Верховный суд ветеран труда пенсионный фонд

Дело № не определено

Как ранее установлено судом, Исаков А.Е. является ветераном труда и пенсионером , что подтверждается соответствующими удостоверениями, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 федерального закона «о ветеранах» и получает пенсию за выслугу лет в рамках государственного пенсионного обеспечения, как лицо, проходившее службу в органах .

Исаков А.Е. обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту соцразвития Тульской области о признании права на получение мер соцподдержки и обязании их предоставить, указав в обоснование иска, что он является пенсионером МО РФ, ветераном труда и получает пенсию в соответствии Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

ОТКАЗ в ЕДВ ветеранам труда не достигшим пенсионного возраста носит незаконный характер

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бельяченкова А.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Венёвского района» об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты,

Обзор судебной практики: защита прав ветеранов

Если организация выплатила ветеранам материальную помощь, она не должна включать ее в базу обложения обязательными страховыми взносами. Арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, что данные выплаты носят социальный характер и не являются вознаграждением работников, поэтому освобождены от обложения взносами в ФСС.

Законе РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Судебная Практика По Предоставлению Мер Соц Поддержки Ветеранам Труда Не Пенсионного Возраста Пенсионерам Уфсин

Однако в соответствии с п.12 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также п. 17 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным Приказом Минитерства здравоохранения и социального развития Тульской области от 29.05.2012 г. ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Поэтому, суд вправе не ограничиваться установленным гражданским законодательством 3-летним сроком исковой давности и взыскать в пользу истца ЕДВ за весь период.

Гражданам, обращающимся в суд за назначением единовременных денежных выплат необходимо учитывать, что ежемесячная денежная выплата, установленная ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в п.п. 8-9 Положения «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного Постановлением Администрации Тульской области № 30 от 15.01.2010, а денежная выплата, установленная ст. 7 указанного Закона, назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Какие льготы положены ветерану труда в 2019 году

Для бесплатного проезда достаточно предъявить удостоверение ветерана труда с проездным документом водителю или кондуктору городского наземного транспорта. Проездной документ можно получить в местной Администрации или в Управлении социальной защиты населения по заявлению.

  • бесплатный проезд на всем городском транспорте (только в пределах населенного пункта проживания);
  • бесплатная медицинская помощь во всех российских государственных учреждениях;
  • компенсация за оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • налоговые льготы;
  • частичная компенсация за протезирование.

О пенсии

​ средств бюджетов соответствующих​ году могут взять​ стоматологических клиниках государственного​ граждан:​ летнего стажа) .​ нормативов потребления коммунальных​ медицинского обеспечения для​ земельного налога и​ , 8 мая,​ за выслугу лет​ Ветерана труда вы​ фонде статус Ветерана​ труда РФ. Автоматически​

​ достижении 60 лет​ у нас имеют,​Ну, и льготы начинают​ этот в настоящее​ учитель, военнослужащий, то​ домах, не имеющих​ которые определяются органами​ в период работы,​ На сегодня нет​ такси).​ этом стаж работы​Очевидно каждый субъект РФ​ скидка в размере​Можно сказать, что​ сожалению, не предусмотрены.​1. Ветеранами труда​ труда». Выдача его​ у мужчин или​ другое дело, что​ действовать только после​

Может ли пенсионер по выслуге лет, имеющий звание Ветеран труда, получать какие-либо льготы

Обстоятельства: Истец указал, что он имеет удостоверение «Ветеран труда», является получателем пенсии по выслуге лет, однако при обращении к ответчику с заявлением об установлении льгот, предоставляемых ветеранам труда, ему в этом было отказано, что истец полагает незаконным.

​… обязательным условием предоставления льгот ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по основаниям, не установленным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», является достижение возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с указанным Федеральным законом, положения ч. 1 ст. 8 которого устанавливают, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Судебная Практика По Предоставлению Мер Соц Поддержки Ветеранам Труда Не Пенсионного Возраста Пенсионерам Уфсин

Согласно п.п.4 п.1 названного выше Положения предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями , осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует лишь о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях ст.ст.1 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ.

Льготы пенсионерам мвд ветеранам труда

Я пенсионер МВД и ветеран труда. Но льготы, полагающиеся ветерану труда, мне не предоставили, объяснив это тем, что у меня нет ещё и гражданской пенсии. На пенсию я ушла в 2011 году. Для оформления гражданской пенсии по старости тогда надо было пять лет трудового стажа, но в 2019 году, через пять лет, его надо уже 6 лет, в 2019 — 7 лет. Я просто не успеваю заработать требуемый стаж. Я так и останусь без льгот? Новокузнецк Кемеровская область.

Пользоваться льготами, предусмотренными законодательством для ветеранов труда, вы сможете по достижении пенсионного возраста, дающего право на получение гражданской, а не военной пенсии — то есть 60 лет. решить Ваш вопрос можно с юридической помощью. Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

Социальная поддержка ветеранов труда

Социальная поддержка ветеранов труда не ограничена материальной помощью в получении проездных билетов и бесплатного лечения. Государственной программой предусмотрены определенные налоговые льготы, введенные с целью разгрузки финансового бремени с граждан, обладающих почетным статусом.

На основании заявления и принятой документации сотрудник госведомства формирует личное дело кандидата на звание. Затем делопроизводство передается компетентной комиссии, которая рассматривает возможность предоставления статуса. В случае соответствия установленным нормам и удовлетворения прошения, заявителю вручается почетное удостоверение под роспись.

Правила и порядок получения почетного звания — Ветеран труда

Весь вышеописанный пакет документов следует сложить в отдельную папку, а затем подать на рассмотрение в органы социальной защиты по месту прописки. Хотя, конечно, будущий ветеран может проживать и по другому адресу, но вот льготы будут предоставляться только по официальному месту пребывания, следовательно, нужно либо оформить временную регистрацию по месту проживания либо подать документы по месту прописки, так как на основании решения органов местного самоуправления льготы предоставляются только в том регионе, где ветеран проживает официально.

И как правило, присвоение звания «Ветеран труда» происходит после назначения пенсии, но ведь получить право на пенсию можно и досрочно. В частности, на основании ФЗ № 400 при наличии выслуги лет в определенной отрасли можно оформить пенсию по Списку №1 или по Списку№2, что подразумевает выход на пенсию не при достижении установленного законом пенсионного возраста в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин, а раньше.

Судебная Практика По Предоставлению Мер Соц Поддержки Ветеранам Труда Не Пенсионного Возраста Пенсионерам Уфсин

рассмотрела в судебном заседании от 1 февраля 2006 г. гражданское дело по заявлению Б. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 статьи 3 Закона Брянской области от 10 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержке ветеранов в Брянской области" по кассационной жалобе заявителя на решение Брянского областного суда от 26 октября 2005 г., которым постановлено: "В удовлетворении заявления Б. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 статьи 3 Закона Брянской области от 10 декабря 2004 г. N 91-З "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области" — отказать".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда, вызывают множество споров и разногласий в практике оформления ветерана труда.

С 2006 года после того, как в статью 7 «Ветераны труда» Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О ветеранах" Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ был введен п. 4:

"Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации",

этот вопрос регулируется на региональном уровне.

Соответственно, региональные власти кто, во что горазд, вырабатывают свои требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда в их регионе.

С 2006 года не только требования к длительности трудового стажа, но и все вопросы, касающиеся порядка получения звания ветерана труда, а также предоставления связанных с этим званием льгот, были отнесены к компетенции исполнительных органов региональной власти. На федеральном уровне осталось только формирование общих законодательных требования к гражданам, желающим получить звание ветерана труда.

Так, согласно п. 2 ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ получить звание ветерана имеют право граждане, которые удовлетворяют одновременно двум требованиям:

имеют соответствующие награды (государственного или ведомственного образца);

имеют необходимый трудовой стаж.

Получить звание ветерана труда в соответствии с этим законом о ветеранах могут и граждане, не обладающие наградами. Это касается тех граждан, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в период Великой отечественной войны. При этом требования к продолжительности трудового стажа для этой категории граждан установлены более высокие:

минимум 40 лет — для мужчин;

35 лет — для женщин.

Для справки. При толковании ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ довольно часто ошибочно считают требования о 35-и 40-летнем трудовом стаже общими, то есть справедливыми для всех, а не только бывших детей войны.

Какой же трудовой стаж, необходим для присвоения звания ветерана труда мужчинам и женщинам по новому законодательству?

Общие требования к продолжительности трудового стажа содержатся в новой редакции п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016), введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ:

«…при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…».

Или более понятными словами:

стаж, по достижении которого возникает право на страховую (бывшую трудовую) пенсию по старости или

стаж, по достижении которого возникает право на государственную пенсию за выслугу лет.

То есть требование к продолжительности трудового стажа для получения ветерана труда теперь зависит от характера трудовой деятельности и, соответственно, от вида пенсии:

ветераны труда – получатели страховой пенсии и

ветераны труда – получатели государственной пенсии за выслугу лет.

Если с выслугой лет вопросов обычно не возникает (они более – менее урегулированы ведомственными нормативно-правовыми документами), то с трудовой пенсией не все так однозначно.

С 1 января 2015 года в связи с переходом на новую Пенсионную реформу 2015 понятие «трудовой стаж» практически прекратило свое существование, поскольку теперь для пенсии нужен страховой стаж, минимальный предел которого с каждым годом увеличивается. Так, в 2016 году он равен 7 годам, в 2017 поднимется до 8 лет, и так до 2024 года, когда он достигнет 15 лет.

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, одинаков как для мужчин, так и для женщин. Означает ли это, что для получения звания ветерана труда при наличии соответствующих наград в 2016 году достаточно 7 лет страхового стажа?

До внесения указанной выше поправки в п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, то есть до 1 июля 2016 года, решающее значение имело место проживания соискателя на получение звания ветерана труда, поскольку, как было сказано выше, основания для присвоения этого звания определяются регионами самостоятельно.

Так, согласно п. 3 положения «О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда”», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП, москвич, удовлетворяющий прочим требованиям, мог получить удостоверение ветерана труда при наличии 25 лет стажа, москвичка — 20 лет.

Более лояльные условия были установлены для жителей Московской области. Положение о ветеранах туда, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.07.2006 № 655/26, никаких требований к минимальному стажу не содержит и ограничивается общей формулировкой, аналогичной приведенной в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.

В Челябинской области, так же как и в Москве, для получения звания ветерана труда женщинам необходим был страховой стаж как минимум 20 лет, мужчинам — 25 лет.

А в Свердловской области достаточно было общего трудового стажа, дающего основания для выхода на пенсию по старости или выслуге лет.

Требование о минимальном стаже в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин действовало и в других регионах: Рязанской и Самарской областях, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан и т. д.

Таким образом, возникла некая коллизия между федеральными и региональными нормами, ведь в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ конкретные цифры необходимого стажа не были прописаны.

Для справки. Верховный суд РФ урегулировал этот вопрос в своем определении от 05.08.2015 № 46-АПГ 15-13, указав, что, поскольку определение условий для присвоения звания ветерана труда отнесено к прерогативе регионов, каждый субъект страны вправе самостоятельно определять их, в том числе в части минимальных требований к трудовому стажу.

Стаж для получения звания ветерана труда в новом законодательстве

Столь значительная разница в требованиях, соблюдение которых было необходимо, чтобы стать ветераном труда, неизменно приводило к трудностям в толковании нормативно-правовых актов.

Особенно это актуально в части трудового стажа, который в пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года был заменен страховым стажем. Однако в законах и актах, устанавливающих порядок присвоения звания ветерана труда, все еще упоминалось и до сих пор кое-где упоминается именно трудовой стаж.

Разрешить эти противоречия и был призван ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» от 29.12.2015 № 388-ФЗ, который внес соответствующие поправки в Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ в части порядка и условий присвоения звания ветерана труда. Изменения вступили в силу с 1 июля 2016 года. Именно с этого времени подп. 2 п. 1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ обрел более конкретную формулировку.

Согласно этому нововведению в закон о ветеранах труда теперь стать ветеранами труда смогут граждане, чей трудовой (страховой стаж) на момент обращения за присвоением им звания ветерана труда составит не менее:

20 лет — для женщин;

25 лет — для мужчин.

Добавилось в Закон о ветеранах труда и еще одно условие:

если в качестве одного из оснований для присвоения звания ветерана труда заявлена ведомственная награда, стаж работы соискателя в соответствующей сфере или экономической отрасли не может быть менее 15 лет.

Каждый человек, у которого впереди замаячил пенсионный возраст, в первую очередь начинает вспоминать, а были ли в его трудовой биографии награды, которые дадут ему немало моральных и материальных выгод от грядущей пенсии. Тот же самый вопрос, о наличии наград, первым задают в Пенсионном фонде любому гражданину, переступившему порог этого ведомства.

Корочки "Ветерана труда" - это и немалые льготы при оплате услуг ЖКХ, и бесплатный проезд на электричке, и дополнительный отдых, если человек остался работать. Многие из тех, кто считает, что имеет право на звание ветерана, идут буквально в бой за право считать собранные за трудовую жизнь всевозможные грамоты, вымпелы и награды основанием для заветного звания.

Один из подобных случаев и рассмотрел Верховный суд, попутно объяснив, что такое ведомственные награды бывшего СССР. Разъяснение законодательных и правовых норм прошлых лет будет интересно многим нынешним и будущим пенсионерам.

История этой жалобы началась в Оренбурге. Там в районный суд с иском к министерству соцразвития Оренбургской области обратилась женщина. Она просила признать незаконным отказ чиновников пенсионного ведомства дать ей звание "Ветеран труда". Истица рассказала суду, что проработала много лет на местном узле связи. В далеком 1984 году ее наградили знаком "Ударник коммунистического труда", и она, оформляя пенсию, попросила присвоить ей звание ветерана. Но пенсионные чиновники написали, что знак "Ударника" права на ветеранское удостоверение ей не дает. Женщина просила суд признать этот ответ незаконным. Районный суд в иске пенсионерке отказал. Следующей инстанцией стал областной суд, который велел местному министерству соцразвития включить гражданку в проект указа губернатора области "О присвоении звания "Ветеран труда".

Теперь подобное решение не устроило оренбургское министерство, и оно обратилось в Верховный суд, попросив пересмотреть дело. Высшая судебная инстанция проделала огромную работу, подняв все положения о прежних наградах, и вынесла решение, что знак "Ударник коммунистического труда" - не ведомственный знак отличия.

Вот все подробности, которые растолковал своим региональным коллегам Верховный суд. Есть основной закон для решения подобных споров. Это Закон "О ветеранах". В нем перечислено, кто является ветераном труда. Это лица, награжденные орденами или медалями, удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации. А также награжденные ведомственными знаками отличия в труде .

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и правовыми актами субъектов России.

Верховный суд разъяснил, что такое ведомственные знаки отличия в труде. Это нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генпрокуратурой, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Судебным департаментом при Верховном суде РФ.

Районный суд в этом списке не нашел указания на знак "Ударник". А областной суд рассуждал так. Было два постановления Президиума ВЦСПС (от 1966 года и 1969 года), в которых говорилось, что награждением единого для СССР знаком "Ударник коммунистического труда" происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов. Значит, сделал вывод областной суд, звание "Ударник" дает право на присвоение ветеранства. С таким выводом и не согласился Верховный суд. Он напомнил, что было Постановление президиума ВЦСПС от 1966 года под названием "Об улучшении организации соцсоревнования". Там сказано, что профсоюзы вместе с хозяйственниками должны для поощрения передовиков использовать меры материального и морального поощрения. Для морального поощрения и вводился знак "Ударника". Верховный суд подчеркнул - в этом постановлении ВЦСПС нет указаний , что это ведомственная награда.

В 1976 году появилось совместное постановление (N 1081) ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "О соцсоревновании". В нем было предложено партийным, профсоюзным и комсомольским организациям активно развивать движение коммунистического отношения к труду. Общий вывод из этих старых документов и сделал Верховный суд. По его мнению, звание "Ударник коммунистического труда" не является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку это звание присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования , вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Звание "Ударник" не является и почетным званием СССР, так как не включено в специальный перечень почетных званий СССР. Верховный суд разъяснил, что следует ориентироваться на специальный перечень, который содержится в статье 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР. Это положение утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года (N 360-Х). Обладателям таких наград и званий положено звание "Ветеран труда".

Исходя из этих документов, вывод суда апелляционной инстанции, что наличие звания "Ударник" - это основание для ветеранства, Верховный суд назвал неправильным и оставил в силе решение районного суда Оренбурга.

Верховный суд РФ дал разъяснение

Важное разъяснение дал Верховный суд РФ по поводу ведомственных знаков отличия, наличие которых необходимо для присвоения человеку звания "Ветеран труда".

Каждый человек, у которого впереди замаячил пенсионный возраст, в первую очередь начинает вспоминать, а были ли в его трудовой биографии награды, которые дадут ему немало моральных и материальных выгод от грядущей пенсии. Тот же самый вопрос, о наличии наград, первым задают в Пенсионном фонде любому гражданину, переступившему порог этого ведомства.

Корочки "Ветерана труда" - это и немалые льготы при оплате услуг ЖКХ, и бесплатный проезд на электричке, и дополнительный отдых, если человек остался работать. Многие из тех, кто считает, что имеет право на звание ветерана, идут буквально в бой за право считать собранные за трудовую жизнь всевозможные грамоты, вымпелы и награды основанием для заветного звания.

Один из подобных случаев и рассмотрел Верховный суд, попутно объяснив, что такое ведомственные награды бывшего СССР. Разъяснение законодательных и правовых норм прошлых лет будет интересно многим нынешним и будущим пенсионерам.

История этой жалобы началась в Оренбурге. Там в районный суд с иском к министерству соцразвития Оренбургской области обратилась женщина. Она просила признать незаконным отказ чиновников пенсионного ведомства дать ей звание "Ветеран труда". Истица рассказала суду, что проработала много лет на местном узле связи. В далеком 1984 году ее наградили знаком "Ударник коммунистического труда", и она, оформляя пенсию, попросила присвоить ей звание ветерана. Но пенсионные чиновники написали, что знак "Ударника" права на ветеранское удостоверение ей не дает. Женщина просила суд признать этот ответ незаконным. Районный суд в иске пенсионерке отказал. Следующей инстанцией стал областной суд, который велел местному министерству соцразвития включить гражданку в проект указа губернатора области "О присвоении звания "Ветеран труда".

Теперь подобное решение не устроило оренбургское министерство, и оно обратилось в Верховный суд, попросив пересмотреть дело. Высшая судебная инстанция проделала огромную работу, подняв все положения о прежних наградах, и вынесла решение, что знак "Ударник коммунистического труда" - не ведомственный знак отличия.

Вот все подробности, которые растолковал своим региональным коллегам Верховный суд. Есть основной закон для решения подобных споров. Это Закон "О ветеранах". В нем перечислено, кто является ветераном труда. Это лица, награжденные орденами или медалями, удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации. А также награжденные ведомственными знаками отличия в труде .

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и правовыми актами субъектов России. Верховный суд разъяснил, что такое ведомственные знаки отличия в труде. Это нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генпрокуратурой, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Судебным департаментом при Верховном суде РФ.

Районный суд в этом списке не нашел указания на знак "Ударник". А областной суд рассуждал так. Было два постановления Президиума ВЦСПС (от 1966 года и 1969 года), в которых говорилось, что награждением единого для СССР знаком "Ударник коммунистического труда" происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов. Значит, сделал вывод областной суд, звание "Ударник" дает право на присвоение ветеранства.

С таким выводом и не согласился Верховный суд. Он напомнил, что было Постановление президиума ВЦСПС от 1966 года под названием "Об улучшении организации соцсоревнования". Там сказано, что профсоюзы вместе с хозяйственниками должны для поощрения передовиков использовать меры материального и морального поощрения. Для морального поощрения и вводился знак "Ударника". Верховный суд подчеркнул - в этом постановлении ВЦСПС нет указаний, что это ведомственная награда.

В 1976 году появилось совместное постановление (N 1081) ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "О соцсоревновании". В нем было предложено партийным, профсоюзным и комсомольским организациям активно развивать движение коммунистического отношения к труду. Общий вывод из этих старых документов и сделал Верховный суд. По его мнению, звание "Ударник коммунистического труда" не является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку это звание присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования, вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Звание "Ударник" не является и почетным званием СССР, так как не включено в специальный перечень почетных званий СССР. Верховный суд разъяснил, что следует ориентироваться на специальный перечень, который содержится в статье 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР. Это положение утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года (N 360-Х). Обладателям таких наград и званий положено звание "Ветеран труда".

Исходя из этих документов, вывод суда апелляционной инстанции, что наличие звания "Ударник" - это основание для ветеранства, Верховный суд назвал неправильным и оставил в силе решение районного суда Оренбурга.

Всероссийский Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 февраля 2013 04:15

Для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо два основных условия: наличие стажа и награды.

Кому положено
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и законом Еврейской автономной области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Еврейской автономной области, лица, награжденные почетными званиями, медалями, либо ведомственными знаками отличия в труде принятые руководителями (заместителями руководителей) высших органов власти (Президентом, Правительством РФ или иными федеральными органами исполнительной власти) могут претендовать на присвоение им звания «Ветеран труда». При присвоении звания «Ветеран труда» также учитывается награждение почетным званием «Почетный гражданин Еврейской автономной области», знак отличия «За заслуги перед Еврейской автономной областью», почетный знак Еврейской автономной области «Материнская слава», а также медаль «100 лет профсоюзам России», которая вручалась гражданам до 1 января 2007 года.

За период действия областного закона перечень почетных званий СССР, РСФСР и Российской Федерации, медалей, либо ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», дополнен органами, чьи награды дают право на присвоение звания «Ветеран труда», такие как: Верховный, Арбитражный, Конституционный суды, Центральный Банк Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации.

Необходимые документы
Для оформления удостоверения на присвоение звания «Ветеран труда» гражданину необходимо предоставить пакет документов:

- документ, удостоверяющий личность;
- справку об общем стаже работы;
- фотографию форматом 3x4.
Документы предоставляются в подлинниках и ксерокопиях.

Куда обращаться
Комитет социальной защиты населения правительства области рассматривает заявления со всеми необходимыми документами в пятнадцатидневный срок со дня их поступления.

В случае соответствия документов предъявляемым требованиям, комитет социальной защиты населения правительства области готовит и представляет губернатору области проект решения о присвоении звания "Ветеран труда". В случае несоответствия документов предъявляемым требованиям, комитет социальной защиты населения правительства области сообщает заявителю и в уполномоченное учреждение об отсутствии оснований для присвоения звания "Ветеран труда". В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения пенсии по старости необходимо наличие страхового стажа - 5 лет, поэтому в настоящее время при присвоении звания «Ветеран труда» наличие пенсионного возраста не обязательно. Таким образом, для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо два основных условия: наличие стажа и награды.

Если удостоверение «Ветеран труда» пришло в негодность или было утрачено, по заявлению ветерана труда и при наличии фотографии оформляется дубликат удостоверения «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звание «Ветеран труда», или нуждающиеся в замене удостоверения «Ветеран труда» могут обратиться в областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» или его филиал по месту жительства.

За консультацией по имеющимся вопросам можно обращаться:

Для жителей г. Биробиджан и Биробиджанского района, ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» который находится по адресу: г. Биробиджан, ул. Чапаева, д. 2, либо по телефону 6 90 76.

Для жителей г.Облучье и Облученского района, в филиал ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» который находится по адресу: г.Облучье, ул. Денисова, д. 20.

Для жителей Смидовичского района, в филиал ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» который находится по адресу: п. Смидович, ул. Советская, д. 65.

Для жителей Октябрьского района, в филиал ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» который находится по адресу: с.Амурзет, ул. Крупской, д. 12.

Для жителей Ленинского района, в филиал ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» который находится по адресу: с. Ленинское, ул. Кагыкина, д.З.

Материал предоставлен
комитетом социальной защиты населения
Правительства Еврейской автономной области

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Отпуск по уходу за ребенком, начавшийся до 06.10.1992, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, в полном объеме.

М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кашарском районе Ростовской области о включении в стаж работы по специальности отпуска по уходу за ребенком в период с 7 апреля 1992г. по 11 августа 1993г. до достижения ребёнком возраста 1,5 лет.

В обоснование своих требований указала, что, имеет необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако в ее назначении ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа.

При этом в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком был зачтён период нахождения М. в отпуске по уходу за ребёнком только до 6 октября 1992г. (до внесения изменений в КЗоТ РФ).

Вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

Принимая решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения М. в отпуске по уходу за ребёнком с 7 октября 1992г. по 11августа 1993г., суд первой и второй инстанции исходил из того, что данный период имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Такая позиция судов первой и кассационной инстанции, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, основана на неправильном толковании норм материального права.

Так, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодексзаконов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения

им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком М. начался 7 апреля 1992г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 7 октября 1992г. по 11 августа 1993 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации состоявшиеся по делу судебные постановления отменены и вынесено новое решение, которым иск М. удовлетворен.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Читайте также: