Стаж работы для пенсии при работе в союзных республиках

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Ответы на вопросы, возникающие при проведении

оценки пенсионных прав застрахованных лиц

1. Какими документами подтверждается работа за границей в российских (советских) и иностранных организациях?

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2002 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж засчитывается любая работа в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации.

Периоды работы за границей в российских (советских) организациях подтверждаются записями в трудовых книжках или справками о работе, выданными теми организациями, в которых протекала работа или направляющими их на работу.

В случаях, когда работа проходила по найму на иностранных предприятиях (в том числе частных) и в организациях трудовой стаж подтверждается по документам, легализованным в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством или положениями двусторонних договоров или международных соглашений (Гаагская конвенция от 05.10.1961 и двусторонние или многосторонние договоры о правовой помощи).

2. Как следует учитывать в общий трудовой стаж периоды работы граждан, в случаях, когда работа проходила в республиках бывшего СССР до и после распада СССР (01.01.1991)?

Периоды работы в государствах – бывших республиках СССР до распада СССР (до 01.01.1991) засчитываются в общий трудовой стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации.

Решение вопроса о включении в общий трудовой стаж периодов после 01.01.1991 зависит от того, заключено ли с данным государством Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 или двусторонние Соглашения в области пенсионного обеспечения.

Участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, кроме России, являются республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения заключены Российской Федерацией с Республикой Молдова, Литовской Республикой и с Грузией*.

Периоды работы в перечисленных государствах после распада СССР засчитываются в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав, поскольку исчисление трудового стажа в соответствии с данными Соглашениями производится по законодательству Российской Федерации.

Кроме того, работа в Республике Молдова, Литовской Республике и Грузии после 01.12.1991 до вступления в силу соответствующих Соглашений рассматривается как работа за границей.

Периоды работы после 01.12.1991 в Азербайджанской Республике, Эстонской Республике, Латвийской Республике, которые не являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждане государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения и двусторонних Соглашений засчитываются в общий трудовой стаж как работа по найму за границей.

3. Как исчисляется среднемесячный заработок граждан, прибывающих из Республики Молдова и Грузии в целях оценки пенсионных прав?

В соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 и частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

Согласно части 3 пункта 3 статьи 6 Соглашений от 10.02.1995 и от 16.05.1997 в случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Таким образом, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц для данной категории граждан берутся сведения о заработке за декабрь 2001 г. (1671 руб.) и соотносятся с заработком по стране за аналогичный период, т.е. за 2001 г., который составляет 1671 руб. В итоге имеем соотношение заработков - 1.

Применение Соглашения от 10.02.1995 по желанию заявителя позволяет использовать заработок за период до 31.12.1991, который определяется в обычном порядке.

4. Засчитывается ли в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в бывших республиках СССР?

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия и Правилами исчисления периодов работы, дающими право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную деятельность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Указанными Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, времени работы за границей, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, а также, если работа за границей осуществлялась в учреждениях Российской Федерации.

При решении вопроса о включении в стаж периодов работы после распада СССР в государствах – бывших республиках Союза ССР имеет значение, заключено ли с данным государством многостороннее или двустороннее соглашение в области пенсионного обеспечения. Если между Российской Федерацией и данным государством такое Соглашение имеется, периоды педагогической или лечебной работы в соответствующих должностях и Списках учитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанным основаниям.

В иных случаях такие периоды работы не могут быть включены в стаж работы, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической или лечебной деятельностью и подлежат зачету в общий трудовой стаж, как работа за границей.

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Действующие международные соглашения в сфере пенсионного обеспечения

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Работа на территории бывших республик СССР (Эстония, Латвия, Азербайджан), не заключивших соглашений с РФ по пенсионному обеспечению

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.


Каким образом организован персональный учет граждан в ПФ? Какие данные хранятся на индивидуальных счетах и кому доступна эта информация – подробности здесь


Сколько составляет пенсионный возраст мужчин и женщин в России? Ожидается ли его изменения? Насколько при этом российская «возрастная» действительность отличается от зарубежной?


Кому россияне платят страховые взносы, кто относится к категории обязательных плательщиков, а также с каких сумм и в какие сроки производится уплата взносов?


Как изменилась пенсионная система со времён СССР? Что такое страховая и накопительная части пенсии? Какие виды пенсий существуют и кому они полагаются?

Многие действующие и будущие пенсионеры работали еще во времена СССР. Смогут ли они подтвердить советский стаж?

С 2000 года все данные работающих россиян внесены в единую пенсионную систему. В Пенсионном фонде у каждого человека есть индивидуальный номер (СНИЛС) и лицевой счет. Там отображаются все данные о страховом стаже и набранных пенсионных баллах. Поэтому при выходе на пенсию пенсионеру практически не нужны никакие дополнительные документы: ПФР и так о нем все знает.

Но как быть с периодами трудовой деятельности в советский период и ранний постсоветский период до 2000 года? Тогда не было индивидуального персонифицированного пенсионного учета, баллов, а страховой стаж назывался трудовым. И действительно, при назначении пенсии главной проблемой является именно подтверждение советского стажа. Ведь кроме самого стажа, который переводят в баллы, работа в советское время дает пенсионеру право на ряд дополнительных надбавок к пенсии (валоризация и стажевый коэффициент).

О том, как перевести советский стаж в пенсионные баллы, мы уж рассказывали. А вот как доказать сотрудникам ПФР, что такой стаж есть?

Одной трудовой книжки для подтверждения советского стажа мало

Большинство граждан, которые всю жизнь проработали по трудовой книжке, уверены, что именно она является главным документом для подтверждения стажа работы, в том числе и во времена СССР. Им кажется, что вот они предъявят этот документ в ПФР, и им сразу же учтут все указанные в ней годы и больше ничего доказывать не придется. А в ответ им выдают длинный перечень документов, которые нужны для подтверждения советского стажа, кроме трудовой книжки.

А теперь представьте, сколько лет прошло с момента, как не стало СССР. Где теперь те предприятия, организации, а вместе с ними и все документы о трудовой деятельности граждан? Хорошо, если в архивах. А если нет? Получить такие сведения — очень сложная задача. Поэтому любому человеку лучше всего не ждать наступления пенсионного возраста, а приступать к сбору всех документов о стаже заранее. Но и те, кто уже стал пенсионером, но имеет в своем стаже неподтвержденные «белые пятна», также может озадачиться проблемой доказательства. Ведь если это получится сделать, сумма пенсии будет увеличена. И пусть это будут всего 200-300 рублей, но и они лишними не бывают.

Как подтвердить советский стаж для пенсии

1. Первым делом потенциальным и действующим пенсионерам необходимо задуматься о так называемых нестраховых периодах . В советское время они входили в трудовой стаж граждан. Это, в частности,:

  • Служба в армии по призыву. В СССР служили 2 года в сухопутных войсках и 3 года на флоте.
  • Рождение детей и уход за ними. В стаж входит период ухода за ребенком до 1,5 лет.
  • Период официальной безработицы. Когда человек стоял на учете в Центре занятости и получал пособие.
  • Периоды ухода за родственниками-инвалидами 1 группы или престарелыми родственниками.

Так как же подтвердить такие важные периоды, которые могут прибавить к стажу лет 5-6? Для каждого из них нужно собрать подтверждающие документы:

  • подтвердить прохождение воинской службы можно на основании записей в военном билете, а также справки из воинской части;
  • период официального статуса безработного можно подтвердить справкой из Центра занятости населения,
  • период ухода за ребенком до 1,5 лет легко подтверждается свидетельством о рождении ребенка, а также справкой из ЖЭКа о совместном проживании с ребенком, также может быть предоставлена справка от работодателя о назначении отпуска по уходу с датами его начала и окончания;

  • период ухода за нетрудоспособными родственниками подтверждается решением органа соцзащиты о необходимости такого ухода и его продолжительности, также могут быть предоставлены справки о совместном проживании или письменное подтверждение от нетрудоспособного человека (или члена его семьи) о периоде фактического ухода.

2. Иногда какие-то периоды работы по тем или иным причинам отсутствуют в трудовой книжке . Кроме того, в ней могут быть допущены ошибки, исправления или внесены неточные сведения. В этом случае стаж придется подтвердить другими документами. В частности, ПФР запросит:

  • трудовой договор;
  • справку от организации-работодателя о подтверждении трудовой деятельности в указанный период (если работодатель еще существует или у него остался преемник);
  • выписки из приказов о приеме на работу и увольнении;
  • ведомости на получение зарплаты;
  • копии лицевых счетов.

Также может потребоваться справка о реорганизациях предприятия-работодателя и его переименованиях, если такие были. Такие документы, скорее всего, будут архивными. Ведь сколько лет прошло, и большинства советских организаций уже нет. Кроме того, сложности могут возникнуть у тех граждан, которые во времена СССР работали за пределами РСФСР. В состав Советского Союза, как известно, входили 15 республик, которые стали независимыми государствами. Поэтому взаимодействовать при поиске документов пенсионерам придется уже с их структурами. Делать это можно письменно: по почте или через Интернет.

3. Даже в СССР встречались ситуации, когда человек работал без трудовой книжки и официального оформления . В этом случае в ПФР ему все равно дают возможность подтвердить трудовой стаж. Для этого ему нужно будет собрать такие документы, как:

  • гражданско-правовой договор, или договор подряда, или другие договоры (авторский, оказания услуг) или его копию;
  • справку или официальную отметку на договоре о перечислении в бюджет налогов;
  • любой документ об уплате обязательных платежей в бюджет при работе без договора, например, в составе крестьянского хозяйства и т. д.

О каких платежах в бюджет идет речь? В СССР ведь тоже существовали налоги, подоходный налог и взносы на государственное социальное страхование. Такие данные доступны в архивах государственных финансовых органов. А за период с 1991 по 2000 год такие данные можно найти уже в архивах ПФР и ФНС России. Если документов из архивов получить не удалось, подтвердить факт оплаты налогов и страховых взносов можно через суд, но только если остались квитанции или другие копии платежных документов.

4. Иногда документы разыскать не получилось, например если работодатель по каким-то причинам не передал их в архив или они были уничтожены. Тогда подтвердить стаж работы в СССР можно через суд на основании свидетельских показаний . Перед этим желательно все равно написать заявление в территориальный орган ПФР, в котором указать данные как минимум двух свидетелей своей трудовой деятельности. Если к такому заявлению приложить письменный ответ из архива об отсутствии необходимых документов, ПФР может пойти навстречу и упростить процедуру. Стаж подтвердят и без суда. Правда, таким способом можно восстановить не весь трудовой стаж, а только его половину. Если же речь идет о льготном стаже, то для его подтверждения свидетели в ПФР не помогут, а вот через суд можно попробовать.

Очевидно, что подтверждение советского стажа — дело долгое и непростое, так что прежде чем этим заняться, оцените выгоду от этого мероприятия, а также свои затраты. Вполне возможно, что оно того не стоит. Но если вы все же решите собрать документы и свидетелей, пусть вам сопутствует удача!

Как учитывается учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР. В частности Приднестровской Молдавской Республики 1991 - 1992 г.


Работа на территории республик бывшего Союза при начислении пенсии учитывается по специальным правилам, установленным несколькими нормативно-правовыми актами.

Один из них - Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (этот документ регулирует пенсионные вопросы граждан России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана)

Гражданам, приехавшим на территорию нынешней РФ из перечисленных государств, учитывается стаж, накопленный на их территории, а также на всей территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть добавлен в страховой стаж, если страховые взносы выплачивались работодателями в государственные органы той страны, где человек работал.

В свою очередь, лица, работавшие в советское время в Молдавии и Грузии, включают в свой трудовой стаж время, отработанное в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на всей территории Союза по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории данных республик после 1.01.1991 года включаются в страховой стаж при подтверждении их справками государственных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Лицам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами РФ после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Очень много ныне живущих пенсионеров начинали свой стаж работы при Советском Союзе.И сейчас им очень интересно сделан ли в 2020 году перерасчёт пенсии за советский стаж работы.

Валоризация (увеличение) пенсионного капитала

До 2002 года в России размер пенсионных выплат рассчитывался из расчета общего трудового стажа пенсионера и его среднемесячного оклада. Но в 2002 году произошла пенсионная реформа, и в результате страна с распределительной пенсионной системы перешла на расчётно-накопительную. А именно , теперь при установлении величины пенсий будет учитываться сумма взносов в пенсионный фонд, которые от лица пенсионера совершал его работодатель, а также страховая часть.

Страховая сумма пенсионных выплат рассчитывается Пенсионным фондом по особой формуле, главный коэффициент которой – предположительная длительность нахождения пенсионера на пенсии в будущем.

Начиная с 2002 года всем пенсионерам, имевшим советский стаж работы до наступления 2002 года, должна быть произведена валоризация, то есть надбавка пенсионного капитала (ст. 30.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.)

Обычно увеличение пенсии производится для улучшения качества жизни пенсионеров. При валоризации будет учитываться среднемесячная зарплата за весь трудовой стаж. Именно эта сумма, согласно закону, подлежит увеличению на 10 %.Так,что пенсия у всех будет разная.

По новому закону претендовать на получение страховых выплат пенсии можно лишь при соблюдении нескольких условий:

  1. пенсионное удостоверение необходимо иметь трудовую книжку;
  2. наличие страхового стажа свыше 15 лет;
  3. наличие минимум 30 пенсионных баллов на счету.

Баллы начисляются в зависимости от стажа , а также от сумм внесённых в систему пенсионного страхования .


Прибавка пенсии за время работы в советский период

В 2020 году обновлена оценка «советского» стажа к пенсии:

  • коэффициент индексации – 1, 066;
  • стоимость пенсионного балла увеличилась, теперь составляет 93 рубля.

Закон о валоризации в 2019 году также включал перерасчёт за стаж в советское время. Каждый пенсионер имеет право претендовать на увеличение своей пенсии на 1 % за каждый год советского стажа. Причём важным моментом в законе является то, что при определении величины пенсионных выплат нет ограничений в размере стажа. То есть, если ваш стаж трудовой деятельности до 1991 года составил 30 лет, то пенсия будет увеличена на: 10 % (общие условия) + надбавка 30 % (стаж за советскую работу).

Доплата за работу в Советский период не зависит от того работает пенсионер или нет.

Помимо этого в стаж зачисляются: годы службы в армии, работа на территориях Крайнего Севера или братских республик Советского союза.

Важно знать! Ежегодные индексации будут затрагивать увеличенную страховую пенсионную часть.

Компенсации Советского периода

При подсчете величины пенсии не берутся во внимание выплаты, которые получал пенсионер до 1991 года. Однако нынешняя пенсионная система предполагает доплаты за время, проведённое женщиной в уходе за ребёнком до 1,5 лет.

За одного ребёнка ей полагается дополнительно 1,8 баллов (то есть за двух – 3,6 балла), а если сразу за тремя – 5,4 балла. Чтобы доказать право для перерасчета и получения дополнительных баллов, достаточно предоставить в пенсионный фонд (ПФР) свидетельства о рождении детей.

Что нужно сделать для валоризации пенсионных выплат в 2020 году?

Обычно, для валоризации от пенсионера ничего не требуется. Пенсионный Фонд самостоятельно рассчитает новую сумму выплат пенсии. Но, для определения стажа будут учитываться исключительно те года работы, на которые в своё время работник предоставил документы.

То есть, если общий трудовой советский стаж пенсионера составил 27 лет, но по документам имеется доказательство только о 23 годах, то именно 23 года и будут использоваться для определения величины валоризации.

Что делать, если пенсию не пересчитали?

Если пенсию не пересчитали, или пересчитали неверно,необходимо написать заявление в Пенсионный Фонд с требованием предоставить перерасчёт пенсионных выплат за советский период или с требованием объяснить уже установленную величину пенсии. На все обращения физических лиц Пенсионный Фонд обязан в короткие сроки предоставить письменный мотивированный ответ.

Валоризация отдельным категориям граждан

Для граждан, которые помимо страховой пенсии получают также пенсию по инвалидности, в советский трудовой стаж не будут засчитываться:

  • для военных – годы службы, предшествовавшие получению пособий по инвалидности, а также годы службы, уже учтённые в пенсионных выплатах за выслугу лет;
  • для космонавтов – годы службы, предшествовавшие получению пособий по инвалидности, а также годы службы, уже учтённые в пенсионных выплатах за выслугу лет.

Для тех, у кого трудовой стаж начинает исчисляться с 2002 года, система валоризации не работает – в 2020 году они получат пенсию по новым правилам.

Меня зовут Наталья Петровна.

Обращаюсь за помощью в разъяснении о начислении пенсии по старости. 16 октября мне исполнилось 55 лет. Заранее собрала все необходимые справки и документы для начисления пенсии и предоставила их в ПФ РФ по месту жительства.

Мне насчитали пенсию 4000 рублей.

С марта 1977 года по ноябрь 1985 года я работала в Эстонии. (8 лет стажа).

С ноября 1985 года по июль 1995 года — в Украине.(10 лет стажа).

С 1995г. И по сей день являюсь гражданкой РФ и постоянно проживаю на территории России.

Стаж в России составляет 15 лет.

Для расчета пенсии предоставила справки о заработной плате за период с 1977года по 1982 год, т.к. именно в это время у меня была зарплата наиболее благоприятная для начисления трудовой пенсии по старости. Выше среднего по РФ за аналогичный период.

В ПФ г. Волжского Волгоградской области мне объяснили, что не приняли во внимание мой стаж в странах бывшего СССР (Эстония и Украина) мотивируя его соглашением от июля 2011 года между Эстонией и Россией.

Я тоже внимательно прочитала этот договор. Вот он.

между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

(Таллин, 14 июля 2011 г.)

Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,

стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,

договорились о нижеследующем:

I. Общие положения

1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:

1) "законодательство" - законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;

2) "уполномоченный орган власти":

в Российской Федерации - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

в Эстонской Республике - Министерство социальных дел Эстонской Республики;

3) "компетентное учреждение" - учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;

4) "пенсионный стаж":

в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права, на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;

в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;

в Российской Федерации - денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;

в Эстонской Республике - периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;

в Российской Федерации - постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;

в Эстонской Республике - проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.

2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.

Сфера применения (предмет) Договора

Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:

1) в Российской Федерации к:

трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.

Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.

Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.

1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).

6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 1 января 2002 г. путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации.

Пенсионный стаж, приобретенный на территориях третьих государств

При отсутствии права на получение пенсии с применением правил суммирования пенсионного стажа в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Договора для определения права на пенсию учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории третьего государства, с которым обе Договаривающиеся Стороны имеют соответствующие действующие договоры.

III. Сотрудничество Сторон

1. В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы власти Договаривающихся Сторон заключают соглашения о его применении.

2. Компетентные учреждения Договаривающихся Сторон сотрудничают друг с другом по вопросам, связанным с реализацией настоящего Договора.

3. Уполномоченные органы власти и компетентные учреждения Договаривающихся Сторон оказывают друг другу содействие в реализации настоящего Договора и обмениваются информацией, касающейся законодательства и его изменений, а также статистическими данными.

1. В отношении любой информации о лицах, которая направляется одной Договаривающейся Стороной другой Договаривающейся Стороне, соблюдается конфиденциальность, и такая информация может быть использована только в целях реализации настоящего Договора.

2. Если уполномоченный орган власти или компетентное учреждение одной из Договаривающихся Сторон передает уполномоченному органу власти или компетентному учреждению другой Договаривающейся Стороны персональные данные, то в отношении этих данных применяются нормативные правовые акты о защите данных, действующие в передающей Договаривающейся Стороне. При дальнейшей процедуре обработки данных применяются нормативные правовые акты о защите данных, действующие в Договаривающейся Стороне, в которой осуществляется обработка данных.

Заявления лиц, проживающих на территории одной Договаривающейся Стороны, поданные в целях реализации настоящего Договора в компетентное учреждение этой Договаривающейся Стороны, считаются заявлениями, поданными в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны.

Решения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, группе инвалидности и причинах их установления принимает соответствующее компетентное учреждение, на которое возложено осуществление медицинского освидетельствования, той Договаривающейся Стороны, согласно законодательству которой производится назначение и выплата пенсии. При этом принимаются во внимание справки и медицинские заключения, выданные соответствующими компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон.

IV. Заключительные положения

Решение разногласий и внесение изменений в Договор

1. Разногласия, возникающие между Договаривающимися Сторонами при реализации настоящего Договора, решаются путем переговоров и консультаций между уполномоченными органами власти Договаривающихся Сторон.

2. Внесение изменений в настоящий Договор производится путем подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

1. Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора прекращают действие:

1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанное 25 июня 1993 г. в г. Таллине;

2) Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения, подписанный 5 ноября 2002 г. в г. Таллине;

3) предложение второе статьи 5 Соглашения между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики, подписанного 26 июля 1994 г. в г. Москве.

2. Пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии и является окончательным.

3. В случае переезда на территорию другой Договаривающейся Стороны лица, которому до вступления в силу настоящего Договора назначена пенсия на основании Соглашения, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, производится пересмотр и перерасчет ранее назначенной пенсии.

4. Пенсии в соответствии с настоящим Договором назначаются со дня обращения, но не ранее дня вступления в силу настоящего Договора. При этом доплата за периоды, предшествующие назначению пенсии, не осуществляется.

5. При установлении социальных доплат в Российской Федерации учитываются пенсии, назначенные в соответствии с настоящим Договором.

Вступление в силу

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право прекратить действие настоящего Договора, письменно уведомив об этом другую Договаривающуюся Сторону по дипломатическим каналам. Действие настоящего Договора прекращается по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления.

2. В случае прекращения действия настоящего Договора выплата пенсий, назначенных в соответствии с его положениями, продолжается.

Совершено в городе Таллине "14" июля 2011 года в двух экземплярах, каждый на русском и эстонском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию

За Эстонскую Республику

Я выделила цветом спорные вопросы соглашения.

У меня нет 20 лет стажа в РФ (который нужно выработать в России для женщины), следовательно, мой случай попадает под статью 5 данного договора об учете суммированного стажа, с учетом стажа в странах бывшего СССР.

ПФ нашего города вообще не учел стаж в Эстонии и Украине

( это 8 лет стажа в Эстонии и 10 лет стажа в Украине).

Что делать? Подскажите, куда обратиться и даст ли это результат?

С уважением Головач Н. П.

Конечно, ответ юриста саму проблему не решает. Но это срабатывает, как "Скорая помощь" и дает подсказку для дальнейших действий в рамках закона для человека, который обратился за помощью с тем или иным вопросом.

Читайте также: