Трудовой кодекс узбекистана пенсии

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Настоящий Закон вступил силу с 1 июля 1994 года в соответствии с Постановлением Верховного совета от 03.09.1993 N 939-XII

В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с
Законом РУз от 22.12.1995 г. N 179-I,
Законом РУз от 25.04.1997 г. N 421-I,
Законом РУз от 29.08.1998 г. N 681-I,
Законом РУз от 14.04.1999 г. N 760-I,
Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II,
Законом РУз от 05.04.2002 г. N 364-II,
Законом РУз от 23.05.2005 г. N ЗРУ-2,
Законом РУз от 07.12.2007 г. N ЗРУ-119,
Законом РУз от 28.12.2007 г. N ЗРУ-138,
Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-197,
Законом РУз от 20.05.2010 г. N ЗРУ-247,
Законом РУз от 09.09.2010 г. N ЗРУ-254,
Законом РУз от 22.12.2010 г. N ЗРУ-272,
Законом РУз от 05.01.2012 г. N ЗРУ-318,
Законом РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355,
Законом РУз от 04.12.2014 г. N ЗРУ-379

Преамбула
Глава I. Общие положения (Статья 1-6)
Глава II. Пенсии по возрасту (Статья 7-14)
Глава III. Пенсии по инвалидности (Статья 15-18)
Глава IV. Пенсии по случаю потери кормильца (Статья 19-24)
Глава V. Порядок исчисления пенсии и заработка (Статья 25-36)
Глава VI. Исчисление стажа работы (Статья 37-42)
Глава VII. Назначение пенсии (Статья 43-48)
Глава VIII. Перерасчет пенсии (Статья 49-51)
Глава IX. Выплата пенсии (Статья 52-67)

Настоящий Закон определяет порядок реализации конституционного права граждан Республики Узбекистан на социальное обеспечение в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, устанавливает единую систему государственных пенсий, порядок их назначения, исчисления, перерасчета и выплаты.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на государственное пенсионное обеспечение
Статья 2. Виды государственных пенсий
Статья 3. Обращение за назначением пенсии
Статья 4. Право выбора пенсии
Статья 5. Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих
классные чины (воинские звания)
Статья 6. Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан

Статья 1. Право граждан на государственное пенсионное обеспечение

Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, определяемом настоящим Законом.

Пенсионное обеспечение граждан Республики Узбекистан, проживающих за ее пределами, производится на основе международных договоров Республики Узбекистан.

Постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Узбекистан.

Граждане, не имеющие стажа работы, и их семьи не имеют права на государственные пенсии по настоящему Закону. Порядок их социального обеспечения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 2. Виды государственных пенсий

Настоящим Законом устанавливаются следующие виды государственных пенсий:
• по возрасту;
• по инвалидности;
• по случаю потери кормильца.

Статья 3. Обращение за назначением пенсии

Граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Статья 4. Право выбора пенсии

Гражданам, имеющим право на различные виды государственных пенсий, назначается одна пенсия по их выбору.

Статья 5. Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания)

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), а также членов их семей устанавливаются законодательством Республики Узбекистан. Им предоставляется также право на получение пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, судей и работников органов прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания), учитываются наравне с заработной платой гражданских лиц.

Статья 6. Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан

Законодательство о государственном пенсионном обеспечении граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственном пенсионном обеспечении граждан, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА II. ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Статья 7. Право на пенсию по возрасту
Статья 8. Пенсия при неполном стаже работы
Статья 9. Пенсии на льготных условиях
Статья 10.Право на льготную пенсию независимо от возраста
Статья 11. Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет
Статья 12. Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет
Статья 12-1. Право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на один год
Статья 13. Пенсии лилипутам и карликам
Статья 14. Досрочное назначение пенсии по возрасту

Статья 7. Право на пенсию по возрасту

Право на пенсию по возрасту имеют:
• мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
• женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 8. Пенсия при неполном стаже работы

Лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы (статья 7), пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29), при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах "а", "б", "в" и "г" части первой статьи 37 настоящего Закона.

Статья 9. Пенсии на льготных условиях

Право на пенсию на льготных условиях имеют отдельные категории граждан согласно спискам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан:
Список N1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста;
Список N2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет.
Список N3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет.

Право на пенсию на льготных условиях имеют также инвалиды войны, матери инвалидов с детства, лилипуты и карлики.

Статья 10. Право на льготную пенсию независимо от возраста

Право на льготную пенсию независимо от возраста имеют:
а) работники ведущих профессий горнодобывающей промышленности при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет (Список N 1, часть 1);
б) работники, занятые полный рабочий день непосредственно на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет (Список N 1, часть II);
в) работники летного и летно-испытательного состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они были заняты, при выслуге лет в этих должностях не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин (Список N1, часть III).
Указанные работники, уволенные с летной работы по состоянию здоровья (болезни), имеют право на пенсию при наличии выслуги лет у мужчин не менее 20 лет и у женщин не менее 15 лет;
г) отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий:
• при стаже творческой работы не менее 20 лет (Список N 1,часть IV);
• при стаже творческой работы не менее 25 лет (Список N 1,часть V);
• при стаже творческой работы не менее 30 лет (Список N 1,часть VI);
д) отдельные категории спортсменов при стаже работы не менее 20 лет (Список N 1, часть VII).

Статья 11. Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет

Право на пенсию с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего
Закона, на 10 лет независимо от места последней работы имеют:
а) работники, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список N 2, часть I);
• мужчины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
• женщины - при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Работникам, имеющим стаж на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет и 6 месяцев у женщин, за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 7 настоящего Закона, снижается на 1 год.
Работникам, проработавшим - мужчины не менее 5 лет, женщины не менее 3 лет 9 месяцев - на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы;
б) отдельные категории артистов цирков и концертных организаций при стаже творческой работы не менее 20 лет (Список N 2, часть II).

Статья 12. Право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет

Право на пенсию с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, на 5 лет независимо от места последней работы имеют:
а) инвалиды войны и приравненные к ним лица;
б) работники, которые были заняты полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (Список N 3, часть I);
• мужчины - при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
• женщины - при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Работникам, проработавшим - мужчины не менее 6 лет 3 месяцев, женщины - не менее 5 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
з) матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, - при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет;
к) учителя специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов "Мехрибонлик", военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (Список N 3, часть VII);
л) врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список N 3, часть VIII);
м) работники органов по труду и социальной защите населения, которые были непосредственно заняты обслуживанием престарелых, инвалидов и одиноких граждан (Список N 3, часть IX):
• мужчины - при наличии специального стажа работы не менее 25 лет;
• женщины - при наличии специального стажа работы не менее 20 лет;

Статья 12-1. Право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на один год

Женщины, имеющие не менее двадцати лет стажа работы, предусмотренного в пунктах "а", "б", "в" и "г" статьи 37 настоящего Закона, приобретают право на пенсию по достижении пятидесяти четырех лет.

Статья 13. Пенсии лилипутам и карликам

Право на пенсию с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, на 15 лет имеют больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики:
• мужчины - при стаже работы не менее 20 лет;
• женщины - при стаже работы не менее 15 лет;

Статья 14. Досрочное назначение пенсии по возрасту

Лица, высвобожденные в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия и признанные безработными, имеют право на пенсию:
• мужчины - по достижении возраста 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
• женщины - по достижении возраста 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

ГЛАВА III. ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Статья 15. Условия назначения пенсий
Статья 16. Группы инвалидности
Статья 17. Стаж работы, дающий право на пенсию
Статья 18. Пенсии при неполном стаже работы

Статья 15. Условия назначения пенсий

Пенсии по инвалидности назначаются лицам, признанным в установленном законодательством порядке инвалидами I и II групп.

Статья 16. Группы инвалидности

В зависимости от степени утраты здоровья или трудоспособности определяются три группы инвалидности.

Причины и группы инвалидности, а также время наступления инвалидности и срок, на который устанавливается инвалидность, определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) действующими на основании Положения о них, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 17. Стаж работы, дающий право на пенсию

Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначаются независимо от стажа работы.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначаются при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности:

Узбекистан является высокоразвитым государством, расположенным в Центральной Азии. Важной частью его внутренней политики признано обеспечение социального благополучия граждан страны. Это выражается в предоставлении им определенных гарантий со стороны государства.

Так, в частности, определенная категория лиц из числа граждан этой страны имеет право на пенсионное обеспечение. Согласно сведениям узбекских статистических органов, в 2020 году получателями пенсии являются более 3 миллионов человек. Это составляет порядка 10% от общего числа населения. Среди них около 2 миллионов граждан являются пенсионерами по старости.

Бесплатно по России

Законодательная база

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.

Особенности формирования выплаты

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.

Также отдельные категории граждан могут рассчитывать на государственное обеспечение на льготных основаниях. Иными словами, необходимые требования по стажу для них снижены. Перечень соответствующих профессий утвержден законодательно.

Представители профессий, связанных с горнодобывающей промышленностью, работники летного состава, творческая интеллигенция, а также спортсмены имеют право на назначение им выплат вне зависимости от достигнутого ими возраста, а на основании выслуги лет.

При определении размера пенсионного обеспечения учитывается доход гражданина за весь период его трудовой деятельности и размер соответствующих отчислений. Таким образом, размер содержания узбекистанских пенсионеров разнится в зависимости от стажа трудовой деятельности и их заработка в этот период.

Виды пенсий

Помимо пенсий по возрасту в Узбекистане установлены и иные виды пенсионных выплат, предусмотренных законом. Разберем подробнее.

Накопительная

Действующее законодательство устанавливает как обязательное, так и добровольное страхование для формирования накопительных пенсий.

Они формируются за счет:

  • обязательных и добровольных ежемесячных взносов со стороны работодателей и самих работников;
  • процентов, которые начисляются на денежные средства, находящихся на индивидуальных пенсионных счетах граждан;
  • иных поступлений.

Накопительная пенсия начинает выплачиваться гражданам с момента, когда у них возникает право на государственное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что граждане вправе самостоятельно определять порядок получения денег. Так, это могут быть как выплаты, осуществляемые в течение выбранного периода, так единовременная выплата всей накопившейся суммы. Также в случае смерти застрахованного лица право на его накопления возникает у наследников.

По инвалидности

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Примеры:

  1. Гражданин получил инвалидность в 23 года. Соответственно, чтобы рассчитывать на выплаты, он должен иметь не менее 3 лет стажа.
  2. Гражданин стал инвалидом в 50 лет. Выплаты ему положены при наличии стажа 14 лет.

Пол при определении возможности получения пенсии по инвалидности значения не имеет.

Выплата у работающих пенсионеров

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Какой размер пособий

Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.

Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.

Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.

Реформы в Узбекистане

Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.

Повышение выплат в 2020 году

На сегодняшний день известно, что власти Узбекистана приняли решение проиндексировать размер пенсионного обеспечения на основании . Размер индексации составит 10%. Прибавку узбекистанским пенсионерам следует ожидать с 1 сентября 2020 года.

Как живут узбекские пенсионеры

В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.

В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.

Интересное видео

Дополнительная информация о пенсионной системе Узбекистана в видео:

Заключение

Граждане Узбекистана имеют право на получение пенсионного обеспечения при достижении определенного возраста и наличии необходимого стажа. Размер пенсии относительно небольшой, однако власти страны осуществляют ряд действий, в том числе и индексации выплат, для улучшения уровня жизни и материальной обеспеченности узбекских пенсионеров.

Узбекские пенсии оставляют желать лучшего.

До развала Советского Союза Узбекистан входил в его состав. Вот уже практически три десятилетия страна, славящаяся на всем постсоветском пространстве своими мечетями, мавзолеями, историческими, культурными и архитектурными памятниками, является самостоятельной республикой. При этом официальные доходы узбекских пенсионеров были настолько малы, что вряд ли люди преклонного возраста могли на них прожить, не говоря уже о том, что встретить достойную старость. Но общественно-экономическое развитие страны не стоит на месте, а значит и социальная поддержка граждан медленно, но уверенно движется в сторону увеличения.

Согласно статистическим данным на 1 марта 2019 года общая численность получателей пенсий и пособий в стране составляет более 3 500 000 человек.

По каким правилам начисляются пенсии в Узбекистане

Согласно действующему законодательству Узбекистана, чтобы выйти на заслуженный отдых, граждане в первую очередь должны преодолеть возрастной барьер, который для представителей прекрасной половины человечества составляет 55 лет, а для сильного пола – на пять лет больше, то есть 60 лет.

Вторым фактором, влияющим на возможность оформления пенсионного пособия, как и во всех странах постсоветского пространства, является трудовой стаж. Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» предполагает, что граждане Узбекистана получат право на пенсионное обеспечение только в том случае, если их стаж составляет не менее 20 лет.

Кроме того, при учете стажа в Пенсионном фонде существует ряд нюансов, например:

  • в стаж не засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ограниченными физическими возможностями по достижении им трехлетнего возраста;
  • в стаж женщины, которая воспитывала ребенка до 8-летнего возраста, не входит период учебы на очной форме в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;

  • период ухода за недееспособным или пожилым родственником, чей возраст превысил 80 лет, будет включен в двадцатилетний стаж только в том случае, если будут заполнены и подшиты соответствующие акты и предоставлены необходимые подтверждающие документы.

Пенсия по возрасту назначается и при наличии минимального стажа, который составляет 7 лет. Если его за период трудовой деятельности гражданин не наработал, то согласно букве закона на государственное пенсионное обеспечение он не имеет права. Таким лицам назначается пособие по возрасту, но только при условии отсутствия трудоспособных совершеннолетних детей или иных родственников, которые в соответствии с Семейным кодексом республики обязаны их содержать.

Итак, пенсия в Узбекистане и ее размер согласно главе 5, ст. 25 вышеупомянутого закона зависят от трех составляющих:

  • Базовая часть – для пенсии по возрасту она составляет 55% от среднемесячного заработка, но при этом она не может быть ниже минимальной пенсии по возрасту.
  • Доплата за стаж работы – предполагает, что за каждый полный год стажа, превышающего требуемый по законодательству, базовый размер пенсии повышается на 1% от среднемесячной заработной платы.
  • Пенсионные надбавки – на них могут рассчитывать определенные категории граждан, в том числе инвалиды, ветераны войны, участники войны и приравненные к ним лица, артистический и художественный персонал, а также лица, имеющие особые заслуги перед Республикой Узбекистан.

С 1 августа в Узбекистане повысили пенсионные пособия

А теперь переходим к самому главному. Каков же на сегодняшний день размер пенсий в Узбекистане? Как сообщается на официальном Телеграмм-канале Министерства юстиции, Президент республики Шафхат Мерзиёев подписал Указ, согласно которому с 1 августа 2019 года пенсии повысятся на 10%.

С указанной даты минимальная ежемесячная пенсия по возрасту составляет 436 150 сумов, что эквивалентно 3 092 российским рублям. Как нам кажется, комментарии здесь излишни.

Эта страница сегодня .
всего: 20
уникальных: 5

Эта страница когда-либо .
всего: 2036
уникальных: 879

Сайт .
всего: 307187
уникальных: 87166

Гостей: 3, Пользователей: 0 .

рекорд он-лайн: 936
(Пользователей: 0, Гостей: 936) в 15 сен : 23:28


Путеводитель по сайту
Для прочтения следующего блока информации используйте кнопки по сторонам этого текста

Это персональный сайт Мазуровой Элеоноры Владимировны, адвоката. Здесь Вы сможете получить бесплатную правовую консультацию и участвовать в обсуждении профессиональных проблем на открытом Форуме адвокатов Ташкента и Узбекистана в целом. На сайте размещаются важные новости законодательства РУз, касающиеся института адвокатуры, в нашем Архиве Вы сможете найти актуальные редакции Кодексов РУз, нормативно-правовых документов и подзаконных актов, также для Вас доступны бесплатные он-лайн сервисы и справочники. Для сотовых телефонов и других мобильных устройств WAP-версия сайта с последними новостями и консультациями адвоката доступна по адресу wap.uzlawyer.com.


Квалификационные экзамены на открытом Форуме адвокатов г.Ташкента! Обсуждение проблем членства в Палате адвокатов Республики Узбекистан в новом актуальном разделе - Палата адвокатов.

Раздел Технодром нашего сайта посвящен программному, технологическому и техническому обеспечению для людей, профессиональная деятельность которых связана с юриспруденцией - для адвокатов, юристов, судебных экспертов, частных детективов и т.д. Здесь, в частности, можно найти полезные специальные программы для компьютеров и сотовых телефонов, описания технических средств для проведения следствия и судебной экспертизы, советы пользователям пластиковых карточек и многое другое.


На нашем сайте в разделе Архив размещены наиболее важные Своды законов Республики Узбекистан, которые можно бесплатно скачать: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский Процессуальный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Хозяйственный Процессуальный, Налоговый, Гражданский, Таможенный кодексы РУз и Кодекс РУз об административной ответственности


Помочь в переводе документов в узбекской кириллице на латиницу и обратно призван новый раздел нашего Справочника. Внимание! Единственный в Узбекистане он-лайн сервис перевода в транслит по-узбекски работает на нашем сайте! Имеются узбекская и русская виртуальные клавиатуры. Также на сайте запущены сервисы мирового времени и погоды по Узбекистану.


WAP-версия сайта для мобильных устройств размещена по адресам Интернет wap.legal.uz или wap.uzlawyer.com. На ней доступны новости сайта Правовой помощи и консультации адвоката, а также RSS-ленты новостей от Яndex по Узбекистану, Центра исследований компьютерной преступности, календарь праздников и др.

Трудовой Кодекс РУз

ОБЩАЯ ЧАСТЬ (Главы I-IV. Статьи 1-56)
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (Главы V-XVI. Статьи 57-294)

Глава I. Основные положения (Статьи 1-13)
Глава II. Субъекты трудовых отношений (Статьи 14-20)
Глава III. Представительство работников и работодателей
(Статьи 21-28)
Глава IV. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 29-56)

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения
Статья 2. Задачи законодательства о труде
Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса
Статья 4. Соотношение законодательного и договорного
регулирования трудовых отношений
Статья 5. Недействительность условий соглашений
и договоров о труде
Статья 6. Запрещение дискриминации в трудовых отношениях
Статья 7. Запрещение принудительного труда
Статья 8. Защита трудовых прав
Статья 9. Государственное управление в сфере труда.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде
Статья 10. Соотношение международных договоров, конвенций
и законодательства о труде Республики Узбекистан
Статья 11. Применение законодательства о труде к лицам,
не являющимся гражданами Республики Узбекистан
Статья 12. Применение законодательства
о труде на иностранных предприятиях
Статья 13. Исчисление сроков, предусмотренных
настоящим Кодексом

Статья 1. Нормативные акты, регулирующие
трудовые отношения

Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодательством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами.*
Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.

Согласно статистике общая численность получателей пенсий и пособий в республике на 1 марта 2019 года составила 3 515 005 человек. Такие цифры обязывают сферу меняться, становиться удобнее и понятнее, но некоторые аспекты и тонкости ее деятельности все еще остаются неизвестны гражданам. Поэтому мы собрали вопросы по этому направлению, поступившие от читателей в редакцию. О повышении пенсионного возраста, необходимых действиях при сокращениях на работе, подтверждении стажа и многом другом рассказывает заместитель исполнительного директора внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов (ВПФ) Шухрат ДАВРОНОВ



"В сентябре 2018-го попал под сокращение, когда мне осталось два года до пенсии. Слышал, что по законодательству, если подобное происходит, можно раньше выйти на пенсию. Действительно ли это так? Куда бы ни обращался, слышу только, что такого закона нет".

К. Артыков.
г. Каттакурган.

- Согласно статье 3 Закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан" (далее - Закон) человек может обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Оно в определенных случаях может быть предоставлено раньше положенного срока.

Как раз в статье 14 того же документа находится ответ на заданный вопрос. Определено, что имеют право выйти на пенсию досрочно лица, признанные безработными после высвобождения, в связи с изменениями технологии организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекшим изменение численности штата или характера труда, либо ликвидацией предприятия. Но есть и обязательные условия. Например, мужчины должны быть не младше 58 и иметь стаж работы не менее 25 лет. У женщин соответствующие цифры меньше: 53 и 20.

Что до признания безработным, то и тут, естественно, имеется определенный порядок. Согласно статье 60 Трудового кодекса таковым считается трудоспособное лицо в возрасте от 16 лет до приобретения им права на пенсионное обеспечение, которое не имеет работы и заработка, но при том зарегистрировано в местном органе труда и ищет работу, готово пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации (за исключением обучающихся в образовательных учреждениях). Постановлением Кабинета Министров "Об утверж­дении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование порядка назначения и выплаты государственных пенсий" от 8 сентября 2011 года определено, что к заявлению обратившегося за назначением пенсии по возрасту должно быть дополнительно приложено представление районного (городского) Центра содействия занятости и социальной защиты населения о признании безработным.

В соответствии с Инструкцией о порядке до­срочного назначения пенсии работникам, уволенным в связи с прекращением трудового договора по отдельным основаниям, вышеназванные центры подготавливают представление по форме N№ 4 тем, кто признан безработным и имеет право на досрочный выход на пенсию. В течение пяти дней они должны направить его в соответствующий районный (городской) отдел ВПФ. Это представление и является основанием для назначения до­срочной пенсии по возрасту нашими отделами.

Выплата производится за счет средств Государственного Фонда содействия занятости, отчисляемых в ВПФ.

"Учитывается ли работа на вредном производстве при расчете пенсии?"

Г. Эргашева.
г. Нукус.

- Люди, которые были заняты полный день на подземных работах и с особо вредными и тяжелыми условиями труда, имеют право выхода на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на десять лет. Это прописано в пункте "а" статьи 11 Закона. Там же говорится о Списке N№ 2, в котором перечислены производства, учреждения, работы, профессии, должности и показатели, дающие право на такую льготу. Документом предусмотрен и Список N№ 3, в котором перечислены те же пункты, но дающие работникам право выйти на пенсию раньше на пять лет.

Также после десяти лет у мужчин и семи с половиной у женщин каждый полный год работы, дающий право на пенсию на льготных условиях, засчитывается в стаж в двойном размере. Так, если мужчина занят на вредном производстве уже 11 лет, то стажа у него будет 22, и так далее.

"Всю жизнь проработала на предприятии, которое закрылось в 1990-х. Трудовая книжка утеряна, подтвердить стаж не могу. Уже давно на пенсии, получаю минимальные выплаты. При том только в моем окружении много людей в подобной ситуации. Существует ли решение этой затянувшейся проблемы?"

О. Ходжаева.
г. Самарканд.

- Известно, что основным документом, под­­т­верждающим стаж работы, является трудовая книжка. Это прописано и в пункте 59 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров.

Если не сохранилась трудовая книжка или в ней отсутствуют необходимые записи, содержатся неправильные и неточные записи о периодах трудовой деятельности, для подтверждения стажа принимаются другие документы. Это справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, трудовые договоры (они же контракты), архивные справки и любые другие. Главное - чтобы в них были сведения о периодах работы.

Бывают случаи, когда и такие документы отсутствуют. Тогда время занятости устанавливается решением суда. В отделы ВПФ можно обратиться за содействием в подготовке исков для подтверждения стажа работы при наличии оснований, предусмотренных законодательством.

"Согласно проекту Концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения граждан в Узбекистане планируется повысить пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и 58 - для женщин. Какова судьба этого документа? Когда ждать изменений?"

А. Болтабаев.
г. Карши.

- В январе этого года Указом Президента "О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики" образован Экономический совет по обеспечению реализации "дорожной карты", основных направлений структурных реформ страны на период 2019-2021 годы.

Как раз этому совету совместно с ответственными ведомствами дано поручение до 1 января следующего года подготовить и внести в Администрацию Президента проект названной концепции. Рабочие группы, в состав которых привлечены квалифицированные специалисты, а также эксперты Всемирного банка и ПРООН, сейчас заняты его созданием. Население ознакомится с ним одним из первых, сможет внести свои коррективы и предложения, так как он будет размещен на сайте regulation.gov.uz для всеобщего обсуждения. Пока проект остается таковым и даже не разработан полностью, так что точных прогнозов сделать нельзя.

"Слышала, что пенсии не будут выплачиваться, если у человека нет трудового стажа. Правда ли это?"

Р. Абдуллаева.
г. Ташкент.

- Действительно, пенсия по возрасту назначается только при наличии не менее семи лет стажа. Это предусмотрено Законом. Те, кто не имеет его, не получают государственные пенсии.

Таким лицам назначается пособие по возрасту. И то только в случае отсутствия трудоспособных совершеннолетних детей, родственников или иных лиц, которые обязаны содержать их в соответствии с Семейным кодексом респуб­лики.

"В настоящее время живу в Узбекистане одна, все дети находятся за пределами страны. Дочь уговаривает приехать к ней в гости в Южную Корею. Смогу ли получать пенсию, если уеду на долгое время? Предусмотрено ли нашим законодательством получение пенсии человеком, находящимся за границей?"

А. Мирзабекова.
г. Наманган.

- Согласно статье 64 Закона пенсии, назначенные до выезда на постоянное жительство за границу, выплачиваются за шесть месяцев вперед перед отъездом. Их размер высчитывается на день подачи заявления о выезде в районный (городской) отдел ВПФ.

Необходимо отметить, что пенсия, назначенная до выезда на ПМЖ в государства, с которыми Республика Узбекистан заключила международные договоры о пенсионном обеспечении, выплачивается до конца месяца выписки с места жительства.

Но вам стоит понимать: перерасчет суммы пенсии, выплаченной за шесть месяцев вперед, не производится. То есть если вы получили выплаты на полгода вперед, а через, предположим, двадцать дней в соответствии с законодательством страны пенсионные выплаты возросли, компенсировать разницу вы уже не сможете.

Если вы собираетесь уехать в гости к дочери на долгое время (без выписки с места жительства), то начисленная, но невостребованная своевременно сумма пенсии выплачивается не более чем за двенадцать месяцев после обращения за ней.

"Как оформлять пенсию иностранному гражданину или лицу без гражданства?"

Ю. Филимонова.
г. Ангрен.

- Постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и апатриды имеют право на пенсию наравне с гражданами страны. Процессы оформления и получения идентичны.

"Можно ли доверить получение пенсии кому-то из близких людей? Какие документы нужно оформить?"

З. Халибаев.
г. Термез.

- Выплата пенсии может производиться по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством нашей страны. Оформленная за пределами Узбекистана тоже может быть принята, но подлежит обязательному проставлению апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был получен. Это относится ко всем государствам за исключением стран - членов СНГ, участниц Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

При том доверитель должен постоянно подтверждать свои права на назначенную пенсию. Для этого нужно являться в один из отделов ВПФ не менее одного раза в год.

Продуманы и ситуации, когда пенсионер находится в иностранном государстве и не имеет возможности приехать на родину по состоянию здоровья. В таком случае он может обратиться в зарубежное дипломатическое представительство или консульское учреждение Узбекистана и подтвердить там отсутствие факта постоянного проживания, а также получения пенсии или социального пособия на территории иностранного государства, в котором находится в этот момент. Дальше поверенный будет обязан сообщать в отдел ВПФ обо всех ставших ему извест­ными фактах, которые могут влиять на выплату пенсии.

"Какие виды пенсий существуют в Узбеки­стане и от каких показателей сегодня зависят размеры пенсий по старости и инвалидности?"

Е. Акбарова.
г. Нукус.

- Установлено только три вида государственных пенсий: по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца.

Размер пенсии зависит от продолжительно­сти стажа и складывается из нескольких составляющих. Во-первых - базовый размер пенсии, во-вторых - доплата за стаж работы, в-третьих - надбавки.

"Как узнать о своих пенсионных накоплениях? Можно ли их снять до выхода на пенсию?"

Д. Азимова.
г. Ташкент.

- Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии, уплаченные страховые взносы в ВПФ возврату не подлежат. За исключением излишне уплаченных сумм, что предусмотрено в статье 58 Налогового кодекса.

Кроме того, отношения в этой области регулирует Закон "О накопительном пенсионном обеспечении граждан". Там указано, что граждане, участвующие в этой системе в качестве получателей, имеют право на получение накопительных пенсионных выплат при возникновении права на госпенсию в соответствии с законодательством. Постановку на учет для участия осуществляет Народный банк, который согласно статье 23 того же Закона обязан информировать граждан о состоянии их индивидуальных накопительных пенсионных счетов ежегодно, а также по обращению.

"Если родитель старше 80 лет или инвалид, и больше нет никого, кто бы мог за ним ухаживать, может ли мне начисляться трудовой стаж в то время, когда я ухаживаю за родителем? В какую инстанцию нужно обратиться, чтобы это оформить?"

Ж. Ходжаханов.
г. Джизак.

- Время ухода за человеком, достигшим 80-летия и нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе, засчитывается в стаж работы. Время, требующееся для помощи пенсионеру, вы можете установить на основании:

- акта обследования фактических обстоятельств осуществления ухода;

- документов, удостоверяющих возраст, и медицинского заключения о потребности в постороннем содействии.

Первый составляется отделом ВПФ посредством проведения опроса среди работников органа самоуправления граждан, а также лиц, за которыми осуществлялся уход, соседей. Периодичность оформления этого акта - каждые 12 месяцев.

"Как происходит приостановление или прекращение выплаты пенсии?"

С. Убайдуллаев.
г. Ташкент.

- Ответ на этот вопрос в Инструкции о порядке оформления и ведения пенсионных дел, а также формах пенсионных документов и правилах их заполнения.

Прекращаются выплаты в случае утраты прав на назначенную пенсию, выезда на ПМЖ за пределы Республики Узбекистан, установления факта получения пенсии (или даже социального пособия) в период пребывания в ино­странном государстве и, естественно, смерти пенсионера.

Выплата назначенной пенсии приостанавливается при окончании срока ее выплаты, неполучении ее в течение более трех месяцев подряд, лишении свободы пенсионера, проживании его в доме-интернате для людей с психическими заболеваниями. Приостановить выплаты могут и в результате подачи соответствующего заявления со стороны пенсионера, и других случаях, предусмотренных законодательством.

Восстанавливается выплата пенсии после явки и подачи заявления в отдел ВПФ непосредственно получающим средства или его опекуном. Там, конечно, необходимо будет представить документ, удостоверяющий личность. В пункте 41 указано, что возобновление выплаты пенсии, социального пособия и иной выплаты оформляется решением комиссии.

"Как проверить правильность начисления пенсии?"

- Согласно статье 44 Закона пенсии назначаются районными (городскими) отделами ВПФ. Для проверки правильности начисления пенсии можно обратиться в отдел Пенсионного фонда по месту проживания, вышестоящий орган или непосредственно в суд.

Редакция «ПВ»

Читайте также: