Снилс работников при специальной оценке условий труда что это такое


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация проводит специальную оценку условий труда (далее - СОУТ) и должна передать организации, которая будет проводить СОУТ, СНИЛС своих работников. Требуется ли в данном случае согласие работников на передачу их персональных данных? Как поступить в случае, когда работник отказывается предоставить свой СНИЛС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодателю для передачи оценивающей организации СНИЛС работников, занятых на рабочих местах, на которых проводится СОУТ, получать их согласие не требуется.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются их обработкой (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
В силу ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Случаи, когда обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, перечислены в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускается обработка персональных данных, если она необходима, в частности, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (далее - оценивающие организации).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан предоставить оценивающей организации, в частности, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, заключенным между такой организацией и работодателем и которые характеризуют условия труда на рабочих местах. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика). В частности, в соответствии с Методикой при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников (письмо Минтруда России от 25.05.2015 N 15-1/В-1929).
Поскольку проведение СОУТ является обязанностью работодателя, возложенной на него федеральным законом, а утвержденный в соответствии с федеральным законом порядок проведения СОУТ предполагает внесение в карту специальной оценки СНИЛС работников оценивающей организацией, передача соответствующих персональных данных работников указанной организации в силу ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, по нашему мнению, не требует их согласия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


По аттестации рабочих мест СНИЛС не требовался. С 2014 года аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда. Для СОСУТ предоставление СНИЛС работников обязателен, так как он указывается в карте СОСУТ оформленной на каждого работника (строка 021).


Проводим аттестацию рабочих мест по условиям труда в учреждении культуры. Нужна ли аттестация для хореографа ансамбля танца, руководителя или аккомпаниатора студии вокала, дежурного контролера-билетера? И т.п. Спасибо!


В соответствии со ст. 209 ТК РФ - Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Более подробно этот вопрос регламентирован в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2011 г. N 342 н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

В соответствии с пунктом 2 этого приказа - Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Пунктом 4 приказа предусмотрено:

4. Аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

-работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; -эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; -использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; -хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Указанные Вами должности не предусматривают (по всей вероятности) вышеперечисленные условия работы, связанные с механизмами и прочее.

Следовательно аттестовывать места хореографа ансамбля танца и остальных указанных Вами должностей - нет необходимости.


Опубликован Приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

В чем суть документа?

В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ.

Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  • закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  • работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  • установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  • в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.

Какие обязанности появились у организаций, проводящих СОУТ?

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки.

Какую информацию привлекут для выявления вредных и опасных факторов?

Установлено, что в целях выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов работодателям дополнительно придётся представлять результаты, полученные при осуществлении следующих мероприятий:

  • организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Правда, все эти материалы предоставляются работодателем только при их наличии.

Какой срок установлен для составления отчета о спецоценке?

По новым правилам отчёт о проведении СОУТ должен быть составлен, подписан всеми членами комиссии и утверждён её председателем в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, которая провела спецоценку.

Что придется прилагать к отчёту?

К отчёту о результатах проведения СОУТ необходимо будет прилагать замечания и возражения конкретного работника относительно результатов спецоценки, проведённой на его рабочем месте.

Можно ли будет вносить изменения в результаты СОУТ?

Да, можно. Организация, которая провела СОУТ, в течение тридцати календарных дней после передачи в ФГИС сведений о результатах проведения спецоценки вправе внести изменения в переданные сведения.

Какое новое основание провести госэкспертизу условий труда?

Как известно, государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе для определения качества проведения спецоценки.

Теперь проведение такой экспертизы может инициировать Роспотребнадзор в рамках мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  • Сервисы
  • Пресс-центр
  • Кабинет
/

Управление аттестацией рабочих мест


Просмотр, проверка и анализ результатов аттестации рабочих мест.

Управление здоровьем

Обследования состояния здоровья работников с использованием дистанционных технологий.

Управление обучением


Прохождение обучения по охране труда без отрыва от производства.

Управление документами

Сервис находится в разработке.

Наши проекты




4 декабря 2020 г.

Публикации


4 декабря 2020 г.

Законодательство


4 декабря 2020 г.

Статистика


4 декабря 2020 г.

Работодатель не обязан получать согласие работников на передачу персональных данных при проведении СОУТ

Так, эксперты напомнили, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физлицу (субъекту персональных данных).


При этом любые действия с персональными данными, включая сбор, накопление, хранение, распространение (в том числе передачу) и т. д. признаются их обработкой (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). А в силу ст. 88 Трудового Кодекса работодатель не имеет права сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Случаи, когда обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, перечислены в п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ. В частности, допускается обработка персональных данных в случаях, когда это необходимо для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Также допускается обработка персональных данных, если она необходима, в частности, для осуществления и выполнения возложенных законодательством на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В то же время одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда (ст. 212 ТК РФ). Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора (далее – оценивающие организации).

При этом работодатель обязан предоставить оценивающей организации, в частности, необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). А непосредственно СОУТ проводится в соответствии с утвержденной Методикой.

В частности, при заполнении карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников (письмо Минтруда России от 25 мая 2015 г. № 15-1/В-1929).



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 мая 2015 г. № 15-1/В-1929

Департамент условий и охраны труда по результатам встречи делегатов VI съезда профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, состоявшейся 19 мая т.г., направляет информацию о порядке внесения в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников.

В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников, в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников.


При этом в ходе создания Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда будет обеспечена увязка содержащихся в ней сведений с осуществляемым Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированным учетом граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение.

В случае изменения кадрового состава и соответственно СНИЛС работников изменение внесенных в Карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников может быть осуществлено только при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.

Вновь принимаемые работники (в том числе совместители) на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда.

Одновременно информируем, что Минтрудом России в настоящее время ведется разработка проекта приказа, предусматривающего внесение изменений в форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н, положения которого предусматривают, в том числе, изменения порядка внесения СНИЛС в карту специальной оценки условий труда.

Так, СНИЛС работника будет вноситься в карту специальной оценки условий труда непосредственно при его ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Спецоценка условий труда 2020 зачем указывать снилс работников». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.

  1. Кто не должен проводить оценку условий труда
  2. Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года
  3. Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года
  4. Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ
  5. «Экономия» может дорого обойтись
  6. Новое в СОУТ с 01.01.2020
  7. Кто должен проводить спецоценку в офисе: собственник или арендатор?
  8. Действующий порядок проведения СОУТ

Кто не должен проводить оценку условий труда

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2020 № 549н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2020).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2020 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2020 № 80н.

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

  • средняя рыночная стоимость услуг;
  • размер фирмы, число рабочих мест;
  • наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния;
  • объем, полнота технической документации, описывающей негативные факторы.

«Экономия» может дорого обойтись

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.

В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Новое в СОУТ с 01.01.2020

2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.

Сокращенная продолжительность рабочего времени полагается только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс).

Да, правомерны. С 1 января 2020 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда. По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс). В свою очередь вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.1 (вредные условия труда первой степени); 3.2 (вредные условия труда второй степени); 3.3 (вредные условия труда третьей степени) или 3.4 (вредные условия труда четвертой степени).

Кто должен проводить спецоценку в офисе: собственник или арендатор?

Вообще-то, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Она проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 — 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Но это необходимо сделать только в том случае, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже была проведена СОУТ.

Собственно процедура проведения спецоценки в 2020 году, как ожидается, останется неизменной. Однако контролирующие органы, которые занимаются проверкой проведения СОУТ на предприятиях, анонсируют существенное ужесточение системы наказаний за несоблюдение требований к ее организации или непроведение процедуры.

В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период. Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2020 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу. С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.

В нашей стране часто происходят ситуации, когда для людей изменения в законодательстве становятся неожиданностью и приходится получать новые документы или проходить процедуры в краткие сроки и за большие деньги. Так произошло и с Специальной Оценкой Условий Труда (СОУТ) в конце 2018 года. На рынке услуги, которые еще 3-4 месяца назад стоили по 700 р за рабочее место, и можно было без очереди и задержек сделать за несколько недель, вдруг стали стоить на порядок больше, и срок стал 2-3 месяца.

Но нужно ли платить большие деньги и торопиться с прохождением этой процедуры? Давайте разберемся.

Спецоценку ввели 28 декабря 2013 года. Она пришла на замену аттестации рабочих мест. Основным изменением стало то, что раньше аттестация была необходима только для опасных производств. СОУТ стал обязательным для всех юридических лиц, как для обычных фирм с 1-2 офисными работниками, так и для больших предприятий. Всем организациям дали время до 31 декабря 2018 года, чтобы успеть получить необходимые документы. В этом и есть основная причина, почему случился такой ажиотаж. Крупные компании как делали аттестацию рабочих мест, так и продолжили делать, но теперь уже СОУТ. Небольшие же организации, никогда с этим не сталкивались и начали об этом узнавать, когда их начали теребить различные лаборатории с предложением о проведении СОУТ. Руководители пошли в интернет узнавать, что это такое, а тут уже подоспели публикации в крупных новостных ресурсах, на главбухе со страшилками о невозможности сдать отчетности и огромными штрафами. Давайте разберемся так ли это, и с чем мы имеем дело.

Главное - проходить процедуру все равно придется. Но! Важно разобраться во всех тонкостях и не потратить лишних денег. Попытаюсь развеять все основные мифы и ответить на основные вопросы, которые возникают у людей.

Ø Миф о том, что вы обязательно получите штрафы в 2019 году.

Нашим государством придуман механизм: существует 5 таблица в форме 4-ФСС. В ней при сдаче отчетности, вам необходимо указать проходила ли организация СОУТ и сколько рабочих мест. По закону с 2019 года у всех организаций должна быть проведена эта процедура. НО! Автоматически начнут штрафовать только с 1 января 2020 года. В 2019 год вас оштрафуют только в том случае, если к вам придет плановая или внеплановая проверка. Все графики плановых проверок вы можете посмотреть на сайте ГИТ вашего региона. В Санкт-Петербурге на 2019 год 663 организации занесено в план. Основная задача подготовить свою организацию к моменту, когда начнутся автоматические штрафы.

Ø Ситуация с ценами на рынке СОУТ.

В связи с ажиотажем на рынке, появилось большое количество коммерческих лабораторий. Сейчас они установили завышенный ценник. В Москве под конец года можно было найти компании, у которых минимальная цена договора была 40000 р. В Санкт-Петербурге минимальные цены начинались от 12000. То есть, если у вас организация состоит из генерального директора, менеджера и бухгалтера вам бы пришлось отдать значительную сумму. Но я сам лично обзвонил все лаборатории в своем городе, и могу сказать, что многие старые лаборатории конечно повысили цены, но не так значительно. Вполне возможно в регионах найти цену 1000-1200 р за раб. место. В Санкт-Петербурге и Москве 2500 за раб. место. Те организации, которые выставляли большие цены они в основном нацелены на создание ажиотажа, чтобы компании, без должной информации о штрафах и ситуации платили завышенные цены. Мой совет, откройте http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations , выберите свой регион и свяжитесь с старыми лабораториями или обзвоните все по порядку. Вы обязательно найдете приемлемые цены. Если у вас в регионе всего одна аккредитованная компания, ищите в соседних.

Ø Каким организациям не нужна СОУТ?

Давайте разберемся в каких случаях не нужно проводить СОУТ:

1. Директор – единственный учредитель, если с ним не заключен трудовой договоров, так как СОУТ обязательна только для компаний и ИП, у которых есть наемные сотрудники.

2. Надомники и дистанционные работники

3. Сотрудники по договору подряда, так как СОУТ рассчитана на оценку рабочих мест тех, кто нанят в компанию по трудовому договору.

Достаточно количество малых предприятий подпадают под эти пункты, или возможно изменить свою работу таким образом, чтобы освободится от СОУТ.

Ø Каким образом сэкономить на СОУТ?

Если вам все таки приходится проводить СОУТ, первое что нужно это утвердить перечень оцениваемых рабочих мест. Тут и появляется основная возможность сэкономить на этой процедуре. В законе прописаны такие случаи, как аналогичные рабочие места. Пример: у вас большая компания, и много идентичных рабочих мест. Допустим у вас колл-центр, где трудятся 200 работников. У них одинаковые рабочие места, одинаковые должности, одинаковые условия труда. В данном случае в законодательстве такие места признаются аналогичными и вам необходимо провести СОУТ только на 20%от общего кол-ва рабочих мест. От 200 остается 40. Но если у вас таких рабочих мест 5, то необходимо провести на 2 рабочих места, так как по законодательству минимальное количество – 2 рабочих места, в случае аналогичности.

Ø Когда и с какой периодичностью необходимо проводить СОУТ?

Спецоценку необходимо проводить каждые 5 лет. Но есть ситуации, когда необходимо пройти эту процедуру повторно:

• в компании ни разу не проводили спецоценку рабочих мест;
• в компании в 2018 году закончился срок действия результатов проведенной ранее аттестации рабочих мест;
• возникла необходимость во внеплановой спецоценке.

Основания для внеплановой спецоценки:
• введены новые рабочие места;
• изменились условия на рабочих местах: изменился технологический процесс, установлено новое оборудование, стали использовать новые виды сырья и материалов и др.);
• трудинспекция выдала предписание провести спецоценку по итогам выявленных нарушений;
• изменились условия на рабочих местах: изменился технологический процесс, установлено новое оборудование, стали использовать новые виды сырья и материалов и др.);
• произошел несчастный случай или выявлено профзаболевание по причине воздействия вредных или опасных факторов;
• провести внеплановую оценку предложил профсоюз.

Спецоценку в первых двух названных ситуациях необходимо провести в течение полугода с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест или изменения условий на рабочих местах, в остальных ситуациях – в течение 12 месяцев.

Это минимум, которым я хотел поделиться с вами. Если у вас есть вопросы по этой тематике или по другим, задавайте, в следующей статье отвечу.

В следующей статье расскажу какие преференции получает организация в случае проведения СОУТ.


Опубликован Приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

В чем суть документа?

В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ.

Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  • закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  • работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  • установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  • в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.

Какие обязанности появились у организаций, проводящих СОУТ?

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки.

Какую информацию привлекут для выявления вредных и опасных факторов?

Установлено, что в целях выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов работодателям дополнительно придётся представлять результаты, полученные при осуществлении следующих мероприятий:

  • организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Правда, все эти материалы предоставляются работодателем только при их наличии.

Какой срок установлен для составления отчета о спецоценке?

По новым правилам отчёт о проведении СОУТ должен быть составлен, подписан всеми членами комиссии и утверждён её председателем в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, которая провела спецоценку.

Что придется прилагать к отчёту?

К отчёту о результатах проведения СОУТ необходимо будет прилагать замечания и возражения конкретного работника относительно результатов спецоценки, проведённой на его рабочем месте.

Можно ли будет вносить изменения в результаты СОУТ?

Да, можно. Организация, которая провела СОУТ, в течение тридцати календарных дней после передачи в ФГИС сведений о результатах проведения спецоценки вправе внести изменения в переданные сведения.

Какое новое основание провести госэкспертизу условий труда?

Как известно, государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе для определения качества проведения спецоценки.

Теперь проведение такой экспертизы может инициировать Роспотребнадзор в рамках мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Читайте также: