Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Комментарий к Ст. 5 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Пункт 1 комментируемой статьи 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» называет три традиционных для российского законодателя вида трудовых пенсий, устанавливаемых в соответствии с комментируемым Законом, т.е. виды пенсий по обязательному страховому обеспечению:

1) трудовая пенсия по старости (в Законе 1990 г. о государственных пенсиях говорилось о пенсии по старости (по возрасту));

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Различия между перечисленными видами трудовых пенсий следуют непосредственно из их названий, а также из общего определения понятия трудовой пенсии, данного в ст. 2 комментируемого Закона О трудовых пенсиях: ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению названы в п. 1 ст. 5 Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, согласно которому (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в соответствии с названным Законом назначаются:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

В Законе 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, в рамках регламентации видов пенсий в ст. 5 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) указано следующее:

лица, указанные в ст. 1 названного Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную названным Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных названным Законом;

в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных названным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца;

семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

2. В пункте 2 комментируемой статьи в рамках определения структуры трудовой пенсии по старости предусмотрено, что указанная пенсия может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Такое регулирование, к тому же не указывающее на структуру трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, содержится в комментируемой ст.5 Закона О трудовых пенсиях РФ после того, как она с 1 января 2010 г. полностью изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, изданным в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

В первоначальной же редакции комментируемой статьи предусматривалось (п. 2), что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. В отношении трудовой пенсии по случаю потери кормильца было определено (п. 3), что она состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части.

Соответственно, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) установлен в твердом размере и дифференцирован в зависимости от возраста застрахованного лица, группы инвалидности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи, категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца (см. комментарий к ст. ст. 14, 15 и 16 Закона).

Кроме того, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ исключена возможность существования накопительной части трудовой пенсии по инвалидности. В рамках таких изменений данным Законом в п. 3 ст. 6 комментируемого Закона включено положение, согласно которому при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства учитываются при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (см. комментарий к указанной статье).

Названные в п. 1 комментируемой статьи 5 виды трудовых пенсий также перечислены в п. 1 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании как виды обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. При этом также указаны следующие виды указанного обязательного страхового обеспечения:

выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;

единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Пункт 1 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании полностью изложен в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции предусматривалось, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Как указано в п. 2 ст. 9 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании, установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены комментируемым Законом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" . В этой связи необходимо отметить следующее:
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.

условия назначения трудовой пенсии по старости определены в ст. 7 комментируемого Закона, условия назначения трудовой пенсии по инвалидности - в ст. 8 данного Закона, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца - в ст. 9 данного Закона (речь идет о т.н. специальных условиях назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида по отношении к общим условиям назначения трудовых пенсий, определенным в ст. 3 комментируемого Закона;

выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, регламентирована нормами п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 комментируемого Закона, а единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - нормой п. 4 ст. 6 данного Закона.

Уместно отметить, что Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ подп. 2 п. 3 комментируемой статьи 5 был дополнен положением, предусматривавшим, что детям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, потерявшим обоих родителей, устанавливаются две страховые части трудовой пенсии по случаю потери кормильца за каждого из умерших родителей. Этим же Законом были внесены и другие соответствующие изменения в нормы комментируемого Закона, причем действие изменений было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г., т.е. с даты вступления в силу комментируемого Закона. Изменения внесены в целях обеспечения правопреемства с ранее действовавшим пенсионным законодательством в правоприменительной практике, поскольку по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях предусматривалось, что в случае, когда оба умерших родителя работали и дети имели право на пенсию по случаю потери кормильца за каждого из них, размер пенсии исчислялся из общей суммы заработка обоих родителей.

Наряду с прочим Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ из комментируемой статьи исключен п. 4, в котором указывалось, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении. Разумеется, данное изменение не означает того, что эта норма утратила силу. Соответствующие детализирующие нормы содержатся в п. 4 ст. 8 и п. 11 ст. 9 комментируемого Закона применительно к трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно (см. комментарий к указанным статьям).

Здесь же представляется целесообразным упомянуть о следующем сохраняющем свою практическую значимость разъяснении Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения п. 4 ст. 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 34 ;
--------------------------------
РГ. 2002. 26 июня. N 113.

пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления социальной пенсии в соответствии с Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении только в отношении тех граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Данное положение корреспондирует с условиями назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, указанным в п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении;

при применении п. 4 комментируемой статьи 5 Закона О трудовых пенсиях необходимо учитывать положения, содержащиеся в п. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии;

в связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются: 1) граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 комментируемого Закона; 2) граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. ст. 7, 8, 9, 27 и 28 комментируемого Закона, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, установленном п. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ст. 19 комментируемого Закона; 3) граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.


Совет Федерации одобрил в среду законопроект, предусматривающий увеличение базовой части трудовой пенсии с 1 декабря 2009 года на 31,4%, до 2 тысяч 562 рублей.

В соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2002 года (с последними изменениями) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже (суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) не менее 5 лет; женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года (с последними изменениями) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия.

Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

Базовая часть (6% от размера зарплаты) – идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера.

Базовая часть пенсии предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть (8% от размера зарплаты) – отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий.

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Накопительная часть (6% от размера зарплаты) – отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется (инвестируется) в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств.

Накопительная часть предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их пенсии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Дополнительные пенсионные отчисления

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", гражданину предоставляется право уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии самостоятельно (через кредитные учреждения) или через своего работодателя (удержания из заработной платы указанной работником суммы). На каждый перечисленный рубль дополнительных страховых взносов (при условии уплаты не менее 2 тысяч рублей в год) государство прибавит столько же, но не более 12 тысяч рублей в год. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, обратившиеся с заявлением о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Возрастные ограничения по перечислению дополнительных страховых взносов отсутствуют – лица старше 1967 года, в том числе и граждане, уже получающие трудовую пенсию, также могут участвовать в данной программе.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована на 8,7%, а с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии была проиндексирована на 17,5%. Кроме того, 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубль.

1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
2. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части.
4. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Комментарий к статье 5
1. Комментируемый пункт устанавливает три вида трудовых пенсий, которые существуют в нашей стране: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.
Тем самым предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель связывает приобретение права на трудовую пенсию: достижение преклонного возраста, инвалидность и потеря кормильца.
Выделение в качестве самостоятельных видов пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляется законодателем в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) и его семейным положением (пенсии по случаю потери кормильца) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам.
Инвалиды и лица, потерявшие кормильца, нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста. В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и другим социально незащищенным категориям граждан, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения.
Достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца в системе обязательного социального страхования, составной частью которой является обязательное пенсионное страхование, являются страховыми случаями, возникновение которых влечет за собой обязанность страховщика установить и выплачивать соответствующее страховое обеспечение.
Условия назначения трудовых пенсий перечисленных выше видов различаются. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Здесь отметим также досрочные трудовые пенсии, назначаемые в связи с определенными обстоятельствами (особые условия труда, длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, климатические и территориальные условия, социальные мотивы) в соответствии с нормами ст. ст. 27 - 28 комментируемого Федерального закона ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, обладают правом на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Правоотношения по поводу предоставления трудовой пенсии любого вида (или страховые пенсионные правоотношения) являются имущественными, так как они возникают в связи с предоставлением лицу материального блага (денежной выплаты) в виде пенсии. При этом, учитывая, что трудовые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, указанные пенсионные правоотношения следует признать возмездными (один субъект выполняет установленные законодательством действия, а другой в связи с этим предоставляет ему определенные материальные блага).
2. Трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей, которые исчисляются, индексируются и перерассчитываются по собственным правилам. Общий размер трудовой пенсии равен сумме ее частей.
Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. Она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Фактически данная часть трудовой пенсии существует вне рамок обязательного пенсионного страхования и относится к государственному пенсионному обеспечению. Это подтверждается также тем, что на основании ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии.
Путем установления базовой части трудовой пенсии в новой пенсионной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжении трудовой деятельности высоких заработков. В некоторых случаях может устанавливаться повышенная базовая часть трудовой пенсии (например, при наличии иждивенца).
Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Данная часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете. Фактически страховая часть трудовой пенсии финансируется по распределительному методу.
Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений). Данная составляющая пенсионной системы финансируется исключительно на накопительной основе. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ. После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде накопительной части трудовой пенсии по старости именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан.
Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Зависимость размера трудовой пенсии от поступивших страховых взносов с полной заработной платы мотивирует уплату страховых взносов и формирует увеличение доходной части бюджета ПФР.
В отличие от ранее действовавшего пенсионного законодательства, комментируемый Федеральный закон не устанавливает каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам.
Принимая во внимание порядок исчисления, основания индексации и перерасчета, а также источники финансирования названных частей трудовой пенсии, которые отличаются друг от друга, можно сказать, что они являются самостоятельными. При этом Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ допускается возможность неодновременного назначения и выплаты базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Пенсионер по старости может отказаться от получения страховой части трудовой пенсии и получать какое-то время только ее базовую часть. Для установления накопительной части трудовой пенсии требуется наличие на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица пенсионных накоплений. Соответственно гражданину, за которого не уплачивались страховые взносы на данную часть трудовой пенсии, она не может быть назначена даже в случае установления ему базовой и страховой частей трудовой пенсии.
Вместе с тем право на базовую, страховую и накопительную части трудовой пенсии не может возникнуть без приобретения права на трудовую пенсию в целом.
Учитывая изложенные обстоятельства, природа возмездных правоотношений по предоставлению каждой из частей трудовой пенсии имеет некоторые особенности. В связи с этим представляется целесообразным классифицировать правоотношения по поводу предоставления трудовых пенсий на отдельные виды отношений по предоставлению базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Правоотношения по предоставлению базовой части трудовой пенсии, как и отношения по предоставлению пенсий за выслугу лет военнослужащим и государственным служащим, являются возмездно-распределительными. Во-первых, выплата базовой части трудовой пенсии финансируется из федерального бюджета. Во-вторых, она устанавливается в одинаковом размере всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа и величины поступивших в пенсионную систему страховых платежей.
Правоотношения по предоставлению страховой части трудовой пенсии следует признать возмездно-условно-эквивалентными. Эквивалентными они являются потому, что размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала) и учтенных на его индивидуальном лицевом счете, а условными - поскольку данная часть трудовой пенсии финансируется по солидарному распределительному методу (страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии используются на выплату пенсий нынешним пенсионерам).
Выводы об условной эквивалентности названных правоотношений подтверждаются также следующими обстоятельствами.
Во-первых, возможна такая ситуация, когда при выходе на пенсию расчетный пенсионный капитал застрахованного лица будет чрезвычайно мал и размер страховой части его трудовой пенсии, исчисленный по общим правилам, составит, например, 50 рублей. Вместе с тем законодательством закрепляется положение, согласно которому сумма базовой части и страховой части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца не может быть менее 660 рублей. Учитывая, что базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердом фиксированном размере, доведению до необходимой суммы в обязательном порядке подлежит страховая часть. В данном положении также проявляется солидарный принцип финансирования страховой части трудовой пенсии.
Во-вторых, страховая часть трудовой пенсии, в отличие от накопительной части, устанавливается всем лицам, имеющим право на трудовую пенсию, в том числе и не работавшим ни дня при новой пенсионной системе. При этом исчисление размера страховой части трудовой пенсии производится и за периоды работы до введения в действие нового пенсионного законодательства (01.01.2002). В данном случае размер указанной части трудовой пенсии рассчитывается с помощью несколько условного механизма оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При таких обстоятельствах о действительной эквивалентности поступивших страховых взносов и суммы страховой части трудовой пенсии говорить не приходится.
Возмездно-эквивалентными являются правоотношения по предоставлению накопительной части трудовой пенсии, поскольку данная составляющая пенсионной системы финансируется исключительно на накопительной основе. Соответственно пенсионные накопления не используются на выплату пенсий нынешним пенсионерам, то есть гражданин при выходе на пенсию получит именно свои деньги.
3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца может состоять только из базовой и страховой частей трудовой пенсии.
Здесь следует иметь в виду, что согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке определенным лицам (см. комментарий к п. 6 ст. 16).
4. В социальном государстве, которым провозглашается Российская Федерация, право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки. В связи с этим комментируемый пункт предусматривает, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца). Законодательно закрепленный институт социальных пенсий является необходимым условием реализации конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения. Данный институт является сравнительно новым в отечественном пенсионном праве. Его история насчитывает около 15 лет. Впервые социальные пенсии были предусмотрены Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
Под термином "нетрудоспособные граждане" в Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ понимаются лица, которые, являясь престарелыми, или инвалидами, или потерявшими кормильца, не приобрели права на трудовую либо иную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как видим, данное положение корреспондируется с комментируемым пунктом.
Из этого следует, что в действующем пенсионном законодательстве прямо не закрепляется возможность назначения гражданину, имеющему право на трудовую пенсию, по его желанию социальной пенсии. Наоборот, исходя из содержания изложенных норм, необходимым условием назначения социальной пенсии является отсутствие у лица права на трудовую пенсию любого вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Вместе с тем в правоприменительной практике вопрос о возможности назначения социальной пенсии решается с учетом разъяснения Минтруда России от 07.05.2002 N 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением указанного Министерства от 07.05.2002 N 34.
Согласно названному разъяснению при решении данного вопроса следует учитывать положения, содержащиеся в п. 1 ст. 18, п. п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которым вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии. В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:
граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии;
граждане, которые соответствуют данным условиям, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, определенном законодательством;
граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.
Таким образом, на практике социальная пенсия может быть назначена и лицам, имеющим право на трудовую пенсию, при наличии у них соответствующего желания.
Принципиально, что право на социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. При этом данное право в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранцам с апатридами (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации). Соответственно названным лицам при выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной социальной пенсии прекращается.
Право на социальную пенсию согласно нормам Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ имеют следующие пять категорий граждан:
инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Размеры социальных пенсий определяются ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной для соответствующих категорий граждан нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Следовательно, увеличение социальных пенсий осуществляется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовой пенсии.
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера, нисколько не влияет. Вместе с тем социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Таким образом, в новом пенсионном законодательстве решение вопроса о выплате социальной пенсии в период оплачиваемой работы находится в зависимости от условий ее назначения.







Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата, назначаемая в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на получение пенсии определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

Право на трудовую пенсию имеют:

- граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

- нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан РФ имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, если они состояли на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ[1].

В РФ устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

Гражданам, не имеющим по каким–либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким–либо сроком.

Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

- решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;

- решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 % трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % трудовой пенсии.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке[3].

В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, то удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии.

Основной перечень условий, соблюдение которых необходимо для назначения трудовых пенсий различных видов, содержится в главе 2 ФЗ «О трудовых пенсиях»[4]. Статья 7 содержит в себе указания на два основных условия, необходимых для получения трудовой пенсии по старости. Во–первых, для приобретения права на получение трудовой пенсии по старости необходимо достижение установленного законодательством возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости. Мужчинам трудовая пенсия по старости назначается в возрасте 60 лет, женщинам – в возрасте 55 лет. Во–вторых, для этого необходимо иметь не менее пяти лет страхового стажа. Для некоторых категорий граждан законодательство снижает возраст, необходимый для назначения пенсии по старости. Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит положения, в соответствии с которыми минимальный возраст, с которого может быть назначена пенсия по старости, устанавливается для мужчин в 50 лет и для женщин в 45 лет.

Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливается в случае наступления инвалидности и при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Инвалидами признаются лица, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты таких лиц. Наличие инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается федеральным учреждением медико–социальной экспертизы[5].

Решение учреждения медико–социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно–правовых форм и форм собственности.

Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливается независимо от причин инвалидности, от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, а также если инвалидность наступила в результате совершенного им уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, то ему назначается социальная пенсия.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается после потери (смерти) кормильца членам его семьи, на момент смерти состоявшим на его иждивении. Состоящими на иждивении кормильца считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию[6].

Одному из членов семьи кормильца (родителю, супругу, дедушке, бабушке, брату, сестре, ребенку, достигшему 18–летнего возраста), если этот член семьи занят уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца, не достигшими 14–летнего возраста, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от того, состояли ли они на момент смерти кормильца на его иждивении или нет. Также имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, если они утратили источник средств к существованию.

Подводя итог вышесказанного, стоит отметить: трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Читайте также: