Акт проверки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 марта 2020 г. N 02-04-10/23870 Об отнесении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, к публичным нормативным обязательствам

Департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу отнесения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, к публичным нормативным обязательствам.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов в части бюджетного законодательства. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) к видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относится пенсия за выслугу лет.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы.

В соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, по виду расходов 312 "Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям" отражаются расходы по пенсионному обеспечению (социальные доплаты к пенсиям), осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Исходя из вышеуказанных законодательных норм и определения публичных нормативных обязательств, установленного статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы на выплату пенсий за выслугу лет, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к публичным нормативным обязательствам и подлежат отражению по вышеуказанному виду расходов классификации бюджетов.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов

Обзор документа

Расходы на выплату пенсий за выслугу лет, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами региональных, местных властей, относятся к публичным нормативным обязательствам и отражаются по виду расходов 312 "Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям".



КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА


Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6 ;Е - mail: *****@***ru

по результатам контрольного мероприятия

«Проверка правильности начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ»

На основании Поручения Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа (Протокол №3 3-ей сессии Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 29 декабря 2011 года) Контрольно-счетной палатой Анжеро-Судженского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) было проведено контрольное мероприятие по проверке правильности начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ на объекте Управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа. Проверяемый период составил гг.

В ходе проведения контрольного мероприятия рассматривались следующие вопросы:

1) проверка осуществляемой фактической деятельности объекта контроля на предмет соответствия нормативным правовым актам, учредительным документам;

2) анализ нормативно-правовой базы для начисления пенсий за выслугу лет (доплаты) лицам, замещающим должности муниципальной службы, лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления;

3) выборочная проверка пенсионных дел лиц, получающих и получавших пенсию за выслугу лет;

4) выявление отклонений по выплате пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы;

5) ознакомление с актами, справками предыдущих ревизий, проверок и анализ полноты и своевременности устранения отмеченных недостатков и нарушений;

6) оценка использования бюджетных средств, направленных на выплату пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ».

По результатам контрольного мероприятия оформлен и подписан Акт от 12 марта 2012 года №1 с которым был ознакомлен начальник Управления социальной защиты населения Анжеро-Судженского городского округа Фаткудинова подписан с разногласиями. Направленные возражения на результаты проверки не повлияли. По результатам ознакомления с Актом Управлением социальной защиты населения Анжеро-Судженского городского округа была инициирована инвентаризация личных (пенсионных) дел.

I. Результаты контрольного мероприятия

В соответствии с Положением Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 26 ноября 2010 г. № 000, Управление является структурным подразделением администрации Анжеро-Судженского городского округа, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица, которое обеспечивает реализацию политики Российской Федерации, Кемеровской области и Анжеро-Судженского городского округа в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, ветеранов, военнослужащих, семей с несовершеннолетними детьми, реабилитированных, лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц, а также иных социально-незащищенных групп населения.

Одной из основных задач Управления является осуществление работы по назначению, перерасчету и выплате пенсий Кемеровской области, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и должностным лицам местного самоуправления.

В процессе проведения контрольного мероприятия были рассмотрены федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, сведения и документы, определяющие порядок назначения, перерасчета, индексации и использования бюджетных средств, выделенных для выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим на территории муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ».

Для рассмотрения Контрольно-счетной палатой правильности проведения индексации пенсии за выслугу лет (доплаты) объектом проверки были представлены соответствующие распоряжения и постановления.

Изучив муниципальные правовые акты, а также материалы личных дел, представленных для проверки, Контрольно-счетная палата делает следующие выводы.

1) Необходимо отметить отсутствие четких норм о правилах индексации доплаты либо пенсии за выслугу лет на муниципальном уровне. По результатам проведенного анализа правовых актов, касающихся индексации доплаты либо пенсии за выслугу лет, должностных окладов муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, по сути, «централизованная» индексация денежного вознаграждения, содержания отсутствовала. Внутренними распорядительными документами исполнительного органа власти отдельно индексировались должностные оклады муниципальных служащих, представительными органами власти отдельно индексировались должностные оклады муниципальных служащих аппарата и денежное вознаграждение лиц, замещавших муниципальные должности.

2) Постановления, распоряжения администрации города об индексации окладов не распространялись на лиц, замещавших муниципальные должности (выборные лица). Правовые акты об индексации суммы денежного вознаграждения указанным лицам к проверке представлены не были, следовательно, отсутствуют основания для индексации суммы среднемесячного вознаграждения на те же коэффициенты, что и муниципальным служащим.

3) При массовой замене доплат на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Кемеровской области от 7 июня 2008 г. №50-ОЗ и в соответствии с представленными правовыми актами среднемесячное содержание муниципальных служащих подлежало индексации на 1,2 (индексация окладов с 1 января 2001 г.), 1,11 (индексация окладов с 1 января 2004 г.), 1, 2 (индексация окладов с 1 января 2005 г.). В 2007 и 2008 годах была проиндексирована доплата, а не должностной оклад, в результате чего нарушился порядок определения предельного размера доплаты в соответствии с Порядком, установленным Законом Кемеровской области от 01.01.2001 N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области.

4) В соответствии с п.16 Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения размера пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет перерасчет размера пенсии при изменении учитываемого при исчислении размера пенсии размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) и (или) по государственному пенсионному обеспечению производится на основании письменного заявления о перерасчете размера пенсии за выслугу лет по установленной указанным Порядком форме.

Заявления о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в личных делах отсутствуют.

5) В действующем в настоящее время Порядке назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднего денежного вознаграждения (содержания) для определения размера пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального образования «Город Анжеро-Судженск», утвержденному Решением Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов от 01.01.2001 N 396 «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального образования "Город Анжеро-Судженск» как таковой порядок определения размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего и лица, замещавшего муниципальную должность, а также порядок перерасчета пенсии в правовом акте отсутствуют. По всему тексту Порядка делаются лишь ссылки на те или иные пункты и статьи Закона Кемеровской области от 7 июня 2008 г. , доступ к которому крайне ограничен, что, по мнению Контрольно-счетной палаты, приводит к недостаточной полноте регулирования отношений в данной сфере на местном уровне.

Таким образом, Контрольно-счетная палата считает необходимым внесение изменений в указанный документ в части более полного отражения порядка определения размера пенсии за выслугу лет и ее перерасчета, а также привести его в соответствие с действующим законодательством.

Вопросы 3, 4.

Для проверки было представлено 9 личных дел лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы.

В ходе выборочной проверки личных дел установлено следующее:

1. Установление доплаты осуществлялось в нарушении п.3 Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности и государственные должности государственной службы Кемеровской области, установленным Законом Кемеровской области от 01.01.01 г. «О государственной службе Кемеровской области».

2. В делах содержатся справки различных форм то о денежном содержании, то о среднем заработке и прочее, на основании, которых невозможно достоверно исчислить размер доплаты вследствие отсутствия в них размера оклада.

3. В некоторых случаях в личном деле отсутствуют документальные основания для увеличения или снижения доплаты (нет справок о размере пенсии, заявлений о перерасчете, распоряжений об изменении оклада и прочее), в связи с чем, правильность начисления доплаты (пенсии) проверить не представляется возможным.

4. Решения, протоколы о выплате пенсии за выслугу лет не содержат дат, номеров.

5. В делах отсутствует копия трудовой книжки, на основании которой исчислялся муниципальный стаж.

6. По отдельному делу в представленных документах, на основании которых устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии, содержится недостоверная информация о должности муниципальной службы, которую замещал служащий и о сумме денежного содержания.

7. Материалы пенсионных дел находятся в небрежном состоянии – документы не пронумерованы, расчеты не имеют ссылок на подтверждающие нормативные правовые акты, на некоторых документах отсутствуют подписи ответственных лиц.

8. По отдельному личному делу расчет доплаты к государственной пенсии производился не в соответствии с размером денежного вознаграждения, установленного Законом Кемеровской области от 01.01.2001 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности категории «А» для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления Кемеровской области», что привело к завышению размера доплаты к государственной пенсии.

10. При замене доплаты на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Кемеровской области от 7 июня 2008 г.№50-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области и должности государственной гражданской службы Кемеровской области» неправомерно были применены коэффициенты индексации.

Акты, справки предыдущих ревизий по аналогичной тематике представлены не были.

По данным Управления социальной защиты населения городского округа на 1 февраля 2012 г. пенсию за выслугу лет получает 41 человек. Общая сумма выплаты составляет 324 535,39 руб. в месяц.

По разделу, подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение", целевая статья 4910100 осуществляется реализация расходных полномочий по пенсионному обеспечению муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности.

Бюджетных ассигнований по данной статье на 2012 год запланировано в сумме 4543,0 тыс. руб.

В динамике за период годы, указанные расходы ежегодно увеличиваются.

Информация по выплате пенсий за выслугу лет бывшим муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности с 1 января 2007 г. по 31 января 2011 г.:

Этот вид социального обеспечения назначается за выслугу лет. Он дополняет пенсию по возрасту и рассчитан на работников органов местной власти – администрации городов, районов и сельских поселений. Размер выплаты в данном случае рассчитывается в виде процентов к имеющемуся должностному окладу, но не должен превышать определенной суммы.

Статус муниципального служащего

Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:

  • работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
  • финансирование из средств местного бюджета.

Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:

Объем имеющихся полномочий

Глава администрации муниципального образования, руководитель территориального структурного подразделения, начальник (заведующий) отдела.

Уровень полученного образования и навыков по профессии

Главный специалист, ведущий специалист, специалист 2 категории.

Действительный муниципальный советник 1 класса, старший референт муниципальной службы 2 класса.

Нормативно-правовое регулирование

Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:

  • № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
  • № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.

Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.


Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).

  • 20 советов по сохранению белизны зубов после 40 лет
  • На сколько увеличится пенсия в 2021 году
  • Как снять шеллак в домашних условиях

Пенсия муниципальным служащим за выслугу лет

Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.

Условия назначения

Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:

Требования федерального законодательства

Стаж муниципальной службы

В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%.

Определенные причины увольнения

Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:

Последнее место работы

Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы.

Как рассчитывается

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.

  • Пирог с замороженными ягодами
  • Безработным увеличат размер пособия и сроки его получения
  • Как пенсионеру трудоустроиться через службу занятости

Для примера, можно узнать величину выплат за выслугу работнику с профильным стажем 20 лет, в последний год работы имевшего оклад 20 000 р., среднемесячную зарплату 60 000 рублей и получающего государственные выплаты по старости в размере 32 000 р. Расчеты выглядят так:

  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.
  2. Вычисляется ПВЛ = 60 000 р. х 60% = 36 000 рублей. Это значение не превышает предельных величин, установленных законом (60 000 р. х 75% = 45 000 р. и 20 000 р. х 2,3 = 46 000 р.).
  3. Находится итог – дополнение к трудовой пенсии: ДСП = 36 000 р. – 32 000 р. = 4 000 рублей.

Страховая пенсия

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Доплата за выслугу лет

Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях:

  • Повышения денежного довольствия в местной администрации. В данном случае доплата компенсирует льготы, которые работник получал по месту службы.
  • Увеличенной выслуге лет. Данная выплата дополняет существующее на федеральном уровне повышение ставки для расчета выплат в случаях, когда трудовой стаж превышает норматив.

Единоразовые выплаты муниципальным служащим при выходе на пенсию

Назначение субсидий этого вида тоже входит в компетенцию местных властей. Величина единовременных выплат при выходе гражданина на пенсию по выслуге напрямую зависит от:

  • размера должностного оклада;
  • продолжительности службы;
  • наличия поощрений и достижений за время работы.

Порядок назначения и оформления

Правильный порядок действий подразумевает, что сначала гражданин оформляет трудовую пенсию по возрасту. Для этого ему нужно обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда России, когда у него возникнет право на этот вид социальных выплат (после наступления 55 лет для женщин, и 60 – для мужчин). Государственное пособие по старости будет назначено со дня обращения. Оформив трудовую пенсию, и обладая необходимым стажем, работник должен обратиться в отдел кадров по месту работы для того, чтобы ему была назначена пенсия.

Какие документы необходимо предоставить

Обращение за пенсией муниципального типа подразумевает подготовку заявления. Оно составляется в свободной форме и в нем гражданин, со ссылкой на Закон №25-ФЗ извещает работодателя о своем праве на этот тип выплат. Заявление сопровождается следующим пакетом документации:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копия приказа об увольнении;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие профильный стаж работы и занимаемые должности в муниципалитете;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • военный билет (для проходивших службу);
  • справка, подтверждающая доход за последние 12 месяцев;
  • документ о назначении пенсии по возрасту.

Калькулятор расчета пенсии

Видео

Что входит в стаж муниципальной службы:

  1. Периоды работы на соответствующих должностях.
  2. Время, проведенное в государственном подразделении РФ и субъектах РФ.
  3. Работа на госслужбе.

  • Обзор законодательства за период с 30 ноября по 6 декабря
  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел

Нормативная база

Что в него входит

Общий стаж в муниципальном учреждении — это совокупный период работы в органах местного управления, муниципалитетов и других учреждений, определенных российским законодательством. В него входит работа или замещение (ч. 1 ст. 25 25-ФЗ от 02.03.2007):

  • на должностях муниципальной службы;
  • на должностях муниципалов;
  • на государственных должностях на уровне РФ или субъектов РФ;
  • на государственной гражданской службе;
  • по иным специальностям на основании федерального законодательства.

Как исчисляется и кому положена надбавка

В ст. 25 25-ФЗ указано, что дает муниципальный стаж, — ежемесячную надбавку к окладу, продолжительный ежегодный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

Доплата за стаж, увеличенный отпуск и ранняя пенсия положены (указ президента №1532 от 19.11.2007):

  • работникам госучреждений и муниципалам (ГУ, МУ);
  • сотрудникам образовательных, медицинских, культурных учреждений;
  • служащим в госорганах;
  • лицам, несущим воинскую службу;
  • сотрудникам МВД, прокуратуры, следственного комитета;
  • работникам МЧС, Государственной противопожарной службы;
  • служащим учреждений уголовно-исправительной системы.

Для определения продолжительности отпуска учитываются периоды работы и замещения на должностях муниципалов и на гражданской службе (ч. 2 ст. 25 25-ФЗ, ч. 2 ст. 54 79-ФЗ). Для назначения пенсии по выслуге лет учитываются периоды трудовой деятельности в соответствии с нормативными актами РФ и законом о государственном пенсионном обеспечении граждан (ч. 3 ст. 25 25-ФЗ, ч. 3 ст. 54 79-ФЗ).

Законодательно положение о исчислении стажа муниципальной службы регулируется ФЗ №79 от 27.07.2004 и №25 от 02.03.2007, ПП РФ №583 от 05.08.2008. Этот трудовой период рассчитывается с учетом времени, отработанного в ГУ, МУ и бюджетных учреждениях, проведенного на военных должностях, в МВД, МЧС и других государственных органах.

Актуальные материалы К+

Правильно рассчитать стаж поможет готовое решение КонсультантПлюс. По ссылке ниже получите бесплатный доступ ко всем материалам справочной системы.


Какие надбавки существуют

Конкретный порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законами на уровне субъектов РФ — областными администрациями (ч. 4 ст. 25 25-ФЗ). Региональные власти определяют, как считать периоды государственной работы, как применять стимулирующие выплаты и как рассчитывать пенсии по выслуге лет.

К примеру, в ч. 3 ст. 2 закона Омской области №2163-ОЗ от 23.04.2019 указано, кто исчисляет стаж муниципальной службы, — работодатель служащего. Это же правило действует и во многих других регионах. Все сведения о периодах работы расчетчик берет из трудовой книжки.

Доплата — это определенный процент от оклада. Совокупный стаж муниципальной службы и надбавки за выслугу лет муниципального служащего связаны: размер компенсации зависит от количества отработанных лет. Собрали все надбавки за выслугу в таблице:

Для военных, сотрудников МВД, Росгвардии (п. 7 ст. 2 247-ФЗ от 19.07.2011)

Размер доплат для педагогов устанавливается региональными властями в локальных нормативах: например, постановление правительства Ростовской области №443 от 28.06.2019. А вот у медиков есть дополнительная компенсация с учетом бюджетной выслуги и характера работы (приказ Минздрава №377 от 15.10.1999):

  • врачи скорой помощи — 30% от оклада за первые 3 года работы, а за каждые 2 непрерывных добавляют еще 25% (максимум платят 80%);
  • сотрудники лепрозориев — за каждый год непрерывной деятельности платят 10%, доплачивают максимум 100% врачам и медсестрам и 80% остальному медицинскому персоналу.

Как рассчитать

В ч. 7 ст. 2 закона №2163-ОЗ указано, как считается муниципальный стаж работы, — календарно, то есть в годах, месяцах и днях. Расчетчик определяет полное количество лет, месяцев и дней, отработанных в должности. Если государственный служащий только поступил на работу (проработал меньше года), стимулирующая выплата ему не положена.

Документы, подтверждающие выслугу, — это трудовая книжка, военный билет, справка из комиссариата, документация органов местного самоуправления и проч. Необязательно иметь непрерывные периоды работы на госслужбе. Для доплаты за выслугу учитывается совокупность времени, отработанного в государственной сфере или муниципалитете. Но округление стажа для расчета срока муниципальной службы не производят. Расчетчик определяет фактическое количество времени на бюджетных должностях, указывая месяцы и дни.

Зарплату бюджетников определяют по формуле:


Значения из формулы:

  • О — оклад;
  • КВ — компенсационные выплаты;
  • СВ — стимулирующие выплаты (к ним относится надбавка за выслугу).

Во многих учреждениях предусмотрены дополнительные надбавки и премии. Их размеры закреплены в локальных нормативных актах.

Приведем пример: исчисление стажа муниципальной службы и расчет заработной платы с учетом надбавки за выслугу лет.

Викторова В. В. — бухгалтер местной администрации. Ее приняли на работу 02.02.2015. До этого момента официально не работала. Стаж в муниципалитете на 07.09.2020 составляет 5 лет 7 месяцев 5 дней. Викторовой В. В. положена доплата в размере 15%.

Должностной оклад сотрудницы — 30 000 рублей. Других надбавок она не получает. Зарплата с учетом стимулирующей выплаты за выслугу составляет: 30 000 + (30 000 * 15%) = 30 000 + 4 500 = 34 500 рублей.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Читайте также: