Социально педагогическая работа с пенсионерами

Трансформация общественного сознания в направлении нейтрализации дискриминации по возрастному признаку, понимания необходимости поддержания жизненной и социальной активности лиц «третьего возраста» составляет глобальную проблему современности.

Права пожилых людей в области культуры и образования рассматриваются в контексте конституционных прав. Пожилым людям гарантируется вовлечение в активную культурно-досуговую и образовательную деятельность независимо от пола, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства.

Граждане старшего поколения – это связующее звено между историческим прошлым, настоящим и будущим, ради которого осуществляются глубокие экономические и социальные преобразования в России. Творческий потенциал пожилых людей является неотъемлемой частью культурной жизни страны, но еще не в полной мере востребован обществом и нуждается в эффективной поддержке.

Как особое общественно значимое, творческое, образовательное и практико-ориентированное явление, социально-культурная деятельность изначально направлена на педагогическое обеспечение вхождения человека в социум, в мир культуры. Как научное направление она отражает сложный диалектический процесс преемственности поколений, исследует закономерности влияния культуры на социальные процессы, происходящие в российском обществе. Статистика показывает, что уровень образования пожилых людей постоянно растет, так как эта социально-демографическая группа пополняется представителями более образованных поколений.

Пожилые люди по отношению к другим поколениям имеют многие преимущества, позволяющие им легко принимать правильные жизненные решения, гарантирующие высокий шанс успешного выживания в непростой социально-экономической обстановке. Старость может означать высшую ступень жизни, полную эмоциональной зрелости, мудрости, основанной на опыте, наблюдениях в течение долгой полноценной жизни.

Установлено, что чем интенсивнее человек работает творчески, тем дольше сохраняется активность его ума, поддерживаются интеллектуальные возможности. Поэтому особенно важно создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу средствами культуры образования, общения. Активный образ жизни и участие в общественной деятельности помогают пожилому человеку сохранить и реализовать себя как личность. Однако далеко не всегда люди, вышедшие на пенсию, могут самостоятельно организовать свою жизнь, направить ее в русло общественно полезных, социально значимых акций и инициатив. Научно-обоснованная совокупность образовательных, рекреационных, релаксационных и других программ призвана обеспечить условия, в которых пожилые и престарелые люди могли бы осуществлять полноценную жизнедеятельность. Поэтому смыслом концепции педагогической деятельности в отношения граждан пожилого возраста должно стать включение их в активную общественную жизнь, конкретный живой труд, где прежде опекаемый человек становится творцом своего ближайшего и отдаленного будущего.

Практика социальной работы с пожилыми людьми свидетельствуете о необходимости совершенствования системы социально-культурных мероприятий для пожилых людей, привлечения их к активной культурной деятельности, сохранению уникальных общенациональных духовных ценностей, обозначения реальных путей их сохранения, трансляции в общекультурном взаимодействии поколений.

Социально-образовательная и досуговая деятельность помогает пожилым людям избавиться от одиночества, изменить свою позицию в обществе, сделать ее более заинтересованной, проявлять интерес к делам, происходящим вокруг них. Активная жизненная позиция предоставляет пожилому человеку новые возможности для раскрытия и самореализации собственного творческого потенциала, передачи накопленных знаний и жизненного опыта как своим ровесникам, так и представителям других поколений.

Систематическая работа соответствующих служб социальной защиты, образования, культуры, общественных организаций и объединений своей деятельностью должна обеспечивать:

· создание условий свободного, разнообразного, общения лиц старших возрастных групп между собой, членами своих семей, представителями трудовых коллективов;

· свободный доступ к занятиям художественной самодеятельностью, промыслами, ремеслами;

· активное включение лиц старших возрастных групп в процесс духовного развития, воспитания детей;

· содействие сплоченности и вовлечению пожилых людей в гражданское общество;

· более активную интеграцию пожилых людей в политическую, социальную и культурную жизнь.

Досуговая деятельность пожилого человека может быть представлена следующими формами:

· восстановление сил пожилого человека — прогулки на воздухе, вечера отдыха для пожилых.

· повышение эрудиции, потребление духовных ценностей – чтение книг, журналов, просмотр фильмов, телепередач, посещение музеев, участие в лекториях, путешествия, экскурсии.

· развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности;

· труд на приусадебных участках, в мастерских, занятия прикладным творчеством, общественная деятельность.

· реализация потребности в общении – клубы общения, творческие объединения, вечера встреч, диспуты.

Выбор пожилым человеком той или иной формы досуговой деятельности связан с преобладанием у него индивидуальных ценностных ориентации. Для людей старшего поколения важно сохранение тех ценностей, того образа жизни, которые сопровождали их в течение жизни.

Основным направлением в работе с пожилыми людьми в центрах социального обслуживания определено создание условий для свободного, разнообразного общения лиц старших возрастных групп между собой, с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней и настоящей работы путем распространения знаний по психологии общения, построению взаимоотношений с детьми, родственниками, друзьями; организации клубов общения с участием представителей разных поколений.

В поведении современного пожилого человека, несмотря на сохраняющиеся стереотипы, характерные для прошлых лет, становятся доминирующими разнообразное внесемейное общение, досуг, различные виды самореализации. Существенным позитивным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду является правильный выбор и рациональная организация занятий, способствующих укреплению здоровья через клубы здоровья и т.п.

С целью преодоления негативных представлений относительно преобразований российского общества для пожилых людей создаются специальные образовательные

программы, организуются и проводятся мероприятия, призванные помочь им лучше ориентироваться в современной жизни.

В настоящее время все большую популярность в работе центров социального обслуживания приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арттерапия — терапия средствами искусства. Использование арттерапии вызывает положительные эмоции, помогает пожилым людям преодолевать апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Используются следующие виды арттерапии: музыкотерапия, танцетерапия, сказкотерапия, цветотерапия, звукотерапия.

Деятельность пожилых людей может быть связана с выполнением общественных обязанностей, работой в общественных организациях, в группах самопомощи, группах профессионального консультирования, с наставничеством и воспитательной работой). Основной фактор мотивации пожилых людей к участию в общественной деятельности – ощущение значимости своего труда, чувство собственной необходимости. Некоторые профессиональные знания, умения и навыки пожилых людей находят применение в общественной работе легко и органично. Пожилые люди могут успешно участвовать в деятельности различных учреждений в качестве членов научных, общественных советов, где пригодятся и будут по достоинству оценены их опыт, знания, а также выступать в роли связующего звена между поколениями.

Люди преклонного возраста придают большое значение организации содержательного досуга. Наибольший интерес вызывают проводимые в центрах социального обслуживания культурно-массовые мероприятия познавательного характера (лекции по правовым, медицинским, психологическим, историческим, литературным, политическим, искусствоведческим вопросам; дискуссии, круглые столы; творческие мастерские). Следующим направлением образовательной работы с пожилыми людьми является их информационное обеспечение через выпуск специальных бюллетеней, информационных листков, оформление стендов, ведение постоянных рубрик в СМИ.

Основной базой для образовательной, досуговой и социокультурной работы с гражданами пожилого возраста в системе социального обслуживания являются отделения дневного пребывания и социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания, социально-оздоровительные центры для граждан пожилого возраста и инвалидов, специальные дома для одиноких и престарелых, дома интернаты для престарелых и инвалидов. В рамках деятельности этих служб применяются следующие формы работы с пожилыми людьми: организация образовательной деятельности («университет третьего возраста»), досуговые мероприятия, информационное обеспечение пожилых людей, трудотерапия, методическая работа как условие совершенствования социокультурной работы с пожилыми людьми, организация социокультурной деятельности в отдаленных сельских населенных пунктах, театральная деятельность, общественная полезная деятельность, техническое творчество, нетрадиционные виды оздоровления, занятия икебаной и флористикой, клубная и кружковая работа, другие досуговые формы и технологии.

Социокультурные технологии имеют неограниченные возможности применения, они весьма мобильны и восприимчивы к инновациям. Каждая из досуговых технологий, включаемая в повседневный обиход учреждения социального обслуживания, непременно должна способствовать продлению творческой активности пожилого челове

ка, сохранению энергии и оптимизма, предоставлять широкие возможности для самовыражения, максимального использования жизненного, профессионального опыта. Только при соблюдении этих условий организация досуга пожилых людей осуществит свою главную миссию – будет утверждать подлинные права старшего поколения на активную роль в жизни общества.

Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными технологии социальной педагогики для данной категории граждан. Наименее изученной и в содержательном, и в методическом аспекте является социально-педагогическая деятельность тех работников социальной сферы, для которых педагогические, а также социально-коррекционные, социально-реабилитационные, социально адаптационные функции не являются основными. Практически эта работа сегодня только обозначена. Однако сегодня социально-педагогическая деятельность с пожилыми людьми уже широко используется не только в педагогической сфере, но и в социальной науке и практике в целом.

Разработка и внедрение в социальную работу социально-педагогических услуг для пожилых людей – новейшее и актуальнейшее направление развития, как в практике социальной работы, так и в проектировании ее технологий. Социально-педагогические услуги пожилым людям оказываются на основе учета особенностей, интересов, потребностей клиента и предложений специалиста по социальной работе. Они направлены на восстановление, поддержание, развитие возможностей клиента по организации собственной полноценной жизни в период поздней взрослости, адекватную оценку им качественных изменений собственного бытия.

Социально-педагогические услуги должны проектироваться с учетом особенностей жизненных процессов пожилых людей, совокупности их потребностей, интересов, мотивов деятельности, обусловленных влиянием возрастных и психофизиологических изменений, логикой возрастного развития и угасания жизненного пути. Проектируя и внедряя социально-педагогические услуги для пожилых людей, необходимо руководствоваться принципами адресности и определенной персонификации.

Таким образом, цель социально-педагогической работы с пожилыми людьми – обеспечение им возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту, максимальное приспособление пожилого человека к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний участия в общественно полезном труде.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00









Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми.

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Актуальность. Во второй половине двадцатого века существенно изменилась возрастная структура населения, которая определяется уровнями рождаемости и смертности и обуславливает долю экономически активного населения, степень обеспеченности страны трудовыми ресурсами. Численность пожилого населения планеты с 1950 года возросла в 5 раз .Ученые говорят о "старении" общества. Социальная обстановка в современном мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делает этот демографический слой наиболее уязвимым, что в полной мере касается и нашей страны.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, сокращение рабочих мест, снижение жизненного уровня населения привело к тому, что категория пожилых людей попала на "обочину" жизни. Превращение пожилых членов общества в социальных изгоев имеет ряд тяжелых последствий. Как правило, слова "старость" и "пожилые люди" несут в себе негативное семантическое значение, нередко синонимичны словам "ущербный", "отживший" .Это, естественно, дает пожилым людям ощущение собственной ненужности, несущее в себе деструктивную тенденцию, а также провоцирует неосознанную агрессию по отношению к неизбежной старости у более молодых возрастных слоев .

Как отмечает В.А. Сластёнин, «обозначившийся в настоящее время переходный период к новым рыночным производственным отношениям поставил ряд вопросов о необходимости новых ориентиров, которые позволили бы человеку (в том числе пожилому — М.Г.) более успешно реагировать на неожиданные, часто меняющиеся условия производственной деятельности». Именно по этим причинам проблемы оказания социально-педагогической помощи лицам пожилого возраста стали теперь особенно актуальными.

В определении того, какой именно возраст называть пожилым, нет полного единодушия. В Американскую ассоциацию пенсионеров, которая провозглашает себя защитником пожилых людей принимают всех людей старше пятидесяти. Европейское региональное бюро геронтологов Всемирной организации здравоохранения в 1963 году постановило считать пожилым возрастом у мужчин период от 60 лет до 74, а у женщин с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. А.В.Мудрик выделяет период пожилого возраста с 50 до 60 лет ,далее старость 60-70 лет и, начиная с 70 летнего возраста, долгожительство. О.В. Хухлаева принимает за нижнюю границу позднего возраста время выхода на пенсию (55-65 лет). Согласно пенсионному законодательству РФ пожилой возраст наступает для женщин в 55 лет, для мужчин в 60. О.В.Краснова предлагает использовать в качестве показателя пожилого возраста событийность человеческой жизни (наличие событий, характерных именно для данного периода). Большинство исследователей согласны с выделением возрастно-нормативного кризиса в 60-65 лет.

В настоящее время общепризнанно, что старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (Б.Г.Ананьев, О.В.Краснова, (Г.С.Сухобская, Е.ЮСолостова, О.В.Хухлаева, и др.). Большую роль в степени полноценности личностного развития пожилого человека и его социального функционирования играют общество и его социальные институты. Глобальное постарение населения ставит сложные задачи перед системами социальной защиты всего мира, решение которых в России еще более сложно из-за кризисной экономической ситуации.

Анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме старости. Отметим, что ведущим направлением в интеграции знаний о пожилом возрасте долгое время (до второй половины 90-х годов XX века) оставалась биология старения. Исследования биологических механизмов старения, профилактики преждевременного старения представлены в трудах Г.Д.Бердышева, А.А.Богомольца, ВЛ.Войтенко, М.СКанунго, А.В.Нагорного, В.В.Никитина, Н.Д. Стражеско, С.А.Танина, В.В.Фролькиса, Д.Ф.Чеботарева. Медико-биологические аспекты старения изучались Н.Ф.Дементьевой, И.Н.Давыдовским, В.М.Дильманом,

В.А.Дыскиным, О.В.Коркушко, А.В.Нагорным, А.Н.Рубакиным, В.В.Фролькисом и др., психическое здоровье пожилых изучали В.В.Ковалев, П. Г.Сметанников, Е.A.Щербина и др. В середине восьмидесятых - начале 90-х годов XX века активно изучались вопросы сохранения здоровья и физической активности в позднем возрасте (ЛА.Богданович, Ю.Г.Григоров, Г.И.Красносельский, Н.Н.Роинишвили, и др.), а также социальное положение пенсионеров (А.А.Дыскин, В.В.Никитенко, МЛ.Сонин,B.Д.Шапиро), проблемы организации и норм труда граждан старшего возраста (В.В. Неугодов, А.Л.Решетюк, Э.Г.Тучкова и др.). Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли Б.Г.Ананьев, К.Виктор, Л.Торстон, обосновавшие необходимость комплексного подхода к вопросам старения, смены биологической акцентуации на парадигму совмещения биологического и социального подходов. Эта парадигма получила свое развитие в работах К.А.Абульхановой-Славской, В.ДАльперовича, Л.И.Анцыферовой, М.Э.Елютиной, О.В.Красновой, И.П.Лотовой, Г.Д.Марцинковской, А.В .Паниной, Н.Н.Сачука, Исследователи рассматривают особенности личности стареющего человека, типы старения, методологические основы изучения старения.

В России проблема социальной защиты пожилого населения как одного из наиболее пострадавших и беззащитных слоев населения стала актуальной в 90-е годы XX века, когда и появились первые работы об особенностях социализации и адаптации людей старшего возраста (Н.В.Гудков, В.В.Куценко, С.Г.Марковкина и др.) и социальной защите пожилых людей с учетом новых условий рыночной экономики (С.В. Ровбель и др.). Анализ социально-экономических, психологических, правовых, этических аспектов социальной политики в отношении пожилых людей представлен в исследованиях О.В.Белоконя, С.А.Беличевой, И.А.Зимней, А.И.Ляшенко, И.В.Неретина, П.ДПавленка, А.М.Фирсова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шеляг, Н.Б.Шмелевой. Изучению качества жизни пожилых людей в России посвящены работы Л.А.Беляевой, Н.Н.Козловой, Т.З.Козловой, Н.И.Лапина, Б.Д.Тукумцева. В последние два-три года тема социальной помощи пожилым людям стала объектом пристального рассмотрения со стороны различных социально-гуманитарных дисциплин (Е.В.Малыхина, Л.А.Солдатова, Г.С.Сухобская, Н.Е.Ускова). Работа социальных служб изучалась такими авторами, как В.Г.Бочарова, Ю.Р.Галыгина, Н.Ф.Дементьева, А.А.Покручина, О.В.Пшеницына, М.В.Фирсова, Е.И.Холостова, В.В.Хухлина, С.А.Шеденкова, З.А.Янкова, Р.СЛцемирская, которые прямо или косвенно указывают на невысокую эффективность работы государственных социальных служб, их неспособность в нынешнем состоянии охватить все аспекты социальной политики. К настоящему моменту проанализированы общие и правовые вопросы социальной работы с пожилыми людьми (И.Г.Беленькая, В.М.Васильчиков, М.Э.Елютина, К.А.Санкова Е. К.Холостова, Р.СЯцемирская,), отдельные направления социально-педагогической работы (В.А.Фокин, Н.П.Щукина), особенности образования взрослых и пожилых людей (О.В.Агапова, ММ.Левина, В.А.Сластёнин,), психологические особенности возраста (О.В. Краснова, А.Г.Лидерс, С.Г.Максимова, О.В.Хухлаева и др.). Между тем, как показал теоретический анализ, до настоящего времени не раскрыты социально-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми в условиях полустационарных и нестационарных учреждений.

Российский пенсионер обладает рядом особенностей, связанных с его проживанием в стране переходного периода. Большую часть своей жизни он прожил при советском режиме, а собственный возрастной кризис переживает одновременно с идеологическим, социальным и экономическим кризисом в обществе. Таким образом, помимо решения собственных возрастных задач, ему необходимо приспосабливаться к новым условиям жизни, которые далеко не так благоприятны, как он ожидал. В этом ему призваны помочь социальные службы и учреждения различного типа. В силу экономической ситуации долгое время акцент в оказании помощи делался на материальное обеспечение. При этом социально-психологическая и социально-педагогическая помощь оказались на периферии внимания. В то же время сама реалия «социальные службы» является относительно новым явлением в истории нашей страны (появились в середине 80-х гт. XX века), они не имеют достаточной теоретической базы и не готовы оказывать эффективную социально-педагогическую помощь пожилым людям.

В современной геронтологии пожилым возрастом принято считать период жизни человека, наступающий после взрослости, хронологически приблизительно в 55-65 лет. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы установлено, что пожилой возраст является самоценным и самозначимым этапом развития человека, который также как период подростничества или взрослости, ставит перед человеком свои задачи развития и имеет различные варианты протекания.

Изменение психосоциального статуса в старости отличается от предыдущих прежде всего сужением круга возможностей, как физических, так и социальных; и состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. В старости у человека заостряются личностные черты и эмоциональный фон, несколько снижается уровень физических возможностей и скорости реакции, незначительно снижается качество работы познавательных процессов. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Также важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста. При этом смысл, вкладываемый в происходящие события личностью, часто является более важным, чем сами эти события.

В течение жизни человек вырабатывает свой собственный стиль приспособления к процессу социализации, который существенно влияет на то как он будет приспосабливаться к процессу старения и изменившимся психосоциальным условиям. Разные авторы (К.Рощак, Д.Бромлей, А.Качкин) выделяют от 4 до 8 типов старения, которые разделяются на две большие группы: благополучное и неблагополучное. Под благополучным старением мы понимаем удовлетворенность своей психосоциальной ситуацией, то есть положительную ее оценку индивидом при решенных задачах развития данного возраста. Психологическими условиями благополучного старения являются: внутренняя потребность быть занятым; конструктивная психологическая установка, включающая доверие к другим, оптимистическое отношение к будущему, адекватное восприятие настоящего; относительно разносторонние интересы, направленные не только на себя, но и на других; психологическая независимость; способность к личностно-психологическому творчеству; потребность и возможность в решении актуальных задач развития; наиболее значимым условием, во многом определяющем 6 предыдущих, является благополучное решение задач уже пройденных этапов жизни, то есть сформированность, приобретение положительных качеств каждого этапа.

Для социально-педагогической работы с пожилыми людьми за рубежом характерно наличие большого многообразия государственных, коммерческих и общественных организаций, тесно взаимодействующих между собой и предлагающих широкий спектр разнообразных услуг и льгот, существенно варьирующийся в зависимости от уровня, масштаба, и целей организации. Часто посетители частично или полностью оплачивают услуги организации, воспринимают ее деятельность как социально нормальное и приемлемое явление, а себя как независимых и активных ее участников. Посетители различных организаций широко вовлекаются в общественную работу, в том числе для других пожилых людей. Большую роль в работе всех видов организаций для пожилых людей играет community (община) и использование сети Интернет.

В России на данный момент социально-педагогическая работа с пожилыми людьми координируется в соответствии с единой федеральной программой «Старшее поколение», что способствует единообразию систем государственной социальной помощи во всех регионах страны. Наибольшее распространение получили Центры социального обслуживания, в состав которых входят, как правило, набор стандартных отделений: отделение срочного социального обслуживания, отделение дневного пребывания, отделение социального обслуживания на дому и иногда отделение временного проживания, отделение по работе с семьей и детьми и другие. Так как система социальной помощи пожилым людям начала развиваться относительно недавно, быт организаций часто плохо приспособлен для потребностей пенсионеров и работы учреждения, деятельность различных отделений мало скоординирована друг с другом. В связи с нехваткой денежных средств актуальна проблема «текучки» кадров и нехватки квалифицированных специалистов. Успех и эффективность работы учреждения часто зависит только от энтузиазма и желания отдельных сотрудников. Отношение пожилых людей к таким учреждениям весьма двояко: как к богадельне, куда идти стыдно, и в то же время как к месту где «все мне должны, но ничего не дают». Характерны низкая степень интеграции усилий государственных и общественных организаций при почти полном отсутствии участия со стороны частного сектора. Общественные организации, работающие с пожилыми людьми, можно условно поделить на три типа: клубные и образовательные организации, существование которых зачастую держится на энтузиазме основателя; ветеранские организации - наследие советских времен; фонды и благотворительные организации, возникшие на волне новых тенденций в постперестроечный период.

Изучение документов и положений международных организаций по проблемам старения, анализ социальной политики в отношении пожилых людей и опыта социально-педагогической помощи за рубежом позволило выявить следующие мировые тенденции в этой сфере: смещение акцента с просто гарантирования помощи пожилым людям, на утверждение их активной и независимой позиции; объединение усилий государственных, коммерческих и общественно-добровольческих структур; вовлечение пожилых людей в организацию помощи самим себе; акцентирование значимости добровольческой работы в community.

Анализ данных отечественных ученых показал, что при формировании социальной политики в России необходимо также учитывать такие особенности положения пенсионеров в современной ситуации, как: резкое понижение социального статуса и нисходящая мобильность пенсионеров, феномен социальной смерти; социально-психологическое гендерное неравенство; принятие большинством пенсионеров пассивной жизненной позиции и отвержение ими произошедших в обществе перемен. Данные обстоятельства требуют глубокой работы по формированию позитивного образа пожилого человека и особенно пожилой женщины, а также переориентирования пожилого человека на принятие ответственности за собственную жизнь и снятие потребительских установок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости//Психологический журнал РАН, том 22, № 3,2001.- с.86-99.

Греков Б.А. Психофизиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Афтореферат.мед. наук. Д., 1979.-35с

Писарев А.В. Пожилые люди в социальной структуре современной России.-Социология в целом,- М., 2001.-30с.

Фокин И.В. Педагогические модели в социальной работе с пожилыми людьми в США: Дис. канд. пед. наук : 13.00.02.- Москва, 2002.- 215 с.

Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития.//Социальное обеспечение. М., 2003, №1.-С. 12-15

Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСД999.-224с.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е.И. Зритнева, Н.А. Тимошенко

В статье представлены особенности технологий социально-педагогической работы с пожилыми гражданами : социальная реабилитация, социальная адаптация , социальная помощь и социальная защита. Раскрыты особенности организации обучения для пожилых граждан. Выявлена специфика функционирования частного дома для престарелых граждан. Рассмотрены технологии консультирования пожилых граждан в вопросах образования. Определены вопросы создания социальных программ, направленных на помощь пожилым гражданам , которые могут реализоваться волонтерами пожилого возраста. Авторами отмечено, что необходимо сохранить социальную активность пожилых граждан. Для этого разрабатываются программы социальной адаптации . Представлены стадии адаптации пожилого человека к новым социальным условиям. Выделены задачи специалиста социальной сферы по адаптации пожилых граждан к новым условиям жизнедеятельности.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Е.И. Зритнева, Н.А. Тимошенко

TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH SENIOR CITIZENS IN MODERN SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS

The article presents features of technologies of social and pedagogical work with older citizens: social rehabilitation, social adaptation , social assistance and social protection. The features of the organization of training for senior citizens are revealed. The specificity of the functioning of a private home for elderly citizens is revealed. The technologies of consulting senior citizens in education are considered. The issues of creating social programs aimed at helping older citizens, which can be implemented by volunteers, also of the elderly, have been identified. The authors noted that it is necessary to preserve the social activity of older citizens. For this, social adaptation programs are being developed. The stages of adaptation of an elderly person to new social conditions are presented. The tasks of a specialist in the social sphere for the adaptation of older citizens to new conditions of life are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

ISSN 1991-544)7. МИР НАУКИ , КУЛЬТ^^Р^!, ОБРАЗОВАН ИЯ. № И (84) SÎC):^о

Uemp. = 100 + 1)2)--145,5(1.5)

Uemp. -1-455,15 = 9,5 (-|.6)

Sulfsec^enfly toe summationof the ranl Uemp., since23 > 9.5.

Acomin^Iy, tViv -ihttrnen^^s Ua the lovel ot too 1v-eit I tt hh tt compared groups arc statisticallysignificant(p Uhmp3 , according to which the differences in the levelofthetraitinthecomparedgroupsarestatisticallysignificant(p Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажную роль при обращении клиента играет беседа социального работника с ним. Следует помнить, что вежливость, тактичность и приветливость - незаменимые качества любого профессионала, в том числе и социального работника.

Первая беседа направлена на выяснение целей клиента и получение информации о правах на получение той или иной услуги. Социальный работник должен содействовать полному изложению проблемы клиента, выслушать его и затем предлагать решения.

Консультирование клиента является одним из видов помощи в психосоциальной работе. Практически каждый специалист в области социальной работы проводит консультирование, работая с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях стресса. Оказание содействия клиенту включает информирование по интересующим вопросам; обучение навыкам и умениям, способствующим улучшению ситуации; помощь в анализе проблем, прояснении конфликтных зон и поиск решения проблемы. Работа с пожилыми и престарелыми клиентами требует еще больших усилий со стороны специалиста. Важно проявлять понимание, терпимость, сочувствие и внимание [6; 9].

Зачастую не каждый пожилой гражданин способен обратиться самостоятельно за помощью. Здесь задачи социального работника в следующем:

1. Выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в обслуживании на дому.

2. Налаживание контактов с комитетами Красного креста и другими общественными организациями с целью оказания помощи одиноким пенсионерам.

3. Выполнение разных разовых поручений (переписка с друзьями и родственниками).

4. Предоставление различных услуг (доставка продуктов питания и приготовление пищи, уборка и др.).

5. Содействие в подготовке сбора необходимых документов, социально-правовое консультирование.

Таким образом, существуют различные технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами, такие как медико-социальная реабилитация, социальная адаптация, консультирование и диагностика, все чаще внедряются новые инновационные технологии («хоспис на дому», частные дома, университеты и иные образовательные площадки для пожилых граждан), имеющие многолетний опыт в Европе. Растет число различных учреждений социального обслуживания. Вместе с тем усиливается тенденция к стремлению продолжения проживания стареющих лиц в собственных домах, остающихся активными и полноценными членами общества. Задача служб социальной помощи - внедрение социально-педагогических технологий, направленных на продление социальной активности пожилых граждан.

1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. ВестникСеверо-Кав-казского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

2. Левина Е.В. Проблема включения инновационных технологий в социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; № 4-4: 114 - 117.

3. Овсянникова Н.В. Современные технологии социальной работы с пожилыми людьми в рамках стратегии городского развития. Наука - промышленности и сервису. 2013; № 8-1: 362 - 369.

4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.

5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

6. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

7. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6: 178 - 189.

8. Татарова С.П., Затеева Н.А. Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста. Педагогический имидж. 2019; Т. 13, № 1 (42): 79 - 90.

9. Шамкова С.В. К вопросу об инновационных технологиях социальной работы с лицами пожилого возраста в Санкт-Петербурге. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 2 (37): 52 - 55.


Рубрика: 14. Социальная работа

Статья просмотрена: 35341 раз

Библиографическое описание:

Примак, Ю. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю. А. Примак, И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3179/ (дата обращения: 07.12.2020).

В социально-демографической структуре современного общества, в ряду социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя различные социально - демографические слои. Основным стратификационным признаком, позволяющим выделять эти слои является возраст человека.

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми в социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

во-вторых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.

Социальная работа с этой категорией населения должна строиться исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов.

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми.

Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе.

Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Одним из важных эффективных механизмов решения и смягчения социальных проблем граждан пожилого возраста в условиях модернизации российского общества является организация их социального обслуживания. Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сложную социально-экономическую ситуацию помогают смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они активно способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.

Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы маломобильного населения, вносит элементы улучшения качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада пожилых людей.

Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) социальной помощи на дому, 2) временного дневного пребывания, 3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы;

предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей;

предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;

оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.;

организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера;

оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра.

В центре социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания специально создаются для адаптации пожилых людей к новым условиям среди себе подобных через общение; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и укрепляет веру в себя и свою значимость для социума.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Ему может быть оказана финансовая, натуральная и юридическая помощь.

Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам

Новой формой социального обслуживания является дом сестринского ухода, или хоспис - специализированное заведение, помогающие неизлечимо больным людям своевременно получить помощь, которая облегчит их моральные и физические страдания.

Дома сестринского ухода (хосписы) обычно организуются при больницах и предназначаются для проведения курса поддерживающего лечения тяжелобольных, преимущественно пожилого и старческого возраста. Основными направлениями работы данного учреждения являются:

квалифицированный медицинский уход;

своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

медицинская реабилитация больных и престарелых;

динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

-своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что суть социальной работы с пожилыми людьми заключается, прежде всего в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.

Бондаренко И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. // И. Бондаренко - Социальная работа. - 2008. - №1.

Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш.учебн. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2002. С.-154.

Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 16.

Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. М.: ИНФР АМ.2001. С - 216.

Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. М., 1995.125 с.

Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 595.

Похожие статьи

Об организации досуга пожилых людей социальными службами

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема.

Влияние социальных инноваций на социальную безопасность.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Организация социальной работы с пожилыми людьми.

Проблема адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната является на данный момент одной из самых острых социальных проблем. Во многом это связано с тенденцией старения населения.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. Жизнь пожилых людей — это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Мордовия, социальное обслуживание, социальное обслуживание населения, пожилой возраст, учреждение, социальная поддержка, Российская Федерация, инвалид, материально-техническая база, Пенсионный фонд.

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих.

Организация социальной работы с пожилыми людьми. Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях.

Особенности досуговой деятельности пожилых людей

Организация социальной работы с пожилыми людьми. условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, социальная работа, адаптация, пожилой возраст, условие проживания, активная жизнедеятельность.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Об организации досуга пожилых людей социальными службами

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема.

Влияние социальных инноваций на социальную безопасность.

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Организация социальной работы с пожилыми людьми.

Проблема адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната является на данный момент одной из самых острых социальных проблем. Во многом это связано с тенденцией старения населения.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми.

Люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в общении, в реализации своего нерастраченного жизненного потенциала, творческих возможностей. Жизнь пожилых людей — это не только удовлетворение материальных потребностей, но и полноценное существование.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Мордовия, социальное обслуживание, социальное обслуживание населения, пожилой возраст, учреждение, социальная поддержка, Российская Федерация, инвалид, материально-техническая база, Пенсионный фонд.

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих.

Организация социальной работы с пожилыми людьми. Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях.

Особенности досуговой деятельности пожилых людей

Организация социальной работы с пожилыми людьми. условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, социальная работа, адаптация, пожилой возраст, условие проживания, активная жизнедеятельность.

Читайте также: