Социальная работа с семьями из пенсионеров

Краткое содержание:


С возрастом способность работать и обслуживать себя у человека уменьшается, и, с определенного возраста, он нуждается в уходе.

Кроме того, ситуация может сложиться так, что у пенсионера нет близких, которые могли бы ухаживать за ним. Тогда нормы законодательства предусматривают возможность воспользоваться услугами, которые оказывают социальные работники, приглашаемые через соцзащиту для пенсионеров.

Как это выглядит на практике

Главным условием предоставления социального работника, является отдельное проживание пенсионера, нуждающегося в помощи. То есть по указанному адресу он должен жить один и при этом нуждаться в оказании помощи.

Решение о выделение для помощи пенсионеру социального работника принимает специальная комиссия, которая находиться в органах социальной защиты населения. Она рассматривает заявления, поступившие от лиц пенсионного возраста.

Также к заявлению требуется приложить пакет документов:

  • Справка из поликлиники о том, что пенсионер не имеет заболеваний, препятствующих найму соцработника;
  • Паспорт заявителя либо уполномоченного представителя;
  • Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая размер пенсии;
  • Справка из ЖЭУ о составе семьи.

Приняв заявление, комиссия выезжает к пенсионеру и на месте, анализируя ситуацию, определяет перечень требуемых услуг. Например, ходить за продуктами, лекарствами, убирать помещение и т. д.

Необходимость в получении помощи выражается в невозможности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, обеспечивать жизненно важные потребности.

Также учитывается размер дохода, который получает нуждающийся в помощи человек. Поэтому при обращении в соцзащиту, нужно будет предоставить справку о доходах.

На основании нее определяется достаток гражданина и необходимость в оплате услуг соцработника. Так, если размер пенсии не превышает 1,5 размера прожиточного минимума региона, то соцработник будет предоставлен бесплатно.

Внимание! Правила предоставления социальной помощи регулируются на уровне регионов и муниципалитетов. В некоторых городах нормативный акт может предусматривать предоставление бесплатных социальных работников пенсионерам, имеющим почетные звания — например, деятелям культуры, почетным гражданам города и т.д.

Отказом от предоставления социального работника при подаче документов может стать: Предоставление неполного пакета документов; Предоставление документов, у которых срок действия уже истек, либо в документы внесены не заверенные подчистки, приписки, исправления и т. д. Сокрытие определенных сведений либо предоставление ложных; Наличие медицинских противопоказаний, в том числе бактериальных и вирусных болезней, алкоголизм, туберкулеза, психических расстройств и т. д.

Обязанности социального работника по уходу за пенсионерами

Обязанности соцработника определяются на основании обследования условий жизни пенсионера и определении размера помощи, которую нужно оказывать.

Существует перечень гарантированных услуг, которые предоставляют социальные работники для пенсионеров на бесплатной основе и дополнительные обязанности, оказываемые этим помощником за определенное вознаграждение.

Перечень гарантированных услуги

В гарантированные услуги включается:

  • Посещение пенсионера регулярно в установленные дни с целью получения информации об имеющихся у него потребностей.
  • Приобретение и доставка продовольственных и промышленных товаров, лекарственных препаратов.
  • Приготовление пищи для нуждающегося пенсионера.
  • Помощь в уборке дома, сдачи вещей пенсионера в ремонт, химчистку и т.д.
  • Сопровождение его в медицинские учреждения – поликлинику, больницу.
  • Помощь в оформлении, отправке и получении корреспонденции, газет и журналов.
  • Помощь в оплате коммунальных услуг.
  • Поддержка психологического характера (проведение бесед, советов).
  • Помощь в оформлении льгот, путевок в санатории, получении пенсии.
  • Вызов скорой помощи и врача, и нахождение с пенсионером до их приезда.
  • Помощь при вызове «социального такси», сопровождение на выставки, в театры и т.д.

Внимание! При этом стоимость приобретаемых товаров, услуг осуществляется за счет пенсионера. Соцработник должен вести журнал, в который регулярно вносятся записи о произведенных расходах и прикладывать соответствующие подтверждающие документы.

Дополнительные обязанности

Дополнительные услуги оказываются соцработником на основании заключенного договора на платной основе. Размер ее значительно ниже общерыночных цен.

В данный перечень входит:

  • Стирка на дому как вручную, так и с использованием стиральной машинки.
  • Глажение белья.
  • Стрижка.
  • Помощь в огороде.
  • Помощь при уборке двора.
  • Мытье окон, ковров, стен, потолка
  • Ремонт помещения.
  • Помощь в заготовке дров.
  • Услуги оздоровительного характера – массаж, физиотерапия и т.д.
  • Приготовление еды из продуктов пенсионера.

т.е. все то, что не входит в список гарантированных услуг.

Каждый город разрабатывает свой прейскурант стоимости таких услуг. Оплата за полученные услуги может производиться через отделение Сбербанка либо (если пенсионер малоподвижный) через самого соцработника с оформлением на месте кассовых документов.

ФГБОУ ВПО Сахалинский

Sakhalin State University

Актуальность исследования особенностей социальной работы с семьями, состоящими из одних пенсионеров, обусловлена следующими обстоятельствами:

  • увеличением доли семей, состоящих из одних пенсионеров, и нуждающихся в социальной помощи;
  • ухудшением социальной политики в отношении пожилых и престарелых граждан;
  • недостатками организации эффективной социальной помощи семьям, состоящим из одних пенсионеров и нуждающимся в социальной помощи.

Для снижения перечисленных трудностей нами была разработана модель социальной работы с семьями, состоящими из одних пенсионеров.

Целью исследования являлась разработка системной модели, направленной на повышение качества жизни семей пенсионеров.

Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи:

  • определение проблемы семей, состоящих из одних пенсионеров;
  • социально-реабилитационная помощь, направленная на укрепление здоровья, адаптации к данному периоду жизни, повышение коммуникативных навыков, развитие творческого потенциала;
  • повышения качества жизни семей, состоящих из одних пенсионеров.

Модель деятельности социального работника с семьями, состоящими из одних пенсионеров

Проблема

Механизм решения

Ожидаемые результаты

Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с семьями, состоящими из одних пенсионеров

Изучение проблем семей, состоящих из одних пенсионеров

- получение информации о социальном статусе и условиях жизнедеятельности семей, состоящих из одних пенсионеров;

- получение объективной информации о проблемах семей, состоящих из одних пенсионеров

А н а л и т и ч е с к и й э т а п

Анализ и обобщение результатов диагностики

Наличие информации, требующей обобщения

- анализ и обобщение результатов

- классификация проблем конкретной семьи;

- разработка практических рекомендаций (программ), направленных на их решение

К о р р е к ц и о н н о – п р о ф и л а к т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с семьями, состоящими из одних пенсионеров

Привлечение членов семей, состоящих из одних пенсионеров, к общественно-полезной деятельности

- взаимодействие с организациями города по предоставлению рабочих мест пожилым людям;

- обеспечение занятостью на дому;

- социотерапия (трудотерапия, терапия занятостью, средовая терапия, арт-терапия (терапия средствами искусства)

- вовлечение в посильный трудовой процесс;

- установление социальных контактов;

- повышение значимости социального статуса

Организация активного досуга

- создание социальной гостиной на базе образовательного, культурно-просветительного учреждения или Центра социального обслуживания населения;

- «Дом душевной теплоты» (дом дневного пребывания группы пенсионеров из 6 - 8 человек);

- организация групп самопомощи для оказания добровольной помощи и поддержки на дому, (например, «Пожилые добровольцы», «Пенсионеры - компаньоны», «Приходящие бабушки и дедушки»);

- обеспечение совместного времяпровождения (организация экскурсий, пикников, посещение кинотеатров, концертов и другое);

- содействие в организации клубов по интересам;

- содействие в создании музея (или экспозиции в существующих музеях или выставки) семейных реликвий, ценностей, материалов о семейных династиях

- формирование активной жизненной позиции пенсионеров;

- позитивные изменения в личностном статусе;

- содействие в создании на добровольных началах атмосферы уюта и комфорта в доме дневного пребывания;

- поддержание установки на максимально самостоятельную жизнь с опорой на взаимопомощь друзей и близких;

- содействие в участии и внимании к жизни пенсионеров со стороны бывших коллег по работе;

- нахождение новых жизненных интересов и перспектив;

- создание условий для развития чувства самоценности, значимости жизненного пути, позитивного принятия новой жизненной ситуации

З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п

Таким обр азом, в предложенной модели социальной работы с семьями, состоящими из одних пенсионеров, нами были выделены основные направления работы, которые можно рекомендовать социальному работнику.

Данная модель была разработана в результате практической работы на базе отделения государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району.









МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ПЕНСИОНЕРОВ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

увеличением доли семей, состоящих из одних пенсионеров, и нуждающихся в социальной помощи;

ухудшением социальной политики в отношении пожилых и престарелых граждан;

недостатками организации эффективной социальной помощи семьям, состоящим из одних пенсионеров и нуждающимся в социальной помощи.

Для снижения перечисленных трудностей нами была разработана модель социальной работы с семьями, состоящими из одних пенсионеров.

Целью исследования являлась разработка системной модели, направленной на повышение качества жизни семей пенсионеров.

Для достижения поставленной цели нами были разработаны следующие задачи:

определение проблемы семей, состоящих из одних пенсионеров;

социально-реабилитационная помощь, направленная на укрепление здоровья, адаптации к данному периоду жизни, повышение коммуникативных навыков, развитие творческого потенциала;

повышения качества жизни семей, состоящих из одних пенсионеров.

Модель деятельности социального работника с семьями, состоящими из одних пенсионеров

Проблема

Механизм решения

Ожидаемые результаты

Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с семьями, состоящими из одних пенсионеров

Изучение проблем семей, состоящих из одних пенсионеров

получение информации о социальном статусе и условиях жизнедеятельности семей, состоящих из одних пенсионеров;

получение объективной информации о проблемах семей, состоящих из одних пенсионеров

А н а л и т и ч е с к и й э т а п

Анализ и обобщение результатов диагностики

Наличие информации, требующей обобщения

анализ и обобщение результатов

классификация проблем конкретной семьи;

разработка практических рекомендаций (программ), направленных на их решение

К о р р е к ц и о н н о – п р о ф и л а к т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с семьями, состоящими из одних пенсионеров

Привлечение членов семей, состоящих из одних пенсионеров, к общественно-полезной деятельности

взаимодействие с организациями города по предоставлению рабочих мест пожилым людям;

обеспечение занятостью на дому;

социотерапия (трудотерапия, терапия занятостью, средовая терапия, арт-терапия (терапия средствами искусства)

вовлечение в посильный трудовой процесс;

установление социальных контактов;

повышение значимости социального статуса

Организация активного досуга

создание социальной гостиной на базе образовательного, культурно-просветительного учреждения или Центра социального обслуживания населения;

«Дом душевной теплоты» (дом дневного пребывания группы пенсионеров из 6 - 8 человек);

организация групп самопомощи для оказания добровольной помощи и поддержки на дому, (например, «Пожилые добровольцы», «Пенсионеры - компаньоны», «Приходящие бабушки и дедушки»);

обеспечение совместного времяпровождения (организация экскурсий, пикников, посещение кинотеатров, концертов и другое);

содействие в организации клубов по интересам;

содействие в создании музея (или экспозиции в существующих музеях или выставки) семейных реликвий, ценностей, материалов о семейных династиях

формирование активной жизненной позиции пенсионеров;

позитивные изменения в личностном статусе;

содействие в создании на добровольных началах атмосферы уюта и комфорта в доме дневного пребывания;

поддержание установки на максимально самостоятельную жизнь с опорой на взаимопомощь друзей и близких;

содействие в участии и внимании к жизни пенсионеров со стороны бывших коллег по работе;

нахождение новых жизненных интересов и перспектив;

создание условий для развития чувства самоценности, значимости жизненного пути, позитивного принятия новой жизненной ситуации

З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п

Таким образом, в предложенной модели социальной работы с семьями, состоящими из одних пенсионеров, нами были выделены основные направления работы, которые можно рекомендовать социальному работнику.

Данная модель была разработана в результате практической работы на базе отделения государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» по Углегорскому району.

Социальная работа с семьей.

Семья как объект социальной работы.

Семья — это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально – классовым признакам.

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации – успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида. выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития.

Нарушение какой-либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

Таким образом, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль специалиста социальной сферы в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально - экономические проблемы : К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально - бытовые проблемы : по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально - психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: д анную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания: в данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска: ф акторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально - демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др.

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Социальная служба – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека, семьи или социальной группы. Это организационная форма социальной работы, элементы которой отражают основные сферы жизнедеятельности современного российского общества, обеспечивающая реализацию социальной, в том числе семейной, политики государства.

Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с семьями – выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.

В социальных службах помощи семье и детям работают разные специалисты. Непосредственно с семьей как с клиентом сотрудничают специалист по социальной работе, социальный педагог и психолог. Их функциональные обязанности и методы помощи семье и ребенку различны.

Специалист по социальной работе – работник, профессионально занимающийся деятельностью, направленной на содействие гражданам в реализации своих социальных прав через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, педагогическую и психологическую поддержку, посредничество; координирует деятельность узких специалистов при решении проблем клиента.

Цели деятельности специалиста по социальной работе:

- установление социального статуса клиента;

- составление индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, программ по работе с семьей;

- управление реализацией данных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств;

- анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.

Для достижения указанных целей специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности.

1.Учет семей и отдельных лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

2. Осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание.

3. Сбор документов клиентов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их выполнением.

4. Осуществление посреднических функций (функций социальных ходатаев) с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, службах занятости, миграционных службах, судах и т.д.).

5. Осуществление социального патронажа над клиентами, в том числе после выполнения программ работы с ними.

6. Проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление безнадзорных детей, информирование органов опеки и попечительства, содействие в дальнейшем жизнеустройстве, участие в защите их прав).

7. Консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиентов.

Специалист по социальной работе с семьей сталкивается как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Направления его работы связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем. В своей деятельности специалист по социальной работе должен руководствоваться следующими принципами:

Принцип гуманности . Подход к человеку как к главной ценности в системе социальных отношений.

Принцип фамилиоцентризма . В оказании помощи интересы семьи всегда стоят на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

Принцип социальной адекватности . Учет разнообразных факторов окружающей среды.

Принцип индивидуализации . Создание условий для самораскрытия и самореализации личности.

Принцип создания воспитывающей среды . Семья как коллектив – главный фактор развития личности.

Принцип системности . Семья – сложная система структурных элементов. Воздействуя на отдельный элемент, получаем изменения в системе.

Специалист по социальной работе с семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника и социального педагога. Исходя из этого, Е.И. Холостова рассматривает следующие функции специалиста по социальной работе с семьей :

- диагностическую – заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, степень и направленность влияния на нее микросреды и ставит «социальный диагноз»;

- прогностическую – прогнозирует развитие и совершенствование социальной политики, событий, процессов, происходящих как в семье, так и в группе людей, и влияет на выработку определенных моделей социального поведения;

- правозащитную – использует законы и правовые акты в интересах оказания помощи и поддержки семей, их защиты;

- организационную – привлечение к работе общественности в оказании различных видов помощи и социальных услуг нуждающимся семьям;

- предупредительно-профилактическую – приводит в действие различные механизмы (юридические, социальные, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений;

- социально-медицинскую – организует работу по профилактике болезней, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

- социально-педагогическую – выявляет интересы и потребности семей в разных видах деятельности: воспитательной, межличностного общения, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные общества, творческие союзы;

- социально-бытовую – оказание необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалиды, люди пожилого возраста, молодые семьи) в улучшении их быта, жилищных условий;

- коммуникативную – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией и выступает в роли агента для выработки единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания и социального контроля

- психологическую – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности;

Психологическую помощь семье можно показать на примере модели консультирования, состоящую из следующих этапов:

1. Выявление представлений членов семьи о характере переживаемых трудностей.

2. Уточнение фактов семейной жизни и особенностей ее динамики. Анализ семейной истории для адекватного понимания сложившейся ситуации.

3. Обратная связь от консультанта семье, включающая сообщение о том, как консультант понимает проблему, отражение его собственных чувств и переживаний, поддержка семьи в их желании получить психологическую помощь.

4. Определение проблемного поля семьи. На этом этапе осуществляется идентификация проблем данной семьи; выдвигаются предположения относительно причин возникших трудностей, механизмов их возникновения и развития; при необходимости собираются дополнительные сведения для проверки выдвинутых гипотез. Итогом данного этапа является согласование представлений психолога и членов семьи об имеющихся проблемах и постановка реалистичных целей.

5. Проработка чувств членов семьи, связанных с переживаемым кризисом.

6. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Консультант побуждает членов семьи проанализировать все возможные варианты, выдвигает дополнительные альтернативы, не навязывая своих решений.

7. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив. Консультант помогает семье разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и актуальной готовности измениться. Проверка реалистичности выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

8. Деятельность. На этом этапе происходит последовательная реализация плана решения проблем семьи, особую важность приобретает поддержка консультантом членов семьи.

Как правило, работа с семьей, нуждающейся в помощи, осуществляется в формате краткосрочной терапии (от 1 до 20 встреч). Предлагаемая модель консультирования дает возможность семейному психологу или социальному работнику гибко использовать и модифицировать как последовательность, так и содержание этапов с учетом специфики конкретной семьи.

Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса позволяет прояснить особенности взаимоотношений в семье, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных данных позволяет увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из кризисной ситуации.

Специалисты по социальной работе с семьей заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций.

Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы.

1. Воспитательный – специалист выступает в роли воспитателя, консультанта, эксперта. В таких случаях он дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения.

2. Фасилитативный – специалист играет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности и семьи, когда им трудно это сделать самим. Деятельность его при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов; организацию применения метода социальной группы.

3. Адвокативный – применяется тогда, когда он выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям и семьям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений

Б.Ю. Шапиро выделяет следующие задачи профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьей:

- изучение социальной напряженности, понимание сущности феномена помощи, анализ и правдивое прогнозирование ее развития;

- социальное обследование семей, знание симптоматики социальных болезней с целью выявления тенденции развития, выявление гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;

- оказание, нуждающимся семьям социальной, социолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, психологической и материальной помощи;

- содействие интеграции деятельности различных государственных, общественных, коммерческих и иных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической и культурной помощи во все периоды жизни семьи, а особенно на начальном этапе, для достижения семьей экономической самостоятельности;

- умение владеть техникой и технологией социальной работы и влияние через государственные и общественные организации, органы местного самоуправления на формирование в муниципальном округе (районе, участке) климата доброжелательного и всеобщего уважения к инвалидам, пожилым и детям; организация деятельности добровольцев.

Современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен специалист социальной сферы – социальный педагог, психолог, социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью специалистов социальной сферы. Помочь семье достичь изменения жизненной ситуации, видоизменить существующий образец, скоординировать действия специалистов и потенциалов услуг — основная цель специалиста социальной сферы в работе с семьей.


Каждому из нас хочется встретить свою старость достойно, в кругу семьи.

Среди любящих родственников, которые помогут и морально, и материально.

К сожалению, не так много людей имеют возможность на это на сегодняшний день.

Именно поэтому и был создан проект “Приемные семьи для пожилых и инвалидов”, который способен изменить положение дел в лучшую сторону.

Социальный проект “Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов”


Суть проекта в том, чтобы люди пенсионного возраста и инвалиды нашли себе второй дом, где их примут как родных.

Дом, в котором их будут уважать, и в котором им будут помогать, несмотря не на что.

Около тридцати областей уже поддерживает инициативу проекта, и этот список постоянно пополняется. Во всех этих регионах изданы подзаконные акты, которые регулируют взаимоотношения сторон. Однако единого закона по России до сих пор не существует.

Чтобы узнать больше – стоит изучить официальное положение о приемной семье для пожилых граждан, публикующие материал на данную тему, и сайт органов социальной защиты.

Проблема очередности в социальные учреждения


В наше время слишком много людей престарелого возраста обделены возможностью получения должного внимания и заботы.

Дома престарелых и интернаты переполнены. Социальные работники отказывают многим пенсионерам, нуждающимся в должном уходе, из-за нехватки мест в специальных учреждениях и ограниченного финансирования.

Социальный проект “Приемные семьи для пожилых людей и инвалидов” помогает не только людям избавиться от одиночества, но и государству, облегчая задачу обеспечения граждан всеми необходимыми благами.

Цель и задачи


Цель проекта – дать людям преклонного возраста и инвалидам почувствовать себя полноценной частью семьи и провести свои последние годы в любви, уважении и внимании.

Получить необходимую им заботу и ласку от семьи, которой они не имели ранее. А также принять помощь в бытовых делах, на которые сами не способны, вроде закупки пропитания, уборки и приготовления обедов.

Задача: восполнить потребности обеих сторон: семьи, которая нуждается в том, чтобы помочь кому-то и изменить жизнь другого человека к лучшему. А особы с ограниченными способностями – встретить достойно старость с добрыми и приятными людьми, в комфортных условиях, среди домашнего очага.

Условия для попадания в программу

Приемная семья для пожилых граждан и инвалидов, готовая взять на себя ответственность за пенсионера или человека с ограниченными способностями, выявляется с помощью:

  • опроса населения;
  • их взаимодействия с органами власти;
  • а также рассмотрения обращений граждан о попадании в проект.

Что касается наличия постоянной работы – в законе об этом не сказано, а значит, особа, не являющаяся кормильцем в семье, может стать опекуном для пенсионера или инвалида.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Требования к организатору

Есть несколько условий, которые нужно соблюсти, чтобы взять на попечительство особ с ограниченными способностями:


  1. не быть кровными родственниками;
  2. не являться усыновителем и усыновленным;
  3. жилплощадь не пригодна для полноценного сожительства всех членов семьи, включая нового/новых.

Если хоть одно из условий не соблюдено, то шансов создать приемную семь, увы, нет (за исключением последнего пункта, так как бывают случаи с переселением семьи в квартиру или дом к инвалиду или пенсионеру).

Как создать приемную семью?

Если есть желание создать семью с новым некровным родственником, то нужно совершить лишь несколько действий:


  1. подходить под список требований, изложенных в соответствующем законе;
  2. написать заявление и предоставить необходимые документы;
  3. подписать договор с соцзащитой и особой, которая вскоре станет новым членом семьи.

Договор с органами опеки


Чтобы стать полноценными участниками проекта и обрести новых членов семьи, необходимо заключить трехсторонний договор между пенсионером или инвалидом, семьей, которая решила взять его/ее на опекунство и местным органом власти, который отвечает за социальное обеспечение граждан.

Договор обязан содержать срок действия, обязательства, которые стороны должны выполнять, и права, которыми они располагают. А также дополнительные моменты, имеющие отношение только к данному случаю, которые необходимо урегулировать с помощью договора.

Необходимые документы

Ниже приведены документы, которые необходимо предоставить семье одновременно с заявлением в органы социальной защиты конкретной области:


  1. ксерокопия документа, который поможет удостоверить личность особы, изъявившей желание создать семью с приемной совершеннолетней особой;
  2. подтверждающие бумаги, что особа проживает (прописана) в том регионе, в министерство которого было подано заявление, и где будет проходить попечительство над инвалидами или стариками;
  3. ксерокопия нормативно-правового акта, в котором указано, что особа, которую берут на содержание, имеет потребность в социальной поддержке. Акт выдается законопоставленным лицом, которое курирует конкретного гражданина с ограниченными способностями;
  4. бумаги, подтверждающие допустимое количество членов в семье, и выписка из домовой книги, в которой должны значиться число проживающих на территории жилплощади, наличие квадратных метров для комфортного сосуществования всех особ в семье;
  5. согласие в письменном виде всех совершеннолетних лиц, состоящих в семье, которая готова взять на попечительство человека с ограниченными способностями или пенсионера;
  6. подтверждающие документы о том, что ни у кого из членов семьи, готовой взять попечительство над лицами, требующими социальной защиты, нет алкогольной или наркотической зависимости, а также серьезных болезней, влияющих на их моральное и физическое здоровье.

За двадцать пять дней уполномоченные органы в социальной защите обязаны проверить достоверность предоставленной информации, необходимые бумаги и вынести свое решение на предмет, могут ли пенсионер или инвалид стать членом данной семьи.

Заявление от пожилого человека


Приемная семья для пожилых людей и инвалидов создается исключительно в порядке очередности по дате подачи заявления и сопутствующих документов.

Однако есть исключение – это те граждане государства, которые нуждаются в постоянном обслуживании стационара. В данном случае они обладают внеочередным правом стать членом чьей-то семьи.

Заявление пишется вместе с органами социальной защиты по определенному образцу. Даже если нет возможности написать от руки самому за счет физических отклонений, то это не проблема – документ можно напечатать или попросить написать кого-то другого, необходимо лишь поставить хоть какую-то подпись. Или же действовать через законного представителя.

Обязанности “приемных внуков”

Пожилой человек, например, обязуется вносить свой вклад в бюджет семьи.

Особы, которые берут на попечительство пенсионеров, обязаны содержать нового члена семьи, всячески помогать ему в бытовых делах.

Социальная защита же со своей стороны обязуется следить за выполнением всех условий, в которых живет особа с ограниченными способностями.

Ежемесячное денежное пособие и прочие выплаты

Изначально правительство обещало, что приблизительное количество выплат на содержание особы будет от десяти тысяч рублей, ниже мы привели примеры из реальных законов различных районов.

А также дополнительно оформляются льготы на коммунальные платежи. Оформление субсидии обусловлено появлением в семье особы, не способной работать, но требующей некоторой суммы на свой уход.

Примеры размеров выплат в различных регионах

Размер выплат – основное отличие в подзаконных актах различных областей. Ежегодно сумма, которую правительство может выделить на проект, высчитывается исходя из бюджета на год.

Ниже приведены приблизительные числа, которые являются выплатами приемным семьям (указанные в действующем законе):


  • Челябинская область выделяет на ставку соцработника около семи тысяч рублей;
  • Ростов – чуть больше тысячи плюс доплата, если семья проживает в сельской местности (300 рублей), и за более двух приемных граждан государства, которые состоят в проекте (500 рублей);
  • от семи тысяч и до четырех в Красноярском крае, с учетом географического положения города, поселка городского типа, села и так далее;
  • в подзаконном акте Архангельской области не указаны цифры вовсе, лишь уточнили, что считаются выплаты пропорционально времени, проведенному новой особой или особами в приемной семье.

Как можно заметить, выплаты не так велики, но на обеспечение и уход этого должно хватить, если рассчитывать расходы правильно, систематизируя их.

Может ли приемная семья претендовать на пенсию или имущество опекаемого?


По законам различны районных подразделений личные деньги пожилого человека или инвалида должны вливаться в бюджет семьи.

Принимаемая особа имеет полное право распоряжаться своими «не менее двадцати пяти процентами» от ее дохода в месяц.

Все это прописано в договоре, который подписали три стороны. Иногда бывают случаи, что семья переезжает в дом или квартиру к пенсионеру. Это указывается отдельно в договоре, и семья может претендовать на жилье и имущество после смерти опекаемого, если другое не указано в завещании или нет ближайших кровных родственников.

Только при наличии хороших отношений между семьей и приемной особой возможны отношения правонаследования. Однако переходят не только права, но и обязанности, например, долги. Стоит с этим быть аккуратнее.

На сегодняшний день, проект имеет в себе множество недочетов, вроде отсутствия единого закона по всей стране (поэтому выплаты по разным областям могут отличаться в семь раз) или очереди внутри очереди среди пенсионеров, так как граждане еще не привыкли к нововведению и не готовы брать на себя лишнюю ответственность, не зная, чем завтра им это грозит.

Социальный проект “Приемные семьи для инвалидов и пожилых граждан” несет в себе благую цель – помощь одиноким людям, которые нуждаются друг в друге. У него большое будущее, если правительство уделит должное внимание и увеличит или, как минимум, урегулирует выплаты, в которых нуждаются приемные семьи для пожилых граждан и инвалидов.

Читайте также: