Социальные пенсий нетрудоспособным гражданам дипломная работа

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам

План курсовой работы

1. Понятие социальной пенсии и порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.

  • 1.1. Понятие социальной пенсии, виды и размеры и порядок назначения.
  • 1.2. Категории нетрудоспособных граждан.

2. Размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год.

  • 2.1. Размеры социальной пенсии в 2020 году в Иркутской области.

Список использованной литературы.

Введение

Хотела бы начать курсовую работу с того, что «73% населения мира не имеют никакого или очень ограниченного доступа к социальной защите, что приводит к увековечиванию крайней нищеты и лишений в жизни большинства жителей планеты. Вследствие этого актуальность моей темы заключается в том, что система социального обеспечения на данный момент как одна из категории поддержки граждан функционирует неэффективно, так как законодательство в этой области на наш взгляд лишь затрагивает поверхностные аспекты данного вопроса, в связи с экономической и политической нестабильностью.

Моя тема посвящена социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, что является одним из критериев социальной защиты и помощи тем, кто беден и уязвим, таким категориям людей как: дети, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, безработные и другие лица. Одним из важных направлений социальной модернизации является развитие механизмов социализации неблагополучных групп населения, в том числе, в первую очередь, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент я могу с уверенностью сказать, что социальная поддержка как одна из категории защиты граждан в РФ, функционирует неполноценно, а иногда и вообще не функционирует, в связи с этим я выбрала данную тему для, того чтобы разобраться на каком этапе появился конфликт интересов социальной поддержки граждан.

Так согласно статье 7 КРФ, одной из основы конституционного строя РФ, является социальная поддержка граждан, так в статье указано следующее:

  • 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Вследствие этого данная тема актуальна для рассмотрения в качестве научной работы, в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. В настоящее время, прежде всего, необходимо найти решение относительно роли государства в новой социальной политике, его функций и взаимодействия с государственными институтами. современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Цель курсовой работы – исследовать тему социальной пенсии нетрудоспособных граждан как одну из категории социальной поддержки и защиты граждан в РФ. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • 1. Провести исследование понятия социальной пенсии, а также порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.
  • 2. Рассмотреть размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год, а также произведено исследование индексации социальной пенсии по РФ.

Курсовая работа на тему: "Социальная пенсия нетрудоспособных граждан" состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе курсовой работы произведено исследование понятие социальной пенсии и порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год.

В заключении отражены основные выводы по курсовой работе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курс.соц.пенсии нетрудоспос..doc

Социальные пенсии, назначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, выплачиваются в прежнем порядке10.

2.2. Размеры социальных пенсий, условия назначения и порядок выплаты социальной пенсии

Ст. 18, Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гласит, что социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - 2 562 рубля в месяц;

2) инвалидам с детства I и II группы, инвалидам I группы, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), - 5 124 рубля в месяц;

3) инвалидам III группы - 2 177 рублей 70 копеек в месяц.

Размеры пенсий, установленные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Размеры пенсий различаются в зависимости от основания назначения пенсии, статуса обратившегося за пенсией — от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), времени и места ее наступления и получения, от потери кормильца (одного или двух родителей, одинокой матери).

Размеры социальной пенсии указанным категориям лиц рассчитываются на основе БЧ трудовой пенсии по старости или БЧ трудовой пенсии по инвалидности.

Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста11.

Социальная пенсия не исчисляется из заработка, а устанавливается и твердой сумме, дифференцированно для различных социальных категорий нетрудоспособных граждан.

В размере минимальной пенсии по старости социальная пенсия устанавливается — инвалидам I группы; инвалидам I и II групп с детства; детям-инвалидам; детям, потерявшим обоих родителей, умершей одинокой матери (детям-сиротам).

В размере 2/3 минимальной пенсии по старости — инвалидам IIгруппы (кроме инвалидов II группы с детства); детям, потерявшим одного из родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам).

В размере 1/2 минимальной пенсии по старости социальная пенсия назначается инвалидам III группы.

К социальным пенсиям начисляется только один вид надбавки — надбавка на уход. Надбавка на уход начисляется только инвалидам с детства I группы, а также детям-инвалидам.

Работающим пенсионерам, получающим социальную пенсию, пенсия выплачивается в полной сумме, без учета заработка.

Условиями назначения социальной пенсии являются: наличие российского гражданства, нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России на законных основаниях, подтвержденная в установленном порядке нетрудоспособность лиц.

Чтобы получить социальное обеспечение, необходимо предоставить документы, подтверждающие принадлежность к тем или иным категориям граждан:

а) для престарелых граждан:

- документ, подтверждающий принадлежность к малочисленным народам Севера;

-документ, подтверждающий проживание на территории РФ

б) для несовершеннолетних детей:

-документ о смерти кормильца;

-документы, подтверждающие, что умершая мать являлась одинокой;

- документы о смерти родителей;

в) для инвалидов:

-документы, подтверждающие факт инвалидности или ограничение трудоспособности.

Социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.

Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату12.

С 1 апреля 2011 года два этапа индексации социальных пенсий россиян (1 апреля и 1 июля) были совмещены в один.

В дальнейшем индексация социальных пенсий россиян будет проводиться ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год. Коэффициенты индексации определяются правительством РФ. Действие закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 года.

При индексации размера социальных пенсий будут повышены и соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других выплат, суммы которых определяются размером социальной пенсии.

Индексация с 1 апреля в 2011г. позволила повысить уровень пенсионного обеспечения 4 млн. пенсионеров, из которых около 2,8 млн. человек – получатели социальных пенсий. Так, средний размер социальной пенсии после повышения составил 5 214 рублей; средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 7 842 рубля; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 6 590 рублей.

Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составили 20 847 рублей и 20 994 рубля соответственно.

Расходы на индексацию на 10,27% размеров пенсий и других социальных выплат составляют 2,2 млрд. рублей в месяц, или 20,2 млрд. рублей до конца текущего года.

Основная задача пенсий состоит в обеспечении достойной старости. В пожилом возрасте люди, проработавшие практически всю свою жизнь, должны иметь возможность отдохнуть, пожить в свое удовольствие, не задумываясь о том, где взять деньги на еду и лекарства.

Полуяктова Н. и Гусева Т. отмечают, что в то время как наши старики решают насущные проблемы, перед нами пример европейских пенсионеров, которые имеют возможность не только безбедно существовать, но и путешествовать. То есть пенсии за рубежом, в частности в Европе, могут обеспечить такие потребности. Мы часто видим веселых, довольных жизнью людей пожилого возраста на зарубежных курортах или в различных известных местах нашей страны - европейских туристов. И каждый день мы имеем возможность сравнивать их с пенсионерами нашей страны, многие из которых вынуждены работать.

Но если некоторые пенсионеры могут работать, а те пенсионеры, которые получают социальные пенсии, не могут это делать.

По моему мнению, на социальные пенсии инвалидам Великой Отечественной войны можно более менее достойно жить, но, на те пенсии, которые получают другие категории получателей социальных пенсий очень тяжело прожить. Они нищенские. И хотелось бы, чтобы наше правительство больше внимания уделяло получателям социальных пенсий, ведь они и так обижены жизнью.

Каждый из нас рано или поздно уйдет на пенсию. Поэтому все мы задумываемся о том, как сложится наше будущее и как мы будем жить в старости. А хотелось бы так, как в Европе.

Заключение

Таким образом, рассмотрев данную тему, мы можем сделать следующие выводы.

Социальная пенсия - один из видов пенсий, назначаемых в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Согласно п. 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. По смыслу этой нормы обязательным условием назначения социальной пенсии является невозможность назначения, какой бы то ни было трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) безотносительно к размеру последней.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:

1) инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

2) лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;

3) детям - в случае потери кормильца;

4) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Право на социальную пенсию предоставлено только лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Лицам, проживающим здесь временно, такая пенсия не может быть назначена. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается.

Право на социальную пенсию установлено для 5 категорий граждан. Это:

1) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятель ности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, либо на пенсию по инвалидности в соответствии со ст. ст. 8 - 10 данного Закона;

3) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. ст. 8 и 10 данного Закона;

4) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. ст. 7 - 10 данного Закона;

5) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. ст. 7 - 10 этого же Закона.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Актуальность темы исследования. Пенсионная система в каждой стране – это важная составляющая социальной защиты населения. От эффективности этой системы зависит благополучие населения и уровень стабильности у обществе. Однако пенсионная система РФ не соответствует требованиям. Ей свойственны сложные проблемы, вызванные определенной степени недостатками действующей системы пенсионного обеспечения, несовершенством механизма ее финансирования. Степень изучения социальных и экономических вопросов функционирования и развития пенсионных систем, в том числе пенсионной системы в России, значительно отстает от потребностей современной практики, что не позволяет оперативно и конструктивно решать актуальные проблемы обеспечения социальной безопасности общества. В процессе становления рыночной экономики России наряду с политическими и экономическими целями социального государства стоит задача развития механизмов социальной защиты населения, в том числе нетрудоспособных граждан. Проблемы пенсионного обеспечения основательно исследовались представителями юридической науки, к которым относятся: Гусева Т.С., Зорькин В.Д., Игольникова В.А., Лушников А.М., Лушникова М.В. Тарусина Н.Н., Худяков А.И. и др. авторы. В связи с реформированием пенсионной системы РФ особую актуальность приобретает разработка нового подхода к пониманию и формулировки понятия объекта пенсионных правоотношений, в том числе и в случае права на социальную пенсию. Проблемы процедурных пенсионных правоотношений в пенсионной системе на сегодня малоисследованными, имеют недостаточную теоретическую основу, что негативно отражается на законодательной и правоприменительной практике. Все это обуславливает необходимость комплексного исследования понятия социальной пенсии нетрудоспособным гражданам в Российской Федерации. Целью исследования является выяснение правовой природы социальной пенсии нетрудоспособным гражданам в Российской Федерации как одной из форм социальной защиты нетрудоспособных граждан. Для достижения этой цели в процессе исследования ставились следующие задачи: 1. Раскрыть понятия и виды социальных пенсий. 2. Выявить круг лиц, имеющих право на социальные пенсии и условия назначений указанных пенсий. 3. Исследовать порядок назначения социальных пенсий. 4. Проанализировать порядок выплаты социальных пенсий. Объектом исследования являются правовые отношения по пенсионному обеспечению нетрудоспособным гражданам в пенсионной системе РФ. Предметом исследования является понятие социальной пенсии нетрудоспособным гражданам в Российской Федерации. Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы познания правовых явлений: диалектический, формально-логический, исторический методы, метод нормативно-сравнительного анализа, конкретно-социологический метод сбора, обобщения и анализа информации, системно-структурный и др. Научная новизна полученных результатов. Курсовая работа является комплексным научным исследованием проблем понятия социальной пенсии нетрудоспособным гражданам в Российской Федерации и ее правового регулирования в системе пенсионного обеспечения по РФ. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой деятельности, а также могут использоваться в учебном процессе при изучении дисциплины «Право социального обеспечения РФ», «Пенсионное право РФ» и т.п. Структура курсовой работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и соответствующих главных задач, необходимых для достижения цели. Структурно исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Социальной пенсией называется отдельный вид пенсий, предусматривающий минимальные фиксированные выплаты для тех людей, которые считаются нетрудоспособными и по определенным причинам не подходящими под критерии получения других видов денежных пособий. Такие выплаты являются для части населения, не имеющей гарантированных источников дохода, единственной материальной поддержкой. 2. Социальная пенсия в России может назначаться в нескольких случаях: по старости по потере кормильца по инвалидности. Для каждого из этих видов социальных пенсий существуют отличительные особенности (как в плане самих понятий и условий назначения, так и в плане требуемых документов). Выплаты по инвалидности предусмотрены для: инвалидов всех трех групп (здесь рассматриваются случаи отсутствия страхового стажа у человека вообще и появления инвалидности как следствия умышленного причинения вреда себе и своему здоровью или как следствия совершения противоправного деяния), детей-инвалидов. Данный вид пенсии платится даже в тех случаях, если человек выполняет трудовую деятельность и получает за нее оплату. Выплаты при потере кормильца предусмотрены для: детей младше 18 лет, лишившихся обоих или одного родителя, студентов до 23 лет, обучающихся на очном отделении, при тех же условиях. Здесь рассматриваются случаи, когда у самого кормильца отсутствует страховой стаж, и те ситуации, при которых к смерти кормильца привели умышленные противоправные действия лица, претендующего на выплаты. Данные выплаты не осуществляются, когда человек официально устраивается на работу, но могут возобновиться после его увольнения. Выплаты по старости предусмотрены для: женщин после 60 лет, мужчин после 65 лет, суммарный трудовой стаж которых составляет меньше 5 лет, женщин после 50 лет, мужчин после 55 лет, которые относятся к представителям малочисленных народов Севера. Этот вид выплат временно не производится, когда человек официально выполняет трудовую деятельность. Еще одной особенностью данных выплат является то, что как только человек «наберет» необходимый пятилетний трудовой стаж, у него появится возможность получать трудовую пенсию 3. Для того чтобы человеку была назначена социальная пенсия, необходимо соблюдение ряда условий: гражданство РФ или отсутствие гражданства, но при этом постоянное пребывание в стране (в последнем случае ограничений на получение выплат быть не должно); нетрудоспособность и принадлежность к одной из вышеперечисленных категорий; отсутствие прав на получение других пенсионных выплат, в частности трудовой пенсии; отсутствие официальной работы у граждан при достижении ими определенного возраста (остальные вышеперечисленные категории граждан могут получать социальную пенсию наряду с другими выплатами). 4. Социальная пенсия предполагает ежемесячные выплаты, причем вариант получения денег гражданин выбирает сам (можно получать ее на дому, на банковский счет или в кассе). Размер социальной пенсии устанавливает государство, учитывая величину прожиточного минимума. Каждый год 1 апреля происходит перерасчет пенсии, при котором учитывается уровень инфляции. Рост социальных пенсии в 2015 году составит 10,3%, что в денежном выражении составит приблизительно по 1 группе - 850 рублей, по 2 группе - 450 рублей, по 3 группе - 350 рублей, детям-инвалидам - 1000 рублей. В результате средний размер социальной пенсии приблизится к 8500 рублей. Повышения стоит ждать с 1 апреля, так же будут повышены и социальные выплаты (ЕДВ) на 5,5 % или в деньгах от 90 до 160 рублей. Он отметил, что индексация уже заложена в бюджете Пенсионного фонда РФ. При этом 8-8,5% будут проиндексированы за счет структуры потребительской корзины для пенсионера. Потребительская корзина увязана с прожиточным минимумом пенсионера, а этот показатель, в свою очередь, с социальной пенсией. Во исполнение закона о потребительской корзине министерство подготовило и согласовало документы, в соответствии с которыми повышается ряд социальных выплат, в том числе социальная пенсия.







Нетрудоспособные граждане – инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию по старости или инвалидности.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ:

· инвалиды, имеющие ограничение способности ктру-довой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию либо на пенсию по инвалидности;

· дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;

· граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному;

· граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

1. 100 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины):

o гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

o гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины);

o инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей. При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 руб. в месяц;

2. 100 % размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности:

o инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени;

o инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени;

o детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей;

o детям умершей одинокой матери;

o инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, – 85 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, но не менее 400 руб. в месяц.

Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в названном районе (местности).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социальных пенсий для нетрудоспособных граждан России.
Задачами курсовой работы являются:
- определение понятия социальных пенсий для нетрудоспособных граждан;
- рассмотрение видов социальных пенсий нетрудоспособным гражданам;
- характеристика социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………3
1. Понятие и виды социальных пенсий……………………………..……..5
2. Характеристика видов социальных пенсий………………………..…..10
2.1 Социальная пенсия по возрасту……………………………………….10
2.2 Социальная пенсия по инвалидности…………………………………12
2.3 Социальная пенсия по случаю потери кормильца……………………16
Заключение………………………………………………………………….19
Библиографический список……………………………………………….

Файлы: 1 файл

текст курсовой псо.doc

1. Понятие и виды социальных пенсий……………………………..……..5

2. Характеристика видов социальных пенсий………………………..…..10

2.1 Социальная пенсия по возрасту……………………………………….10

2.2 Социальная пенсия по инвалидности…………………………………12

2.3 Социальная пенсия по случаю потери кормильца……………………16

Библиографический список………………………………………………. 21

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века, когда в Германии были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидов и старости. На рубеже веков аналогичное законодательство появилось и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) 1 .

Указанные законы имели ограниченную сферу действия, устанавливали крайне низкие размеры выплат, но они заложили основу для создания государственной системы социального обеспечения. С тех пор она развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.

В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Для таких категорий граждан был издан Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который призван защищать население.

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.

В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 2 , социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, граждан, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Тема курсовой работы актуальна, поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по различным причинам оставшихся без средств к существованию.

Целью работы является изучение социальных пенсий для нетрудоспособных граждан России.

Задачами курсовой работы являются:

- определение понятия социальных пенсий для нетрудоспособных граждан;

- рассмотрение видов социальных пенсий нетрудоспособным гражданам;

- характеристика социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания; используются также следующие частнонаучные методы: формально-логический, системный, конкретно-социологических исследований и прочие методы научного познания.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Понятие и виды социальных пенсий

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существова нию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе 3 .

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам. Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии. В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

- с достижением установленного законом возраста;

Социальная пенсия - это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями:

- Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 4 , либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 5 ;

- Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона; Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7-10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»;

- Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями того же Федерального закона.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения им оплачиваемой работы.

Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Особый порядок подачи заявления о назначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы России и не имеющих в России регистрацию по месту жительства или пребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не в территориальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России 6 .

Заявление о назначении пенсии может подаваться в любое время после приобретения права на пенсию. При этом заявлении о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления у гражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию. Например, женщина достигает возраста 55 лет 25 мая 2012 г., следовательно, подать заявление о назначении пенсии по старости она может в любой день, начиная с 25 апреля 2003 г. и если она обратится за пенсией до дня достижения 55 лет, включительно, то пенсия ей будет назначена со дня возникновения права на пенсию, т.е. с 25 мая 2012г.

Если гражданин, приобретает право на пенсию в период нахождения в местах лишения свободы, то он может подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Если право на пенсию приобретает несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо (пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, социальная пенсия), то заявление о назначении пенсии подается по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). А если законным представителем является соответствующее учреждение, в котором он пребывает (например, дом-интернат для умственно-отсталых детей), то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения этого учреждения.

К заявлению, в зависимости от категории обратившегося гражданина за социальной пенсией, должны быть приложены следующие документы:

- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

- подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера;

- об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

- о смерти кормильца;

- о смерти другого родителя;

- подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:

- подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;

- удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

- о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

- о причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью;

- об умышленном уголовно наказуемом деянии или умышленном нанесении ущерба своему здоровью 7 .

При этом возможен прием заявления без полного комплекта необходимых документов. Дается 3-х месячный срок для доноса недостающих документов и если все документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца, то пенсия будет назначена с даты подачи заявления, но не ранее, чем с даты возникновения права на пенсию.

2. Характеристика видов социальных пенсий

2.1 Социальная пенсия по возрасту

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам социальная пенсия назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию.

Социальная пенсия по возрасту согласно ст. 11 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет).

К коренным малочисленным народам Севера (далее - малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» 8 ). Единый перечень малочисленных народов утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста, (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Читайте также: