Соотношение работающих к пенсионерам в беларуси

На начало этого года на 1 тысячу белорусов трудоспособного возраста приходилось 748 нетрудоспособных. При этом большую часть нетрудоспособных составляли пенсионеры. Демографы уверены, что это нормальная ситуация для нашей структуры населения. Однако, чтобы дела пошли лучше, количество детей и молодежи среди нетрудоспособного населения должно быть больше, чем пенсионеров.


Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Самым благоприятным временем для демографической нагрузки было начало 2000-х

В свежем сборнике Белстата «Демографический ежегодник Республики Беларусь» опубликованы коэффициенты демографической нагрузки. Речь идет о том, как много у нас людей нетрудоспособного возраста приходится на тысячу человек трудоспособного возраста. Цифра впечатляет. На начало 2018 года это 748 нетрудоспособных на 1 тысячу трудоспособных. Причем большинство из них — 438 человек — пенсионеры.

С 1959 года тенденция была другой: среди нетрудоспособных всегда было больше детей. Ситуация изменилась в 1999 году, когда количество пенсионеров превысило количество детей. Тогда на 1 тысячу трудоспособных приходился 371 ребенок и 375 пенсионеров. С тех пор в Беларуси в структуре нетрудоспособного населения было больше пенсионеров.

Анастасия Боброва, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, рассказывает, что с 1959 года самым благоприятным периодом в плане демографической нагрузки на трудоспособное население были 2007−2009 годы. Тогда на 1 тысячу трудоспособных приходилось 615−617 нетрудоспособных.


Фото с сайта pixabay.com

На начало 2018 года демографическая нагрузка была практически такая же, как и в годы бэби-бума — 1986−1990-е. В то время в разрезе нагрузки на трудоспособное население количество детей превышало число пенсионеров.

— Бэби-бум возник благодаря тому, что ввели дополнительные стимулирующие меры: увеличили срок декретного отпуска, немного подняли размер пособий. Это дало прирост населения в отношении рождаемости, — рассказывает эксперт.

По ее словам, временные скачки рождаемости приводят к тому, что дети вырастают, становятся трудоспособными, а затем растет число пенсионеров. В этом плане задача демографической политики — выравнять все эти моменты, чтобы количество детей увеличивалось постоянно, а не эпизодически.

Среди пенсионеров нужно продвигать активное долголетие

Количество пенсионеров в структуре нетрудоспособного населения будет расти.

— Это закономерная тенденция, исходя из нашей демографической структуры. И тенденция в ближайшие годы не переломится, — уверена Анастасия Боброва.


Фото: Reuters

По ее словам, учитывая такие перспективы, уже сейчас нужно готовить большее количество социальных работников и психологов, чтобы они могли помогать пенсионерам. Также нужны геронтологи, которые изучают различные аспекты старения.

— Нужно продвигать активное долголетие, чтобы люди выходили на пенсию, но у них было нормальное здоровье и интерес к жизни. Чтобы они не только сидели на даче и растили внуков, а продолжали жить, — говорит она.

Как решить проблемы с демографической нагрузкой?

Решить сложившуюся ситуацию, по мнению эксперта, можно.

Во-первых, сокращение демографической нагрузки на трудоспособное население произойдет за счет увеличения пенсионного возраста. В Беларуси с 1 января 2017 года пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев. В результате реформы с 1 января 2022 года мужчины будут выходить на заслуженный отдых по достижении 63 лет, а женщины — 58 лет.

Во-вторых, нужно работать над сокращением уровня смертности мужчин трудоспособного возраста на селе. В 2017 году ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси в целом составила 74,4 года: мужчин — 69,3 года, а женщин — 79,2 года.


Фото: Reuters

— Мужчины в принципе в Беларуси живут меньше, чем женщины, а трудоспособные мужчины на селе — вообще лидеры по смертности. Чем меньше мужчин в таком возрасте будет умирать, тем меньше будет демографическая нагрузка, — говорит Анастасия Боброва.

В-третьих, нужно увеличить рождаемость в городе.

— На селе рождаемость еще более-менее нормального уровня. Ее суммарный коэффициент в два раза выше, чем в городе. Стимулировать рождаемость можно за счет расширения доступа к образовательным услугам. Речь идет об увеличении количества яслей, групп допобразования, чтобы за детьми присматривали, а мамы могли выходить на работу. Также нужно более активно привлекать отцов к воспитанию и уходу за детьми. Об этом все постоянно говорят, но подвижек пока мало.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

  • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
  • которые достигли пенсионного возраста;
  • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размеры трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту
456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)260,82 (64,53 + 196,29)260,29 (64,03 + 196,29)
257,96 (61,70 + 196,26)
245,12 (59,97 + 185,15)
243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 48,4048,02
46,28
44,98
43,47
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 64,5364,03
61,70
59,97
57,96

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Что говорит закон?

  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
  • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

С какого возраста выходят на пенсию?

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2020 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

На что влияет страховой стаж?

Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.


Белстат представил данные, посвященные занятым в национальной экономике. Приведенная статистика демонстрирует картину, сложившуюся на начало года, и еще не отражает всех последствий кризисных явлений, затронувших белорусскую экономику в I квартале.
Мы восполним этот пробел и обратим ваше внимание на тревожные сигналы в статистике занятости, которые уже начинают поступать со всех сторон.

В каких отраслях работает половина белорусов

По состоянию на 1 января 2020 г. в национальной экономике было занято 4330,1 тыс. человек, что на 0,18% меньше, чем в начале 2019 года. Если сравнить это значение с общей численностью населения нашей страны, то получится, что в экономике занято только 46% населения.

Отраслевая структура занятости характеризуется более высокой долей работающих в сфере услуг. По итогам 2019 года она составила 61,2%.

В разрезе отдельных отраслей больше всего белорусов работает в:

  • промышленности (23,6% от общего количества);
  • оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов (14,6%);
  • сельском, лесном и рыбном хозяйстве (9%).

Только на три эти отрасли приходится 47,2% от общего количества населения, занятого в национальной экономике.

Удельный вес занятых в сфере образования (10,4%) оказался больше, чем в здравоохранении и оказании социальных услуг (7,6%).

Частные, но не совсем

Не менее интересно распределение работников по предприятиям различной формы собственности. 39,4% всех занятых в экономике белорусов работают на госпредприятиях. Соответственно 60,6% остальных – в организациях частной и иностранной форм собственности.


Однако нужно учесть, что у 18,2% занятых работодателями выступают юридические лица, которые хоть и не являются государственными, но функционируют с участием государства.

Это могут быть акционерные общества, которые хоть и являются формально частными, фактически же находятся под контролем государства, как, например, ОАО «МАПИД» (доля государства в уставном фонде – 92,2%). А могут быть и такими, как ОАО «Элема», где доля государства составляет 16,78% и не мешает предприятию полноценно развиваться как частному бизнесу.

Однако если сравнить представленные данные с 2016 годом (см. табл.), видно, что доля государственных предприятий и частных с долей государства сократилась: с 40,2 до 39,4% и с 20,8 до 18,2% соответственно.

Это подтверждается и данными по госсектору, которые мы приводили в статье «Неожиданная статистика по госсектору» («ЭГ» № 19 от 13.03.2020). В 2019 году предприятий госсектора стало меньше на 117 по сравнению с 2018 годом, а их общая среднесписочная численность работников снизилась на 48,5 тыс. человек.

Если посмотреть на динамику по отраслям, можно посчитать, что больше всего людей потеряли промышленность (15,5 тыс. чел.), сельское хозяйство (13,8 тыс. чел.) и строительство (9 тыс. чел.).

То есть в общем госсектор не создает новых рабочих мест, наоборот, численность занятых на государственных предприятиях из года в год сокращается.

И это в предыдущие годы, в целом неплохие для белорусской экономики, когда ВВП демонстрировал ежегодный рост, кредитные ресурсы дешевели по мере снижения ставки рефинансирования, а белорусский рубль оставался стабильным.

Гендерный и возрастной следы в статистике по занятости


Любопытна статистика, отражающая распределение занятых по полу.

Самыми «женскими» сферами занятости (удельный вес женщин в общем количестве занятых – 70% и выше) стали:

  • общественное питание и услуги по временному проживанию (71,1%);
  • финансовая и страховая деятельность (75,2%);
  • образование (81,3%);
  • здравоохранение и социальные услуги (85,6%).

А вот сфер, где преобладали бы мужчины (с их удельным весом 70% и выше), немного. Единственная ярко выраженная «мужская» отрасль – строительство, где из 10 работников 8 являются мужчинами.

Традиционно много мужчин работает в сферах сельского, лесного и рыбного хозяйств (60,8%), транспорта (64,2%). Из представленной ниже инфографики можно также выделить сферы, в которых наблюдается более-менее равное соотношение обоих полов.

Интересно, что у женщин, как правило, более высокий уровень образования, чем у мужчин. Если 39,2% женщин, занятых в экономике, имели высшее образование, то среди мужчин таких работников только 27%.

Женщины превосходят мужчин и по доле работников со средним специальным образованием: 27,2% у женщин и 19% у мужчин. А вот по профессионально-техническому об­разованию мужчин уже больше – 36,2 и 20,9% соответственно.

Снижение зарплат как признак надвигающегося кризиса

Спецвыпуск Белстата не содержит детализированной статистики по динамике заработной платы. А данные эти не очень радуют.

Дело в том, что по сравнению с данными за IV квартал 2019 г. уже наблюдается сокращение фонда оплаты труда по большинству отраслей экономики.

Наиболее заметное снижение зарплат наблюдается в:

– производстве продуктов питания, напитков и табачных изделий (-9,23%);

– производстве химических продуктов (-7,98%);

– туристической деятельности (-9,5%);

– почтовой и курьерской деятельности (-11%);

– предоставлении услуг парикмахерскими и салонами красоты (-8%).

Однако заработки упали не у всех, в некоторых сферах они даже выросли.

Например, увеличился размер сред­ней начисленной зарплаты в сферах информационных технологий (+24,37%) и финансовых услуг (+20,92%).

Можно предположить, что повышение зарплат в этих сферах связано со стремлением нанимателей компенсировать работникам снижение доходов в долларовом эквиваленте из-за падения национальной валюты в I квартале 2020 г.

Зарплаты упали. Что в этом хорошего?

Несмотря на то что снижение зарплат при ускоряющейся инфляции не способствует росту доходов населения, происходящее сейчас в долгосрочном плане пойдет на пользу национальной экономике. Сокращается разрыв между ростом производительности труда и зарплат, нездоровый эффект которого мы наблюдали в прошлые годы.

Долгосрочно это усилит запас финансовой прочности предприятий, даст шанс выйти на операционную безубыточность даже в условиях сокращения доходов под влиянием неблагоприятых экономических факторов.

Прямо сейчас на относительно благополучных предприятиях это позволит меньше увольнять, сохранять рабочие места. А отдельные организации урезание фонда оплаты труда просто спасет от банкротства.

Однако государство очень беспокоит снижение доходов населения. Как мы писали ранее, 16 апреля 2020 г. Совмин принял постановление № 234, в соответствии с которым государственным предприятиям разрешено повышать зарплаты работникам без привязки к производительности труда.

В период сокращения доходов, роста кредитной нагрузки, образования значительных курсовых разниц сохранение старого размера заработных плат при прежней численности работников будет самоубийственной политикой для многих предприятий государственного сектора экономики.

Субъектам хозяйствования придется выбирать: или рост зарплат, или сохранение численности. Усидеть на обоих стульях в текущих обстоятельствах получится вряд ли.

В любом случае рынок труда будет штормить вне зависимости от того, к какому сектору относится предприятие, – государственному или частному.

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»

Фонд соцзащиты населения столкнулся с большими проблемами. Уже скоро может потребоваться новое повышение пенсионного возраста.

В мае на пенсионном учете в Беларуси состояли 2,515 млн человек. Средний размер назначенных пенсий составил всего 433,3 BYN. По сравнению со средней зарплатой средняя пенсия достигла лишь 35,3%.

Напомним, на 2020 год правительство ставит задачу, чтобы довести соотношение пенсий и зарплат к 40%. Аналогичные задачи были и в предыдущие годы, но всякий раз мешало это сделать: то бурный рост зарплат, то затяжной кризис.

Почему в Беларуси такие низкие пенсии и что с ними будет дальше?

Начнем с азов. В Беларуси до сих пор работает солидарная система выплаты пенсий. Это значит, что пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из текущих зарплат работников. Чем больше работников и чем меньше пенсионеров, тем выше размер пенсий.

Солидарная система хорошо работает в молодых обществах с высокой рождаемостью. Сейчас к таким обществам относятся бедные страны Африки и Азии. Там практически каждое поколение оказывается больше предыдущего, что позволяет не тревожиться насчет выплат пенсионерам.

В Европе дела обстоят не так: здесь рождаемость давно ниже уровня естественного воспроизводства поколений (меньше 2,15 детей на женщину), а продолжительность жизни растет. Поэтому соотношение пенсионеров и работников постепенно меняется в пользу первых.

Европейцы выработали ответ — накопительную (страховую) пенсионную систему. В этой системе каждый человек копит на свою пенсию самостоятельно, а не надеется, что его пенсию выплатят за счет зарплат более молодых.

Так как Беларусь сохраняет солидарную систему, власти вынужденно идут на непопулярные меры — повышение пенсионного возраста. Этот процесс начался в 2017 году и завершится к . В результате пенсионный возраст для мужчин достигнет 63 года (было 60 лет), для женщин — 58 лет (было 55).

Также до 2025 года будет возрастать минимальный страховой стаж, который нужен для оформления пенсии по возрасту. Этот стаж достигнет отметки 20 лет.

Достаточно ли этих мер со стороны государства?

Абсолютное большинство пенсий в стране выплачивается из бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Исключение составляют силовики, которые не делают взносов в ФСЗН.

На выплату пенсий идут отчисления из фонда оплаты труда. Обычно это 34% от нанимателя и 1% от работника. За работника эти взносы в обоих случаях перечисляет работодатель, но по факту взносы существенно уменьшают возможную зарплату.

Упрощенный пример: фонд оплаты труда равен 1 000 BYN, в ФСЗН идет 35% от этой величины — 350 BYN. Значит начисленная зарплата составит 650 BYN. Потом из этой зарплаты вычитают подоходный налог (13%) и получается зарплата на руки в размере 565,5 BYN. Таким образом, из 1 000 BYN государство забирает 434,5 BYN.

В 2020 году взносы из оплаты труда наемных работников запланированы в объеме 14,977 млрд BYN. Это 87,1% всех доходов бюджета ФСЗН на текущий год.

Но одновременно плановые расходы ФСЗН в составляют 16,965 млрд BYN. Выходит, что разницу надо из покрывать. Этим источником уже несколько лет служит республиканский бюджет.

Несмотря на увеличение пенсионного возраста, в предусмотрены рекордные отчисления из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН — 1,963 млрд BYN.

Между тем, кризиса и республиканский бюджет, и бюджет ФСЗН исполняются с большим скрипом. В мае доходы республиканского бюджета сократились на 40,1%.

Доходы бюджета ФСЗН в мае увеличились на 2,1%, а расходы — на 5,4%. Впервые за долгое время доходы ФСЗН снизились в реальном выражении (с учетом инфляции).

В случае с республиканским бюджетом падение объясняется недостачей экспортных пошлин и НДС на фоне кризиса в мировой и белорусской экономике. Бюджет ФСЗН страдает от сжатия фондов оплаты труда: предприятия переходят на неполную занятость, а то и вовсе увольняют работников — в итоге падают отчисления на пенсии.

Каков главный вывод из всего написанного?

Если власти будут держаться за солидарную пенсионную систему и не развивать накопительную, то с каждым годом пенсии будут все больше терять относительно зарплат. Чтобы удерживать баланс, в ближайшее время власти с высокой вероятностью объявят о новом повышении пенсионного возраста.

Некоторый задел для повышения имеется. Основные получатели пенсий в Беларуси — это женщины. Поэтому в «мягком» варианте им могут повысить пенсионный возраст до мужского (63 года). В «жестком» варианте возраст выхода на пенсию повысится для обоих полов (например, до 65 лет). Оправдание этому уже есть: в Евросоюзе пенсионный возраст давно выше (65–67 лет).

Конечно, белорусам не перестанут платить пенсии. Но пока в стране работает только солидарная система, размер этих пенсий будет деградировать. Жить на такие деньги можно лишь жестко ограничивая себя в любых тратах.

В Республике Беларусь действует распределительная система — все средства используются для выплат пенсионерам. За каждого работника организации отчисляют налог — 35 %. Пенсия в Беларуси зависит от стажа (в 2019 — минимум 17 лет), бюджета прожиточного минимума (БПМ) и средней зарплаты. Государственные пособия может получать любой нетрудоспособный гражданин.


Минск, Беларусь

Пенсионный возраст в Беларуси

Гражданин становится пенсионером при достижении установленного возраста, проработав официально требуемое количество лет. В Беларуси, как и во многих других странах, проводится реформа, увеличивающая в соответствии с графиком возраст выхода на заслуженный отдых. В 2020 г. он возрастет на два года и составит:

  • 62 — мужчины;
  • 57 — женщины.

В 2022 г. — 63 и 58 соответственно. Если гражданин, достигший установленного возраста по дате рождения, обратится позже, то пенсию установят по году обращения. Причиной реформы послужила демографическая ситуация:

  • старение нации: на 100 человек трудоспособного населения — 22-23 пожилых;
  • увеличение среднего возраста работающих;
  • уменьшение количества новорожденных.

Минимальная, средняя и максимальная пенсия в Беларуси

Сумму выплаты по возрасту рассчитывают, исходя из размера среднего заработка (55 % и выше) и минимальной пенсии (утверждается). МП зависит от финансовых возможностей ФСЗН, состояния экономики, роста инфляции. В 2019 году производятся следующие выплаты:

  1. Минимальная: 25 % от БПМ. С 1 ноября 2019 г. — 57,96 белорусских рублей (27,4 доллара). Для ее получения нужно 17 лет страхового стажа. Предоставляется доплата — 20 % от средней зарплаты по стране. Всего: 243,11.
  2. Средняя: трудовая — 431,8, по возрасту — 446,1. Отличается по регионам: самая высокая — в Минске, ниже всего — в Брестской области.
  3. Максимальная: 674,31 при стаже 40 (45) лет и без учета надбавок.

Важное от BBQcash: к 2025 г. человеку необходимо получить страховой стаж — минимум 20 лет.

Для оформления пенсии собирают требуемые документы и передают в органы соцзащиты.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

  • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
  • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
  • условно-накопительная — взносы на страхование.

Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

  • трудовые — фонд соцзащиты;
  • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
  • по инвалидности — обязательное страхование;
  • социальные — бюджет.

Ежегодно происходит индексация пенсий, что защищает их от инфляции.

Виды пенсий

В Беларуси в ФСЗН наниматели отчисляют средства за каждого сотрудника,зависящие от фонда зарплаты:

  • ПФ: 28 %;
  • социальное страховое обеспечение: 6 %.

Работник перечисляет 1 % от своей зарплаты в ПФ. Трудовые пенсии:

  1. По возрасту — назначают пожизненно по законодательству. Основное условие – необходимый страховой стаж.
  2. За выслугу лет — получают ряд граждан, у которых нет досрочной профессиональной пенсии.
  3. По инвалидности — не зависит от причины получения группы, если имеется необходимый стаж в момент обращения. Могут назначить переосвидетельствование на предмет восстановления работоспособности.
  4. Потеря кормильца — выплачивают нетрудоспособным лицам, если умерший отработал положенное время.
  5. За заслуги перед страной — обладатели званий и наград.

Люди,у которых недостаточно стажа,с инвалидностью, могут получать социальные пособия. Их размер зависит от категории и определяется в процентах от БПМ. Назначается на пять лет позже введенного возраста.

Важное от BBQcash: для отдельных категорий существуют надбавки на уход.

Особый вид — военная пенсия. Ее получают в 45 лет после 20 лет службы. Повышение возраста касается и этой категории людей — 48 к 2033 г. При соблюдении этих условий выплачивают минимум — 50 % от денежного довольствия, за каждый дополнительный год службы прибавится — по 3 %. С 1.09.2017 пенсии повышались поэтапно с помощью корректирующих коэффициентов, с 1.07.2019 — равно 1.

При переезде из Беларуси выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед по любому виду. В других странах ее назначают согласно заключенным соглашениям между государствами. Существует возможность получать пенсию переводом на банковский счет.

Льготы для пенсионеров в Беларуси

Для защиты социально уязвимой части населения — пенсионеров предусмотрен ряд мер государственной поддержки:

  • период дачного сезона — билеты за 50 % от цены в пригородном транспорте;
  • человек, проживающий один, — уменьшение суммы оплаты ЖКХ;
  • не требуется платить налог на недвижимость;
  • государственная пошлина в нотариальной конторе — 50 % от суммы.

Инвалидам представляются дополнительные скидки:

  • лекарства — 10 % от стоимости при наличии рецепта и покупки в госаптеке;
  • протезирование осуществляют бесплатно из недорогостоящих материалов в гос.клинике;
  • оплата за жилые помещения,за использованиенеобходимогомед.оборудования — скидка 50 %;
  • предоставление санаторного лечения по показаниям — бесплатно;
  • уменьшение транспортного налога.

Предусмотрены доплаты неработающим пенсионерам старше:

  • 75 — 43,47 руб.;
  • 80 — 57,96.

Дополнительные льготы — для ветеранов войны, героев труда, сотрудников прокуратуры и органов МВД.

Досрочная пенсия в Беларуси: нюансы и особенности

Для получения досрочной профессиональной пенсии необходимо достигнуть определенного возраста, иметь некоторый общий стаж и проработать какое-то количество лет в конкретной области.

Мужчины, задействованные в работах под землей или работавшие в особо вредных и тяжелых условиях (список 1), — на 10 лет раньше, при стаже — 20 (10 — профессиональный).

На 5 лет меньше трудятся мужчины:

  • на должностях из списка 2: 12,5 (общий 25);
  • трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, водители пассажирского транспорта в городе, работники экспедиций, участвующих в изыскательных работах: 20 при общем — 25.

Женщины получат пенсию на 5 лет раньше, если работали:

  • водителями пассажирского транспорта в городе — 15, а всего — 20;
  • на текстильном производстве (список), животноводами и свиноводами, доярками — 20.

В независимости от пола требования предъявляются только к профстажу:

  • горные работы по добыче полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (из определенного списка) — 25;
  • ведущие профессии (горнорабочие, забойщики, машинисты) — 20.

Если человек продолжит трудиться на своем месте, то досрочную пенсию по профессии он не получит.

Важное от BBQcash: для льготников предусмотрено такое же поэтапное увеличение возраста.

Женщинам стаж требуется на 5 лет меньше. Ряд категорий населения для получения пенсии имеет льготные основания. Уменьшается возраст на 10 лет — лилипутами карликам при стаже 20 (15).

Снижается на 5 лет для категорий:

  • инвалиды с детства и вследствие ранения на военной службе — если проработали 25 (20);
  • отец, воспитывающий ребенка-инвалида 8 лет и более, если мать не получила пенсию по этому основанию или она умерла: стаж — 25;
  • мать такого же ребенка или военнослужащего, погибшего во время службы: 20;
  • многодетные матери (5 и более): стаж 15 и четвертый ребенок в момент обращения старше 8.

Проработав в сельском хозяйстве 10 лет, многодетные матери, воспитывающие детей до 16, имеют право на пенсию. Не нужно ждать возраста. Досрочно могут оформить пенсию:

  • врачи, педагоги — при стаже 30 (25);
  • граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации,неимеющиевозможноститрудоустроиться заново, — на 2 года раньше;
  • безработные — за год, если они получили этот статус и не нашли работу в течение 52 недель.

Сокращенным гражданам досрочная пенсия не назначается.

Повышение пенсии и пенсионного возраста: последние новости

Законодательство в Беларуси постоянно изменяется: с 1992 по 2018 г. в основной закон «О пенсионном обеспечении» было внесено 34 дополнения и изменений.

Программа пенсионной реформы предусматривает, что повышается не только возраст, но и минимальный стаж.

Важное от BBQcash: учеба в ВУЗах не учитывается. После 45 (40) лет стаж не влияет на расчет.

Постановлением Минтруда и соцзащиты БПМ увеличен с 1 ноября 2019 г. В соответствии этим возрастают минимальные трудовые и социальные пенсии. Увеличение БПМ — 0,4% или 92 коп. Будет действовать до 31 января 2020 г.

Если гражданин продолжает работать, то может существенно изменить размер будущей пенсии, отказавшись от ее получения. За 5 лет она возрастет в 1,5-1,8 раза за счет увеличения заработка, от которого исчисляется пенсия.

Имеется возможность изменить размер пенсии за счет накопительной. Этот вид добровольный — зависит от самого человека, откладывающего средства на специальный счет самостоятельно.

Пенсионеры второй понедельник подряд выходят на акции протеста и проходятся по Минску. Сегодня такие марши прошли и в областных центрах. Одни говорят про небольшие пенсии, другие уточняют, что выплаты хоть и небольшие, но «дело не в пенсии, наше поколение привело Лукашенко к власти, за это мы чувствуем вину перед своими детьми и внуками». По размеру средних пенсий Беларусь уступает почти всем соседним странам, особенно заметно — Польше и Прибалтийским странам. Журналисты посмотрели, сколько пенсионеров проживает в Беларуси, какие у них средние пенсии и как они изменились в долларовом эквиваленте с 2010 года.


Фото: Алексей ТОМАШЕВСКИЙ

В августе в Беларуси насчитывалось 2 миллиона 491,4 тысячи пенсионеров. Их число сокращается четвертый год подряд. В 2016-м в нашей стране насчитывалось 2 миллиона 619 тысяч человек, следует из данных Белстата. После этого их число ежегодно сокращается, в том числе из-за повышения пенсионного возраста, пишет tut.by.

Для сравнения: в 2010-м в Беларуси было 2 миллиона 469 тысяч пенсионеров.

Средний размер назначенных пенсий в прошлом августе составил 458 рублей. Это около 183 долларов по среднему курсу доллара, по данным Нацбанка.

За последние 10 лет выше всего средняя пенсия в долларовом эквиваленте была в 2014 году — 259 долларов.

В Беларуси не первый год хотят поднять среднюю пенсию по возрасту до 40% от средней зарплаты по стране. Это удавалось сделать только в отдельные месяцы. В августе этот показатель составил 37,1%.

Число работающих пенсионеров сокращается уже третий год подряд. Если в 2016 году их насчитывалось 666 тысяч, то в прошлом — 634 тысячи. Отчасти это связано с постепенным повышением пенсионного возраста. Сейчас он для мужчин составляет 62 года, а для женщин — 57 лет.

В 2022 году возраст выхода на заслуженный отдых составит 63 года и 58 лет соответственно. Не исключено, что после этого будет новая реформа по очередному повышению пенсионного возраста. Среди возможных вариантов, который ранее обсуждался, — выровнять его для обоих полов.

Читайте intex-press.by

Самое популярное

01.12.2020 Сокращение работников и огромные складские запасы. Что происходит в экономике Барановичей

03.12.2020 Барановичский бизнесмен выставил на продажу свою гостиницу

04.12.2020 Активистка из Барановичей: «Даже «ябатьки» понимают – власть скорее лишит пенсии, чем ОМОН зарплаты»

05.12.2020 Огромный БЧБ-флаг вывесили в Барановичах на многоэтажке. Фотофакт

Самое популярное

Сокращение работников и огромные складские запасы. Что происходит в экономике Барановичей

Барановичский бизнесмен выставил на продажу свою гостиницу

Активистка из Барановичей: «Даже «ябатьки» понимают – власть скорее лишит пенсии, чем ОМОН зарплаты»

Огромный БЧБ-флаг вывесили в Барановичах на многоэтажке. Фотофакт

Читать также


Лукашенко об экономике: Строить слишком жесткие планы на следующий год было бы опрометчиво


Эксперты Нацбанка: Проиграют все, кто получает основной доход в рублях и хранит деньги в национальной валюте


Кризис доверия. Все больше белорусов хранят деньги в валюте и наличными


С середины декабря белорусы будут больше платить за письма, посылки и стационарные телефоны


Политический аналитик: В ближайшие месяцы в лучшем случае — стагнация, в худшем — обвал


Эксперт спрогнозировал, с каким курсом доллара белорусы встретят Новый год


Премьер-министр обещает за пять лет создать в Беларуси новую экономику


Премьер-министр: Для сохранения стабильности предстоит переформатировать пенсионную систему в Беларуси

Комментарии


Многие за такую зарплату работают в стране, как у них пенсия….

© 2020 ИП Янукевич Владимир Александрович УНП200712499 16+


Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам? Всегда ли можно на нее рассчитывать?

В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью не выплачиваются доплаты к пенсиям пенсионерам, достигшим 75 (80) лет, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь, и ежемесячные доплаты, установленные отдельным категориям неработающих получателей в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора.

Ч. 1 ст. 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что пенсии выплачиваются без учета получаемого пенсионером заработка (дохода). Но при этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы в республике (что соответствует индивидуальному коэффициенту заработка 1,30000), в период работы либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением занятости непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях), не выплачивается. Выплата в полном размере будет производиться со дня, следующего за днем увольнения пенсионера или исключения его из единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если же пенсия исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка менее или равного 1,30000, то она выплачивается в период работы (в том числе при занятости на работе на условиях неполного рабочего времени, по гражданско-правовому договору) или в период, когда пенсионер является индивидуальным предпринимателем, в полном размере.

Не выплачиваются в период работы пенсии по возрасту, назначенные досрочно в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» до достижения общеустановленного пенсионного возраста или приобретения права на пенсию по другим основаниям.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью приостанавливается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Также не выплачиваются пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам.


Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?

При приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в пятидневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке с работодателей.

Пенсионер также обязан извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. При этом следует обратить внимание, что на работодателя возложена обязанность об извещении только о приеме на работу пенсионера, а документы об увольнении гражданин самостоятельно предоставляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Впрочем, организация тоже вправе направить эти сведения в адрес управления социальной защиты.

Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.

К неработающим получателям пенсий в данном случае относятся лица, получающие пенсии, но при этом не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения 75 или 80 лет. Лицам, достигшим 75 лет, устанавливается доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту. Тем, кому исполнилось 80 лет, — 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Иванов Н. П., родившийся 5 июля 1945 года, достиг 75 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту, составляющей на этот момент 64,03 рубля — это будет 48,02 рубля.


Многие пенсионеры ошибочно считают, что по достижении 80 лет к доплате в размере 75 % добавляется доплата в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Это не так, доплаты не суммируются, просто по достижении 80 лет размер выплаты увеличивается с 75 до 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Петров Н. П., родившийся 5 июля 1940 года, достиг 80 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере не 48,02 рубля, а 64,03 рубля, то есть 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Таким образом, она будет увеличена на 17,75 рубля.

Стоит учитывать, что в период работы или предпринимательской деятельности данные доплаты к пенсии не выплачиваются. Тем не менее пенсионерам, достигшим 80 лет (независимо от того, работают они или нет) на основании норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (на сегодня это 32,02 рубля), которая выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения пенсионером 80 лет.

Инвалидам I группы к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, в связи с чем по достижении ими 80 лет к пенсии не будет установлена надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту как лицу, достигшему 80 лет. Это связано с тем, что при наличии права на надбавку на уход по различным основаниям она начисляется по одному (наиболее выгодному) основанию.

К слову, права на надбавку получателям пенсий, достигшим 75 и 80 лет, не имеют лица, находящиеся в местах лишения свободы либо на государственном обеспечении и проживающие в государственных стационарных организациях социального обслуживания.

Читайте также: