Судебная практика пенсия сотрудников фсин

Дата опубликования: 9 декабря 2011 г.

Пензенский областной суд

Судья Жукова Е.Г. Дело № 33-2973

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.

и судей Елагиной Т.В., Бурдюговского О.В.

при секретаре Дурманове М.С.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Попкова О.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Попкова О.Н. к УФСИН России по Пензенской области о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Попкова О.Н. по доверенности Попковой В.В., просившей решение суда отменить, представителя Ульяновской таможни по доверенности Петрушовой О.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Попков О.Н. обратился в суд с иском к УФСИН России по Пензенской области о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии, указав, что 27.06.2011 ответчик отказал ему во включении периода его службы в таможенных органах на различных должностях с 03.05.1994 по 12.09.2002 в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику уголовно-исполнительной системы. Данное решение является незаконным, поскольку в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. В соответствии со ст.8 указанного закона пенсия за выслугу лет ему должна быть назначена в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплат пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», действие которого распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных их таможенных органов с правом на получение пенсии. Из выписки из приказа УФСИН России по Пензенской области от 20.05.2011 № усматривается, что его общий срок выслуги лет для назначения пенсии как сотрудника уголовно-исполнительной системы составил 07 лет 02 месяца 08 дней, льготный - 11 лет 09 месяцев 24 дня. Выслуга лет рассчитана без учета срока службы в таможенных органах, который составил 08 лет 04 месяца 09 дней. Исходя из изложенного, стаж для исчисления пенсии должен составлять 20 лет 02 месяца 03 дня. Просил суд включить в его выслугу лет для начисления льготной пенсии период его службы в таможенных органах, обязать УФСИН России по Пензенской области назначить ему пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству с 23.05.2011.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Попков О.Н. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное. Отказывая в иске, суд исходил из того, что в ч.1 ст.18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу а органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 служба лицам, имеющим специальные звания в таможенных органах, не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а согласно ч.3 ст.18 указанного Закона РФ порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона РФ, определяется Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, в котором не содержится положения о включении в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов УИС периода их службы в таможенных органах при наличии специального звания. Данный вывод является необоснованным, поскольку в указанном Постановлении указано, что Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 действие настоящего Постановления распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях ГТК РФ, следовательно, в выслугу лет для назначения пенсий входит и служба в таможенных органах. Данный вывод подтвержден сложившейся судебной практикой в РФ.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что Попков О.Н. в период со 02.09.1993 по 16.09.2002 проходил службу в таможенных органах - Пензенской таможне, откуда уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Имел специальное звание (от инспектора таможенной службы 3 ранга до прапорщика таможенной службы).

С 16.01.2006 по 23.05.2011 проходил службу в органах Уголовно-исполнительной системы - ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, уволен с 23.05.2011 по ст.58 пункту «а» (по собственному желанию) на основании приказа УФСИН России по Пензенской области № от 20.05.2011.

Согласно произведенному на основании личного дела Попкова О.Н. расчету и справке ответчика его выслуга лет по состоянию на 23.05.2011 в календарном исчислении составляет 07 лет 02 месяца 08 дней, в льготном исчислении - 11 лет 09 месяцев 24 дня. При этом период службы в таможенном органе при наличии специального звания с 03.05.1994 по 16.09.2002 в выслугу лет для назначения пенсии истцу как уволенному со службы сотруднику уголовно-исполнительной системы ответчиком включен не был.

Исследовав обстоятельства дела, проанализировав содержание законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно п.1 ст.50 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Следовательно, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов должно осуществляться, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.

В соответствии с п.«а» ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Частью 1 статьи 18 данного Закона установлено правило о том, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы, засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иные периоды.

Служба в таможенных органах данным Законом не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

Согласно ч.3 ст.18 данного Закона Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.

Указанное Постановление Правительства РФ также не содержит положение о включении в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы периода их службы в таможенных органах при наличии специального звания.

Таким образом, действующим законодательством возможность включения периода службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику уголовно-исполнительной системы не предусмотрена.

Судом первой инстанции проверен и обоснованно не признан основанием к удовлетворению иска довод истца о том, что с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации» распространено действие Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, а в соответствии с пунктом 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются, в том числе, служба в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания, а потому подлежит зачету его служба в таможенных органах в его выслугу лет как сотрудника УИС, поскольку право на получение пенсии за выслугу лет и какой вид службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы определяет только Закон, в частности, приведенный Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, тогда как Постановление Правительства РФ определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии. К тому же Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 103 распространяется на лиц, проходивших службу в таможенных органах, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, к каковым истец как уволенный из органов уголовно-исполнительной системы не относится.

Правильная оценка как не имеющему юридического значения дана и тому обстоятельству, что истцу в период службы в органах уголовно-исполнительной системы выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет с включением периода его службы в таможенных органах, поскольку процентная надбавка к окладу денежного содержания истцу как сотруднику уголовно-исполнительной системы выплачивалась на основании специально принятого по данному вопросу Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43, согласно которому в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам включается, в том числе, время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания. Однако указанное Положение на исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы не распространяется.

При таких обстоятельствах с учетом того, что разрешение вопроса о праве граждан на получение пенсии за выслугу лет и определение видов службы и иной деятельности, засчитываемых в выслугу лет, является исключительной прерогативой законодателя, который не предусмотрел возможности включения периода службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику УИС, суд правильно заявленные требования оставил без удовлетворения.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 29.09.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Попкова О.Н. - без удовлетворения.

Категория лиц, чья служба проходит в органах и учреждениях уголовно-исправительной системы страны, подпадают под действие законодательства об особом (льготном) пенсионном обеспечении.

По этому закону на льготные пенсии могут претендовать не только сами служащие, но и в определенном случае члены их семей. Условия обращения за таким видом материального обеспечения со стороны государства, порядок его оформления, а также размер соответствующих выплат – обо всем этом поговорим в статье.

Бесплатно по России

Положена ли сотрудникам ФСИН льготная пенсия по выслуге лет

Федеральная служба исполнения наказаний прямым образом в законе о пенсионном обеспечении военнослужащих и служащих иных силовых ведомств и правоохранительных органов не упоминается. Однако данная структура в настоящее время и состоит из учреждений и органов, вместе составляющих уголовно-исполнительную систему. Служащим данного ведомства и полагается пенсия на специальных условиях.

Кроме того, на такие выплате по общему правилу вправе претендовать граждане Российской Федерации, проживающие в стране и работавшие на территории страны (в том числе на территории бывшего Советского Союза). Иным лицам такая пенсия может назначаться лишь в исключительных случаях при наличии международного соглашения между Россией и тем государством, откуда прибыл человек.

Возраст выхода на пенсию

Законодатель не связывает возникновение права на материальное обеспечение со стороны государства в связи с выслугой лет на службе с наступлением какого-либо возраста. Для назначения пенсии имеет значение наличие требуемого стажа работы. Учитывая, что поступить на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы можно после прохождения срочной военной службы, гипотетически оставить службу и получать пенсию по выслуге можно уже в 39 лет.

Лишь в том случае, когда работник отправляется на заслуженный отдых по особым обстоятельствам, прямо перечисленным в законе, его возраст не может быть менее 45 лет. Но и он выглядит достаточно привилегированным по сравнению с тем, который ныне установлен для рядовых граждан (можно сказать, гражданских лиц), который для мужчин в скором времени будет составлять 65 лет.

Повысился ли в связи с реформой

При обсуждении пенсионной реформы 2019 года, предполагающей увеличение общего пенсионного возраста на 5 лет, поднимался вопрос и о стаже для пенсии по выслуге лет. Однако в закон такие предложения не вошли, дело ограничилось разговорами. Более того, и по настоящее время на повестке Государственной Думы вопрос о повышении возраста выхода на пенсию «силовиков» не находится.

Условия назначения и порядок выхода

Одним из видов пенсионного обеспечения бывших сотрудников ФСИН являются выплаты за выслугу лет, под которой понимается выработка необходимого минимального стажа в этой структуре или иных государственных ведомствах.

Для соблюдения этого условия необходимо иметь стаж службы во ФСИН от 20 лет, но в указанный стаж также засчитываются и иные периоды службы:

  • военная служба по контракту в различных видах войск Вооруженных Сил РФ, а также во внутренних войсках;
  • работа в качестве полицейского и иного служащего органов и учреждений министерства внутренних дел России;
  • работники МЧС (непосредственно в тех учреждениях, которые входят в систему государственной противопожарной службы);
  • работа в ФСКН, поскольку определенное время служба по контролю за оборотом наркотиков была выведена из МВД и существовала в качестве самостоятельного государственного органа;
  • служба в недавно созданной национальной гвардии РФ (которую в значительной степени составили и бывшие отделы вневедомственной охраны полиции).

Для некоторых случаев закон предусматривает выход на пенсию по выслуге и при отсутствии требуемых 20 лет стажа в силовых ведомствах.

Это право возникает у тех работников ФСИН, которые были уволены со службы по следующим обстоятельствам:

  • сокращение (проведение организационно-штатных мероприятий);
  • признание медицинской комиссией негодным по состоянию здоровья для дальнейшего прохождения службы;
  • достижение сотрудником возраста, который в соответствии с законодательством является предельным для службы по занимаемой им должности.

Во всех указанных случаях льготное содержание будет предоставлено, если упомянутый выше стаж в совокупности составляет не менее 12,5 лет, а общий период осуществления трудовой и аналогичной деятельности равен 25 годам.

Общий стаж рассчитывается по правилам, установленным законодательством о страховых и трудовых пенсиях. Фактически сюда относятся все периоды работы по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предпринимательская и социально значимая деятельность (уход за больным родственником, нахождение на учете в качестве безработного и т.п.).

Предельный возраст несения службы в уголовно-исполнительной системе определяется соответствующим законом о службе в этом ведомстве. В частности все сотрудники, имеющие звание ниже полковника подлежат увольнению со службы по достижении ими 50 лет. Позже всего уходить на заслуженный отдых имеют право служащие ФСИН в звании генерала внутренней службы РФ или генерал-полковника внутренней службы (65 лет).

Процедура оформления

Оформлением пенсионного обеспечения по выслуге лет сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по закону занимается Федеральная служба исполнения наказаний.

Гражданину перед пенсией для увольнения и оформления непосредственно необходимо обращаться в кадровую службу учреждения по последнему месту несения службы. Родственники умершего сотрудника должны обращаться в кадровую службу органа ФСИН по месту нахождения пенсионного дела.

Сама процедура складывается из нескольких этапов:

  • наступление обстоятельств, предоставляющих сотруднику (в том числе бывшего) право на обращение за назначением рассматриваемого вида материального обеспечения;
  • сбор установленных законодательно документов;
  • подача заявления с необходимыми приложениями в подразделение ФСИН, осуществляющего решение вопросов пенсионного обеспечения;
  • рассмотрение органом заявление и принятие решения о назначении пенсии или об отказе в таковом;
  • назначение выплат.

В документе заявителю необходимо сообщить следующую информацию о себе:

  • ФИО и звание;
  • место проживания и контактные данные;
  • дату и место рождения;
  • последнюю занимаемую должность и место прохождения службы;
  • сроки обеспечения денежным довольствием (указать, когда прекращаются выплаты по службе);
  • факт получения какой-либо пенсии на момент обращения;
  • основания, дающие право на дополнительные льготы, гарантии и доплаты;
  • состав семьи (кем приходятся, дата рождения, факт нахождения на иждивении, наличие инвалидности, ее группа);
  • род занятий на момент обращения.

Также документ должен содержать перечень прилагаемых документов, быть подписан заявителем и содержать дату подписания. К заявлению необходимо приложить письменный расчет выслуги лет на пенсию, он составляется кадровой службой того учреждения, где в последнее время работал гражданин.

Помимо этого к заявлению прикладываются:

  • денежный аттестат;
  • заключение военно-врачебной комиссии;
  • выписка из приказа об увольнении.

Если уполномоченным органом получены все документы, то решение о назначении выплат должно быть принято им в течение 10 дней. Если документы были представлены не в полном объеме, то данный срок исчисляется со дня, когда лицом были представлены все необходимые бумаги.

Можно ли рассчитать размер выплат с помощью пенсионного калькулятора

В интернете на данный момент существует единственный официальный пенсионный калькулятор. Он представлен в качестве специального сервиса на официальном сайте Пенсионного Фонда РФ.

Но вот узнать онлайн приблизительный размер будущей пенсии по нему можно лишь по общим основаниям. Т.е. по нему можно вычислить примерный размер страховой пенсии по старости, но не по выслуге лет в связи с наличием определенного стажа работы в структурах ФСИН.

Вместе с тем, существуют интернет ресурсы, которые предоставляют своим посетителям возможность осуществить расчет пенсии по выслуге. Среди них присутствуют достаточно точные сервисы, в качестве базы использующие действующие нормативные документы, регулирующие порядок пенсионного обеспечения бывших сотрудников ФСИН.

Какие данные необходимо знать для расчета

Для расчета по формуле именно пенсии по выслуге лет на соответствующем ресурсе необходимо заполнить следующую информацию:

  • оклад по должность;
  • оклад по присвоенному званию;
  • размер надбавки за классную квалификацию (при наличии);
  • надбавка за выслугу лет;
  • районный коэффициент;
  • уровень оклада денежного содержания;
  • длительность общего трудового стажа;
  • наличие понижающего коэффициента (определяется на календарный год).

При наличии этих сведений можно получить достаточно точный результат.

Таким образом, сотрудники ФСИН имеют право отправиться на пенсию при наличии выслуге в органах и учреждениях данной системы не менее 20 лет. Оформить выплаты необходимо через кадровый отдел по последнему месту службы, порядок оформления утверждается отдельной инструкцией, утвержденной Приказом Минюста.

город Санкт-Петербург
26 мая 2015 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности части 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Т.Н.Шаешниковой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.М.Казанцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации, установил:
1. Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае причинения сотруднику, имеющему специальное звание и проходящему службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в названных учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц; порядок определения стойкой утраты трудоспособности данного сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
1.1. Оспаривающая конституционность названного законоположения гражданка Т.Н.Шаешникова во время прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел СССР в должности начальника планового отдела 14 апреля 1981 года получила травму при исполнении служебных обязанностей. Со службы она была уволена 17 февраля 1999 года по основанию, предусмотренному пунктом «з» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-I (по ограниченному состоянию здоровья), с назначением пенсии за выслугу лет. После увольнения заявительнице установлена II группа инвалидности с указанием причины инвалидности – военная травма и с 1 февраля 2002 года назначена пенсия по инвалидности. Впоследствии вид получаемой Т.Н.Шаешниковой пенсии неоднократно менялся.
Решением Свердловского районного суда города Красноярска от 14 мая 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 8 сентября 2014 года, удовлетворены требования Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о прекращении выплаты Т.Н.Шаешниковой ежемесячных пожизненных выплат в возмещение вреда здоровью на том основании, что она не является получателем пенсии по инвалидности.
Нарушение частью 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, Т.Н.Шаешникова усматривает в том, что данное законоположение лишает права на получение ежемесячной денежной компенсации лиц, уволенных со службы в органах уголовно-исполнительной системы, – инвалидов вследствие военной травмы, получающих пенсию за выслугу лет.
1.2. Как следует из статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод проверяет конституционность законоположений, примененных в деле заявителя, рассмотрение которого завершено в суде, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.
Таким образом, часть 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данная норма служит основанием для решения вопроса о возможности предоставления предусмотренной ею ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в органах уголовно-исполнительной системы, – инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
2. Часть 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по своему нормативному содержанию аналогична части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции», которая предусматривала, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Названная норма была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 10 февраля 2015 года № 1-П, опираясь на сформулированные им ранее правовые позиции, пришел к выводу, что условия выплаты данной ежемесячной денежной компенсации должны определяться таким образом, чтобы обеспечивать ее получение всеми сотрудниками органов внутренних дел, признанными инвалидами вследствие военной травмы, в зависимости лишь от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой ими пенсии.
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в приведенной редакции не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служила основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации тем сотрудникам органов внутренних дел – инвалидам вследствие военной травмы, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Федеральным законом от 12 февраля 2015 года № 15-ФЗ часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» изложена в новой редакции и предусматривает выплату гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в полиции, соответствующей ежемесячной денежной компенсации при условии установления им инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, независимо от вида получаемой ими пенсии.
3. Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, как и служба в полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 17-П и от 15 октября 2013 года № 21-П).
Возлагаемые на сотрудников уголовно-исполнительной системы обязанности, связанные с обеспечением надлежащего исполнения уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных, а также с осуществлением содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраной и конвоированием, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, вследствие чего государство – в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации – обязано гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения службы.
При этом следует учитывать, что органы уголовно-исполнительной системы ранее (в том числе в период прохождения службы заявительницей) входили в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации и были переданы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации лишь в 1998 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Согласно статье 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» государственная служба в этой системе регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
Соответственно, исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, предполагающих в том числе равное обращение с лицами, находящимися в сходной ситуации, сотрудникам уголовно-исполнительной системы должны быть обеспечены
аналогичные предоставляемым сотрудникам органов полиции условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в случае получения ими при выполнении служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
4. Часть 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так же как и часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в первоначальной редакции, предусматривает выплату ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику органов уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2015 года № 1-П, условия предоставления этой компенсации должны определяться – как по отношению к сотрудникам органов полиции, так и по отношению к сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы – таким образом, чтобы обеспечивать ее получение указанными лицами, признанными инвалидами вследствие военной травмы, в зависимости лишь от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой ими пенсии.
В системе правового регулирования, действующего в сфере государственной службы в правоохранительных органах, и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных на основе статей 17, 18, 19, 32 (часть 4) и 39 Конституции Российской Федерации (постановления от 18 марта 2004 года № 6-П и от 10 февраля 2015 года № 1-П), это означает, что все сотрудники, имеющие специальное звание и проходившие службу в учреждениях и органах, указанных в Федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны при наступлении инвалидности вследствие военной травмы на равных условиях приобретать право на ежемесячную денежную компенсацию.
Между тем часть 5 статьи 12 названного Федерального закона напрямую связывает выплату ежемесячной денежной компенсации указанным в ней лицам, получившим при выполнении служебных обязанностей увечье или иное повреждение здоровья, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы и повлекшие стойкую утрату трудоспособности, с назначением пенсии по инвалидности. Соответственно, в правоприменительной практике данная норма (равно как и конкретизирующие ее положения подпункта «а» пункта 1 и пункта 22 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (утверждены приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 года № 439) рассматривается как распространяющаяся только на тех получивших военную травму в период прохождения службы сотрудников перечисленных в ней учреждений и органов, которым назначена пенсия по инвалидности.
5. Поскольку часть 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по своему нормативному содержанию аналогична части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в редакции, признанной Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в Постановлении от 10 февраля 2015 года № 1-П и сохраняющие свою силу, распространяются на всех имеющих специальные звания сотрудников учреждений и органов, перечисленных в Федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые признаны инвалидами вследствие военной травмы, независимо от вида назначенной им пенсии.
Следовательно, часть 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, – инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
Федеральному законодателю надлежит – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, – внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 471, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации 11, постановил:
1. Признать часть 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, – инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.
2. Федеральному законодателю надлежит – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, – внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
3. Правоприменительные решения по делу гражданки Шаешниковой Татьяны Николаевны, основанные на части 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в той мере, в какой она признана настоящим Постановлением не соответствующей Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации
№ 11-П

Читайте также: