Социальная защита и пенсионное обеспечение сотрудников

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи







План лекции

1. Понятие социальной защиты работников

2. Принципы социальной защиты работников

3. Формы осуществления социальной защиты

1. В широком смысле социальная защита — система законодательных, социально-экономических и морально-психологических мер, обеспечивающих достойное качество жизни человека.

Система государственной социальной защиты. Поскольку, в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация признается социальным государством, то основной объем защитных функций применительно ко всем гражданам берет на себя именно оно. В социальном государстве согласно Конституции:

- охраняется труд и здоровье людей;

- устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

-обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

- развивается система социальных служб;

- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Экономической основой социальной защиты государства являются налоги с предприятий, коммерческих организаций и частных лиц. Право на государственную защиту имеют все граждане вне зависимости от их участия или неучастия в общественном производстве, каких-то иных социальных признаков.

Пространство и глубина этой защиты определяются:

- необходимостью обеспечить социально приемлемые для данного уровня экономического развития стандарты жизни;

- экономической дееспособностью людей;

- развитостью других систем социальной защиты;

- материальными и финансовыми возможностями государства.

Система общественной (гражданской) защиты. Общество, как совокупность граждан, общественных (негосударственных) организаций, объединений имеет потенциально немалые возможности в оказании социальной и гуманитарной помощи своим членам.

Общественные, благотворительные, религиозные организации и фонды, институт меценатства, добровольные пожертвования граждан – это в совокупности мощный источник материальной и нравственной поддержки нуждающихся, возрождения культуры и общественной морали. Этот источник раскрыт еще явно недостаточно.

Система коллективной (корпоративной) социальной защиты. Возрастание степеней свободы и хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций создают условия формирования собственной системы безопасности, т.е. системы защиты членов коллектива силами самого коллектива. Она может как дополнять государственную и общественную системы защиты, так и иметь самостоятельное значение, например, оказывать помощь работникам в сфере профессионализации, в обеспечении большей экономической независимости. Эта же система способствует защите коллектива как целого в случаях ухудшения экономической конъюнктуры или трудовых конфликтов (забастовок).

Социальная защита на уровне предприятия. Каждое предприятие (организация) наряду с государством и обществом разделяет долю ответственности за положение и судьбу своих работников. Поэтому оно должно оказывать членам своего коллектива максимально возможную помощь и поддержку. Но для того, чтобы никто не был обижен, несправедливо забыт или ущемлен, а средства защиты использовались в полном объеме и результативно, мало ограничиться на­бором некоторых случайных мер. Должна быть создана система защиты коллектива, обеспеченная ресурсами и организационно оформленная.

Исходя из предложенного выше понимания социальной защиты, можно выделить следующие направления деятельности:

- защита от потери работы (безработицы);

- социальная и экономическая помощь наиболее уязвимым группам работников;

-дополнительное обучение, переобучение, повышение квалификации;

- поиск новых организационных форм труда;

- психологическая помощь и поддержка;

- обеспечение личной экономической безопасности работника.

2. В соответствии с базовыми положениями международного и отечественного законодательства можно выделить следующие важнейшие принципы социальной защиты работников:

- социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

- социальная справедливость в области трудовых отношений – равное вознаграждение за равный труд;

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, обеспечение социальных гарантий по их компенсации;

- участие различных субъектов (государство, работодатели, профсоюзы, общественные организации, профессиональные ассоциации, региональные и муниципальные органы управления) в осуществлении социальной защиты;

- солидарность всех субъектов социальной защиты в распределении «бремени» финансовых расходов (на основе «социальных договоров»);

- индивидуальная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности;

- сочетание пассивных (льготы, пособия, материальная помощь) и активных (переобучение, повышение профессиональной квалификации, выдача кредитов и т.д.) форм социальной защиты;

- разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до мер, направленных на конкретные профессиональные и социальные группы;

-дифференцированный подход к различным категориям работников.

3. Формы осуществления социальной защиты

Важную роль в системе социальной защиты призваны играть социальные трансферты.

Социальные трансферты – передача гражданам государственными и негосударственными организациями ресурсов в денежной и натуральной форме, преимущественно на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся: пенсии, пособия, стипендии, дотации, различные выплаты, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. На практике они реализуются в разных видах: социальной помощи, государственных социальных гарантий, социальных льгот, социального страхования.

Особенностью социальных трансфертов является то, что их источником выступают федеральные, региональные и местные бюджеты, они выдаются, как правило, безотносительно к трудовому вкладу человека (группы) и принадлежности к конкретной организации.

Самым распространенным и наиболее действенным механизмом социальной защиты работников организации является коллективный договор, заключаемый представителями работодателя (администрацией) и работников (профсоюзный комитет).

Коллективный договор учитывает специфику данного производства, конкретные условия труда, остроту внутриорганизационных проблем. Круг вопросов, которые регулируются договором, может быть различен, но есть и ряд общих, «типичных» вопросов, содержащихся в той или иной пропорции в большинстве коллективных договоров.

Разделы коллективного договора могут быть следующими [2, 3]:

1. Общие положения.

2. Обязанности Правления.

3. Обязанности Работника.

4. Обязанности Профсоюза.

5. Трудовой договор (контракт).

6. Организация и оплата труда.

7. Режим труда и отдыха.

8. Обеспечение занятости и социальной зашиты при потере работы.

9. Охрана труда и здоровья.

10. Социальные программы.

11. Права Профсоюза.

12. Выполнение коллективного договора.

Как видно уже из структуры, договор достаточно полно охватывает наиболее существенные для работника вопросы труда, быта и при условии наполнения его конкретным содержанием может быть эффективным средством защиты интересов работника.

Только договаривающиеся стороны решают, каким быть договору, какие вопросы в него включать, на какой срок распространять и т.д. Их свобода ограничивается двумя моментами:

- условия коллективного договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством (в противном случае они признаются недействительными);

- показатели, закладываемые в коллективный договор, не должны быть ниже тех, которые содержатся в генеральном, отраслевом и других рамочных соглашениях.

Оценивая практику коллективно-договорной работы в российских условиях, нельзя не отметить следующее.

Формой обеспечения социальной защиты работников предприятия являются также социальные программы.

Социальная программа предприятия может включать комплекс мер по следующим направлениям деятельности:

- выплаты средств из фонда социального страхования;

- оказание материальной помощи;

- организация отдыха работников предприятия;

- решение жилищных вопросов работников;

-дополнительное пенсионное обеспечение работников и пенсионеров;

- участие в городских социальных программах и благотворитель­ность.

Пакет социальных льгот и гарантий работникам закреплен в кол­лективном договоре.

Еще одним механизмом социальной защиты работника являются трудовые контракты.

Контракт – это форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем и регулирующая взаимные права и ответственность.

Контракт содержит требования к содержанию работы и ее результатам, перечень условий, гарантируемых работнику (оплата, дополнительные вознаграждения и т.д.), правила соблюдения и расторжения контракта.

Контракт обычно заключается на фиксируемый срок, в течение которого действуют взаимные обязательства сторон. Нарушение условий контракта со стороны работника или работодателя, его досрочное расторжение влечет за собой применение санкций – выплата неустойки, штраф.

Контракт является эффективным средством защиты прав работника, так как его заключение возможно только с согласия самого работника на предлагаемые условия, что закрепляется его личной подписью. Будучи юридическим документом, контракт находится в поле правовой защиты.

Некоторые крупные компании, располагающие значительными финансовыми возможностями, для обеспечения наибольшей соци­альной защиты своих работников, включая и тех, которые вышли на пенсию, создают собственные социальные кодексы.

Например, в социальном кодексе компании «Лукойл», согласованном с комитетом профсоюзного объединения, содержатся корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам, включающие в себя:

- регулирование вопросов труда, занятости и производственных отно­шений (социально ответственное реструктурирование; политика оплаты и мотивации груда; промышленная безопасность, охрана труда и окружающей среды; социальная политика в отношении молодых работников);

- качество условий труда и жизни работников и их семей (охрана здоро­вья; оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха; жилищная политика);

- гармоничное сочетание трудовых и семейных обязанностей (дополни­тельные дни отдыха и отпуска; социальная поддержка семей с детьми и ин­валидами);

- корпоративное социальное обеспечение и страхование (добровольное медицинское страхование; негосударственное пенсионное обеспечение; корпоративная система личного страхования);

- социальная поддержка инвалидов и неработающих пенсионеров, ра­ботников, пострадавших от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве [1] .

Реализация обязательств (сроки введения, объемы финансирования и т.д.), содержащихся в социальном кодексе, осуществляется в ходе коллективных переговоров и закрепляется соглашением между компанией и профсоюзным объединением, а также в локальных нормативных актах. Принимая социальный кодекс, компания подтверждает, что взятые обязательства являются по преимуществу дополнительными по отношению к тем, которые закреплены трудовым законодательством. Они не отменяют и не подменяют собой результаты коллективных переговоров с работниками и практику заключения коллективных договоров.

Формой социальной защиты работников может быть создание профессиональных негосударственных пенсионных фондов, образуемых взносами как самого работника, так и предприятия. Солидарный счет предприятия является совокупностью именных счетов работников. Предприятие берет на себя обязательство вносить определенную часть денежных средств за работника, ставшего участником негосударственного пенсионного фонда, и это фиксируется в коллективном договоре. Важнейшими условиями здесь является от­несение сумм взносов предприятий на себестоимость продукции и инвестирование образовавшегося фонда в производство.

Практическое задание:

1. Анализ управления социальным развитием организации на примере конкретной организации.

2. Разработка нормативно-правовых документов (по выбору) – коллективный договор, социальный кодекс, положение о социальной защите и поддержке, о социальной службе на примере конкретной организации.

Рефераты по темам:

1. Профсоюзы как организация защиты интересов работников

2. Сотрудничество организаций с некоммерческим партнерством «ВВК - Национальный союз кадровиков», «Национальным союзом организаций по подготовке кадров в области управления персоналом («Национальный союз «Управление персоналом»)», Ассоциацией организаций управленческого образования, профсоюзами, другими общественными организациями и трудовым коллективом.

3. Социальные программы как форма реализации социальной политики организации.

4. Виды социальных программ. Технология разработки социальных программ.

5. Технология создания системы управления социальным развитием организации. Этапы разработки и реализации социальных программ.

Новые правила доставки пенсий: можно сохранить дату доставки при изменении кредитной организации

Новые правила доставки пенсий: можно сохранить дату доставки при изменении кредитной организации

Минтруд России и ПФР России помогут защитить пенсионные накопления

Для получения компенсации за проезд на отдых пенсионеры-северяне смогут прислать в ПФР проездные документы в электронном виде

Пенсионный стаж медработников, работающих с зараженными коронавирусом, в 2020 году будет идти из расчета день за три

Глава Минтруда России Антон Котяков в программе «Право на справедливость» на Первом канале

Директор департамента пенсионного обеспечения Игнат Игнатьев в программе «Утро России» телеканала «Россия 1» рассказал о проактивном информировании о пенсиях

Минтруд России поможет правильно спланировать будущую пенсию

Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков: с 1 июля 2021 года начнется пилотный проект по назначению пенсий по инвалидности в проактивном режиме

Заседание Общественного совета при Минтруде России

Антон Котяков: С 1 апреля более 3 миллионов получателей социальных пенсий будут получать повышенные пенсии

Министр Антон Котяков: Одна из задач ПФР – развитие клиентоориентированных сервисов

Предлагается уточнить пенсионные нормы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Министр Максим Топилин дал интервью «Российской газете» по вопросам социальной политики

Итоги года: пенсионное обеспечение

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Министр Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24» об основных итогах года в социальной сфере

Президентами стран-членов Евразийского экономического союза подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза

Госдума России приняла в третьем чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год

В программе «Утро России» на телеканале «Россия 1» рассказали о том, как заняться бизнесом на пенсии

Программа переобучения предпенсионеров набирает обороты

Красноярские предпенсионеры могут повысить квалификацию

Предпенсионеры получают новые профессии по программе WorldSkills Russia

Подготовлен порядок направления отозванных и неиспользованных средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии

Госдума России приняла в I чтении законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2020 год

Минтруд России планирует упростить для граждан порядок назначения и выплаты пенсий

Министры России и Венгрии подписали договор о социальном обеспечении между двумя странами

«Перспектива. Старшее поколение». Талант скульптора расцвел на пенсии

90-летние магаданцы учатся рисовать с пользой для здоровья

Амурская область лидирует среди регионов по переобучению людей предпенсионного возраста

1 октября отмечается Международный день пожилых людей

Приказ Минтруда России № 211н от 22 апреля 2020 г.

Приказ Минтруда России № 110 от 1 февраля 2017 г.

Письмо Минтруда России №11-1/10/В-5505 от 8 августа 2016 г.

Приказ Минтруда России №106 от 11 марта 2016 г.

Приказ Минтруда России №316 от 25 мая 2015 г.

Протокол №19 от 21 мая 2015 г.

Приказ Минтруда России №722 от 29 декабря 2014 г.

Соглашение от 8 августа 2014 г.

Приказ Минтруда России № 119 от 3 марта 2014 г.

Приказ Минтруда России № 21 от 20 января 2014 г.

Федеральный закон №424-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

Информация от 19 ноября 2013 г.

Информация Минтруда России от 9 августа 2013 года

Проект федерального закона от 4 апреля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 марта 2013 г.

Уведомление Минтруда России от 25 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 18 марта 2013 г.

Проект федерального закона от 4 марта 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 27 февраля 2013 г.

Проект федерального закона от 25 февраля 2013 г.

Проект приказа Минтруда России от 19 февраля 2013 г.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:

Читайте также: