Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников


Пенсионщики активно призывает работодателей сотрудничать в вопросе заблаговременной работы по назначению пенсий. Это займет у кадровика или бухгалтера не более 15 минут, уверены в ПФР. Как это осуществить, зачем это нужно, и есть ли в чем выгода для сотрудника и работодателя? Ответы дали в региональном отделении ПФР.

Зачем это нужно

Основная цель такого социального партнерства — сделать процесс назначения пенсии для граждан максимально комфортным.

Работодатель в рамках соглашения, заключенного с ПФР об электронном взаимодействии для назначения пенсии своим сотрудникам, берет на себя обязательства формировать электронный пакет документов о пенсионных правах работников и передавать их в органы ПФР.

Благодаря такой заботе, экономится рабочее время. Будущие пенсионеры не отвлекаются от трудовой деятельности, избавлены от самостоятельной подготовки документов и от визитов в ПФР, что не только упрощает для них получение госуслуги «Назначение пенсии», но делает её более качественной и доступной.

Так, например, в Хабаровском крае более 3,5 тысяч социально ответственных работодателей, заключивших с ПФР соглашение, реально помогли около 6 тыс. работников в назначении пенсии, избавив их от лишних визитов в ПФР.

Кстати, этот процесс пошел динамичнее после принятия Правительством края Распоряжения от 28.01.2016 № 15р «О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения доступности, повышения оперативности и качества предоставления жителям края государственной услуги по установлению пенсий», регламентирующего взаимодействие органов исполнительной и муниципальной власти с органами ПФР по всем социально чувствительным вопросам, в том числе и по вовлечению работодателей к социальному проекту Отделения ПФР.

Почему это важно

Практика работы с документами показывает, что зачастую записи в трудовой книжке содержат некорректное оформление: исправления в датах при приеме на работу, неразборчивые наименования организации, нечитаемые печати, исправления фамилии, неточное наименование должностей, отсутствие дополнительных сведений, подтверждающих факт работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости и т.д. Все разночтения в документах требуют дополнительного времени на уточнения и различные запросы.

Например, запросы, направляемые в архивные органы края для уточнения того или иного периода работы, зарплаты, обрабатываются специалистами архивных учреждений в течение месяца. А если запрос по уточнению некорректных записей, внесенных в период работы, направляется за границу, тогда ответа приходится ждать от 3 до 12 месяцев.

Заблаговременная подготовка документов позволяет иметь полный пакет документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий ко дню обращения за ней, а это — залог учета пенсионных прав граждан в полном объеме.

Если такая работа проводится заблаговременно, то гражданин своевременно и в полном объеме может реализовать свои пенсионные права.

Стоит подчеркнуть, что заблаговременное обращение за оценкой документов не является обращением за установлением пенсии.

Алгоритм действий кадровика

Работодателям необходимо представить в ПФР:

— список лиц, выходящих на пенсию (мужчин в 60 лет, женщин в 55, для северных районов мужчин — в 55, женщин — 50);

— пакет сканированных документов, состоящий из заполненной анкеты работника, трудовой книжки (кроме записей о награждении), паспорта, СНИЛС.

Если ФИО не совпадают с документами, например, в трудовой книжке отсутствует запись об изменении ФИО, представляется свидетельство о браке (расторжении брака).

В пакете дополнительно могут быть представлены другие документы работника, например, справка из центра занятости, справка о заработной плате за период до 2002 года, военный билет, документы об очном образовании.

Важно отметить, что работодатель представляет документы на своего работника только с его письменного согласия. Данное согласие по общему правилу работник дает при приеме на работу и хранится оно в его личном деле, поэтому дополнительное письменное согласие не требуется.

После составления реестра, все отсканированные документы направляются в ПФР для их правовой оценки.

Параметры электронных документов

Документы обязательно сканируются в цветном изображении в формате jpeg или DjVu с расширением 300 точек на дюйм.

Каждый документ сканируется отдельно, если документ состоит из нескольких страниц, он сканируется последовательно в один файл с возможностью пролистывания.

Цветное изображение документов является обязательным условием, т.к. это важно при определении их подлинности и достоверности содержащейся в них информации. В черно-белом варианте большинство неточностей в документах распознать практически невозможно. Даже если внесенные в документ исправления верны, специалисту ПФР необходимо будет дополнительно запросить подтверждающую справку от работодателя, архивную выписку или копию приказа соответствующей организации, для того чтобы установить например продолжительность стажа и принять его в расчет при назначении пенсии.

Способы подачи заявления без явки в ПФР

Не ранее чем за месяц до наступления права на страховую пенсию по старости, гражданин подаёт заявление о её назначении и доставке.

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в форме электронного документа через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Если будущий пенсионер работает, то такое заявление можно представить в кадровую службу по месту работы. Частью 3 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодателю предоставлено право обращаться в территориальные органы ПФР за установлением и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

В развитие указанного положения Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Минтруда от 19.01.2016 № 14н, предусматривает возможность направления работодателем заявления работника и документов, необходимых для установления пенсии, в электронном виде по защищенным каналам связи, заверенных усиленной квалифицированной подписью.

Таким образом, работники организаций, приобретающие право на пенсию, могут оформить её без явки в Пенсионный фонд.

Как оформить пенсию без документов

Основой расчета размера пенсии каждого гражданина являются данные, которые ПФР получил от самого гражданина и от работодателей: о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных страховых взносов. Эти данные представлены в Личном кабинете гражданина в разделе «О сформированных пенсионных правах». Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, то ему следует заблаговременно обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства или к работодателю для уточнения данных и представления их в ПФР.

Если же гражданин видит, что все сведения о его пенсионных правах учтены, он может подать заявление о назначении пенсии не только без визита в клиентскую службу ПФР, но и без представления в ПФР каких-либо документов (трудовой книжки) и справок о стаже.

Для этого гражданину после получения полной информаиции в Личном кабинете достаточно дать согласие на назначение страховой пенсии по этим сведениям.

Почему это хорошо для всех

Формирование электронного пакета документов о пенсионных правах работника и направление их в органы ПФР по ТКС не требует от страхователя-работодателя никаких дополнительных материальных вложений, т.к. она уже используются при сдаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сама подготовка документов: их сканирование и направление в ПФР не занимает большое количество времени и не ложится каким-то финансовым бременем на плечи работника кадровой службы, уверены в ПФР.

Как показывает практика, время, затраченное на сканирование и передачу электронных документов в ПФР в среднем на 1 работника, составляет около 15 минут. Такое же время кадровый работник тратит на ксерокопирование документов и их постраничное заверение для выдачи их своему работнику для личного представления им в ПФР.

Если в среднем в организации численностью более 100 человек на пенсию в течение года выходит порядка 5-6, то в целом на всю работу по сканированию и направлению документов работодатель затрачивает около одного часа работы из расчета 6 человек в год. Это не так много. К тому же стоит учесть, что при отсутствии электронного взаимодействия с ПФР, кроме расхода бумаги, времени на копирование документов, их постраничное заверение, работник отвлекается от своих прямых обязанностей на визит с документами в ПФР.

Раньше все необходимые документы на назначение пенсии будущий пенсионер должен был самостоятельно предоставить в орган ПФР. Сегодня заботу об этом берут на себя социально ответственные работодатели.

Такое активное участие работодателя в оформлении пенсии своих сотрудников является дополнительным элементом «социального пакета», что, безусловно, выгодно отражается на качестве кадрового состава, обеспечении финансовой устойчивости и укреплении репутационного капитала.

Что думают бухгалтеры

Не все бухгалтеры и кадровики готовы идти навстречу «пенсионщикам». Многие не спешат заключать соответствующие соглашения несмотря на настойчивость ПФР.

«Клерк» проводил опрос на эту тему, в ходе которого выяснилось, что 90% работодателей не вникают в процесс оформления пенсий своих сотрудников. Соответствующие соглашения с ПФР заключили только 10% опрошенных. 43% клерков получали от ПФР подобное предложение, но предпочли игнорировать его.

ПФР делает честные и недоуменные глаза, когда приходишь за месяц (или подаешь через ЛК) подавать заявление на начисление пенсии и утверждает, что в глаза не видели Ваши документы. Хотя получили их полгода до дня Х и никаких замечаний у них не было.

за полгода ВСЕ документы по их желанию были поданы, начислять/рассчитывать пенсию начали только когда пенсионерке исполнилост 55. И понеслась: предоставьте копии документов, исправьте справку, предоставьте дополнительную справку. ДУРДОМ! Чем они занималиь полгода? ЗАЧЕМ за полгода предоставлять документы? Чтобы половину потерять?







2.1 Особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

В структурах государственных органов предоставляются социальные гарантии для сотрудников и пенсионеров органах внутренних дел. Учитывая сложность работы и небольшие заработные платы, государство создало для этой категории госслужащих большое количество льгот и различных социальных выплат, включая пенсионное обеспечение с рядом доплат, в зависимости от стажа работы, при выходе на заслуженный отдых.

Все это указано федеральным законодательством, и цель данных льгот – сделать службу в органах внутренних дел более привлекательной, а также обеспечить достойные вознаграждения тем, кто уже служит в органах внутренних дел.

Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Действующий закон приводит список сотрудников государственных органов внутренних дел, имеющих полное право получать пенсионное обеспечение:

1) граждане, которые служили в офицерском составе, а также прапорщики/мичманы различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

2) граждане, проходившие контрактную службу в качестве матросов, сержантов, солдат и старшин курсантов различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

3) граждане, которые являлись работниками органов правопорядка, органов контролирующих оборот наркотических средств, противопожарной службы и других внутренних структур;

4) семьи, являющиеся иждивенцами на содержании гражданина относящегося к одной из перечисленных выше категорий[7].

Для приведенных в перечне гражданских лиц и сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, Федеральный закон гарантирует соответствующее пенсионное обеспечение.

Размер этого обеспечения определятся согласно причинам, на основании которых оно назначается. Законодательство предусматривает несколько категорий пенсий для работников органов внутренних дел.

Помимо классификации лиц, имеющих право претендовать на государственное обеспечение после выхода на пенсию, Конституция РФ также определяет и несколько подпунктов, на которые можно разделить пенсионное содержание. Список их выглядит следующим образом:

1) Пенсия, назначающаяся за выслугу для сотрудников госорганов внутренних дел. Гражданин может получить ее, только если имеет наработанный, предусмотренный законодательством срок службы в государственных структурах, таких как военная контрактная служба, и/или противопожарная служба РФ, и/или в органах внутренних дел, и/или в органах уголовно-исполнительной системы, и/или в органах, контролирующих оборот наркотических веществ и так далее.

2) Пенсия, назначающаяся лицу по инвалидности, заработанной во время службы в органах внутренних дел.

3) Социальные пенсии семьям-иждивенцам погибшего служащего органов внутренних дел.

4) Социальные пенсии семьям, умершего пенсионера органов внутренних дел[8].

При восстановлении на службе, выплаты пенсии за выслугу лет будут приостановлены, получать заработную плату и социальное пособие одновременно нельзя. Тем гражданам, которые получили травму во время службы в органах внутренних дел, следует знать, что стаж, наработанный в государственных структурах, не влияет на размер пенсии по инвалидности. Это относится и к размеру социальной поддержки семьям, утратившим кормильца.

Пару последних лет показатели государственного содержания для уволившихся сотрудников государственных органов внутренних дел постоянно росли. Пособия пересчитывали порядка 6 раз. Четыре из них напрямую связаны были с ростом заработных плат служащих органов внутренних дел, относительно которых как раз и вычислялась сумма пенсионных отчислений. Два других были вызваны необходимостью повышения рассветных долей для надбавок, которые требовались отдельным категориям пенсионеров.

После всех увеличений и пересчетов пенсионное обеспечение данной категории в среднем увеличилось примерно на 14,5%. Правительство РФ также с октября-ноября 2017 провело индексацию заработных плат для сотрудников органов внутренних дел. Она затронула не только офицерский состав, но также денежные довольствия рядовых работников. Увеличение суммы довольствий для органов внутренних дел обязательно повлек за собой рост пенсий.

Также согласно ФЗ № 4468-1, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел в обязательном порядке подлежит пересмотру и пересчету относительно расчетного размера базовой ставки и согласно ее увеличению.

Базовая часть соответствует размеру социально пенсии. И тот факт, что социальное обеспечение в 2017 году также подверглось индексации на 5,5%, говорит о том, что у пенсионеров органов внутренних дел повысились суммы денежных отчислений.

Сотрудник органов внутренних дел, входящий в приведенный выше перечень лиц, может заслужить свое пенсионное содержание по выслуге лет двумя основными способами. Прежде всего, отработать в структурах Министерства внутренних дел на протяжении 20 полных лет. Это также дает возможность досрочного выхода на заслуженный отдых.

Вторым способом, который позволяет поучить данное обеспечение является смешанный рабочий стаж. Право на пенсию за выслугу предоставляется для тех сотрудников, которые отслужили в разных структурах органов внутренних дел не меньше 25 лет, и уволились после 45- летнего возраста по причине сокращения штата в органах внутренних дел либо по состоянию здоровья.

Для первого и второго способов существуют некоторые законодательные поблажки. Например, к двум годам рабочего стажа приравнивается год службы в отдельных регионах Крайнего Севера. Большинство сотрудников, увольняющихся из органов внутренних дел, уходя на отдых в 45-50 лет, также успевают заработать для себя и страховое обеспечение. Согласно законодательству РФ пенсия по выслуге выплачивается от структур Министерства внутренних дел, страховая же отчисляется Пенсионным фондом. Чтобы заработать страховое обеспечение, требуется после увольнения найти гражданскую работу.

2.2 Проблемы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

На современном этапе функционирования правоохранительных органов, в условиях постоянных реформ, связанных как с социально-экономическими изменениями в стране, так и с реформацией деятельности правоохранительных органов, появляется необходимость в упорядочивании пенсионной и социальной системы сотрудников органов внутренних дел.

Вследствие этого появляется острая проблема необходимости развития механизмов пенсионной и социальной системы Министерства внутренних дел.

Меры, реализуемые в рамках «социального и пенсионного пакета», должны быть направлены не только на повышение социального уровня, но и на качественный рост их социально-профессионального статуса, стимулирование деятельности служащего с целью повышения эффективности правоохранительной службы, в целом, преодоление экономических первопричин коррупции в правоохранительных органах.

Исследуя данную тему, можно выделить несколько проблем:

1) Увеличение нижнего предела выслуги лет с 20 лет до 25 лет. Стоит отметить, что это лишь возможность увеличения предела выслуги лет, поскольку в законодательство по - прежнему не внесены изменения в этой части. В данном случае речь идет о перспективах развития законодательства, что является вполне обоснованным.

Однако следует отграничить «обычную» пенсию от пенсии по выслуге лет, т.к. субъектами последней является установленный Законом круг лиц, тем самым создаются привилегии для сотрудников органов внутренних дел в части их пенсионного обеспечения.

Соглашаясь с повышением нижнего предела выслуги лет, сторонники данной позиции ссылаются в первую очередь на необходимость экономии бюджетных средств.

Безусловно, при сложившейся экономической ситуации в стране необходима экономия бюджетных средств, однако представляется, что экономия денежных средств не должна осуществляться за счет пенсии по выслуге лет, полагаемой сотрудникам органов внутренних дел.[9]

Таким образом при изменении нижнего предела выслуги лет фактически произойдет изменение контракта в одностороннем порядке.

Так, сотрудник, заключив контракт на одних условиях, для продолжения прохождения службы будет вынужден подписать дополнительное соглашение к контракту, которое фактически ухудшит положение сотрудника.[10]

2) Некоторые ученые выделяют проблему с нормативными правовыми актами в которых не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени обучения по заочной и вечерней формам обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, предшествующего поступлению их на службу.

3) Также есть мнение, что проблемой является современный правовой механизм пенсионного обеспечения родителей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, который не предусматривает возможность учета при назначении им пенсии по случаю потери кормильца факта гибели двух и более детей.

4) Проблемой считается то, что сотрудники органов внутренних дел не уплачивают взносы в государственные внебюджетные фонды, и то, что у сотрудников органов внутренних дел не имеются накопления на индивидуальном счете застрахованного лица.

В итоге при выходе на пенсию сотрудники не могут претендовать на достойную пенсию, если они не будут работать после выхода на пенсию.

5) Проблемой является не назначение выплат пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.

6) Существует точка зрения, согласно которой в связи с изменением законодательства в части предельного возраста пребывания на службе, необходимо внести изменения в законодательство в части пенсионного обеспечения за выслугу лет. Так, п.п. 4 п . 1 ст. 88 No342-ФЗ установлен предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел –50 лет.

Стоит согласиться с В.С. Бялтом, С.Н. Трипутиным, которые предлагают внести изменения в п. б ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 No 4468-1, изложить в следующей редакции: «. достигшие на день увольнения 50-летнего возраста».[11]

7) Среди теоретиков также ведутся споры относительно отмены пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 No 4468-1. С данным мнением мы категорически не согласны. Во-первых, отмена пенсий подрывала бы престиж и военной службы, и службы в органах внутренних дел или других органах. Во – вторых, во многих случаях хорошая зарплата и пенсия оказываются стимулом к продолжению службы.

8) Также теоретиками и практиками предложено заменить пенсии серьезным по сумме выходным пособием в размере одной или двух годовых зарплат сотрудника. К данному предложению стоит отнестись критически, т.к. хоть пособие по своей сумме значительно превышает месячный размер пенсии, но носит разовый, единовременный характер.

Получив такое пособие, гражданин фактически лишается месячного содержания по выслуге лет, как правило, сотрудники органов внутренних дел и другие силовики выходят на пенсию в сравнительно молодом возрасте, соответственно право на пенсию по старости еще не возникло.

9) Одной из основных проблем также является финансово-экономическое обеспечение.

Для реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел потребуются дополнительные бюджетные ассигнования на выплату единовременных пособий и денежного довольствия, которые связаны с увольнением.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для выплаты пенсий является одной из важнейших и наиболее сложных для исполнения задач.

Для решения данной проблемы необходимо совершенствование законодательства в данной сфере и тщательный анализ всех возможных последствий, чтобы избежать потери платежеспособности бюджетной системы для реализации поставленной задачи.

Также внимание привлекает такая проблема, как назначение выплаты пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.[12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой исследования являлось изучение пенсионного обеспечения одной из важных частей социальной защиты государственных служащих –сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Проведен анализ современных подходов государственного пенсионного обеспечения указанной категории граждан в свете последних организационных реформ в системе органов внутренних дел. Выполнены следующие задачи, поставленные в начале исследования:

1) в первой главе изучено состояние пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей как часть российской пенсионной системы, также изучены понятие пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по потери кормильца и порядок их предоставления

2) рассмотрены основные виды и особенности пенсий, назначаемых сотрудникам органов внутренних дел в Российской Федерации;

3) рассмотрены виды и условия назначения выплаты пенсий;

4) рассмотрены порядки назначения, исчисления и выплаты пенсий;

5) во второй главе изучены особенности и выявлены проблемы современного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в органах внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, Федеральной миграционной службы и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно–исполнительной системы, и их семей».

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей, в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования.

Также необходимо серьезное реформирование пенсионной системы Российской Федерации направленное на дальнейшее усовершенствование Российской пенсионной системы.

Это связанно с тем, что проблема пенсионной системы является для страны вопросом жизнедеятельности нескольких поколений людей и поэтому требует серьезный и сложные по своему характеру методы и подходы, которые будут применяться при решении текущих проблем.

Это важно и для лиц служивших в органах внутренних дел Российской Федерации.

Предложения по решению обнаруженных проблем:

1) Предлагаю внести дополнения в пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, касающийся повышенного размера пенсионного обеспечения для родителей двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел.

Дополнить данный пункт следующим предложением: «Родители двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в двойном размере»;

2) Предлагаю внести изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункт 10 ч. 2 ст. 38 данного Закона изложить в следующей редакции: «Время (не более шести лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной, очно-заочной, заочной формам при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы»;

3) Предлагаю не повышать срок прохождения службы для получения пенсии, а установить размеры пенсии в зависимости от срока службы.

Это позволит увеличить размеры пенсии при продолжении службы после 20 лет и будет являться мотивацией для сотрудников, чтобы они продолжали службу в органах внутренних дел.

Таким образом, нами исследованы проблемы назначения пенсии по выслуге лет.

Теоретиками и практиками активно обсуждаются вопросы о внесении изменений в законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

На наш взгляд, институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел нуждается в реформировании, однако в той части, в которой это не ухудшает нынешнее положение сотрудников органов внутренних дел


Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах"). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы "за вредность" в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета").

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы


Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО "НПФ электроэнергетики":

"Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы ".


Александр Прокопенко, вице-президент НПФ "Европейский пенсионный фонд" (ЗАО):

"Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны ".

Читайте также: