Что такое социальное обслуживание для пенсионеров


25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года"). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.


Из этой статьи вы узнаете:

Каковы принципы социального обслуживания пожилых людей

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

Какие предусмотрены формы социального обслуживания пожилых людей

Какие существуют учреждения социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание пожилых людей – это целая группа услуг, предназначенных для пожилого контингента на базе специализированных заведений или же на дому. В список входят реабилитация в социуме, помощь в делах хозяйственной направленности и в психологической сфере.

Принципы социального обслуживания пожилых людей

необходимость строгого соблюдения свобод и прав подопечных;

преемственность между социальными организациями, занимающимися оказанием специальных услуг пожилому контингенту;

обязательный учет потребностей и пожеланий каждого, без исключения, пожилого человека;

строгое соблюдение гарантий, предоставляемых государством;

уравнение возможностей всех претендентов на получение социального обслуживания;

обращение особого внимания на адаптацию пожилого контингента в социуме.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;

наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;

присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;

невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;

отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;

отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.

Но присутствие в жизни одного или нескольких из вышеперечисленных обстоятельств лишь подтверждает тяжелую ситуацию в жизни данного человека, но не гарантирует получения безвозмездных социальных услуг. Стоит отметить еще и то, что из-за введения платы за социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов, значение понятия «социальные услуги» стало весьма спорным. А все потому, что данная деятельность потеряла связь с традиционным смыслом понятия о социальной помощи.

Как происходит организация социального обслуживания пожилых людей

Вежливое и деликатное отношение социальных работников к подопечным.

Самостоятельный выбор заведения и типа обслуживания в определенном порядке. Он устанавливается органами соцзащиты на федеральном и местном уровнях.

Ознакомление с информационным материалом о собственных правах, а также с условиями получения обслуживания.

Отказ от оказания данных услуг.

Сохранение в тайне личной информации, которую социальный работник может узнать в процессе своей деятельности.

Защиту прав, при необходимости, она может производиться и в порядке судебного разбирательства.

Доступ к информационному материалу о существующих типах и видах социального обслуживания, причинах, при которых оно оказывается, и условиях произведения оплаты за него.

Полустационарного характера, с размещением людей на базе дневных или ночных отделений специализированных организаций.

Стационарного характера на базе специализированных заведений. Это могут быть различные пансионаты, санатории, интернаты и т. д.

поставка необходимых продуктов и готового горячего питания;

поддержание чистоты жилья, в соответствии с санитарными стандартами;

доставка необходимых лекарственных препаратов и товаров хозяйственного назначения;

сопровождение подопечных в ЛПУ для получения необходимой медицинской помощи;

организация юридического, ритуального и любого другого необходимого обслуживания;

ряд других услуг.

Содержание жилья в чистоте, в соответствии с санитарными стандартами.

Прохождение реабилитации и адаптации в социуме.

Участие на добровольной основе в посильном труде с учетом их интересов и пожеланий.

Получение ежедневной заботы и ухода, своевременной и квалифицированной врачебной помощи.

Проведение медицинской экспертизы, которая необходима для изменения или подтверждения группы инвалидности.

Свободные встречи с родственниками и друзьями.

Организацию посещений, при необходимости, юристами, нотариусами, священниками и т. д.

Получение свободного помещения с подходящими условиями для проведения религиозных обрядов. Важно, чтобы созданные условия не противоречили распорядку внутри организации.

Сохранение жилья, которое арендовали до поступления в социальное учреждение, на протяжении шести месяцев, если проживали там одни. Если в данном месте проживают еще и родственники пожилого человека, то жилье сохраняется на протяжении всего срока пребывания пенсионера в стационаре.

Получение нового жилья вне очереди в том случае, когда пожилой человек написал отказ от услуг специального социального обслуживания спустя 6 месяцев нахождения в соответствующем заведении и уже лишился предыдущего жилья.

Участие в общественных комиссиях, основная цель которых защитить права людей пожилой возрастной группы.

доставка питания и снабжение подопечных наборами продуктов;

поставка необходимых предметов гардероба и товаров хозяйственного назначения;

поиск места для временного проживания;

единоразовая денежная выплата;

организация помощи юристов, основная цель которой – это защита интересов и прав подопечных;

качественная помощь врачей и психологов по неотложным обстоятельствам.

С целью адаптации в социуме пожилого контингента, уменьшения социальной напряженности и улучшения взаимоотношений между членами семьи предусмотрена такая форма помощи, как консультации.

Учреждения социального обслуживания пожилых людей

нахождение в пансионате некоторое время, пока члены семьи в отпуске или командировке;

пребывание во время реабилитационного периода;

проживание на постоянной основе.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

7 минут Светлана Поздникова 5253


  • Кто может получить данный вид поддержки
  • Надомный вид обслуживания
  • Социально-медицинское сопровождение
  • Полустационарный вид помощи
  • Стационарное обслуживание
  • Срочное обслуживание
  • Социально-консультативный вид помощи
  • Другие услуги
  • Видео по теме

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.


Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.


Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

На сегодняшний день помимо ежемесячных пенсионных выплат законодательством предусмотрена дополнительная помощь в виде набора социальных услуг. Сюда включено обеспечение лекарственными средствами, оформление путевки в санаторий и бесплатный проезд на некоторых видах транспорта.

Кому предоставляется государственная социальная помощь

Точного определения, что такое социальные услуги не существует, но понятие подразумевает поддержку физических лиц, имеющих право или оформивших ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В соответствии с законом о государственной соцпомощи, определены категории граждан, которым предоставляется льгота по линии государства:

  • нетрудоспособные граждане, которым присвоена инвалидность вне зависимости от группы;
  • ветераны боевых действий;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • лица, получившие инвалидность вследствие боевых действий;
  • несовершеннолетние узники времен ВОВ;
  • члены семей погибших или умерших участников ВОВ, погибших инвалидов и ветеранов боевых действий.

Что входит в НСУ

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов, входящие в НСУ, могут предоставляться льготника в натуральном или денежном выражении – право выбора остается за льготником. Это означает, что гражданин самостоятельно определяет, воспользоваться льготой или получить компенсацию в размере, установленном законодательно:

Обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецепту врача

Обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами, используемые в лечебном питании

Выделение путевки для прохождения санаторно-курортного лечения

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно

Как оформить

Процесс оформления государственной поддержки состоит из нескольких последовательных этапов и одинаков для всех регионов, будь то Москва или другой населенный пункт:

  1. Обратиться в местное отделение Пенсионного фонда либо Многофункциональный центр лично или через законного представителя. Предусмотрена возможность подачи заявления через личный кабинет на интернет-портале ПФР.
  2. Написать заявление на предоставление ЕДВ. Поскольку НСУ назначается автоматически получателям ежемесячной выплаты, оформлять отдельное заявление нет необходимости. Исключение – лица, которые подверглись радиоактивному воздействию.
  3. Получить справку, дающую право на получение НСУ, где указывается категория льготника, срок назначения ЕДВ и перечень услуг.

  • Как варить картошку
  • Как продлить лицензию Касперского
  • Какие новые доплаты и надбавки в 2019 году пенсионеры получат автоматически

Перечень необходимых документов

Для предоставления ежемесячной выплаты, которая является основанием для назначения социальных услуг, необходимо предоставить определенные документы:

  • заполненное заявление;
  • паспорт либо другой равнозначный документ;
  • документальное подтверждение права на получение ЕДВ (справка об установлении инвалидности, удостоверение и т. п.).

После назначения ЕДВ для получения социальной услуги в железнодорожных кассах при покупке билета или при оформлении путевки нужно будет предоставить:

  • справку, выданную ПФР, которая подтверждает, что заявитель вправе получить НСУ;
  • паспорт;
  • документ, свидетельствующий о праве на получение ЕДВ.

При обращении в аптеки дополнительно потребуется рецепт, который выписывает лечащий врач.


Социальная помощь на дому пожилым людям и инвалидам

Помимо того, что законодательством предусмотрен набор социальных услуг для пенсионеров и инвалидов, а также прочих незащищенных категорий граждан, государство предоставляет им дополнительную поддержку. Она полагается людям, которые самостоятельно не могут о себе позаботиться. Помощь оказывают работники соцзащиты в виде:

  • стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых, ветеранов, инвалидов;
  • полустационарного обслуживания в отделениях ночного или дневного пребывания;
  • соцобслуживания на дому;
  • оказания реабилитационных услуг;
  • срочного социального обслуживания.

С учетом особенностей каждого заявителя, предусмотрены следующие виды соцуслуг:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • правовые;
  • бытовые;
  • правовые;
  • трудовые.

Социальное-бытовое обслуживание

Помощь пенсионерам и инвалидам соцработники оказывают по таким направлениям, как:

  • покупка (производится за счет льготника) и доставка продуктов питания, периодики, книг, товаров первой необходимости;
  • уборка жилых помещений;
  • приготовление пищи;
  • оказание помощи при оплате коммунальных и прочих платежей;
  • содействие в проведении ремонта;
  • помощь в организации услуг жилищно-эксплуатационной службы;
  • доставка питьевой воды и топка котлов и печей, если жилье инвалида или пенсионера не оборудовано центральным водоснабжением и отоплением;
  • сдача одежды и вещей в химчистку, для проведения их ремонта (оплату производит льготник);
  • оформление подписки на периодику и пр.

Медицинские услуги

Работники социальных служб вправе оказывать и медицинскую помощь, которая заключается в:

  • проведении медицинских процедур (инъекции, перевязки и пр.);
  • оказании санитарно-гигиенических услуг;
  • наблюдении за состоянием здоровья (измерение давления, температуры);
  • оказании доврачебной помощи;
  • покупке и доставке медпрепаратов и лекарственных средств;
  • оказании помощи при посещении медицинских учреждений, госпитализации;
  • посещении пенсионера или инвалида, находящегося на лечении в больнице;
  • оказании всесторонней поддержки при оформлении санаторно-курортного лечения.

Психологическая и правовая помощь

Социальные службы для пожилых людей и инвалидов содействуют в оказании правовой и психологической помощи. Среди основных услуг можно выделить:

  • содействие в получении образования;
  • помощь в трудоустройстве;
  • содействие в организации помощи юристов и нотариусов;
  • помощь в написании писем и заявлений;
  • содействие в получении льгот и социальной поддержки.

  • 5 выгодных вкладов для пенсионеров
  • Переводы средств с карты на карту будут строго контролировать
  • Определение региона по номеру мобильного телефона с помощью онлайн сервиса, справочника или USSD запроса

Кому положен социальный работник

Помощь работников соцслужб предоставляется по заявительному принципу. На нее могут претендовать:

  • граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
  • инвалиды всех категорий;
  • участники ВОВ.

Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов оказываются работниками соцслужб на бесплатной основе всем тем, у кого доход в месяц не дотягивает по полуторакратного размера прожиточного уровня, установленного в регионе проживания льготника. Со всех остальных категорий заявителей взимается плата, размер которой регулируется законодательно.

Порядок и условия заключения договора

Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.

В документе обязательно прописываются:

  • перечень оказываемых услуг, который утверждается специально созданной комиссией после изучения всех аспектов жизни и деятельности физлица;
  • частота посещения заявителя, определяемая с учетом нуждаемости гражданина и помощи, оказываемой родственниками или другими людьми.

Какие документы нужны

Уход за пенсионерами на дому, равно как и помощь инвалидам, осуществляется работниками соцслужб после заключения договора. Для подписания соглашения необходимо подать заявление в территориальный орган соцзащиты и предоставить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении;
  • пенсионное удостоверение;
  • документ, подтверждающий место жительство по заявленному адресу;
  • справку с заключением медико-социальной экспертизы;
  • справку о доходах всех совместно проживающих граждан;
  • программу реабилитации.

Если заявитель самостоятельно не может заключить договор, за него это может сделать законный представитель при предъявлении документа, удостоверяющего его полномочия.

Видео

Читайте также: