Судебная практика по неофициально работающим пенсионерам

Краткое содержание:


В последнее время ужесточаются проверки в отношении пенсионеров. Основная задача – определить, работает пенсионер или нет. Ведь работающий пенсионер лишается индексации и иных социальных доплат. Для бюджета это колоссальная экономия.

Если у пенсионера очень маленькая пенсия, то он имеет право получать доплату до уровня прожиточного минимума. Однако если пенсионер работает, то доплата снимается.

Не стоит забывать, что на пенсионере лежит ответственность по предоставлению необходимых сведений в ПФР, в том числе о факте трудоустройства. Если пенсионер этого не сделал, то с него могут потребовать вернуть переплату, но самая серьезная угроза – это риск быть привлеченным к уголовной ответственности по ст. 159.2 УК РФ, если пенсионер умышленно умалчивает о факте трудоустройства. Состав преступления может наступить при ущербе свыше 2500 рублей.

Рассмотрим несколько случаев из практики, когда «забывчивость» пенсионеров приводила их на скамью подсудимых.

Пенсию оформила, о работе не предупредила

Женщина обратилась в ПФР для оформления пенсии по случаю потери кормильца. Данная пенсия ей была положена как нетрудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком до 14 лет. Оформив пенсию, через некоторое время она устроилась на работу. Однако предупреждать сотрудников ПФР не стала, продолжая работать и получать пенсию по потере кормильца. При этом сотрудники ПФР предупредили об обязанности сообщить о факте трудоустройства в Пенсионный фонд. Таким образом, ущерб составил более 65 000 рублей.

В итоге, было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. Рассмотрев дело, мировой судья судебного участка №2 г. Междуреченска Кемеровской области вынес приговор, в котором женщину признали виновной и приговорили в 6 месяцам исправительных работ условно, а также женщина обязана была возместить причиненный ущерб ПФР (дело № 1-55/13-2, приговор от 12 сентября 2013 года).

На пенсию вышла раньше, но про работу не уведомила

Женщина осталась без работы за несколько лет до пенсии. После неудачных поисков за 2 года до наступления пенсионного возраста она получила возможность досрочно выйти на пенсию. При этом согласно действующему законодательству право на досрочную пенсию прекращается в случае трудоустройства. Женщину предупредили об этом. Тем не менее, официально трудоустроившись, она не сообщила об этом в ПФР. Таким образом, она незаконно продолжила получать досрочную пенсию. После того как данный факт был обнаружен, в отношении нее было возбуждено уголовное дело по ст. 159.2 УК РФ. Ущерб составил более 25 000 рублей. Приговором суда по делу № 1-9/2011 ее признали виновной и назначили наказание в виде 10 месяцев лишения свободны с применением ст. 73 УК РФ, т. е. условно.

Получил социальную доплату, но не сообщил о работе

Мужчина получал пенсию ниже уровня прожиточного минимума, в связи с чем ему полагалась федеральная социальная доплата. При ее оформлении сотрудники ПФР предупредили мужчину, что в случае трудоустройства у него теряется право на социальную доплату, и о факте трудоустройства нужно сообщить в отделение ПФР.

Однако мужчина, устроившись на работу, не стал сообщать данную информацию в Пенсионный фонд. После проведения проверки данный факт был обнаружен, а итоговой ущерб составил более 6000 рублей. В отношении мужчины завели уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, после чего он был признан виновным и приговорен к штрафу в размере 5000 рублей.

Таким образом, стоит быть предельно внимательным и обязательно сообщать ПФР о факте трудоустройства, ведь помимо того, что ущерб все равно взыщут, можно еще и получить судимость, что весьма неприятно.

Пенсионеры вынуждены рисковать, чтобы сэкономить на коммунальных услугах (подробнее тут).

Достигнув пенсионного возраста, многие люди продолжают трудовую деятельность без официального оформления. Это удобно для работодателя, позволяет экономить на сборах и налогах, но является нарушением закона и предусматривает ответственность.

Чем выгодна работа без официального трудоустройства

Понятие неофициальных трудовых отношений в законодательстве отсутствует. При этом, в статье 67 Трудового Кодекса РФ говорится об обязательном заключении договора с работником не позднее 3-х дней с момента его допуска к работе. Это является признаком официального трудоустройства.

По совокупности изложенной в ТК РФ информации можно сделать вывод, что любое другое устройство на работу будет неофициальным. Самыми распространенными схемами этого нарушения законодательных норм является:

  • фиктивное трудоустройство сотрудника, реальную работу за которого исполняет другой человек;
  • использование труда работников без оформления их в штате организации (в том числе – различные виды подработки) с неофициальной выплатой зарплаты, без положенных налоговых и страховых пенсионных отчислений;
  • заключение гражданско-правового соглашения вместо трудового договора (ТД).

  • Как в Скайпе убрать рекламу
  • Как не заразиться коронавирусом в поезде дальнего следования
  • Дела, которые нельзя выполнять перед сном

Являясь нарушением законодательных норм, такая неофициальная подработка на предприятии влечет за собой ответственность руководства согласно следующим нормативно-правовым документам:

  • Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) – статья 5.27.
  • Налоговому кодексу РФ (НК РФ) – статьи 75, 122 и 123.
  • Уголовному кодексу РФ (УК РФ) – статье 199.1.

Для пенсионеров

Выгода, которую преследует получатель пенсии, неофициально устраиваясь на работу, заключается в том, что он получает:

  • Дополнительный источник дохода, помимо назначенных пенсионных выплат.
  • Повышенные зарплату за счет неуплаты налога на доходы физических лиц.
  • Минимизированную ответственность. Если пенсионер работает неофициально, то юридически он не отвечает за причиненный ущерб.
  • Возможность ежегодной индексации пенсии. Для официально трудоустроенных пенсионеров с 2016 года существует мораторий на такое повышение.

Для работодателей

Преимущества, которые стремится получить работодатель, не оформляя официально пенсионеров, заключаются в том, что он:

  • Не производит взносы для Пенсионного фонда России и фондов медицинского и социального страхования (ПФР, ФФОМС и ФСС).
  • Упрощенным образом совершает прием на работу и прекращение трудовых отношений. Директор может в любой момент уволить работника, не выплачивая ему 2-месячной компенсации, которая положена лицам, оформленным по нормам трудового права.
  • Не оплачивает время простоя. По закону, если перерыв в работе происходит по независящим от работника обстоятельствам, то предприятие оплачивает ему это время из расчета не менее 2/3 оклада.
  • Экономит на кадровом документообороте. Для неоформленных сотрудников не нужно заводить личное дело, заполнять трудовую книжку, издавать приказы и др.
  • Может задерживать заработную плату (либо выплатить ее в неполном размере) и не оплачивать своим сотрудникам отпуска и больничные.

Ответственность работодателя за неоформление трудового договора

Согласно действующему законодательству, ответственность за неофициальное трудоустройство пенсионера распространяется на:

  • руководителя организации или его уполномоченное лицо;
  • индивидуального предпринимателя;
  • предприятие.

Ответственность за неоформление работника, которая распространяется на должностное лицо, делится на следующие виды:

  1. Административную. При однократном нарушении размер штрафа может составить до 20 000 р. При повторном инциденте в течение 12 месяцев, директор может быть дисквалифицирован на срок до 3-х лет.
  2. Налоговую. Выплачивая неофициальный заработок, работодатель не удерживает необходимые налоги и не производит страховых отчислений. Налоговая ответственность подразумевает взимание недоимки, пени и штрафов, но часто применение этих санкций происходит не по отношению к должностному лицу, а к организации в целом.
  3. Уголовную. Ответственность наступает при личном интересе в неперечислении налоговых платежей и недоимке крупного размера (свыше 5 000 000 р.). Штраф, который могут присудить должностному лицу, достигает 300 000 р. Другие варианты наказания – лишение свободы на срок до 2 лет или принудительные работы аналогичной продолжительности. При особо крупной недоимке (свыше 15 000 000 р.) руководитель может быть подвергнут заключению продолжительностью до 6 лет.

Штраф для ИП

Являясь субъектом трудовых отношений, индивидуальный предприниматель должен выполнять требования действующего законодательства. Ответственность, к которой он может привлекаться при выявлении фактов ненадлежащего оформления пенсионеров, имеет следующие особенности:

  • Административная. Части 4 и 5 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривают наказание за неоформление работника положенным образом (например, уклонение от заключения трудового договора) – это штраф размером от 5 000 р. до 10 000 р. При повторном привлечении к административной ответственности, штрафные санкции увеличиваются – от 30 000 р. до 40 000 рублей.
  • Налоговая. Так как при неофициальном трудоустройстве предприниматель не выполняет обязанности по удержанию НДФЛ, то согласно НК РФ, он должен выплатить возникшую недоимку, пени (за каждый день – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ) и штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Невыплаченные страховые взносы тоже подлежат возмещению вместе с набежавшей неустойкой и штрафными санкциями величиной 20% от невыплаченного страхового сбора.
  • Уголовная. Возникает, если ненадлежащее перечисление налогов и необходимых сборов, приведшее к крупной недоимке (размером от 5 000 000 рублей), проводилось в личных интересах нарушителя. При уголовной ответственности ИП наказание аналогично тому, которому может подвергаться должностное лицо предприятия – штраф до 300 000 р. или до 2 лет заключения.

  • 10 вещей, которые влияют на ваше здоровье после 40 лет
  • Как взять кредит под залог недвижимости от Сбербанка
  • Дженерик Левитра

Штраф за неоформленного работника ООО

При неофициальном трудоустройстве работников (в том числе – пенсионеров), законодательством предусмотрена ответственность и для юридических лиц. Она подразделяется на следующие виды:

  • Административная. Это штраф до 100 000 р. для организации, в которых обнаружены нарушения с оформлением трудовых договоров на персонал. При повторном инциденте в течение 12 месяцев, размер взыскания может увеличиваться до 200 000 рублей.
  • Налоговая. Неуплата НДФЛ и страховых сборов аналогична взысканиям для индивидуальных предпринимателей – полная выплата всех недоимок с добавлением пени и штрафа в размере 20% от невыплаченной суммы.?

Что грозит пенсионеру за неофициальное трудоустройство

Работа без оформления трудового договора во многих случаях невыгодна и самому трудящемуся пенсионеру. Последствия этого нарушения можно поделить на две категории:

  • ущемление трудовых прав работника;
  • санкции из-за нарушения требований законодательства.

Если пенсионер работает неофициально, то он не может воспользоваться юридическими и социальными гарантиями. На такого работника не распространяются нормы по продолжительности рабочего времени и ему не полагается:

  • компенсация за сверхурочную работу или труд в ночное время;
  • оплата отпуска и больничных;
  • выплата компенсации при увольнении по сокращению штата или ликвидации предприятия.

Большим финансовым риском является и получение заработной платы, ведь работодатель может в любой момент в одностороннем порядке пересмотреть условия выплат или вообще отказаться оплачивать сделанную работу без объяснения причин. При этом пенсионер сам является нарушителем закона, и он не будет обращаться с заявлением на нанимателя в трудовую инспекцию.

В этой ситуации получение проиндексированных пенсионных выплат является необоснованным обогащением, и в случае подтверждения факта трудоустройства:

  • Пенсионер может быть подвергнут административному взысканию в виде штрафа до 10 000 рублей.
  • Его пенсионные выплаты за время нелегального трудоустройства могут быть пересчитаны с исключением коэффициента индексации. По причине того, в этот период он получал пенсию больше положенного размера, этот ущерб будет возмещен за счет будущих вычетов.

Видео

В информационном пространстве широко обсуждаются новости о введении штрафа для неофициально работающих пенсионеров в размере 120 000 рублей. Эта информация пока не соответствует действительности, но санкции для пенсионеров за подработку действительно есть.

В статье разберемся, будет ли введен штраф для работающих пенсионеров в 2020 году по инициативе ПФР, ИФНС или иного надзорного ведомства, что грозит пенсионерам за официальную и неофициальную трудовую или предпринимательскую деятельность, выгодно ли вообще пенсионерам не работать на своем заслуженном отдыхе.


Какие слухи распространяются

Многие информационные сайты уже успели написать, что вводится новый штраф для работающих неофициально пенсионеров в 2020 году — 120 тысяч рублей. Большинство заголовков подобных новостей в не самых авторитетных информационных источниках используют именно такую риторику. При этом, как правило, в статьях нет ссылок на действующие нормативные акты, законопроекты или высказывания чиновников, публикации на официальных сайтах госорганов.

Кроме этого, обычно в таких новостях фигурируют следующие факты:

  • о привлечении к ответственности пенсионеров предупредила налоговая официально;
  • штраф для работающих неофициально пенсионеров планируется ввести отдельным законом в новом году;
  • налоговая и Пенсионный фонд отслеживают поступления на расчетные счета пенсионеров с целью отслеживания нелегальных доходов.

Все эти утверждения не соответствуют действительности, о чем подробно будет рассказано ниже.

Что произошло на самом деле

Источник слухов и волны новостей о штрафах для пенсионеров, получающих нелегальный доход, — публикация на сайте ussurmedia.ru. В статье указано, дословно, «работающих пенсионеров предупредили о штрафе в 120 тысяч рублей». За что положено такое наказание? За «подработки», «неофициальное трудоустройство», что приводит, по выражению автора статьи, к «своего рода мошенничеству». Ведь работающий пенсионер не имеет права на индексацию пенсии.

Таким образом, неофициально работающий пенсионер, скрывая информацию о дополнительном доходе, трудоустройстве, получает повышенный размер содержания незаконно. А получить информацию правоохранительные органы смогут от налоговой, отслеживающей поступления на счетах и от Пенсионного фонда, контролирующего трудоустройство граждан.

При этом, автор не дает ни ссылок на нормативные акты (их вообще нет в статье), ни на публикации с официальных сайтов госорганов. Сомнительные новости «перекочевали» и на некоторые новостные сайты, например, ura.ru.

Как на самом деле

Никакого законопроекта о введении штрафов для неофициально работающих пенсионеров нет. Предусмотрен ли действующим законодательством штраф для пенсионеров за подработку или неофициальное трудоустройство? Конкретно такого состава преступления в УК РФ нет. Однако, есть ст. 159.2 — мошенничество с выплатами (получение индексированной пенсии, продолжая работу, вполне может считаться таковым), и ст. 198 — уклонение от налогов (с любого дохода гражданин обязан платить соответствующий налог на доход).

По ст. 159.2 УК РФ штраф как раз может достигать 120 000 рублей. Статья 198 УК РФ также гипотетически может касаться нелегально работающих, но только если ущерб (невыплата налогов) достиг крупных размеров (900 000 рублей за три года).

Как госорганы могут доказать состав преступления

Никаких официальных предупреждений от налоговой или ПФР в адрес неоформленных официально на работе или занимающихся подработкой пенсионеров не публиковалось. Так, ПФР уже опроверг новости и разъяснил, что не выполняет надзорные функции, не занимается выявлением нелегально работающих граждан и не наделен полномочиями по передаче информации в правоохранительные органы. Информацию о работниках и взносах ПФР получает непосредственно от работодателей.

Что касается налоговой инспекции, то согласно пп.1.1 ст. 81 НК РФ она располагает правом запроса запрашивать информацию о движении средств на счету гражданина. Однако для этого необходимо основание в виде проведения официальной проверки.

Выгодно ли пенсионеру трудиться

Итак, работающий пенсионер на индексацию пенсии рассчитывать не может. В соответствии со ст. 26.1 ФЗ-400 с 2016 года индексация их содержания «заморожена», при этом, размер пенсии корректируется, но на иной процент. В соответствии с той же нормой после увольнения и прекращения трудовой деятельности пенсия корректируется с учетом всех индексаций, проведенных, пока гражданин трудился.

Также работающий пенсионер не имеет права на следующие выплаты:

  • социальную пенсию по старости, при продолжении осуществления труда она не назначается на основании ст. 11 ФЗ-166 — если выяснится, что такой пенсионер начал работать, пенсию заставят вернуть;
  • социальную доплату к пенсии для обеспечения дохода на уровне прожиточного минимума в соответствии со ст. 12.1 ФЗ-178;
  • различные региональные доплаты в соответствии с местным законодательством. Как правило, условием их назначения является прекращение трудовой деятельности.

Вывод

Итак, что можно ответить на вопрос: будет ли принят закон о штрафах для работающих пенсионеров? Нет, в ближайшем будущем у законодателей нет таких инициатив в планах. В соответствии с действующим законодательством продолжение трудовой деятельности — полное право пенсионера.

Привлечение к ответственности пенсионеров, работающих нелегально, неофициально, и при этом получающих денежные выплаты, предназначенные для неработающих пенсионеров, вполне возможно по действующим законам, причем к уголовной ответственности. Однако для этого необходимо доказать наличие умысла, получение неофициальных доходов и т.д., весь состав преступления, что на практике сделать достаточно проблематично в настоящее время.


Пенсионный возраст не является поводом для увольнения. Многие люди в РФ после выхода на пенсию продолжают работать. Судебная практика по пенсионным спорам предусматривает индивидуальный подход к каждому клиенту.

Работающие пенсионеры встречаются на государственных и частных предприятиях. Некоторых людей не устраивает сумма пенсий, другие хотят помочь детям. А есть пенсионеры, которые просто не могут сидеть дома.

Особенности увольнения пенсионеров

При увольнении человека пенсионного возраста в России необходимо руководствоваться законодательством. Работодатель должен учитывать особенности, которые обозначены в Трудовом кодексе.

Например, часто возникает спор, должен ли такой работник заранее сообщать руководству о увольнении. И если работник не предупредил начальство, обязан ли он отрабатывать по закону две недели.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает четкого ответа на этот вопрос, потому и возникают противоречивые моменты. Согласно статье 80, увольнение работника в связи с выходом на пенсию должно осуществляться в день подачи заявления на увольнение.

То есть руководитель учреждения не имеет права задерживать такого работника и принуждать его отрабатывать положенные две недели. Такая статья при увольнении пенсионеров документально подтверждается записью в трудовой книжке.

При поступлении на другую работу и последующем увольнении, работник должен написать заявление по собственному желанию на общих основаниях – за две недели до даты увольнения. Это значит, что пенсионеры могут уволиться без отработки только один раз.

Трудовой кодекс содержит пункт, который предусматривает предоставление двухнедельного отпуска без содержания. Руководитель предприятия, организации обязан предоставить такой отпуск по желанию работника. Следовательно, при возникновении конфликтов по этому вопросу, его можно решить мирным путем.

Кроме заявления на увольнение, работник пишет заявление на отпуск без содержания. Две недели пенсионер не отрабатывает, а в это время работодатель занимается поиском нового работника.


Незаконность увольнения работников, достигших пенсионного возраста

По мнению некоторых руководителей, работника по достижению пенсионного возраста можно уволить. Увольнение пенсионера возможно только по собственному желанию. Согласно законодательства, насильно увольнять таких работников не имеют права.

В противном случае пенсионер может подать иск в суд. В таких случаях судебные решения по трудовым спорам имеют положительный исход для таких работников. Трудовой кодекс содержит еще один неприятный момент для работников пенсионного возраста. Это — перевод на условиях срочного трудового договора.

При условии заключения бессрочного договора с работником пенсионного возраста, его перевод на срочный трудовой договор является незаконным. И для этого требуется собственное желание работника. В некоторых случаях при приеме пенсионера на работу сразу можно заключать с ним срочный договор.

Многие руководители предлагают таким работникам перевод на другую должность, которая является менее оплачиваемой. Работник на такой перевод должен дать свое согласие. Все процедуры, которые касаются трудовых отношений, происходят с согласия самого работника.

При увольнении работника пенсионного возраста необходимо соблюдать нормы законодательства. Судебная практика по пенсионным спорам становится очень популярной в России. В некоторых случаях пенсионеры справляются с обязанностями лучше, чем молодые работники. Может с работниками пенсионного возраста лучше и не разрывать трудовые отношения.

В Трудовом кодексе РФ не оговаривается обязательный порядок увольнения людей, которые достигли пенсионного возраста. Для увольнения пенсионеров существуют законные основания: сокращение численности штата, состояние здоровья, несоответствие занимаемой должности, и т.д

Иски граждан против правительства имеют юридическую перспективу


Конституционный суд может оспорить решение правительства. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Отмена индексации пенсий работающих пенсионеров может противоречить Конституции. Лишение прав на компенсацию инфляции части граждан можно трактовать как покушение на их равенство перед законом. Кроме того, сокращение реальных пенсий работающих означает выборочное ухудшение положения граждан, что также не вполне согласуется с Конституцией. Работающие пенсионеры могут оспорить решение правительства в Конституционном суде.

В ближайший четверг депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект об индексации пенсий работающих пенсионеров. Об этом, в частности, ранее сообщил глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов.

По мысли парламентариев, параметры федерального бюджета на следующий год все еще можно скорректировать, чтобы осуществить индексацию пенсий работающим россиянам.

Пока же проект бюджета-2018 не предполагает индексацию пенсий работающим пенсионерам (см. «НГ» от 19.09.17). «По работающим пенсионерам у нас предусматривается сохранение того режима, который действовал в текущем году, то есть мы не предусматриваем каких-либо индексаций в части работающих пенсионеров», – сообщал глава Минфина Антон Силуанов. И, по мнению чиновников, отмена индексации не ухудшит уровня жизни работающих пенсионеров. «По работающим пенсионерам у нас предусмотрен и сейчас есть рост реальных зарплат большими темпами, чем рост инфляции. Это продолжится и в следующем году. И пенсионеры, которые работают, у них есть возможность иметь больше средств и доходов. Прирост будет выше инфляции. Мы считаем, что он не ухудшает положение работающих пенсионеров. Это же их выбор», – сообщил министр, подчеркнув, что «каждый пенсионер сам принимает решение – работать или уйти на пенсию».

Не все согласны с главой Минфина. Работать россиян толкает не собственное желание, а нужда. «Попробуйте выжить на 6200 руб. Это нужда. И на 7 тыс. Нужда заставляет делать выбор», – пояснял главе Минфина председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.

Действительно, сложно одним желанием объяснить количество работающих пенсионеров в стране. Согласно данным Пенсионного фонда России, всего в стране около 43 млн пенсионеров – трудится из них примерно треть.

В правительстве прямо заявляют, что отмена индексации экономит бюджету миллиарды рублей. «Это (индексация пенсий работающим пенсионерам. – «НГ») стоит определенного количества денег. По нашим оценкам, около 170–200 млрд руб. может потребоваться на это мероприятие», – приводит Интерфакс слова главы Минтруда Максима Топилина.

В итоге вместо полноценной индексации работающие пенсионеры с 1 августа получили лишь надбавку к пенсии. Отметим, в отличие от индексации, когда ее размеры увеличиваются на определенный процент, прибавка носит индивидуальный характер, так как ее размер зависит от уровня зарплаты работающего пенсионера. В итоге надбавка составила в среднем около 200 руб.

По мнению экспертов, отмена индексации отдельных категорий граждан прямо ущемляет их права, гарантированные Конституцией. «Основной закон признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В связи же с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты, корректирующие размеры пенсий и заработка, из которого они исчисляются. Однако уровень пенсионного обеспечения сегодня, мягко говоря, не может быть признан удовлетворительным. Это не согласуется со статьей 7 Конституции, требующей создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и является грубым нарушением конституционных прав пенсионеров», – считает адвокат Владимир Постанюк. Между тем, замечает юрист, в России пока не сложилась практика успешного обжалования такого рода «пенсионных решений». «Это же является и причиной необращения пожилых людей в Конституционный суд за защитой своих прав. Они вынуждены терпеть низкий уровень своего соцобеспечения, но при этом обращаться в суд и участвовать в судебных разбирательствах в силу своего возраста, здоровья и денежных трат не хотят. В итоге проблема остается неразрешенной», – отмечает адвокат.

Кроме того, обращают внимание эксперты, прецеденты подобных решений в российской судебной практике уже есть. Таким примером служит определение Конституционного суда РФ от 15 февраля 2005 года «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В определении, в частности, указывалось, что федеральный законодатель «должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения и действовать в рамках международно-правовых обязательств РФ. «А РФ как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права», – напоминали специалисты.

Другой вопрос, как Конституционный суд может трактовать «право гражданина на непрерывное улучшение условий его жизни». «Исходя из своей обязанности по гарантированию достаточного уровня жизнеобеспечения социально незащищенным категориям, федеральный законодатель определяет экономические обязательства перед категориями пенсионеров, и работающие пенсионеры не рассматриваются им как незащищенная категория в той мере, в которой можно рассмотреть их как обычных пенсионеров без дополнительного заработка. Поэтому скорее всего Конституционный суд, рассматривая эти нормы, сочтет, что прожиточный минимум соблюден и нет нарушения, так как законодатель не лишил работающего пенсионера социальных гарантий», – говорит замдиректора Института правовых исследований Российского экономического университета им. Плеханова Наталья Свечникова.

Нужно также учитывать, что вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам прямо Конституцией не регулируется, поэтому сложно будет доказать, что такое решение властей ей противоречит, считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. «Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что в России обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии соцзащиты. Но эту статью нельзя рассматривать как обязанность индексировать пенсии работающим пенсионерам», – заключает он.

Иски граждан против правительства имеют юридическую перспективу


Конституционный суд может оспорить решение правительства. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Отмена индексации пенсий работающих пенсионеров может противоречить Конституции. Лишение прав на компенсацию инфляции части граждан можно трактовать как покушение на их равенство перед законом. Кроме того, сокращение реальных пенсий работающих означает выборочное ухудшение положения граждан, что также не вполне согласуется с Конституцией. Работающие пенсионеры могут оспорить решение правительства в Конституционном суде.

В ближайший четверг депутаты Госдумы планируют рассмотреть законопроект об индексации пенсий работающих пенсионеров. Об этом, в частности, ранее сообщил глава думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов.

По мысли парламентариев, параметры федерального бюджета на следующий год все еще можно скорректировать, чтобы осуществить индексацию пенсий работающим россиянам.

Пока же проект бюджета-2018 не предполагает индексацию пенсий работающим пенсионерам (см. «НГ» от 19.09.17). «По работающим пенсионерам у нас предусматривается сохранение того режима, который действовал в текущем году, то есть мы не предусматриваем каких-либо индексаций в части работающих пенсионеров», – сообщал глава Минфина Антон Силуанов. И, по мнению чиновников, отмена индексации не ухудшит уровня жизни работающих пенсионеров. «По работающим пенсионерам у нас предусмотрен и сейчас есть рост реальных зарплат большими темпами, чем рост инфляции. Это продолжится и в следующем году. И пенсионеры, которые работают, у них есть возможность иметь больше средств и доходов. Прирост будет выше инфляции. Мы считаем, что он не ухудшает положение работающих пенсионеров. Это же их выбор», – сообщил министр, подчеркнув, что «каждый пенсионер сам принимает решение – работать или уйти на пенсию».

Не все согласны с главой Минфина. Работать россиян толкает не собственное желание, а нужда. «Попробуйте выжить на 6200 руб. Это нужда. И на 7 тыс. Нужда заставляет делать выбор», – пояснял главе Минфина председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.

Действительно, сложно одним желанием объяснить количество работающих пенсионеров в стране. Согласно данным Пенсионного фонда России, всего в стране около 43 млн пенсионеров – трудится из них примерно треть.

В правительстве прямо заявляют, что отмена индексации экономит бюджету миллиарды рублей. «Это (индексация пенсий работающим пенсионерам. – «НГ») стоит определенного количества денег. По нашим оценкам, около 170–200 млрд руб. может потребоваться на это мероприятие», – приводит Интерфакс слова главы Минтруда Максима Топилина.

В итоге вместо полноценной индексации работающие пенсионеры с 1 августа получили лишь надбавку к пенсии. Отметим, в отличие от индексации, когда ее размеры увеличиваются на определенный процент, прибавка носит индивидуальный характер, так как ее размер зависит от уровня зарплаты работающего пенсионера. В итоге надбавка составила в среднем около 200 руб.

По мнению экспертов, отмена индексации отдельных категорий граждан прямо ущемляет их права, гарантированные Конституцией. «Основной закон признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В связи же с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты, корректирующие размеры пенсий и заработка, из которого они исчисляются. Однако уровень пенсионного обеспечения сегодня, мягко говоря, не может быть признан удовлетворительным. Это не согласуется со статьей 7 Конституции, требующей создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и является грубым нарушением конституционных прав пенсионеров», – считает адвокат Владимир Постанюк. Между тем, замечает юрист, в России пока не сложилась практика успешного обжалования такого рода «пенсионных решений». «Это же является и причиной необращения пожилых людей в Конституционный суд за защитой своих прав. Они вынуждены терпеть низкий уровень своего соцобеспечения, но при этом обращаться в суд и участвовать в судебных разбирательствах в силу своего возраста, здоровья и денежных трат не хотят. В итоге проблема остается неразрешенной», – отмечает адвокат.

Кроме того, обращают внимание эксперты, прецеденты подобных решений в российской судебной практике уже есть. Таким примером служит определение Конституционного суда РФ от 15 февраля 2005 года «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В определении, в частности, указывалось, что федеральный законодатель «должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения и действовать в рамках международно-правовых обязательств РФ. «А РФ как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права», – напоминали специалисты.

Другой вопрос, как Конституционный суд может трактовать «право гражданина на непрерывное улучшение условий его жизни». «Исходя из своей обязанности по гарантированию достаточного уровня жизнеобеспечения социально незащищенным категориям, федеральный законодатель определяет экономические обязательства перед категориями пенсионеров, и работающие пенсионеры не рассматриваются им как незащищенная категория в той мере, в которой можно рассмотреть их как обычных пенсионеров без дополнительного заработка. Поэтому скорее всего Конституционный суд, рассматривая эти нормы, сочтет, что прожиточный минимум соблюден и нет нарушения, так как законодатель не лишил работающего пенсионера социальных гарантий», – говорит замдиректора Института правовых исследований Российского экономического университета им. Плеханова Наталья Свечникова.

Нужно также учитывать, что вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам прямо Конституцией не регулируется, поэтому сложно будет доказать, что такое решение властей ей противоречит, считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. «Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что в России обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии соцзащиты. Но эту статью нельзя рассматривать как обязанность индексировать пенсии работающим пенсионерам», – заключает он.

Граждане России, продолжающие работать после выхода на пенсию, входят в особую категорию, которая находится между экономически активным населением и лицами, которые в силу возраста признаются нетрудоспособными. После получения права на заслуженный отдых они по разным причинам продолжают работать, получая и пенсию, и заработную плату. Выплаты для этой категории регулируются отдельными нормативно-правовыми актами.

Согласно данным Росстата, количество пенсионеров в 2019 году в РФ составляет более 43 миллионов человек, и из них более 10 миллионов продолжают осуществлять трудовую деятельность. Процедура начисления пенсий для них имеет ряд нюансов, основным из которых является отсутствие индексации, проводимой ежегодно (работающие люди пожилого возраста теряют сумму, которая ежегодно добавляется неработающим пенсионерам). Мораторий был введен в 2016 году, а причиной стал кризис российской экономики.

Дефицит бюджета повлек за собой разработку и принятие ФЗ №385, положения которого предписывали полную отмену ежегодных надбавок пенсий, назначаемых работающим пенсионерам. Объяснялось это тем, что в корректировке нет острой необходимости, так как получение зарплаты, помимо пенсии, поможет получить доход выше прожиточного минимума. Деньги, сэкономленные таким способом с момента принятия закона, должны быть направлены в фонд индексации пенсий для неработающих граждан, достигших пенсионного возраста. Действие моратория распространяется на период до конца 2020 года.

Пенсию у неработающих пенсионеров в 2020 году добавят лишь в том случае, если действие ФЗ №385 будет отменено. В таком случае, как ранее телеканал RT сообщал, для восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам в 2020 году, государству потребуется выделить 368 миллиардов рублей.

Сейчас пенсионеры, которые получают индексированную пенсию и при этом неофициально где-либо работают, могут получить штраф до 120 тысяч рублей , если налоговые органы заподозрят их в мошенничестве — подработке или любом неофициальном трудоустройстве, с которого работающие граждане пенсионного возраста не платят налоги.

«Если у пенсионера есть дополнительная подработка, но при этом он получает пенсию с индексацией и надбавками, то его могут привлечь за мошенничество», — пишет издание UssurMedia. Налоговая инспекция предупреждает граждан, что по закону любые источники дохода должны облагаться налогом. Пенсионеры, которые скрывают от государства, что работают неофициально, могут получить штраф до 120 тысяч рублей. Также пенсионеров могут ждать исправительные работы либо лишение свободы до двух лет.

Сотрудники пенсионного фонда тщательно следят за пенсионерами, которые работают неофициально. Согласно закону, им необходимо указать дополнительные источники дохода, после чего они будут считаться работающими гражданами. В противном случае пенсионеров ждут ограничения со стороны налоговых органов. Эксперты фонда отмечают, что судебная практика по таким делам уже существует.

Также в 2020 году с россиян будут удерживать 6% налога с зарплаты в дополнение к 13% НДФЛ. С нового отчисления будет формироваться индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) граждан. Российский Минфин совместно с Центробанком разработал соответствующий законопроект еще в марте 2019 года.

В 2020 году прожиточный минимум пенсионеров в Севастополе составит около 9,6 тысяч рублей.

Напомним, в 2015 году правительством РФ был поднят вопрос о полной отмене пенсий работающим гражданам. Законопроект не был принят по нескольким причинам:

  • Решение повлекло бы за собой резкое снижение числа работающих граждан за счет массовых увольнений пенсионеров.
  • Решение противоречило основным положениям Конституции РФ, гласящим, что каждый житель РФ по достижению пенсионного возраста наделяется правом на оформление выплат вне зависимости от того, продолжает ли он трудиться или нет.

Комментарии ОД «5 Оборона Севастополя»:

Угрозы бедным неофициально работающим пожилым пенсионерам тюрьмой, штрафами до 120 тысяч рублей и исправительными работами — разве это выход?!

Согласно наблюдениям ОД “5 Оборона Севастополя”, сделанным в нашем городе, проблема официального трудоустройства пенсионеров вызвана отнюдь не желанием граждан пенсионного возраста утаивать налоги от государства, а нежеланием работодателей платить обязательные взносы при начислении зарплаты.

Напомним, с выплат пенсионеру организация как работодатель обязана уплачивать налоги и взносы по общим ставкам, как с выплат другим работникам:

  • НДФЛ — 13% (с зарплаты работника),
  • взносы на пенсионное страхование — 22%,
  • медицинское — 5,1%,
  • социальное — 2,9%. Подробнее .

В 2020 году к обязательным страховым отчислениям, возлагаемым на работодателей должен добавиться страховой взнос от банкротства предприятия. Его ставка составит 0,02% с Фонда оплаты труда.

Таким образом, статус пенсионера не освобождает от уплаты страховых взносов. Однако работающим пенсионерам Пенсионный фонд ежегодно автоматически производит перерасчет пенсии — ее размер будет увеличен.

Если работодатель и соглашается на официальное оформление трудовых взаимоотношений, то сумма получаемая работником на руки существенно уменьшается.

По данным опроса ОД “5 Оборона Севастополя” низкоквалифицированный труд пенсионера в Севастополе оценивается от 5 до 15 тысяч рублей в месяц.

Как правило, женщинам, помимо работы продавцами на рынке, у нас в городе предлагают подработку уборщицами, а мужчинам сторожами.

Так, при окладе 5000 рублей, к примеру, за ежедневную уборку территории у входа в офис, р азмер заработной платы за месяц с вычетом НДФЛ составит: 3335 рублей.

Другим существенным моментом не вступать в документально оформленные юридические взаимоотношения с пенсионерами для работодателя, является непрогнозируемая трудоспособность пожилого работника, который в любой момент может уйти на больничный по состоянию здоровья, в связи с внезапным обострением букета, как правило, имеющихся у него хронических заболеваний. При этом работодателю придется оплачивать больничный лист, не имея при этом возможности уволить болеющего сотрудника и найти ему замену.

Создание надлежащих условий труда для инвалидов, которых среди пенсионеров немало, — еще одна большая проблема…

Учитывая недавно увеличенный властью возраст выхода на пенсию, физической и моральной «изношенностью» работников (которым, по прежним меркам, пора бы уже отправиться на заслуженную пенсию) и провал медицинской реформы, России в скором будущем придется столкнуться с масштабной проблемой часто болеющих пожилых работников и их профессиональным переобучением и получением новых специальностей, соответствующих возрастным возможностям организма пожилого и, как правило, нездорового человека.


Готовы ли мы к этому?

Полагаем, что без смены текущего курса развития страны на социально-ориентированный — НЕТ!

А это, в свою очередь, думаем возможно только при смене системы, которая в чудовищно неравных пропорциях делит людей на тех, для кого основная проблема жизни — заработать деньги, и тех у кого проблема — куда их потратить.

Напомним, какие перспективы в 2020 году россиянам 12 лет назад обещали все те же люди, что управляют нашей страной и сегодня:



Сейчас, обозначая сверхзадачу для всех россиян на ближайшие шесть лет, Путин снова говорит о «прорыве»:

По материалам СМИ ,
от имени ОД “5 Оборона Севастополя”
Дивергент

Читайте также: