Стаж работы загранкомандировке пенсия

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Среди всего разнообразия сфер деятельности государственная служба имеет особое значение. Зачастую она предполагает специфические условия ее прохождения, связанные с высокой ответственностью и
определенными рисками для жизни и здоровья сотрудников. Именно поэтому государство особенно выделяет людей, посвятивших себя работе на благо его интересов, и предоставляет им различного рода льготы и преференции.

Так, важным государственным ведомством является таможня. Работа здесь считается довольно престижной, а требования к претендентам на соответствующие должности – весьма высокие. В то же время работа в таможенных органах предполагает наличие постоянных психологических и физических нагрузок. В этой связи сотрудникам таможни положен ряд льгот, в том числе и связанных с досрочным выходом на пенсию при наличии установленной законом выслуги лет.

Бесплатно по России

Во сколько лет уходят сотрудники таможни на пенсию

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов имеет некоторые особенности и отличия по сравнению с порядком материального обеспечения пенсионеров, которые не состояли на государственной службе.

Так, основанием для начисления государственного пособия данного типа является выслуга. Под ней следует понимать количество лет, которые гражданин исполнял обязанности, связанные со службой. По своей сути выслуга представляет собой стаж работы в том или ином государственном органе.

Таким образом, назначение материального обеспечения данной категории лиц зависит не от достижения ими того или иного возраста, а от количества лет, входящих в выслугу.

По общему правилу, рассчитывать на государственную пенсию сотрудники таможни имеют право при наличии:

  • общего трудового стажа – не менее 25 лет;
  • периода службы в таможенных органах – не менее 12,5 лет.

В выслугу также может быть засчитаны периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в иных государственных органах на соответствующих должностях.

Исходя из этого, следует вывод, что в ряде случаев у таможенников может возникать право на пенсионное обеспечение в довольно раннем возрасте (около 45 лет). Однако наличие достаточных условий для выхода на заслуженный отдых не является автоматическим основанием для увольнения. Так, сотрудники таможни вправе по собственному желанию и продолжить службу.

При этом, учитывая, что подобного рода деятельность предполагает повышенные психоэмоциональные нагрузки и ответственность, законом предусмотрен верхний возрастной предел, по достижению которого дальнейшее продолжение службы становится невозможным.

Его значение зависит от звания сотрудника:

  • сотрудники, имеющие звание капитан и младше – 50 лет.
  • сотрудники в звании старших офицеров (майоры, подполковники, полковники) – 55 лет
  • генералы таможенной службы – 60 лет.

Особенности формирования пенсии у сотрудников таможни

Как было отмечено выше, минимальная выслуга для начисления средств в счет пенсионного обеспечения сотрудника таможенных органов составляет не менее 12,5 лет при общем стаже в 25 лет. При этом на формирование государственной пенсии оказывает влияние только период прохождения государственной службы.

Денежные средства в счет пенсионного обеспечения по выслуге выплачиваются только при условии, что работник таможни полностью ушел в отставку. Однако получение ведомственной пенсии не является препятствием для трудоустройства по «гражданской» специальности в какой-либо отрасли.

Пенсионное обеспечение бывших сотрудников таможенных органов рассчитывается исходя из среднего заработка за определенный период (как правило, за последний год).

При этом при расчете данного показателя используется не только окладная часть довольствия госслужащего, но и иные выплаты, которые имеют материальный характер, как то:

  1. надбавки, положенные за должность, за звание, за иные особенности службы (к примеру, несение ее в суровых климатических условиях, где применяются соответствующие районные коэффициенты);
  2. премии за образцовое выполнение служебных обязанностей, в том числе ежемесячные, квартальные и годовые;
  3. иные выплаты поощрительного и стимулирующего характера.

Тут же следует отметить, что при расчете не учитываются выплаты, полученные в периоды:

  1. отпусков, в том числе БиР и по уходу за малолетними;
  2. времени нетрудоспособности по причине неудовлетворительного состояния здоровья.

Кроме наличия выслуги, для установления пенсии служащему таможенного ведомства нужно быть уволенным по следующим основаниям:

  • собственное желание;
  • соглашение сторон;
  • сокращение штатов (ОШМ);
  • иные обстоятельства, которые не зависят от волеизъявления сторон.

При наличии дискредитирующих оснований для увольнения ведомственная пенсия для такого сотрудника не устанавливается.

Материальное обеспечение данной категории пенсионеров обеспечивается за счет средств, заложенных в федеральном бюджете. В этой связи обращаться за ее назначением следует не в государственный пенсионный фонд, а в пенсионное управление таможенной службы.

Какие льготы положены при начислении выплат

Бывшие служащие таможни, кроме досрочного специального пенсионного обеспечения, имеют также право на получение дополнительных льгот, как то:

  1. субсидии на оплату ЖКУ;
  2. частичная компенсация транспортных расходов;
  3. дополнительное медицинское обслуживание, включающее в себя предоставление определенных медикаментозных препаратов, лечение в профильных учреждениях, а также санаторно-курортные программы оздоровления.

При наличии инвалидности (вне зависимости от ее группы) пенсионер вправе рассчитывать на бесплатные реабилитационные и протезные изделия, а также льготы по зубному протезированию.

Кроме федеральных и ведомственных льгот для пенсионеров и инвалидов, предусмотрены специальные региональные преференции. Об их наличии следует уточнять в местных органах соцзащиты.

Калькулятор пенсии работника таможенной службы

Расчет суммы

Сегодня в интернете можно найти большое количество специальных сервисов и калькуляторов, при помощи которых любой сотрудник может рассчитать таможенную пенсию.

Для этого в нужные поля калькулятора необходимо внести следующие сведения:

  • размер должностного оклада;
  • параметр повышения ОДВ за квалификацию по классу (выражается в процентах);
  • надбавка за выслугу;
  • районный коэффициент;
  • процент выплат (в пункте «Трудовой стаж»);
  • параметр понижающего коэффициента.

После ввода этих данных будет произведен расчет пенсии в автоматическом режиме.

Размер выплат от чего зависит

Размер материального обеспечения, на которое вправе рассчитывать сотрудник таможни при выходе на отдых, зависит непосредственно от его среднего заработка за последние 12 месяцев перед этим.

Так, при длительности стажа на государственной службе до 15 лет бывший таможенник будет ежемесячно получать выплаты, равные 45% от его среднемесячного заработка за последний год. Если стаж больше, то пенсионеру выплачивается дополнительно 3% за каждый год переработки, однако законом установлен максимальный предел суммы пенсионного обеспечения, которая не может быть больше 75% от среднемесячного заработка.


Служба в таможенных органах представляет собой специальный вид деятельности, связанный с особой ответственностью и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам. При этом она является одним из видов государственной службы, приравненной, по сути, к военной. Именно по этой причине таможенники выходят на пенсию относительно рано, и финансируется она за счет федерального бюджета, а не по линии ПФР

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


Как учитывать стаж иностранца в России, заводить электронную трудовую книжку и подавать сведения СЗВ-ТД

Оформление иностранного сотрудника имеет свои нюансы. О них мы постоянно рассказываем в блоге. Но и бухгалтеров не обошли стороной трудности с иностранцами. Как учитывать стаж, полученный таким работником до трудоустройства в России? Нужно ли заводить ему трудовую книжку и какую — обычную или электронную? А сведения СЗВ-ТД подавать? На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить.

Как учитывать «заграничный» стаж?

Обычно тот стаж, что получен иностранным сотрудником не в России для социальных выплат (например, больничного) не учитывается.

Исключение — если работник имеет стаж в странах, с которыми у России есть соглашение о признании трудового стажа. Это:

  • Таджикистан
  • Узбекистан
  • Азербайджан
  • Армения
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Белоруссия
  • Молдавия
  • Украина

Бухгалтер должен учесть иностранный стаж таких работников для подсчета продолжительности страхового стажа.

Аналогично в соответствии со ст. 4 Соглашения от 15.04.1994 о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов документы об образовании, а также присвоении разрядов, квалификации и другие аналогичные документы признаются в России и не требуют дополнительного подтверждения. Однако такие документы должны быть переведены на русский язык, чтобы можно было признать соответствующий трудовой стаж.

Все вышесказанное подтверждается в частности Письмом Минтруда РФ от 28.04.2017 № 16-4/В-195.

Трудовая книжка иностранца

Что касается трудовой книжки, то ее работодатель обязан завести иностранному сотруднику. На оформление работника из зарубежья, в этом смысле, распространяются все те же правила, что и на российских граждан.

А вот выбор формы книжки остается за иностранцем. Он точно так же должен подать заявление о сохранении бумажной трудовой или переходе на электронную трудовую книжку. Сотруднику должны быть даны разъяснения о таком праве.

Исходя из этого, подавать форму СЗВ-ТД на таких сотрудников нужно наравне с остальными.

Правда, на практике бухгалтера сталкиваются с проблемой — не у всех иностранцев есть СНИЛС. Например, высококвалифицированные иностранные специалисты не обязаны его иметь. Как тогда сдавать отчет?

Федеральная служба по труду и занятости сообщает, что с 1 апреля 2019 года вместо получения «зеленой карточки» СНИЛС теперь есть понятие «регистрация в системе индивидуального персонифицированного учета». Это значит, что даже при отсутствии самого документа, регистрация в системе ПФР у ВКС все равно есть. Их нужно указывать в СЗВ-ТД.

Узнать номер можно в личном кабинете ПФР, для этого иностранцу придется там зарегистрироваться или войти через Госуслуги (на которых, конечно, тоже требуется зарегистрироваться).

Работодатель может проверить данные работника при помощи сервиса в личном кабинете налогоплательщика-юрлица или ИП на сайте ФНС, если будут расхождения, придется уточнять их причины у сотрудника, а затем, если в представленных документах все верно, в налоговой службе и ПФР.

Положена ли пенсия иностранцам?

А вот учитывается ли стаж для получения иностранцем пенсии на территории РФ? Все зависит от того из какой страны он прибыл.

Включить в стаж для расчета пенсии можно стаж работы:

  • в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 года и территориях бывшего СССР. При этом периоды после 01.01.2002 года включается только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Взносы должны быть уплачены в соответствующие органы страны, на территории которой работал иностранец.
  • в Республике Молдова и Республике Грузия . Причем по 31 декабря 1990 года без оговорок, а вот после — при условии уплаты страховых взносов, ее необходимо подтверждать справками.
  • в Литовской Республике . Стаж после 1 декабря 1991 года необходимо подтверждать справками, выданными соответствующим органом в Республике.
  • в государствах — республики бывшего СССР , которые не заключали соглашения с РФ. Чтобы учесть такой стаж до 1 января 1991, не требуется подтверждение уплаты взносов, а вот после подтверждение необходимо.

Если пенсия назначается гражданину Республики Беларусь и РФ, то берется стаж, полученный при работе на обеих территориях. При этом при наложении стажа такой период учитывается единожды. Расчет стажа производит одна из сторон — та, которая будет производить выплату пенсии.

Как разобраться?

Есть и другие сложные моменты с расчетом и учетом стажа. Сделать ошибку на самом первом этапе — при оформлении в штат сотрудника очень легко, а вот расплачиваться он, возможно, будет, своими льготами и размерами социальных выплат.

Обезопасит вас и сотрудников от подобной ситуации миграционное сопровождение — услуга, включающая автоматизированный учет, контроль и полное ведение документооборота по оформлению работника.

Любая консультация специалистов компании Альянс Трудовая Миграция предоставляется в соответствии с актуальным законодательством Российской Федерации. Вы можете спросить у нас номер федерального закона, статью и пункт, чтобы проверить информацию.

Если сомневаетесь в правильности ведения миграционного учета — проведите бесплатный аудит ваших документов.


Здравствуйте! Если не возможно найти документы подтверждающие Вашу работу, то можно попробовать обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ и включении данных периодов работы в стаж дающий право на получение пенсии и в ходе рассмотрения дела попробовать доказать Вашу работу путем свидетельских показаний, пригласив для этого суд свидетелей, которые вместе с Вами работали в то время, и которые бы подтвердили бы в суде данные обстоятельства


Здравствуйте. Вам нужно искать в архиве. Либо доказывать через суд.


Статья 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает принципиальную возможность установления страхового стажа по свидетельским показаниям и оговаривает основные условия, которые для этого необходимы. При этом конкретный порядок установления страхового стажа по свидетельским показаниям регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа.

Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Следовательно, для подтверждения периодов иной деятельности (например, военная служба) этот способ неприменим.


Способ подтверждения страхового стажа по свидетельским показаниям может быть использован только в случае отсутствия документов и сведений индивидуального (персонифицированного) учета о периодах работы.


Законом предусмотрены два различных основания для подтверждения страхового стажа по свидетельским показаниям.


Первое основание - утрата документов о работе в связи со стихийным бедствием.


Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.


К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:


1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;


2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;


3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.


Второе основание - утрата документов о работе по другим причинам.


При утрате документов о работе и невозможности их получить вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин (т.е. не по вине работника) периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих данное лицо по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу этого лица.


К заявлению лица об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.


Таким образом, от основания для подтверждения страхового стажа по свидетельским показаниям (отсутствие документов о работе в результате стихийного бедствия или по другим причинам) зависит порядок такого подтверждения.


При отсутствии документов о работе в результате стихийного бедствия нет никаких ограничений по продолжительности подтверждаемого периода работы и свидетелям; достаточно только сообщить о совместной работе с соответствующим лицом, не доказывая это документами.


При отсутствии документов о работе по другим причинам свидетели должны обязательно располагать документами о своей работе за все то время, в отношении которого они подтверждают работу соответствующего гражданина именно у того работодателя, по совместной работе у которого они этого гражданина знают.


Во внимание принимаются показания двух или более свидетелей. Показаний одного свидетеля для подтверждения периода работы недостаточно.

Внимание! Ответы на вопросы даются в соответствии с законодательством, действующим на дату ответа.
Если Вы хотите написать комментарий или задать уточняющий вопрос, напишите его здесь. Если Вы хотите задать НОВЫЙ вопрос - создайте НОВУЮ тему. На НОВЫЕ вопросы, заданные здесь, администрация давать ответы не будет.

1).Живу на Ставрополье с 1995г. Стаж работы в РКС 15 лет (коэффициент был 1,7), из них 13 лет по Списку №2. Пенсия назначена 27.12.2005г. по достижении 50 лет по суммированию льгот(РКС и Список №2) с предельным коэффициентом 1,2 решением суда. Изучив все Ваши разъяснения на сайте прошу Вас дать ответ на следующий вопрос : — имею ли я право уже сейчас на перерасчёт пенсии с коэффициентом 1,7, не дожидаясь достижения возраста 55 лет как требует ФЗ-173 и на основе какого правового акта я имею право на коэф.1,7 не достигнув возраста 55 лет. Нужно ли подавать заявление о перерасчёте в УПФ или оно обязано пересчитать пенсию без подачи заявления на основе правового акта.
2).Имел ли я право 27.12.2005г. при выходе на пенсию в 50лет, по сумме 2-х льгот, на расчёт пенсии по специальному стажу (п. 5,ст. 30, ФЗ-173) при наличии неполного стажа по Списку №2 (12 лет 4 мес.) и имелось ли право при стаже в 12 лет 9 мес. . Есть ли подробные разъяснения по расчёту пенсии по специальному стажу и какой законодательный орган их давал – дайте точную ссылку.
3).Как понимать значение слов в ФЗ-173 абз.1 п.5 ст.30 (имеющегося и полного)? Можно ли считать что речь идёт о не полном спецстаже (имеющегося ……) и полном (…….полного) или есть официальное разъяснение этого пункта, так как разные ПФ дают разные толкования!!
Заранее благодарю ВАС за данное разъяснение от имени колымских северян. Лебедев.А.В.

Суммируются ли 2 льготы—12 лет РКС (4 года) и 13 лет Списка №2 (5 лет) для выхода на пенсию в 51 год по Постановлению №516,п.3 в 2010 году, если льготы приобретены до 01.01.2002г. при общем стаже 30 лет на 01.01.2010г.

Уважаемый Александр Вадимович!
Такого суммирования законодательством не предусмотрено.
Пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона предусмотрено приравнивание работы по Списку № 2 к работе в РКС. Именно это приравнивание реализуется Правилами, утвержденными Постановлением № 516. Но эти периоды не подлежат суммированию, если они происходили одновременно. Кроме того, при суммировании получается стаж для назначения досрочной пенсии за работу в РКС, а при этом пенсионный возраст уменьшается только до 55 лет (для мужчин).
Дополнительное уменьшение пенсионного возраста применяется в соответствии с пунктом 2 статьи 28.1. Но для этого стаж работы в РКС должен составлять не менее 15 лет.

Уважаемый Александр Вадимович!
1. Применение повышенного отношения заработков до достижения возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, которые на 01.01.2002 проживали в районах Крайнего Севера (РКС) или приравненных к ним местностях (МКС) и для лиц, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона, применяется повышенное отношение заработков (в зависимости от действующего районного коэффициента – до 1,9). В абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 речь идет о мужчинах, достигших возраста 55 лет, и о женщинах, достигших возраста 50 лет, имеющих стаж в РКС не менее 15 лет и страховой (общий трудовой) стаж не менее 25 лет (мужчины) или 20 лет (женщины). Таким образом, только по достижении возраста 55 лет Вы будете относиться к категории граждан, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Закона. Соответственно, только по достижении этого возраста Вам будет применено повышенное отношение заработков. До достижения возраста 55 лет отношение заработков должно ограничиваться значением 1,2.

2. Расчет пенсии исходя из специального стажа.
Для сведения сообщаем, что в действующей редакции Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ нормы пункта 5 статьи 30 переместились в пункт 9 этой же статьи (редакция от 24.07.2009, Федеральный закон № 213-ФЗ).
В пункте 9 статьи 30 речь идет о лицах, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ. В Вашем случае (мужчина, Список № 2) это лица, имеющие не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и не менее 25 лет страхового (в данном случае это то же, что общего трудового) стажа. При этом продолжительность специального стажа может быть уменьшена для уменьшения пенсионного возраста, а продолжительность страхового – не может. Для расчета пенсии исходя из специального стажа эти требования должны выполняться на дату конвертации пенсионных прав – на 01.01.2002. Если у Вас не было 25 лет стажа на 01.01.2002, то рассчитывать пенсию исходя из специального стажа нельзя. Если 25 лет стажа было, то расчет исходя из неполного специального стажа не имеет смысла – его следует применять, только если «переработка» по специальному стажу больше, чем по страховому. У Вас же и при 12 годах 4 месяцах, и при 12 годах 9 месяцах стажа «переработка» не достигает года и по сравнению с общим трудовым стажем ничего не дает.

3. Имеющийся и полный стаж.
В этом пункте речь идет не о неполном стаже, а о размере «переработки». Именно от «переработки» зависит стажевый коэффициент. По неполному стажу см. пункт 2 нашего ответа.
Об официальных разъяснениях этого пункта нам ничего неизвестно.

Уважаемая Елена!
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц в необходимых случаях применяется порядок исчисления заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
До вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 действовал Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 105.1 этого закона среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей.
Заработок в валюте не будет учтен.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Читайте также: