Виды трудовых пенсий и их структура контрольная работа

Трудовые пенсии канули в лету вместе с законодательством о них с момента начала проведения пенсионной реформы, которая ввела в оборот понятие пенсий страховых. Однако многие граждане по-прежнему называют обеспечения со стороны государства трудовыми пенсии.

Это и не удивительно, ведь право их получения и размер зависят от количества страховых отчислений, а они, в свою очередь, от периодов осуществления трудовой и иной подобной деятельности. Поговорим о видах такого обеспечения в статье ниже.

Бесплатно по России

Понятие «трудовые пенсии»

Одна из главных причин, по которой люди продолжают называть страховые пенсии трудовыми, – их идентичные определения, приведенные законом. С точки зрения ранее действовавшего и нового законодательства, это, по сути, одно и то же.

Понятие данного обеспечения обладает следующими признаками:

  • предоставляется в виде денежной выплаты;
  • выплаты носят характер периодических и осуществляются 1 раз в месяц;
  • осуществляются тем гражданам, которые являются участниками системы обязательного пенсионного страхования;
  • их цель – компенсировать россиянам потерянные доходы после прекращения ими трудовой деятельности;
  • основанием выплат является потеря трудоспособности;
  • причины утраты возможности работать могут заключаться в наступлении установленного законом пожилого возраста (старости), приобретении инвалидности или потере кормильца;
  • условия назначения определяются законодательством о пенсионном обеспечении.

Иными словами, трудовая пенсия – полагающаяся гражданину ежемесячная выплата при наличии установленных законом оснований в целях предоставления ему дохода, способного обеспечить его потребности.

Виды трудовых пенсий

Законодательством предусмотрены следующие виды трудовых пенсий:

  1. Обеспечение в связи с наступлением установленного законом возраста (старости). Данный вид обеспечения является наиболее распространенным, поскольку полагается практически всем без исключения российским гражданам. Сюда же относится и те пенсии, которые назначаются досрочно.
  2. Ежемесячные выплаты в связи с наступлением инвалидности у лица, имеющего трудовой (страховой) стаж. Альтернативой данного вида пенсии выступает социальная помощь от государства в том случае, если до приобретения инвалидности лицо страхового стажа не имело и отчисления не осуществляло. Осуществляется она тоже в виде ежемесячной денежной поддержки, но в меньшем размере.
  3. Пенсия в связи с потерей кормильца. Как понятно из названия, она полагается тем лицам, которые находились на иждивении умершего лица.


Если гражданин никогда не осуществлял трудовую деятельность, не имеет достаточного количества стажа, или не обеспечиваются иные установленные законодательством условия, то пенсионное обеспечение ему не полагается. Это, однако, не означает, что он полностью утрачивает право на поддержку со стороны государства.

Условия для получения любого вида трудовой пенсии

Главное и общее условие для всех видов рассматриваемого вида обеспечения следует из понятия «страховая пенсия». Наличие права на получение любого вида страховых пенсий связывается законодательством с наличием страхового стажа.

К периодам времени, засчитываемым при назначении пенсии, относится не только собственно трудовая деятельности, но иная социально значимая деятельность (например, уход за больными или пожилыми лицами, общественные работы и т.п.), а также период осуществления предпринимательской деятельности, военной службы, нахождения на учете в качестве безработного.

В отношении обеспечения инвалидов у нетрудоспособных иждивенцев умершего лица условий о продолжительности стажа не выдвигается. В указанных случаях достаточно наличие хотя бы 1 рабочего дня в стаже застрахованного лица (инвалида или кормильца).

Кроме того, закон устанавливает индивидуальные условия в отношении получателей того или иного вида выплат:

  1. Статус инвалида должен быть подтвержден заключением медико-социальной экспертизы, которую проводит государственное медицинское учреждение в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов». Группа инвалидности не имеет значения при назначении выплат, но от нее зависит их размер. Причины инвалидности также не важны. Сведения о признании инвалидом поступают в Пенсионный фонд непосредственно из медицинского учреждения и предъявление его гражданином дополнительно не требуется.
  2. К получателям страховой пенсии умершего лицо предъявляются условия об их нетрудоспособности и нахождении на иждивении у данного лица на момент его смерти. При этом в прямо указанных законом случаях (например, один из родителей, ребенок или супруг умершего) подтверждение факта иждивения не требуется.
  3. Чтобы получать общую пенсию по старости необходимо наличие минимального трудового стажа в 15 лет и размер индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Также назначение выплат закон связывает с достижением определенного возраста. Он различен в зависимости от пола гражданина, для мужчин составляет 65 лет, а для женщин – 60 лет. Вместе с тем с 2019 году установлен переходный период, предполагающий, что ближайшие несколько лет возраст будет постепенно повышаться до указанных пределов. Ранее пенсионный возраст составлял 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Возможно ли досрочное оформление трудовой пенсии

Ранее установленного по общим правилам возраста можно уйти на заслуженный отдых на 2 года раньше, если оно имеет стаж 42 и 37 лет для мужчины и женщины соответственно. При этом их возраст не может быть менее 60 и 55 лет.

Кроме того, сохраняются все ранее установленные основания выхода на досрочную пенсию. В числе таких оснований вредные, опасные и тяжелые условия труда, работа в определенных отраслях экономики, сельская местность и др.

Сумма выплат и принцип расчета трудовых пенсий

Размер полагающихся лицу выплат зависит от множества факторов, потому нельзя однозначно говорить о нем в общем виде.

Сама страховая пенсия состоит из двух видов выплат:

  1. Фиксированная выплата.
  2. Пенсия, рассчитываемая по формуле, учитывающей стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на момент выхода на заслуженный отдых и его размер (количество накопленных баллов).

По состоянию на 2019 год с учетом всех проведенных индексаций размер фиксированной выплаты составляет 5 334 руб. 19 коп. (первоначально он был равен 4 982 руб. 90 коп.). При этом в отношении конкретных категорий получателей размер варьируется в процентном отношении к указанной сумме. Например, фиксированная выплата инвалидам III группы устанавливается в размере 50% от указанной суммы.

В 2019 году стоимость пенсионного коэффициента или балла составляет 87,24 руб., в 2020 году он будет повышен до 93 руб. и далее с учетом предполагаемого уровня роста потребительских цен. Эта цифра позволяет рассчитать размер страховой пенсии без учета фиксированной выплаты. Но для этого необходимо знать общее количество накопленных пенсионных баллов (ИПК).

Узнать размер ИПК можно в Пенсионном фонде РФ, в том числе с помощью личного кабинета застрахованного лица. При этом учитываются баллы, накопленные до 2015 года (они переведены в размер ИПК), и также коэффициент, рассчитанный за периоды страхового стажа после 01.01.2015.

Итак, в системе пенсионного обеспечения, несмотря на изменений термина «трудовая» на «страховая», сохранились ранее установленные виды обеспечения. Основаниями назначения выплат по-прежнему остаются нетрудоспособность по причине наступления старости или инвалидности, а также смерть лица, являвшегося кормильцем нетрудоспособного гражданина.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме в видео:

Главная > Контрольная работа >Экономика

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека.

Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

Каждый наш соотечественник достаточно хорошо представляет смысл и значение а жизни общества и своей лично слова «пенсия». В переводе pension (лат.) – платеж, уплата. Пенсия – прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

Вряд ли будет преувеличением утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы - охарактеризовать основные положения трудовой пенсии, а также виды и порядок назначения.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

отразить теоретические аспекты понятий трудовой пенсии;

рассмотреть основные виды трудовой пенсии;

Раскрыть порядок назначения трудовой пенсии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие и состав трудовой пенсии

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Федеральным законом. С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. 1

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца – из страховой части.

В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии. Принцип установления фиксированного базового размера – такой же, как и базовой части трудовой пенсии. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части равен 2723,41 рублям. 2

За работающих граждан взносы уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно. Уплачиваемые взносы отражаются на лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается пенсия, то страховая часть рассчитывается на основании данных его счета.

Эти взносы включаются в состав расчетного пенсионного капитала, который ежегодно индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России. При назначении пенсии сумма расчетного пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты пенсии и таким образом определяется страховая часть (методика приведена только для пенсии по старости, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается).

Страховые взносы в Пенсионный фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года. Приобретенные до этого времени пенсионные права конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж. В настоящее время практически у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.

Назначенная страховая часть пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.

Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в ПФР на финансирование накопительной части. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством. При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть его пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части пенсионного счета на ожидаемый период выплаты пенсии. Этот период установлен в том же размере, что и для страховой части пенсии.

Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть) индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства. Накопительная же часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

Накопительная часть пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно. По выбору гражданина она может инвестироваться разными организациями. Во-первых, государственной управляющей компанией (ГУК), которой является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Именно такой вариант инвестирования осуществляется по умолчанию для граждан, которые не предпринимали никаких действий по его изменению. Во-вторых, накопительная часть может инвестироваться частной управляющей компанией (ЧУК), при том, что страховщиком (собственником средств) остается Пенсионный фонд России. И в третьих, накопительная часть может инвестироваться негосударственным пенсионным фондом (НПФ).

2. Виды и порядок назначения трудовой пенсии

Виды трудовых пенсий:

трудовая пенсия по старости

трудовая пенсия по инвалидности

трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Право на трудовую пенсию по старости возникает при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается. Это такие категории, как: 3

проработавшие в особых условиях труда определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 10 лет в зависимости от условий труда и продолжительности специального стажа);

проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет в зависимости от продолжительности «северного» стажа);

выполняющие определенную деятельность в течение установленного срока (например, медицинские, педагогические работники) (пенсионный возраст не установлен, пенсия назначается независимо от возраста при условии выработанного необходимого стажа). До 2002 года такие пенсии назывались пенсиями за выслугу лет;

многодетные матери, родители и опекуны детей-инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет);

некоторые категории инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 15 лет).

Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае установления инвалидности I, II или III группы и при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. 4

Пенсии по государственному обеспечению (далее государственные пенсии) – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по выбору.
Согласно действующему законодательству трудовая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, осуществляемую в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который они получали перед установлением им трудовой пенсии либо который они утратили в связи со смертью трудоспособных членов семьи.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается так называемая социальная пенсия, размер которой не зависит от предшествующей трудовой деятельности гражданина. Величина социальной пенсии значительно ниже, чем величина трудовой.

По общему правилу, граждане России, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 27-ФЗ, имеют право на получение трудовой пенсии в порядке, установленном российским законодательством, при наличии определенных условий (стажа, инвалидности, степени утраты трудоспособности, смерти кормильца). 5

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Условия назначения и размеры государственные пенсий регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

При написании данной работы, изучив различную литературу по приведенной теме сделан вывод, что трудовые пенсии являются важнейшей гарантией социальной поддержки государства престарелых граждан.

С 1 января 2010 года вступает в силу федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым базовая часть трудовой пенсии по старости войдет в состав страховой части трудовой пенсии по старости. В результате трудовая пенсия по старости будет состоять из страховой части трудовой пенсии по старости и (для лиц, родившихся после 1967 года) накопительной части трудовой пенсии по старости.

Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не повлияет на размер указанной пенсии и не потребует каких-либо действий со стороны пенсионеров. Объединение является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН (единого социального налога), из которого формировалась базовая часть пенсии, и переходу к уплате работодателями прямых страховых взносов в Пенсионный фонд.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» В ред. от 01.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ред. от 09.04.2007. // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001, № 51. Ст. 4831.

Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник. Издательство ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 134 с.

Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. (постатейный) / Под ред. М.Ю. Зурабова. Издательство Норма, 2007. – 728 с.

Роик В.Д. Основы социального страхования, М.: «РАГС» 2007. – 456 с.

1 Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ред. от 09.04.2007. // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001, № 51. Ст. 4831.

2 Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» В ред. от 01.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.

3 Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник. Издательство ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - с.68

4 Роик В.Д. Основы социального страхования, М.: «РАГС» 2007. – с. 352

5 Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. (постатейный) / Под ред. М.Ю. Зурабова. Издательство Норма, 2007. – 728 с.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:56, доклад

Краткое описание

Имеются три вида пенсий - трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. У всех этих различных по своему содержанию видов пенсий имеется общий признак, который заключается в том, что все эти пенсии являются трудовыми, то есть неразрывно связаны с трудовой деятельностью гражданина, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования.

Содержимое работы - 1 файл

Внебюджетные фонды(2 вп по зачетке).docx

Виды трудовых пенсий и их структура

Имеются три вида пенсий - трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. У всех этих различных по своему содержанию видов пенсий имеется общий признак, который заключается в том, что все эти пенсии являются трудовыми, то есть неразрывно связаны с трудовой деятельностью гражданина, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования. При этом предусмотрено, что право на каждый из указанных видов пенсий наступает при наличии определенных условий.

Для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту таким условием является наступление установленного законодательством пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет) и наличие 5 лет страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования; на трудовую пенсию по инвалидности - наступление инвалидности, то есть ограничения трудоспособности III, II или I группы (степени), установленной по медицинским показаниям специальными органами; на трудовую пенсию по случаю потери кормильца - факт потери (смерти) кормильца для членов его семьи, находившихся на его иждивении.

Самым распространенным видом трудовой пенсии является трудовая пенсия по старости, которую в нашей стране получают более 30 миллионов граждан, то есть более 80% от общего числа пенсионеров.

Разделение трудовых пенсий на виды и особое обозначение таких видов трудовых пенсий, как пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что граждане, имеющие право на получение данных пенсий, по состоянию здоровья и по сложившемуся семейному положению нуждаются в особой социальной поддержке. Наличие у данных лиц права на получение пенсий указанных видов не должно зависеть и не зависит от достижения установленного Законом пенсионного возраста.

Необходимо отметить, что в ст. 8 Закона об обязательном пенсионном страховании условия возникновения прав граждан на получение трудовых пенсий названы страховыми случаями, к которым относятся достижение установленного законом пенсионного возраста, наступление инвалидности и факт потери кормильца, а страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Для назначения гражданину одного из трех видов трудовых пенсий законодательством предусмотрены различные условия.

Ранее действовавшее пенсионное законодательство предусматривало такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, право на которую имели лица, работающие по определенной специальности, к примеру, врачи, преподаватели, некоторые категории работников сельского хозяйства. Основным условием для назначения пенсии данного вида являлся специальный стаж, фактическое же наступление пенсионного возраста значения не имело. В комментируемом Законе пенсия по выслуге лет не предусмотрена, однако ст. 27 и ст. 28 комментируемого Закона предусматривают право на досрочное назначение трудовой пенсии, то есть пенсии, право на которую может быть реализовано гражданами при достижении определенного, а не общепринятого пенсионного возраста.

Однако пенсии за выслугу лет предусмотрены Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении. На получение пенсии данного вида имеют право кадровые военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и исправительно-трудовой системы и некоторые другие категории лиц. К примеру, право на выслугу лет имеют сотрудники органов внутренних дел при наличии 20 лет службы в органах, возраст сотрудника при этом значения не имеет.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из базовой части, страховой части и накопительной части. Общий размер пенсии данных категорий рассчитывается как сумма этих трех составляющих частей.

Первая составляющая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности - базовая. Она гарантируется государством в твердой сумме для всех пенсионеров и фактически не соотносится с системой обязательного пенсионного страхования и не зависит от трудового вклада гражданина. Это сумма государственного минимального пенсионного обеспечения, выплачиваемая всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется не за счет средств обязательного пенсионного страхования, а из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Наличие установленной и гарантированной государством базовой части трудовой пенсии является социальной защитой тех лиц, которые относятся к категории малоимущих, так как они во время своей трудовой деятельности получали небольшую зарплату. Изменения базовой части возможно двумя только способами - путем ее законодательного увеличения с целью приближения ее размера к прожиточному минимуму и путем индексации в зависимости от темпов роста инфляции.

Второй составляющей частью трудовой пенсии является ее страховая часть, финансирование которой происходит за счет средств обязательного пенсионного страхования, а именно поступающих от страхователей на ее финансирование сумм страховых взносов. Страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. При достижении установленного Законом пенсионного возраста гражданин будет иметь право на получение пенсии, размер которой будет эквивалентен сумме, имеющейся на его индивидуальном лицевом счете.

Третьей составляющей трудовой пенсии является ее накопительная часть, которая находится в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, а также размера инвестиционного дохода, то есть пенсионных накоплений. Накопительная часть пенсии, как уже видно из ее названия, финансируется исключительно на накопительной основе. Это именно те деньги, которые гражданин может получать со своего индивидуального страхового счета после наступления пенсионного возраста в виде одной из частей своей пенсии.

Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от продолжительности трудового стажа работника и его заработной платы, так как от данных величин напрямую зависит количество перечисленных страховых взносов и длительность их перечисления. Следовательно, размер назначаемой пенсии прямо пропорционален размеру страховых взносов, потупивших в Пенсионный фонд за весь период трудовой деятельности работника. Данная зависимость стимулирует работодателей (страхователей) к начислению "белой" зарплаты и уплате страховых взносов в полном объеме, а самих работников - к заинтересованности и контролю над перечислением на их счета страховых взносов.

Все указанные части трудовой пенсии по старости и инвалидности независимы друг от друга, имеют различные источники финансирования, они начисляются, пере рассчитываются и индексируются по отдельным правилам. Законодатель предоставляет пенсионерам право неодновременного назначения и выплаты каждой из составных частей трудовой пенсии. К примеру, может выплачиваться только ее базовая часть, а выплата страховой части может быть произведена позднее, через какое-то время. Однако накопительная часть пенсии имеется не у всех граждан, имеющих право на получение трудовой пенсии, так как для ее формирования необходимо наличие пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете пенсионера. В том случае, если на данную часть пенсии страховые взносы не поступали, накопительная часть просто отсутствует, и, следовательно, пенсия данного лица состоит только из двух частей - базовой и страховой.

Для более полного разъяснения понятий базовой, страховой и накопительной частей трудовых пенсий по старости и инвалидности необходимо рассмотреть правоотношения, возникающие по поводу назначения и расчета каждой из указанных частей с гражданско-правовой точки зрения.

Общим признаком для всех частей трудовой пенсии является возмездность.

Назначение и выплата гражданину базовой части пенсии относятся к возмездно- распределительным отношениям, потому что пенсия назначается государством, финансируется из федерального бюджета и выплачивается в одинаковом размере для всех граждан, имеющих право на получение трудовой пенсии. Как уже говорилось ранее, на размер базовой части не влияет ни продолжительность трудового стража, ни сумма поступивших страховых платежей.

Несколько иные правоотношения возникают при назначении страховой части трудовой пенсии. Данные правоотношения можно считать возмездно- эквивалентными, так как страховая часть пенсии зависит от размера расчетного пенсионного капитала, находящегося на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то есть страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за период его трудовой деятельности. При этом эквивалентность является условной, так как страховую часть трудовой пенсии гражданин получает не со своего лицевого счета, а из общей части страховых взносов. Проще говоря, страховые взносы, выплачиваемые за работников в настоящее время, идут на страховую часть пенсии действующих пенсионеров.

Накопительная часть пенсии, как видно из ее названия, складывается исключительно на накопительной основе, и правоотношения, которые возникают по предоставлению данной части пенсии, являются также возмездно-эквивалентными. Данную часть пенсии пенсионер будет получать со специальной части своего индивидуального лицевого счета в виде накопительной части пенсии, то есть получит деньги, которые имеются именно на его личном счете.

Время, когда накопительная часть пенсии сформируется у всех граждан, наступит лишь через несколько десятилетий. А в настоящее время указанная часть пенсии имеется только у мужчин 1953 и женщин 1957 года рождения и моложе, за которых уплачивается часть страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. У всех лиц старше указанного возраста, а также у нынешних пенсионеров накопительная часть пенсии отсутствует.

Аналогичная ситуация складывается у лиц, получающих трудовую пенсию по инвалидности. Накопительная часть пенсии выплачивается только мужчинам до 1953 и женщинам до 1957 года рождения, получившим инвалидность после 1 января 2002 г., но не ранее достижения установленного законодательством пенсионного возраста.

3. В соответствии с ч. 3 настоящей статьи трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей. Накопительная часть в данном виде трудовой пенсии отсутствует.

Согласно ст. 9 комментируемого Закона, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке определенным лицам, указанным в ст. 16 Закона. В той же статье установлен твердый размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

4. Часть 4 комментируемой статьи гласит, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Порядок назначения социальных пенсий предусмотрен ст. 11 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой право на социальную пенсию имеют следующие категории граждан, постоянно проживающие в РФ:

а) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию либо на пенсию по инвалидности. В данном вопросе имеется существенное отличие от ранее действовавшего пенсионного законодательства, где речь шла не о степенях ограничения трудоспособности, а о соответствующих группах инвалидности. Однако в целях защиты прав лиц данной категории в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 31 комментируемого нами Закона при установлении до 1 января 2004 г. соответствующих пенсий учитываются I, II и III группы инвалидности, а после указанного времени - степени ограничения трудоспособности;

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


контрольная работа Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.10.2012. Год: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru:


Контрольная работа по праву социальной защиты.
На тему: Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ».

Пенсия по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»…………………………………………………… …………….3
1.1 Понятие и виды трудовых пенсий……… …………………………….3
1.2 Трудовая пенсия по старости на общих основаниях…………………4
1.3 Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста………………………………………………………… …………. 7
1.4 Трудовая пенсия по инвалидности…………………………………….10
1.5 Трудовая пенсия по случаю потери кормильца………………………13

Глава I Пенсии по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1.1 Понятие и виды трудовых пенсий.
Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом.
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Лица, имеющие право на трудовую пенсию.
Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации», при соблюдении и ми условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.
Нетрудоспособные члены семей вышеуказанных лиц в случаях, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Виды трудовых пенсий и их структура.
В соответствии с Законом о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из трех частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой части.

1.2 Трудовая пенсия по старости на общих основаниях.
Закон о трудовых пенсиях предусматривает два вида пенсий по старости в зависимости от возраста, дающего право на назначение пенсии:

    пенсия по старости на общих основаниях;
    пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для назначения пенсии по старости на общих основаниях необходимо наличие одновременно следующих условий:
    достижение пенсионного возраста, который составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
    наличие страхового стажа продолжительность не менее пяти лет.
Размеры трудовых пенсий по старости.
Пенсия по старости может состоять из трех частей – базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.
Согласно статье 14 Закона о трудовых пенсиях, размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле
П=БЧ+СЧ+НЧ,
где П – размер трудовой пенсии по старости;
БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств: возраст пенсионера (до 80 лет или старше), состояния здоровья (наличие или отсутствие инвалидности соответствующей группы), наличие или отсутствие иждивенцев.
Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Так, например, размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г. составлял 450 рублей в месяц, а с 1 августа 2004 г. он уже был установлен в размере 660 рублей.
Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ=ПК/Т
где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Расчетный пенсионный капитал (ПК), согласно статье 2 Закона, - это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном их выражении, приобретенные до 1 января 2002 г.
Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:
1) суммы той пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;
2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.
Размер страховой части пенсии для лиц, которые впервые будут приобретать страховой стаж после 1 января 2002 г., определяется путем деления уплаченных за них страховых взносов за весь период страхования на число месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии, - на так называемый ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т).
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) равен 19 годам (228 мес.). Однако названная продолжительность этого периода вводится в действие постепенно. С 1 января 2002 г. она составила 12 лет (144 мес.) и с 1 января каждого следующего года увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 мес.), а затем на 12 мес.
Показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) может быть сокращен, если пенсия по старости назначается в более позднем возрасте. Согласно пункту 6 статьи 14 Закона о трудовых пенсиях при назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т=19 годам для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, Т составит 18 лет и т.д. При достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится, до 14 лет и далее сокращаться не будет.
Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь базовой ее части.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ=ПН/Т
где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном ФЗ.
Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин – родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. (мужчины) и не ранее 1 января 2012 г. (женщины) (1953+60=2013; 1957+55=2012). Поэтому в настоящее время НЧ для обычных пенсий по старости практического значения не имеет.

1.3 Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения общеустановленного пенсионного возраста, так как в Законе о трудовых пенсиях предусмотрено сохранение права на досрочную пенсию по старости тем категориям граждан, за которыми оно было признано ранее.
Закон о трудовых пенсиях предусматривает различные основания для назначения досрочной пенсии по старости: выполнение важной социальной функции по воспитанию детей; состоянию здоровья; условия труда, отклоняющиеся от нормальных (природно-климатические и производственные); выполнение работы по определенным профессиям.
Так, с учетом выполнения функций по воспитанию детей по достижении 50 лет и при наличии 15 лет страхового стажа может быть назначена пенсия женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, а также матерям, воспитавшим до 8-летнего возраста инвалидов с детства.
С учетом состояния здоровья пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста назначается следующим категориям граждан:

    инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет;
    инвалидам по зрению 1-й группы (с 1 января 2004 г. – имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени): мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;
    гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
С учетом климатических условий, в которых проходила трудовая деятельность, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, проработавшие определенное количество календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) и в местностях, к ним приравненных (МКС). Пенсия назначается женщинам и мужчинам, проработавшим не менее 15 или 20 календарных лет в РКС или МКС соответственно. Досрочно пенсия может быть назначена женщинам, родившим двух и более детей и проработавшим не менее 12 лет в РКС и не менее 17 лет – в МКС. Во всех этих случаях пенсия может быть назначена по достижении женщинам 50, мужчинами – 55 лет, если они имели соответственно не менее 20-25 лет страхового стажа, исчисляемого в календарном порядке.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – мужчины, 55 лет – женщины) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом для назначения пенсии необходимо иметь не менее 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
При определении права северян на пенсию руководствуются тем перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который применялся при назначении пенсии по Закону 1990 г.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Читайте также: