Актуальность темы пенсионное обеспечение государственных служащих

Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих

План курсовой работы

1. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих.

2. Порядок назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим.

3. Пенсионное обеспечение муниципальных служащих.

Список использованной литературы.

Введение

Согласно положениям статей 7 и 39 Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях, законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия.

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель с помощью специального правового регулирования устанавливает для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

Конституция РФ закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью обобщения правового регулирования пенсионных правоотношений государственных и муниципальных служащих, выявления проблем применения законодательства в указанной сфере.

Целью курсовой работы является изучение правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной гражданской и муниципальной службы в качестве одной из основных государственных гарантий.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

  • - раскрыть понятие категории государственных гражданских и муниципальных служащих;
  • - проанализировать условия, принципы назначения, порядок назначения пенсий государственным гражданским и муниципальным служащим;
  • - по результатам исследования сформулировать выводы и предложения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую и муниципальную службу и их семей.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения по государственному пенсионному обеспечению государственных гражданских и муниципальных служащих и их семей, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.

Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как системно-структурный и логический, анализ источников и научной литературы, специально-юридические и др.

Нормативной базой при написании работы послужила Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ и другое законодательство, касающееся темы исследования. Теоретической основой явились работы таких авторов как М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова, Гусов К. Н. и др.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Истомина Е.А.

Цель. Исследование пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска стойкой утраты трудоспособности, выявление проблем правового регулирования в этой сфере. Методы. В статье проведен анализ положений федеральных законов, законов субъектов РФ о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих , государственных гражданских служащих. Привлечены международные стандарты установления пенсионного возраста , зарубежный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Сравнительная характеристика положений нормативных правовых актов позволила обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства. Результаты. В работе проанализировано современное состояние законодательства о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих , с акцентом на последних изменениях, коснувшихся возраста выхода на пенсию муниципальных служащих , а также государственных гражданских служащих, увеличения требуемой продолжительности стажа государственной гражданской и муниципальной службы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что и до реформирования институт пенсий за выслугу лет вызывал сомнения в своей защитной функции, а после нововведений почти утратил свою роль стимула к длительной и эффективной деятельности на муниципальной службе. Показано, что некоторые причины увольнения со службы неоправданно лишают гражданина на пенсию за выслугу лет . Изучен механизм исчисления названной пенсии и обоснован вывод о том, что механизм, закрепленный в федеральном законодательстве, зачастую не позволяет говорить о возможности компенсации социального риска посредством этой выплаты. В качестве вывода предложено расширить перечень оснований увольнения с государственной гражданской и муниципальной службы, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет , а также закрепить в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», дополнительно к механизму исчисления пенсии за выслугу лет ее минимальный размер как доплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности). Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе федеральных законов, законов субъектов РФ и выявлении недостатков пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска , предложении изменений в законодательство.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Истомина Е.А.

ACTUAL PROBLEMS OF PENSION PROVISION FOR MUNICIPAL EMPLOYEES

Purpose. Research of pension provision for long service of municipal employees as a way of compensation of social risk of persistent disability, identification of problems of legal regulation in this sphere. Methods. The article analyzes the provisions of federal laws, the laws of the subjects of the Russian Federation on pensions for seniority of municipal employees, state civil servants. International standards for establishing the retirement age , foreign experience in the legal regulation of relevant public relations have been attracted. Comparative characteristics of the provisions of regulatory legal acts allowed to substantiate proposals for improving the current legislation. Results. The paper analyzes the current state of legislation on pension provision for long service of municipal employees, with an emphasis on recent changes affecting the retirement age of municipal employees, as well as state civil servants, and increasing the required length of service for the state civil and municipal service. The conducted research led to the conclusion that, even before the reform, the institution of long service pensions was questioning its defensive function, and after innovations it almost lost its role as an incentive to long and effective activity in the municipal service. It is shown that some reasons for dismissal from service unnecessarily deprive a citizen of retirement for long service. The mechanism of calculation of the named pension is studied and the conclusion that the mechanism fixed in the federal legislation, frequently does not allow to speak about an opportunity of indemnification of social risk by means of this payment is proved. As a conclusion, it is proposed to expand the list of grounds for dismissal from the state civil and municipal service entitling the appointment of a pension for long service, and also to fix in the Federal Law "On State Pensions", in addition to the mechanism for calculating the retirement pension for its minimum size as additional payments to the old-age insurance pension (for disability). Scientific novelty. The scientific novelty lies in the analysis of federal laws, laws of the subjects of the Russian Federation and the identification of shortcomings in the provision of pensions for the long service of municipal employees as a means of compensating for social risk , proposing changes in legislation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социального права Уральского института управления - филиала,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, eistomina2011@gmail.com

Цель. Исследование пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска стойкой утраты трудоспособности, выявление проблем правового регулирования в этой сфере.

Методы. В статье проведен анализ положений федеральных законов, законов субъектов РФ о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих, государственных гражданских служащих. Привлечены международные стандарты установления пенсионного возраста, зарубежный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Сравнительная характеристика положений нормативных правовых актов позволила обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты. В работе проанализировано современное состояние законодательства о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих, с акцентом на последних изменениях, коснувшихся возраста выхода на пенсию муниципальных служащих, а также государственных гражданских служащих, увеличения требуемой продолжительности стажа государственной гражданской и муниципальной службы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что и до реформирования институт пенсий за выслугу лет вызывал сомнения в своей защитной функции, а после нововведений - почти утратил свою роль стимула к длительной и эффективной деятельности на муниципальной службе.

Показано, что некоторые причины увольнения со службы неоправданно лишают гражданина на пенсию за выслугу лет. Изучен механизм исчисления названной пенсии и обоснован вывод о том, что механизм, закрепленный в федеральном законодательстве, зачастую не позволяет говорить о возможности компенсации социального риска посредством этой выплаты.

В качестве вывода предложено расширить перечень оснований увольнения с государственной гражданской и муниципальной службы, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, а также закрепить в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», дополнительно к механизму исчисления пенсии за выслугу лет ее минимальный размер как доплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности).

Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе федеральных законов, законов субъектов РФ и выявлении недостатков пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска, предложении изменений в законодательство.

Ключевые слова: муниципальный служащий, социальный риск, пенсия за выслугу лет, пенсионный возраст.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 г. № 97-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/429037666 (дата обращения 30.09.2017).

15. Это правило затронуло, помимо муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе - государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы Российской Федерации. (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3091).

16. Code de la sécurité sociale. [электронный ресурс]. URL: https://wwwlegifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=D E3B780DF124512571A0F62D58337186.tplgfr21s_1?cidTe xte=LEGITEXT000006073189&dateTexte=20171019 (дата обращения 21.10.2017).

17. Pensions de retraite du régime des fonctionnaires. Septembre 2017. [электронный ресурс]. URL: http://sdpsp.fgov.be/fr/ pdf/publications/retirement_pension.pdf (дата обращения 21.10.2017).

18. Les retraites des fonctionnaires à l'étranger. [электронный ресурс]. URL:http://www.cor-retraites.fr/IMG/pdf/doc-2345. pdf (дата обращения 21.10.2017).

19. О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V. [электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1300000105 (дата обращения 21.10.2017).

20. Об обеспечении дохода: Рекомендация МОТ № 67 от 12 мая 1944 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: МБТ, 1991. С. 591-612.

21. О минимальных нормах социального обеспечении: Конвенция МОТ № 102 от 28 июня 1952 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055-1086.

22. Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. 227 с.

23. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / Отв.ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М.: Проспект, 2013. 440 с.

24. Соловьев А. К. Пенсионный возраст как фактор экономического развития // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 202-219.

25. Настоящая новость никогда не бывает скучной. Дмитрий Медведев о бюджете, чиновниках, газетах и фотографии [электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/11/11/ medvedev-interviu.html (дата обращения 21.10.2017).

14. On the Civil Service of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: The Law of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra of 31 December 2004 № 97-OL. [e-resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429037666 (date of reference 20.10.2017).

15. This rule affected, in addition to municipal employees, persons holding public office in the Russian Federation, on a permanent basis - public offices of the constituent entities of the Russian Federation, municipal offices, as well as posts of the state civil service of the Russian Federation. (On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding Increasing the Retirement Age to Certain Categories of Citizens: Federal Law of 23 May 2016 № 143-FL // Collected Legislation of the Russian Federation 2016. № 22. Article 3091).

16. Code de la sécurité sociale. [e-resource]. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=DE3B780DF12 4512571A0F62D58337186.tplgfr21s_1?cidTexte=LEGITE XT000006073189&dateTexte=20171019 (date of reference 20.10.2017).

17. Pensions de retraite du régime des fonctionnaires. Septembre 2017. [e-resource]. URL: http://sdpsp.fgov.be/fr/pdf/publica-tions/retirement_pension.pdf (date of reference 20.10.2017).

18. Les retraites des fonctionnaires à l'étranger. [e-resource]. URL: http://www.cor-retraites.fr/IMG/pdf/doc-2345.pdf (date of reference 21.10.2017).

19. On pension provision in the Republic of Kazakhstan: Law of the Republic of Kazakhstan of 21 June 2013 № 105-L. URL: http://adilet.zan.kz/eng/docs/Z1300000105 (date of reference 20.10.2017).

20. On securing income: ILO Recommendation of 12 May 1944 № 67 // Conventions and Recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919-1956. T. I. Geneva: The Office, 1991. P. 591-612.

21. On the minimum standards of social security: ILO Convention of 28 June 1952 №. 102 // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919-1956. I. I. Geneva: International Labor Office, 1991. P. 1055-1086.

22. Karpunina N. Legal facts in the pension provision of the Russian Federation: a thesis for the degree of Candidate of Juridical Sciences. M., 2010. 227 p.

23. International and Russian standards of pensions: comparative analysis / Ans. E. G. Tuchkova, V. Vasilyeva. M.: Prospekt, 2013. 440 p.

24. Soloviev A. Retirement age as a factor of economic development / / Journal of Economic Theory. 2016. № 3. P. 202-219.

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации государственная служба является самым важным инструментом преобразований во власти, экономике, социальной сфере, а также в области национальной безопасности. Осуществляется государственная служба в общеполезных целях, для достижения общественного блага и характеризуется направленностью на реализацию функций государства и наличием властной составляющей, что определяет публичный характер государственной службы. Государственная служба тесно связана со структурами гражданского общества. Их взаимодействие следует осуществлять на основе принципов законности и правовой регламентации деятельности государственных органов и госслужащих. Должны быть исключены обстоятельства, которые могли бы способствовать процветанию коррупции и злоупотреблениям на службе. Часто государственный аппарат, который существует в определенный момент времени не приспособлен для решения многих стратегических задач. Существуют и внутренние противоречия, накопившиеся в самой государственной службе как роде профессиональной деятельности, что говорит о необходимости ее реформирования. Становление государственной службы в России проходило в сложных и противоречивых условиях. Ее реформирование отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере. Издержки нерешенных проблем в этой области выражаются в малой эффективности работы государственных органов, недостаточном уровне профессионализма государственных служащих, значительной степени отчуждения от них граждан, уменьшении авторитета государственной службы. В настоящее время в Российской Федерации проходит процесс преобразования пенсионного обеспечения: изменяется тип пенсионной концепции, значительные перемены претерпевает качественный и количественный состав прав граждан, возможностей организаций, полномочий органов, предоставляющих обеспечение. В то же время весьма активно формируется государственная служба. Одним из ключевых типов государственной социальной помощи является – обеспечение пенсией. Несмотря на некоторые положительные последствия, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается сейчас без надлежащего внимания важный вопрос государственных социальных гарантий для служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которого в условиях законодательно оформившегося принципа единства системы государственной службы требует переосмысления. Анализ имеющейся научной литературы говорит о том, что комплексное рассмотрение вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих, включая историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты, никак не велось. В отдельных публикациях авторы, как правило в сжатом виде отражали положения действующего федерального законодательства. Однако всесторонний системный анализ проблем пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, а также всех предусмотренных законом видов государственной службы отсутствует. Законодательство Российской Федерации о пенсионном обеспечении государственных служащих разнохарактерно. Установленные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты включают различные решения правовых аспектов пенсионного обеспечения государственных служащих. Объект исследования – общественные отношения, связанные с государственной службой в Российской Федерации. Предмет исследования – пенсионное обеспечение государственных служащих. Цель исследования – исследовать особенности назначения и размера пенсии государственным служащим. Задачи исследования: ? проанализировать понятие государственной службы; ? проанализировать особенности правового статуса государственного служащего; ? проанализировать понятие пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим; ? проанализировать порядок исчисления и подтверждения стажа государственной гражданской службы; ? проанализировать порядок исчисления и правила расчета размера пенсии за выслугу лет; ? проанализировать организационные моменты при получении пенсии за выслугу лет. Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, а также теоретический и метод обработки данных. Информационная база исследования. При написании данной работы использовались нормативные правовые акты, а также специализированная литература по гражданской службе и праву социального обеспечения. Степень разработанности темы была раскрыта в работах таких авторов как Агашев Д.В., Атаманчук Г.В., Бончик В.М., Борисенко Н.Ю., Буянова М. О., Волкова В.В., Граждан В.Д., Добромыслов К. В., Долженкова Г.Д., Ермаков Д.Н., Ершов В. А., Захарова Т. И., Знаменский Д.Ю., Кабашов С. Ю., Мачульская Е.Е., Никонов Д.А., Орлов-Карба П.А., Павленок П.Д., Самаруха В.И., Холостова Е. И., Шамарова Г.М. и др. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Подводя итог работе необходимо выделить следующие аспекты. Пенсионное обеспечение – это ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет, а также выплаты по страховым взносам и инвалидности, если они имеются. Выплаты производятся из бюджета Российской Федерации людям, которые имеют определенный стаж работы на государственной службе. Такими служащими, считаются люди, которые на протяжении определенного времени осуществляются профессиональную служебную деятельность на определенной должности гражданской службы. А также получают за это определенное денежное вознаграждение, которое соответствует занимаемой должности. В соответствии с нормами закона каждому гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан в виду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к таковым относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряженных с определенной нагрузкой в виду специфики труда. Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан. Пенсия государственного служащего – это выплаты, получаемые в результате длительной трудовой деятельности на должностях государственной федеральной службы. Величина данного пенсионного обеспечения зависит от продолжительности соответственного труда (стажа) на государственной службе. Учитывая, заслуги перед государством пенсия государственных служащих имеет не только отдельный порядок и условия исчисления, а также назначения, но и несколько оснований, которые при установлении размера пенсионного обеспечения принимаются во внимание. Государственной Думой России был принят закон, который увеличивает пенсионный возраст государственных служащих до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Повышение возраста выхода на пенсию будет постепенным — предполагается, что с 2017 года он будет возрастать каждый год на шесть месяцев, пока не достигнет необходимого уровня. Таким образом, максимальные значения будут достигнуты в 2032 году для женщин, а для мужчин уже в 2026. Кроме этого, чтобы получить государственную пенсию за выслугу лет, госслужащим необходимо отработать 20 лет, вместо установленных ранее 15. Итак, гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Поскольку такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение судебных приставов как федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Судебные приставы имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет при увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008), и выплачивается одновременно с ней. Таким образом, система социального обеспечения на государственной службе должна выполнять не только задачу компенсации экономических ограничений, налагаемых на государственных служащих, но и задачу привлечения и удержания на государственной службе профессионалов. Для наиболее эффективного выполнения обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения (как самые сильные побуждающие средства), необходимые для того, чтобы стимулировать подобное осуществление (то есть процесс ограничения собственных интересов во имя интересов управомоченного и интереса общества в целом) путем обещания за данные постоянные социально полезные действия соответствующих благ, ценностей.

Материалы диссертации могут быть также применены в учебном процессе для чтения лекций, подготовки учебно-методических материалов и проведения семинарских занятий по праву социального обеспечения и по специальному учебному курсу «Государственная служба Российской Федерации», который читается во многих образовательных учреждениях как высшего профессионального образования (преимущественно юридического профиля), так и дополнительного профессионального образования для государственных служащих.

Отдельные положения, сформулированные в диссертации, имеют прикладное значение и могут быть востребованы в деятельности практиков, занимающихся вопросами пенсионного обеспечения не только государственных гражданских служащих федерального и регионального уровней, но и военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Предложения по реформированию законодательства о пенсионном обеспечении в системе государственной службы имеют перспективы быть востребованными в нормотворческом процессе, прежде всего, при проработке проекта федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, принятие которого предусмотрено в рамках реформы государственной службы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Материалы исследования используются автором в процессе чтения лекций и проведении практических занятий с государственными служащими в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в рамках рассмотрения темы «Государственные социальные гарантии государственных служащих».

Теоретические обобщения, полученные в диссертации, опубликованы в научных статьях, а также нашли отражение в Комментарии к пенсионному законодательству Российской Федерации (М.: Юрайт. – 2003).

Структура диссертационного исследования обусловлена целями, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, перечня использованной литературы и нормативных правовых актов, а также приложения проекта федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи научного исследования, формулируются методологические и теоретические основы исследования, раскрываются научная новизна и выносимые на защиту основные положения, указывается научно-практическая значимость работы.

Глава I «Становление и развитие пенсионного обеспечения государственных служащих в России» представляет собой теоретическую основу проведенного исследования и включает три параграфа.

Первый параграф посвящен общей характеристике единства и дифференциации государственных гарантий, предоставляемых государственным служащим в РФ, в том числе государственным гражданским служащим. В параграфе исследованы вопросы государственных гарантий государственных служащих и показана существующая взаимосвязь между этими гарантиями и статусом государственных служащих, а также рассмотрены вопросы единства и дифференциации при предоставлении государственных гарантий на государственной службе, в том числе пенсионного обеспечения как одной из составляющих этих гарантий.

В ходе исследования вопросов гарантий и статуса государственных служащих с правовой точки зрения автор приходит к выводу, что государственные гарантии среди элементов правового статуса государственных служащих напрямую не называются. Однако есть все основания говорить, что государственные гарантии все же являются неотъемлемой составляющей правового статуса государственного служащего, причем независимо от предусмотренного законом вида государственной службы. В настоящее время они оказываются как бы «растворены» среди традиционных элементов, составляющих правовой статус государственного служащего. Так, среди прав государственного гражданского служащего, перечисленных в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закреплено его право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Наличие государственных гарантий государственным служащим несомненно свидетельствует об определенных особенностях правового положения государственного служащего. Автор соглашается с В.М.Манохиным в том, что особенности правового положения государственного служащего по сути производные от статуса государственной службы как организационного и правового института и обусловлены особенностями этой службы4. Особенности правового статуса различных категорий государственных служащих определяются в большей мере возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, особыми чертами различных видов государственной службы. Действительно, специфика государственной службы как особого вида общественно полезной деятельности порождает особенности статуса лица, на ней находящегося, то есть государственного служащего. Частью правового статуса государственного служащего являются законодательно установленные ограничения в связи с прохождением государственной службы, состоящие в совокупности политических, экономических и организационно-управленческих запретов, призванных не допустить конфликта частных интересов государственного служащего и публичных интересов общества и государства. Подтверждением того, что государственная служба есть особенная общественно полезная деятельность, является не только наличие специального законодательства РФ о государственной службе, четко отграничивающего законодательно государственных служащих от наемных работников с трудоправовым статусом (например, ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), но и акты Конституционного Суда РФ5, Концепция реформирования системы государственной службы РФ.

Устанавливаемые законодательством РФ государственные гарантии по своей правовой природе существенно отличаются от привилегий, которыми в недавнем прошлом пользовались номенклатурные работники партийно-государственного аппарата в СССР. Непрозрачность и закрытость привилегий не могут отождествляться с государственными гарантиями, закрепленными в законодательстве РФ о государственной службе. При этом их распространение не касалось всех чиновников (государственных служащих СССР), а только лишь высокопоставленной номенклатуры. В настоящее время государственные гарантии предоставляются всем без исключения лицам, проходящим государственную службу. Лишь только объем (размер) их предоставления может варьироваться в зависимости от вида государственной службы, категории или группы замещаемой должности государственной службы.

Проведенное исследование позволяет автору сделать вывод: сформулированное в юридической науке понятие правового статуса (положения) государственного служащего требует дополнения таким элементом, как государственные гарантии, предоставляемые государственному служащему (см. с. 27 диссертационного исследования). На основе определения государственных гарантий, данного в диссертации, может быть сформулирована и закреплена соответствующая дефиниция в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Автором проведен анализ практики реализации принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, в том числе и на примере пенсионного обеспечения государственных служащих всех видов государственной службы.

По мнению диссертанта, правовые предпосылки для единообразных подходов к созданию единой системы пенсионного обеспечения для всех видов государственной службы в действующем законодательстве созданы. Подтверждением этому можно считать положения как Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 14), так и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 6, 14, 52, 54, 71).

В целях решения вопроса об использовании возможных подходов и механизмов нового законодательного закрепления пенсионного обеспечения государственных служащих в работе представлен исторический опыт пенсионного обеспечения государственных служащих в России, начиная с императорской России и по сегодняшний день, а также зарубежный опыт.

Во втором параграфе рассматриваются правовые подходы к пенсионному обеспечению чиновников императорской России.

Исследование пенсионных отношений с этого этапа обусловлено тем, что с момента утверждения Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных (какие в каком классе чины)6, в России официально была закреплена государственная служба как правовой институт.

Анализ правовых норм, принятых в течение 1701 – 1724 годов Петром I и Правительствующим Сенатом, а впоследствии развитых в период правления Екатерины II, позволяет сделать автору вывод, что зародившиеся в XVIII столетии основы пенсионного обеспечения государственных служащих можно рассматривать как начальный этап формирования самостоятельной целостной системы пенсионного обеспечения лиц, находившихся на государственной службе. При этом в законодательстве этой эпохи прослеживались определенные различия в пенсионном обеспечении государственных служащих, исходя из того, что, как заметил русский историк XIX столетия С.М.Соловьев, «служба мечом считалась честнее службы пером»7.

Диссертант полагает, что результатом первоначального этапа становления законодательства о пенсионном обеспечении государственных служащих в России можно считать: выделение в системе социального обеспечения государственных служащих подсистем денежного вознаграждения и пенсий; установление в основном единообразных правовых норм пенсионного обеспечения для военных и гражданских чиновников; утверждение основ правового регулирования их выплат; закрепление зависимости социального обеспечения государственных служащих от верховной власти.

В эпоху царствования императора Николая I законодательная база пенсионного обеспечения государственных служащих получила свое системное развитие, которое для гражданских чиновников шло по пути его совершенствования, дифференциации условий и порядка назначения пенсий, размеров выплат для отдельных категорий служащих.

Несмотря на то, что для гражданских и военных служащих действовали различные условия, порядок и размеры назначения пенсий, имелись и нормы, сближающие пенсионное обеспечение этих служащих. Так, при переходе государственного служащего с военной на гражданскую службу и наоборот стаж суммировался и взаимозасчитывался для расчета выслуги лет. Для военнослужащих и гражданских чиновников, выходящих в отставку по состоянию здоровья, были установлены пенсии по инвалидности, а для их семей – пенсии по случаю потери кормильца.

Отличительными особенностями комплексной системы пенсионного обеспечения государственных служащих, сложившейся в России к началу XX в., можно назвать: а) заслуженное право на получение пенсий с установлением ограничений для возможного лишения его или приостановления; б) дифференцированный подход к размеру устанавливаемой пенсии в зависимости от величины денежного оклада, занимаемой должности, стажа государственной службы; в) установление персональных назначений пенсий и льготных пенсий по отдельным основаниям; г) назначение пенсий семьям умершим гражданским служащим на основе тех окладов, из расчета которых были установлены им пенсии; д) введение элементов страхового начала для отдельных категорий гражданских служащих8.

Система пенсионного обеспечения государственных служащих, сложившаяся в императорской России, прекратила свое существование в результате Октябрьской революции 1917 года.

Третий параграф диссертации посвящен особенностям пенсионного обеспечения государственных служащих в советский период.

Складывавшаяся в течение нескольких столетий русская государственная служба в результате революции 1917 года и в соответствии с ленинской схемой «переходного периода» была уничтожена, а чиновничество разогнано и репрессировано, о чем, в частности, свидетельствует Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Созданная в XIX веке достаточно основательно разработанная и многофункциональная система государственного социального призрения вышедших в отставку чиновников и военнослужащих также была упразднена. В то же время Правительство Советской России приняло ряд мер по правовому регулированию пенсионного обеспечения трудящихся в случае наступления инвалидности и смерти работника, что явилось началом становления советской пенсионной системы.

Автор исследует на основе положений нормативных правовых актов этого периода факторы, послужившие основаниями дифференциации правового регулирования пенсионного обеспечения по субъектному составу лиц, имеющих право на пенсии, и соответственно по видам пенсионного обеспечения. Диссертантом отмечается, что в рассматриваемый период получила развитие подсистема пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих, включившая в себя наряду с ранее установленными видами пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца пенсию за выслугу лет.

В целом формирование пенсионной системы в СССР завершилось с принятием законов СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и от 28 апреля 1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Однако вскоре указанные законы были кардинально изменены в связи с демократическими преобразованиями в стране.

Анализ правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих в России в советский период показывает, что это обеспечение протекало в русле общего постепенного повышения размеров пенсий отдельным категориям работников. Работа в органах власти и управления не рассматривалась как государственная служба, а значит, наполнявший их управленческий персонал не признавался государственными гражданскими служащими в их современном понимании. Вместе с тем наиболее важной особенностью, которая в определенной мере все же выделяла работников государственного аппарата из общей массы служащих, была возможность (но не право) получить персональную пенсию. Система персональных пенсий на деле оказывалась одним из элементов системы привилегий9, созданной в первые годы советской власти и прекратившей существование с распадом СССР.

Глава II «Правовые проблемы регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в Российской Федерации» освещает правовые проблемы регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в РФ на современном этапе.

В первом параграфе исследованы федеральный и региональный правовые аспекты пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.

В постсоветской России постепенно стала формироваться принципиально новая модель государственной службы. При ее создании была ориентация на опыт современных правовых демократических государств, а также отчасти, пусть и в минимальной степени, учитывался опыт дореволюционной России. Все это, очевидно, не могло не отразиться на пенсионном обеспечении государственных служащих.

Как показывает анализ актов в области пенсионного обеспечения, принятых в РФ в начале 90-х годов XX столетия, в правовом регулировании пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, работников органов прокуратуры и в иных, так называемых «милитаризированных» органах, была сохранена преемственность советского законодательства, включая установление пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Вместе с тем в работе отмечается, что с восстановлением в РФ самостоятельного правового института государственной службы наступил качественно новый период в пенсионом обеспечении гражданской части федеральных государственных служащих. Для этой категории государственных служащих впервые было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе», который распространялся только на лиц, занимающих государственные должности в федеральных государственных органах. Указ стал основополагающим как для создания правовых основ федеральной государственной службы, так и для пенсионного обеспечения государственных служащих. Однако в отличие от лиц, проходивших военную и иную специальную службу, положениями названного Указа для федеральных государственных служащих вводилось только пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Нормативным правовым актом, комплексно регулирующим вопросы государственной службы, стал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Однако его нормы, в основном, носили бланкетный характер, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения. Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» до принятия соответствующих федеральных законов лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы, была установлена только ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости (инвалидности).

С правовой точки зрения существенно изменилась ситуация с законодательным закреплением прав федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Вместо доплаты к государственной пенсии государственные гражданские служащие стали получать пенсию за выслугу лет. Однако, как показывает исследование, указанный вид пенсии не является самостоятельным видом пенсионного обеспечения, а по сути осталась доплата за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (по инвалидности). Пенсия за выслугу лет названной категории служащих зависит от факта назначения трудовой пенсии, в то время как законодатель не связывает право военнослужащих и служащих правоохранительных органов на такой же вид пенсии с иным видом пенсионного обеспечения.

Читайте также: