Трудовой договор с пенсионером на муниципальной службе

О срочных трудовых догвоорах на муниципальной службе

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение. От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 16 ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы.

В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст. 58 указывается, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В случаях же, перечисленных в ч. 2 ст. 59, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Кроме того, в ст. 58 ТК РФ отмечается, что запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Наконец, в ст. 58 указано, что срочный трудовой договор заключается, как правило, на срок не более пяти лет.

Перечень случаев, в которых заключается срочный трудовой договор, содержится в ст. 59 ТК РФ. При этом, как уже отмечалось, ч. 1 данной статьи включает случаи, когда срочный трудовой договор обязательно заключается, а ч. 2 - когда он может заключаться по соглашению сторон. Здесь следует подчеркнуть, что дополнительные основания заключения срочного трудового договора могут устанавливаться лишь Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, но не законом субъекта РФ, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или иным подзаконным нормативным правовым актом.

Из ч. 1 ст. 59 ТК РФ выделим лишь те случаи заключения срочного трудового договора, которые применимы к муниципальной службе: 1) на время исполнения обязанностей отсутствующего работника; 2) на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; 3) с лицами, направляемыми на работу за границу; 4) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; 5) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах местного самоуправления.

На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п. 2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст. 2, 35 - 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131). Что касается конкретных наименований лиц, замещающих муниципальные должности, а также должностей муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, то они содержатся в реестрах должностей муниципальной службы в субъектах РФ.

Так, в Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденном Законом Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 49-ОЗ, закреплены следующие положения.
1. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.
2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования. Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается.

Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ. Поэтому противоречащими федеральному законодательству являются положения ст. ст. 21 и 35 Устава Кыштымского городского округа Челябинской области о том, что первый заместитель, заместители главы городского округа назначаются на должность на основании срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий главы городского округа. При этом не учитывается, что указанные должностные лица имеют определенные для них относительно самостоятельные направления деятельности и не входят в число лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий главы муниципального образования. Особо следует остановиться на главах местных администраций. Во-первых, они не относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, а значит, не могут заключать срочные трудовые договоры с муниципальными служащими на срок своих полномочий. Во-вторых, современное законодательство не относит кого-либо из муниципальных служащих к числу лиц, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий глав местных администраций. В частности, таковыми не являются заместители глав местных администраций. Следовательно, с ними должны заключаться трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры на срок не более пяти лет.

Часть 1 ст. 59 ТК РФ заканчивается положением о том, что срочный трудовой договор должен заключаться в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Один такой случай касается глав местных администраций. Согласно п. 2 ст. 37 ФЗ N 131 глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Например, согласно п. 1 ст. 38-1 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург" глава администрации назначается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года.

Второй случай - заключение срочных трудовых договоров с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста нахождения на службе. Исходя из п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Из этих положений можно сделать следующие выводы. Во-первых, продление срока нахождения на муниципальной службе лица, достигшего предельного возраста, не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя). Однако если такое решение принято, то заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим обязательно. Во-вторых, количество продлений срока нахождения на муниципальной службе не установлено, но каждое продление должно быть произведено на срок не более одного года. О верности такого толкования содержания п. 2 ст. 19 ФЗ N 25 свидетельствует судебная практика.

Я получаю пенсию по старости и муниципальную пенсию, не работаю, но планирую выйти на работу не связанную с муниципальной службой. Буду ли я иметь право на муниципальную пенсию?


Пенсия муниципальным служащим начисляется не по старости, а по выслуге лет. Если работник данной категории обладает иным стажем (был ранее трудоустроен не в гос. ударственном учреждении), то он может дополнительно получать выплаты по старости.

Служащие имеют право на получение одновременно двух пенсий: по выслуге лет - исходя из стажа гос. службы и по старости - из оставшегос. Я общего стажа (основание-Указ Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 (ред. от 16.01.2017) "Об исчислении стажа гос. ударственной гражданской службы Российской Федерации для установления гос. ударственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гос. ударственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гос. ударственную гражданскую службу РФ").

Если размер будет небольшим, служащий-пенсионер вправе отказаться от пенсии по выслуге и получать только выплаты по старости, поскольку суммарное количество ИПК будет выше в этом случае, а размер пенсии увеличится.

Есть ОГРАНИЧЕНИЯ, касающиеся мупслужащих-согласно статье 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность гос. ударственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" (ФЗ"О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ)

пункт 2. Гражданин, замещавший должности гос. ударственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гос. ударственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с таким бывшим служащим, замещавшим должность на муп/службе в течение двух лет после его увольнения с гос.-или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) гос.ударственного или муниципального служащего по последнему месту его службы

Еси уже (наверняка 2 года-а Вы не работали) истекли-то эти правила не применяются.

Есть несколько случаев, когда человек может лишиться пенсии при выходе на работу. Это касается граждан, которые получают гос. ударственную пенсию. Пенсии могут лишиться граждане, которые получают социальные пенсии. Социальные пенсии могут получать только неработающие граждане.

- Социальная пенсия по возрасту может быть назначена, если человек не заработал достаточно стажа до страховой пенсии. Ее начинают выплачивать через 5 лет после наступления пенсионного возраста.

- Также человек может лишиться социальной доплаты. Социальная доплата это сумма денег, которая выплачивается из региональных бюджетов, если пенсия гражданина недотягивает до прожиточного минимума пенсионера в регионе.

Т.е. помимо муп/пенсии у Вас еще и трудовая пенсия по старости-а правильнее СТРАХОВАЯ пенсия по старости; установление её регулируется федеральным законом "О страховых пенсиях", (в редакции от 29.12.2015). Страховая пенсия по старости — это такое денежное пособие, которое ежемесячно выплачивается лицам, достигшим соответствующего пенсионного возраста. По сути, этот вид социального обеспечения является компенсацией за нетрудоспособность, наступившую в связи с возрастом.

Если Вы, Людмила Валерьевна, решите выйти на работу, то индексацию этой страховой (трудовой) пенсии Вам прекратят рассчитывать, т.к. работающего пенсионера не коснется ежегодная индексация фиксированной выплаты и стоимости ИПК.

Есть иная возможность повысить свое материальное обеспечение при выходе на пенсию — это отказаться от ее назначения после получения на нее права и продолжать работать, таким образом пенсия увеличится на законодательно установленные повышающие коэффициенты.

Т. о. перестанут платить в случае трудоустройства: Социальная пенсии по старости; Государственные пенсии за выслугу лет; Социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная).


Мне 55 лет общий стаж более 30 лет, машинистом крана отработала в общем 9 лет, имею ли я право пойти на пенсию и не работать дополнительные полтора года.


При наличии общего (страхового) стажа не менее 20 лет и льготного стажа машинистом крана - 9 лет, право на досрочную пенсию предоставляется по достижении возраста 51 год. ВАЖНО, чтобы за все эти 9 лет работодатели представляли формы отчетности в ПФР с учетом вашего льготного стажа.


Работала 3 года вольнонаемной в МВД. Сейчас сокращают до пенсии менее года. Имею ли я право уйти на пенсию досрочно?


Встаньте на учет в центр занятости и попросите досрочный выход на пенсию.


Я работаю рентген-санитаркой уже 10 лет имею ли я право уйти на пенсию в 45 лет?


Елена, что бы ответить на Ваш вопрос, надо владеть большим объёмом информации. Привожу ниже ссылку, из которой Вы, вероятнее всего, сами сможете найти ответ.

В соответствие с требованиями пп.1 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 ФЗ Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим лицам;

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно Списка №1, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных основания и в льготных размерах» в данный перечень входят рентгенологи, техники-рентгенологи, инженеры-рентгенологи, лаборанты-рентгенологи, врачи-рентгенологи и другие работники, занятые в рентгенологических кабинетах и лабораториях.

Письмо Минтруда РФ от 26 июня 2003 г. N 5031-ЮЛ

В Минтруд России поступило письмо Минздрава России с просьбой в целях сохранения социальных гарантий самой низкооплачиваемой категории медицинских работников - санитаркам рентгеновских кабинетов пролонгировать действие письма Минтруда России от 25.05.1992 года N 1062-РБ.

В Списке N 2 (раздел XXIV, позиция 22600000-14467) предусмотрены младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях (кабинетах). Санитарки рентгеновских и радиологических отделений (кабинетов) в это Список не были включены.

Вопрос о досрочном пенсионном обеспечении санитарок, работающих в рентгеновских отделениях (кабинетах), рассматривался в Минтруде России с участием Пенсионного фонда Российской Федерации по обращению Минздрава России. Это было связано с тем, что в учреждениях здравоохранения должность "Санитарка (няня)" была переименована на должность младшая медицинская сестра.

В связи с этим Минтрудом России письмом от 27 мая 1992 года N 1062-РБ сообщил, что санитарки рентгеновских кабинетов при определенных условиях могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXIV).

Однако, по сообщению Минздрава России в рентгеновских отделениях (кабинетах) должность "Санитарка" осталась и предусматривалась схемой должностных окладов (приложение к постановлению Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 года N 116).

Действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения"#, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377, также предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "Санитарка" и "Младшая медицинская сестра по уходу за больными".

При таких обстоятельствах предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам приведет к расширению Списков, утвержденных Правительством.

Поэтому, по мнению Минтруда России, в данном случае, считаем возможным продлить практику назначения санитаркам рентгеновских кабинетов в соответствии с письмом Минтруда России от 25.05.1992 года N 1062-РБ при строгом соблюдении условий, изложенных в этом письме. То есть, предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.

Письмо Минтруда РФ от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)"

В Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации рассмотрено письмо Минздрава Российской Федерации и ЦК профсоюза о порядке льготного пенсионного обеспечения санитарок рентгеновских отделений (кабинетов) учреждений здравоохранения.

Действующим на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года законодательством льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).

Как видно из приложенных к письму материалов, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными". Поэтому в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся.

Вместе с тем, на практике такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях.

В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и до настоящего времени предусматривается схемой должностных окладов (Приложение N 3 к постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 116). До 1 января 1992 г. санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию.

Учитывая изложенное, санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).

Таким образом, если все условия, которые поименованы в ссылках, у Вас имеются, Вам необходимо получив письменный отказ в назначении досрочной пенсии, обращаться в суд с иском к ПФ РФ. Обязательно обратитесь за помощью к адвокату (юристу) лично. Оплаченные ему услуги будут взысканы с ПФ.

  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел
  • Выходные дни в январе 2021 года

Какой вид договора заключать с пенсионером?

По ст. 58 ТК трудовые договоры (ТД) могут быть срочными (до пяти лет) или бессрочными.

ТД бессрочен, когда:

  • время действия в нём не указано;
  • срок истёк, но работодатель и работник продолжают взаимодействовать на прежних условиях;
  • заключен на конкретный период без достаточных к тому оснований, что определяется судом.

ТД обязательно срочный, когда это продиктовано характером, условиями предстоящей работы или соглашением сторон. Конкретные случаи срочности трудового соглашения установлены в ст. 59 ТК – это:

  • на время замены отсутствующего сотрудника, когда за ним сохраняется рабочее место (ежегодный отпуск, временный перевод на иную работу по медзаключению и др.);
  • сезонный труд;
  • временная деятельность (до двух месяцев);
  • заграничная работа;
  • реконструкция, монтаж, пусконаладочная и иная необычная для работодателя деятельность, включая заведомо временную – до года (расширение производства);
  • с работниками изначально временных организаций, которые также могут выполнять заведомо определённый заказ;
  • с трудящимися на работе, без конкретной даты завершения;
  • практика, профобучение, допобразование со стажировкой;
  • выборные органы и должности;
  • временные, общественные работы (направляет центр занятости);
  • альтернативная служба;
  • с иными лицами по соглашению (включая пенсионеров по возрасту).

Таким образом, срочный трудовой договор с пенсионером возможен только по соглашению с ним, иначе договор должен быть бессрочным.

Заключение срочного трудового договора с пенсионерами

Любые соглашения с пожилым сотрудником, в том числе и срочные, заключаются на общих основаниях и в стандартном режиме, т. е. с соблюдением глав 10 и 11 ТК.

Условия и сведения, которые отражаются в договоре (помимо условия ограниченности периода действия в данном случае), перечислены в ст. 57 ТК . Если после заключения ТД выясняется, что какие-то из них отсутствуют, то эти сведения вносят в документ, заключая дополнительное соглашение. Такое дополнение (соглашение) становится неотъемлемым элементом договора.

Документ обретает силу со дня:

  • его подписания сторонами;
  • фактического допуска сотрудника к работе с ведома либо по поручению работодателя.

Работник обязан начать трудиться со дня, указанного в ТД, или на следующий рабочий день после вступления соглашения в силу. Если этого не происходит, работодатель вправе аннулировать соглашение. Гарантии при заключении ТД прописаны в ст. 64 ТК .

При заключении ТД работодателю понадобятся следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка;
  • СНИЛС;
  • военный билет (по ст. 53 ФЗ от 28.03.1998 N 53 отдельные военные чины могут быть в запасе до 65 (майор третьего разряда) и 70 лет (высший офицер второго разряда) соответственно);
  • об образовании, квалификации или специальных знаниях – по необходимости;
  • на некоторые должности и специальности может потребоваться справка о судимости (по приложению к Приказу МВД России от 07.11.2011 N 1121), а также справка об административном наказании за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (по приложению к Приказу МВД России от 24.10.2016 N 665).

Отсутствие какого-либо из отмеченных документов может повлечь за собой отказ в заключении ТД.

Прием пенсионера по срочному трудовому договору оформляется приказом (распоряжением) работодателя (форма N Т-1 – для единственного сотрудника или N Т-1а – для их группы, утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). Приказ издаётся на основе заключенного ТД и по содержанию соответствует его условиям.

Образец срочного трудового договора с пенсионером


Надо ли перезаключать договор с работником, достигшим пенсионного возраста?

Пенсионер – это лицо, которое получает выплаты по:

  • старости (сейчас в общем порядке с 55 лет – женщины, 60 – мужчины);
  • инвалидности;
  • выслуге лет;
  • потере кормильца.

Максимальный возраст труда на определённых должностях установлен для сфер образования ( ст. 332 ТК ), госслужбы (ст. 25.1 ФЗ от 27.07.2004 N 79), руководителей медицинских организаций ( ст. 350 ТК РФ , ФЗ от 29.07.2017 N 256). Значит, изменение условий ТД только по возрастному основанию (кроме указанных категорий) может квалифицироваться судом как соответствующая дискриминация, которая запрещена ( ст. 3 ТК ). Следовательно, перезаключение ТД без согласия сотрудника по факту его пенсионного возраста не требуется. Такой вывод подтверждает и Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 378-О-П. Там указывается, что у работодателя нет законного права переоформить бессрочный ТД на срочный (или расторгнуть его), из-за пенсионного возраста сотрудника и назначения ему соответствующей выплаты.

ВАЖНО! Чтобы выйти на пенсию по старости, помимо достижения установленного возраста нужно пройти определенную процедуру. Её правила установлены Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н. Таким образом, сам по себе пенсионный возраст, без правильного оформления документов, мало что меняет для человека.

Как перевести пенсионера на срочный трудовой договор

Еще раз обращаем внимание на то, что ТД с пенсионером может быть срочным только при согласии последнего! Для такого перевода нужно письменное соглашение сторон. Без такого соглашения перевод на срочные трудовые отношения недопустим.

Продление срочного трудового договора с пенсионером

Любое изменение условий ТД происходит в соответствии с Гл. 12 ТК. Продлить срочный ТД с пожилым сотрудником можно несколькими способами:

  • письменным соглашением сторон, за которым следует соответствующий приказ работодателя;
  • заключением нового соглашения о труде (старый договор расторгается);
  • продолжением их взаимодействия на прежних условиях после окончания периода его действия. Во втором случае договор становится бессрочным.

Время работы и отдыха

Особых законодательных норм в данных вопросах нет. На пожилых работников распространяются все положения разделов IV и V ТК. Единственное исключение – ст. 128 ТК , которая гарантирует таким сотрудникам отпуск без сохранения зарплаты. Он предоставляется работодателем по заявлению работника и составляет до 14 календарных дней в году.

Расторжение трудового договора с пенсионером

Общие причины прекращения ТД, которые касаются и пенсионеров, перечислены в ст. 77 ТК . Самые распространённые из них:

  • желание сотрудника;
  • инициатива работодателя;
  • соглашение сторон.

Увольнение трудящегося пенсионного возраста по его воле происходит в общем порядке ( ст. 80 ТК ). Однако он может не предупреждать за две недели. Для этого в заявлении об уходе нужно указать причину – выход на пенсию. Тогда он увольняется в день, указанный в заявлении. Это разовая возможность, при дальнейшем трудоустройстве её уже не будет.

О случаях прекращения ТД по инициативе работодателя говорит ст. 81 ТК . Самые частые из них это:

  • ликвидация предприятия, прекращение деятельности ИП;
  • сокращение штата;
  • несоответствие работника занимаемой должности;
  • нарушения внутреннего распорядка или хищения имущества.

В первых двух случаях отдел кадров уведомляет сотрудника о прекращении ТД за два месяца. Ему выплачивают двухмесячный средний заработок. Справка об отсутствии вакансий из центра занятости обеспечит выплату и за третий месяц, плюс компенсация за неиспользованный отпуск. При сокращении штата могут предложить иную должность, если эта работа не противопаказана по состоянию здоровья.

По фактам нарушения внутреннего распорядка, скажем, появления нетрезвым на рабочем месте, хищения имущества организации, готовится акт, получаются письменные разъяснения виновного. На их основе издаётся приказ об увольнении.

Расторжение ТД по соглашению сторон – ст. 78 ТК – происходит в любое время, по инициативе любой из сторон, с оговоркой всех нюансов.

При увольнении пенсионеру выплачивают:

  • зарплату за отработанное время;
  • компенсацию за неиспользованный отпуск (рассчитывает бухгалтерия по среднедневному доходу).

Какая-либо выплата при выходе на пенсию – личная инициатива работодателя, как и иные выплаты по его внутренним актам.

Двухнедельный средний заработок выплачивается, когда договор расторгнут из-за:

  • отказа сотрудника от перевода на иной труд, который ему требовался по медзаключению, или когда у работодателя нет соответствующей работы;
  • восстановления ранее трудившегося кадра;
  • отказа работника от совместного с работодателем перевода в другую местность;
  • полной нетрудоспособности лица, по медзаключению, которое выдаётся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н;
  • отказа трудящегося, который последовал за изменением определённых условий ТД.

Такую же сумму платят на сезонных работах, при:

  • сокращениях;
  • ликвидации предприятия.

По ст. 318 ТК среднемесячный заработок сохраняется за уволенным до шести месяцев.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2003 г. N 46-Г03-5 Поскольку нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе предусматривают возможность установления особенностей, связанных с регулированием труда муниципальных служащих, в том числе это относится и к определению оснований и порядка расторжения трудового договора муниципальных служащих, прекращения муниципальной службы, суд признал правомерными положения оспариваемого Закона области, указав, что по окончании полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, срочный трудовой договор указанных муниципальных служащих прекращается и не продлевается на неопределенный срок

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2003 г. N 46-Г03-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Самарской области о признании недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" по кассационной жалобе администрации Самарской области на решение Самарского областного суда от 27 декабря 2002 года

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя губернатора Самарской области С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.98 г. N 16-ГД "О муниципальной службе в Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 25 июня 1998 года в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта, ссылаясь на то, что в этой части данная норма противоречит ч. 4 ст. 58 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечение его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок и п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ, которым предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора ( п. 2 ст. 58 ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Окончание срока действия контракта не может признаваться автоматическим основанием прекращения трудового договора. Между тем, оспариваемая норма не предусматривает возможность продолжения трудовых отношений по срочному трудовому договору после окончания его срока.

Решением Самарского областного суда от 27 декабря 2002 года постановлено: удовлетворить заявление прокурора Самарской области, признать противоречащим федеральному законодательству п. 1 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.98 г. N 16-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Губернатора Самарской области опубликовать решение суда в газете "Волжская коммуна".

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления, поскольку суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд сослался на то, что п. 1 ст. 24 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" от 16.07.98 г. в части, определяющей основанием для прекращения муниципальной службы окончание срока контракта, противоречит пункту 4 статьи 58 и пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, так как данное противоречие выражается в отсутствии в тексте оспариваемой нормы Закона указания на то, что возможно продолжение трудовых отношений муниципальных служащих, срок действия контракта которых истек в случаях, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

Однако суд не применил закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал положения ст.ст. 58 , 77 ТК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом". Аналогичная норма содержится в статье 11 ТК РФ, которой предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе предусматривают возможность установления особенностей, связанных с регулированием труда муниципальных служащих, в том числе, это относится и к определению оснований и порядка расторжения трудового договора муниципальных служащих, прекращения муниципальной службы.

Действующее законодательство предусматривает, что заключение срочного трудового договора возможно, в частности, с тремя категориями муниципальных служащих.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации срочный трудовой контракт заключается с лицами, муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

По окончании полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, срочный трудовой договор указанных муниципальных служащих прекращается и не продлевается на неопределенный срок.

Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" срочный трудовой контракт может заключаться с лицами, достигшими предельного возраста муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

В силу ст. 59 ТК РФ срочный трудовой контракт может заключаться для замены временно отсутствующего муниципального служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы.

Таким образом, общие нормы, установленные п. 4 ст. 58 и п. 2 ст. 77 ТК РФ, не могут быть применены в отношении муниципальных служащих, с которыми возможно заключение срочного трудового договора, поскольку должны применяться специальные нормы, установленные ст. 11 ТК РФ и п. 3 ст. 4 , ст. 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"

Помимо этого, суд в своем решении определил, что основанием, влекущим за собой прекращение срочного трудового договора муниципального служащего, является инициатива работника либо работодателя. Между тем, в соответствии с со ст.ст. 59 , 77 ТК РФ и ст.ст. 8 и 20.1 . Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" основанием, влекущим за собой прекращение срочного трудового договора муниципального служащего, является не инициатива сторон, а истечение срока, на который он был заключен.

Установление специальных условий прекращения муниципальной службы в связи с истечением срока трудового договора в отношении определенной категории муниципальных служащих не противоречит федеральному законодательству.

Анализируя положения ст. 24 Областного закона, в их совокупности, можно сделать однозначный вывод о том, что оспариваемая норма о прекращении муниципальной службы в связи с окончанием срока действия контракта распространяется не на всех муниципальных служащих, а только на тех, с которыми в силу действующего федерального законодательства предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора.

Учитывая, что судом неправильно истолкован материальный закон, установления фактических обстоятельств не требуется, Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования, которое в соответствии со ст. 376 ГПК РФ вступает в законную силу с момента его вынесения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Самарского областного суда от 27 декабря 2002 года отменить.

Вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 24 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области" от 16.07.1998 N 16-ГД в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта, отказать.

Читайте также: