Снг для работающих пенсионеров

Изменения в пенсионном законодательстве с 1 января 2021 года в России

Индексация пенсии работающим пенсионерам не предусматривается действующим законодательством с 1 января, но по некоторым данным, могут быть внесены некоторые изменения.

В бюджете на 2021 год заложена сумма для индексации выплат для неработающих получателей на 6,3%. Если же будет одобрение изменений, то повышение пенсии ждёт и остальных.

Не всем известно, но на сегодня закон об индексации уже предусматривает индексацию пенсий для работающих пенсионеров, но воспользоваться этими денежными средствами можно будет после выхода на заслуженный отдых.

Будет ли индексация пенсий после увольнения?

У 14 миллионов работающих пенсионеров выросли пенсии с 1 августа, но получить свою прибавку они смогут только после увольнения. Таким образом индексацию получат официально неработающие пенсионеры.

Работающие пенсионеры не будут получать пенсии в 2021 году?

Законопроект о поправках в Конституцию предусматривает регулярную индексацию пенсий, в том числе и работающим пенсионерам. Проект повышает юридическую защиту и создаёт стабильный социальный стандарт.

С 2016 года пенсии всех работающих пенсионеров, а также тех пенсионеров, которые имеют инвалидность, не индексируются. Вернуть индексацию предлагали депутаты ЛДПР, но их законопроект не прошел первое чтение. А в 2017 году Антон Силуанов предлагал вернуться к этому вопросу в 2020 году.

Что ждёт работающих пенсионеров :

  • в 2021 году средний размер пенсии будет 17212 рублей. По сравнению с 2020 годом пенсия увеличится на 948 рублей;
  • индексация страховой части пенсии будет произведена на 6,3%, а социальной на 2,6%;
  • увеличение стоимости пенсионного балла. Теперь он будет составлять 98 рублей 86 копеек.

На прибавку пенсии могут рассчитывать :

  • пенсионеры, которые занимаются репетиторством на заслуженном отдыхе;
  • работающий пенсионер, который вновь вышел на работу после увольнения, но не меньше, чем через три месяца.

Пенсионная реформа реформа уже вступила в силу, а из-за этого увеличился пенсионный возраст, но есть некоторые категории граждан, которых это не коснется:

  • шахтеров и водителей;
  • людей, работа которых связана с горячим цехом;
  • специалистов гражданской авиации;
  • представителей компаний, которые занимаются изучением водных ресурсов и почвы;
  • моряков;
  • сотрудников, которые работают в радиоактивной зоне.

Накопительная система в России

Центральным банком и Министерством финансов будет введена новая система пенсионного обеспечения. В Австралии и Новой Зеландии такая система уже успешно действует и была принята российским правительством. Суть данной реформы в том, что граждане страны смогут накопить пенсионное обеспечения сами себе.

Данная система рассчитана на граждан, которые имеют доход более 50 тысяч рублей в месяц и могут отправлять каждый месяц на пенсионный счет в банке.

Данной системой могут пользоваться и люди, которые имеют доход ниже 50 тысяч рублей, но при этом им будет сложно поддержать хорошее качество жизни.

Как проверить расчеты

Очень легко запутаться в расчетах и порядке начисления оплаты, поэтому планируется к 2021 году создать и запустить калькулятор. Данная программа сможет величину пенсионного пособия, величину, которая подлежит начислению. Ей смогут воспользоваться все граждане страны. Для этого потребуется ввести соответствующие параметры.

Огромное значение для экономики страны будет иметь пенсионная реформа и использование нового подхода к начислению пособий. Внедрения накопительной системы позволит гражданину при выходе на пенсию обеспечивать высокий уровень жизни за счет накоплений, а также данная система снизит нагрузку на бюджет страны.

Страна постоянно принимает решения по улучшению качества жизни пенсионеров, так как это самый незащищённых слой населения.

Как прожить на нынешнюю пенсию, спрашивают россияне и выходят на работу. Они, как и другие пенсионеры, надеются на индексацию пенсии, чтобы почувствовать себя человеком в старости, а не рабом. все об индексации пенсии для работающих пенсионеров в материале "Курьер. Среда. Бердск".


Как прожить на нынешнюю пенсию, спрашивают россияне и выходят на работу. Они, как и другие пенсионеры, надеются на индексацию пенсии, чтобы почувствовать себя человеком в старости, а не рабом. все об индексации пенсии для работающих пенсионеров в материале "Курьер. Среда. Бердск".

Пенсия работающих пенсионеров 2020

В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

При прекращении трудовой деятельности страховая пенсия выплачивается с учетом плановых индексаций, имевших место в период осуществления работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

После прекращения трудовой деятельности подавать заявление в Пенсионный фонд пенсионеру нет необходимости. Дело в том, что со II квартала 2016 года для работодателей введена ежемесячная упрощенная отчетность, и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.

В данной отчетности работодатель указывает работающих у него и уволившихся в отчетном месяце застрахованных лиц. Отчетность сдается работодателем до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Пенсионный фонд после обработки и учета сведений в месяце, следующем за месяцем сдачи отчетности, принимает соответствующее решение о выплате сумм пенсии с учетом (без учета) индексации с месяца, следующего за месяцем принятия решения.

Однако гражданин имеет право самостоятельно представить заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности.

ВАЖНО: Если пенсионер устроился на работу в январе или марте и ему произведена индексация 1 февраля или 1 апреля, то после поступления сведений о факте его работы в территориальные органы ПФР, с 1 числа следующего месяца размер пенсии будет приведен в соответствие с нормами законодательства, то есть будет выплачиваться без учета индексации.

С 01.01.2018 изменен срок, с которого после увольнения пенсионера с работы выплата страховой пенсии будет производиться с учетом индексаций или корректировок.

В соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»), при прекращении пенсионером осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии с учетом индексаций (корректировок), имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, выплачиваются, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Тем самым после представления работодателем соответствующих сведений о прекращении работы и вынесении решения территориальным органом ПФР пенсионеру будет осуществлена доплата с 1-го числа месяца следующего за месяцем увольнения.

strong>Буду ли я получать пенсию, пока работаю?

Получать пенсию и зарплату — это реально. Если наступил пенсионный возраст и появилось право на пенсию, можно обратиться за ее назначением. При этом можно продолжать работать.

Важно! Работающим пенсионерам пенсию не индексируют. Стоимость пенсионного коэффициента и фиксированную часть пересчитают только после увольнения.

Чтобы получить право на пенсию и при этом работать, должны соблюдаться три условия одновременно:

1. Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
2. Есть минимальный страховой стаж. Сейчас он разный в зависимости от года выхода на пенсию. С 2025 года — 15 лет.
3. Накопился минимум пенсионных коэффициентов. В 2019 году нужно иметь коэффициент 16,2, с каждым годом эта величина растет.

Как только все совпало, можно работать и обратиться за пенсией. После увольнения пенсию проиндексируют с учетом всех повышений, которые были за время работы.

Индексация пенсий

2 декабря Совфед одобрил закон о федеральном бюджете на будущий год и на плановый период 2022-2023 годов. Индексация страховых пенсий в 2021 году превысит уровень инфляции и составит 6,3%. В 2022 и 2023 годах, согласно проекту, страховые пенсии увеличатся на 5,9% и 5,6% соответственно.

В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит в 2021 году 17 400 рублей и увеличится к 2023 году до 19 300 рублей.

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6%. В 2022 году, согласно закону, социальные пенсии будут проиндексированы на 8,5%, 2023 году — на 0,9%.

По данным, которые предоставляются статистическими органами, в России на конец 2019 года проживает порядка 9,5 миллиона граждан, получающих пенсионные выплаты, но по-прежнему осуществляющих трудовую деятельность.

Относительно общего количества пенсионеров, число которых составляет около 46 млн. человек, это довольно высокий показатель. Основной причиной, по которой пожилые граждане продолжают работать, является недостаточный уровень пенсионного обеспечения в нашей стране. При этом работающие пенсионеры имеют право на целый ряд льгот и послаблений, о которых и пойдет речь далее в статье.

Бесплатно по России

Виды льгот

Традиционно в нашей стране граждане, которые относятся к пенсионерам, пользуются рядом послаблений и преференций. Большая часть льгот распространяется на пожилых граждан как неработающих, так и продолжающих трудиться. Однако в некоторых случаях отдельные виды преференций могут предоставляться только лицам, которые прекратили трудовую деятельность.

В целом, все льготы можно разделить на федеральные и региональные. Это различие обусловлено источником финансирования конкретных мер социальной поддержки пожилых лиц. Оно может осуществляться как за счет общегосударственной казны, так и за счет бюджетов отдельных субъектов федерации.

Под федеральными льготами следует понимать различные меры поддержки, источником финансирования которых выступает федеральный бюджет, а сами преференции распространяются на всех без исключения граждан Российской Федерации.

Они бывают следующих видов:

  • трудовые;
  • пенсионные;
  • налоговые (частично).

Региональные льготы предоставляются на основании нормативно-правовых актов субъектов РФ. Источниками их обеспечения выступает бюджет конкретного региона. Федеральное законодательство, перекладывая соответствующие полномочия на власти субъектов, по большей части, не обязывает вводить те или иные меры социальной поддержки.

Иными словами, его нормы носят рекомендательный характер. Таким образом, регионы, исходя из состояния собственных бюджетов, вправе сами устанавливать те или иные льготы, не относящиеся к федеральным, а также определять объем мер социальной помощи.

В этой связи в разных регионах работающим пенсионерам могут предоставляться различные меры поддержки.

К региональным льготам следует отнести:

  • налоговые (частично);
  • медицинские;
  • транспортные.

Следует особо отметить, что любые меры социальной поддержки граждан в нашей стране предоставляются по принципу нуждаемости.

Какие льготы положены работающим пенсионерам и чего они лишаются

В целом, работающие пенсионеры по объему прав приравнены к гражданам неработающим, но пенсию получающим.

Вне зависимости от того, продолжает ли лицо трудовую деятельность или уже не трудится, оно вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение при наличии оснований для его получения.

Однако вот уже на протяжении нескольких лет выплаты работающим пожилым гражданам, продолжающим работать, не индексируются. Иными словами, размер их обеспечения остается на том уровне, когда оно было им назначено.

Изначально предполагалось, что данная мера будет временной, поскольку она, по сути, была предпринята на фоне дефицита средств пенсионного фонда и связанного с этим кризиса. Однако в последующем представители ПФР и Правительства РФ неоднократно публично заявляли о том, что оснований для возобновления индексации пенсии для занятых пенсионеров нет.

Что же касается иных мер социальной поддержки, то они предоставляются гражданам на общих основаниях.

Льготы по Трудовому кодексу

Граждане пенсионного возраста, которые продолжают трудиться, имеют несколько больший объем прав, чем остальные работники. Это связано с тем, что пожилые лица являются более уязвимыми в плане состояния здоровья и поэтому нуждаются в дополнительных трудовых гарантиях. Разберем наиболее значимые из них.

Дополнительный отпуск

Работник пенсионного возраста в соответствии с действующим законодательством имеет право на дополнительные дни отдыха. Так, статья 128 Трудового кодекса РФ прямо указывает, что представители данной категории лиц имеют право на двухнедельный неоплачиваемый отгул.

При этом пенсионер может воспользоваться данной возможностью в любое время, которое ему удобно. В то же время работодатель не может препятствовать гражданину в этом.

Следует отметить, что данный отпуск является для работника неоплачиваемым. Он вправе использовать как все 14 дней за один раз, так и частично, в течение года по нескольку дней.

Кроме данной гарантии, работник пенсионного возраста имеет право на основной отпуск и дополнительные (оплачиваемые) в соответствии с условиями трудового договора.

Возможность увольнения без предварительного уведомления

Трудовое законодательство нашей страны предполагает, что работник, который посчитал необходимым прекратить трудовые отношения с работодателем, обязан предупредить последнего об этом за 14 дней. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен. Так, сотрудники, осуществляющие трудовую деятельность на испытательном сроке, обязаны предупредить об уходе за 3 календарных дня.

Пенсионеры могут расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе без учета каких-либо сроков. Работодатель обязан издать соответствующий приказ и произвести полный расчет на следующий день после получения заявления, если в последнем не указано иное.

Социальные

Социальные льготы предоставляются как работающим, так и неработающим пенсионерам в равном объеме. Следует отметить, что многие меры поддержки социального характера являются региональными. Среди них особо следует выделить льготы по оплате ЖКУ и преференции, связанные с передвижением на общественном транспорте. Разберем их подробнее.

Компенсация оплаты услуг ЖКХ и расходов на транспорт

Вопросы, связанные с предоставлением послаблений, связанных с оплатой ЖКУ, отражены в жилищном законодательстве и являются общими для всех пенсионеров страны. Однако федеральные правовые документы не определяют объем предоставления льгот. Этот вопрос находится в ведении органов власти региона. В этой связи характер жилищных послаблений может значительно отличаться в разных субъектах РФ.

Как правило, льготные категории граждан имеют право на скидку или компенсацию затрат, связанных с оплатой ЖКУ.

Власти регионов вольны в возможности предоставления льгот, связанных с пользованием общественным транспортом. В большинстве субъектов федерации пенсионеры имеют скидки по оплате за проезд.

Льготы на оплату лекарств и другие медицинские услуги

В целом, большая часть медицинских преференций устанавливается решением властей субъекта федерации.

Так, к ним можно отнести:

  • получение бесплатно или со скидкой лекарств и медицинских изделий;
  • стоматологические услуги, связанные с протезированием;
  • получение специализированных медицинских услуг.

Дополнительные баллы работающим пенсионерам

За граждан преклонного возраста, которые продолжают трудиться, вносятся страховые взносы в установленном законом порядке. Соответственно, за каждый год работы растет и объем их пенсионных прав. Это выражается в увеличении количества баллов, составляющих ИПК. Однако законом определено, что максимальное их начисленное количество не должно превышать 3.

В этой связи в конце лета работающие пенсионеры получают прибавку к своей пенсии. Она не связана с индексацией, а представляет собой корректировку размера выплаты в соответствии с количеством начисленных дополнительных баллов.

Другие субсидии

Большое значение для многих пенсионеров, которые продолжают трудиться, имеют налоговые льготы. Так, все лица пенсионного возраста в полном объеме освобождены от имущественного налога. Иными словами, если у пожилого человека в собственности имеется объект недвижимости, то он вправе не платить за него.

Льгота по оплате данного налога является федеральной и, соответственно, данное правило распространяется на всю территорию страны.

Отдельно следует рассмотреть вопросы, связанные с освобождением от других типов налогов. В данном случае речь идет о транспортных и земельных сборах. Данные налоги относятся к категории местных, формирующих бюджеты регионов и муниципальных образований.

Соответственно, субъекты федерации самостоятельно устанавливают подобного рода льготы, то есть в отдельных регионах пенсионеры обязаны производить соответствующие взносы в бюджет, а в отдельных нет. На практике часто используется схема, когда обязанность по уплате налога сохраняется, однако сумма его значительно ниже, чем для остальных категорий лиц.

Работающие пенсионеры, равно как и нетрудящиеся лица пожилого возраста, имеют право на получение дополнительных социальных гарантий и поддержки. При этом, в силу их статуса, они имеют и довольно специфические льготы, включая предоставление особых условий, связанных с осуществлением трудовой деятельности. Кроме этого, трудящиеся пенсионеры продолжают формирование своей пенсии за счет перечислений за них взносов в ПФР и начисления им соответствующих баллов.

Полезное видео

Какие доплаты существуют работающим пенсионерам смотрите в видео:


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Читайте также: