Страховой стаж трудовой пенсии могут повысить

Начиная с 2015 года прежние трудовые пенсии стали именоваться страховыми, и размер их теперь напрямую зависит от того количества пенсионных баллов, которое «заработал» пенсионер за свою трудовую деятельность.

Пенсионные баллы по общему правилу начисляются за каждый календарный год стажа в зависимости от суммы перечисленных за работника страховых взносов.

Но в качестве исключения закон позволяет получить пенсионные баллы не только за периоды работы, но и за т.н. «нестраховые периоды» – именно они и позволяют сейчас добиться повышения пенсии.

Эти периоды прямо перечислены в законе с указанием количества пенсионных баллов, которое полагается за каждый из них:

- служба в армии – 1,8 балла за год,

- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более 6-ти лет суммарно) – 1,8 балла за год (за первым ребенком), 3,6 балла за год (за вторым ребенком), 5,4 балла за год (за третьим или четвертым ребенком),

- уход за нетрудоспособным (инвалидом I группы или престарелым старше 80-ти лет) – 1,8 балла за год,

- период нахождения под стражей в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также период временного отстранения от работы в связи с возбуждением уголовного дела – 1,8 балла за год,

- период проживания с супругом-военнослужащим в местности, где отсутствовала возможность трудоустроиться, или за границей при направлении супруга на работу в дипломатические представительства, консульства РФ и т.п. (не более 5-ти лет суммарно) – 1,8 балла за год.

В чем же заключается механизм повышения пенсии за счет этих периодов?

Когда пенсия назначалась по старому законодательству (до 2015 года), «нестраховые периоды» учитывались в пенсии следующим образом:

- если они имели место до 31 декабря 2001 года, то включались в стаж и, соответственно, принимались к расчету в общем составе трудового стажа (коэффициент за стаж при расчете пенсии учитывался 0,55 за 20 лет стажа женщинам, 25 – мужчинам, а сверх того – по 0,01 коэффициента за каждый год дополнительного стажа, но не более 0,20 суммарно),

- если они имели место после 1 января 2002 года, то включались в пенсионный капитал гражданина в виде фиксированной компенсации (рассчитывалась исходя из утвержденной правительством стоимости страхового года, в котором назначалась пенсия).

С 1 января 2015 года, когда вступил в силу новый пенсионный закон, «нестраховые периоды» стали оцениваться в определенном количестве пенсионных баллов. Поэтому появилась возможность пересчитать свои учтенные уже по старому закону «нестраховые периоды» по этим новым правилам.

Для некоторых категорий пенсионеров это является выгодным и позволяет повысить размер получаемой пенсии. Проиллюстрирую на конкретном примере:

Мужчина получает страховую пенсию по старости. По состоянию на 2018 год размер пенсии составляет 12 000 рублей. Пенсия рассчитана с учетом следующих показателей: 47 лет стажа (с учетом льготного исчисления) до 2002 года (стажевый коэффициент 0,75), коэффициент соотношения заработков – 1,0.

В период с 1952 г. по 1954 г. мужчина служил в армии («нестраховой» период). Если он сделает перерасчет с учетом армии как «нестрахового периода», то из стажа (47 лет) у него эти два года вычтут, но к пенсии прибавят 3,6 балла, а по состоянию на 2018 год – это 293,36 рублей.

При этом снижение стажа у него не повлечет уменьшение пенсии, т.к. стажа у него остается в итоге 45 лет, а это также дает право на максимальный стажевый коэффициент 0,75.

Такая же ситуация с женщинами, которые могут сейчас сделать перерасчет пенсии с учетом периодов ухода за детьми до 1,5 лет (см. подробнее здесь ).

Но перерасчет пенсии с учетом «нестраховых периодов» может быть выгоден не всем, поскольку, заменяя их пенсионными баллами, их вычитают из стажа, что может выразиться в снижении размера пенсии.

Поэтому в каждом отдельном случае нужно рассчитывать пенсию по двум вариантам – с учетом «нестраховых периодов» в составе стажа и с учетом их замены на пенсионные баллы – и выбирать самый выгодный.

Сделать это можно, обратившись в любое отделение ПФР.

Вопросы пенсионного обеспечения волнуют не только граждан, которым скоро выходить на пенсию, но и всех, кто заботится о собственном будущем. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие минимального трудового стажа. В России пенсионная система довольно часто претерпевает существенные изменения, и необходимо постоянно «держать руку на пульсе», чтобы не забыть обо всех изменениях.

Что такое минимальный трудовой стаж для выплаты пенсии

Бесплатно по России

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности. Для выплаты пенсии имеет значения страховой стаж, т. е. периоды времени, когда человек получал доход, и работодатель осуществлял за человека отчисления в ПФР. Если он меньше, чем установлено законодательством, то ему не смогут назначить страховую пенсию по старости.

Минимальный срок работы – это не единственное условие для назначения выплат страховой пенсии. В РФ применяется так называемая балльная система. Человеку необходимо набрать определенное число баллов (получить соответствующий индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) ), иначе ему даже при наличии нужного срока выплаты страховых взносов не назначат страховое пенсионное обеспечение по старости.

Применяться система с баллами и страховым (трудовым) стажем начала в 2015 году. До этого периода времени применялись другие правила.


Виды трудового стажа

Российское законодательство, регулирующее пенсионные выплаты, активно использует понятие трудового стажа. Но необходимо учитывать, что существуют различные его виды, каждый из которых играет важную роль в определенных ситуациях.

Различают следующие виды трудового стажа:

  1. Общий – учитывает суммарную продолжительность работы или полезной для общества деятельности. Рассчитывается в календарном порядке. Активно применялся до 2002 года.
  2. Страховой – общая продолжительность деятельности, когда осуществлялась выплата страховых взносов. Именно его применяют сейчас при определении возможности назначения пенсии.
  3. Специальный – периоды, когда человек работал по профессиям или в условиях, предусматривающих назначение пенсионных выплат на льготных условиях или в особом порядке. Играет важную роль при определении времени начала выплат. В него включают существенно ограниченный список видов деятельности.
  4. Непрерывный – продолжительность непрерывной работы на 1 предприятии или в нескольких организациях, если сроки перехода не превысили установленные законодательством нормы. В настоящее время это понятие в пенсионной системе полностью ликвидировано.


Наиболее важными для назначения пенсионных выплат являются страховой и специальный стаж. От них напрямую зависит возраст, когда человек сможет выйти на заслуженный отдых и различные параметры выплат.

Выслуга лет относится к специальному стажу, но она сама по себе является юридическим фактом, достаточным для назначения пенсии. При наличии нужной выслуги лет возраст человека и другие параметры не будут важны для назначения пенсии.

Какой минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России

Изначально система начисления пенсии с учетом стажа и баллов начала применяться в 2015 году, но переход на нее осуществляется постепенно. С каждым годом увеличивается количество баллов, а также срок выплаты страховых взносов для выхода на пенсию увеличиваются.

Если в 2015 году для получения было достаточно 6 лет выплаты страховых взносов и 6,6 баллов (коэффициентов), то в 2019 году требования уже значительно больше – 10 лет и 16,2 балла. В 2024 году требования по сроку уплаты страховых взносов достиг своего максимума – 15 лет (при этом надо будет иметь не меньше 28,2 баллов), а в 2025 году полностью завершиться переход на новую систему назначения пенсионного обеспечения, и увеличатся требования по коэффициенту до максимума – 30.


Таблица. Требования к минимальной продолжительности периодов уплаты страховых взносов и индивидуальному коэффициенту в разных годах.

Год выхода на пенсиюМинимальное значение ИПК (баллов)Требования к продолжительности уплаты страховых взносов (лет)
20156.66
201697
201711.48
201813.89
201916.210
202018.611
20212112
202223.413
202325.814
202428.215
202530

Минимальные требования в отношении ИПК и периодов уплаты страховых взносов одинаковые для женщин и мужчин. Но еще одно условие – достижение возраста будет различаться.

Женщинам

Начиная с 2019 года, происходит постепенное повышение возраста назначения выплат от ПФР для женщин. Если до 2018 года он составлял 55 лет, то к 2023 году он достигнет 60 лет. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно – 1 год прибавляют ежегодно.

Женщинам, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, предоставлена небольшая льгота. Они смогут оформить назначение выплат на полгода раньше, чем предусмотрено новыми правилами, т. е. в возрасте 55,5 и 56,5 лет соответственно.

Мужчинам

Мужчинам также поднимают пенсионный возраст на 5 лет. До 2018 года они могли выходить на пенсию в 60 лет по стандартным правилам, а с 2023 года это будет возможно только в 65 лет. Происходит повышение также постепенно – 1 год к возрасту будущих пенсионеров добавляют ежегодно.

В 2019 и 2020 годах предусмотрены также и льготы по назначению пенсии на полгода раньше, чем положено по новым правилам.

Какие периоды трудового стажа учитываются

В трудовом стаже учитываются по стандартным правилам периоды, когда производились отчисления в ПФР. Это отражает суть происходящих реформ, в результате которых пенсионное обеспечение должно будет производиться по принципу страхования.

Обычно взносы в ПФР за человека платит работодатель. Это правило выполняется, если гражданин трудоустроен официально, и организация-работодатель осуществляет все положенные законодательством перечисления во внебюджетные фонды. Все поступающие средства от работодателя учитываются на отдельном лицевом счете, на основе их суммы рассчитываются балльные коэффициенты.

Все отчеты в ПФР для правильного назначения в будущем пенсионного обеспечения также передаются работодателем. Сам гражданин может в любое время запросить в ПФР справку по своему лицевому счету и узнать о накопленных коэффициентах и другую важную информацию.

Включают в трудовой стаж дополнительно время, когда человек находится на больничном, в отпуске по уходу за малышом до 1,5 лет или проходит военную службу. Если гражданину приходится ухаживать за ребенком-инвалидом, пожилым родственником и т. д., то это время также будет включено при расчете периода страхования.


В этом видео рассказывается о периодах работы и других периодах, которые засчитываются в страховой стаж для пенсии:

Кто может оформить трудовую пенсию досрочно

Хотя государство повышает пенсионный возраст, при этом были сохранены льготы для многих категорий населения . Они позволяют рассчитывать на назначение обеспечения от ПФР значительно раньше.

Основные типы льгот для досрочного оформления трудовой пенсии:

  1. Профессиональные. Если человек трудится в тяжелых и/или опасных условиях, то ему могут предоставляют право на назначение обеспечения от ПФР раньше общеустановленных норм. Например, воспользоваться этой льготой могут шахтеры или работники горячих цехов.
  2. Территориальные. Если гражданин работает на Крайнем Севере, то он может рассчитывать на возможность закончить трудовую деятельность и уйти на заслуженный отдых раньше достижения общеустановленного возраста. Некоторым другим лицам также доступны данные льготные условия.
  3. Социальные. Наличие определенного социального статуса позволяет выйти на заслуженный отдых раньше, чем это установлено для граждан без такого статуса. Например, воспользоваться такой льготой имеют право многодетные матери, представители коренных народов, если ведут традиционный образ жизни и т. д.


Можно ли получать пенсию, если недостаточно стажа, или он отсутствует

Российское государство по праву считается социальным. Даже если человек не работал официально никогда в жизни, и за него не производились никогда отчисления во внебюджетные фонды, то его не оставят без средств существования в старости.

При отсутствии или недостаточном стаже, а также в ситуации, когда у человека нет или недостаточно баллов, ему назначают социальную пенсию . Она имеет несколько существенных отличий:

  • Может быть назначена только нетрудоспособным лицам. Одновременно работать и получать социальные пенсионные выплаты невозможно.
  • Размер страховых пенсионных выплат, конечно, будет больше социальных. Но все же это лучше, чем ничего.
  • Возраст для назначения социальных выплат выше. Он увеличен на 5 лет и поднимается вместе со стандартным возрастом для назначения пенсионного обеспечения.


Наличие определенного трудового стажа – важное условие для назначения страхового пенсионного обеспечения. Если его недостаточно, то человек сможет рассчитывать только на социальные пенсионные выплаты, которые назначают на 5 лет позже. Но надо не забывать, что для выхода на заслуженный отдых с получением положенного денежного обеспечения от государства требуется выполнение и других условий.

Полезное видео

Какой минимальный трудовой стаж для получения пенсии с 1 февраля 2019 года, узнаете из этого видео:

Как известно, стаж очень важен не только для назначения пенсии, но и для размера этой самой пенсии. Рассмотрим самые «ценные» категории стажа, которые могут увеличить пенсию.

1. Общий трудовой стаж до 2002 года.

Пенсия сейчас рассчитывается очень сложно: по трем разным формулам – за периоды стажа до 1 января 2002 г., с 1 января 2002 г. по 1 января 2015 г. и с 1 января 2015 г. по настоящее время.

В первой формуле (до 2002 года) для расчета пенсии используется такое значение, как «стажевый коэффициент». Он определяется исходя из полного количества лет, выработанных гражданином по состоянию на 31 декабря 2001 года (эта дата – последний день действия «старого» пенсионного закона, утвердившего ту самую формулу).

Далее, начиная с 2002 года, пенсия стала рассчитываться в зависимости от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете гражданина, и значение стажа в связи с этим заметно девальвировалось.

Поэтому для размера пенсии сейчас особо ценен стаж, выработанный до 2002 года, т.к. по нему рассчитывается стажевый коэффициент. Определяется он следующим образом:

- при наличии стажа до 2002 года у мужчин – 25 лет, у женщин – 20 лет, коэффициент принимается равным 0,55,

- если стажа набирается меньше, коэффициент снижается пропорционально соотношению требуемого и фактически имеющегося стажа,

- если стажа набирается больше, то за каждый полный год сверх требуемой продолжительности коэффициент повышается на 0,01. Но максимум, до которого можно таким образом повысить стажевый коэффициент, составляет 0,75.

При этом в общий трудовой стаж не включаются периоды учебы, и все периоды стажа учитываются только в календарном исчислении.

2. Льготный стаж до 2002 года.

Это особый стаж, который позволяет выйти на пенсию по старости досрочно (о том, какие виды работ дают такое право, подробно рассказывалось здесь ).

Но помимо досрочного выхода на пенсию, льготный стаж также позволяет повысить ее размер. Это снова касается стажа, выработанного до 2002 года: при расчете стажевого коэффициента можно применять не только общий трудовой стаж, но и льготный.

Правила расчета стажевого коэффициента будут те же, только коэффициент 0,55 предоставляется за ту продолжительность льготного стажа, которая необходима для выхода на пенсию.

Например: женщина выработала до 2002 года общий трудовой стаж 18 лет, из них – 14 лет по Списку №2.

По общему трудовому стажу ее стажевый коэффициент будет равен 0,50 (0,55 х (18/20)). А по льготному стажу (при требуемых 10-ти годах стажа для пенсии по Списку №2) у нее стажа получается больше на 4 года.

Следовательно, ее стажевый коэффициент увеличится на 4% и составит: 0,59 (0,55 + 0,04), что намного выгоднее.

3. Советский стаж до 1990 года.

Этот стаж позволяет получить дополнительную прибавку к пенсии за счет валоризации. Суть ее заключается в том, что каждый пенсионер получает 10% от расчетного пенсионного капитала (он определяется по состоянию на 2002 год), а сверх того – по 1% за каждый год стажа до 1 января 1990 года.

При этом стаж для валоризации принимается тот, который использовался при расчете стажевого коэффициента (т.е. либо общий, либо льготный – см. предыдущие пункты).

4. «Северный стаж».

К нему относится стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Соответствующее распределение территорий производится на основании правительственных распоряжений.

«Северный стаж» позволяет, во-первых, добиться повышения стажевого коэффициента (как льготный стаж, по тем же правилам, что указаны в пункте 2).

А во-вторых, «северный стаж» дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на 50%, если работа на Крайнем Севере продолжалась 15 лет, и на 30% – если стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу, составил 20 лет.

5. «Нестраховые периоды».

В ряде случаев, когда у гражданина не подтверждается высокая зарплата для пенсии, есть смысл заменить период ухода за ребенком, службы в армии и другие «нестраховые периоды» на пенсионные баллы. Об этом подробнее можно почитать здесь .

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

В Пенсионном фонде России рассказали, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону в 2021 году. Так, с 2019 года для назначения пенсии перестали учитываться некоторые периоды стажа, если непосредственно до или после них у гражданина не было периодов работы, за которые направлялись отчисления в Пенсионный фонд.

Более подробно, что теперь не входит в стаж работы для выхода на пенсию, какой стаж должен быть у мужчин и женщин по новому закону, как учитывается период службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций, что может повлиять на исключение периода стажа или его зачисление для назначения пенсии, читайте в данной статье.

Какие периоды теперь не включают в пенсионный стаж: что не войдет в трудовой стаж в 2021 году?

С 2019 года полностью изменился подход к пенсионной системе. Граждане теперь будут позже выходить на пенсию, применены новые формулы относительно начисления выплат, и состав трудового стажа также изменен.

Что теперь не будет входить в трудовой стаж по новому закону

В 2021 году перестанут учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР. При этом период трудовой деятельности не важен, главное его наличие.

К таким периодам имеют отношение:

  • служба в армии или вневедомственным структурам;
  • уход за ребенком до 1,5 лет, но в общем подсчете не более 6 лет;
  • временная нетрудоспособность;
  • уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, пожилым гражданином от 80 лет;
  • получение пособия по безработице;
  • период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности.

Важно: период учебы на очной форме исключен, по причине отсутствия отчислений за гражданина в ПФР.

До 2025 года минимальный уровень трудового стажа будет повышаться на 1 год, пока не составит 15 лет, а пенсионных баллов — на 2.4, пока не составит 30.

Какой стаж должен быть у мужчин и женщин для выхода на пенсию по новому закону в 2021 году

Те, кому предстоит выйти на пенсию в 2021 году, а это женщины достигшие возраста в 56,5 лет и мужчины достигшие 61,5 года, должны для начисления им пенсии иметь трудовой стаж не менее 12 лет и должны набрать 21 пенсионный балл.

Если нет обстоятельств по которым выход на пенсию происходит раньше, например северного стажа или многодетности.

Что такое 1 пенсионный балл?

  • Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
  • 1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.

Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.

Исключение периода стажа в зависимости от категории

На исключение периода или его зачисление может влиять вариант стажа, который стал основанием для прекращения трудовой деятельности.

Стаж для назначения пенсии

При подсчете этого вида могут исключить:

  • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
  • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
  • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
  • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
  • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
  • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

Основные разновидности стажа:

Стаж для досрочной пенсии

Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.

Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

  • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
  • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
  • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.

Стаж для сокращения на 2 года

Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

Для получения сельской надбавки

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:

  • при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
  • проживании на селе
  • и отсутствии оплачиваемой работы.

Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

Как соотносятся служба в армии и трудовой стаж?

Регулярные изменения пенсионного законодательства приводят в замешательство многих людей, особенно, перед выходом на заслуженный отдых. Часто вопросы затрагивают тему учёта периода службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций.

Основные термины

Общий трудовой стаж – это количество лет, отработанных человеком за всю его жизнь, без учёта производимых выплат в ПФР.

Известно, года трудовой деятельности, в течении которых от гражданина или от его работодателя не производились перечисления на его счёт в ПФ, не берутся в расчёт при определении размера пенсии. В связи с этим не все записи в трудовой книге принимаются при расчёте пенсионного обеспечения.

После внедрения пенсионной реформы в 2002 г. официально признана новая формулировка «общий страховой стаж», который учитывает только те года, когда гражданином или его наймодателем перечислялись страховые выплаты в ПФ.

Именно на основе общего страхового стажа исчисляется величина пенсионных выплат и оплата по больничным листам, начисляются льготы.

Трудовой стаж – является составной частью страхового стажа. Термин «общий трудовой стаж» официально остался действующим, но, по привычке, общий страховой стаж нередко именуют как «общий трудовой».

Согласно ст. 12 № 400-ФЗ служба в рядах вооружённых сил РФ входит в общий стаж и имеет значение при определении его видов, которые, начиная с 2002г. используются в расчётах, связанных с пенсией:

  1. Трудовой. С 2002 г. указанный вид стажа не связан с пенсией напрямую.
  2. Страховой. На него напрямую ориентируются при определении пенсии.
  3. Льготный. Обеспечивает ранний выход на пенсию.

Основанием для начисления специального (льготного) стажа является служба в рядах армии в особо тяжёлых условиях, например:

  • служба в «горячих точках», число дней увеличивается в 3-и раза;
  • солдаты-подводники, десантники-парашютисты;
  • суровые климатические условия, опасные, сопровождающиеся риском для жизни, поисковые и спасательные, противопожарные работы.

Приведённые правила распространяются на службу в армии, проходимую в любое время, в том числе и до 2002 г.

Учёт военной службы в общем трудовом стаже

Общий страховой стаж складывается из 2-ух различных периодов, которые отличаются друг от друга размером и порядком отчислений в Пенсионный фонд.

Это периоды:

  • страховые;
  • не страховые.

Служба в вооружённых силах РФ, органах Федеральной службы безопасности, Министерстве внутренних дел, таможенной полиции относятся к не страховым случаям.

Годы службы включаются в общий стаж при одном условии: отчисления в ПФР производились до и после службы. Если призывник не имел запись трудовой книге до армии и после прохождения службы не устроился на работу в течение нескольких месяцев, то служба в стаже не учитываются.

Исключение распространяется только на военнослужащих, которым полагается льготный стаж за армейскую службу. Их служба в вооружённых силах учитываются вне зависимости от официального трудоустройства после увольнения в запас.

Какие документы нужны для учета службы в стаже?

Пакет документов

Если до призыва гражданин не был зарегистрирован как застрахованное лицо, то его служба в армии учитывается только при предъявлении следующих документов:

  • военный билет;
  • справка из комиссариата;
  • трудовая книга или справками с последнего места трудовой деятельности.

Утерянный военный билет может быть заменён выпиской из военного архива.

Расчёт стажа для призывников и контрактников

Служба по контракту предполагает получение заработанной платы, с размера которой производятся отчисления в ПФР.

В данном случае трудовой стаж определяется из расчёта: один день на военной службе соответствует рабочему дню в гражданских условиях.

Аналогичная формула используется для исчисления стажа для солдата-призывника. Дни выходных и увольнительных не учитываются.

Правительством РФ определены списки территорий и организаций, продолжительность армейской службы в которых засчитывается в стаж с повышающим коэффициентом 1,5 и 2.

Перерывы в службе, отмеченные в соответствующих документах, не влияют на её общую продолжительность.

Оплата пособия по болезни после службы в армии

Начиная с 2007 г служба в рядах вооружённых сил учитывается при оплате больничных листов согласно правилу: один день армейской службы сопоставляется с одним рабочим днём в гражданских условиях.

Заключение

ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.

Читайте также: