месяцами работы непосредственно в условиях Севера. Тем, кто проработал в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Моряки, отработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, если у них есть общий страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости (мужчины – 25 лет и женщины – 20 лет), и стаж работы в качестве членов экипажей судов не менее 12 лет и 6 месяцев, смогут выйти на пенсию на 5 лет раньше возраста, установленного для досрочного назначения: в 50 лет – мужчины, 45 лет – женщины.

ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ

Многие российские моряки на сегодняшний день предпочитают работать под иностранным флагом, и их можно понять: за редким исключением в российских компаниях заработать приличные деньги невозможно. Вместе с тем большинство из них вряд ли задумываются о пенсии – что ждет их в будущем. Конечно, они могут рассчитывать на социальную пенсию, как и все граждане Российской Федерации при нехватке страхового стажа. Однако до нее еще надо дожить. Она устанавливается при наступлении 70 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно, да и размер ее будет значительно меньше, чем у страховой пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии по старости составляет 5180,24 руб.

Поэтому, чтобы не оказаться на старости у разбитого корыта, всем морякам, гражданам Российской Федерации, работающим на судах под иностранными флагами, необходимо добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Если, конечно, они хотят получать страховую пенсию по старости.

Эти отношения подразумевают уплату страховых взносов за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации. Только в этом случае российские моряки будут являться застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование с дальнейшим правом выхода на пенсию при достижении общеустановленного возраста. Опять же это возможно только при наличии необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В противном случае о страховой пенсии по старости можно будет забыть. Поэтому совет простой: чем раньше моряки начнут платить взносы – тем для них же лучше. Периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж.

КАК НАЧАТЬ ПЛАТИТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ?

Морякам следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства и подать заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Заявление можно подать лично или направить по почте с обязательным фактом подтверждения отправки и получения письма. Дополнительно необходимо предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность моряка, а также документы, подтверждающие факт работы или факт приглашения для работы за пределами территории Российской Федерации, либо дающие право на осуществление деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Повторимся, периоды уплаты страховых взносов моряками, работающими на судах под иностранными флагами, засчитываются в страховой стаж. Минимальный размер страховых взносов, который должен будет уплачивать моряк, определяется так: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, нужно умножить на тариф страховых взносов в размере 22 процента. Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного размера МРОТ на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в размере 22 процента.

Таким образом, минимальный размер страховых взносов, которые моряк должен будет заплатить за 2019 год, составит 29 779,20 руб. Максимальный размер страховых взносов за 2018 год не может быть более 238233,60 руб.

Учитывая добровольность вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, моряк самостоятельно должен определить, в каком размере (в пределах установленных минимального и максимального размера взносов) он будет уплачивать страховые взносы. Т. е. размер уплачиваемых страховых взносов не зависит от размера заработной платы (суммы дохода), которую моряк получает у иностранного судовладельца.

В настоящее время уточнен порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится моряком самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых моряк состоял в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Законодательство также предусматривает возможность уплаты страховых взносов не только самим моряком, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но и другим физическим лицом. При этом продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов за моряков не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости – то есть не более семи с половиной лет.

Если на момент достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию члену экипажа не хватает страхового стажа и нет необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, то увеличить эти показатели можно, продолжая уплачивать страховые взносы, таким образом создавая все условия для приобретения права на страховую пенсию.

Российский профессиональный союз моряков настоятельно советует морякам как можно раньше озаботиться вопросом будущей пенсии. Любое промедление, неуплата страховых взносов, а еще хуже – отсутствие правоотношений с Пенсионным фондом грозит серьезным сокращением пенсионных выплат, увеличением пенсионного возраста и огромной бумажной волокитой.

Поэтому лучше ежегодно знакомиться с информацией о состоянии своего лицевого счета: сколько начислено пенсионных баллов, сколько лет-месяцев учтено в страховом стаже. Система учета позволяет отследить информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы.

Для получения сведений необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или обратиться с запросом в любой многофункциональный центр (МФЦ).

Информацию о состоянии лицевого счета также можно узнать посредством электронных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом РФ, создав личный кабинет. Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Помните, ваша пенсия – в ваших руках.

Многие моряки выбирают попеременную работу на работодателей в пределах Российской Федерации, либо за рубежом. Но это может негативно сказаться на формировании льготного стажа, ведь у иностранных компаний взносы за сотрудников на территории государства не платятся.

Необходимо выполнять несколько условий одновременно, чтобы получить право на компенсацию. С особенностями начисления и выхода на пенсию плавсостава с неполным стажем предлагаем ознакомиться ниже.

Бесплатно по России

Формирование пенсии у моряков

Чтобы моряку плавсостава назначили досрочную, льготную пенсию по старости, необходимо выполнить сразу несколько условий:

  1. Подтверждение льготного стажа работы в качестве одного из членов экипажей на судне.
  2. Индивидуальные пенсионные коэффициенты, дошедшие до определённой величины.
  3. Общий страховой стаж.

Досрочный выход

Такое право действует для тех, кто получил большой страховой стаж.

  • Для мужчин минимум 42 года.
  • В случае с женщинами – 37 лет.

Сейчас такие сотрудники могут выйти на пенсию на два года раньше остальных. Но это право появляется при достижении соответствующего возраста.

Такое же право появляется у граждан предпенсионного возраста, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  1. Потеря работы.
  2. Невозможность трудоустроиться на новое место.

При расчёте всех вариантов обязательно учитывают переходный период.

По выслуге лет

После ухода на отдых в данном случае можно поступать на военную службу или получать любой другой вид работы, который приравнен к ней. Общее правило гласит, что минимальное количество стажа для всех граждан составляет 20 лет. Но есть и другие условия, по которым предоставляется пенсия по выслуге лет.

Обычно льготные права появляются, если увольнение сотрудника связано со следующими обстоятельствами:

  • Ухудшилось состояние здоровья, из-за чего стало невозможным продолжать работу.
  • Увольнение связано с организационно-штатными мероприятиями.
  • Военнослужащий достиг предельного возраста, положенного по закону.

Есть и другие обстоятельства, описанные на законодательном уровне:

  1. 12,5 лет и более периода военной службы и того, что может быть к ней приравнено.
  2. Общий трудовой стаж до 25 лет и более.
  3. На момент увольнения человеку уже 45 лет.

Северная пенсия

Специальная северная пенсия назначается россиянам, которые трудились на территории регионов с соответствующим статусом. Размер такого вознаграждения больше по сравнению с обычными выплатами. Льготные условия связаны с тем, что работа таких лиц связана с определёнными препятствиями.

На 2019 год выплата для таких граждан составляла почти 5400 рублей. В каждом регионе из этого направления устанавливают свой отдельный коэффициент. На него умножают базовую пенсию. От этого и зависит то, какой размер вознаграждения присуждается конкретному гражданину.

Главное – чтобы гражданин сам был зарегистрирован на территории региона, имеющего соответствующий статус.

Во сколько лет наступает пенсионный возраст

Сейчас стандартный возраст – 55 и 60 лет в настоящее время. В случае с наличием льготных условий можно уходить на отдых в 51, либо 56 лет.

Суммы выплат и как рассчитывается

При начислении пенсионных выплат используют две составляющие:

  • Фиксированная или базовая сумма со стороны государства.
  • Страховая сумма. Определяется тем, сколько за сотрудника заплатили работодатели.

Фиксированный размер для определения результата перемножают с различными коэффициентами, в том числе – региональными. Важно учитывать количество баллов, накопленных человеком, вместе со стоимостью одного из них.

При начислении выплат важно обращать внимание на следующие несколько моментов:

  1. Если в какой-то момент времени гражданин стоял на бирже труда, за что получал пособие – этот период не берут в расчёт.
  2. Период до и после родов тоже не учитывают.
  3. Трудовая деятельность с неполной ставкой в двух и более компаниях тоже учёту не подлежит.

Северная пенсия выше обычной на 30-50%.

Есть ли льготы и дополнительные пособия

Вот лишь несколько примеров льгот, доступных данной категории граждан:

  • После трёх лет службы доступно приобретение жилья за счёт средств Минобороны.
  • Наличие нескольких денежных бонусов.
  • Применение налоговых вычетов, освобождение от некоторых видов сборов.
  • Бесплатный проезд и обслуживание в учреждениях медицины.

Вознаграждения морякам положено только в том случае, если они выполняют свои обязанности положенным образом. Обычно освобождают таких граждан от имущественного и транспортного сбора.

Оформление

Прежде всего, потребуется подготовить целый пакет документов:

  1. Гражданское удостоверение или любой другой документ для подтверждения личности.
  2. Документы, служащие доказательством для работы на конкретных предприятиях или должностях. Используют чаще трудовые книжки, либо различные виды трудовых договоров и контрактов.
  3. Информация относительно среднемесячного заработка до 2002 года. Некоторые используют выписки из лицевого счёта в ПФР. Или справку запрашивают от работодателей.
  4. Подтверждение нестраховых периодов. Это время, которое приравнивается к страховому стажу, но не входит в него.
  5. Дополнительные документы со сведениями по образованию, нетрудоспособным членам семьи и так далее.

На лицевом счёте плательщика в ПФР чаще вся необходимая информация уже содержится. Полный комплект документации требуется, только если пенсионер не согласен со сведениями, выражает намерение дополнить их самостоятельно.

Можно воспользоваться несколькими способами для передачи документов:

  • Личный Кабинет на сайте ПФР. Здесь заявление заполняют в электронной форме. Но всё равно придётся идти в отделение, чтобы передать оригиналы.
  • МФЦ. Удобное решение с территориальной точки зрения, сотрудники всегда проконсультируют по поводу бумаг и присутствующих ошибок. Недостаток в том, что времени может потребоваться больше.
  • С участием доверенного лица. Актуальный вариант, если гражданин часто находится на лечении, в заграничных командировках.

Пенсионному фонду даётся примерно 10 дней на рассмотрение всех бумаг. При наличии недостающих бумаг пенсионеру дают три месяца на исправление существующих недостатков. Дата подачи – день, когда был передан последний документ.

С даты принятия заявления назначат выплаты.

В Пенсионном фонде могут принимать заявления уже за месяц до того, как гражданин достигнет соответствующего возраста. Но рекомендуется начать процесс подачи раньше. Ведь для некоторых подтверждающих справок может потребоваться больше времени.

Влияние пенсионной реформы

Основные изменения, отображенные в пенсионной реформе изменения касаются возраста по выходу на досрочную пенсию. Планируется, что постепенно будут повышать нижние границы, на 5 лет. Сейчас досрочный выход на пенсию разрешён в возрасте 51 или 56 лет. В каждый последующий год к этому времени будут прибавлять ещё 12 месяцев.

Остальные условия остались на прежнем уровне. Это касается и общего стажа, и северной пенсии. Расчёт тоже проводят по тем же правилам, что и раньше. Основа для всех расчётов – запись в трудовой книжке. Могут потребоваться дополнительные документы, если сразу непонятно, где и как работал человек. После подтверждения сведений проводят дополнительные расчёты для определения суммы.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

В процедуре оформления пенсии нет ничего сложного. С ней справится любой человек. При необходимости можно получить консультацию у сотрудников МФЦ и представителей Пенсионного фонда. Рекомендуется время от времени посещать Личный Кабинет гражданина, чтобы сверять информацию относительно стажа и причитающихся выплат.

При необходимости в информацию вносят корректировки, собирают подтверждающие документы. Чем раньше займутся этим вопросом – тем будет лучше. Потом уже заранее будет собрана вся информация, на основании которой и назначают выплаты.

В Пенсионный Фонд РФ взносы за своих работников делает компания-работодатель, при условии, что эта компания - российская, и трудовые отношения с моряками оформлены должным образом

Пенсионная система России сегодня состоит из двух институтов:

1. Пенсионный Фонд РФ - государственная пенсия;

2. Негосударственные пенсионные фонды - основные финансовые учреждения для накопления пенсии.

В Пенсионный Фонд РФ взносы за своих работников делает компания-работодатель, при условии, что эта компания - российская, и трудовые отношения с моряками оформлены должным образом. Работодатель таким образом дает своему плавсоставу возможность накопить страховой (трудовой) стаж, выйти на пенсию в соответствующем возрасте и получить от государства минимальную пенсию.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляется на основе следующих нормативно – правовых актов:

- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

- Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 года № 1-28-У «О порядке применения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» и т.д.

Суть пенсионного обеспечения граждан РФ с принятием этих законов заключается в том, что Россия перешла на страховые принципы формирования пенсий. То есть и право на трудовую пенсию, и ее размер, теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР (Пенсионный Фонд России) за каждого конкретного человека.

1. Итак, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют

- мужчины, достигшие возраста 60 лет, и

- женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

По страховым стажем необходимо понимать период времени, в течение которого либо сам работник – гражданин России, либо его работодатель – российское предприятие, платили взносы в государственный пенсионный фонд.

2. Пункт 6 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ устанавливает наличие права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

- для мужчин по достижении возраста 55 лет и

- женщин по достижении возраста 50 лет,

если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Данная норма продолжает политику дополнительной социальной поддержки лиц, работающих в тяжелых климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Условиями для досрочного назначения пенсии является определенная продолжительность трудовой деятельности в указанных районах и наличие страхового стажа. Каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. В данном случае применяется правило суммирования стажа таким образом, чтобы общая продолжительность работы, необходимая для досрочного назначения трудовой пенсии по возрасту, составляла 15 лет работы в районах Крайнего Севера.

Так, например, у мужчины имеется 10 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера и 8 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считаем трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости досрочно. Период работы в приравненных местностях пересчитывается из расчета 1 календарный год за 9 месяцев. 8 x 9/12 = 6. И далее, 6 + 10 = 16. Следовательно, трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 16 календарных лет, что при достижении возраста 55 лет предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

3. Подпункт 9 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона

- мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе судов речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

- женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Для решения вопроса о праве на назначение пенсии плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного внутригородского сообщения) не требуется перечня соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия назначается в связи с особыми условиями труда.

В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, то есть тем, которые не работают в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно – климатических условиях.

Основанием для подтверждения является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов.

Основным критерием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является работа в плавсоставе экипажа судна на условиях постоянной занятости в течении рабочего дня (смены) и полного рабочего времени.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании договора, заключенного с судовладельцем. Медицинские работники, направляемые на суда морского флота, речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) и включаемые в штаты медико-санитарной службы этих судов, являются плавсоставом. На них распространяется действие устава службы на указанных судах и условия оплаты труда плавсостава. Поэтому должности специалистов - врач-терапевт, врач-хирург, судовой врач - и другого медицинского персонала, состоящего в штате судна, относятся к плавсоставу;

Необходимо помнить, что в настоящее время некоторые виды судов, поименованные в подпункте 9, имеют другие названия. Например, суда флота рыбной промышленности в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота, утвержденным Приказом Госкомрыболовства России от 30 августа 1995 г. N 140, значатся судами рыбопромыслового флота, но это не играет роли для начисления пенсии.

Перечень документов, подтверждающих право работников, входящих в плавсостав, на

Работал стажером-эектриком, старшим электриком на вспомогательных судах ВМФ в в/ч вольнонаёмным, имею ли я право на досрочную (льготную) пенсию по старости

Ответы юристов ( 6 )


А с какого времени и по какое Вы служили?


Работникам плавсостава право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (выход на пенсию раньше на 5 лет) предоставляется в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) при условии, что они проработали определенный срок (мужчины не менее 12 лет 6 месяцев, женщины не менее 10 лет) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно -работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.

Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, какие работы выполняются судном и непосредственно членом экипажа судна (плавсоставом). Это может быть перевозка грузов, пассажиров или добыча, обработка рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле, ледокольные и рейдовые работы, а также другие работы не транспортного и рыбохозяйственного характера. Также не имеет значения наименование профессии и должности члена плавсостава судов, предусмотренных в подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Работникам, в т. ч. плавсоставу, проработавшим (мужчины не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет) на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (Список таких судов утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 № 467), в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Право указанных работников на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на всех работников независимо от наименования их профессии и должности, занятых на выполнении работ по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, а также осуществляющих прием готовой продукции на промысле. При этом не имеет значения характер работы конкретного работника. Не имеет значения также и тип судна, относящегося к морскому флоту рыбной промышленности.

Особенности работы на перечисленных судах обусловлены погодно-климатическими условиями и отдаленностью выполнения работ от берега: некоторые работники заняты на судах в период навигации (в основном, плавсостав судов речного флота, включая суда флота рыбной промышленности), другие выполняют работы на судах в течение длительных периодов без выходных и нерабочих праздничных дней отдыха, которые плавающий состав судов использует после завершения рейса (в основном, суда морского флота, включая суда флота рыбной промышленности).

Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Продолжительность навигационного периода при этом не имеет значения, она зависит от природно-климатических условий региона и поэтому может быть разной.

Навигация – это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте не круглогодично, а в течение определенного периода времени.

В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало навигации в районе проведения работ не совпадает с датой выхода судна в рейс, а окончание – с датой его фактического возвращения по завершении работ в порт приписки судна. В связи с тем что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою или ремонту, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Время нахождения судна в рейсе в течение такого периода следует рассматривать как полный навигационный период.

В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания. Работник плавсостава на 20 дней раньше закончил работу в навигационный период в связи с уходом в отпуск без сохранения заработной платы. В данном случае время его работы в навигацию не может рассматриваться как полный навигационный период. Этот период засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, по его фактической продолжительности.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5. Согласно п. 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, в стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 и 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, можно включать время выполнения всех работ, выполняемых плавсоставом в период выполнения рейсового задания, включая время погрузочно-разгрузочных работ в порту, межрейсового технического обслуживания или ремонта судна, оплачиваемого резерва (дежурства) и выполнения плавсоставом других работ до выхода судна в рейс или после возвращения судна в порт его приписки, если эти работы связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, которые он выполняет во время рейса.

Вопрос о зачете в стаж работы, дающей право работникам плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности на досрочное пенсионное обеспечение, суммированных дней отдыха (отгулов) за неиспользованные выходные дни во время рейса судна и в некоторых случаях за переработанное время, может рассматриваться в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П и определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 261-О, которым разъясняется, что в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы (к ним относятся работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии про старости, включается как период работы, так и период тдыха. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов плавсоставом указанных судов составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 91), то время межрейсового отдыха (время переработки и суммированные дни отдыха за неиспользованные выходные дни в период выполнения рейсового задания) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего стаж работы, дающей плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности право на досрочное пенсионное обеспечение.

По различным причинам суда морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) могут длительное время находиться в отстое, на консервации (для чего издается приказ судовладельца) или стоять у причальной стенки в ожидании выхода в плавание. Во всех случаях такие суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, периоды нахождения судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф З, не засчитываются.

Читайте также: