Что такое право выбора пенсии военными пенсионерами

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения

Статья 7. Право выбора пенсии

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Закона

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны:

- не противоречащими Конституции РФ, как являющиеся элементом правового механизма пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, и устанавливающие для родителей таких лиц льготные условия пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;

- не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны:

- не противоречащими Конституции РФ, как являющиеся элементом правового механизма пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, и устанавливающие для родителей таких лиц льготные условия пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;

- не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Лицам, указанным в частях второй и третьей настоящей статьи, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, устанавливается в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.

В предыдущей статье мы предоставили информацию об условиях выхода военнослужащих на пенсию по выслуге и инвалидности, а также по смешанному стажу. Военнослужащие становятся пенсионерами в работоспособном возрасте, поэтому продолжают либо служить в воинских частях и других органах, либо выходят в отставку и работают по гражданским специальностям. До достижения пенсионного возраста они приобретают общий страховой стаж, который дает право на получение второй (гражданской) пенсии. В отличие от военной пенсии, ее обеспечивает Пенсионный фонд РФ.


Кому положена вторая пенсия

Военному пенсионеру очень важно, выйдя в отставку и занявшись ИПД или оформившись на работу на предприятие любого вида собственности, встать на учет в системе обязательного пенсионного страхования. Индивидуальная карточка личного страхового счета станет главным документом при обращении в отделение ПФ для начисления пенсии.

Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:

  • Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности или по военная пенсия по смешанному типу.
  • Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.
  • Важно! Если страховые взносы платились при работе на предприятиях, где предусмотрен льготный, более ранний, выход на пенсию, то соответственно понижается и возраст военных пенсионеров.
  • Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г..
  • Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.

Важно! Если у пенсионера к достижению общего пенсионного возраста не накоплено необходимой суммы баллов, он не имеет права на вторую пенсию.


Как начисляется вторая пенсия

Рассчитать сумму второй пенсии, зная количество накопленных баллов и стоимость одного балла (на день назначения пенсии).
РП (размер пенсии) = КИБ (количество баллов) х СБ (стоимость одного индивидуального пенсионного балла).
В 2021 г. один ИПК будет равна 98 рублей 86 копеек.

Сколько баллов может быть начислено Вам за 2018 год?

Введите размер ежемесяч-
ной з/п до вычета НДФЛ:

Результаты расчета

Какие документы нужно предоставить в ПФ

Обращения граждан о назначении гражданской пенсии рассматриваются при наличии следующих документов:

  • Паспорта гражданина Российской Федерации (может быть заменен иным документом о регистации);
  • СНИЛС (карточка страхового свидетельства);
  • Пенсионного удостоверения военного пенсионера или документ, заменяющий его;
  • Трудовой книжки;
  • При наличии стажа, имеющегося до даты регистрации в СПС, но не учтенного в трудовой книжке, справка из архивов или от работодателя;
  • Если имеется стаж до 2002 г. - справка о ЗП за 60 месяцев, следующих последовательно;
  • Информация с подтверждающими документами об иждивенцах.



Комментарии

Здравствуйте!
Я, Рафалко Александр Константинович, 02.04.1958 года рождения, страховое свидетельство № 134-782-016-58 работаю полным рабочим днем с 05 марта 2005 года по настоящее время в качестве ведущего инженера электросвязи участка систем проводной связи Заполярного цеха связи филиала «Управление связи» ООО «Газпром добыча Ямбург» ПАО «ГАЗПРОМ», которое находится на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, относящейся к районам Крайнего Севера.
В указанный период к заработной плате применяется районный коэффициент 1,8. Метод работы вахтовый с выработкой годовой нормы рабочего времени. Я еще являюсь бывшим военнослужащим с выслугой 28 календарных лет в различных военных округах и службу закончил в ВС Республики Беларусь. По последнему месту службы была оформлена военная пенсия.
Я гражданин Республики Беларусь, зарегистрирован и проживаю в г. Минске. В России у меня имеется регистрация по месту пребывания, и то только на время продолжительности вахты. 02 апреля 2018 года мне исполняется 60 лет, в связи с чем работодатель оформил первичные документы для обращения по месту жительства за назначением пенсии.
По месту жительства в Минске мне было сказано, что согласно действующего законодательства Республики Беларусь, для военных пенсионеров гражданский стаж не учитывается и пенсия не положена. С учетом повышения пенсионного возраста право на пенсию по старости для меня наступит в 61,5 лет. Так же было сказано, что я могу подать заявление со всеми другими положенными документами, которые будут высланы в ПФР по адресу г. Москва, ул. Шаболовка д.4 для принятия решения по назначению мне пенсии в России.
Прошу уточнить мои действия в сложившейся ситуации по назначению мне пенсии.
Мои номера телефонов:
- в РФ +79822692676 – сотовый, 83494962058 – рабочий
- в РБ +375293024472
A-Rafalko
yandex.ru – адрес электронной почты

С уважением, Рафалко Александр Константинович

Краткое содержание:

Последние новости из Госдумы снова подняли тему об увеличении военных пенсий с 1 января 2021 года. По данным Пенсионного Фонда РФ, прибавка запланирована для нескольких категорий бывших госслужащих. В 2020 году Агентство стратегических инициатив подготовило для рассмотрения Госдумой законопроект о повышении пенсий на 5-10%. Давайте более подробно разберёмся в этом вопросе: кому положена индексация и на сколько повысят выплаты.

Будет ли увеличена военная пенсия с 1 января 2021 года

В 2020 году премьер-министр России М. В. Мишустин получил письмо от главы АСИ Чупшевой с предложением поднять военную пенсию. Информационное агенство ТАСС обнародовало содержание документа:

«Чтобы поднять пенсии и зарплаты госслужащим до указанного уровня, а также категориям граждан, попадающим под указы главы государства, потребуется 0,5 млрд. Рублей. Эти меры позволят улучшить оптовую и розничную торговлю».

Инициативу поддержал только 1 член профильного комитета Совета Федерации. Поэтому пока рано говорить каким категориям предусмотрены выплаты.

Какая ожидается пенсия военнослужащих в России в 2021 году

В 20 году планировалось поднять военные пенсии на 3,8 — 4,3%. Но индексацию снизили до 3%, объяснив, что уровень инфляции был ниже, чем ожидалось. Также была нарушена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию пенсий на 2% от текущего уровня инфляции. Обещанная отмена понижающего коэффициента на 2% была приостановлена, а выплаты заморожены минимум до конца 2021 года.

Если рекомендация главы АСИ не будет утверждена постановлением Правительства РФ, то в 2021 году военный пенсионер может надеяться лишь на индексацию в 4 квартале.

Какая надбавка положена работающим военным пенсионерам в Москве и других регионах России

В российской Конституции закреплён закон об обязательной индексации пенсий. Во время работы над поправками, глава рабочей группы рассказала о планах ввести прибавку работающим пенсионерам. Ещё в 2019 году Владимир Путин назвал это наиболее приоритетным направлением.

Сейчас идёт юридический спор по поводу индексации. Соответствующую статью в Конституции могут скорректировать. Пока нет информации, индексация пенсии будет производиться для всех пенсионеров или отдельных категорий.


Какая ситуация сейчас. Последние новости

В связи с эпидемиологической обстановкой в России, некоторые планы, связанные с пенсионными выплатами, пришлось отложить. Ещё во 2 квартале 2020 года специалисты сообщили о недополучении в ПФР 1,6 млрд. Рублей. После продления карантина, эта цифра увеличилась в несколько раз. Продукты и товары первой необходимости подорожали, поэтому реальный показатель инфляции не может приравниваться к запланированному. Предполагается, что на пенсионные выплаты будет выделено 40% доходов федерального бюджета.

Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что если случится рост инфляции, то власти предпримут меры по увеличению размера индексации.

Подведём итог

Пенсионерам стоит ожидать стандартную прибавку в октябре 2021 года. Она составит примерно 3 процента. Но понижающий коэффициент увеличится до 76,66 процентов.

Изменения могут произойти в случае:

  • Постановления правительства РФ перенести срок индексации на другое время.
  • Увеличения ставки индексации, если статистика Росстата покажет выше уровень инфляции, чем запланированный в бюджете.
  • Принятия законопроекта от Агентства стратегических инициатив.
  • Решения отменить ограничение индексации для работающих военных пенсионеров.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!


В соответствии с законом, Россия – государство социальное, и, кроме прочего, это означает, что каждый ее гражданин, проработав до определенного возраста, вправе рассчитывать на денежное обеспечение в нетрудоспособном возрасте – пенсию.

Однако для ряда категорий работников предусмотрены определенные льготы, когда они имеют право выйти на заслуженный отдых раньше. Это касается государственных гражданских служащих, педагогов, медицинских работников, и, конечно, военных. Военнослужащим пенсия назначается по правилам, отличным от условий начисления выплат остальным категориям работников. Однако в ряде случаев офицерам и лицам, служившим в войсках по контракту, может быть назначена смешанная пенсия – военная и гражданская.

Бесплатно по России

Что такое смешанная пенсия

По общему правилу для получения военной пенсии гражданин обязан прослужить в войсках или иных силовых структурах, приравненных к ним, не менее 20 лет. Это так называемая выслуга лет. Ее начисление имеет ряд особенностей, о которых пойдет речь ниже.

Однако если гражданин не имеет подобной выслуги, то есть, период его службы составляет менее 20 лет и при этом он трудился на гражданских должностях, то на полное военное пенсионное обеспечение он рассчитывать не может. Ему назначается смешанная пенсия, учитывающая как стаж военной службы, так и за гражданский стаж. Основания для ее начисления конкретно прописаны в законе и являют собой:

  1. Общий трудовой стаж – не менее 25 лет.
  2. Период стажа в войсках – не менее 12 лет и 6 месяцев.

При этом важно учесть и обстоятельства, на основании которых военнослужащий был уволен в запас. Они могут быть следующими:

  • состояние здоровья;
  • сокращение и реорганизация воинского подразделения (иных структур);
  • достижение определенного возрастного порога (к примеру, для военнослужащих контрактной службы из рядового и сержантского состава предельный возраст пребывания в войсках – 35 лет).

Гражданская пенсия военным пенсионерам

Назначение выплат за выслугу лет у большинства бывших военнослужащих происходит в тот период, когда они вполне трудоспособны. Поэтому многие из них по окончании службы в войсках или иных структурах, приравненных к ним, трудоустраиваются на «гражданке» или занимаются бизнесом, регистрируясь в качестве индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, на бывших военнослужащих распространяются положения ФЗ № 200 «О страховых пенсиях» и они обязаны зарегистрироваться системе пенсионного страхования. Однако расчитывается гражданская пенсия для военных пенсионеров в отличном от остальных категорий граждан порядке.

Расчет военной пенсии

Расчет ее суммы состоит из многих слагаемых и производится по следующей формуле:

Используя данную формулу, можно рассчитать пенсию военнослужащему по следующему алгоритму:

  1. Складываются значения выплат по должности (ОВД), выплат по званию (ОВЗ), и надбавки за выслугу (НВЛ).
  2. Полученная сумма умножается на фиксированный понижающий коэффициент. На данный момент он составляет 72,23.
  3. Затем, при условии полной выслуги (20 лет), года работы сверх выслуги (N) умножается на 50%, при этом за каждый последующий год добавляется еще 3%. Если же расчет происходит для смешанной пенсии, будет прибавляться не 3%, а 1% за каждый год переработки.
  4. Оба полученных значения умножаются друг на друга.
  5. К полученному значению прибавляется президентская надбавка (ПД), индексирующаяся каждый год.
  6. Общее значение умножается на районный коэффициент (РК), который определяется исходя из местности прохождения службы.


Как и когда военному пенсионеру оформить гражданскую пенсию

При условии получения соответствующих выплат по выслуге, работающий военный пенсионер вправе получать и гражданскую пенсию.

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  1. Достижениегражданином общепринятого пенсионного возраста (до начала пенсионной реформы он составлял 60 лет для мужчин и 55 для женщин, однако предусмотрено его плавное увеличение).
  2. Следует иметь минимальный страховой стаж по гражданской специальности. До 2016 года он составлял 6 лет, однако предусмотрено его повышение на 1 год ежегодно. Таким образом, в 2019 году он составляет уже 10 лет.

Как начисляется гражданская пенсия военному

Она рассчитывается из трех составляющих:

  • страховая выплата;
  • накопительная часть;
  • фиксированная выплата.

Сумма фиксированной выплаты совершенно не зависит от того, сколько проработал гражданин. Особенностями отличается назначение страховой части военному пенсионеру. Она высчитывается по следующей формуле:

Где СПБ – здесь сумма пенсионных баллов. Один пенсионный бал в 2019 году составляет 74,27 рубля.

ИПК это пенсионный коэффициент за весь стаж.

Рассчитать самостоятельно эти суммы сложно, так как для этого нужно знать свой ИПК, являющийся непостоянным значением.

Можно ли получать сразу военную и гражданскую пенсию одновременно

Многие бывшие военные задаются вопросом: нужно ли переходить с военной пенсии на гражданскую или положена двойная выплата? Законодательством предусмотрено, что военный пенсионер, получающий соответствующие денежные средства, имеет право и на получение второй, гражданской пенсии при выполнении условий, о которых говорилось в данной статье ранее.

Полезное видео

Еще больше информации по вопросу предлагаем посмотреть в видео-сюжете:

Военнослужащие, исходя из рода своей деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни, имеют целый ряд льгот и преференций по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением. Они вправе рассчитывать на выплаты от МО по достижении выслуги лет. Дополнительно, как и все граждане РФ, они могут получать и вторую, гражданскую, если после окончания службы трудились на гражданских должностях. Для военнослужащих, не прослуживших 20 лет по уважительным причинам, предусмотрено назначение смешанных выплат.

В определенных случаях военнослужащим назначается смешанная пенсия, военная и гражданская. На начисление таких выплат влияет ряд различных факторов. Такие пенсии оформляют только в случае соответствия претендента определенным требованиям.

Что собой представляет смешанная пенсия

Служащим в военных и правоохранительных структурах предоставляется возможность выйти на пенсию не по достижении общепринятого пенсионного возраста, а по выслуге, отслужив 20 и более лет в Вооруженных силах.

Это происходит когда возраст только приближается к 45-50 годам, и они готовы продолжать трудиться. И по этой причине молодые пенсионеры устраиваются на работу в не имеющие отношения к Министерству обороны отраслях.

У работающих военных пенсионеров сейчас появилась возможность получать не как раньше - одну пенсию, а две - военную и гражданскую. Поэтому часто звучит вопрос - что такое смешанная пенсия.

Это двойные выплаты, положенные людям, служившим в рядах ВС и работавшим определенное утвержденное законодательством время по гражданским специальностям . Но дополнительная, страховая часть пенсионных выплат может быть назначена им только при соблюдении некоторых условий:

  • Наличие неучтенного в пенсионных начислениях за выслугу гражданского стажа.
  • Достижение возраста, с которого предусмотрено пенсионное обеспечение по старости.

Военные, которые увольняются со службы по выслуге, но до достижения возраста 45 лет по состоянию здоровья, тоже могут претендовать на двойное пенсионное довольствие. Для этого они должны предоставить подтверждающие документы.

Для начисления военнослужащим пенсионного пособия применяют специальную методику. Все расчеты проводятся на основании статьи 13 закона РФ №4468-1. При оформлении такой пенсии засчитывается время учебы в высших учебных заведениях (обучение в военных училищах в выслугу лет не включается), или период декретного отпуска женщины, если он приходился на годы службы.

Каковы условия назначения

Уход на пенсию по смешанному стажу возможен только при соблюдении условий о возрастном нормативе и суммарной продолжительности трудовой деятельности, т. е. гражданин должен соответствовать ряду параметров:

  • возраст не менее 45 лет;
  • общий стаж от 25 лет;
  • военный не менее 12,5 лет;
  • минимальный гражданский 6 лет.

Обязательным условием является уход на пенсию по смешанному стажу военнослужащего только из рядов Вооруженных сил и структур, приравненных к ним . Возрастные нормативы для получения смешанной пенсии для военнослужащих могут быть снижены, если человек покидает службу по следующим причинам:

  • Заболевание или ранение, приведшее к инвалидности.
  • Реорганизация отдела.
  • Сокращение штата.

Эти категории граждан, независимо от выслуги лет, могут получать одновременно гражданскую и военную пенсию . Страховая часть пенсионного содержания военнослужащих оформляется по достижении ими предельного возраста: мужчинам после 60, а женщинам 55 лет.

У кого есть право на смешанную пенсию

По упомянутой выше статье 13 закона РФ о «Пенсионном обеспечении военнослужащих. » к гражданам, имеющим право на получение данной разновидности пенсии, могут быть причислены группы лиц, проходивших службу в следующих структурах:

  • В Вооруженных силах.
  • В органах внутренних дел.
  • В Министерстве обороны РФ.
  • В отделах по борьбе с наркотиками.
  • В уголовно-исполнительных учреждениях.
  • В органах противопожарной безопасности.

Но для назначения военной пенсии по смешанному стажу им необходимо завершить свою трудовую деятельность в рядах ВС или приравненных к ним структурах.

Каков порядок оформления

Будущему пенсионеру, претендующему на одновременное получение гражданской и военной пенсии, следует знать 2 вещи: список необходимых документов и учреждение, в котором произведут начисление .

Куда нужно обращаться

Назначением двойной пенсии занимается отделение Пенсионного фонда, расположенное по месту прописки претендента. Туда необходимо обратиться со всеми документами сразу после появления права на вторую часть выплаты. Если по каким-либо причинам отсутствует постоянная прописка на территории РФ, но есть право на получение такой пенсии, можно сделать следующее:

  • Гражданам, претендующим на военные и гражданские выплаты смешанного типа и не имеющим постоянной регистрации по месту жительства, за оформлением пенсии следует обратиться в территориальный орган ПФ, находящийся в регионе фактического проживания.
  • Бывшим военнослужащим, выехавшим за границу и не имеющим подтвержденного регистрацией места постоянного или временного проживания на территории РФ, начисление пенсии по смешанному стажу военнослужащих производится непосредственно в ПФР, по адресу Москва, ул. Шаболовка, 4.
  • Узнать все нюансы оформления выплат можно на главном сайте организации: www.pfrf.ru.

Время обращения за начислением второй части пенсии не оговорено законом. Но перед посещением Пенсионного фонда нужно собрать все необходимые бумаги, т. к. отсутствие даже одного документа может послужить причиной для отказа.

Необходимый пакет документов

Основание для назначения смешанной пенсии прежде всего написанное собственноручно заявление установленного образца с приложенными к нему подтверждающими личность документами, и каждый этап работы по гражданским специальностям.

Обязательно нужно свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС). У военнослужащих оно отсутствует, поэтому его необходимо получить. Сделать это можно, обратившись в территориальный отдел ПФ по месту жительства или прохождения службы.

Претендентам на смешанную, состоящую из военной и гражданской части, пенсию необходимо представить в Пенсионном фонде следующие документы:

  • Удостоверение личности (паспорт).
  • Трудовая книжка, копии договоров и контрактов с работодателем.
  • Справка о среднем заработке, получаемом до 2002 г. (для справки о среднем заработке берутся любые 60 месяцев, поэтому выбирать следует самые большие суммы).
  • Справка о прохождении службы (выдается военным ведомством, где служил претендент на смешанные пенсионные выплаты).

Могут потребоваться и дополнительные сведения:

  • справка из органов ЗАГС о смене фамилии (для вышедших замуж женщин);
  • подтверждение некоторых записей в трудовой книжке;
  • бумаги о получении во время профильного обучения воинского звания;
  • документы, подтверждающие группу инвалидности, связанную с заболеванием или ранением, полученными во время выполнения должностных обязанностей.

После того, как пакет необходимых документов передан в ПФ, они проходят стандартную проверку, занимающую 10 дней. Результатом может быть назначение пенсии или отказ в ее оформлении. Если бумаг недостаточно, претенденту на смешанное пенсионное довольствие дают 3 месяца на их сбор. Выплаты начинают производить с начала следующего месяца.

Каков минимальный размер пенсии

Величина пенсионных начислений зависит от звания, срока службы и должности претендента. Это основные параметры при вычислении минимальной суммы пенсии. Процесс расчета пенсионных выплат при стаже смешанного типа выглядит следующим образом:

  • выявляется право на получение военной части пенсии (высчитывается выслуга);
  • рассчитывается смешанный стаж (время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, суммируется с периодом службы в ВС);
  • определяется минимальный размер денежного довольствия, 50% которого и будут служить базовой частью военной пенсии.

Как определяется выслуга лет

Выслуга учитывает все периоды службы в ВС или правоохранительных органах. Год выслуги приравнен к году службы. Но для защитников Родины предусмотрен особый порядок исчисления:

  • время участия в боевых действиях утраивается;
  • 3 года, проведенные в особых условиях, к которым относятся служба на подводных лодках, полеты по планам специальной (боевой) подготовки и т. д., приравниваются к 4 годам.

Женщинам-военнослужащим установлен предельный возраст для выхода на пенсию. Они заканчивают службу в 45 лет , несмотря на недостаточность выслуги.

Как происходит определение смешанного стажа

При расчете полагающихся заявителю пенсионных начислений этот критерий имеет особую значимость, т. к. неточности в вычислении длительности периодов различных этапов трудовой деятельности могут привести к уменьшению суммы ежемесячных выплат. В смешанный стаж пенсии военнослужащих при увольнении включают следующие виды деятельности:

  • служба в ВС и приравненных к ним структурах;
  • очное обучение в высших учебных заведениях до 2002 г.;
  • работа в государственных учреждениях и у индивидуальных предпринимателей.

Каким образом производят выплаты

Выплачивать такую пенсию могут по месту постоянной прописки пенсионера или по адресу его временного пребывания. Осуществление выплат базируется на нескольких принципах:

  • начало периода пенсионных выплат - 3 число месяца;
  • дата получения смешанной пенсии утверждается графиком;
  • если доставка денег приходится на выходной или праздничный день, ее производят досрочно.

Как происходит расчет пенсионного содержания по смешанной методике

Для того чтобы правильно рассчитать пенсию смешанного типа, применяется специальная методика. Она основана на стаже и выслуге.

Данный способ начисления пенсионного довольствия предусмотрен действующим законодательством. В воинской части порядок расчета пенсионного обеспечения будет следующим:

  • Определяется выслуга (в общей сложности должно получиться не менее 12,5 лет в одной или нескольких военизированных структурах).
  • Проводится подсчет положенного заявителю пособия (при длительности военной службы от 25 лет и более берется половина суммы выплат за каждый год и к ней прибавляется по 1%).

Рассчитать смешанную пенсию в гражданской части тоже несложно. Все исчисления проводятся по общепринятой формуле, в которой учитываются базовая ставка, накопленные пенсионные баллы, а также действуют повышающие коэффициенты. Величина страховой пенсии будет зависеть от нескольких факторов: размера заработной платы, количества лет, отработанных в организациях, не связанных с силовыми структурами, и возраста человека .

Какие есть способы получения выплат

У бывших военнослужащих есть возможность получения пенсионного довольствия несколькими способами:

  • На указанную в заявлении при обращении за смешанным пенсионным обеспечением банковскую карту. Этот способ является самым удобным и распространенным, т. к. при поступлении денег на счет пенсионеру приходит СМС-сообщение.
  • Через почтовое отделение. Человек, получающий пенсионное довольствие, может сам приходить за деньгами в отделение связи или ждать, пока их доставят на дом. Но пенсионер должен знать о том, что дата начисления пенсии отличается от даты ее доставки на несколько дней.
  • Через курьерскую компанию, с которой заключен договор о доставке пенсионного обеспечения на дом.
  • Третьим лицом при наличии нотариально заверенной доверенности на совершение этого действия.

Кто не сможет получить выплаты по смешанному стажу

Точные требования к претенденту на получение двойного пенсионного содержания, рассматриваются в законодательстве РФ. Если подтвердить их исполнение по какой-либо причине не представляется возможным, данный вид пенсии не назначается. Отказ в оформлении двойных выплат ожидает следующие категории граждан:

  • Военнослужащих, уволившихся со службы из рядов ВС или приравненных к ним структур до выслуги и уходящих на пенсию из гражданских учреждений.
  • Граждан, работавших в структурных подразделениях Вооруженных сил на гражданских должностях в связи с отсутствием воинского звания.
  • Военных, у которых нет утвержденного законодательством для получения двойной пенсии гражданского стажа.

Изменения в 2018 году

Обещанного ранее увеличения пенсионных выплат в 2018 г. военным пенсионерам ждать не стоит. Планируется только незначительное, составляющее 4-5%, повышение индексации . Пенсионная реформа этого года коснется смешанных пенсионных довольствий следующим образом:

  • Время службы (выслуга) работников силовых структур будет увеличено до 25 лет.
  • Время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, должно быть не менее 6 лет.

Возможно ли получение пенсии военнослужащего его родственниками

После смерти или гибели человека, проходившего службу в ВС, правоохранительных органах и приравненных к ним структурах, право на страховую часть пенсионных выплат переходит к родственникам , документально подтвердившим кровную связь с пенсионером, получавшим смешанное пенсионное довольствие. К ним относятся:

  • Супруга или супруг умершего, не вступившие повторно в официальный брак.
  • Несовершеннолетние дети и совершеннолетние инвалиды, не способные обеспечивать себя самостоятельно.
  • Лица, осуществляющие опеку за не достигшими совершеннолетия родными и усыновленными детьми погибшего военного пенсионера.
  • Нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки и внуки военнослужащего при отсутствии других членов семьи, обязанных их содержать.

Страховая часть пенсии умершего назначается всем иждивенцам на период их нетрудоспособности. В некоторых случаях этот вид содержания оформляется бессрочно. Начисление пенсионных средств родственникам и иждивенцам погибшего военнослужащего (пенсия по потере кормильца) начисляется по той же схеме, что и самому пенсионеру.

Если количества пенсионных баллов, накопленных военнослужащим к моменту гибели или смерти, недостаточно даже для минимальной пенсии, лицам, которым полагается пособие по потере кормильца, назначат социальные выплаты. Их размер равен прожиточному минимуму. В некоторых регионах вдовам военнослужащих установлены определенные льготы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Читайте также: