Ученик гроза входит в специальный стаж для назначения пенсии

Во время расчета пенсионных отчислений учитываются разные факторы, к которым относится и место трудоустройства гражданина. Некоторые лица, трудящиеся в специфических условиях, получают не обычный трудовой, а специальный страховой стаж. Это позволяет им выйти на заслуженный отдых намного раньше положенного срока.

Что это такое

Бесплатно по России

Официальное определение специального стажа для назначения пенсии приводится в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Он начисляется при работе во вредных условиях, которые негативно влияют на состояние здоровья наемного специалиста. Дополнительно сюда входит труд с интенсивными нагрузками. Чтобы человек смог рассчитывать на досрочную пенсию на основании специального стажа, должны удовлетворяться некоторые условия.

К ним относится:

  • конкретная продолжительность работы в сложных условиях;
  • наличие документов, которые подтверждают, что гражданин трудился при нужных условиях.

Особенностью специального стажа является то, что он относится к периодам труда при особых условиях. При этом не учитывается, какое количество страховых взносов уплачивалось работодателем за наемного работника.


Правила расчета отработанных лет

Для определения длительности специального стажа рассчитывается общее число дней выработки. Для получения ранней пенсии необходимо трудиться на Крайнем Севере или при опасных условиях.

Если при таких условиях трудится женщина и у нее обнаруживается беременность, то она переводится на безопасный труд, но при этом весь период засчитывается в качестве специального стажа.

Чтобы правильно выполнить расчет, учитываются специальные списки, утвержденные Правительством РФ, а также имеющиеся в положениях ФЗ №400.

Во время расчета учитываются правила:

  • пенсионный возраст снижается на период от 5 до 10 лет;
  • обычно для женщин предлагаются более лояльные условия;
  • для некоторых должностей предусматриваются особые правила влияния спецстажа на снижение пенсионного возраста;
  • чтобы подтвердить вредность труда, необходимо ориентироваться на результаты специальной оценки, которая проводится ежегодно после 2012 года;
  • огромное влияние на стаж оказывает работа, которая осуществляется на Крайнем Севере или иных районах, приравниваемых к северным условиям.

До принятия ФЗ №400 в 2013 году применялись немного другие правила расчета спецстажа, которые по-прежнему используются при определении актуального пенсионного возраста.

Когда пенсия назначается по спецстажу

В ФЗ №400 приводятся основные виды деятельности, при которых начисляется специальный стаж.

К ним относится работа:

  • в горячих цехах;
  • под землей;
  • в тяжелых условиях;
  • на лесозаготовке или лесосплавах;
  • на судах дальнего плавания;
  • на грузовых автомобилях или железной дороге;
  • в противопожарных службах и др.

Включаются в спецстаж следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • декретный отпуск;
  • простоя по вине работодателя.

Если человек трудился при сельских и городских условиях, то формируется смешанный стаж. Если работа осуществляется в селе, то за 1 год труда начисляется стаж 1 год и 3 месяца. Для медицинских сотрудников во время расчета применяется особый поправочный коэффициент.

Например, для хирургов, травматологов и офтальмологов, работающих в хирургических отделениях, один год приравнивается к 1 году и 6 месяцев. Такие же условия предлагаются лицам, трудящимся в реанимации. Во время подсчета стажа медицинских сотрудников, учитываются положения многочисленных нормативных актов, которые могут быть не только федеральными, но и региональными.

Общие условия

На общих основаниях спецстаж начисляется, если гражданин работает по определенной профессии или должности, которая включена в список ФЗ №400. При этом к каждому специалисту предъявляются определенные требования, которые должны подтверждаться официальными документами.

Работа на Севере

Люди, которые для работы выбирают северные субъекты РФ, трудятся при сложных условиях, поэтому могут рассчитывать на разные преференции от государства. К ним относится и ранняя .

С 2008 года увеличилось количество областей и городов, которые считаются приравненными к Крайнему Северу. Если человек работал в этих субъектах до 2008 года, то полученный стаж не будет считаться специальным, а уже после 2008 года применяются новые правила расчета.

Последние корректировки внесены нормативными актами 2012 года, поэтому перед началом расчета рекомендуется изучить актуальные данные.

По выслуге лет

Благодаря спецстажу у граждан появляется право воспользоваться выслугой лет, чтобы раньше положенного срока уйти на заслуженный отдых. При этом учитывается не возраст человека, а нужное число лет стажа.

Данное положение важно для военных, так как во время несения службы за них не перечисляются средства в ПФ, но их стаж учитывается для расчета будущей пенсии, а также предлагается льгота по выслуге. На такие послабления могут рассчитывать не только военнослужащие, но и государственные служащие, горняки или лица, чья работа приравнивается к военной деятельности.

Требуется получить стаж от 25 лет, а для госслужащих, относящихся к федеральному уровню, данный период снижается до 15 лет. Местными нормативными актами применяются во время расчета поправочные коэффициенты.

Другие ситуации

Иногда в стаж включаются не только периоды непосредственной работы, когда за человека работодатель перечислял средства в ПФ, но и другие периоды. К ним относится получение образования в области медицины или педагогики. Дополнительно сюда входит период военной службы.

Когда нужно оформлять

Сказать точно, когда человек сможет оформить пенсию, невозможно, так как он может начать работу при сложных условиях в разном возрасте. При этом учитываются списки профессий, которые регулярно изменяются и дополняются федеральными нормативными актами.

Поэтому учитываются следующие правила:

  • если женщина работала при особо тяжелых и опасных условиях, то она сможет уйти на отдых в 45 лет, но для этого нужен стаж от 15 лет, причем из этих 15 лет не меньше 7,5 нужно проработать на опасном производстве;
  • если при таких условиях работает мужчина, то для него выход на пенсию возможен с 50 лет при стаже от 20 лет, причем 10 лет требуется специального стажа;
  • если работа осуществляется в просто опасных условиях, то женщины уходят на пенсию в 50 лет со стажем от 20 лет, а мужчины в 55 лет, причем стаж для них должен составлять 25 лет.

Полный список профессий и условий можно изучить на сайте Правительства РФ, причем регулярно вносятся изменения и дополнения.

Для каждой профессии устанавливаются собственные нюансы. Например, медицинские работники, которые трудятся в селе, могут рассчитывать на пенсионную выплату от государства через 25 лет после трудоустройства. Если же работа осуществляется в городе, то требуется стаж от 30 лет. При этом для хирургов и некоторых других врачей предлагаются специальные коэффициенты.

Если претендует на раннюю пенсию педагог, то учитывается не только работа по профессии, но и обучение в аспирантуре, а также занятие других должностей в образовательной сфере.

Документы для подтверждения

При оформлении досрочной пенсии необходимо подготовить доказательства наличия специального стажа.

Для этого используются следующие виды документов:

  • трудовая книжка, предназначенная для фиксации всех мест трудоустройства гражданина;
  • счета на перевод зарплаты, которые могут заменяться платежными ведомостями;
  • трудовые соглашения, составляемые и подписываемые с работодателями;
  • выписки, сделанные из приказов руководства разных организаций;
  • справки из учреждений, которые содержат сведения о сроках работы, занимаемой должности и иные актуальные данные.

Необходимость получения справок и других документов возникает, если у сотрудников ПФ по разным причинам отсутствует сведения обо всех местах трудоустройства гражданина, претендующего на раннюю пенсию. Поэтому если предварительно гражданин получает отказ в назначении выплаты, то ему придется в течение 5 дней собрать нужную документацию.

Если организации, в которых работал гражданин, уже закрыты, то придется пользоваться услугами архива. Справки должны содержать сведения не только о периодах работы и наименовании организаций, но и о занимаемой должности, а также об опасных или тяжелых условиях, при которых исполнялись трудовые обязанности. С помощью этих документов подтверждается, что работа действительно была опасной и тяжелой. Для этого могут использоваться должностные инструкции и трудовые соглашения.

Если компания, где трудился гражданин, не было официальным предприятием, на котором фиксировались особые условия, то такой стаж не считается специальным. При этом не учитываются даже свидетельские показания других работников.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Специальный стаж позволяет гражданам заранее выходить на заслуженный отдых. Для этого нужно работать в сложных или опасных условиях. Стаж доказывается с помощью официальных справок или другой документации. У необходимого периода работы есть зависимость от занимаемой должности и специфических воздействий на организм наемного специалиста.

В предыдущей статье я рассматривала вопрос о том, когда учеба включается в страховой стаж для назначения пенсии и в общий трудовой стаж для расчета пенсии. Это касается всех граждан, которые выходят на обычную пенсию по старости, по достижении общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – в 60 лет, женщины – в 55 лет).

Но есть особые категории граждан, которые заняты на работах с вредными условиями труда, в связи с чем они имеют право выйти на страховую пенсию по старости досрочно, т.е. раньше, чем наступит пенсионный возраст.

Для этого им необходимо выработать т.н. льготный стаж не менее предписанной законом продолжительности. Вопрос о включении в этот льготный стаж периодов учебы является особенно актуальным, ведь нередко бывает так, что до требуемой законом выслуги лет не хватает буквально чуть-чуть, и включение учебы может стать настоящим спасением.

Итак, рассмотрим, в каких случаях закон позволяет засчитывать в льготный стаж периоды обучения.

Еще раз обращаю ваше внимание: под термином «учеба» здесь понимается исключительно время обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.).

1. Если вы претендуете на досрочную пенсию по Списку №1 (для лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), по Списку № 2 (для лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда) или в связи с выслугой лет на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в сфере текстильной промышленности (только для женщин в последнем случае), то можно увеличить свой льготный стаж за счет включения периодов учебы при соблюдении следующих условий:

1) засчитываются только периоды обучения в учебных заведениях системы профессионально-технического образования (в ремесленных, технических училищах, ПТУ и т.д.), а также прохождения курсов по подготовке кадров, повышению квалификации или переквалификации;

2) учеба проходила не позднее 1 января 1992 г.;

3) сразу за окончанием обучения следует стаж работы с вредными условиями, которая засчитывается в выслугу лет.

Таким образом, учеба в средних специальных учебных заведениях (в техникумах и т.д.), партшколах, на рабфаках, в вузах, а также прохождение обучения в аспирантуре или докторантуре в льготный стаж для назначения вышеуказанных пенсий, к сожалению, не входит.

2. При назначении досрочной пенсии по Спискам №1 или №2 допускается также учитывать в льготном стаже период «ученичества» , т.е. время, когда вновь принятый работник проходил начальную профессиональную подготовку непосредственно на рабочем месте.

Но это возможно лишь в тех случаях, когда в Списке указана только отрасль производства и вид работы, без конкретного перечня профессий и должностей работников. Например: «Раздел XXXII Списка №2: Рабочие, постоянно занятые на работах с радиоактивными рудами».

3. Если вы претендуете на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, то учеба включается в льготный стаж в таком порядке :

1) засчитывается время обучения только в педагогических учебных заведениях и университетах;

2) учеба была до 1 октября 1993 г.;

3) до учебы и сразу после нее осуществлялась педагогическая деятельность (согласно трудовой книжке);

4) продолжительность учебы, которая засчитывается в льготный стаж, не может превышать 1/3 от всего педагогического стажа, выработанного в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию.

4. Для лиц, претендующих на досрочные пенсии в связи с педагогической или лечебной деятельностью , возможно включение в льготный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации. Но, к сожалению, добиться этого пока можно только в судебном порядке.

Пенсионный фонд РФ категорически отрицает возможность зачета этих периодов в льготный стаж педагогических и медицинских работников. Однако судебная практика по этому вопросу сложилась однозначно в пользу граждан.

Суды принимают во внимание, что курсы повышения квалификации являются обязательными для педагогических и медицинских работников, это часть их профессиональной деятельности.

Кроме того, в период обучения за работниками сохраняется место работы и средний заработок, т.е. производятся отчисления страховых взносов.

Таким образом, если Пенсионный фонд отказал засчитать в льготный стаж педагогической или лечебной деятельности время обучения на курсах повышения квалификации, нужно обращаться в суд с иском о включении этих периодов в льготный стаж – решение будет в вашу пользу.

В пенсионном фонде сказали, что входит если пойдешь по льготной пенсии в 50 лет. А если идешь по досрочной пенсии отработав 25 лет, то (практика, ученик) в стаж не входит. Правы ли в пенсионном фонде?


Право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом специального стажа предусматривают статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 определяет, что лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста (досрочная пенсия), если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - (горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин) - если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Список таких работ и профессий утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, который на территории Российской Федерации применяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537.

Что касается учебы, в соответствии с разъяснением Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5 (п. 8) период начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены соответствующими списками, в стаж работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается.


10, 5 месяцев проработал подземным проходчиком, ПФР насчитал 7 лет 9 месяцев, общий стаж 32 года. Когда надо оформлять пенсию?


Надо знать у вас работа по Списку номер 1 или 2.


Я работаю подземным проходчиком стаж 23 года поставили диагноз силикоз 3 степени что мне делать?


Силикоз - профессиональное заболевание бронхолегочного аппарата, вызываемое длительным вдыханием аэрозолей, содержащих в своем составе свободного двуокиси кремния и проявляющиеся хроническим диффузным пневмонитом с исходом в диффузный фиброз легких.

В первую очередь обращайтесь к лечащему врачу за направлением на МСЭК.


Подземный стаж проходчика составляет 16 лет и подземный стаж слесаря составляет 5,8 лет. Когда оформлять льготную пенсию.


Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста на основании статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Досрочная пенсия может быть назначена:-мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) на один год за каждый полный год такой работы;-мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин) (список 2); в случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

удачи Вам успехов!


право на досрочную пенсию мужчина будет иметь в возрасте 50 лет в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ. Для выхода на досрочную пенсию независимо от возраста требуется 20 лет подземного стажа ведущих профессий, слесарь не относится к ведущим профессиям (пункт 1.11 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ).

Здравствуйте. Муж работает с 16 лет на Крайнем Севере. 1,5 года работал учеником слесаря в транспортном цехе, затем 3,2 года службы в армии, сразу потом 7,5 лет на вредном производстве (потом не на вредном, но это здесь неважно). Работа учеником слесаря и служба в армии войдут во вредный стаж? Особенно непонятно про работу учеником слесаря. Поясните, пожалуйста.

Ответы юристов ( 2 )


Подлежит включению в специальный стаж прохождение военной службы, либо в период СССР либо до 1 января 1992 года, это подтверждается в том числе и судебной практикой.

Также согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П установлено:

в целях реализации пенсионных прав при исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001.

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 и действовавшего в спорный период, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, к работе по Списку N 1 и N 2 приравнивался период службы в составеВооруженных Сил СССР.

По выбору обратившегося за пенсией период службы приравнивается либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Вы указали в вопросе

3,2 года службы в армии, сразу потом 7,5 лет на вредном производстве

соответственно вредная работа следовала после прохождения им службы в армии, то служба к ней приравнивается и подлежит включению в специальный стаж, если данные периоды трудовой деятельности осуществлялись в период СССР либо до 1 января 1992 года.

Если Ваш случай подпадает под приведенные положения, в таком случае период прохождения им военной службы подлежит включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии.

Также согласно разъяснениям Пенсионного фонда РФ:

Кому из «льготников» зачтется служба в армии

При назначении на льготных условиях пенсии по старости рабочим и служащим, которые до 1 января 1992 года работали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, действуют следующие нормы:

— периоды службы в армии приравниваются к работе, которая предшествовала службе в армии или следовала за службой в армии и осуществлялась до 1 января 1992 года;

— периоды службы в армии засчитываются в стаж в размере, не превышающем период работы на вредном производстве до 1 января 1992 года.
http://www.pfrf.ru/branches/or.

Что касается тех периодов, которые уже приходились на период РФ, а не СССР.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Т.е. такой же порядок как и при военной службе в период СССР и работе следовавшей во вредных условиях до 1992 года, применяется в том числе и к тем, кто проходил военную службу в РФ, а после нее сразу трудился во вредных условиях, если это происходило до вступления указанного федерального закона в силу, т.е. до 1 января 2015 года.

А значит если Ваш случай подпадает пож эти условия, он также вправе требовать включение его военной службы в специальный стаж дающий право на досрочное назначение ему пенсии.

Спасибо. Но хотелось бы прояснить ситуацию по работе учеником слесаря? Работал учеником слесаря на производстве в 1982-1983 годах, затем служба по 1987 год, затем работа по списку №2.

Да, в Вашем случае служба в любом случае подлежит включению в стаж, в случае отказа нужно обращаться в суд. По ученику я отвечу в следующем ответе, я его готовлю.

Вот что касается включения периода работы учеником слесаря в специальный стаж, то здесь судебная практика говорит об обратном, т.е. о том, что при определении права на досрочное назначение пенсии, устанавливается тождественность профессий поименованных в Списках профессий установленных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» - http://www.consultant.ru/docum.

Т.е. когда отказывают в досрочной пенсии, в случаях несоответствия наименования профессии или должности указанной в трудовой книжке и в данных Списках (например электросварщик и газоэлектросварщик и т.д.). но по тем профессиям, которые включены в данные списки.

Здесь же. все дело в том, что такой профессии как ученик слесаря транспортного цеха, в указанных списках нет, а значит и ссылаться при предъявлении требований о включении данного периода в трудовой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, будет не на что, устанавливать тождество наименования также не к чему, т.е. на мой взгляд по этому периоду суд откажет, об этом свидетельствует и судебная практика изученная мной.

Из чего следует, что Вам необходимо решать вопрос с включением в специальный стаж периода прохождения им военной службы в армии, здесь все основания для предъявления требований с ссылками на законодательство у Вас имеются.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Несмотря на то, что работа во вредных условиях труда и на некоторых других работах, зачастую приводит к хроническим заболеваниям, она для многих граждан достаточно привлекательна, так как имеет установленные законом льготы, дотации, надбавки и увеличенный трудовой отпуск.
Кроме того, работники, отработавшие определенное количество лет на таких работах, имеют право выйти на пенсию досрочно.
Однако чтобы такая работа была засчитана в специальный (льготный) стаж работника, его работодателю необходимо строго выполнять установленные правила.

Периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, перечисленные в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, которые протекали после 01.01.2013 года , будут засчитываться в льготный стаж работника только при условии уплаты работодателем страховых взносов по специальным тарифам, установленным в статье 428 НК РФ. При этом установленные пенсионным законодательством условия назначения страховой пенсии по старости будут приниматься во внимание при её назначении только в случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному или опасному классу условий труда, установленному в результате специальной оценки условий труда (СОУТ).

Если на рабочих местах (которые по результатам СОУТ соответствуют вредному или тяжёлому классу условий труда) трудятся работники с профессиями (должностями) не указанными в Списках 1 или 2 или они выполняю работу не указанную в этих Списках, тогда этот период их работы не будет включаться в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначаемую в соответствии пунктов 1 и 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ.
Поэтому работникам, работающим на таких рабочих местах, нужно проверять соответствие наименования своей профессии или должности и выполняемой работы Спискам №1 или №2, и в случае несоответствия требовать от работодателя переоформления трудового договора.

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на своем предприятии. Такая оценка должна завершиться до окончания 2018 года. Для работников, рабочие места которых аттестованы по условиям труда, результаты этой аттестации будут действовать до окончания её срока (но не далее окончания 2018 г.) и использоваться при установлении дополнительных тарифов на страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС. Такие периоды работы будут засчитываться в специальный стаж работника, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии, при условии, что работодатель уплатил за работника страховые взносы в соответствующие социальные фонды по дополнительным тарифам.

Важно. Чтобы период работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, был включен в льготный специальный стаж необходимо выполнить два условия одновременно:

I. Работа должна проходить при постоянной занятости в течение полного рабочего времени, в должностях, на работах и условиях предусмотренных пенсионным законодательством, которое действовало в этот период;
II. Работодатель должен уплачивать за работника дополнительные страховые взносы.

В специальный стаж засчитываются следующие периоды:

1. В специальный стаж включаются периоды работы, дающие работнику право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня . Такие периоды засчитываются в стаж в календарном порядке, если иной порядок не предусмотрен законодательством. Продолжительность полного рабочего дня (смены) определяется в соответствии норм Трудового кодекса.
Время выполнения работы, дающей право на досрочную пенсию, должно составлять не менее 80% от времени всей рабочей смены в одном полном рабочем дне. В это время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Если работник совмещает работу, дающую ему право на досрочную пенсию, с работой, не дающей такого права , то период такого совмещения работы может быть включен в его специальный стаж только при условии, если рабочее время на работе, не дающей права на досрочную пенсию составляет не более 20% от общего рабочего времени.

2. В специальный стаж включаются периоды получения пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, а также периоды нахождения в ежегодных основных и дополнительных отпусках согласно статьи 116 ТК РФ.
■ Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включается в специальный стаж , только если такой период был до 06.10.1992 года, а после этой даты период ухода за ребенком до 1,5 лет включается в общий страховой стаж . По нормам Закона №400-ФЗ, периоды ухода за детьми от 1,5 до 3 лет вообще не включаются в страховой стаж (в том числе и специальный).
■ Дополнительные отпуска, установленные работодателем самостоятельно, не включаются в специальный стаж работы.
■ Не включаются в общий страховой стаж (в том числе и в специальный стаж) периоды нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске гражданина, подвергавшегося воздействию радиации при аварии на ЧАЭС.
■ Не включаются в специальный стаж работы учебные отпуска.

3. В специальный стаж включаются периоды временного перевода работника, выполнявшего работу, дающую ему право на досрочное назначение пенсии, на другую работу в той же организации на срок до одного месяца в течение одного календарного года, по производственной необходимости. Такие периоды приравнивается к предшествовавшей работе данного работника.
В случае перевода беременной женщины, имеющей соответствующее медицинское заключение, с работы, дающей ей право на досрочную пенсию, на другую «лёгкую» работу, такой период работы включается в её специальный стаж.

4. При работах вахтовым методом на работах, дающих право на досрочную пенсию по старости, периоды междувахтового отдыха включаются в специальный стаж работы.

5. Порядок исчисления специального стажа по фактически отработанному времени определен пунктом 6 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…» №516 от 11.07.2002 года.

6. Периоды простоя по вине работодателя, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (с сохранением места работы и зарплаты), периоды исполнения государственных или общественных обязанностей, включаются только в общий страховой стаж работника.
7. Не включаются в страховой стаж (в том числе и специальный):
— отпуск без сохранения зарплаты;
— неоплачиваемый отпуск до 1 года, для педагогических работников;
— дополнительный выходной день в месяц, предоставляемый женщинам, работающим в сельской местности;
— период простоя по вине работника;
— период недопущения работника к работе (отстранения) или при прогуле;
— время участия в забастовках.

О двойном снижении пенсионного возраста чтайте

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет",

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" (далее - Указание), которое было опубликовано в издании "Социальная защита", 1997, N 9.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам "а" и "б" статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М., являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании "Социальная защита", 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 "Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР" были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Читайте также: