Для чего учеба для военных пенсионеров

Приложение N 1
к приказу Министра обороны РФ
от 21 октября 2015 г. N 630

Порядок
и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту

I. Общие положения

1. Профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее - профессиональная переподготовка, военнослужащие соответственно), осуществляется военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее - образовательная организация) по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки продолжительностью до четырех месяцев*(1).

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации*(2).

Срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов*(3).

2. Профессиональная переподготовка проводится по очной, очно-заочной и заочной формам обучения.

3. Освоение программ профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно.

Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Диплом о профессиональной переподготовке выдается на бланке, образец которого устанавливается образовательной организацией*(4).

II. Порядок профессиональной переподготовки

4. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей*(5):

увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не ранее чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока контракта с учетом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы;

увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - при наличии заключения военно-врачебной комиссии о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации*(6) о проведении организационно-штатных мероприятий.

В рапорте военнослужащий указывает: воинское звание, фамилию, имя и отчество, занимаемую воинскую должность, дату рождения, общую продолжительность военной службы в календарном исчислении (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), уровень образования, имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию, выбранную программу обучения, основание, по которому он имеет право пройти профессиональную переподготовку, а также служебный телефон. К рапорту прилагаются копии документов об образовании.

5. В воинской части составляются:

списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях (далее - списки) (приложение N 1 к настоящему Порядку);

сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях (далее - сведения) (приложение N 2 к настоящему Порядку).

Из воинской части списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения - в порядке подчиненности в кадровый орган вида Вооруженных Сил, военного округа, Северного флота, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления (далее - кадровый орган).

6. Кадровым органом на основании представленных воинскими частями сведений формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку в образовательных организациях, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны.

Расчет распределения учебных мест в образовательных организациях (далее - расчет распределения) разрабатывается Главным управлением кадров Министерства обороны по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации высылаются в кадровые органы.

7. По мере поступления списков и выписки из расчета распределения образовательная организация формирует учебные группы.

С учетом установленных сроков начала обучения и порядка формирования учебных групп руководство образовательных организаций высылает в воинские части письменные уведомления, в которых указываются форма профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения.

8. Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная форма обучения в образовательной организации, командир (начальник) воинской части выдает направление (приложение N 3 к настоящему Порядку) и издает приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку.

Направленные на профессиональную переподготовку военнослужащие прибывают в образовательные организации к установленному сроку.

Военнослужащим, которым уведомлением определена заочная форма обучения, кадровый орган доводит сроки начала и место прохождения профессиональной переподготовки, которые устанавливаются им по согласованию с руководителем образовательной организации.

9. Военнослужащие, направляемые на профессиональную переподготовку, включаются в списки, которые представляются командиром (начальником) воинской части в кадровый орган в порядке подчиненности.

Кадровым органом на основании этих списков формируются сведения о численности военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, которые представляются в Главное управление кадров Министерства обороны.

10. Военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от воинских частей.

11. Расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов образовательной организации.

12. При завершении профессиональной переподготовки военнослужащих образовательные организации представляют в Главное управление кадров Министерства обороны отчет за каждый выпуск.

13. Контроль за порядком и условиями направления военнослужащих на профессиональную переподготовку возлагается на руководителей кадровых органов.

III. Условия профессиональной переподготовки

14. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется при условии общей продолжительности их военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями*(7).

Продолжительность обучения военнослужащих определяется учебным (тематическим) планом и технологией реализации программы профессиональной переподготовки.

15. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку только по одной из гражданских специальностей и только в одной образовательной организации.

После обучения военнослужащего кадровые органы производят запись о прохождении профессиональной переподготовки с указанием полного наименования образовательной организации, номера диплома и даты его выдачи в послужном списке личного дела военнослужащего.

*(1) Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

*(2) Пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам).

*(3) Пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

*(4) Пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

*(5) Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(6) Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами.

*(7) Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".


В отличии от гражданских подавляющее большинство военнослужащих увольняются со службы в возрасте 40. 50 лет. Возраст вполне работоспособный. Да и в отличие от высокоразвитых стран, на одну пенсию военнослужащего в нашей стране прожить сложно, а часто и просто невозможно.

Чем же заниматься, куда пойти работать? Небольшой части военнослужащих, после увольнения в запас, на хорошую работу помогают устроиться родственники или знакомые. Некоторые "молодые" военные пенсионеры имеют специальность (финансисты, программисты, юристы. ), которая постоянно востребована на гражданке.

Значительному же большинству, после увольнения в запас, приходится обучаться (или работать и параллельно обучаться) совершенно новой профессии. Конечно, образование, опыт работы с людьми, часть приобретенных за время службы в вооруженных силах навыков очень помогают ускорить процесс адаптации к гражданской жизни.

Существует много частных (платных) и государственных (почти бесплатных) курсов (программ) переподготовки военных кадров по гражданским специальностям (наличие такой системы предусмотрено законами РФ). Но, необходимо учитывать, что чем моложе военный пенсионер, тем ему легче выбрать специальность, и, наоборот, чем ему больше лет (особенно после 50), тем труднее определиться с будущей профессией. Если Вам менее 45 лет, то переподготовка - это хороший, а может быть и лучший вариант для большинства военных пенсионеров с дальнейшей перспективой роста по гражданской карьерной лестнице.

Очень важно, до момента оплаты обучения, убедиться в надежности конкретных курсов переподготовки, особое внимание при этом уделить вопросу гарантий трудоустройства после окончания курсов.

Полезное замечание. В период перехода с военной на гражданскую жизнь приходится, как правило, очень часто использовать телефон. При этом надо помнить, что телефонные звонки на военной службе сильно отличаются от деловых звонков в гражданской жизни. Если в армии звонок начальника подчиненному (или наоборот) воспринимается как продолжение служебных взаимоотношений и трубку бросить нельзя, то на гражданке, особенно когда приходится звонить незнакомым или мало знакомым людям, надо обязательно соблюдать определенные правила.

У немалой, самой активной части увольняющихся в запас, есть сильное желание заняться своим делом: стать индивидуальным предпринимателем или зарегистрировать компанию. Бояться этого не стоит, но особенности такой работы, а точнее образа жизни, надо представлять хорошо. В случае такого выбора, еще на подготовительном этапе, надо определиться с видом деятельности (смотри классификатор), подобрать команду, оценить первоначальные затраты на помещения, персонал, товар (сырье), организацию логистики.

По этим вопросам написано очень много хороших книг, в том числе очень больших и толстых, бесконечный объем соответствующей информации в Интернете, множество обучающих курсов и программ для будущих и уже состоявшихся бизнесменов, но все же. В этой рубрике будут помещаться статьи, которые помогут будущим бизнесменам сделать правильный выбор и избежать ряда распространенных ошибок, а также снять психологические барьеры перед деятельностью частного предпринимателя.

Ряд статей будет посвящен теме индивидуального предпринимательства. Тем же, кто решил зарегистрировать свою компанию, надо заранее понимать, что это сложнее (даже ООО, не говоря уже о ОАО или ЗАО), чем стать индивидуальным предпринимателем. А если учредителей при этом несколько, то без помощи грамотного юриста или специализированной компании не обойтись.

В заключении этой статьи важно отметить, что достаточно много военных пенсионеров начинают свою гражданскую жизнь с сетевого маркетинга (MLM). Газеты и Интернет (даже объявления на столбах) пестрят объявлениями типа: требуется помощник руководителя. Деньги предлагаются большие. Но надо знать, что даже в серьёзных сетевых компаниях заработок не приходит сразу, и чтобы начать получать достаточные для жизни деньги может пройти много месяцев, а скорее всего лет. А на первом этапе, который может длится много месяцев, а в большинстве случаев лет, наоборот, требуется вкладывать средства.

Но чаще "молодые" военные пенсионеры попадают в руки мошенников из финансовых пирамид, которых нынче развелось много (в том числе и в Интернете). Чтобы не попасть в руки мошенникам будут представлены статьи и по вопросам сетевого маркетинга. Статья по этому вопросу поможет Вам определить свою предрасположенность к занятию сетевым маркетингом. И, если Вы сможете дочитать её до конца и в душе примите атмосферу сетевого бизнеса, то можете выбрать и этот вариант деятельности.

Автор сайта долгое время был связан с классическим и сетевым бизнесом и может ответить на многие вопросы по этой теме. Задавайте вопросы в комментариях и на блоге. Присылайте свои статьи, файлы, ссылки.

Как же складывается ситуация с трудоустройством военных пенсионеров? Продолжение следует.

4 ответа на Что делать на пенсии?

Владимир : 02.02.2011
Если за 50 – тебе на работу трудно устроиться.

nikolaj : 24.03.2011
Олег Алексеевич, полковник запаса, полностью прав, этого надо добиваться всем военным пенсионерам, а не сидеть и ждать, как это делал патриот своей страны В.И. Илюхин.

Александр : 02.04.2011
А я до сих пор не могу понять с какого я, получающий и так невысокую зарплату и заслуженную военную пенсию – должен еще весомую часть – 13% этой зарплаты отдавать государству в виде налога? Отмена этого побора с работающих военных пенсионеров и была бы им существенной доплатой к пенсии.
А еще я считаю, что реально надо надеяться на себя и товарищей, а не на помощь “свыше”. Хотелось бы иметь сайт военных пенсионеров по городам, помогающий своим собратьям найти работу. К примеру пригласить единомышленников в свою команду, если ты начальник – тебе всегда нужны подчиненные – пригласи бывших военных. Или подсказать где есть хорошая работа… По-моему это реальная помощь друг другу… Кстати, может что-то подобное уже есть? Кто знает?
Я вот могу предложить работу контролера на объектах особой важности в Петербурге, правда зарплата небольшая – 10000р за 7,5 смен, зато беру и 60-летних, главное здоровье и надежность. Опять подержите в руках ПМ! — тел. 8-905-264-57-92

Очень правдивая и своевременная постановка вопроса, но каким образом её воплотить в жизнь, если везде глухая стена по этим вопросам, даже среди нашего высшего военного руководства. Сколько уже было митингов, писем президенту, премьеру, а внятного ответа до сих пор нет на эти все вопросы. Я уже 2 раза писал премьеру, по поводу страховой части, когда он общался с народом, но ответа никакого, хотя было сказано, что на все вопросы будут ответы.

Краткое содержание:


Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости

Массовое обсуждение новой реформы по сокращению вооруженных сил Российской Федерации на 10% (примерно 100 тысяч человек) и оптимизации расходов МВД России 2020-2021 привлекло внимание Президента РФ В.В. Путина. Никаких решений о сокращении финансирования министерства обороны и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. О том, что сказал Президент РФ В.В.Путин касательно реформирования и оптимизации силовых ведомств Российской Федерации, зарплатах и поощрениях сотрудников органов правопорядка и безопасности в 2020-2021 году — читайте на портале «ДЕЖУРКА».

Напомним, что Минобороны России посчитало неприемлемым предложение Минфина России по сокращению численности Вооруженных сил страны. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на официальное заявление военного ведомства от 20 октября 2020 года. «В Минобороны России внимательно проанализировали содержание предложений, подготовленных Минфином России, по сокращению численности Вооруженных сил и изменению отдельных положений системы социальных гарантий военнослужащих. В Совет безопасности Российской Федерации направлена мотивированная позиция о неприемлемости данных предложений и отсутствии их поддержки со стороны руководства военного ведомства», — заявили «Известиям» в Минобороны.

Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости на декабрь 2020 года.

Отмечается, что на текущий момент численность и структура ВС страны установлены президентом и определены исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства. По мнению Минобороны, предложение Минфина России по сокращению должностей приведет к нулевому экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность.

Напомним, что Минфин России в октябре 2020 года направил в Совет безопасности проект реформы по сокращению военнослужащих в 2021 году, основанный на оптимизации бюджета, сообщает газета «Известия» со ссылкой на копию документа. Как сообщили источники издания в Министерстве обороны, военное ведомство действительно получало предложения Минфина. В первую очередь, в нововведениях предлагается сократить штатную численность военнослужащих на 10 процентов. Как пишет «Лента. Ру», исходя из того, что в указе Президента РФ В.В.Путина от 2018 года численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек, Министерство финансов РФ подразумевает сокращение 100 тысяч должностей. О последних новостях реформы и кого коснется сокращение — читайте НИЖЕ.

Урезать штат Вооруженных сил, согласно планам Минфина, следует за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу лиц, не связанных с выполнением боевых задач, то есть медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.

Другой способ экономии, предложенный Минфином, — увеличение сроков использования вещевого имущества или его замена денежной компенсацией. Более того, как пишет издание, в случае досрочного расторжения контракта военнослужащему придется возместить стоимость военной формы «пропорционально сроку носки».

Реформирование может отразиться и на питании военнослужащих. Минфин предлагает обеспечивать им контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.

Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет.

Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

«Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт.

Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке.

Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников.

Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД.

Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России.

Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств.

Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин.

Бюджет Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов.

Вплоть до 1 октября пенсии военным будут начисляться в прежнем объёме.

Глава комитета по обороне Владимир Шаманов выступил с предложением перенести срок индексации на более раннюю дату, чтобы инфляция не опережала рост выплат. Однако официально это предложение не было внесено в Госдуму. В 2021 году пенсии военных снова вырастут. На этот раз индексация составит 4%. Также в текущем году для них повысятся гражданские пенсии по старости. Для тех военных, которые достигли возраста завершения трудовой деятельности, страховая часть выплат вырастет на 6,6%, информирует портал live24.ru

Еще не так давно действовал закон о том, что военные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников. Рост был запланировал в 2% — ежегодно, начиная с 1 января 2013 года. Однако в 2015 году действие этой нормы было приостановлено. Депутаты решили продлить «заморозку» до 1 января 2021 года. До этой даты сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68%.

Как работает система социальных гарантий в армии

Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны.

Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства.

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как:

реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим;

постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты;

охрану здоровья и самой жизни военнослужащих;

иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы.

Повышение зарплат и пенсий

Если говорить в целом, то на социальное обеспечение военнослужащих государство направит в течение 3 лет немалую сумму в размере 113 миллиардов рублей. При этом уже предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия, которая в текущем 2020-ом году (это произойдёт с 1 октября) будет равна трем процентам, а в последующие два года зарплаты вырастут дважды на 4%..

Благодаря этому заработная плата военных вырастет больше, чем на 10%. Вырастут и пенсии. Так с 1 октября текущего года средний размер военной пенсии увеличится и станет равен 26 968 рублям.

А что с призывниками? Их оклад повысят до 2 тысяч рублей в месяц (напомним, что они в принципе в это время находятся на полном армейском довольствии). И здесь есть свои нюансы. Если раньше оклад срочника полностью зависел от должности (к примеру, старшина батальона имел 1800 рублей, а пулемётчик чуть больше тысячи, то теперь установлен единый оклад для всех призывников вне зависимости от занимаемой должности. Такое решение стало итого семилетнего эксперимента Министерства обороны России.

Готовится и ещё одно решение, которое предусматривает определенные надбавки для военнослужащих по призыву. Так выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья (если речь идёт о мирном времени, к примеру, обезвреживание бомб, спасательные и водолазные работы), предусматривают надбавку в 50%.

Есть одно новшество и для контрактников рядового состава – им теперь будут платить «подъёмные» точно также, как офицерам и прапорщикам.

Медицинское обеспечение

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Жильё и ипотека

Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.



В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и гражданских образовательных организациях высшего образования (далее – гражданские образовательные организации) с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения имеют:

  • офицеры, проходящие военную службу по контракту (далее – офицеры);
  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет (далее – военнослужащие по контракту).

Военнослужащие по контракту, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, права на обучение в гражданских образовательных организации не имеют.

Обучение офицеров и военнослужащих по контракту в гражданских образовательных организациях с освоением образовательных программ по очной форме обучения Федеральным законом не предусмотрено.

Военнослужащие по контракту имеют право на обучение на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет
средств федерального бюджета освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения. Перечень указанных образовательных организации утверждается соответствующим приказом Минобрнауки России. Перечни федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2014/15 и 2015/16 учебные годы утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона порядок обучения в гражданских образовательных организациях офицеров и военнослужащих по контракту определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок для офицеров установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1156 «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения», для военнослужащих по контракту – постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1155 «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения» (далее – постановления).

В соответствии с постановлениями учебные отпуска и другие социальные гарантии в связи с обучением в гражданских образовательных организациях (далее – социальные гарантии) предоставляются офицерам и военнослужащим по контракту (далее – военнослужащие) при условии получения ими образования соответствующего уровня впервые, а также при обучении по направлению Минобороны России.

При определении уровня образования, имеющегося у военнослужащего, следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

  • по программам бакалавриата или программам специалитета – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
  • по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
  • по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки – лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
  • по программам подготовки научно-педагогических кадров – лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Учитывая, что частью 5 статьи 10 Федерального закона об образовании уровни образования «специалитет» и «магистратура» отнесены к одному уровню высшего профессионального образования, лица, имеющие диплом специалиста и обучающиеся по программам магистратуры, считаются получающими образование соответствующего уровня повторно.

В соответствии с частью 15 статьи 108 Федерального закона об образовании обучение военнослужащих, имеющих высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «дипломированный специалист», по программам магистратуры не является получением ими второго высшего образования.

Офицерам, окончившим военные образовательные организации высшего образования с полной военно-специальной подготовкой в период до 2015 года, присваивалась квалификация «дипломированный специалист». С 2016 года указанным гражданам будет присваиваться квалификация «специалист».

Так, у военнослужащих, являющихся дипломированными специалистами, в дипломе в графе «квалификация (степень)» будет содержаться запись, например: «инженер по строительству и эксплуатации зданий и сооружений», «инженер по эксплуатации колесных и гусеничных машин», «учитель истории и обществоведения» и т.д.

У военнослужащих, имеющих квалификацию «специалист», в дипломе об образовании будет содержаться запись «специалист».

Постановлениями установлены следующие социальные гарантии для военнослужащих:

1. Учебные отпуска для прохождения:

  • вступительных испытаний при поступлении в гражданские профессиональные образовательные организации – 10 календарных дней; вступительных испытаний при поступлении в гражданские образовательные организации высшего образования – 15 календарных дней;
  • итоговой аттестации на подготовительных отделениях гражданских образовательных организаций высшего образования – 15 календарных дней.

2. Учебные отпуска успешно осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования для прохождения:

  • промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе – по 40 календарных дней;
  • государственной итоговой аттестации – до 2 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования.

3. Учебные отпуска успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы магистратуры или программы специалитета в гражданских образовательных организациях высшего образования для прохождения:

  • промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе – по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней);
  • государственной итоговой аттестации – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования.

4. Возможность прохождения аттестации в другое время при невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (далее – мероприятия).

При определении перечня мероприятий следует руководствоваться приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих».

Документом, подтверждающим участие военнослужащего в мероприятиях, является справка, выдаваемая командиром воинской части (руководителем организации), в которой военнослужащий проходит военную службу.

Военнослужащим, имеющим право на предоставление социальных гарантий, социальные гарантии предоставляются вне зависимости от того, за счет каких средств они обучаются (собственных или на бюджетных местах).

Военнослужащим, одновременно обучающимся в двух и более гражданских образовательных организациях, социальные гарантии предоставляются только в связи с обучением в одной из гражданских образовательных организаций (по выбору военнослужащего).

Порядок предоставления социальных гарантий, установленный постановлениями, применяется независимо от даты поступления военнослужащего на обучение.

Читайте также: