Что такое территориальный центр социального обслуживания пенсионеров

Территориальные центры являются государственными учреждениями социального обслуживания, деятельность которых направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан (семей), находящейся в трудной жизненной ситуации.

Центры сотрудничают с управлениями по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов, которые является органами государственного управления. Центральный орган управления социальной сферой – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь – определяет финансирование и материально-техническое обеспечение ТЦСОН.

Первый ТЦСОН появился в Минске в 1998 г. Позднее ТЦСОН были созданы в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в каждом административном районе. Всего в республике функционирует 156 ТЦСОН, из которых 2 являются городскими центрами социального обслуживания семьи и детей (в г. Минске и г. Гомеле).

На территории Мозырского района также функционирует территориальный центр социального обслуживания населения.

Территориальные центры социального обслуживания населения в своей деятельности руководствуются следую­щими нормативными правовыми актами:

♦ Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3 «О социальном обслуживании» (в нов. ред. от 13.07.2012);

♦ Примерным положением о территориальном центре со­циального обслуживания населения, утвержденным по­становлением Министерства труда и социальной защи­ты Республики Беларусь от 23 июля 2003 г. № 86 (в ред. от 31 марта 2005 г.).

Территориальные центры социального обслуживания осу­ществляют свою деятельность на основании Устава учрежде­ния «Территориальный центр социального обслуживания населения», Положения о Территориальном центре социаль­ного обслуживания и др.

Цель деятельности ТЦСОН – осуществление организационной, практической, методической деятельности по социальному обслуживанию и оказанию социальных услуг гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основными задачами деятельности ТЦСОН являются:

ü участие в отслеживании социальной и демографической ситуации, в прогнозировании социальных процессов и выработке предложений по совершенствованию социального обслуживания населения региона;

ü выявление и дифференцированный (по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;

ü оказание гражданам социально-бытовых, психологических, правовых, консультационных услуг, материальной помощи, содействие в социальной адаптации и реабилитации граждан и оказание иных услуг;

ü сотрудничество с государственными, общественными и религиозными организациями, включая международные и зарубежные, в решении вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам;

ü обобщение и внедрение современных технологий социального обслуживания населения в зависимости от характера нуждаемости и местных социально-экономических и демографических условий;

ü информационно-просветительская деятельность по актуальным вопросам социальной политики и социального обслуживания;

ü проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.

Основная задача специалистов ТЦСОН – помочь человеку независимо от возраста, пола, социального положения осознать проблему, которая мешает нормальной жизнедеятельности, и содействовать решению этой проблемы посредством использования социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и других методов. Критерием эффективности социальной работы в этом случае является степень реабилитации клиента, т.е. восстановление его прежних способностей, и в целом, его полноценное возвращение в социум.

В связи с этим специалистами ТЦСОН оказываются разные услуги: гума­нитарная помощь в салонах «Милосердие»; услуги «соци­ального такси», услуги нянь, сиделок; юридические кон­сультации; оказывается помощь по «телефону доверия»; психологическое консультирование, тестирование, группо­вой и индивидуальный тренинг; различные культурно-мас­совые мероприятия для пожилых граждан, инвалидов и многодетных семей и т.д.

Структура Центра определяется местным исполнительным и распорядительным органом с учетом местных социальных и демографических особенностей. В структуре Центра могут создаваться отделения:

- первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;

- срочного социального обслуживания;

- социальной адаптации и реабилитации;

- социальной помощи на дому;

- дневного пребывания для инвалидов;

- дневного пребывания для граждан пожилого возраста;

- круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов;

Руководство Центром осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом органа по труду, занятости и социальной защите по согласованию с комитетом по труду, занятости и социальной защите и местным исполнительным и распорядительным органом. Директором утверждаются Правила внутреннего трудового распорядка Центра. Порядок обслуживания граждан утверждается директором по согласованию с руководителем соответствующего органа по труду, занятости и социальной защите.

Структурные подразделения Центра возглавляют заведующие, назначаемые директором Центра по согласованию с соответствующим органом по труду, занятости и социальной защите

Штатными работниками ТЦСОН являются социальные работники, психологи, инспектора, юрист, медицинские сестры отделения социальной помощи на дому. Имеется также штат технических работников (заведующий хозяйственной частью, уборщики помещений, рабочие по ремонту и обслуживанию здания, водители и др.).

С целью обеспечения доступности социального обслуживания для граждан в Центре могут создаваться социальные пункты, в отдельных случаях – с применением выездной формы работы.

Социальный пункт – это обособленное помещение, расположенное вне места нахождения Центра, и предназначенное для размещения работника (работников) Центра, обеспечивающих оказание социальных услуг, либо отделения (части отделения, нескольких отделений) Центра, обеспечивающих выполнение части функций Центра на закрепленной территории.

Социальный пункт создается решением директора Центра по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите в пределах средств, предусмотренных на содержание Центра, а также в пределах численности, установленной в соответствии с прилагаемыми штатными нормативами территориальных центров социального обслуживания населения.

Служба юрисконсульта создана для оказания квалифицированной помощи клиентам по различным отраслям права: жилищному, гражданскому, трудовому, семейному законодательству; социальному праву, правовым гарантиям и льготам граждан Республики Беларусь.

Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:

– выявление и учет по категориям граждан, нуждающихся в социальных услугах;

– содействие активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;

– осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;

– содействие обслуживаемым гражданам в реализации их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;

– привлечение к сотрудничеству организаций различных форм собственности, физических лиц для оказания материальной, моральной и другой поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Помещения Центра обеспечиваются всеми видами коммунально-бытового благоустройства применительно к условиям его месторасположения, оснащаются телефонной связью и должны отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, требованиям охраны труда и техники безопасности.

В целом социальная работа специалистами ТЦСОН ведется с категориями населения, которые можно отнести к категории «социального риска»: малообеспеченные и многодетные семьи; неблагополучные семьи; одинокие пожилые граждане; инвалиды; переселенцы и беженцы; люди, инфицированные ВИЧ, граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы и др. При этом под основными названными категориями понимают:

Пожилые граждане – женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше.

Одинокие граждане – нетрудоспособные граждане, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.

Одиноко проживающие граждане – нетрудоспособные граждане, проживающие отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать.

Малообеспеченные граждане – граждане, имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума.

С 2002 г. услуги, оказываемые отделениями социальной помощи на дому, стали предоставляться как бесплатно, так и на платной основе. В соответствии с постановлением Сове­та Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 социальные услуги предоставляются бесплатно:

ü одиноким малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким малообеспеченным инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящим из инвалидов 1, 2 групп);

ü одиноко проживающим малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам 1 и 2 групп (семьям, состоящим из инвалидов 1 и 2 групп), не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону.

Ежемесячный размер частичной оплаты в размере 50% от полной стоимости социальных услуг взимается с одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и одиноких и одиноко проживающих инвалидов 1 и 2 групп (с пожилой супружеской пары или семьи, состоящей из инвалидов 1 и 2 групп, – в размере 40% от полной стоимости социальных услуг с каждого члена семьи). Социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты гражданам, имеющим в населённом пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, а также гражданам, проживающим в семьях, имеющих в своём составе трудоспособных членов семьи.

Тарифы на социальные услуги устанавливаются органа­ми государственного управления на местах и дифференциро­ваны в зависимости от группы двигательной активности обслуживаемых граждан.

Одним из ведущих направлений в деятельности ТЦСОН является социальное обслуживание семей. При этом объектами социальной поддержки являются не все се­мьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни проблемными ситуациями, илисправляются с ними лишь с большим и чрезвычайным на­пряжением, или таким образом, что это негативно сказыва­ется как на семье, так и на отдельных ее членах. Соци­альная поддержка — это работа с различными типами семей, имеющих специфические потребности и испытывающих спе­цифические трудности.

Рассмотрим порядок зачисления граждан на обслуживание и условия предоставления социальных услуг.

При зачислении граждан на обслуживание им необходимо предоставить ряд документов. Так, например, обслуживание граждан специалистами отделения социальной адаптации и реабилитации осуществляется на основании:

Ø личного заявления гражданина или ребенка (родителей, детей или лиц их заменяющих, а также по направлению органов охраны детства, либо учреждений образования) о предоставлении им социальных услуг;

Ø документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, справка об освобождении – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);

Ø акта обследования бытового положения (при необходимости заполняется в процессе работы).

Документы могут быть предоставлены в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке. При необходимости они обновляются, с обязательным сохранением в личном деле первичных документов.

Обслуживание граждан отделением социальной адаптации и реабилитации производится на основании регистрации обращения в специальном журнале и в соответствии с резолюцией директора Центра.

Порядок и условия предоставления социальных услуг следующий.

Социальные услуги гражданам оказываются отделением на безвозмездной и платной основе штатными работниками отделения. Разовые услуги, оказываемые в отделении социальной адаптации и реабилитации, предоставляются бесплатно. Повторные (более одного раза за полугодие) консультации психолога, оказываются на платной основе и оплачиваются сразу после проведения консультации.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 7384 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ







Центр социального обслуживания населения – является комплексным учреждением по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, семей и детей. Используются все формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, нестационарная.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.

Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.

Центр организуется и содержится за счет: средств бюджета субъекта Российской Федерации; средств местного бюджета; ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг; дополнительных внебюджетных поступлений, в т.ч. средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги; доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.

Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счет доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе. Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Центр не подлежит приватизации и не может быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно- гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты населения.

Основными задачами деятельности Центра являются: Разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.), общественными (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) и религиозными организациями и объединениями.

Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи. Трудовая реабилитация граждан в лечебно - трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации. Внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально - экономических условий региона. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении. Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра. Структурными подразделениями Центра являются отделения социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания, социальной реабилитации, а также социальная столовая (буфет). В Центре могут создаваться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его целям и задачам. Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются: выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением; оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам; содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей; осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи; обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством. Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра. Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется руководством Центра, заведующими соответствующих структурных подразделений, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора, финансов, налоговой инспекции в пределах их компетенции. Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе. Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра являются: наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно - консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг. При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и получено письменное подтверждение о получении ими такой информации. Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в органы управления социальной защиты населения, а также в суд. Питание граждан может осуществляться как в Центре, в том числе в социальной столовой (буфете), так и на предприятиях общественного питания. Вместо затрат, предусмотренных на содержание специального автотранспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях. Оформление документов, связанных с обслуживанием граждан в Центре, осуществляется в соответствии с примерными образцами документов.

10. Стационарные учреждения социального обслуживания. Цели их деятельности, задачи, функции.

Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

Нестационарное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов - специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа: освобождаемых из мест лишения свободы; ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка; занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством; систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.

Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг.

Специальный дом для одиноких престарелых - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное (муниципальное) специализированное учреждение, предназначенное для проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий в целях продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

Учреждение социального обслуживания на дому - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

Комплексное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Центры социальной адаптации - учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.

Указанные учреждения являются государственными специализированными учреждениями социальной помощи, предназначенными для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

В Зеленограде уже с 1996 года работает Территориальный центр социального обслуживания «Зеленоградский». За прошедшие годы структура учреждения не раз менялась и в настоящее время ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» (далее «Социальный центр»), который находится в корпусе 205А, имеет в своем составе 3 филиала: филиал «Савелки» (корп. 320) , филиал «Солнечный» (корп. 826) , филиал «Крюково» (корпус 2014).

Итак, какая задача стоит перед центром и его филиалами?

Основной задачей Центра является социальная поддержка тех, кто особенно нуждается во внимании и заботе – это граждане пожилого возраста, инвалиды, многодетные, неполные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей. Выполняя поставленную задачу, социальный центр оказывает различные социальные услуги. Самая распространенная услуга - это обслуживание на дому (в том числе социальный патронаж). Нуждающемуся пенсионеру (или инвалиду) предоставляются услуги социального работника, который и продукты принесет, в аптеку сходит, убраться поможет, проводит до поликлиники и поговорит, и выслушает. Но и на этом возможности его не заканчиваются! Если пенсионер (инвалид) нуждается только в помощи разового характера, то и здесь Вам тоже поможет социальный центр. С полным перечнем услуг социального работника и разовых социальных услуг можно ознакомиться на сайте www.tcso-zel.ru или обратиться в социальный центр и его филиалы лично.

Какую помощь центр оказывает людям с ограниченными возможностями здоровья?

В Социальный центр могут обратиться и инвалиды, и дети–инвалиды, нуждающиеся в комплексной реабилитации. На базе центра проходят занятия по социальной адаптации: консультации психолога, психодиагностика, психокоррекция, оздоровительно-профилактические курсы (физиотерапия), массаж в массажном кресле, занятия по лечебной физкультуре, занятия по развитию навыков художественного творчества (рисование и лепка). Специалисты к каждому обратившемуся человеку найдут индивидуальный подход, предложат именно тот вариант социального обслуживания, который сможет разрешить возникшие проблемы. На базе центра в корпусе 913 работает кабинет выдачи и проката технических средств реабилитации (ТСР), который осуществляет индивидуальный подбор обучение навыкам пользования ТСР, получение и доставку ТСР одиноким инвалидам на дом, а также оказание психологической помощи и членам его семьи с выходом на дом.

Как продлить активное долголетие вместе с социальным центром?

На базе отделений дневного пребывания социального центра появляются в рамках реализации образовательной программы «Университет 3-го возраста» граждане пожилого возраста могут принять участие в мероприятиях по всем имеющимся направлениям. Культура и искусство: участие в концертах, клубах и кружках, творческих мастерских, игра на бильярде, экскурсии, дискотеки и многое другое. Здоровый образ жизни: различные виды гимнастик, посещение тренажерного зала, скандинавская ходьба, самомассаж, фитотерапия. Также в центре можно пройти курсы обучения компьютерной грамотности и домашней экономики. В двух словах не рассказать, более подробную информацию можно найти на сайте www.tcso-zel.ru!

А социальный центр оказывает помощь нуждающимся семьям с детьми?

Безусловно нельзя забывать и о другой важнейшей работе, ведущейся в Социальном центре - это работа с семьями и детьми, которую в полной мере реализуют отделения социальной помощи семье и детям. Помощь оказывается самым различным категориям семей – и многодетным, и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и малообеспеченным. Огромное внимание уделяется работе с семьями, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально-опасном положении. На базе отделений социальной помощи семье и детям (корп. 126, 826, 2014) специалистами реализуется «Комплексная программа по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних Зеленоградского административного округа города Москвы». Следует отметить, что на проводимые Центром и его филиалами мероприятия приглашаются все желающие семьи и дети! Семейные праздники, Дни рождения, развивающие клубы и кружки, тематические программы, загадочные квесты и другие не менее интересные мероприятия проводят квалифицированные специалисты с целью решения социально-психологических и педагогических задач семьи, а также с целью пропаганды активного участия родителей в судьбе своего ребенка.

И какие же планы на будущее у Социального центра?

С каждым годом система социальной защиты населения развивается, появляются все новые и новые формы работы с клиентами учреждений и виды социальной помощи. ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» не отстает от требований времени и, наряду с сохранением основных видов социального обслуживания на высоком, качественном уровне, старается предлагать более новые и интересные услуги.

Мы есть в социальных сетях! Если у Вас есть пожелания или предложения, просим направлять их в личном сообщении на странице. Оно обязательно будет рассмотрено!

Центр социального обслуживания населения — комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

Содержание

1. Классификация

1.1 По форме собственности

1. Государственные :

a. в ведении федеральных органов исполнительной власти;

b. в ведении субъекта Российской Федерации.

2. Негосударственные :

3. Индивидуальные предприниматели , осуществляющие Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность по предоставлению социальных услуг. Социальная услуга — действие по оказанию постоянной/периодической/разовой помощи, в том числе срочной, для улучшения условий жизнедеятельности человека и/или расширения возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

1.2 По формам социального обслуживания

1. Организации, осуществляющие стационарное Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность по предоставлению социальных услуг. Социальная услуга — действие по оказанию постоянной/периодической/разовой помощи, в том числе срочной, для улучшения условий жизнедеятельности человека и/или расширения возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

— дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия;

— специальный дом-интернат, в том числе для престарелых;

— психоневрологический интернат, в том числе детский;

— специальный дом для одиноких престарелых;

— иные организации, осуществляющие стационарное Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность по предоставлению социальных услуг. Социальная услуга — действие по оказанию постоянной/периодической/разовой помощи, в том числе срочной, для улучшения условий жизнедеятельности человека и/или расширения возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

2. Организации, осуществляющие полустационарное Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность по предоставлению социальных услуг. Социальная услуга — действие по оказанию постоянной/периодической/разовой помощи, в том числе срочной, для улучшения условий жизнедеятельности человека и/или расширения возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

— социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних;

— центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

— реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями;

— кризисный центр помощи женщинам;

— центр психолого-педагогической помощи населению;

— центр социального обслуживания населения;

— центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий;

— дом ночного пребывания;

— иные организации, осуществляющие полустационарное Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность по предоставлению социальных услуг. Социальная услуга — действие по оказанию постоянной/периодической/разовой помощи, в том числе срочной, для улучшения условий жизнедеятельности человека и/или расширения возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

Социальное обслуживание на дому — деятельность по предоставлению социальных услуг получателям в месте проживания, направленная на улучшение условий их жизнедеятельности.

— центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов;

— специализированная служба социально-медицинского обслуживания, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов;

— центр социальной помощи;

Социальное обслуживание на дому — деятельность по предоставлению социальных услуг получателям в месте проживания, направленная на улучшение условий их жизнедеятельности.

4. Организации, предоставляющие срочные социальные услуги :

— служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи;

— иные организации, осуществляющие срочное Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность по предоставлению социальных услуг. Социальная услуга — действие по оказанию постоянной/периодической/разовой помощи, в том числе срочной, для улучшения условий жизнедеятельности человека и/или расширения возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.

Читайте также: