Управления по труду занятости и социальной защите пенсии

В каждом государстве вне зависимости от роста ВВП, экономического развития и политических убеждений есть категория людей, которые по естественным, независящим от них причинам не могут заработать на свое существование. Для такого круга лиц запущена работа государственных институтов — органов социального обеспечения.


Уникальный логотип подтверждает надежность социального государства

В организованной форме гражданам оказывается помощь, если наступают определенные юридические факты, которые установил закон, чтобы выровнять социальное положение.

Понятие социальной защиты населения Российской Федерации

В концепции правового регулирования относительно социального обеспечения, которое выполняют различные ведомства, органы, предприятия, подразумевается помощь малоимущему населению, распределение материальных благ системой мер, чтобы удовлетворить социальные потребности человека.


Важные для граждан виды социальной помощи

Конкретика о политике государства в отношении создания условий для достойной жизни гражданина России находится в ст. 39 Конституции РФ. Защищают нуждающихся жителей 3 основные социальные формы с направлением:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

Права граждан на соцзащиту обеспечивает главный закон — Конституция РФ, принятая в 1993 г. на основании всенародного голосования. В 2020 г., после одобрения общероссийским голосованием, в устаревших законодательных актах произошли изменения.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.


В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.


В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.


Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.


Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Основные группы граждан, которые нуждаются в соцзащите

В первую очередь к объектам социальной защиты принадлежат люди из категории:

  • одиноких пожилых граждан;
  • пенсионеров;
  • инвалидов;
  • безработных;
  • вынужденных беженцев, переселенцев;
  • детей-сирот;
  • многодетных, молодых студенческих семей со статусом малообеспеченных;
  • одиночек матерей и отцов;
  • без определенного места жительства;
  • инфицированных СПИД, ВИЧ.

Работники социальной службы посетили пенсионеров

Органами соцзащиты, подведомственными предприятиями в единой государственной системе реализуется государственная политика пенсионного обеспечения, трудовых отношений, оказывается материальная поддержка всем нуждающимся. К такой категории относятся пожилые граждане, многодетные семьи, лица с ограниченными возможностями.

Перечень органов соцзащиты населения Российской Федерации и их основные функции

В социальной защищенности остро нуждаются граждане в экономически нестабильном государстве. Признаки такой неустойчивости:

  • усиленное расслоение общества;
  • обнищание населения;
  • рост безработицы.

Одним обеспечением решить все проблемы СЗН нельзя, так как нужно устранить вопросы:

  • труда — снизить безработицу, установить МРОТ;
  • жилья — сократить очереди на социальные квартиры;
  • семьи и брака — установить государственную поддержку, разработать нормы прав и обязанностей между супругами, детьми с родителями.

В жизни много проблем, каждую из которых решает отдельный орган власти, но без управления социальной защиты населения, совместного взаимодействия различных структур для снижения материальной разницы между категориями граждан нельзя добиться государства с демократичным обществом.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Минтруда и соцзащиты РФ принадлежит к федеральному органу исполнительной власти, который в соответствии с государственной политикой осуществляет нормативно-правовое регулирование в различных сферах:

  • пенсионная;
  • установка минимальных заработков;
  • снижение безработицы, увеличение занятости граждан;
  • организация социальных услуг;
  • демография;
  • уровень жизни по доходам населения.

Должностные лица внедряют указания Правительства в жизнь

Задачи центрального аппарата выполняют отделы, в функции которых входит:

  • комплексный анализ и прогнозирование доходов граждан;
  • демографическая политика и социальная защита;
  • дела инвалидов;
  • трудовые отношения;
  • условия и охрана труда;
  • занятость;
  • пенсии;
  • финансовый контроль над бюджетным учетом, имущественными отношениями.

Правительство РФ контролирует выполнение задач по социальному развитию страны. Возглавляет Минтруд министр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Региональная соцзащита населения выполняется субъектами РФ — краевыми или областными, которые называются по-разному:

  • департамент;
  • управление;
  • отдел;
  • комитет;
  • министерство.

Структура системы управления соцзащиты

Подразделения в населенных пунктах подчиняются местной администрации края или области и федеральному Минтруду. К примеру, в Краснодарском крае это Департамент, который имеет статус юридического лица со своим расчетным счетом в банке. Данный орган исполнительной власти выполняет ряд задач по обеспечению населения социальной защитой, занимается:

  • пенсиями;
  • реабилитацией инвалидов;
  • поддержкой малообеспеченных семей, пожилых людей, ветеранов ВОВ;
  • участием в реализации мероприятий по программам;
  • контролем над профподготовкой кадров;
  • информированием граждан по соцзащите, предусмотренным действующими законами.

Работоспособность Департамента обеспечивается краевым бюджетом, ресурсы утверждены главой краснодарской администрации.

Районные (городские) органы социальной защиты населения

В конкретных населенных пунктах материальное благополучие граждан находится под контролем муниципальных органов управления, которые подчиняются областной или краевой администрации.


Табличка на входе в здание отдела соцзащиты

Создание, реорганизация и ликвидация отделов соцзащиты осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. Действия управления регламентируют различные нормативные акты, законы РФ, правительственные постановления, распоряжения или указания краевых, областных, городских глав администрации.

В структуру соцзащиты входят отделы:

  • пенсионный;
  • труда и социальных вопросов;
  • семейной и детской помощи;
  • реабилитации детей.

В обязанности региональных подразделений входит выявлять, ставить на учет население, нуждающееся в средствах к существованию, оказывать помощь, реализовывать федеральные, областные программы социальной поддержки.

Отдел по труду и социальным вопросам

Это структурное подразделение Управления соцзащиты с полным объемом мероприятий:

  • социальное обслуживание стариков;
  • реабилитация инвалидов;
  • поддержка пенсионеров, семей, одиноких матерей или отцов;
  • по охране труда.

Подведомственные учреждения соцзащиты находятся под контролем отдела труда. Заведующего назначает глава администрации города, должность согласовывается с вышестоящей организацией. Должностное лицо распределяет обязанности между сотрудниками. Заведующий в рамках компетенции информирует специалистов со всем объемом работ. Его указы необходимо исполнять в обязательном порядке.

Комиссии по пенсионным вопросам

Если на предприятии имеется профсоюз, по инициативе комитета создается из группы лиц своеобразный «совет», где разбираются с проблемами пенсий. Подобные комиссии находятся в контакте с органами соцзащиты, куда включают:

  • юриста;
  • начальника или сотрудника отдела кадров;
  • главбуха.

Группа должна безвозмездно своевременно подготавливать пенсионные документы. Орган делает запросы в организации, подтверждающие стаж, зарплату. На основании доказательств комплектуются дела для назначения материального содержания по старости лет, ведется в данном направлении разъяснительная работа относительно законодательных нормативов.

Комиссия по назначению пенсий

Назначают трудовые пенсии специальные структуры в органах, созданных для предоставления пожилым людям денежного содержания. В Комиссию включают представителей структур:

  • финансовых;
  • профсоюзных;
  • военных комиссариатов (при необходимости, если рассматривают дела военнослужащих).

Утверждают группу городские власти, а для руководства — заведующие районным пенсионным отделом. На что направлена работа такого образования:

  • утверждение или отказ в назначении пенсий;
  • перерасчеты;
  • переводы из одного вида в другой;
  • установка трудовых стажей;
  • разбирательство конфликтных ситуаций.

Прием пенсионеров в ПФР

Назначение пенсий происходит на основании:

  • принятого решения по голосованию;
  • оформленного протокола, подписанного членами Комиссии;
  • приобщенного особого мнения, если кто-то не согласен с общим решением.

Спорные вопросы или отказ от пенсионного обеспечения разбирают на собрании в присутствии заявителя. Его информируют об законодательных актах, порядке начисления и обжалования принятого вердикта. При неявке потенциального пенсионера ему направляют протокол для ознакомления с решением.

Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы

МСЭ или процедура в виде медицинской социальной экспертизы играет существенную роль в соцзащите при назначении пенсии инвалидам. На основании экспертных данных устанавливают:

  • инвалидность с различными группами;
  • определяют причины заболевания;
  • обозначаются сроки, время наступления нарушений здоровья.

Медицинские эксперты определяют группу инвалидности

Подобные заведения работают в тесном контакте с органами соцзащиты, медицинскими учреждениями. В зависимости от состояния здоровья экспертизу проводят дома, в поликлинике или больнице.

Всероссийское общество инвалидов

ВОИ — это общественное предприятие, созданное на добровольной основе со своим Уставом, принципами, основанными на действующих законах РФ.


Члены ВОИ празднуют юбилей образования общества

Создано ВОИ для достижения целей:

  • защищать права людей с ограниченными возможностями перед местными властными органами;
  • участвовать в принятии решений, касающихся инвалидов;
  • обеспечивать льготами, жилищными и бытовыми условиями.

Финансирование ВОИ происходит за счет:

  • вступительных членских взносов;
  • добровольных пожертвований;
  • спонсорских перечислений.

Если деятельность общества прекращается, средствами распоряжаются по условиям, прописанным в Уставе.

Всероссийское общество слепых

ВОС — организация, созданная на добровольной основе, чтобы:

  • защищать права людей со слабым зрением или полностью слепых;
  • проводить социальную реабилитацию, интеграцию;
  • содействовать приобщению к труду, спорту, культуре;
  • развивать общественную активность;
  • оказывать помощь государственным ведомствам для решения подобных задач.

Заседание группы ВОС

Члены ВОС выявляют граждан со слабым зрением, ведут учет слепых, разрабатывают индивидуальные и комплексные программы для облегчения быта.

Всероссийское общество глухих

ВОГ создают на общественных началах для социальной защиты людей, имеющих инвалидность, проблемы со слухом.


Логотип ВОГ — общества, которое работает по конкретным принципам

Члены общества помогают адаптироваться среди здоровых людей, получить работу и помощь. Для этого обучают глухих разным профессиям, создают комфортные условия для культурного, спортивного развития. Члены ВОГ устанавливают связь и деловой контакт с любым предприятием, которое участвует в благотворительных акциях, сами разрабатывают разные программы, своевременно информируют об изменении законов, в отношении государственных преференций.

В РФ существует много разных организаций, которые оказывают помощь малоимущим семьям, инвалидам и пожилым гражданам.


Функции отделения медицинской и социальной помощи

Главный регулятор материального благополучия — основной свод законов, Конституция РФ, гарантом обеспечения социальных норм служит государство. По любому вопросу можно обратиться в исполнительный орган — соцзащиту. Администрация как областная, так и федеральная пытается принимать в ведомство только людей ответственных, способных прочувствовать чужую боль. Как это происходит в действительности, знает тот, кто хоть раз обращался за разъяснением законов или помощью в подобные учреждения.

Органы по труду, занятости и социальной защите входят в систему Минтруда и соцзащиты и создаются в структуре местных исполнительных и распорядительных органов в виде городских (районных) управлений (отделов).

В области пенсионного обеспечения основными функциями органов являются назначение, исчисление, перерасчет, повышение и выплата трудовых и социальных пенсий.

В структуре городских (районных) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. N 1288 «Об утверждении положения о комиссии по назначению пенсий» районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами образуется Комиссия по назначению пенсий (далее – Комиссия).

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", Положением о комиссии по назначению пенсий и иными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

Состав Комиссии утверждается районным (городским) исполнительным и распорядительным органом. Наряду с другими членами в состав Комиссии включаются руководитель районного (городского) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите (председатель Комиссии) и руководитель районного (городского) отдела Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также представитель нанимателей. При назначении пенсий военнослужащим и их семьям в состав Комиссии входит, кроме того, районный (городской) военный комиссар. ˜

Комиссия осуществляет свою работу во взаимодействии с нанимателями и профсоюзными организациями, расположенными на территории района (города), органами Государственной экспертизы условий труда, общественными объединениями ветеранов и инвалидов, другими общественными организациями по социальной защите граждан.

Полномочия комиссии:

1) по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, нанимателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением районного (городского) управления (отдела) по труду и социальной защите) рассматривает вопрос о назначении или перерасчете пенсии; ˜

2) принимает решение об отказе в назначении пенсии;

3) решает вопрос о назначении пособия по уходу за инвалидом I группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

4) устанавливает общий стаж работы для назначения пенсии на основании показаний свидетелей, производит опрос свидетелей для установления стажа работы по поручению другого управления (отдела) по труду и социальной защите; ˜

5) устанавливает факты нахождения на иждивении, воспитания детей, отсутствия лиц, обязанных по закону содержать членов семьи умершего, и другие факты, необходимые для назначения пенсии по возрасту и по случаю потери кормильца в случаях, предусмотренных Законом;

6) решает вопрос о зачете в трудовой стаж для назначения пенсии времени (периода) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста; ˜

7) устанавливает факты и периоды нахождения граждан Республики Беларусь в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны;

8) решает вопрос о признании пенсионера одиноким для установления к пенсии надбавки на уход;

9) решает вопрос о выплате пенсии по инвалидности за прошлое время при пропуске инвалидом срока переосвидетельствования в МРЭК;

10) решает вопрос о выплате недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера членам семьи, не входящим в круг обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца;

11) решает вопрос об удержании из пенсии сумм, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.);

12) выносит решение об отмене ранее принятого решения о назначении пенсии и о прекращении выплаты пенсии в случае ее незаконного назначения;

13) рассматривает другие вопросы пенсионного обеспечения граждан района (города) в случаях, требующих коллегиального решения.

Порядок работы Комиссии.

Документы рассматриваются Комиссией не позднее 10 дней со дня их поступления в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите.

Комиссия вправе поручить работникам управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите истребовать дополнительные документы от нанимателей и отдельных лиц, проверить в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запросить из органов Государственной экспертизы условий труда заключение об обоснованности выдачи документов о занятости на работах с особыми условиями труда, при необходимости обратиться к вышестоящему органу по труду и социальной защите за получением соответствующего заключения. ˜

По каждому рассмотренному обращению Комиссией выносится мотивированное и основанное на действующем законодательстве решение, которое оформляется протоколом по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты. ˜

Все протоколы регистрируются в журнале регистрации протоколов заседания Комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя, даты принятия решения Комиссией и содержания этого решения. Каждому протоколу присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован.

В решении Комиссии о назначении пенсии указывается фамилия, имя, отчество лица, которому назначена пенсия, вид назначенной пенсии, срок, с которого назначается пенсия, и ее размер (с учетом надбавок и повышений, предусмотренных законодательством), нормативно-правовые акты, на основе которых Комиссия приняла решение.

При отказе в назначении пенсии Комиссия выносит решение с подробным указанием мотивов отказа со ссылкой на соответствующие нормативные акты и разъяснением порядка обжалования.

В решении Комиссии об установлении правоустанавливающих фактов, имеющих значение для назначения пенсий, приводятся доказательства, подтверждающие эти факты, и мотивы, по которым принято решение.

В решении Комиссии об установлении стажа работы по свидетельским показаниям указывается наименование нанимателя, у которого работал заявитель, установленный период работы, выполняемая работа. ˜

Заседание Комиссии считается правомочным при наличии большинства членов Комиссии.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании Комиссии.

Протокол подписывается всеми присутствующими членами Комиссии и заверяется печатью управления (отдела) по труду и социальной защите.

Если член Комиссии не согласен с решением, принятым большинством голосов, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к протоколу.

Если голоса разделились поровну, то право решающего голоса принадлежит председателю Комиссии.

Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, наниматель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке. ˜

Проекты решений Комиссии готовит управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите. Докладывает на заседании Комиссии заместитель руководителя либо специалист управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите.

При рассмотрении вопроса об отсутствии права на пенсию, а также во всех случаях, когда заседание Комиссии проводится по требованию обратившегося за пенсией, нанимателя и других заинтересованных лиц, управление (отдел) по труду и социальной защите приглашает заявителя (заинтересованных лиц) на заседание Комиссии, предварительно известив его о дате заседания Комиссии. ˜

Заседания Комиссии проводятся в рабочее время. Выплата заработной платы членам Комиссии за время участия их в работе Комиссии производится в установленном порядке.

Заседания Комиссии по согласованию с нанимателями могут проводиться в организациях с уведомлением заявителей и общественности о месте и времени такого заседания. ˜

Органы по труду, занятости и социальной защите входят в систему Минтруда и соцзащиты и создаются в структуре местных исполнительных и распорядительных органов в виде городских (районных) управлений (отделов).

В области пенсионного обеспечения основными функциями органов являются назначение, исчисление, перерасчет, повышение и выплата трудовых и социальных пенсий.

В структуре городских (районных) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. N 1288 «Об утверждении положения о комиссии по назначению пенсий» районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами образуется Комиссия по назначению пенсий (далее – Комиссия).

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", Положением о комиссии по назначению пенсий и иными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

Состав Комиссии утверждается районным (городским) исполнительным и распорядительным органом. Наряду с другими членами в состав Комиссии включаются руководитель районного (городского) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите (председатель Комиссии) и руководитель районного (городского) отдела Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также представитель нанимателей. При назначении пенсий военнослужащим и их семьям в состав Комиссии входит, кроме того, районный (городской) военный комиссар. ˜

Комиссия осуществляет свою работу во взаимодействии с нанимателями и профсоюзными организациями, расположенными на территории района (города), органами Государственной экспертизы условий труда, общественными объединениями ветеранов и инвалидов, другими общественными организациями по социальной защите граждан.

Полномочия комиссии:

1) по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, нанимателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением районного (городского) управления (отдела) по труду и социальной защите) рассматривает вопрос о назначении или перерасчете пенсии; ˜

2) принимает решение об отказе в назначении пенсии;

3) решает вопрос о назначении пособия по уходу за инвалидом I группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

4) устанавливает общий стаж работы для назначения пенсии на основании показаний свидетелей, производит опрос свидетелей для установления стажа работы по поручению другого управления (отдела) по труду и социальной защите; ˜

5) устанавливает факты нахождения на иждивении, воспитания детей, отсутствия лиц, обязанных по закону содержать членов семьи умершего, и другие факты, необходимые для назначения пенсии по возрасту и по случаю потери кормильца в случаях, предусмотренных Законом;

6) решает вопрос о зачете в трудовой стаж для назначения пенсии времени (периода) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста; ˜

7) устанавливает факты и периоды нахождения граждан Республики Беларусь в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны;

8) решает вопрос о признании пенсионера одиноким для установления к пенсии надбавки на уход;

9) решает вопрос о выплате пенсии по инвалидности за прошлое время при пропуске инвалидом срока переосвидетельствования в МРЭК;

10) решает вопрос о выплате недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера членам семьи, не входящим в круг обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца;

11) решает вопрос об удержании из пенсии сумм, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.);

12) выносит решение об отмене ранее принятого решения о назначении пенсии и о прекращении выплаты пенсии в случае ее незаконного назначения;

13) рассматривает другие вопросы пенсионного обеспечения граждан района (города) в случаях, требующих коллегиального решения.

Порядок работы Комиссии.

Документы рассматриваются Комиссией не позднее 10 дней со дня их поступления в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите.

Комиссия вправе поручить работникам управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите истребовать дополнительные документы от нанимателей и отдельных лиц, проверить в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запросить из органов Государственной экспертизы условий труда заключение об обоснованности выдачи документов о занятости на работах с особыми условиями труда, при необходимости обратиться к вышестоящему органу по труду и социальной защите за получением соответствующего заключения. ˜

По каждому рассмотренному обращению Комиссией выносится мотивированное и основанное на действующем законодательстве решение, которое оформляется протоколом по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты. ˜

Все протоколы регистрируются в журнале регистрации протоколов заседания Комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и адреса заявителя, даты принятия решения Комиссией и содержания этого решения. Каждому протоколу присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован.

В решении Комиссии о назначении пенсии указывается фамилия, имя, отчество лица, которому назначена пенсия, вид назначенной пенсии, срок, с которого назначается пенсия, и ее размер (с учетом надбавок и повышений, предусмотренных законодательством), нормативно-правовые акты, на основе которых Комиссия приняла решение.

При отказе в назначении пенсии Комиссия выносит решение с подробным указанием мотивов отказа со ссылкой на соответствующие нормативные акты и разъяснением порядка обжалования.

В решении Комиссии об установлении правоустанавливающих фактов, имеющих значение для назначения пенсий, приводятся доказательства, подтверждающие эти факты, и мотивы, по которым принято решение.

В решении Комиссии об установлении стажа работы по свидетельским показаниям указывается наименование нанимателя, у которого работал заявитель, установленный период работы, выполняемая работа. ˜

Заседание Комиссии считается правомочным при наличии большинства членов Комиссии.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании Комиссии.

Протокол подписывается всеми присутствующими членами Комиссии и заверяется печатью управления (отдела) по труду и социальной защите.

Если член Комиссии не согласен с решением, принятым большинством голосов, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к протоколу.

Если голоса разделились поровну, то право решающего голоса принадлежит председателю Комиссии.

Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, наниматель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке. ˜

Проекты решений Комиссии готовит управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите. Докладывает на заседании Комиссии заместитель руководителя либо специалист управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите.

При рассмотрении вопроса об отсутствии права на пенсию, а также во всех случаях, когда заседание Комиссии проводится по требованию обратившегося за пенсией, нанимателя и других заинтересованных лиц, управление (отдел) по труду и социальной защите приглашает заявителя (заинтересованных лиц) на заседание Комиссии, предварительно известив его о дате заседания Комиссии. ˜

Заседания Комиссии проводятся в рабочее время. Выплата заработной платы членам Комиссии за время участия их в работе Комиссии производится в установленном порядке.

Заседания Комиссии по согласованию с нанимателями могут проводиться в организациях с уведомлением заявителей и общественности о месте и времени такого заседания. ˜

В каждом государстве вне зависимости от роста ВВП, экономического развития и политических убеждений есть категория людей, которые по естественным, независящим от них причинам не могут заработать на свое существование. Для такого круга лиц запущена работа государственных институтов — органов социального обеспечения.


Уникальный логотип подтверждает надежность социального государства

В организованной форме гражданам оказывается помощь, если наступают определенные юридические факты, которые установил закон, чтобы выровнять социальное положение.

Понятие социальной защиты населения Российской Федерации

В концепции правового регулирования относительно социального обеспечения, которое выполняют различные ведомства, органы, предприятия, подразумевается помощь малоимущему населению, распределение материальных благ системой мер, чтобы удовлетворить социальные потребности человека.


Важные для граждан виды социальной помощи

Конкретика о политике государства в отношении создания условий для достойной жизни гражданина России находится в ст. 39 Конституции РФ. Защищают нуждающихся жителей 3 основные социальные формы с направлением:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

Права граждан на соцзащиту обеспечивает главный закон — Конституция РФ, принятая в 1993 г. на основании всенародного голосования. В 2020 г., после одобрения общероссийским голосованием, в устаревших законодательных актах произошли изменения.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.


В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.


В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.


Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.


Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Основные группы граждан, которые нуждаются в соцзащите

В первую очередь к объектам социальной защиты принадлежат люди из категории:

  • одиноких пожилых граждан;
  • пенсионеров;
  • инвалидов;
  • безработных;
  • вынужденных беженцев, переселенцев;
  • детей-сирот;
  • многодетных, молодых студенческих семей со статусом малообеспеченных;
  • одиночек матерей и отцов;
  • без определенного места жительства;
  • инфицированных СПИД, ВИЧ.

Работники социальной службы посетили пенсионеров

Органами соцзащиты, подведомственными предприятиями в единой государственной системе реализуется государственная политика пенсионного обеспечения, трудовых отношений, оказывается материальная поддержка всем нуждающимся. К такой категории относятся пожилые граждане, многодетные семьи, лица с ограниченными возможностями.

Перечень органов соцзащиты населения Российской Федерации и их основные функции

В социальной защищенности остро нуждаются граждане в экономически нестабильном государстве. Признаки такой неустойчивости:

  • усиленное расслоение общества;
  • обнищание населения;
  • рост безработицы.

Одним обеспечением решить все проблемы СЗН нельзя, так как нужно устранить вопросы:

  • труда — снизить безработицу, установить МРОТ;
  • жилья — сократить очереди на социальные квартиры;
  • семьи и брака — установить государственную поддержку, разработать нормы прав и обязанностей между супругами, детьми с родителями.

В жизни много проблем, каждую из которых решает отдельный орган власти, но без управления социальной защиты населения, совместного взаимодействия различных структур для снижения материальной разницы между категориями граждан нельзя добиться государства с демократичным обществом.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Минтруда и соцзащиты РФ принадлежит к федеральному органу исполнительной власти, который в соответствии с государственной политикой осуществляет нормативно-правовое регулирование в различных сферах:

  • пенсионная;
  • установка минимальных заработков;
  • снижение безработицы, увеличение занятости граждан;
  • организация социальных услуг;
  • демография;
  • уровень жизни по доходам населения.

Должностные лица внедряют указания Правительства в жизнь

Задачи центрального аппарата выполняют отделы, в функции которых входит:

  • комплексный анализ и прогнозирование доходов граждан;
  • демографическая политика и социальная защита;
  • дела инвалидов;
  • трудовые отношения;
  • условия и охрана труда;
  • занятость;
  • пенсии;
  • финансовый контроль над бюджетным учетом, имущественными отношениями.

Правительство РФ контролирует выполнение задач по социальному развитию страны. Возглавляет Минтруд министр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Региональная соцзащита населения выполняется субъектами РФ — краевыми или областными, которые называются по-разному:

  • департамент;
  • управление;
  • отдел;
  • комитет;
  • министерство.

Структура системы управления соцзащиты

Подразделения в населенных пунктах подчиняются местной администрации края или области и федеральному Минтруду. К примеру, в Краснодарском крае это Департамент, который имеет статус юридического лица со своим расчетным счетом в банке. Данный орган исполнительной власти выполняет ряд задач по обеспечению населения социальной защитой, занимается:

  • пенсиями;
  • реабилитацией инвалидов;
  • поддержкой малообеспеченных семей, пожилых людей, ветеранов ВОВ;
  • участием в реализации мероприятий по программам;
  • контролем над профподготовкой кадров;
  • информированием граждан по соцзащите, предусмотренным действующими законами.

Работоспособность Департамента обеспечивается краевым бюджетом, ресурсы утверждены главой краснодарской администрации.

Районные (городские) органы социальной защиты населения

В конкретных населенных пунктах материальное благополучие граждан находится под контролем муниципальных органов управления, которые подчиняются областной или краевой администрации.


Табличка на входе в здание отдела соцзащиты

Создание, реорганизация и ликвидация отделов соцзащиты осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. Действия управления регламентируют различные нормативные акты, законы РФ, правительственные постановления, распоряжения или указания краевых, областных, городских глав администрации.

В структуру соцзащиты входят отделы:

  • пенсионный;
  • труда и социальных вопросов;
  • семейной и детской помощи;
  • реабилитации детей.

В обязанности региональных подразделений входит выявлять, ставить на учет население, нуждающееся в средствах к существованию, оказывать помощь, реализовывать федеральные, областные программы социальной поддержки.

Отдел по труду и социальным вопросам

Это структурное подразделение Управления соцзащиты с полным объемом мероприятий:

  • социальное обслуживание стариков;
  • реабилитация инвалидов;
  • поддержка пенсионеров, семей, одиноких матерей или отцов;
  • по охране труда.

Подведомственные учреждения соцзащиты находятся под контролем отдела труда. Заведующего назначает глава администрации города, должность согласовывается с вышестоящей организацией. Должностное лицо распределяет обязанности между сотрудниками. Заведующий в рамках компетенции информирует специалистов со всем объемом работ. Его указы необходимо исполнять в обязательном порядке.

Комиссии по пенсионным вопросам

Если на предприятии имеется профсоюз, по инициативе комитета создается из группы лиц своеобразный «совет», где разбираются с проблемами пенсий. Подобные комиссии находятся в контакте с органами соцзащиты, куда включают:

  • юриста;
  • начальника или сотрудника отдела кадров;
  • главбуха.

Группа должна безвозмездно своевременно подготавливать пенсионные документы. Орган делает запросы в организации, подтверждающие стаж, зарплату. На основании доказательств комплектуются дела для назначения материального содержания по старости лет, ведется в данном направлении разъяснительная работа относительно законодательных нормативов.

Комиссия по назначению пенсий

Назначают трудовые пенсии специальные структуры в органах, созданных для предоставления пожилым людям денежного содержания. В Комиссию включают представителей структур:

  • финансовых;
  • профсоюзных;
  • военных комиссариатов (при необходимости, если рассматривают дела военнослужащих).

Утверждают группу городские власти, а для руководства — заведующие районным пенсионным отделом. На что направлена работа такого образования:

  • утверждение или отказ в назначении пенсий;
  • перерасчеты;
  • переводы из одного вида в другой;
  • установка трудовых стажей;
  • разбирательство конфликтных ситуаций.

Прием пенсионеров в ПФР

Назначение пенсий происходит на основании:

  • принятого решения по голосованию;
  • оформленного протокола, подписанного членами Комиссии;
  • приобщенного особого мнения, если кто-то не согласен с общим решением.

Спорные вопросы или отказ от пенсионного обеспечения разбирают на собрании в присутствии заявителя. Его информируют об законодательных актах, порядке начисления и обжалования принятого вердикта. При неявке потенциального пенсионера ему направляют протокол для ознакомления с решением.

Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы

МСЭ или процедура в виде медицинской социальной экспертизы играет существенную роль в соцзащите при назначении пенсии инвалидам. На основании экспертных данных устанавливают:

  • инвалидность с различными группами;
  • определяют причины заболевания;
  • обозначаются сроки, время наступления нарушений здоровья.

Медицинские эксперты определяют группу инвалидности

Подобные заведения работают в тесном контакте с органами соцзащиты, медицинскими учреждениями. В зависимости от состояния здоровья экспертизу проводят дома, в поликлинике или больнице.

Всероссийское общество инвалидов

ВОИ — это общественное предприятие, созданное на добровольной основе со своим Уставом, принципами, основанными на действующих законах РФ.


Члены ВОИ празднуют юбилей образования общества

Создано ВОИ для достижения целей:

  • защищать права людей с ограниченными возможностями перед местными властными органами;
  • участвовать в принятии решений, касающихся инвалидов;
  • обеспечивать льготами, жилищными и бытовыми условиями.

Финансирование ВОИ происходит за счет:

  • вступительных членских взносов;
  • добровольных пожертвований;
  • спонсорских перечислений.

Если деятельность общества прекращается, средствами распоряжаются по условиям, прописанным в Уставе.

Всероссийское общество слепых

ВОС — организация, созданная на добровольной основе, чтобы:

  • защищать права людей со слабым зрением или полностью слепых;
  • проводить социальную реабилитацию, интеграцию;
  • содействовать приобщению к труду, спорту, культуре;
  • развивать общественную активность;
  • оказывать помощь государственным ведомствам для решения подобных задач.

Заседание группы ВОС

Члены ВОС выявляют граждан со слабым зрением, ведут учет слепых, разрабатывают индивидуальные и комплексные программы для облегчения быта.

Всероссийское общество глухих

ВОГ создают на общественных началах для социальной защиты людей, имеющих инвалидность, проблемы со слухом.


Логотип ВОГ — общества, которое работает по конкретным принципам

Члены общества помогают адаптироваться среди здоровых людей, получить работу и помощь. Для этого обучают глухих разным профессиям, создают комфортные условия для культурного, спортивного развития. Члены ВОГ устанавливают связь и деловой контакт с любым предприятием, которое участвует в благотворительных акциях, сами разрабатывают разные программы, своевременно информируют об изменении законов, в отношении государственных преференций.

В РФ существует много разных организаций, которые оказывают помощь малоимущим семьям, инвалидам и пожилым гражданам.


Функции отделения медицинской и социальной помощи

Главный регулятор материального благополучия — основной свод законов, Конституция РФ, гарантом обеспечения социальных норм служит государство. По любому вопросу можно обратиться в исполнительный орган — соцзащиту. Администрация как областная, так и федеральная пытается принимать в ведомство только людей ответственных, способных прочувствовать чужую боль. Как это происходит в действительности, знает тот, кто хоть раз обращался за разъяснением законов или помощью в подобные учреждения.

Читайте также: