Социальная работа в пенсионном учреждение

Краткое содержание:


С возрастом способность работать и обслуживать себя у человека уменьшается, и, с определенного возраста, он нуждается в уходе.

Кроме того, ситуация может сложиться так, что у пенсионера нет близких, которые могли бы ухаживать за ним. Тогда нормы законодательства предусматривают возможность воспользоваться услугами, которые оказывают социальные работники, приглашаемые через соцзащиту для пенсионеров.

Как это выглядит на практике

Главным условием предоставления социального работника, является отдельное проживание пенсионера, нуждающегося в помощи. То есть по указанному адресу он должен жить один и при этом нуждаться в оказании помощи.

Решение о выделение для помощи пенсионеру социального работника принимает специальная комиссия, которая находиться в органах социальной защиты населения. Она рассматривает заявления, поступившие от лиц пенсионного возраста.

Также к заявлению требуется приложить пакет документов:

  • Справка из поликлиники о том, что пенсионер не имеет заболеваний, препятствующих найму соцработника;
  • Паспорт заявителя либо уполномоченного представителя;
  • Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая размер пенсии;
  • Справка из ЖЭУ о составе семьи.

Приняв заявление, комиссия выезжает к пенсионеру и на месте, анализируя ситуацию, определяет перечень требуемых услуг. Например, ходить за продуктами, лекарствами, убирать помещение и т. д.

Необходимость в получении помощи выражается в невозможности самостоятельно передвигаться, осуществлять самообслуживание, обеспечивать жизненно важные потребности.

Также учитывается размер дохода, который получает нуждающийся в помощи человек. Поэтому при обращении в соцзащиту, нужно будет предоставить справку о доходах.

На основании нее определяется достаток гражданина и необходимость в оплате услуг соцработника. Так, если размер пенсии не превышает 1,5 размера прожиточного минимума региона, то соцработник будет предоставлен бесплатно.

Внимание! Правила предоставления социальной помощи регулируются на уровне регионов и муниципалитетов. В некоторых городах нормативный акт может предусматривать предоставление бесплатных социальных работников пенсионерам, имеющим почетные звания — например, деятелям культуры, почетным гражданам города и т.д.

Отказом от предоставления социального работника при подаче документов может стать: Предоставление неполного пакета документов; Предоставление документов, у которых срок действия уже истек, либо в документы внесены не заверенные подчистки, приписки, исправления и т. д. Сокрытие определенных сведений либо предоставление ложных; Наличие медицинских противопоказаний, в том числе бактериальных и вирусных болезней, алкоголизм, туберкулеза, психических расстройств и т. д.

Обязанности социального работника по уходу за пенсионерами

Обязанности соцработника определяются на основании обследования условий жизни пенсионера и определении размера помощи, которую нужно оказывать.

Существует перечень гарантированных услуг, которые предоставляют социальные работники для пенсионеров на бесплатной основе и дополнительные обязанности, оказываемые этим помощником за определенное вознаграждение.

Перечень гарантированных услуги

В гарантированные услуги включается:

  • Посещение пенсионера регулярно в установленные дни с целью получения информации об имеющихся у него потребностей.
  • Приобретение и доставка продовольственных и промышленных товаров, лекарственных препаратов.
  • Приготовление пищи для нуждающегося пенсионера.
  • Помощь в уборке дома, сдачи вещей пенсионера в ремонт, химчистку и т.д.
  • Сопровождение его в медицинские учреждения – поликлинику, больницу.
  • Помощь в оформлении, отправке и получении корреспонденции, газет и журналов.
  • Помощь в оплате коммунальных услуг.
  • Поддержка психологического характера (проведение бесед, советов).
  • Помощь в оформлении льгот, путевок в санатории, получении пенсии.
  • Вызов скорой помощи и врача, и нахождение с пенсионером до их приезда.
  • Помощь при вызове «социального такси», сопровождение на выставки, в театры и т.д.

Внимание! При этом стоимость приобретаемых товаров, услуг осуществляется за счет пенсионера. Соцработник должен вести журнал, в который регулярно вносятся записи о произведенных расходах и прикладывать соответствующие подтверждающие документы.

Дополнительные обязанности

Дополнительные услуги оказываются соцработником на основании заключенного договора на платной основе. Размер ее значительно ниже общерыночных цен.

В данный перечень входит:

  • Стирка на дому как вручную, так и с использованием стиральной машинки.
  • Глажение белья.
  • Стрижка.
  • Помощь в огороде.
  • Помощь при уборке двора.
  • Мытье окон, ковров, стен, потолка
  • Ремонт помещения.
  • Помощь в заготовке дров.
  • Услуги оздоровительного характера – массаж, физиотерапия и т.д.
  • Приготовление еды из продуктов пенсионера.

т.е. все то, что не входит в список гарантированных услуг.

Каждый город разрабатывает свой прейскурант стоимости таких услуг. Оплата за полученные услуги может производиться через отделение Сбербанка либо (если пенсионер малоподвижный) через самого соцработника с оформлением на месте кассовых документов.

Меня зовут Светлана, я живу и работаю в Санкт-Петербурге. У меня две основные занятости: дома я заботливая жена и мама дочки, на работе – главный специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда РФ .

После окончания университета, как и многие выпускники, задумалась о практическом применении высшего образования. Нужна была работа. Пенсионный фонд находился в пешей доступности от моего дома. По высланному резюме пригласили на собеседование. Тогда мне было 23 года.

Сейчас мне 30. За эти годы из неопытной молодой выпускницы я превратилась в профессионала своего дела. Хочу поделиться своим опытом работы с другими.

🔥 Пожалуйста, подпишитесь на мой канал перед тем, как продолжить. Спасибо!

Профессия

Диплом о высшем образовании я получала в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения на факультете массовых коммуникаций. Специальность – государственное и муниципальное управление .

Обучение длилось 5 лет, выпускались мы специалистами. Определяющим фактором моего выбора было поступление на бюджетное обучение .

  • делопроизводство;
  • экономику;
  • право;
  • бухгалтерский учёт;
  • психологию.

Данные навыки нужны для работы в любом государственном учреждении и на многих предприятиях.

В Санкт-Петербурге управленцы востребованы. Но и конкуренция на вакантные должности большая . Чтобы молодому специалисту устроиться на место с достойным заработком, приходится много трудиться на низких должностях, чтобы зарекомендовать себя.

Опыт работы в Пенсионном фонде России

В организацию я пришла молодым специалистом, поэтому главная цель трудоустройства – получение опыта. Меня взяли на должность ведущего специалиста-эксперта клиентской службы.

На 2019 год мой стаж составляет 7 лет и 3 месяца. Работаю теперь на должности главного специалиста-эксперта клиентской службы.

Отдел

Клиентская служба – это «горячая точка» Пенсионного фонда, так как сотрудники отдела занимаются приёмом граждан по пенсионным вопросам . Работать с людьми тяжело, особенно с теми, кто достиг пенсионного возраста.

Сотрудник клиентской службы должен обладать такими качествами, как :

  • стрессоустойчивость;
  • вежливость;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • умение быстро принимать решения.

Должностные обязанности включают в себя :

  • Приём заявлений и консультация граждан.
  • Обеспечение электронного документооборота.
  • Ведение базы данных.
  • Приём жалоб и писем.

Заработная плата

Зарплата в Пенсионном фонде формируется из оклада и надбавок.

Работники, которые только устраиваются в фонд, проходят испытательный срок 3 месяца, оплата небольшая – около 13000 руб .

Моя зарплата такова: оклад – 4541.00 руб.

  • за выслугу лет;
  • за квалификацию;
  • за особые условия;
  • за сложность, напряженность;
  • компенсация на питание и проезд;
  • месячная премия.

В итоге за месяц сумма составляет – 22864 руб.

Квартальная премия выплачивается в размере 10000-13000 руб.

Высокие премии выплачивают в конце года около 50000 руб.

Плюсы и минусы работы

Идеальных организаций не существует, у каждой найдутся свои достоинства и недостатки.

Достоинствами работы в Пенсионном фонде являются :

  • Социальный пакет.
  • Заработная плата выплачивается каждый месяц без задержек.
  • Стабильность.
  • Достаточно дружный коллектив.

Недостатки таковы :

  • Тяжёлый труд . На приёме населения приходится принимать на себя много негатива каждый день.
  • Рабочий процесс организован непродуктивно . Начальство принимает решения, которые только усложняют работу.
  • Ненормированный рабочий день . Часто приходится задерживаться из-за больших объёмов работы.
  • Плохое техническое обеспечение персонала . Старая компьютерная и оргтехника.
  • Из-за большой нагрузки приходится работать с документами в выходной .
  • Текучка кадров . Работников не хватает, зачастую один человек работает за двоих.

Я бы хотела развеять один распространённый миф, связанный с организацией. Многие граждане полагают, что работа в пенсионной системе – это госслужба. Так вот, это не так . Статусом госслужащего обладает только начальник управления.

Вам понравилась статья? Пожалуйста, поставьте лайк 👍 или напишите комментарий. Мне будет приятно . 🙏

Планы на будущее

В организации практически нет карьерного роста и должность главного инспектора – максимум, который я достигла за 7 лет.

К тому же, когда каждый день работаешь с большими потоками людей, в какой-то момент может произойти профессиональное выгорание. Желательно понять это раньше, чем оно произойдёт. Я решила, что достаточный опыт получен. Нужно двигаться дальше.

За эти годы успела закончить несколько дополнительных курсов, в том числе курсы повышения квалификации . Учиться всегда любила, считаю, что человек должен постоянно получать новые навыки и знания.

Дополнительное образование позволит претендовать на руководящую должность и повышение зарплаты, но уже в другой организации .

Саитгараева Марита Александровнастудентка 4 курса, БФ БашГУ, г.Бирск marit1991@mail.ru

Социальная работас пожилымив Управлении пенсионного фонда

Аннотация:в статье рассматривается пожилыекак социальнодемографическая группа, помощь пожилым гражданам специалистами по социальной работе в управлении пенсионного фонда.Ключевые слова: граждане пожилого возраста, пенсионное обеспечение, социальная работа, пенсия, помощь.В данной статье предлагается к рассмотрению уровень оказания социальной помощи пожилым людям является одним из основных показателей уровня благосостояния российских граждан.

Цель нашего исследования заключается в деятельности социального работника в системе пенсионного обеспечения.

Объектом исследования выступают лица пожилого возраста.

Предметом исследованияслужит организация социальной помощи пожилым людям в Управлении пенсионного фонда. В исследовании использовали следующие методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение); методы эмпирического исследования( анкетирование).В современности с каждым годом растет доля людей пожилого возраста в составе населения, такие тенденции характерны и для нашей страны.Пожилым гражданином считается население в возрасте от 6074 лет, к старому относят 7589лет, и долгожителем считается 90и старше. Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.Последствия старения населения как социальнодемографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системысоциального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы. Подводя итог, можно сделатьвывод, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. Диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Изменение всех психических познавательных процессов и двигательной активности. Вслучае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий –достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.Для того,чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Однако, как показывает практика, современная система пенсионного обеспечения далеко не идеальна, а получаемые пожилыми людьми пенсии не позволяют им быть в полной мере удовлетворенными своим социальноэкономическим положением. Проблемы старения населения и признания права пожилых на активную и продуктивную старость стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году Принципов ООН в отношении пожилых людей. В качестве основных принципов были определены: Независимость: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно. Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делитьсясвоим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста. Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход. Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Достоинство: возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.Социальная работа в системе пенсионного обеспечения направлена на консультирование и информирование граждан пожилого возраста в отделе клиентской службы. Обязанности специалистов социальной работы

клиентской службы обеспечивают:1.Ежедневный прием граждан, пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей по разъяснению вопросов:

Назначения, перерасчета и выплаты пенсий.

Назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты и иных выплат, отнесенных к компетенции управления.2. Консультации застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров, организаций по всемвопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также консультации пенсионеров по отдельным правовым вопросам;3. Прием заявлений и документов, представленных в целях осуществления пенсионного обеспечения для:

назначения трудовых и государственных пенсий, в том числе и гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской федерации;

перевода с одного вида пенсии на другой;

перерасчета размера трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

прекращения выплаты пенсии;

восстановления и возобновления выплаты пенсии;

выплаты социального пособия на погребение;

выплаты пенсии лицу, выезжающему на постоянное место жительство за пределы Российской федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации;

запроса пенсионных дел и дел получателей ежемесячной денежной выплаты и иных выплат лицам, прибывшим из других районов, городов республики и Российской Федерации.

Установления компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином;

Установления ежемесячной денежной выплаты;

Предоставления или отказа от набора социальных услуг

Установления дополнительного материального обеспечения и иных выплат;

Изменения способа выплаты;

Смены получателя пенсии или ежемесячной денежной выплаты, изменение анкетных данных пенсионера и его законного представителя и др.; регистрацию обращения в подсистеме «Учет обращений» в ПТК КС; заверение электронной цифровой подписью введенной информации о зарегистрированном обращении в ПТК КС. заполнение формы соответствующего заявления в ПТК КС, распечатку заполненной формы заявления из ПТК КС;

формирование в ПТК КС запроса выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе о пенсионных правах граждан, приобретенных за период до 01.01.2002.

сканирование подлинников документов представленных в территориальный орган ПФРна бумажных носителях.

создание макета электронного выплатного дела

заверение электронной цифровой подписью произведенные действия

ведение информационной базы данных обращений в клиентскую службу.Проверяет оформление представленных документов и производит их оценку.Просматривает состояние индивидуального лицевого счета и иной информации обратившегося гражданин, который располагает управление.

Сверяет сведения, указанные в заявлении с паспортными данными и страховым свидетельством, а так же с данными , содержащимися в базе персонифицированного учета. Производит выдачу:

пенсионных удостоверений (дубликатов);

справок о размере пенсии;

справок о начисленных суммах пенсии, неполученных в связи со смертью;

иных сведений и информации.Выполняет отдельные поручения руководства, входящие в компетенцию Управления. Работа с письменными обращениями граждан в отделениях ПФР осуществляется в соответствии с действующим законодательством, соответствующими распорядительными и инструктивными документами. Порядок этой работы регламентирован достаточно подробно внутриведомственными документами. Главное в этой работе –четкость, исполнительность, аккуратность, компетентность, соблюдение установленных сроков. Рассмотрев организацию работы с гражданами в системе пенсионного обеспечения можно отметить следующее:Конституция Российской Федерации, определяя наше государство каксоциальное государство, гарантирует каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб.В Бирске создана и постоянно укрепляется материальная база отделения пенсионного фонда населения, развивается система социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и служба семьи и детства. Населению города оказываются все виды социальных услуг, определенных Федеральным перечнем гарантированных государством услуг. В целом можно сказать, что в ГУУправлении пенсионного фонда по Бирскому району и городе Бирск создана и успешно функционирует. Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работу с пожилыми гражданами наиболее эффективным образом. Было выявлено по каким вопросам пожилые люди обращаются к социальному работнику в ГУУправление ПФР в клиентскую службу:проверить правильность начисления пенсии, об исчислении стажа и заработка о перерасчете пенсии;

о задержке в назначении и перерасчете пенсии;

об отказе в назначении пенсии; о выплате пенсий; о переносе даты выплаты пенсий; по вопросам льготного обеспечения.Наиболее волнующими население вопросами являются вопросы предоставления льгот и преимуществ, установленных Законами РФ “О социальной защите” и “О ветеранах”.На устном приеме количество обращений по вопросам присвоения звания “Ветеран труда” возросло .Как правило, обратившиеся по данному вопросу –люди пожилого возраста, прожившие годы нелегкой жизни, имеющие старый стереотип мышления.Исходя из приведенного анализа, следует отметить, что работа с обращениями граждан в Отделении ПФР по Бирскому району продолжает совершенствоваться. Несмотря на большой, увеличивающийся с каждым годом объем поступающих обращений не нарушаются сроки их исполнения, ответы по обращениям в большинстве своем даются полные и аргументированные.Было проведено анкетирование по качеству обслуживания пожилых людей в ГУ –Управлении пенсионного фонда в Бирском районе и городе Бирск.На вопрос удовлетворены ли вы качеством пенсионного обслуживания большинство клиентов ответили «да» удовлетворены.На вопрос как вы оцениваете работу персонала ответили что персонал всегда проявляет заботу и доброту к ним.Таким образом, социальная помощь гражданам пожилого возраста в Управлении пенсионного фонда специалистом по социальной работе оказывается в клиентской службе по вопросам обращения клиентов. Помощь социальногоработника заключатся в консультировании, информировании, поддержании, направлении пожилых. Пожилые – объект социальной работы. Специфика и обязанность социального работника различается по службам оказания социальной услуги.Специалист по социальной работе В ПФР сочетают в себе такие качества как компетентность, умение выслушать, а самое главное –вести разъяснительную работу среди граждан по месту их жительства по вопросам пенсионного обеспечения и разъяснению права и порядка предоставления различным категориям граждан льгот и преимуществ предусмотренных законодательством.

Ссылки на источники:

1.Закон РФ от 10 декабря 1995 г. №195ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”// СЗ РФ. –1995. №50. –Ст.48722. Право социального обеспечения/Под ред. К.Н.Гусова. –М.: ПБОЮХ Грачев С.М., 2001. –328 с. 3. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. –М.: Юристъ, 2001. –334 с.4.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.–М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2002. –296с.

Saitgarayeva Marita Aleksandrovnastudent 4 courses, BASHGU'S BF, Birsk marit1991@mail.ru

Social work with elderly in Management of a pension fund

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Работа содержит 1 файл

Реферат отчета по практике.doc

Пенсионное обеспечение базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 1 , а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» 2 .

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Задачи и функции пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров 3 .

Структура пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный Фонд России (ПФР) и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

Структурно она может быть представлена так:

- федеральный уровень – Пенсионный фонд Российской Федерации ( правление, исполнительная дирекция);

- федеральные округа Российской Федерации – управления ПФР в федеральных округах ( структурные подразделения ПФР);

- уровень субъектов Российской Федерации – территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

- местный – городской (районный) уровень – управления (отделения) ПФР в районах (городах).

На федеральном уровне управления пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обеспечению граждан.

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в районах (городах)

Пенсионное обеспечение на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (далее – местные органы пенсионного обеспечения). В отдельных населенных пунктах районов, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются этим органам. Местные органы пенсионного обеспечения являются правоприеемниками органов социальной защиты населения района (города) в части, касающейся назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Местные органы пенсионного обеспечения непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР.

Именно на местные органы пенсионного обеспечения падает наибольший объем работы по обеспечению пенсиями граждан. Содержание их работы разнообразно. Они выполняют самые различные по своему характеру функции, а именно:

- прием документов для назначения пенсий;

- назначение, перерасчеты, выплату пенсий;

- финансовое обеспечение пенсий;

- взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности;

- прием населения по вопросам пенсионного обеспечения;

- работу с общественными организациями;

- ведение индивидуального ( персонифицированного) учета;

- проверку организаций всех форм собственности по соблюдению законодательства о пенсиях;

- организацию и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и др.

Представление граждан к пенсии

Работающих граждан к назначению пенсии представляют организации независимо от форм собственности, на которых они работают, и индивидуальные предприниматели, использующие труд работников.

В организациях приказом (распоряжением) руководителя назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов. В крупных организациях, на предприятиях образуются пенсионные отделы или комиссии.

Их главная задача – правильно оформить документы для назначения пенсии и своевременно представить в местный орган пенсионного обеспечения. В организациях составляются списки, уходящих на пенсию в ближайшие два-три года. В списках указываются фамилия, имя, отчество будущего пенсионера, год рождения, дата предстоящего выхода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), страховой стаж (ССт), полный домашний адрес. Один экземпляр списка направляется в пенсионный орган района (города). В период составления списка проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитываются все виды стажа (особенно тщательно проверяются ЛТС и ССт). При необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и др. Все это делается заблаговременно, с тем чтобы к моменту подачи заявления гражданином в наличии были все необходимые документы.

Все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории района (города), распределены между работниками местного органа пенсионного обеспечения, которые на каждую организацию заводят так называемое наблюдательное дело. В нем хранятся:

- приказ (распоряжение) руководителя организации о назначении конкретного лица, ответственного за подготовку документов;

- списки лиц, уходящих в ближайшие годы на пенсию;

- перечень производств и работ с особыми условиями труда.

Ежегодно работник местного органа пенсионного обеспечения проверяет закрепленные за ним предприятия, организации, учреждения с выездом на место. В результате проверки оформляется акт, который подшивается в наблюдательное дело. С содержанием акта проверки знакомятся руководители предприятия и местного пенсионного органа. В отдельных случаях результаты проверки докладываются администрации района (города).

В акте отражаются следующие сведения:

- общая численность работающих лиц в организации;

- наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации организации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя;

- наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации организации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя;

- наличие или отсутствие журнала регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (по установленной форме), а также журнала или списка лиц, которые в связи с достижением пенсионного возраста приобретут право на пенсию через два-три года, и журнала регистрации заявлений на перерасчет пенсий (по установленной форме).

Подготовка и оформление пенсионного дела

Подготовка пенсионного дела в местном органе пенсионного обеспечения начинается с приема документов. Неработающие граждане представляют документы лично, работающие – через ответственных представителей организаций.

При приеме документов работник местного органа пенсионного обеспечения последовательно (по этапам) осуществляет соответствующую проверку представляемых документов:

1) выявляет принадлежность документов заявителя; проверяет соответствие фамилии, имени, отчества заявителя, вписанные во все документы, с данными паспорта, трудовой книжки, документами о заработке и др.; несоответствие принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Читайте также: