Трудовую пенсию по случаю потери кормильца дипломная работа

Авторская дипломная работа

Выполнена в 2016 году, 58 стр., 55 снсоок.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

1.1. Понятие и правовое регулирование страховой пенсии по случаю потери кормильца 7

1.2. Условия назначения, оформление и исчисление страховой пенсии по случаю потери кормильца 10

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

2.1. Правовое регулирование и право на получение государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца 25

2.2. Размеры и порядок исчисления государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца 28

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА (ПО МАТЕРИАЛАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ) 36

Список использованной литературы 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (часть I). – Ст. 6965.
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (часть I). – Ст. 6989.
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №51. – Ст. 4831.
  7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №52 (1 ч.). – Ст. 4920. (Документ частично утратил силу).
  8. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1993. – №9. – Ст. 328.
  9. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №41. – Ст. 5545.
  10. Постановление Правительства РФ от 17.05.1993 № 455 (ред. от 15.12.2012) «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов» (вместе с «Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации», «Положением о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – №21. – Ст. 1908.
  11. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 2). – Ст. 8029.
  12. Приказ Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35496) // Российская газета. – 2015. – 16 января.
  13. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 157н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 № 33762) // Российская газета. – 2014. – 28 ноября.

Материалы судебной практики

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2012 № 1131-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Захаровой Зои Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 3 и подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2011 № 25-В10-9 // СПС КонсультантПлюс»
  3. Кассационное определение Пермского краевого суда от 22.02.2012 по делу № 22-1069 // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 09.09.2014 по делу № 33-7579/14 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Апелляционное определение Московского областного суда от 28.05.2014 по делу № 33-11854/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.02.2015 по делу № 33-809/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 7 апреля 2014 г. по гражданскому делу № 33-867/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 7 апреля 2014 г. по делу № 33-867/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-552-2014 // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Обобщение судебной практики Саратовского областного суда от 26.12.2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Учебники, монографии, диссертации

  1. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014. – 288 с.
  2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный) / А.Н. Борисов. – М.: Деловой двор, 2015. – 269 с.
  3. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. – М.: Норма, Инфра-М, 2012. – 1088 с.
  4. Корякин В.М. Организация военными комиссариатами пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей // Справочник работника военного комиссариата / Под общ. ред. В.В. Смирнова. – М.: Зерцало, 2013. – 311 с.
  5. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015. – 378 с.

Статьи из периодических изданий

  1. Антипьева Н.В. Преемственность в развитии законодательства о социальной защите членов семей сотрудников полиции / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах. – 2011. – № 8. – С.88-90.
  2. Васильева Е.С. Пенсия - по-новому / Е.С. Васильева // Юрист. – 2014. – № 4. – С. 16 – 20.
  3. Гусева Т.С. Демографическая функция права социального обеспечения / Т.С. Гусева // Журнал российского права. – 2013. – № 2. – С. 58 - 67.
  4. Ефремов А.В. О некоторых актуальных правовых вопросах, связанных с повышением размера пенсии по случаю потери кормильца (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. – 2015. – № 1. – С. 65 - 69.
  5. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, возникающих при назначении родителям погибшего при прохождении военной службы по призыву пенсии по случаю потери кормильца (по материалам судебной практики) / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. – 2014. – № 6. – С. 94 - 98.
  6. Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с пенсионным обеспечением членов семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, потерявших кормильца (по материалам судебной практики) / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах. – 2011. – № 12. – С. 35 - 39.
  7. Какие документы нужны для оформления страховой пенсии по случаю потери кормильца? // Азбука права. – 2015. – 24 февраля.
  8. Маслова Т. Пенсионная модернизация: новая формула расчета страховой пенсии и самостоятельная накопительная пенсия / Т. Маслова // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. – 2014. – № 2. – С. 20 – 37.
  9. Федорова О. Мошенничество и иные неправомерные действия с пенсиями / О. Федорова // Трудовое право. – 2015. – № 1. – С. 35 - 44.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Можно дополнить работу свежими источниками литературы, обновить судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Гарантии:

1) Перед оплатой вы можете ознакомиться с сокращенным вариантом этой работы.

2) После покупки клиенту высылается Чек.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие пенсии по случаю потери кормильца и основания назначения таких пенсий;
- проанализировать специфику назначения пенсий гражданам потерявшим кормильца;

Содержание

Глава I. Общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца 5
1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца 5
1.2 Потеря кормильца как условие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца 9
1.3 Иждивение и другие необходимые условия для назначения пенсии по случаю потери кормильца 12
Глава 2. Правовое регулирование обеспечения семей пенсиями по случаю потери кормильца 22
2.1 Обеспечение семей трудовыми пенсиями по случаю потери кормильца
2.2 Структура, размер и порядок начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца 25
2.3 Обеспечение семей государственными и социальными пенсиями по случаю потери кормильца 32
Глава 3. Правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца 49
Заключение 60
Список литературы 65
Приложения 72

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.doc

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Пенсионное обеспечение семей потерявших кормильца

Глава I. Общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца 5

1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца 5

1.2 Потеря кормильца как условие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца 9

1.3 Иждивение и другие необходимые условия для назначения пенсии по случаю потери кормильца 12

Глава 2. Правовое регулирование обеспечения семей пенсиями по случаю потери кормильца 22

2.1 Обеспечение семей трудовыми пенсиями по случаю потери кормильца

2.2 Структура, размер и порядок начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца 25

2.3 Обеспечение семей государственными и социальными пенсиями по случаю потери кормильца 32

Глава 3. Правовые проблемы пенсионного обеспечения семей потерявших кормильца 49

Список литературы 65

Актуальность темы исследования. Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Е. Е. Мачульская и К. Н. Гусов, определяют факт потери кормильца как смерть или безвестное отсутствие гражданина. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. От того, насколько слаженно функционирует в государстве данная система, зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсии по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудное положение. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы курсового исследования

Объектом исследования являются нормы права, регулирующие отношения по поводу назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца.

Предметом исследования являются отношения по поводу назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца.

Цель исследования – изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие пенсии по случаю потери кормильца и основания назначения таких пенсий;

- проанализировать специфику назначения пенсий гражданам потерявшим кормильца;

-выявить проблемы при назначении пенсий семьям потерявших кормильца;

- в заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Методологической базой исследования является всеобщий диалектический метод познания, а также общие, специальные и частноправовые методы исследования: анализ, синтез, системный подход, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, а также публикации в периодических изданиях, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы. В работе использованы работы многих современных исследователей: Братчиковой Н.В., М.Л Захарова, Э.Г. Тучковой, Буяновой М.О., Кондратьевой З.А., Кобзевой С. И., Мачулъской Е.Е., Горбачевой Ж.А. и тд.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе тщательного анализа всех нормативно-правовых актов, действующих на сегодняшний день в сфере пенсионного обеспечения с учетом последних изменений и дополнений их редакций, было проведено одно из первых комплексное исследование правового регулирования пенсионного обеспечение семей потерявших кормильца.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Собранный и проанализированный материал позволяет сделать обобщенные выводы и отследить факты, которые, несомненно, интересны и полезны для правового обеспечения деятельности юристов-практиков.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю потери кормильца

1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца

Среди видов социального обеспечения основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio - платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни - достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.

Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования1.

Среди элементов конструкции юридического состава права на пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца в данном определении содержатся только следующие элементы: алиментарный характер пенсионных выплат; ежемесячная периодичность пенсионных выплат; источник финансирования пенсионных выплат.

Действительно, пенсия по случаю потери кормильца есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или признаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу данного вида платежа, и состоят в следующем.

В свою очередь учёные Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют пенсию как ежемесячную периодическую выплату, которая предназначена для материального обеспечения нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца2. Подобной же позиции в определении понятия пенсии придерживаются Харин К.С.3 и Беребина О.П.4. В данном случае определение содержит указание на назначение пенсионных выплат (материальное обеспечение определенных категорий граждан) и ежемесячную периодичность пенсионных выплат.

Названные авторы, выделяя в качестве основания приобретения права на пенсионное обеспечение такие личные обстоятельства, как нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца, косвенно сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии - при отсутствии права на социальную пенсию.

В зависимости от причины смерти кормильца законодательством разграничиваются общие основания для пенсионного обеспечения и основания для семей военнослужащих.

Пенсия на общих основаниях назначается, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания.

Государственная пенсия начисляется, если погибший гражданин был военнослужащим; либо гражданином, который пострадал от радиационных или техногенных катастроф; либо космонавтом.

Таким образом, пенсия по потере кормильца бывает трудовая и государственная.

При определении права семьи на пенсию по случаю потери кормильца необходимо отметить следующее: в юридическом составе, влекущем возникновение правоотношения в связи с назначением этой пенсии, выделяются юридические факты, относящиеся соответственно к самому умершему кормильцу и к членам его семьи. Поэтому право семьи на пенсию по случаю потери кормильца является как бы производным от права на пенсию самого кормильца.

Теряя кормильца, иждивенцы лишаются и его заработка или иного трудового дохода, долю которого получали или вправе были получать при его жизни. Пенсия для нетрудоспособных членов семьи играет ту же социально-экономическую роль, какую раньше играл или мог играть доход кормильца - роль источника (или одного из источников) средств их существования.

В то же время, очевидно, что человек может содержать кого-либо на иждивении, если сам имеет определенный доход. Получение же этого дохода опосредуется определенными обстоятельствами, такими, например, как наличие трудоспособности и возможность применять ее на оплачиваемой работе. Значит, лица, имеющие кормильца, могут лишиться источника средств существования и при его жизни, когда кормилец лишился своего дохода либо когда этот доход существенно сократился. Например, работник, на иждивении которого находятся несовершеннолетние дети, вследствие тяжелой болезни признается инвалидом I группы, оставляет работу и переходит на пенсию, которая существенно ниже заработка. Престарелый или инвалид, имеющий иждивенцев, помещается в дом-интернат на полное государственное обеспечение.

Во всех подобных случаях лицо, являвшееся кормильцем, физически продолжает существовать, юридически обязано содержать других лиц, однако либо практически не имеет возможности выполнять эту обязанность, либо эта возможность существенно ограничивается.

Закономерно поставить вопрос, нельзя ли во всех этих и подобных случаях ввести для иждивенцев пенсионное обеспечение, соответствующее по условиям и размерам пенсии по случаю потери кормильца, поскольку кормилец, будучи трудоспособным, участвует (обязан участвовать) в общественном производстве, это гарантирует ему пенсионное обеспечение при нетрудоспособности. Следовательно, утрата источника средств существования в виде заработка заменяется новым источником дохода, компенсирующим заработок (пенсией по старости или по инвалидности, пособием по временной нетрудоспособности). Поэтому, с юридической точки зрения, правомерно требовать от такого лица выполнения обязанности содержать своих иждивенцев.

Несмотря на кажущуюся непривычность предложения о расширении содержания потери кормильца за счет ситуаций, связанных с утратой трудоспособности последнего, напомним, что такое решение существовало в истории советского пенсионного права. Согласно Декрету 1921 г. нетрудоспособным членам семейств рабочих, служащих и красноармейцев при полной инвалидности главы семьи были установлены пенсии в размере пенсий по случаю потери кормильца, которые назначались сверх пенсии, причитающейся полному инвалиду лично5. «Следовательно, - писал Астрахан Е.И., - на одну семью выплачивалось уже две пенсии: одна - на самого инвалида из числа рабочих и служащих, а другая - на нетрудоспособных членов его семьи». Таким образом, основанием назначения самостоятельной пенсии выступало реальное прекращение факта иждивенства, т.е. потеря кормильца в социально-экономическом значении этого слова. «Указанная своеобразная правовая норма, - пишет далее Астрахан Е.И., - уже не повторялась в последующем законодательстве». Однако теперь при наличии у неработающего инвалида I и II группы нетрудоспособных членов семьи - иждивенцев пенсия инвалиду назначается с надбавкой»6.

При помощи пенсии по случаю потери кормильца государство возмещает в семейном бюджете ту часть денежного дохода умершего, которую он до смерти вносил или мог вносить на содержание своих нетрудоспособных иждивенцев. То есть, с юридической точки зрения, к государству «переходит» та обязанность по содержанию определенных категорий граждан, которая ранее возлагалась на отдельное лицо - кормильца7.

При назначении пенсии органы социальной защиты решают вопросы: об отнесении обратившихся лиц к членам семьи умершего кормильца; о признании их нетрудоспособными; об их иждивении.

Оценка размеров фактической помощи умершего кормильца производится органами по назначению пенсий на основании имеющихся документов (например, квитанций о почтовых переводах). При отсутствии документов факт иждивения может устанавливаться судом.

Продолжительность иждивения, как правило, значения не имеет. Исключение предусмотрено для отчима и мачехи: они приобретают право на пенсию, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Итак, пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с потерей кормильца.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья в целом, но сначала определяется право на нее каждого члена семьи в отдельности.

1.2 Потеря кормильца как условие пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веревкин Иван Евгеньевич

В статье рассмотрены теоретические основы, касающиеся назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, особое внимание будет уделено проблемам , возникающим во время назначения данного вида пенсии, а также будут предложены пути их разрешения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Веревкин Иван Евгеньевич

PROBLEMS ARISING IN THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF SURVIVOR'S PENSION

In this article, the theoretical bases concerning appointment and payment of pension on the occasion of loss of the breadwinner will be analyzed. In addition, special attention will be paid to the problems arising during the appointment of this type of pension, as well as ways to solve them will be proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ЧЕТВЕРТЫЙ выпуск

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДК 349.3

Веревкин Иван Евгеньевич Уральский государственный юридический университет

Институт прокуратуры Екатеринбург, Россия Verevivan0602@gmail. com Verevkin Ivan Ural State Law University Institute of Prosecution Russia, Ekaterinburg

«ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ

ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА» Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы, касающиеся назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Помимо этого, особое внимание будет уделено проблемам, возникающим во время назначения данного вида пенсии, а также будут предложены пути их разрешения. Ключевые слова: пенсия по потере кормильца, пенсионное обеспечение, иждивение, проблемы, назначение пенсии.

«PROBLEMS ARISING IN THE APPOINTMENT AND PAYMENT OF

SURVIVOR'S PENSION» Annotation: in this article, the theoretical bases concerning appointment and payment of pension on the occasion of loss of the breadwinner will be analyzed. In addition, special attention will be paid to the problems arising during the appointment of this type of pension, as well as ways to solve them will be proposed. Key words: survivor's pension, pension provision, dependents, problems, pension assignment.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации [1] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В Российской Федерации основным видом пенсионного обеспечения детей является пенсия по случаю потери кормильца. Пенсия по потере кормильца - это ежемесячная денежная выплата, которая предназначена для материального обеспечения нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отношением родства, свойства и фактического иждивения.

Из вышеизложенного определения можно выделить существенные признаки, которые характерны для данного вида социального обеспечения:

- Ежемесячная, то есть пенсия по потере кормильца - является систематической выплатой;

- Денежная выплата - данная пенсия не может существовать в натуральной форме;

- Данная форма обеспечения устанавливается и гарантируется государством, а также исходит от него;

- Назначается гражданам, которые не имеют собственного дохода, являются нетрудоспособными;

- Главной целью данной выплаты является компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы, вознаграждений и иных выплат кормильца, утраченных в связи с его смертью.

Законодательство Российской Федерации выделяет четыре разновидности данной пенсии, которые устанавливаются для граждан. Дифференциация проводится по нормативно-правовым актам, которые устанавливают основания ее получения:

- Страховая пенсия по потере кормильца [4];

- Социальные пенсии по случаю потери кормильца [2];

- Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих [6];

- «ежемесячное возмещение» в связи с гибелью судьи [5].

Говоря в теоретическом ключе о данной социальной выплате, нельзя не сказать о гражданах, которые имеют право получать данную пенсию: супруг; кровные родственники - дети, родители, братья/сестры; некровные родственники (усыновители, усыновленные).

Однако, теория зачастую расходится с практикой и появляются различные правовые коллизии и пробелы. Так, например, на практике зачастую присутствуют фактические семейные отношения между другими родственниками, не указанными в Федеральных законах. Примером таких отношений могут являться отношения между племянниками, тетями и дядями. Представляется, что выполнение семейных обязанностей, независимо от того, кто их выполняет, должно признаваться в качестве естественного основания для возникновения правовых последствий в области пенсионного обеспечения в случае смерти фактического кормильца [10]. Поэтому, необходимо провести подробный анализ норм, касающихся назначения пенсий по потере кормильца, а также производных пенсий и внести соответствующие пункты, которые будут устанавливать особый порядок. При этом некоторые ситуации будут разбираться подробно и появится возможность назначения пенсии лицам, которые на сегодняшний день не закреплены в нормативно-правовых актах.

По общему правилу, право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Однако, данное правило порождает достаточное количество проблем, связанных с иждивением.

Рассмотрим случаи, когда у мужчины появляется ребенок от женщины, с которой у него нет никаких законных отношений. Мужчина отказывается признавать ребенка. Вскоре он погибает. Данная ситуация наглядно иллюстрирует основную и самую масштабную проблему, касающуюся пенсий по случаю потери кормильца.

Проблема заключается в том, что факт отцовства после гибели мужчины практически невозможно доказать в исковом производстве суда. Столкнувшись

с такой ситуацией, суд оставит заявление без рассмотрения. Следовательно, ребенок останется без материальной поддержки государства.

В конце 2016 года по инициативе Совета Федерации в первом чтении в Государственной Думе РФ был принят проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»» [7]. Авторы данного законопроекта предлагали внести поправки, согласно которым расширяется круг лиц, имеющих основание на получение пенсии по случаю потери кормильца. Предлагалось, наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей и детьми умершей одинокой матери, включить в данный круг детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют [9].

Обоснование данного законопроекта заключалось в том, что поскольку имеется право на пенсию по случаю потери кормильца-родителя, абсолютно неважно, каким образом он их потерял. Анализируя данную позицию, можно прийти к выводу, что подтверждение факта смерти (предоставление свидетельства о смерти) не может являться основанием отказа назначения пенсии, поскольку, если в официальных документах нет информации о родителях (родителе), должно презюмироваться их отсутствие.

Однако, данный проект в настоящее время не действует, так как не был принят. Его посчитали экономически невыгодным. Связанно это с расширенным толкованием, так как под вышеуказанные формулировки попадают не только дети, никогда не имевшие ни одного из родителей, но также и дети, юридически имеющие лишь одного родителя (дети матерей-одиночек, так как согласно положениям законопроекта, такие дети «лишились» отца), а представителей данной категории в Российской Федерации достаточно много.

Говоря о вышеупомянутой проблеме, не оправданно искусственно расширять понятие «потери кормильца», а создать иную социальную выплату, назначаемую данной специфической группе детей.

Нельзя не вспомнить также проблему, связанную с судебным процессом. Согласно ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» [3] судебный пристав-исполнитель по судебному решению направляет в банк постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке. В свою очередь банк незамедлительно исполняет данное постановление и на счета налагается арест. Проблема заключается в том, что даже если на данный счет приходит пенсия по потери кормильца, средства которого являются единственным источником дохода его все равно арестуют.

Считается необходимым внести норму, которая бы законодательно запретила судебным-приставам исполнителям накладывать арест на счет, на который происходит начисление пенсии по случаю потери кормильца, поскольку ребенок не должен ограничиваться в данных денежных средствах.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно уверено говорить о том, что законодательно пенсии по потери кормильца урегулированы достаточно ясно. Однако, несмотря на это, в практике встречаются моменты, когда при назначении и выплаты пенсии по потери кормильца возникают коллизии и проблемы, которые необходимо решать на законодательном уровне.

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета, N 247, 20.12.2001.

3. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) "Об исполнительном производстве" // "Парламентская газета", N 131, 10.10.2007.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" // Российская газета, N 296, 31.12.2013.

5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // "Российская газета", N 170, 29.07.1992.

6. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

7. Проект федерального закона N 22435-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (внесен членом СФ В. И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016).

8. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 428 с.

9. Азарова Е. Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8 (248) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-detey-poteryavshih-kormiltsa-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 18.11.2019).

10. Аракчеев В. С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2004. № 283 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-i-usloviya-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii (дата обращения: 28.11.2019).

11. Аракчеев В. С. Цели и задачи права социального обеспечения России // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2016. №2 (20) // URL:

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Е. Е. Мачульская и К. Н. Гусов, определяют факт потери кормильца как смерть или безвестное отсутствие гражданина. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

Оглавление

Введение
Глава I. Пенсия по случаю потери кормильца
1.1 Понятие и значение трудовой пенсии по случаю потери кормильца
1.2 Условия предоставления пенсии. Категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии
Глава II. Структура, размер и порядок начисления пенсии
2.1 Структура пенсии и порядок начисления
2.2 Размер пенсии по случаю потери кормильца
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсова по ПСО.docx

Студент: Галайчиев Р.Д.

Руководитель: Евдоченко Ирина Владимировна

Глава I. Пенсия по случаю потери кормильца 5

1.1 Понятие и значение трудовой пенсии по случаю потери кормильца 5

1.2 Условия предоставления пенсии. Категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии 8

Глава II. Структура, размер и порядок начисления пенсии…………………..13

2.1 Структура пенсии и порядок начисления……………………………….113

2.2 Размер пенсии по случаю потери кормильца…………………………. 16

Список использованной литературы…………………………………………. 23

Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Е. Е. Мачульская и К. Н. Гусов, определяют факт потери кормильца как смерть или безвестное отсутствие гражданина. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. От того, на сколько слаженно функционирует в государстве данная система зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсии по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудное положение. Всё это и обуславливает актуал ьность выбранной темы курсового исследования

Предмет – трудовые пенсии по случаю потери кормильца

Цель исследования – изучить и систематизировать вопросы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть определение термина трудовые пенсии по случаю потери кормильца;
  • выделить основные условия предоставления пенсии и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии;
  • исследовать основные документы, необходимы для назначения пенсии данного вида;
  • проанализировать структуру, размер и порядок начисления пенсии по случаю потери кормильца.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе изучаются пенсии по случаю потери кормильца, во второй главе – порядок их начисления и выплаты. В заключении делаются выводы по теме работы.

ГЛАВА I. Пенсия по случаю потери кормильца

1.1 Понятие и значение трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия 1 - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед ее назначением либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Кормилец - физическое лицо, обеспечивающее содержание других физических лиц или обязанное обеспечивать такое содержание. В праве социального обеспечения смерть кормильца влечет возникновение права на пенсию по случаю потери кормильца у нетрудоспособных членов семьи умершего, состоявших на его иждивении.

Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца или его безвестное отсутствие. Член семьи умершего кормильца может быть признан иждивенцем, даже если он никогда не проживал совместно с кормильцем, в том числе в одном городе, однако постоянно получал от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию. Для признания члена семьи иждивенцем постоянная помощь должна оказываться в период, непосредственно предшествовавший смерти кормильца.

Иждивение – это полное содержание указанных лиц умершим кормильцем и получение ими от него постоянной помощи, которая являлась для них основным источником средств к существованию. Иждивение может предоставляться в силу закона или добровольно,
как правило, нетрудоспособным лицам.

Факт нахождения на иждивении имеет юридическое значение при
назначении пенсий по случаю потери кормильца.

Иждивенцы – лица, находящиеся на полном материальном содержании других лиц или получающие от них помощь как постоянный и основной источник дохода. Иждивенцы обладают достаточно широким объемом прав в области пенсионного обеспечения.

Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств ПФР нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Под совместным проживанием понимают общее место жительства члена семьи и пенсионера на день его смерти, подтвержденное документально.

Пенсия по случаю потери кормильца, как видно из ее названия, назначается в случае смерти лица, являющегося основным доходополучателем семьи. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети – наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении этого лица в новый брак.

1.2 Условия предоставления пенсии. Категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии

В данном пункте рассматриваются условия назначения и выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца, категории граждан, имеющих право на получение данной пенсии.

К. С. Харин выделяет следующие условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:

  1. наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа;
  2. наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

В рамках действующей пенсионной системы право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеют следующие нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего кормильца:

  • дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
  • один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца;
  • родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
  • дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. 2

Документы, необходимые при оформлении пенсии по потери кормильца:

  1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.
  2. Свидетельство о смерти кормильца.
  3. Справка о страховом стаже.
  4. Справка о среднемесячном заработке умершего кормильца в течение трудовой деятельности (Приложение 1)
  5. Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

Начисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца производятся со дня смерти, а заявление подается в течении 12 месяцев. Установление трудовой пенсии по случаю потери кормильца осуществляется в зависимости от наличия или отсутствия у кормильца страхового стажа. Страховым стажем является учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в

Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 3 В прочих случаях, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца устанавливается трудовая пенсия.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей» 2 распространяются на следующие категории граждан:

1) на проживающих в Российской Федерации:

2) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных выше, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц

если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных выше, состоявшие на их иждивении.

Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Читайте также: