Трудовой кодекс пенсионное страхование

Государство призвано служить гарантом достойного образа жизни своих граждан. Обязательное социальное страхование (ОСС) работников – надёжный инструмент обеспечения государственных гарантий. Страхование сотрудников осуществляется за счёт регулярных выплат работодателями денег в ФСС. Также, это напрямую относится к ситуациям, если трудящийся заболел, пострадал от ЧП на работе не по своей вине. Страхование выполняет залоговую миссию, гарантируя работникам безопасные трудовые условия.

Социальная страховка работника: что это такое?

Ст. № 236 КЗоТ РФ требует: все сотрудники должны подлежать ОСС. Эту обязанность полностью несёт работодатель. Каждый вид страховки обладает своими установленными ставками, объём которых имеет зависимость от принятого на производстве вида налогообложения. Некоторые руководители, в качестве дополнения к обязательному социальному страхованию персонала, предоставляют гарантии в виде добровольной страховки.

Субъекты страхования: кто они?

Партнёры, либо иные «игроки», приравненные к страхованию, являются субъектами ОСС. Каждый человек испытывает ситуации, подразумевающие обеспечение государственной помощью.

Страховая защита служащих

Социальная страховка сотрудников регламентируется ст. № 212 Конституции РФ. Работодатели обязаны обеспечить такой страховой защитой своих сотрудников на производстве. Закон гарантирует следующие виды выплат:

Принцип работы ОСС

Обязательное социальное страхование работников построено с учётом принципа не жёсткой эквивалентности. Установленная повинность по страховым выплатам действует по принципам:

Ключевой источник финансовых вливаний в пользу различных фондов – это взносы, поступающие по обязательному страхованию.

Выплаты страховых взносов должны производить следующие страхователи:

  • те, кто делают отчисления и пр. оплаты работникам;
  • те, кто занимаются частной практикой, не осуществляют выплаты работникам.

ОСС ввели как дополнительную форму социальной защиты трудоспособных граждан. Если человек утрачивает возможность трудиться, теряет работу, основного кормильца, то обязательства по социальной защите ложится на государственные плечи.

Преимущества соцстрахования в отношении работодателей, сотрудников

Соцзащита работника – важный способ защитить его гражданские права. Он позволяет сотрудникам, их родственникам чувствовать уверенность при потере способности трудиться. Соцстрахование имеет очевидные достоинства:

руководители

Хороший уровень пенсийВозможность мотивировать персоналУход в декрет, получение достойного пособияПрозрачность при вручении окладов, отсутствие от налоговиковХорошие выплаты при страховом случае, 100% компенсация больничного Понимание сотрудником своей значимости

Компании, предоставляющие обязательную/добровольную страховую защиту, создают своим сотрудникам условия лучше, чем конкуренты.

Виды соцстрахования рабочих

Социальная защита рабочих делится на следующие виды страхования:

  • медицина;
  • ЧП на производстве;
  • жизнь/здоровье;
  • фрагментарная неспособность к работе;
  • послеродовая страховка;
  • пенсия.

Осуществление защиты ведут три основных фонда:

Важная информация! Вопросами страховых взносов занимается бухгалтерский отдел предприятия. Начисление взносов должны производится в конце каждого месяца, оплачиваться не позже 15-го числа последующего месяца.

Добровольная, обязательная страховая защита персонала

Добровольная страховка (ДС) осуществляется следующим образом:

  • Заключается соглашение ДС.
  • Уплачивается взнос страховочный.
  • Компания подтверждает факт получения страховых услуг.
  • Организация принимает на себя обязательства по дополнительным расходам.

Перечень лиц, страхуемых дополнительно, включает:

  • руководство предприятия;
  • сотрудников, имеющих занятость на предприятии;
  • стажёров.

Первой категории такая страховка необходима, так как сумма выплат по страховке ощутимо сказывается на производственном бюджете, а страхование позволяет это компенсировать. Прочие категории – это сотрудники, которые работают в более сложных условиях: им следует обеспечить дополнительную защиту.

Важно! ДС необходимо на предприятиях, где высокий уровень производственной опасности. Оно осуществляется в том же порядке, что обязательное: отчисляются взносы (до 10%). Особенности зависят непосредственно от СК. Такое страхование стоит дороже стандартного.

Страхование на производстве

В страховую защиту на производстве входит комплекс мер, проводимых предприятием с целью сокращения ЧП, а также компенсации сотрудникам рисков возникновения проф. болезней.

Страхованию от несчастных случаев подлежат все сотрудники, включая внештатных. В страховое соглашение включается члены семья сотрудника в роли выгодоприобретателей.

Работников, по трудовому кодексу, страхуют от следующих рисков:

  • непостоянная утрата трудоспособности по причине производственного ЧП;
  • пожизненная утрата трудоспособности по причине производственного ЧП;
  • гибели во время работы.

Внимание! Размер взносов страхования зависим от уровня сотрудника, колеблясь от 0,4% - до 8,6% от его оклада. Категорию определяют по уровню риска (шахтёры попадают в заключительную, тридцать вторую). Наиболее востребованной считается производственная страховка, включающая: трудовые сутки, рабочий отдых и пр.

Особенности обязательного страхования работников предприятия таковы, что полностью не покрывают лечения в случае травмирования. Опасное производство требует оформление ДС: это позволит рассчитывать на получение материальной выплаты объёмом до трёх окладов.

Страховка медработников

Согласно трудовому классификатору, все медработники подвергаются высокому уровню риска жизни/здоровья. Поэтому их страховку, в полном объёме, взяло на себя государство.

Для них предлагаются два вида страховой защиты:

  • жизни/здоровья;
  • профессиональное страхование.

Величину выплат определяют путём установления вины медработника, его квалификации. Когда страховой случай – неизлечимая болезнь, тогда медработник получает право на пожизненные выплаты.

Внимание! В России не выработана чёткая нормативная база, способная осуществлять страхование медработников. В медучреждениях государственного статуса работники осуществляют страхование неохотно. Частные клиники активно страхуют свой персонал, пациентов.

Трудовое соглашение: условия соцстрахования

Виды и условия социального страхования отражаются в трудовом соглашении. Наличие пункта о социальном страховании предоставляет работнику право рассчитывать на получение различных пособий/льгот. Содержание данного пункта договора бывает различным: зависит от характера/объёма трудового функционала. Чем она вреднее, тем выше взносы по страховке.

Сейчас работает правило – в соглашение трудовой деятельности вписывать:

  • условия работы;
  • класс/подкласс сотрудника.

Специальная комиссия обладает правом присвоения каждому служащему определённой классификации: на этом основании работодатель будет выплачивать сотруднику нужные суммы. В тексте трудового соглашения требуется прописать услуги дополнительного пенсионного/медицинского страхования в случае, когда работодатель предоставляет подобные услуги.

Статья № 942 ГК РФ требует, чтобы социальное страхование работников в трудовом договоре содержало следующие условия:

Относительно застрахованных лиц указывается лишь только общая информация:

  • численность страхуемых сотрудников;
  • штатная расстановка (количество служащих; в каких должностях/отделах они трудятся).

Перечень разновидностей оплачиваемых случаев должен включать в себя не только базовые, но также случаи, о которых была достигнута договорённость.

Принципиальным условием подписания обязательного социального страхования работника является его возраст: сотруднику должно быть от 18 – до 69 лет.

Внимание! В России действуют 32 страховых тарифа, которые отличаются степенью вероятности возникновения производственных рисков. Их выбор осуществляется на основе специфики деятельности производства. Тарифы действуют в пределах: от 0,2 – до 8,5%.

Застрахованные: их права, обязанности

Застрахованные рабочие граждане имеют право:

Застрахованные работники обязаны:

  • Своевременно предоставлять страхователю бумаги, имеющие достоверную информацию и являющиеся основанием для назначения/выплат страховки.
  • Своевременно производить уплату страховых взносов/налогов при условии, что данное обязательство регулируется законом о конкретных видах ОСС.

Что входит в обязательное социальное страхование работника

В обязательное социальное страхование работников входят следующие риски:

  • получение врачебной помощи;
  • временная неспособность работать;
  • трудовая травма, профессиональная болезнь;
  • материнство;
  • получение инвалидности;
  • наступление старости;
  • утрата кормильца;
  • официальный статус безработного;
  • кончина застрахованного сотрудника, либо нетрудоспособных членов его семьи, состоящих на его обеспечении.

Важное замечание! Если происходят сразу несколько страховых претендентов, тогда все нюансы по выплатам определяются соответственно федеральному законодательству.

Страховым обеспечением по конкретным видам ОСС сотрудников, служат:

  • оплата медицинских трат, связанных оказанием сотруднику врачебных услуг;
  • выплата пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности, потери кормильца;
  • пенсии по временной неспособности к труду;
  • пособие по причине производственных травм, профессиональных заболеваний;
  • ежемесячная оплата пособий по уходу за малышом до 1,5 лет;
  • выплата по безработице;
  • одномоментная выплата после рождения ребёнка;
  • оплата оздоровительных мероприятий на курорте/в санатории;
  • социальное пособие на погребение;
  • оплата затрат за путёвки на санаторное лечение работников (членом семьи).

Как производятся выплаты социального страхования трудящихся

В случае наступления претендента по страховке, ФСС берёт на себя соответствующие выплаты. Их могут выдавать по - разному: единоразово в сутки/тридцать дней, пособиями.

Тарификация страховых выплат регламентируется ТК. Она может зависеть:

· от категории сотрудника;

· региона страны, где имеет регистрацию сотрудник

Работодатель обязан осуществлять перечисление денег в ФСС ежемесячно. Сумма не может вычитаться из дохода работника.

Внимание! Бухгалтерский отдел занимается вопросами, регулирующими выплату страховых денег. Деньги должны начисляться по окончании месячного срока, выплачиваются не позже пятнадцатого числа следующим, за отчётным месяцем. Ставка по процентам: ПФ руководитель обязан начислять 22% от оклада сотрудника; ФСС – 2,9%; ФОМС – 5,1%. Начиная с 2016 г. подобные выплаты надо перечислять в ИФНС.

За несвоевременность выплаты страховых денег, закон обязывает работодателя оплатить пени. Алгоритм социального страхования следующий:

  • при регистрации юр. лица, налоговики предоставляют информацию о нём ФСС;
  • обязанность юр. лица включает выплату фонду 2,9% (по льготной ставке – 2,4%) от оклада сотрудника;
  • при наступлении страхового претендента, в фонд предоставляются бумаги, подтверждающие нетрудоспособность/смерть работника предприятия;
  • ФСС приступает изучению документации, выносит вердикт.

Резюме

Сотрудник, которому необходима социальная защита, имея официальное трудоустройство, гарантированно получит деньги в случае наступления страхового претендента. Рассчитывая страхую выплату, страхователь учтёт все отчисления, произведённые работодателем за время трудовой деятельности сотрудника. Исходя их полученной суммы, работнику компенсируют лечение. В случае нанесения вреда здоровью на рабочем месте, работодатель сам осуществит расчёт отчислений, чтобы в требуемый срок предоставить отчёт местному управлению соцстрахования.

Автор: Данилова В. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При приеме на работу кандидат в силу ст. 65 ТК РФ должен предъявить свидетельство обязательного пенсионного страхования (ОПС) – карточку СНИЛС. Но 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее – Закон № 48-ФЗ), которым это свидетельство отменено. О том, что будет вместо пенсионной карточки и о других изменениях в системе индивидуального страхования – этот материал.

Вводная

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан еще в 2016 году и с тех пор дорабатывался. Одной из основных целей Закона № 48-ФЗ является оптимизация процесса регистрации сведений о гражданах в системе индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования, в частности, исключение из Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) положения, предусматривающего необходимость выдачи ПФ РФ свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вместо этого предусмотрено наделение ПФ РФ обязанностью информировать зарегистрированных лиц о результатах их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления уведомления, подтверждающего такую регистрацию, в том числе в электронной форме. Изменения, связанные с исключением понятия «страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования», внесены и в Трудовой кодекс.

Новые понятия

В первую очередь, с вступлением в силу Закона № 48-ФЗ в ст. 1 Закона № 27-ФЗ появились новые понятия. Например:

1. Зарегистрированные лица – это физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе ОПС, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

К сведению: в связи с введением понятия «зарегистрированные лица» определение понятия «застрахованное лицо» в Законе № 27-ФЗ значительно сократилось.

2. Страховой номер индивидуального лицевого счета – уникальный номер такого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

3. Общая часть индивидуального лицевого счета – составная часть такого счета, в которой отражаются его страховой номер, сведения о зарегистрированном лице, о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с Законом № 27-ФЗ.

Изменения претерпело и понятие «индивидуальный (персонифицированный) учет». Если сейчас это просто «организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации», то после изменений это будет «организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для реализации пенсионных прав и (или) для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием в качестве идентификатора сведений о физических лицах страхового номера индивидуального лицевого счета».

Новые цели персонифицированного учета

К целям индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 3 Закона № 27-ФЗ) помимо создания условий для назначения страховых и накопительной пенсий, обеспечения достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении и др., добавились еще две:

обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном Законом № 27-ФЗ и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Индивидуальный лицевой счет

Статья 6 Закона № 27-ФЗ об индивидуальном лицевом счете изложена в новой редакции:

1. На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании:

1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;


2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Статья также дополнена п. 1.1 и 1.2 следующего содержания:

1.1. Заявление может быть направлено в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

1.2. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В подпункте 11 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, устанавливающем, какая информация указывается в общей части индивидуального лицевого счета, вместо иных периодов страхового стажа будут указываться «сведения об определенных застрахованным лицом, формирующим накопительную пенсию в Пенсионном фонде Российской Федерации, правопреемниках и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, а также сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных таким правопреемникам выплатах средств пенсионных накоплений».

Вместо сведений о расчетном пенсионном капитале (пп. 15 той же статьи) теперь указываются сведения о размере средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому не назначена накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата либо едино­временная выплата средств пенсионных накоплений, по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с ч. 7.1 и 7.2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на дату, когда Пенсионный фонд стал страховщиком застрахованного лица.

Сведения об установлении страховой пенсии и о фиксированной выплате к ней (с учетом повышения размера данной выплаты и индексации (дополнительного увеличения) ее размера) (пп. 16 ст. 6 Закона № 27-ФЗ) из общей части исключена.

Пункт 6 ст. 6 Закона № 27-ФЗ о том, что содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, дополнен следующим: уточняться они будут в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных организаций.

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния и о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния ПФ РФ будет получать из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Исключен второй абзац п. 7 – «В случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации».

Другие изменения

Одно из основных изменений, как уже было отмечено, касается страхового свидетельства. Так, ст. 7 Закона № 27-ФЗ о свидетельстве ОПС утратит силу и вместо этого в Законе № 27-ФЗ появится формулировка «документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета».

Вместо страхового свидетельства застрахованное лицо, поступающее на работу по трудовому договору или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, будет обязано представить работодателю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством информационной системы «Личный кабинет зарегистрированного лица», а также при первичной регистрации или изменении у зарегистрированного (застрахованного) лица сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, сообщить страхователю сведения, предусмотренные пп. 2 – 8 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ для передачи в ПФ РФ (п. 3 ст. 9 Закона № 27-ФЗ).

Кроме этого, увеличивается срок хранения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью, до 75 лет (п. 4 ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

Изменились и обязанности ПФ РФ. Например, к обязанностям фонда, перечисленным в ст. 16 Закона № 27-ФЗ, добавились такие:

информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, форма которого утверждается ПФ РФ (в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг);

предоставлять федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам государственной власти субъектов РФ по их запросам в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о факте работы зарегистрированного лица, а также о факте начисленных за него взносов на ОПС, за исключением сведений о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, на конфиденциальной основе, передача которых допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Изменения в Трудовом кодексе

Соответствующие изменения (в отношении страхового свидетельства) внесены в ст. 65 ТК РФ. Так, вместо страхового свидетельства работник должен будет предоставить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа.

Часть 4 ст. 65 ТК РФ изложена в новой редакции: «При заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка. В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета».

Мы рассмотрели основные изменения в Законе № 27-ФЗ, которые вступили в силу 1 апреля. Связаны они в первую очередь с введением уведомительного порядка регистрации граждан в системе персонифицированного учета и с расширением круга лиц, сведения о которых могут включаться в указанную систему. Так вместо заявительного порядка регистрации, она будет осуществляться на основании сведений, поступающих в ПФ РФ из органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, МФЦ, ЗАГС.

Исключены положения, предусматривающие необходимость выдачи ПФ РФ свидетельства обязательного пенсионного страхования, и одновременно закреплена обязанность ПФ РФ информировать застрахованных лиц о результатах регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. При этом предусмотрено, что ранее выданные страховые свидетельства сохранят свое действие.

Кроме этого, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе ОПС будет определяться в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг. А также взаимодействие ПФ РФ с органами государственной власти и органами исполнительной власти по передаче необходимых сведений о застрахованных лицах теперь будет осуществляться в том числе в электронной форме, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Это позволит обеспечить эффективный механизм принятия решений как в сфере пенсионного обеспечения граждан, так и при исполнении государственных и муниципальных функций и функций планирования, например при принятии решения о праве граждан на предоставление мер социальной поддержки.

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.



Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.

Закон, регулирующий обязательное пенсионное страхование

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

Функции обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.

Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:

  • социальную функцию;
  • стимулирующую функцию.

Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.

Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.


Договор пенсионного страхования

Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.

Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:

  • Личную информацию о гражданине;
  • Права и обязанности обеих сторон (фонда и застрахованного лица);
  • Механизм и правила учета поступающих от гражданина взносов, а также регламент и порядок выплаты пособия в случае наступления страхового случая;
  • Порядок выплаты накоплений в случае смерти застрахованного лица его наследникам/правопреемникам;
  • Ответственность обеих сторон в случае несоблюдения обязательств;
  • Порядок внесения изменений и корректировок в подписанный договор.

Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.

Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.

ИП и организации, являющиеся работодателями, обязаны с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, ежемесячно перечислять страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в ФНС РФ. Взносы на травматизм по-прежнему уплачиваются в ФСС.

Примечание: с 2017 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».

С выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера необходимо перечислять взносы только на пенсионное и медицинское страхование (взносы от несчастных случаев не перечисляются в любом случае, а взносы по временной нетрудоспособности перечисляются, только при условии, что такой пункт прописан в договоре).

Выплаты работникам, которые по закону освобождены от уплаты страховых взносов, перечислены в ст. 422 НК РФ.

Обратите внимание, что индивидуальные предприниматели, помимо уплаты страховых взносов за работников, дополнительно должны перечислять страховые взносы ИП «за себя».

Тарифы страховых взносов за работников в 2020 году

В 2020 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:

  • На пенсионное страхование (ОПС) – 22%.
  • На медицинское страхование (ОМС) – 5,1%.
  • На социальное страхование (ОСС) – 2,9% (без учета взносов от несчастных случаев).

При этом некоторые ИП и организации имеют право применять пониженные тарифы (см. таблицу ниже).

В 2020 году изменилась лимиты для начисления взносов:

  • на ОПС – 1 292 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%);
  • на ОСС – 912 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются);
  • на ОМС – предельная величина отменена.

О том, как применять предельную базу для начисления страховых взносов в 2020 году читайте в этой статье.

Обратите внимание, что в 2020 году не действуют льготы по страховым взносам для большинства ИП и организаций, которые применялись до 2018 года. В частности, отмена затронула ИП на патенте, а также представителей МСП, работающих в социальной и производственной сферах и применяющих УСН. Пониженные тарифы оставили лишь для НКО и благотворительных организаций. Подробнее со ставками по страховым взносам можно ознакомиться в таблице ниже.

Общие тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ОПС ОМС ОСС Итого
Организации и ИП на ОСН, УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН за исключением льготников 22% 5,1% 2,9% 30%
В случае превышения лимита в 912 000 рублей 22% 5,1% 27,1%
В случае превышения лимита в 1 292 000 рублей 10% 5,1% 15,1%

Пониженные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
НКО на УСН, ведущие деятельность в области соц. обслуживания, науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры и искусства 20% 20%
Благотворительные организации на УСН
Участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Организации и ИП, занимающиеся ведением технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах 20% 5,1% 2,9% 28%
Хозяйственные общества и партнерства, осуществляющие деятельность в области ИТ технологий и соответствующие условиям пп.1 и 2 ст. 427 НК РФ
Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» 14% 14%
Организации и ИП, осуществляющие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0%
Организации в области ИТ (при условии, что доходы от этой деятельности по итогам 9 месяцев не менее 90%, а количество работников не менее 7 человек 8% 4% 2% 14%

Примечание: льготникам, в случае превышения лимитов в 1 292 000 и 912 000 руб. перечислять взносы на социальное и пенсионное страхование не нужно.

Дополнительные тарифы для страховых взносов в 2020 году

Категория плательщиков ПФР ФФОМС ФСС Итого
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.1 п. 1 ст. 30 данного закона 9% 9%
Плательщики, указанные в пп. 1 п.1 ст. 419 закона № 400-ФЗ в отношении выплат физлицам, поименованным в пп.2-18 п. 1 ст. 30 данного закона 6% 6%

Примечание: дополнительные взносы платятся независимо от лимитов в 1 292 000 и 912 000. При этом компаниям, которые провели оценку условий труда, можно платить доп. взносы на пенсионное страхование по специальным тарифам (п.3 ст. 428 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты страховых взносов

Обратите внимание! Сроки уплаты налогов и подачи отчётности для некоторых ИП и организаций перенесены в связи с эпидемией коронавируса. О подробностях читайте в статье.

Страховые взносы в ФНС и ФСС необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Если последний день совпадает с выходным или праздником, то окончательный срок уплаты взносов переносится на ближайший рабочий день.

Оплата взносов на пенсионное страхование

В 2020 году все платежи на пенсионное страхование должны быть сделаны одним платежным поручением с применением КБК 182 1 02 02010 06 1010 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на медицинское страхование

В 2019 году код бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на медицинское страхование 182 1 02 02101 08 1013 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на социальное страхование

Перечисление страховых взносов осуществляется на два вида обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФНС РФ;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.

Величина страховых взносов по временной нетрудоспособности составляет 2,9% от зарплаты, но может меняться в зависимости от применяемой льготы (см. таблицу выше).

Размер страховых взносов от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% в зависимости от того к какому классу профессионального риска относится основной вид вашей деятельности.

В 2019 году коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на социальное страхование не изменились:

  • КБК 182 1 02 02090 07 1010 160. (в случае временной нетрудоспособности);
  • КБК 393 1 02 02050 07 1000 160. (от несчастных случаев на производстве).

Остальные платежные реквизиты вы можете узнать, обратившись в территориальное отделение ФСС и налоговую инспекцию по месту учета.

Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчетности в рублях и копейках.

Отчетность по страховым взносам

В слайдерах ниже перечислена вся отчетность, которую нужно сдавать по страховым взносам в 2020 году:

Отчетность в ФНС

Начиная с 2017 года, в ИФНС нужно каждый квартал сдавать расчет по страховым взносам. Расчет подается в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего квартала. Таким образом, в 2020 году его необходимо сдать:

  • за 2019 год – не позднее 30 января 2020 года;
  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 апреля 2020 года;
  • за полугодие 2020 года – не позднее 30 июля 2020 года;
  • за 9 месяцев 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за 2020 год – не позднее 1 февраля 2021 года.

Отчетность в ПФР

Ежемесячно в Пенсионный фонд нужно сдавать отчет по форме СЗВ-М, в котором содержатся сведения о работающих пенсионерах. Срок сдачи отчета – не позднее 15 числа следующего месяца.

Также, начиная с 1 января 2017 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.

Отчетность в ФСС

Каждый квартал в Фонд социального страхования необходимо сдавать расчет по форме 4-ФСС. Начиная с 1 января 2017 года, в расчете 4-ФСС нужно отражать только сведения по травматизму и профзаболеваниям.

В 2020 году срок сдачи отчетности в ФСС зависит от ее формы:

  • В электронной – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • В бумажной – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обратите внимание! С 2020 года страхователи, у которых среднесписочная численность работников более 10 человек, обязаны подавать отчетность в электронном виде. Это относится к расчету по страховым взносам (РСВ), а также формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Такие пояснения даются в письме ФНС РФ от 15.11.2019 N БС-4-11/23242@. По факту же это означает, что всем компаниям и ИП, у кого более 10 сотрудников, придется переходить на электронную форму подачи отчетности. Изменения внесены законом от 29.09.19 № 325-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2020 года. То есть за 2019 год отчетность нужно подавать в электронной форме, подписав ее квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Читайте также: