Трудовые пенсии субъекты получатели

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

Трудовая пенсия предоставляется застрахованному гражданину (или нетрудоспособным членам его семьи в случае его смерти), за которого на протяжении трудовой деятельности уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Согласно действующей в России пенсионной системе трудовая пенсия с 1 января 2010 г. включает страховую и накопительную части.

Страховая и накопительная части определяются для каждого гражданина индивидуально исходя из отчислений от его заработков (других доходов), полученных, начиная с 1 января 2002 г. Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в ПФ РФ, производимых работодателем, а не стажем работы, как прежде (при этом, однако, чем больше стаж, тем больше, как правило, и сумма отчислений). Страховая и накопительная части пенсии регулярно индексируются (повышаются) с целью компенсации роста стоимости жизни.

Для лиц, по каким-либо причинам не имеющих права на трудовую пенсию, а также для ряда категорий госслужащих, военнослужащих, а также пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф установлено государственное пенсионное обеспечение.

Накопительная часть пенсии

Накопительная система предусмотрена только для граждан определенного возраста: мужчин 1953 г. рождения и моложе, и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше указанного возраста не участвуют в накопительной пенсионной программе, для них предусмотрена лишь страховая часть пенсии, отчисления на личный накопительный счет для них не производятся. Поскольку лица, участвующие в программе пенсионных накоплений, начнут достигать пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2012 г., накопительная часть трудовых пенсий (как по старости, так и по инвалидности) для большинства пенсионеров будет выплачиваться лишь с этого момента. В 2005-2007 гг. обязательные отчисления на финансирование накопительной части трудовой пенсии производились только для лиц 1967 г. рождения и моложе. С 2009 г. предусмотрено дополнительное финансирование накопительной части пенсии за счет добровольных взносов граждан и их работодателей. Мужчины 1953 - 1966 г.р. и женщины 1957 - 1966 г.р., которые в 2002 - 2004 гг. накопили некоторые средства на накопительных счетах, могут участвовать в дополнительном финансировании. Они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Северные надбавки

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также трудовой пенсии увеличивается с учетом соответствующего районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ, на весь период их проживания в этих районах (местностях). Для пенсионеров, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или 20 лет у женщин, установлен фиксированный повышенный размер страховой части пенсий. Такие пенсионеры вправе выбирать порядок исчисления страховой части пенсии: с учетом районного коэффициента, установленного для соответствующего района или местности, либо в фиксированном размере. При переезде в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с иными районными коэффициентами размер страховой части трудовой пенсии определяется с учетом коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер страховой части рассчитывается в общем порядке. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним учитывается при досрочном назначении пенсии. Районный коэффициент может повлиять (в сторону увеличения) на величину расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Страховой стаж

Продолжительность страхового стажа имеет значение при определении права на получение трудовой пенсии - для получения пенсии по старости он должен быть не менее 5 лет, а его продолжительность учитывается при досрочном назначении пенсии.

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также следующих периодов (если им предшествовали или за ними следовали периоды работы):

  • прохождения военной или приравненной к ней службы;
  • получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • получения пособия по безработице;
  • участия в оплачиваемых общественных работах;
  • переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • ухода трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживания за границей (не более 5 лет в общей сложности) супругов работников, направленных в:
    • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ;
    • постоянные представительства РФ при международных организациях;
    • торговые представительства РФ в иностранных государствах;
    • представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом;
    • представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Трудовой стаж

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая учитывается в календарном порядке при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

Периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФ РФ на основании сведений индивидуального учета.

Уплата взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов ПФ РФ; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с действовавшим гражданским законодательством, и документом территориального органа ПФ РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.

Герои Советского Союза, Герои России и ряд других категорий лиц имеют право на повышенный размер государственных пенсий. Размер повышения составляет от 15% до 100%, а в некоторых случаях и больше. Условия предоставления государственным и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов РФ и органов местного самоуправления определяются принятыми субъектами РФ законами и иными нормативными правовыми актами. Гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается по выбору одна из них.

Ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии). Такое право имеют:

  • участники Великой Отечественной войны (из числа участвовавших в боевых действиях или приравненных к ним), граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, а также граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению);
  • родители, а также не вступившие в новый брак супруги военнослужащих (в том числе, офицеров и контрактников), погибших в период службы или умерших позднее вследствие военной травмы (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • нетрудоспособные члены семей граждан, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие этой аварии (трудовая пенсия по старости или инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению или социальная пенсия);
  • члены семей погибших (умерших) космонавтов;
  • военнослужащие (офицеры, контрактники и пр.) при наличии условий, дающих право на получение трудовой пенсии по старости, могут получать ее (за исключением фиксированного базового размера страховой части) наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с правилами обращения за пенсией можно обратиться за назначением пенсии за месяц до возникновения права на нее. Это позволит выяснить все обстоятельства, влияющие на право получения пенсии и ее размер, и принять необходимые меры для своевременного назначения пенсии. В случае изменения адреса местожительства необходимо сообщить об этом работодателю или непосредственно в ПФ РФ (по месту регистрации), имея при себе страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность, а также заполнить специальное заявление на бланке ПФ РФ. Срочно известить ПФ РФ о необходимости обмена страхового свидетельства нужно и при изменении места регистрации, обмене паспорта, изменении фамилии и др.

Трудовые пенсии канули в лету вместе с законодательством о них с момента начала проведения пенсионной реформы, которая ввела в оборот понятие пенсий страховых. Однако многие граждане по-прежнему называют обеспечения со стороны государства трудовыми пенсии.

Это и не удивительно, ведь право их получения и размер зависят от количества страховых отчислений, а они, в свою очередь, от периодов осуществления трудовой и иной подобной деятельности. Поговорим о видах такого обеспечения в статье ниже.

Бесплатно по России

Понятие «трудовые пенсии»

Одна из главных причин, по которой люди продолжают называть страховые пенсии трудовыми, – их идентичные определения, приведенные законом. С точки зрения ранее действовавшего и нового законодательства, это, по сути, одно и то же.

Понятие данного обеспечения обладает следующими признаками:

  • предоставляется в виде денежной выплаты;
  • выплаты носят характер периодических и осуществляются 1 раз в месяц;
  • осуществляются тем гражданам, которые являются участниками системы обязательного пенсионного страхования;
  • их цель – компенсировать россиянам потерянные доходы после прекращения ими трудовой деятельности;
  • основанием выплат является потеря трудоспособности;
  • причины утраты возможности работать могут заключаться в наступлении установленного законом пожилого возраста (старости), приобретении инвалидности или потере кормильца;
  • условия назначения определяются законодательством о пенсионном обеспечении.

Иными словами, трудовая пенсия – полагающаяся гражданину ежемесячная выплата при наличии установленных законом оснований в целях предоставления ему дохода, способного обеспечить его потребности.

Виды трудовых пенсий

Законодательством предусмотрены следующие виды трудовых пенсий:

  1. Обеспечение в связи с наступлением установленного законом возраста (старости). Данный вид обеспечения является наиболее распространенным, поскольку полагается практически всем без исключения российским гражданам. Сюда же относится и те пенсии, которые назначаются досрочно.
  2. Ежемесячные выплаты в связи с наступлением инвалидности у лица, имеющего трудовой (страховой) стаж. Альтернативой данного вида пенсии выступает социальная помощь от государства в том случае, если до приобретения инвалидности лицо страхового стажа не имело и отчисления не осуществляло. Осуществляется она тоже в виде ежемесячной денежной поддержки, но в меньшем размере.
  3. Пенсия в связи с потерей кормильца. Как понятно из названия, она полагается тем лицам, которые находились на иждивении умершего лица.


Если гражданин никогда не осуществлял трудовую деятельность, не имеет достаточного количества стажа, или не обеспечиваются иные установленные законодательством условия, то пенсионное обеспечение ему не полагается. Это, однако, не означает, что он полностью утрачивает право на поддержку со стороны государства.

Условия для получения любого вида трудовой пенсии

Главное и общее условие для всех видов рассматриваемого вида обеспечения следует из понятия «страховая пенсия». Наличие права на получение любого вида страховых пенсий связывается законодательством с наличием страхового стажа.

К периодам времени, засчитываемым при назначении пенсии, относится не только собственно трудовая деятельности, но иная социально значимая деятельность (например, уход за больными или пожилыми лицами, общественные работы и т.п.), а также период осуществления предпринимательской деятельности, военной службы, нахождения на учете в качестве безработного.

В отношении обеспечения инвалидов у нетрудоспособных иждивенцев умершего лица условий о продолжительности стажа не выдвигается. В указанных случаях достаточно наличие хотя бы 1 рабочего дня в стаже застрахованного лица (инвалида или кормильца).

Кроме того, закон устанавливает индивидуальные условия в отношении получателей того или иного вида выплат:

  1. Статус инвалида должен быть подтвержден заключением медико-социальной экспертизы, которую проводит государственное медицинское учреждение в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов». Группа инвалидности не имеет значения при назначении выплат, но от нее зависит их размер. Причины инвалидности также не важны. Сведения о признании инвалидом поступают в Пенсионный фонд непосредственно из медицинского учреждения и предъявление его гражданином дополнительно не требуется.
  2. К получателям страховой пенсии умершего лицо предъявляются условия об их нетрудоспособности и нахождении на иждивении у данного лица на момент его смерти. При этом в прямо указанных законом случаях (например, один из родителей, ребенок или супруг умершего) подтверждение факта иждивения не требуется.
  3. Чтобы получать общую пенсию по старости необходимо наличие минимального трудового стажа в 15 лет и размер индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Также назначение выплат закон связывает с достижением определенного возраста. Он различен в зависимости от пола гражданина, для мужчин составляет 65 лет, а для женщин – 60 лет. Вместе с тем с 2019 году установлен переходный период, предполагающий, что ближайшие несколько лет возраст будет постепенно повышаться до указанных пределов. Ранее пенсионный возраст составлял 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Возможно ли досрочное оформление трудовой пенсии

Ранее установленного по общим правилам возраста можно уйти на заслуженный отдых на 2 года раньше, если оно имеет стаж 42 и 37 лет для мужчины и женщины соответственно. При этом их возраст не может быть менее 60 и 55 лет.

Кроме того, сохраняются все ранее установленные основания выхода на досрочную пенсию. В числе таких оснований вредные, опасные и тяжелые условия труда, работа в определенных отраслях экономики, сельская местность и др.

Сумма выплат и принцип расчета трудовых пенсий

Размер полагающихся лицу выплат зависит от множества факторов, потому нельзя однозначно говорить о нем в общем виде.

Сама страховая пенсия состоит из двух видов выплат:

  1. Фиксированная выплата.
  2. Пенсия, рассчитываемая по формуле, учитывающей стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на момент выхода на заслуженный отдых и его размер (количество накопленных баллов).

По состоянию на 2019 год с учетом всех проведенных индексаций размер фиксированной выплаты составляет 5 334 руб. 19 коп. (первоначально он был равен 4 982 руб. 90 коп.). При этом в отношении конкретных категорий получателей размер варьируется в процентном отношении к указанной сумме. Например, фиксированная выплата инвалидам III группы устанавливается в размере 50% от указанной суммы.

В 2019 году стоимость пенсионного коэффициента или балла составляет 87,24 руб., в 2020 году он будет повышен до 93 руб. и далее с учетом предполагаемого уровня роста потребительских цен. Эта цифра позволяет рассчитать размер страховой пенсии без учета фиксированной выплаты. Но для этого необходимо знать общее количество накопленных пенсионных баллов (ИПК).

Узнать размер ИПК можно в Пенсионном фонде РФ, в том числе с помощью личного кабинета застрахованного лица. При этом учитываются баллы, накопленные до 2015 года (они переведены в размер ИПК), и также коэффициент, рассчитанный за периоды страхового стажа после 01.01.2015.

Итак, в системе пенсионного обеспечения, несмотря на изменений термина «трудовая» на «страховая», сохранились ранее установленные виды обеспечения. Основаниями назначения выплат по-прежнему остаются нетрудоспособность по причине наступления старости или инвалидности, а также смерть лица, являвшегося кормильцем нетрудоспособного гражданина.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме в видео:

Система государственного пенсионного обеспечения предназначе­на для обеспечения пенсиями граждан;

- не охваченных обязательным пенсионным страхованием;

- не приобретших права на трудовую пенсию;

- лиц, имеющих право на трудовую пенсию, но по тем или иным основаниям нуждающихся в дополнительном обеспечении.

Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

Закон выделяет 4 группы обстоятельств, в связи с которыми наступает право на пенсию по государственному обеспечению:

- длительное выполнение гражданином особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства и государственных органов (государственная служба различных видов в системе органов государственной власти – гражданская гос. служба, военная, служба в правоохранительных органах);

- необходимость компенсации государством вреда, нанесенного здоровью человека радиационным или техногенными катастрофами;

- необходимость предоставления гражданам, приобретшим право на трудовую(траховую) пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца в виде пенсии по государственному социальному обеспечению;

- необходимость (целесообразность) выделения отдельных категорий граждан, имеющих особые (специфические ) заслуги перед государством с целью дополнительного (специального пенсионного обеспечения этих лиц)(например, участники ВОВ).

Следует заметить, что данный Закон охватывает не все категории граждан, пенсии которым устанавливаются за счет федерального бюджета.

Так, например, вопросы пенсионного обеспечения членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регу­лируются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В отношении военнослужащих, проходивших военную службу по конт­ракту, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, органов Государственной противопожарной службы, прокурорских работни­ков, сотрудников таможенных органов РФ, сотрудников налоговой поли­ции, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и работников других силовых структур Закон № 166-ФЗ содержит лишь об­щие нормы пенсионного обеспечения. Конкретные условия назначения пенсий и нормы пенсионного обеспечения указанных категорий граждан определяются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутрен­них дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими норма­тивными правовыми актами.

В качестве пенсионного обеспечения можно рассматривать и такую де­нежную выплату, выплачиваемую из средств федерального бюджета, как ежемесячное пожизненное содержание судьи, предоставляемое судьям, ушедшим в отставку по достижении возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, на основании Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Основная особенность государственного пенсионного обеспечения состоит в том, что в отличие от трудовых (страховых) пенсий по обязательному пенсионному страхованию финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета. Страховой принцип обеспечения здесь не применяется.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в случаях предусмотренных законом, производимая в целях компенсации утраченного заработка (дохода), вреда, нанесенного их здоровью, либо предоставления нетрудоспособным средств к существованию.

(Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию) (абз.1 ст. 2 Закона о гос. пенсионном обеспечении).

Ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении устанавливает общий круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

При отсутствии права на трудовую (страховую) пенсию или вместо нее пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается:

1) федеральным государственным гражданским служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5)гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) гражданам из числа космонавтов;

7) гражданам из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособным гражданам (ч.1 ст.4 Закона о гос. пенсионном обеспечении );

9) члены семей выше перечисленных граждан (пенсия по потери кормильца)(ч.2 ст.4 Закона о гос. пенсионном обеспечении );

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов, в зависимости от категории граждан, которым они назначаются.

Всего в Законе предусмотрено 5 видов пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия(ст. 5 Закона).

При этом следует иметь в виду, что перечисленным категориям граждан устанавливается одна пенсия по выбору.В тоже время новое пенсионное законодательство сохраняет за некоторыми категориями граждан право на одновременное получение 2-х пенсий:

1) граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, в том числе инвалидам ВОВ;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).

4) вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак.

5) нетрудоспособные члены семей: некоторых категорий граждан пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

6) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

7) члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов (п. 3 ст. 3 Закона).

2)Пенсии за выслугу лет. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет военнослужащим.

Наряду со страховыми пенсиями в рамках пенсионной системы существуют пенсии за выслугу лет.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан за длительную профессиональную деятельность, как правило, независимо от возраста и за счет средств государственного бюджета.

В основу пенсии за выслугу лет заложен социальный риск преждевременного профессионального старения тех лиц, кто длительное время занимал определенные должности или осуществлял специальную профессиональную деятельность.

Исходя из особенностей ряда профессий в пенсионном законодательстве право на пенсию за выслугу лет имеют три категории граждан:

- федеральные государственные служащие;

- иные приравненные к ним по пенсионному обеспечению категории лиц (прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, работники учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, следственного комитета).

Основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является выслуга лет – (разновидность специального стажа) установленной законом продолжительности.

Правила исчисления выслуги лет установлены постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 941.

Выслуга лет исчисляется как календарный период прохождения службы, а служба в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении. Так, засчитывается за 3 месяца выслуги 1 месяц службы на работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 1 месяц службы на атомных надводных кораблях, на подводных лодках засчитывается за полтора месяца выслуги.

Правовое регулирование отношений, связанных с пенсией за выслугу лет, осуществляется как ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. №166-ФЗ так и иными нормативными правовыми актами.

Пенсия военнослужащих. Особые условия военной службы, связанные с повышенной опас­ностью для жизни и здоровья, физическими и нервно-эмоциональными перегрузками, невозможностью по условиям службы обеспечить, полноценный отдых, требуют повышенного внимания к социальной защите данной категории граждан.

Правила пенсионного обеспечения военнослужащих по контракту и прирав­ненных к ним лиц установлены Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противо­пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, а военнослужащим по призыву «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» от 15.12.2001г №166-ФЗ.

В За­коне №4468-1 о пенсионном обеспечении военнослужащих по контракту (ст. 1) закреплен перечень лиц, на которых он распространяется:

- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

- лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

- лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

- на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Кроме этого ст. 3 Закона установлен перечень лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к проходившим военную службу:

- лица, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами и их семьи;

- военнослужащие срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям.

- лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе (бывшим военнослужащим сверхсрочной службы), женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшие военнослужащие женского пола), и их семьи.

Пенсия за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих назначается военнослужащим, если они на день увольне­ния со службы имеют выслугу 20 лет и более. При этом возраст воен­нослужащего и причина увольнения со службы значения для пенси­онного обеспечения не имеют.

Закон учитывает и интересы лиц, которые к моменту увольнения с военной или правоохранительной службы не имеют требуемой для на­значения пенсии выслуги, но ранее приобрели длительный трудовой стаж в тех или иных организациях.

Такие лица приобретают право на пенсию по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих при одновременном наличии следующих условий, если они:

а) уволены со службы по достижении предельного возраста
пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) на день увольнения достигли 45-летнего возраста;

в) если они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет или
более;

г) из общего трудового стажа не менее 12, 6 лет
составляет военная и (или) правоохранительная служба (ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих).

Размеры пенсии лицам:

- которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более — 50% денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

- не имеющим к моменту увольнения со службы 20-летней выслуги, но удовлетворяющим указанным выше требованиям - за общий трудовой стаж 25 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% де­нежного довольствия. (Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия) (ст. 43 Закона о военнослужащих).

Максимальный размер пенсии за выслугу лет не установлен, предусмотрены надбавки и повышения.

Назначение, пересмотр размера и выплата пенсии.Назначение и выплата пенсий по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих возложены на пенсионные органы тех министерств (ведомств), в которых проходят службу военнослужащие и служащие правоохранительных служб.

Пенсия назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении. Она выплачивается при условии оставления той службы, которая дает право на назначение данной пенсии.

При иной деятельности пенсия выплачивается полностью независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода.

В случае повторного определения на военную службу, или приравненную к ней, указанных выше лиц получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Размер пенсии подлежит пересмотру в следующих случаях:

- при повышении стоимости жизни и оплаты труда — в порядке индексации;

- при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотруд­ников правоохранительных органов, состоящих на службе. В этом случае пенсия увеличивается исходя из уровня увеличения соответствующего денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсии.

Дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа военнослужащих, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более, и членов их семей могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Федерации.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 8309 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.

Читайте также: