Что будет с пенсионерами фскн в мвд

Пенсии полиции увеличат в 2020 году. В начале года их проиндексируют, а в октябре поднимут денежное довольствие силовиков, что положительно скажется на размере пенсии. Одновременно планируется увеличить прибавки к пенсиям и изменить максимальный срок службы.

Насколько вырастут пенсии полиции и других сотрудников МВД: последние новости

В 2020 году пенсия сотрудников полиции возрастет сразу по нескольким причинам:

  • увеличение коэффициента пенсии до 76% от утвержденного денежного довольствия сотрудников МВД.

Важно!: эта инициатива запланирована, однако соответствующий законопроект все еще не разработан;

  • рост зарплат сотрудников МВД на 3.8%. Напомним, пенсии привязаны к размеру зарплат в органах полиции.

Вторую гражданскую страховую пенсию (сотрудники МВД получают ее при достаточном стаже на гражданской службе) проиндексируют на 6.6%. Но эту прибавку получат лишь граждане из категории “неработающие пенсионеры”. Что же касается льгот и пособий - в 2020 году их сохранят для всех сотрудников МВД, уходящих на пенсию.

Когда ждать повышения пенсии для сотрудников МВД в Москве и других городах России

Пенсия МВД с 1 января увеличится на 3% за счет роста пенсионного коэффициента. Повышения оклада стоит ждать в октябре. Индексацию страховых (обычных) пенсий осуществят в начале года.

Как получить надбавки к пенсиям полиции и других служб МВД

Надбавки к пенсиям сотрудников МВД выплачиваются при соблюдении следующих условий:

  • наличие иждивенцев на содержании - 32% надбавка за каждого иждивенца;
  • получение инвалидности на службе - 85% надбавка от размера пенсии;
  • 20-летний стаж в МВД - 50% прибавка к пенсии и еще 3% за каждый дополнительный год (но не более 85%);
  • достижение 80-летнего возраста - 64% надбавка;
  • достижение 80-летнего возраста в статусе инвалида - 100% надбавка.

В 2020 году планируется изменить расчет пенсий в пользу их повышения. В частности, бывшим сотрудникам МВД хотят выплачивать 64-процентную надбавку за 20 лет службы вместо текущих 50%.

Планы и постановления правительства на 2020 год касательно пенсий в МВД

Согласно последнему решению президента, в 2020-2022 годах дополнительно выделят более 600 миллиардов рублей на пенсии силовикам. Несмотря на огромный размер суммы, резкого увеличения пенсий ждать не стоит. Этими деньгами покроют дефицит прошлых лет. Также увеличение гос. финансирования связано с ростом количества пенсионеров-силовиков.

В последние месяцы 2019 года размер средней пенсии сотрудников МВД достиг 17 тысяч рублей. Индексация 2020 года увеличит эту сумму на 1 тысячу рублей. Для сравнения: средний размер страховой пенсии в 2020 году по прогнозам составит 16.4 тысячи рублей. Как видим, разница небольшая. Однако сотрудники МВД раньше уходят на пенсию. У них есть возможность получить вторую пенсию и ряд надбавок.

Как рассчитывается выслуга лет для сотрудников МВД: последние новости

Алгоритм расчета выслуги планируют оставить в неизменном виде. На данный момент, помимо непосредственного срока службы учитываются следующие промежутки времени:

  • получение профильного образования на очной форме - 2 месяца учебы считаются как 1 месяц работы;
  • прохождение испытательного срока на службе;
  • карьерный перерыв, вызванный необходимостью выполнять обязанности в другой государственной структуре;
  • смена должностей всех рангов в МВД;
  • служба в ФСКН, Национальной гвардии, противопожарной безопасности, ФСИН, прокуратуре;
  • работа на таможне, в следственном комитете или выполнение обязанностей судьи (но лишь при условии, что ранее были получены специальные звания).

Как реформа МВД изменит систему выслуги лет: последние новости

Реформа МВД позволит служить среднему офицерскому составу до 55 лет, полковникам - до 60 лет, генералам - до 65 лет. Но она никак не изменит правила выхода на пенсию. Ее единственная цель - позволить сотрудникам МВД не оставлять службу, если у них есть желание продолжить работать на благо страны. Данная инициатива может сократить дефицит кадров на 5-10%.

Подведем итог: как и раньше, сотрудники МВД могут выходить на пенсию после 20 лет службы. Но если они захотят служить родине “до последнего”, у них будет 5 дополнительных лет.

Проблемы полиции Силуанов не решит, уверены эксперты

Предложение Минфина провести слияние МВД со службой судебных приставов, надзирателями и фельдъегерями для экономии бюджета вызвало неприятие не только в самом министерстве Владимира Колокольцева. О том, что подчиненные Антона Силуанова «ничего оригинального не придумали», а их идею пока всерьёз никто не обсуждал, уже заявил президент Владимир Путин. Гораздо резче высказались об инициативе генералы МВД и ФСБ. Чем опасны подобные реформы и как можно разрешить действительно назревшие проблемы полиции, — читайте в материале ПАСМИ.

Путин против Силуанова

Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Суть реформы, разработанной ведомством Антона Силуанова, заключалась в сокращении численности органов внутренних дел на 10% за счёт перевода сотрудников, которые не участвуют в правоохранительной деятельности, в разряд гражданских служащих.

Но самым обсуждаемым стало предложение создать единый правоохранительный орган на основе МВД, который возьмёт под контроль Федеральную службу исполнения наказаний, Государственную фельдъегерскую службу и Федеральную службу судебных приставов с одновременным сокращением штатов.

Помимо этого, Минфин предложил провести серьезные изменения в социальной составляющей деятельности правоохранительных органов. В частности, речь идёт об увеличении минимального срока выслуги с 20 до 25 лет, отмене обязательной индексации «военной» пенсии ежегодно не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, а также увеличении срока ношения вещевого имущества.

Предложение Силуанова экономить и объединяться не нашло поддержки в МВД. В ведомстве Колокольцева подготовили отрицательный отзыв на инициативу.

Тема вызвала широкий общественный резонанс. Разрядить обстановку решил президент Владимир Путин. На дискуссионном клубе «Валдай» глава государства заявил, что оптимизацию расходов на силовые ведомства только обсуждают и никаких решений пока не принято. Путин подчеркнул, что слияние МВД — только одна из идей Минфина, которая не несёт в себе «ничего нового и оригинального».

С оглядкой на Европу

В разговоре с ПАСМИ президент Всероссийской полицейской ассоциации, генерал-лейтенант МВД в отставке Юрий Жданов отметил, что попытки объединения и разъединения силовых ведомств в России предпринимались неоднократно, однако до сих пор это сырой и не проработанный вопрос.

«Прежде всего, есть международные обязательства России. Я был одним из представителей России в европейском комитете по проблемам борьбы с преступностью в Совете Европы, и мы отвечали за то, чтобы Россия соответствовала стандартам этой авторитетной международной организации. Тогда из МВД выводили систему исполнения наказаний. Это сделано было не потому, что МВД было не готово продолжать работать в одном строю, а потому что были требования и международные стандарты Совета Европы», — напомнил Жданов.

По его словам, возвращать всё обратно неразумно. Несмотря на то, что отношения Москвы и Запада стали прохладнее, Россия не должна выступать против авторитета этой международной организации, уверен эксперт.

Кроме того, генерал обратил внимание ещё на один нюанс: «Есть специфика деятельности службы судебных приставов и фельдъегерской службы. И если образование нового ведомства проводить на базе МВД, то профессиональные сотрудники будут вымываться из этих структур — кто присоединяет, тот и решает кадровые вопросы. То есть, на высокопоставленные должности в этой новой структуре будут назначаться сотрудники полиции на преимущественной основе».

Проверьте ваши карты

Генерал-майор ФСБ, генерал-лейтенант милиции в отставке, генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов поддержал позицию Жданова, отметив, что в России любят реформировать, вместо того, чтобы анализировать и учиться исправлять допущенные ошибки.

«То, что предлагает министерство финансов, если грубо — это бред сумасшедшего. Мы долгие годы добивались того, чтобы передать федеральную систему исполнения наказаний в министерство юстиции, как это сделано во всём цивилизованном мире. Теперь значит решили всё вернуть назад? С какого-то бодуна решили присоединить федеральную фельдъегерскую службу. Это тоже абсурд, потому что фельдъегерская служба — это своего рода военизированная служба почтальонов», — заявил Михайлов.

По его словам, реформаторы из Минфина даже не знают толком структуры и функции тех ведомств, которые они собрались объединять. Генерал-майор уверен, что подобные инициативы только ухудшают обстановку и в без того наэлектризованном российском обществе.

«Большинство сотрудников МВД, службы исполнения наказаний, приставы — они не знают, как с этой работы свалить, потому что за те копейки и при той нагрузке, которую они испытывают, работать уже никто не хочет. И тут Минфин решил предоставить им такую прекрасную возможность. В первую волну в отставку могут уйти те, кто уже выслужил свои 20 лет. На гражданской службе столько должностей и возможностей… И молодёжь, которая отслужила только первые пять лет. Они приходили на одних условиях, а теперь им предлагают совершенное другие — рабские. Это такая попытка сформировать крепостное право», — сказал генерал.

Он признался, что сначала воспринял новость как фейк и неумную шутку, но, к сожалению, оказалось, что эта тема действительно обсуждается.

«Они сделали такую историю, которая взорвала общество. Они даже не подумали, что будет с сотрудниками внутренних органов и пенсионерами МВД. Минфин на это плюет. По большому счёту, это не просто неумный ход, а грубейшая, наглая провокация, направленная на ослабление Российского государства. Удар наносится по правоохранительной системе, которая и так еле-еле сводит концы с концами и влачит жалкое существование», — отметил Михайлов.

Что касается экономии финансов, то генерал-майор посоветовал министру Силуанова в целях экономии проверить свою банковскую карточку и счета своих подчинённых, которые получают совсем иные зарплаты, нежели в аппарате МВД.

«Ты что же творишь-то? Ты же боишься у богатеньких ребят, которые получают баснословные доходы, ничем не оправданные, ты ж боишься на них замахнуться? Ты замахнулся на тех, кто тебе ответить не может. На служивших людей. Это низость и моральное разложение нашего министерства финансов», — обратился к Силуанову бывший силовик.

Реформы по Станиславскому

Генерал-майор милиции в отставке, криминолог Владимир Овчинский признался, что считает новость фейком, и никто всерьёз слияние МВД, по его словам, не обсуждал.

«Нет никакого официального документа, поэтому я к этому отношусь как к фейку. А то, что здесь предложено судебных приставов перевести, так это вообще бред и маразм. Этого просто не может быть, никакой бы юрист эту бумагу не подписал. Распространили бумажку по вотсаппам, а реальная она или нет? Мало ли кто и что написал», — заметил Овчинский.

При этом он добавил, что единственная здравая мысль из всего вышеозвученного — вернуть ФСИН в МВД, поскольку в системе исполнения наказаний пора наводить порядок, а сейчас там «творится безобразие».

Щедрость вместо экономии

Опрошенные ПАСМИ эксперты признают, что проблем у МВД сейчас достаточно, но никакие реформы ведомства Колокольцева не спасут. Нужен другой подход, и в первую очередь необходимо заняться кадрами.

«Я бы прежде всего ответил на вопрос — как мы можем улучшить финансово-экономическое положение ведомства и людей, которые служат. Считаю, что не решив экономическую проблему, и не повысив материальную заинтересованность сотрудников в своём труде, приступать к какой-либо другой реформе, неправильно. Реформировать — это проблема президента и правительства, это более сложная государственная задача. И в то время, когда мы теряем экономические темпы роста, в том числе, из-за ковида, переходить к реформе МВД, на мой взгляд, нецелесообразно», — высказал свою точку зрения Юрий Жданов.

Его поддержал и Александр Михайлов, заявивший, что никаких реформ МВД сейчас проводить не нужно: «Мы пытаемся реформами исправить те ошибки, при этом совершаем новые. И количество этих ошибок наслаивается. Нужно дать людям нормально работать. Нужно изменить систему подбора и обучения. Как говорится, ребёнка надо учить, пока он лежит поперёк лавки. Как только мы изменим систему подбора и обучения граждан, так получим совсем другое ведомство».

Взгляд изнутри и снаружи

ПАСМИ уже писало о проблемах в МВД. По словам действующего сотрудника ГУЭБиПК, с 2011 года численность управления сократили почти в три раза, причем именно за счет оперов. Штат же административного персонала, напротив вырос, и в те же три раза увеличилось количество пресловутых “палок”.

“Подразделение испытывает кадровый голод, некомплект более 10%, постоянная текучка кадров, набирают чуть ли не по объявлению. Средний возраст сотрудника ГУЭБиПК 35-40 лет, дольше там практически никто не задерживается», — рассказал полицейский в интервью ПАСМИ.

Он подчеркнул, что Владимир Колокольцев сейчас заботится только о своей репутации: «После событий, когда разгромили ГУЭБиПК, он полностью отстранился от подразделения и от работы по противодействию коррупции».

Примерно о том же в беседе с ПАСМИ говорил и сотрудник Следственного департамента МВД: «Нагрузка на центральный аппарат сейчас очень большая. Даже у одного следователя бывает по шесть дел, что для уровня центрального аппарата очень много. Качество страдает очень сильно».

Собеседник редакции привел интересные данные: по его мнению, лишь 20% следователей департамента не возьмут взятку ни при каких условиях, еще 75% сами не вымогают, но от заманчивых предложений не отказываются, а еще 5% поставили мздоимство на поток.

При нечеловеческой нагрузке зарплаты даже в центральном аппарате не очень велики — оба сотрудника называли цифры 70-90 тыс. рублей, так что нехватке квалифицированных кадров и желанию некоторых полицейских «подзаработать» удивляться не приходится.

Невысоко оценивает эффективность работы Владимира Колокольцева и общество. Согласно опросу ПАСМИ, 77% из более 21 тыс. проголосовавших считает, что министр не справляется со своими обязанностями. Противоположного мнения придерживается 14%, 9% ответить затруднились.

Если у вас есть информация о коррупцинных нарушениях сотрудников полиции — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Дискриминация по правоохранительному признаку

Верховный суд вступился за пенсионные права сотрудников наркоконтроля

Верховный суд (ВС) России вчера признал незаконным один из пунктов постановления правительства №941 (от 22.09.1993), регламентирующего порядок начисления выслуги лет и назначения пенсий бывшим сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим. Речь в нем идет о сотрудниках наркоконтроля (ныне ФСКН) -- как только теперь выяснилось, до сих пор они в отличие от других силовиков-пенсионеров были ущемлены в своих правах. В случае, если они переходили на службу в другие правоохранительные или военизированные ведомства, стаж работы в антинаркотическом ведомстве им при увольнении не засчитывался -- соответственно, и на соответствующую часть пенсии они рассчитывать не могли.

Причем в ходе судебного разбирательства выяснилось, что такое положение сотрудников ФСКН было результатом не чьей-то недоработки или ошибки, а целенаправленной политики руководства ведомства. Таким образом оно пыталось бороться с «текучкой» кадров -- чтобы сотрудникам было невыгодно уходить на работу в другие силовые службы. Однако суд согласился с мнением одного из бывших сотрудников наркоконтроля, что это нарушает его права.

Это решение ВС, кстати, в скором времени вполне может обернуться новыми скандальными судебными процессами. Из-за определенных юридических тонкостей все остальные пенсионеры, когда-либо работавшие в ФСКН, пока могут восстановить свои права только через суд. Таким образом, не исключено, судиться придется (если они, конечно, пожелают) и многим бывшим руководителям этого ведомства. Как известно, в мае этого года прежний глава ФСКН Виктор Черкесов покинул этот пост, а на его место был назначен бывший советник президента Виктор Иванов. За этим же последовала и почти полная смена других руководящих работников службы.

Перекроил пенсионную систему правоохранителей житель Петропавловска-Камчатского Руслан Трофимов. Он преподавал в местном филиале заочного обучения Дальневосточного юридического института МВД России и в апреле засобирался на пенсию, для чего направил рапорт в головной вуз о предоставлении сведений о выслуге лет. Послужной список в правоохранительных органах Руслана Евгеньевича начинается с 1992 года. Он работал в Нижегородском юридическом институте МВД, потом служил в МВД Республики Коми, преподавал в сыктывкарском филиале московской специальной средней школы милиции. В марте 2003 года Трофимов переехал на Камчатку, где стал служить в местных органах налоговой полиции. В июне того года налоговая полиция была упразднена, а значительная часть ее личного состава перешла в новую структуру -- Госнаркоконтроль. Среди них был и Трофимов. Он проработал в наркополиции три года, в октябре 2006-го вновь вернулся в МВД и стал преподавать в Дальневосточном институте.

Институтское начальство сообщило своему сотруднику, что его стаж в правоохранительных органах составляет 11 лет, а не 14, как полагал г-н Трофимов, -- из этого срока исключили три года службы в Госнаркоконтроле. В органах пенсионного обслуживания милиционеров ему объяснили, что «правовых оснований для включения в выслугу лет периода службы в органах наркоконтроля для назначения пенсии не имеется».

Г-н Трофимов стал разбираться в законодательных и нормативных актах и выяснил следующее. В июне 2003 года, когда был создан Госнаркоконтроль, его сотрудники были внесены в федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Служба в этих структурах, согласно закону, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии. Однако сам механизм расчета определяется тем самым постановлением правительства №941, и там прямо записано, что служба в Госнаркоконтроле в расчет не берется. На это противоречие и обратил внимание Верховного суда г-н Трофимов и потребовал его устранить.

Несмотря на то что для получения правоохранительной пенсии требуется общий стаж в 20 лет, а г-н Трофимов прослужил лишь 14, возразить ему было практически нечего. Но суд допросил представителей МВД, ФСБ, ФСИН, Минобороны и МЧС -- почему они не засчитывают в общий стаж своих сотрудников их службу в Госнаркоконтроле. «Это не наша вина», -- в один голос заявляли представители силовых ведомств. Они пояснили суду, что обязанность по внесению изменений в постановление правительства «О порядке исчисления выслуги лет» лежала не на них, а на ФСКН как вновь образованной правоохранительной структуры, которая должна заботиться о своих пенсионерах.

Как выяснилось, Госнаркоконтроль заботился, но по-своему. Если к ним на службу приходили люди из «дружественных» правоохранительных органов, то в общий 20-летний стаж, необходимый для заветной пенсии, засчитывали не только упомянутые в законе службы, но и другие структуры, таможню например, что никогда не сделали бы в том же МВД или Минобороны. Но если наркополицейский решал сменить профиль и перейти на службу в милицию, органы безопасности или пойти в армию по контракту, то новое начальство работу в ФСКН ему в выслугу лет уже не запишет. Таким образом, Госнаркоконтроль мог не беспокоиться о текучке кадров из своих подразделений.

ВС противоречие между законом и постановлением правительства устранил, признав незаконной дискриминацию сотрудников Госнаркоконтроля по правоохранительному пенсионному признаку. Более того, данное решение суда вряд ли будет обжаловано и уже через десять дней вступит в силу. Однако пока рано говорить о том, что справедливость восторжествовала и пенсионеры-наркополицейские не будут ущемлены в правах.

Суд своим решением может наложить лишь вето на действие того или иного нормативного акта полностью или частично, но самостоятельно внести в него изменения права не имеет. Это исключительно прерогатива законодательной и исполнительной властей, а в данном случае -- правительства. Финансовые структуры правоохранительных органов если и станут зачислять своим сотрудникам их стаж работы в ФСКН, то делать это будут на свой страх и риск, поскольку любая проверка может поставить даже вопрос об уголовной ответственности за распределение бюджетных средств на пенсию по тем статьям, которых нет в нормативных актах. А Госнаркоконтроль пока в постановление правительства «Об исчислении выслуги лет» не вписан. Правда, особо настойчивые пенсионеры могут этого добиться, но только одним способом -- требовать расчета выслуги лет в судебном порядке.


Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности положений ч. 1, 5 ст. 33 Закона № 305-ФЗ и подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ № 156, которыми были упразднены Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, а также ст. 17, 19 и 20 Закона о службе в органах внутренних дел. Поводом для рассмотрения дела стали запрос Верховного Суда Республики Дагестан и жалоба гражданина Сергея Базаленко, объединенные в одно производство.

Как следует из представленных материалов, в производстве ВС Республики Дагестан находится гражданское дело по искам бывших сотрудников органов наркоконтроля, которым после увольнения в связи с упразднением ФСКН было отказано в приеме на службу в органы внутренних дел. Отказ был мотивирован тем, что законодательство не содержит такого основания приема на службу, не предусматривает безусловной обязанности руководителей органов внутренних дел принимать на службу уволенных в порядке перевода наркополицейских. Кроме того, в результате проведенных проверочных мероприятий были выявлены сведения, компрометирующие истцов, – о привлечении к административной ответственности, о положительной реакции при прохождении психофизиологического исследования с использованием полиграфа, о возможной причастности родственников к различным преступлениям.

ВС Республики Дагестан пришел к выводу о том, что имеется неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативных положений, подлежащих применению при рассмотрении данного гражданского дела, приостановил производство и обратился в КС РФ с соответствующим запросом о проверке их конституционности.

Гражданину Базаленко после увольнения из ФСКН было также отказано в принятии на службу в органы внутренних дел. Суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении его исковых требований о признании незаконными приказа об увольнении в части даты его увольнения и исключения из списков сотрудников органов наркоконтроля, а также бездействия территориальных органов внутренних дел, выразившегося в непринятии его на соответствующую службу. Базаленко оспаривал соответствие Конституции РФ тех же законоположений, что и ВС РД, а также ч. 10, 11 ст. 33 Закона № 305-ФЗ, упразднившего ФСКН, поскольку содержащиеся в них нормы не предусматривают зачет в стаж службы (выслугу лет) бывшего сотрудника органов наркоконтроля, не принятого на службу в органы внутренних дел, а также периода ожидания приема на такую службу.

Рассмотрев обращения, КС РФ указал, что оспариваемые Базаленко положения ч. 10, 11 ст. 33 Закона № 305-ФЗ в его деле не применялись, в связи с чем в этой части его жалоба не отвечает критерию допустимости. Относительно положений Закона о службе в органах внутренних дел, конституционность которых оспаривал ВС Республики Дагестан, КС РФ отметил, что они содержат лишь общие нормы, касающиеся поступления на службу в органы внутренних дел, и не препятствуют применению специального правового регулирования, установленного для реализации соответствующих организационно-штатных мероприятий, поэтому самостоятельным предметом рассмотрения КС РФ по настоящему делу являться не могут.

Относительно конституционности положений ч. 1, 5 ст. 33 Закона № 305-ФЗ и подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ, упразднивших ФСКН, Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно подп. «б» п. 4 Указа сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации; таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается. Законом также предусмотрен их прием на службу в ОВД переводом в упрощенном порядке. При этом установлено, что по заявлению сотрудника наркоконтроля, не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию ФСКН, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля; такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ.

Как отметил КС РФ, тем самым федеральный законодатель фактически не исключил возможность отказа в приеме на службу в органы внутренних дел сотрудникам упраздненных органов ФСКН. Таким образом, возникла формальная несогласованность между положениями упраздняющих наркоконтроль Закона № 305-ФЗ и Указа Президента РФ, что породило неопределенность, не позволяющую единообразно толковать указанные правовые нормы. Это привело к тому, что в правоприменительной практике данные нормы стали пониматься как допускающие отказ (в том числе без объяснения причин) в приеме на службу в органы внутренних дел сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган.

В то же время Конституционный Суд обратил внимание на то, что необходимо учитывать временный характер оспариваемых законоположений: на настоящий момент срок проведения мероприятий, связанных с ликвидацией ФСКН, продлится до 1 июля 2018 г. При этом, согласно данным ликвидационной комиссии ФСКН, подавляющее большинство сотрудников этой службы были приняты в органы внутренних дел, а большинство тех, кому по каким-либо причинам было отказано в приеме на эту службу, воспользовались своим правом на изменение основания увольнения и получение предусмотренных законом выплат.

Таким образом, КС РФ сделал вывод о том, что оспариваемое правовое регулирование практически утратило свое значение. А признание его неконституционным ставило бы под сомнение легитимность правоприменительных решений, принятых в отношении подавляющего большинства сотрудников органов наркоконтроля, что не согласовывалось бы с принципом стабильности служебных отношений и не отвечало бы публичным интересам службы в ОВД и частным интересам этих лиц. При этом Суд отметил, что федеральный законодатель исходил из того, что упрощенный порядок приема на службу сотрудников ФСКН не исключает соблюдение в отношении них предусмотренных законодательством ограничений для поступления на службу в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, делающих это невозможным.

Также КС РФ указал, что законодательно не ограничивается и срок обращения сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, в ликвидационную комиссию ФСКН. «Такой сотрудник не может быть лишен права на изменение основания увольнения и получение указанных выплат и в тех случаях, когда решение об отказе ему в приеме на службу в органы внутренних дел было принято по истечении трех месяцев со дня увольнения», – поясняется в постановлении.

Однако, указал КС РФ, несмотря на установление трехмесячного срока, в течение которого сотрудники органов наркоконтроля подлежат приему на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке, принятие такого рода решений может затянуться на неопределенное время.

Таким образом, Конституционный Суд признал оспариваемые законоположения не противоречащими Конституции РФ, но при этом обязал федерального законодателя установить правовой механизм, позволяющий обеспечить учет периода ожидания сотрудниками органов наркоконтроля, уволенными в связи с переводом в другой государственный орган, принятия решения о приеме на службу в органы внутренних дел при исчислении стажа службы (выслуги лет).

КС РФ также постановил, что правоприменительные решения по делу гражданина Базаленко, вынесенные на основании ч. 1, 5 ст. 33 Закона № 305-ФЗ и подп. «б» п. 4 Указа Президента РФ № 156 в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в постановлении, подлежат пересмотру.

По мнению адвоката АБ «ЗКС» Кирилла Махова, Конституционный Суд в данном постановлении постарался разрешить возникшее двоякое понимание нормы закона, при этом обеспечив сохранность гарантированных Конституцией РФ и иными законодательными актами прав и свобод.

Руководитель конституционной практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» адвокат Дмитрий Кравченко добавил, что данное постановление интересно его «согласующей» ролью. «Фактически Конституционный Суд устранил за законодателя разногласия в нормативном регулировании соответствующего вопроса, – отметил адвокат. – При этом КС РФ частично урегулировал ряд противоречивых законодательных положений, исключив, например, случаи, когда орган внутренних дел сам затягивал принятие решения об упрощенном приеме бывших сотрудников ФСКН и затем ссылался на истечение установленного срока для подобного упрощенного приема или когда подобным затягиванием он фактически вынуждал человека найти другую работу, так как соответствующее время не шло в его стаж».

При этом Дмитрий Кравченко обратил внимание, что саму по себе ситуацию, когда перевод одним законом признается как бы безусловным, а на основании другого переводимый проверяется на соответствие дополнительным критериям новой службы, Суд признал допустимой.

Аналогичную позицию высказал адвокат МОКА Валерий Банин. По его мнению, постановление фактически аннулирует один из базовых принципов римского права, действующий и сейчас: Dura lex, sed lex – «Закон суров, но это закон».

Как отметил Валерий Банин, в своем постановлении КС РФ признает, что согласно Указу Президента РФ сотрудники ФСКН принимаются на работу в органы внутренних дел в порядке перевода без обязательных в обычном случае условий, тем более что сама служба создавалась на базе МВД России из его работников. Однако, как было установлено, это работает не всегда, что ведет к неоднозначному и произвольному толкованию правовой нормы.

«КС РФ данную неоднозначность считает достаточным основанием для признания такой нормы не иначе как не соответствующей Конституции РФ, о чем прямо прописано в п. 3.4 данного постановления», – указал он. Однако, отметил далее Валерий Банин, Суд указал, что оспариваемое правовое регулирование носит «исключительно временный характер», поэтому признал оспариваемые положения не противоречащими Конституции РФ.

«То есть закон суров, но он не закон?» – задался вопросом адвокат.

Полицейских тревожит поднятие пенсионного возраста




Как следует из отчета МВД России о реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2018 год, уровень укомплектованности внутренних органов личным составом сократился до 92,6%. Это минимальное значение с момента запуска данной госпрограммы в 2012 году, при том, что вообще-то укомплектованность системы МВД кадрами в 2018 году должна была по плану составить 95%.

По мнению аудиторов Счетной палаты, подготовивших заключение на эту госпрограмму, столь мощный «исход» сотрудников из системы МВД объясняется серьезными опасениями последних, что государство повысит пенсионный возраст для сотрудников ведомства, таким образом стаж выслуги лет для получения права выхода на пенсию увеличится.

С одной стороны, у силовиков вроде бы нет никаких причин полагать, что государство пойдет на этот шаг.

Да, первый вице-премьер Антон Силуанов в июне 2018 года на брифинге в Белом доме заявлял: «Мы говорили о том, что сегодня есть стаж выслуги для получения права выхода на пенсию военнослужащих. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений». Но с тех пор, как неоднократно заявляли в приватных разговорах с «СП» некоторые полицейские чины, «прошла целая жизнь», и по итогам начавшейся пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста для «гражданских», военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии и ФСИН по-прежнему имеют возможность выйти на пенсию по выслуге лет, если их стаж составляет не менее 20 лет.

— Не могу сказать, насколько оправданы ожидания полицейских относительно увеличения срока выхода на пенсию по выслуге лет, однако они вполне логичны, — предположил независимый эксперт по социальной экономике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Поскольку товарищи, работающие в органах, всегда имели хорошие носы, вернее, отлично держали их по ветру, то, полагаю, они начали так поступать не без определенных оснований. Ведь все это полностью укладывается в канву происходящего с нашей пенсионной системой.

«СП»: — Разъясните?

— Посмотрите, что уже было сделано. Сначала повысили пенсионный возраст и увеличили продолжительность срока выслуги для получения пенсии для госслужащих. Потом все то же самое сделали по общим основаниям. Следовательно, вполне логично предположить, что теперь абсолютно то же самое будет сделано и в отношении спецслужб и силовых структур.

«СП»: — Почему?

— Потому что есть желание уменьшить расходы бюджета.

«СП»: — При чем тут бюджет?

— У них же нет собственной пенсионной системы. Да и страховые взносы они никакие не платят. Их пенсия выплачивается, исходя из бюджета МВД. А этот самый бюджет пополняется исключительно из регионального и федерального бюджетов. Местные бюджеты в этом не участвуют, потому что для них это непосильная ноша. Так что ребята «наверху», видимо, быстро все прикинули и решили, что им это [сохранение прежнего стажа по выслуге лет] больше не надо. Тем более если учесть, что силовики с 2014 года, насколько мне известно, не имели возможностей для повышения оклада денежного содержания. Пока это получили только госслужащие, однако силовики все еще никак этого не дождутся.

В этих словах эксперта есть определенный резон. Ведь подписал же в августе 2019 года Владимир Путин закон об увеличении предельного возраста пребывания сотрудников органов внутренних дел на службе на 5 лет. Согласно этому документу, для майоров и подполковников полиции он был поднят до 55 лет, для полковников — до 60 лет, а для генералов — до 65 лет. Таким образом уволившиеся в прошлом году из органов товарищи, в принципе, получили косвенное подтверждение своих опасений. Правда, при этом нормы по выслуге лет оказались не затронутыми, да и речь в законе шла не об обязанности, а лишь о праве служить дольше. Однако всем россиянам (и полицейским в том числе) очень хорошо известно, как быстро право может стать обязанностью, если речь идет об увеличении продолжительности трудовой деятельности.

Тем более что кое-какие шаги в этом направлении, по всей видимости, государством уже были предприняты. Ведь чем еще можно объяснить сделанное в феврале 2019 года Пенсионным фондом России заявление об отказе засчитывать в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии за длительный стаж, службу в армии по призыву? Ведь для многих силовиков именно срочная служба и становится отправной точкой их трудового пути в органах внутренних дел.

«Это есть крайне четкий случай рассогласования нашей системы, — продолжает тему Андрей Гудков — Парень сразу же после школьной скамьи попадает в армию, потом из армии он идет в институт, колледж или другое учебное заведение. И остается в итоге без зачета этого срока в страховой стаж. С точки зрения гражданина это вполне можно расценить как элементарное, простите за выражение, кидалово. И, между прочим, служба в армии не так давно была не один год, а два. А на флоте так вообще служили три года. По отношению к минимальному стажу, дающему вообще право на страховую пенсию, это одна пятая часть. Двадцать процентов! Будут эти периоды в страховой стаж включать или нет? И это, на самом деле, очень серьезные ухудшения. Изменения маленькие, но вот последствия далеко идущие».

Впрочем, помимо серьезных опасений за свое определенное пенсионное будущее, у полицейских есть и иные, не менее серьезные причины расставаться со службой при малейшей возможности. О них в последнее время в среде силовиков распространяться не принято. Так что если еще в 2015 году руководство МВД в качестве объяснения недоукомплектованности штатов рассуждало о сокращении финансирования ведомства и снижении предельной штатной численности органов внутренних дел согласно указу президента России, то уже с 2017 года никаких обоснований отклонения фактического значения от планового министерством больше не предоставляется.

Между тем частично их озвучил председатель московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. Он заявил: нынешние сотрудники внутренних органов стремятся как можно быстрее уйти из системы из-за того, что их могут вызвать на работу в любое время суток вне зависимости от графика работы, утром, днем или ночью. Кроме того, им могут отказать в предоставлении отгула или отпуска, а уж о том, чтобы выехать за границу на отдых, речь теперь вообще не идет. Естественно, такие условия мало кому понравятся.

«С тех пор, как милицию переименовали в полицию, нагрузка на сотрудников только растет, а нехватка кадров настолько острая, что кадровики вынуждены закрывать глаза на многое, лишь бы укомплектоваться, — рассказал корреспонденту „СП“ на условиях анонимности один из оперуполномоченных столичного региона Сергей М-ов (данные изменены). — Мы по горло завалены работой, причем не всегда своей. Помимо раскрытия преступлений от нас требуют, например, заполнения всевозможных отчетов и прочих бумаг. Так что даже если в твой законный выходной тебя не выдернули на службу, не факт, что весь этот день ты проведешь с женой и детьми. Это очень сильно бьет по нервам, ведь помимо постоянных скандалов с домочадцами из-за переработок ты попадаешь на крючок к начальству из-за того, что бумажки требуется нередко заполнять с нарушениями. Руководство, конечно, на это закрывает глаза, но при малейшей возможности начинает тебя использовать в личных целях, угрожая внеплановой проверкой твоей деятельности».

А еще полицейских, как выяснилось, все чаще начинает заедать совесть.

«За последний год-полтора, с тех пор как у нас запустили «мусорную» и пенсионную реформы подняли пенсионный возраст, мы неоднократно выезжали на оцепление и разгон стихийных митингов, — также при условии соблюдения анонимности поделился с «СП» старший лейтенант одного из подразделений полиции в Московской области Максим П. — И вот ты выходишь с дубинкой и щитом против больных дедушек с бабушками и думаешь — а как и за что их, собственно, разгонять? Их же, по сути, реально обманули. Всю жизнь обещали безбедную старость, а по факту выходит все наоборот.

Шестеро моих друзей, крепких парней, прошедших горячие точки, после десятка таких выездов просто молча пошли и уволились в знак протеста. Скоро и я за вслед ними отправлюсь. Мы, конечно, негласно с сослуживцами договорились по возможности уклоняться от таких выездов в своем районе, но ведь нас по приказу в другие области теперь гоняют, а там-то такие же старики митингуют за свой кусок хлеба в старости. Ну как их разгонять, они же не преступники".

Читайте также: