Трудовая пенсия по старости круг лиц имеющих право на пенсию

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.







Статьей 3 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста.

Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией, как я говорила, на принципах пропорциональности.

Статьей 4 закреплено несколько принципиально важных положений.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией, т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Порядок обращения за пенсией регламентирован Правилами обращения за пенсией, утвержденных (уже упоминаемым мною в свете делегированных законодателем полномочий) постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб.

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия. Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий.

Впервые эта норма – о праве на две пенсии – была закреплена Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и касалась в первую очередь инвалидов вследствие военной травмы. Вопрос об установлении им наряду с трудовой пенсией и фронтовой неоднократно обсуждался еще в период действия союзного пенсионного законодательства.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.). В статье 3 данного Закона указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.

К таким гражданам относятся:

во-первых, инвалиды вследствие военной травмы,

во-вторых, участники Великой Отечественной войны,

в-третьих, родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы,

в-четвертых, нетрудоспособные члены семьи отдельных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

в-пятых, вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Категория вдов была расширена с 6 января 2007 года Федеральным закон от 21 декабря 2006 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

До этой даты право на две пенсии имели лишь не вступившие в повторный брак вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и войну с Японией,

в-шестых, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда. Эта категория получателей двух пенсий также появилась сравнительно недавно, с 10 декабря 2006 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2006 № 196 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, блокадникам устанавливается трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Членам семей военнослужащих и «чернобыльцев» – трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».

В правоприменительной практике право на две пенсии имеют федеральные государственные служащие. Им устанавливается трудовая пенсия по старости (инвалидности) и пенсия за выслугу лет по статье 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Справедливости ради следует сказать, что многие специалисты не без основания считают, что данную категорию граждан нельзя в полной мере отнести к получателям двух пенсий. Поскольку, во-первых, пенсия за выслугу лет им назначается при условии назначения трудовой пенсии по старости или инвалидности и, во-вторых, размер пенсии за выслугу лет исчисляется с учетом установленного размера трудовой пенсии.

Кроме того, право на трудовую пенсию предоставляется некоторым категориям граждан, которые являются получателями пенсий по линии силовых структур и указаны в статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Это - вдовы и родители военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) вследствие военной травмы. Им, кроме пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Законом, могут устанавливаться трудовая пенсия по старости (инвалидности).

Также в статье 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплена норма об установлении наряду с пенсией, предусмотренной Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, накопительной части трудовой пенсии. Теоретически за счет права на накопительную часть трудовой пенсии круг получателей двух пенсий также может быть существенно расширен.

К наиболее распространенной категории таких лиц следует отнести граждан 1967 года рождения и моложе, которым пенсия по старости будет назначаться по нормам Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за работу или проживание в зоне радиоактивного загрязнения. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм указанного Закона и накопительную часть трудовой пенсии.

К этой же категории можно отнести и получателей пенсий за выслугу лет из числа военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и накопительную часть трудовой пенсии.

В 2015 году была произведена реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия переименовалась в страховую. Этот тип ежемесячной выплаты можно оформить только при наступлении одного из страховых случаев. В некоторых ситуациях дозволяется получать пенсию раньше общего установленного срока.

Разбираем понятие

Бесплатно по России

Трудовая или страховая пенсия – это ежемесячная выплата, размер которой формируется в зависимости от отчислений в ПФР за период трудовой деятельности. Страховой стаж является основным условием для назначения выплаты.

Назначается в тех случаях, когда человек теряет возможность зарабатывать самостоятельно. Утрата работоспособности возможна в случае наступления пенсионного возраста, получения статуса инвалида и так далее. В некоторых случаях общеустановленный срок выхода на отдых может быть уменьшен.

В каких случаях положена

Получить трудовые отчисления можно только по достижении определенного возраста, который с 2019 года постепенно будет увеличиваться вплоть до 2023 года. Причиной является проводимая реформа, которая нацелена на удержание бюджета ПФР. Согласно изменениям, с 2023 года пенсионный возраст для мужчин составит 65 лет, а для женщин – 60 лет.

Кроме возраста человек должен соответствовать требованиям трудового стажа и коэффициента. Эти показатели будут расти даже если гражданин продолжает трудовую деятельность после наступления возраста необходимого для выхода на пенсию.

Необходимый стаж и величина коэффициента для оформления

Для получения страховой пенсии гражданин должен иметь не менее 10 лет трудового стажа. Этот показатель будет увеличиваться с 2019 до 2024 года, пока не достигнет отметки в 15 лет. Страховой стаж определяется в зависимости от количества проработанных лет, которые отражаются в сведениях об индивидуальном учете. Последней датой учета является день обращения в фонд для оформления выплат.

Для получения страховой выплаты потребуется предоставить подтверждения наличия стажа при помощи трудовой книжки и справок от работодателей. В некоторых случаях гражданам приходится доказывать наличие стажа через суд, так как ПФР не соглашается учитывать отработанное время.


В качестве стажа учитывается не только время, которое было напрямую отработано, но и некоторые другие периоды жизни.

Общий трудовой стаж накапливается в следующих случаях:

  • уход за иждивенцем;
  • служба в армии;
  • уход за ребенком до полутора лет;
  • время, проведенное женами военнослужащих в закрытых территориях;
  • безработица с получением пособия;
  • отбывание наказания в исправительных учреждениях, если человек оказался невиновен.

Реформа влечет повышение необходимого минимального пенсионного коэффициента. Если в 2019 году он равен 16,2, то в 2020 году он должен составлять 18,6. Индивидуальный коэффициент отражает количество средств, перечисленных в ПФР за период работы и иного вида трудового стажа. Показатель напрямую влияет на размер итоговой выплаты.

Чтобы начать получать отчисления гражданин должен подать соответствующее заявление в ПФР. Для его принятия необходимо соответствовать условиям, выставленным на государственном уровне. Человек имеет право обратиться непосредственно в момент достижения необходимого возраста или позже.

Когда назначается досрочная трудовая пенсия по старости

Некоторые из граждан имеют право на досрочное получение трудовой пенсии. Для этого необходимо иметь специальные основания, которые установлены на законодательном уровне. При этом могут работать не только современные законодательные акты, но и законы, действовавшие ранее, например, в СССР. Получить досрочное отчисление можно только после составления искового заявления в суд.

Статьи 30, 31 и 34 Закона о страховых пенсиях указывают лиц, которые имеют право на получение досрочной выплаты.

Сюда включены следующие группы граждан:

  1. Занятые на профессиях с опасными или тяжелыми условиями труда.
  2. Пилоты.
  3. Работники ЖД транспорта.
  4. Задействованные на полевых работах.
  5. Многодетные женщины.
  6. Педагоги.

В 2019 году в закон было внесено дополнение, в соответствии с которым право на досрочный выход на пенсию получают лица с крупным страховым стажем. Требования к гражданам будут зависеть от категории, по которой он допускается к досрочному получению выплаты. К критериям относятся возраст, специальный и страховой стаж.

Размеры трудовых пенсий

Для определения размера выплаты необходимо учитывать, что она разделяется на две части:

  1. Страховая.
  2. Накопительная.

Ранее пенсия состояла из трех частей. Но было принято решение о замене базовой части на фиксированный минимальный порог гарантированного обеспечения, под чем подразумевается социальная выплата.

Для определения размера применяют следующую формулу:

Трудовая пенсия может начисляться только лицам, которые имеют стаж более 6 лет.

На размер итоговой выплаты будут влиять следующие нюансы:

  • размер ежемесячный отчислений от работодателя;
  • коэффициент;
  • форма, по условиям которой накапливаются средства;
  • количество лет, проработанных после выхода на пенсию;
  • размер стажа.

Но получаемая сумма не является окончательной. К пенсии могут прибавляться дополнительные платы за особый статус граждан, например, детям войны.

Страховая пенсия – это основной вид выплаты для пенсионеров. Все взносы, которые поступают от работодателя или самого гражданина, накапливаются на этом счету и подлежат ежегодной индексации.

Пенсия формируется из отчислений двумя способами:

  1. От работодателя – 22% дохода сотрудника.
  2. Если гражданин родился после 1967 года, то отчисления от работодателя делятся на страховую часть (16%) и накопительную (6%).

Сегодня гражданин РФ имеет право выбрать любой фонд, куда будут переводиться средства от работодателя для формирования будущей пенсии. Фонд может быть государственным или негосударственным.

Статус организации не будет влиять на форму накопления средств или другие нюансы. Также человек может направить отчисления в управляющую компанию. Тогда организация будет заниматься инвестированием полученных средств, что позволит увеличить итоговый размер выплаты при достижении соответствующего возраста.

Чтобы оформить накопительную часть пенсии потребуется отправиться в фонд, куда нужно подать заявление на формирование будущих отчислений. После заключается договор, который отправляется в ПФР для дальнейшей регистрации.

Работодатель должен только осуществлять перечисления в указанный в договоре фонд. Размер выплаты от месячной зарплаты составляет 22%. Когда у гражданина появится необходимость, то он сможет обратиться в пенсионный фонд для старта отчислений, что возможно только при наличии оснований для определения выплат.

Выплата трудовой пенсии может быть единоразовой или ежемесячной. Общая сумма к выплате не изменяется от формы перечислений.

Калькулятор расчета

Главный калькулятор для расчета трудовой пенсии расположен на сайте ПФР. Но также можно проводить расчеты самостоятельно, если у человека имеются первоначальные данные.

В качестве примера для расчета возьмем мужчину 1955 года рождения, который имеет двух уже совершеннолетних сыновей. Он готов проработать до 2025 года, после чего начать получать трудовую пенсию. Был наемным работником в течение 40 лет. На 2019 год его заработная плата в месяц составляет 35 000 рублей.


По этим данным получается, что гражданин имеет индивидуальный коэффициент 272,84, а общий стаж с прохождением срочной службы в армии и планируемым временем дальнейшей работы составит 48 лет.

На 2019 год стоимость 1 пенсионного балла составляет 87,24 рубля, а фиксированная выплата – 5 334,19 рублей. Для определения размера трудовой пенсии необходимо применять формулу:

Тогда получатся следующие расчеты:

272,84 * 87,24 + 5 334,19 = 29 136,75
Страховыми взносами облагается только сумма в 95 833 рублей, если заработная плата в месяц больше, то остальной доход не учитывается при формировании трудовой пенсии. На размер трудовой пенсии большое влияние оказывает время, которое гражданин работает после получения права на выплату. Если человек будет трудиться 10 лет после общего выхода на пенсию, после чего обратится в фонд для получения выплаты, то она будет увеличена более чем в 2 раза.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (бюджетные пенсии) представляют собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую отдельным категориям гражданам как вне зависимости от возраста, так и по достижении определенного законом возраста и в случаях, установленных законом, за счет средств государственного бюджета [153] .

В рамках бюджетной пенсионной системы выделяются следующие виды пенсий:

♦ пенсия по старости;

♦ пенсия по инвалидности;

♦ пенсия по случаю потери кормильца;

♦ пенсия за выслугу лет;

♦ иные выплаты пенсионного характера.

Бюджетная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим от воздействия техногенных или радиационных аварий (катастроф), при соблюдении ими ряда условий. При назначении данной пенсии необходимо обращаться к другим нормативным правовым актам, принятым в разное время, например к таким, как Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и др.

К числу лиц, имеющих право на бюджетную пенсию по старости, относятся следующие граждане:

♦ получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

♦ граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы;

♦ граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

♦ граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

♦ граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

♦ граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

♦ граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Условия, при которых назначается данная бюджетная пенсия для указанных категорий граждан, установлены разные. Чтобы возникло право на эту пенсию, указанные выше лица должны иметь: а) определенный законом возраст; б) трудовой стаж установленной продолжительности; в) факт проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения; г) продолжительность работы и проживания в таких зонах. Для каждой категории указанных лиц предусмотрены определенные условия, которые они должны выполнить.

Сниженные требования к возрасту – 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и к трудовому стажу – не менее пяти лет. Они установлены для следующих категорий граждан: а) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; б) занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения.

Еще более сниженные требования к возрасту и трудовому стажу предусмотрены для граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: а) для мужчин – возраст 50, для женщин – 45 лет (табл. 14.1); б) трудовой стаж не менее пяти лет.

Таблица 14.1. Возраст выхода на пенсию граждан, пострадавших в результате воздействия техногенных аварий и катастроф



Для выяснения условий и порядка, установленных для пенсионного обеспечения всем остальным лицам, пострадавшим от воздействия радиационных катастроф, в каждом конкретном случае необходимо обращаться к нормам Закона о Чернобыле. Это связано с тем, что пенсия по старости назначается им в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Размеры бюджетной пенсии по старости неодинаковы и дифференцированы по категориям ее получателей, составляют от 200 до 250 % социальной пенсии по старости. Повышение ее размера зависит от наличия нетрудоспособных иждивенцев и их количества.

При отсутствии иждивенцев она устанавливается в размере 250 % социальной пенсии по старости следующим категориям гражданам:

а) получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации ее последствий;

б) ставшим инвалидами вследствие этой катастрофы; в) принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения; г) ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Лица, проживающие в районах (местностях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, при выезде на новое постоянное место жительства получают бюджетную пенсию без учета районного коэффициента.

определены ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» правом на государственную пенсию по старости

обладают граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Условия назначения государственной пенсии по старости устанавливаются применительно к конкретным категориям указанных лиц:

Первая категория:

  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

Вторая категория:

  • инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Третья категория:

  • участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г.

Последние (участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения) подразделяются на две категории:

  • участники 1986-1987 годов и
  • участники 1988-1990 годов.

Четвертая категория:

  • граждане, которые работают (работали) или проживают (проживали) в различных зонах радиационного загрязнения.

К данной категории относятся граждане:

занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом;

постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При назначении государственной пенсии по старости факт и продолжительность проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, как и сами зоны такого загрязнения, определяются в порядке, предусмотренном Законом от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 7 этого Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на четыре зоны:

Первая зона - зона отчуждения (именовалась в 1986-1987 годах - 30-километровой зоной, а с 1988 г. до 15 мая 1991 г. - зоной отселения).

Данная зона - это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории РФ, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 гг. население было эвакуировано;

Вторая зона - зона отселения.

Это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км 2 , или стронцием-90 — свыше 3 Ки/км 2 , или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/км 2 ;

Третья зона - зона проживания с правом на отселение.

Это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км 2 ;

Четвертая зона - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км 2 .

В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются и пересматриваются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 3 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В комментируемой статье 3 Закона О трудовых пенсиях, определяющей круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, в ч. 1 установлено, что такое право имеют лица, одновременно соответствующие следующим требованиям: лицо имеет гражданство РФ, лицо застраховано в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании и соблюдены условия, предусмотренные комментируемым Законом.

Как наряду с прочим определено в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" , гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с Россией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Согласно ст. 5 названного Закона гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона (т.е. на 1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с данным Законом. В статье 6 названного Закона в отношении двойного гражданства предусмотрено следующее: гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1); приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2).
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

В пункте 15 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, предусмотрено, что:

в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица;

в качестве документа, удостоверяющего личность и возраст солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, предъявляется военный билет;

в качестве документа, удостоверяющего возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, предъявляется свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также иные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству России.

Согласно ст. 7 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с названным Законом. Там же (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ ) указано, что застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;
--------------------------------
РГ. 2010. 31 декабря. N 297.

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 названного Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с названным Законом.

В соответствии с п. 19 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (здесь и далее в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п ), документом, подтверждающим регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, является страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Законом 1996 г. об индивидуальном учете в системе ОПС.
--------------------------------
РГ. 2010. 22 сентября. N 213.

Речь идет о форме АДИ-7 "Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования", утв. Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" , которое издано на основании норм названного Закона.
--------------------------------
БНА ФОИВ. 2006. N 48; N 49.

Условия назначения трудовой пенсии по старости определены в ст. 7 комментируемого Закона, условия назначения трудовой пенсии по инвалидности - в ст. 8 данного Закона, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца - в статье 9 Закона О трудовых пенсиях. Это т.н. специальные условия назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида по отношении к общим условиям назначения трудовых пенсий, определенным в комментируемой статье.

Статья 9 комментируемого Закона предусматривает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении, а также для отдельных из таких лиц независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Соответственно, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца не зависит от того, застраховано ли лицо, претендующее на такую пенсию, в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Исходя из этого в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 9 комментируемого Закона.

В части 3 комментируемой статьи 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. О соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1 Закона.

Как отмечалось в Определении КС России от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О , данная норма носит гарантийный характер и не затрагивает права иностранных граждан, проживающих за пределами России. В Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О КС России указал, что данная норма и аналогичная норма п. 1 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства.
--------------------------------
СПС.

СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2806.

Согласно определениям, данным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (такие же определения содержатся в ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"):
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Там же определено, что постоянно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство. Понятие же вида на жительство определено как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию. При этом указано, что вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Как предусмотрено в п. 16 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами ФМС России;

в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный территориальными органами ФМС России.

В письме ПФР от 26 декабря 2003 г. N ЛЧ-09-25/13577 "О соблюдении законодательства при назначении трудовой пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства" отмечалось, что нормы комментируемой статьи 3 и ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" являются исчерпывающими основаниями для вынесения положительного либо отрицательного решения по вопросу предоставления права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства; законность возложения на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории РФ) проверялась в ВС России, Определением Кассационной коллегии которого от 18 сентября 2003 г. N КАС03-407 признано соответствующим законодательству РФ данное требование и отмечено, что "получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона".
--------------------------------
СПС.

Читайте также: