Добиться через суд военной пенсии

После обновления законодательства в сфере пенсий в 2020 г, увеличено число категорий граждан, которым полагаются дополнительные начисления к выплатам. Добавлена ежемесячная доплата к пенсии военным пенсионерам в размере почти 5 тыс. руб.

Для оформления прибавки пенсионерам не нужно подавать заявление в местное отделение Пенсионного Фонда. Выплата автоматическая, но полагается не всем гражданам.


Законы, регулирующие вопрос

Начисление дополнительных средств пенсионерам регулируется несколькими законодательными нормами:

  • №4468 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц»;
  • №698 ФЗ «Об изменениях в ПА»;
  • Указ Президента №610;
  • №76 ФЗ «О военнослужащих»;
  • №53 ФЗ «О воинской обязанности».

Согласно перечисленным выше нормативам, военные пенсионеры могут рассчитывать на регулярные дополнительные выплаты и индексацию суммы ежегодно. Надбавки не облагаются подоходным налогом.

В 2020 г увеличение пособий бывшим военнослужащим за счет индексации составило 4%. К концу года планируется повышение еще на 2%. Всего эта категория граждан получит на 6% больше средств, чем в прошлом году. Несмотря на то, что повышение меньше инфляции, военные пенсионеры почти не почувствуют ухудшения материального положения.

Кто может претендовать на доплату 4900 рублей

Доплата 4900 рублей военным пенсионерам положена, если трудовой стаж наработан в подразделениях:


Банковский кредитный эксперт

За 1 минуту! Рассчитаем переплаты на калькуляторе. Предложим море выгодных предложений по займам, кредитам и картам, очень гибкие условия. Попробуем?)

  • Контроль и борьба с наркотрафиком;
  • Подразделения уголовного производства, исполнения;
  • Пожарные службы;
  • Росгвардия;
  • ОВД;
  • ВС.

Надбавки возможны только при условии отработки стажа, достаточного для выхода на пенсию в этой конкретной профессии. Если трудовой стаж недостаточный, прибавка начисляться не будет. В частных случаях дополнительное начисление средств гражданину рассматривается индивидуально. Например, уход со службы – следствие боевой травмы, получения инвалидности и т.д.

Существуют и другие категории льгот, доплат, но они отличаются по размеру. Конкретно эта добавка предназначена только для бывших военнослужащих и только в перечисленных специальностях/подразделениях.

Доплата военным пенсионерам по инвалидности


Помимо выплат в размере 4900 руб., в 2020 г доплаты военным пенсионерам предусмотрены по инвалидности. Дополнительные начисления существуют для следующих категорий граждан:

КатегорияРазмер прибавки
Инвалидность 1 группы100%
Старше 80 лет100%
Инвалидность 1-2 группы + иждивенцы32-100%
Участвовал в военных действиях32%
Участвовал в военных действиях, старше 80 лет100%
Инвалидность – следствие боевой травмы по достижению пенсионного возраста100%
Участник ВОВ250%

Льготы индексируются вместе с пенсионными начислениями. Дополнительно начисляемые средства рассчитываются из основного размера социальной пенсии.

Законом не установлена конкретная дата перечисления основных и дополнительных средств пожилым гражданам. Главное условие – деньги должны поступать каждый месяц. Сроки выдачи пособий разнятся в регионах страны.

Доплата военным пенсионерам за несовершеннолетних детей в 2020 году

Повышение выплат положено гражданам, которые содержат несовершеннолетних детей или студентов очных отделений институтов. Надбавка может составлять до 200% от суммы социальной пенсии. Размер доплаты зависит от условий:

  • На несовершеннолетних детей 32%;
  • На детей с инвалидностью 1-2 группы 200%;
  • При потере 2-х родителей или кормильцев 200%.

Закон о ежемесячной доплате пенсионерам распространяется только на определенных граждан. Основные условия: прохождение службы в подразделениях из перечня выше, достижение преклонного возраста и наработка трудовых лет.

Прибавки рассчитываются, независимо от региона проживания получателей. Коэффициенты устанавливаются правительством и/или местными органами власти, индексации и начисления автоматические. В этом году изменен понижающий коэффициент, распространяется на значительное количество стариков.

Дополнительные льготы

В содержание пожилых граждан входят не только дополнительные денежные начисления. Пенсионерам разных категорий полагаются:

  • Выделение жилплощади, дачных или земельных участков. Если на иждивении есть несовершеннолетние дети, возможно участие в строительном кооперативе без очереди.
  • Обследование и лечение в военных госпиталях. Бывшие военнослужащие обеспечиваются бесплатными медицинскими препаратами.
  • Льготный проезд на общественном транспорте. Предоставляются бесплатные поездки с возобновляемым лимитом 1 раз в месяц.
  • Скидки на жилищно-коммунальные услуги.

Помощь пенсионерам оказывается разным способами. Узнать точный список скидок, льгот, доплат можно в местном отделении ПФР. На некоторые добавочные начисления нужно подавать отдельное заявление.

Порядок начисления прибавок


Доплата к военной пенсии ветеранам боевых действий и военнослужащим начисляется из федерального бюджета страны. Во все субъекты передаются средства для военных пенсионеров, эти выплаты не зависят от региональных политик.

Порядок передачи средств максимально упрощен для граждан. Никаких заявлений, документов, посещения инстанций не требуется, если выход на пенсию проходил до 1 февраля 2020 года. Служащие, продолжающие работать после этого срока, будут обязаны предоставлять полный пакет документов в Пенсионный Фонд.

Начисление новых прибавок тоже проходит с февраля 2020 г. Помимо ежемесячных отчислений, бывшие военнослужащие получают разовую помощь в начале года в размере 5 тыс. руб.

Прибавки полагаются даже работающим пенсионерам. Важно, чтобы гражданин наработал трудовой стаж в одном из подразделений, подпадающих под льготные условия. Наличие заработной платы, других источников дохода – не препятствие к начислению пособия. Если у военнослужащего есть стаж в гражданской сфере, он может также претендовать на начисление обычной трудовой пенсии.

Пенсионный фонд массово уменьшает пенсионные выплаты военнослужащим. Его подразделения стали применять закон «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», вступивший в силу в начале 2018 года, не только к новым пенсионерам, но и к тем, кто ушел в отставку до 2018 года.

Фактически ПФ сокращает пенсионную выплату с 83% денежного обеспечения до 70%. Это подтверждается фактами дела №240/5401/18, которое в этом месяце рассматривалось в Большой палате Верховного суда (БП-ВС). Юристы уверены, что дело не правовой безграмотности работников Пенсионного фонда, которые не знают, как правильно выполнять действующее законодательство. А в желании ПФ при любой возможности поменьше заплатить пенсионерам.

«В нашу компанию часто обращаются за помощью бывшие работники МВД, которые также жалуются на Пенсионный фонд. Он делает все, чтобы недосчитать людям пенсию, часто нарушая национальное законодательство. По такому же принципу в ПФ действуют и тогда, когда уплачиваются сборы с разных операций: у нас был случай, когда мы спорили по клиентскому делу об уплате сбора с покупки недвижимости. По всему видно, что Пенсионный фонд работает по принципу: больше собрать средств и меньше их потратить. Там знают, что нарушают законы, и открыто говорят — «идите в суд, по его решению заплатим». А это дополнительные расходы и 3-6 месяцев времени», — рассказал «Стране» адвокат, управляющий партнер юридической фирмы Можаев и партнеры Михаил Можаев.

Чтобы получить законные выплаты, пенсионеры вынуждены судиться с Пенсионным фондом, и выигрывают такие тяжбы.

Так случилось и в вышеупомянутом деле (№240/5401/18) — Верховный суд обязал региональное (Житомирское) подразделение ПФ правильно пересчитать пенсию военнослужащему. В размере 83%, а не 70% денежного обеспечения.

«Действия Пенсионного фонда были признаны противоправными, и его обязали пересчитать выплату. Что очень важно: данное дело было признано образцовым. То есть органы ПФ и суды низших инстанций обязали в аналогичных случаях становится на сторону людей и правильно пересчитывать размер пенсии. В теории подобные споры должны решаться в пользу пенсионеров еще на уровне Пенсионного фонда. Однако, к сожалению, его работники часто нарушают законы и судебные предписания, когда речь идет о больших выплатах. Тотальное безобразие. Потому украинцам наверняка придется ходить по судам, чтобы получить законные пенсии. Единственная хорошая новость — после вышеупомянутого решения БП-ВС, суды должны принимать решения в их пользу», — заверил «Страну» старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Согласно постановлению Большой палаты Верховного суда по делу №240/5401/18, обстоятельствами образцового дела по пересчету военных пенсий признаны следующие три признака: 1. Истец является лицом, которому назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». 2. Ответчиком является соответствующее Главное управление Пенсионного фонда Украины, на учете в котором состоит истец. 3. Предметом спора являются изменение процентного значения размера пенсии при осуществлении ее перерасчета с 1 января 2018 года на основании постановления Кабмина от 21 февраля 2018 года №103 в связи с повышением сумм денежного обеспечения, которые определены по состоянию на 1 марта 2018 в соответствии с постановлением Кабмина от 30 августа 2017 года №704.

Юристы считают, что работники Пенсионного фонда начнут выполнять требования судов только в одном случае.

«Нужно серьезно ужесточить персональную ответственность. То есть ответственность не ПФ в целом, а его работников. Чтобы они выплачивали судебные неустойки по проигранным спорам. А еще лучше — чтобы одновременно привлекались к уголовной ответственности. Только это может заставить выполнять действующее законодательство, и прекратить творящийся произвол. Боюсь, иначе проблему не решить. Пенсионерам продолжат занижать выплаты в нарушение законов и подзаконных актов», — заключил Кравец.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

В предыдущей статье мы предоставили информацию об условиях выхода военнослужащих на пенсию по выслуге и инвалидности, а также по смешанному стажу. Военнослужащие становятся пенсионерами в работоспособном возрасте, поэтому продолжают либо служить в воинских частях и других органах, либо выходят в отставку и работают по гражданским специальностям. До достижения пенсионного возраста они приобретают общий страховой стаж, который дает право на получение второй (гражданской) пенсии. В отличие от военной пенсии, ее обеспечивает Пенсионный фонд РФ.


Кому положена вторая пенсия

Военному пенсионеру очень важно, выйдя в отставку и занявшись ИПД или оформившись на работу на предприятие любого вида собственности, встать на учет в системе обязательного пенсионного страхования. Индивидуальная карточка личного страхового счета станет главным документом при обращении в отделение ПФ для начисления пенсии.

Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:

  • Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности или по военная пенсия по смешанному типу.
  • Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.
  • Важно! Если страховые взносы платились при работе на предприятиях, где предусмотрен льготный, более ранний, выход на пенсию, то соответственно понижается и возраст военных пенсионеров.
  • Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г..
  • Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.

Важно! Если у пенсионера к достижению общего пенсионного возраста не накоплено необходимой суммы баллов, он не имеет права на вторую пенсию.


Как начисляется вторая пенсия

Рассчитать сумму второй пенсии, зная количество накопленных баллов и стоимость одного балла (на день назначения пенсии).
РП (размер пенсии) = КИБ (количество баллов) х СБ (стоимость одного индивидуального пенсионного балла).
В 2021 г. один ИПК будет равна 98 рублей 86 копеек.

Сколько баллов может быть начислено Вам за 2018 год?

Введите размер ежемесяч-
ной з/п до вычета НДФЛ:

Результаты расчета

Какие документы нужно предоставить в ПФ

Обращения граждан о назначении гражданской пенсии рассматриваются при наличии следующих документов:

  • Паспорта гражданина Российской Федерации (может быть заменен иным документом о регистации);
  • СНИЛС (карточка страхового свидетельства);
  • Пенсионного удостоверения военного пенсионера или документ, заменяющий его;
  • Трудовой книжки;
  • При наличии стажа, имеющегося до даты регистрации в СПС, но не учтенного в трудовой книжке, справка из архивов или от работодателя;
  • Если имеется стаж до 2002 г. - справка о ЗП за 60 месяцев, следующих последовательно;
  • Информация с подтверждающими документами об иждивенцах.



Комментарии

Здравствуйте!
Я, Рафалко Александр Константинович, 02.04.1958 года рождения, страховое свидетельство № 134-782-016-58 работаю полным рабочим днем с 05 марта 2005 года по настоящее время в качестве ведущего инженера электросвязи участка систем проводной связи Заполярного цеха связи филиала «Управление связи» ООО «Газпром добыча Ямбург» ПАО «ГАЗПРОМ», которое находится на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, относящейся к районам Крайнего Севера.
В указанный период к заработной плате применяется районный коэффициент 1,8. Метод работы вахтовый с выработкой годовой нормы рабочего времени. Я еще являюсь бывшим военнослужащим с выслугой 28 календарных лет в различных военных округах и службу закончил в ВС Республики Беларусь. По последнему месту службы была оформлена военная пенсия.
Я гражданин Республики Беларусь, зарегистрирован и проживаю в г. Минске. В России у меня имеется регистрация по месту пребывания, и то только на время продолжительности вахты. 02 апреля 2018 года мне исполняется 60 лет, в связи с чем работодатель оформил первичные документы для обращения по месту жительства за назначением пенсии.
По месту жительства в Минске мне было сказано, что согласно действующего законодательства Республики Беларусь, для военных пенсионеров гражданский стаж не учитывается и пенсия не положена. С учетом повышения пенсионного возраста право на пенсию по старости для меня наступит в 61,5 лет. Так же было сказано, что я могу подать заявление со всеми другими положенными документами, которые будут высланы в ПФР по адресу г. Москва, ул. Шаболовка д.4 для принятия решения по назначению мне пенсии в России.
Прошу уточнить мои действия в сложившейся ситуации по назначению мне пенсии.
Мои номера телефонов:
- в РФ +79822692676 – сотовый, 83494962058 – рабочий
- в РБ +375293024472
A-Rafalko
yandex.ru – адрес электронной почты

С уважением, Рафалко Александр Константинович

Вычеты из военной пенсии по исполнительному листу или другому исполнительному документу производят, как правило, при наличии долгов: по кредитам и налогам, при неуплате услуг ЖКХ, по электро- и газоснабжению, по невыплате алиментов. При этом сумма средств, подлежащая удержанию в счет оплаты алиментов, зависит от количества детей, находящихся на содержании.

По решению органов пенсионного обеспечения удержание может быть из-за переплаты пенсии, в связи с предоставлением ложной информации гражданином при ее установлении, при ее пересчете и при непредставлении информации об обстоятельствах, которые влекут изменение размера или же вообще прекращение выплаты. По судебному решению удержание может быть в тех ситуациях, когда есть переплата пенсии, а выплата ее прекратилась.

  • Размер вычета по исполнительному листу и по решению суда может быть не больше 50% от величины военной пенсии.
  • При большом количестве задолженностей — не больше 70%.
  • Размер вычета по решению органов пенсионного обеспечения может быть не больше 20% от суммы пенсии.

Могут ли удерживаться суммы с военной пенсии?

На сегодняшний день есть несколько причин производить удержание из пенсионного обеспечения военного.

  • Одна из причин — нежелание гражданина в добровольном порядке сделать возврат денежных средств. Зачастую денежные средства удерживаются у граждан, которые не предоставили своевременно информацию, влияющую на величину пенсионных выплат или же на факт их получения (т.е. когда лицу пенсию переплатили).
  • Еще одна категория граждан — это граждане, имеющие задолженность перед какой-либо организацией, государством, перед детьми (в виде алиментных обязательств) или же другими нетрудоспособными лицами, которых должны материально обеспечивать, но не производят выплаты.

Алименты с пенсии военнослужащего

Согласно Семейному кодексу РФ, мужчина и женщина (супруги), имеющие общих детей, должны в равной мере их обеспечивать. Поэтому после расторжения брака (а иногда и в браке) у одного из родителей возникают алиментные обязательства.

На основании чего проводятся удержания?

Удержание из пенсии является одним из методов по возврату излишне выплаченных денежных средств в казну или взысканию различных видов долговых обязательств с должника. В общем случае производится оно по решению органов пенсионного обеспечения, по исполнительному листу и по решению суда.

Согласно ст. 62 закона № 4468-1, основными критериями удержания из пенсионного обеспечения военнослужащего являются:

  • решения судов о взыскании денежных средств, вследствие злоупотреблений со стороны гражданина, установленного в судебном порядке;
  • решения пенсионных органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне перечисленных пенсионеру;
  • исполнительные документы.

Порядок уплаты или взыскание через суд

Если заключено соглашение о взыскании алиментов, удержание будет происходить по схеме с обращением в пенсионные органы с заявлением на перечисление. В ситуации, когда выплата взыскивается через суд, следует соблюдать правила подачи иска.

  • Заявление со всеми необходимыми документами нужно передать в мировой суд, расположенный по месту проживания истца либо ответчика.
  • Рассмотрение занимает не больше 20 суток.
  • Решение суда вступает в силу сразу же, исполнительный лист направляется в органы пенсионного обеспечения, которые занимаются перечислением пенсий должнику.

Размер выплат алиментов

Объем удержания зависит от количества несовершеннолетних детей, которые находятся на иждивении у военнослужащего:

  • 1/4 часть дохода удерживается на одного ребенка;
  • 1/3 часть дохода — на двух детей;
  • половина от получаемого дохода — на трех и более детей.

К сожалению, встречаются злостные неплательщики алиментов, которые имеют помимо долгов в виде алиментов еще и непогашенные кредиты. Иногда случается так, что после взыскания по непогашенным задолженностям (кредитам), для взыскания сумм по алиментам у пенсионера нет средств.

Удержание переплаты (излишне выплаченной суммы) с военной пенсии

Удержания из пенсии военного осуществляются на основании решений суда, приговоров и постановлений, исполнительных надписей нотариальных контор и иных постановлений, исполнение которых происходит в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

  • Сумма пенсионного обеспечения, излишне перечисленная пенсионеру из-за злоупотребления с его стороны, может подлежать удержанию из военной пенсии на основе решения пенсионного органа ежемесячно в величине, не превышающей 20 % причитающейся к выплате военной пенсии, сверх удержаний по иным основаниям.
  • Во всех ситуациях обращения взыскания на военную пенсию за военным пенсионером сохраняется не меньше 50 % причитающегося ему пенсионного обеспечения.

В случае, когда выплата обеспечения прекращена до полного погашения задолженности по излишне перечисленным суммам, оставшуюся задолженность взыскивают через суд.

Виды пенсионного обеспечения военнослужащих

В первую очередь военные имеют право на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны РФ. В зависимости от обстоятельств это может быть пенсия:

Все виды пенсии имеют свои условия установления и порядок оформления, описанные в законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (далее закон N 4468-1). Данный закон — основной документ, который регламентирует пенсионное обеспечение для граждан, проходящих военную службу и осуществляющих иную деятельность, приравненную (в вопросах о пенсии) к военной.

При увольнении с военной службы граждане очень часто продолжают работать: кто-то занимается бизнесом, кто-то идет в наемные рабочие и т.п. Так или иначе, законодательно предусмотрен данный вариант развития событий, о чем говорит ст. 57 закона N 4468-1.

И в случае удовлетворения всем требованиям по установлению страховой пенсии по старости пенсионер, который получает выплаты по линии Министерства обороны, может рассчитывать на две пенсии: военную и страховую по старости, но без фиксированной выплаты.

Размеры пенсий военных пенсионеров

Размеры военных пенсий за выслугу лет, в соответствии ст. 14 и 15 вышеуказанного закона, рассчитываются в процентном соотношении от величины денежного довольствия (ДД) военнослужащего и привидится ниже в таблице:

Условия установления Величина выплат (от ДД) Минимальный размер (от расчетного размера) Максимальный размер (от ДД)
Выслуга ≥ 20 лет 50% + 3% за каждый год выслуги больше 20 лет 100% 85%
Совокупный стаж ≥ 25 лет (12,5 лет выслуги включая) 50% + 1% за каждый год стажа после 25 лет 100% 85%

Для пенсий за выслугу лет есть много дополнительных выплат, самые из них значимые:

  • увеличения инвалидам — в зависимости от категории и группы инвалидности от 150% до 300% от величины социальной пенсии;
  • гражданам, у которых имеется знак «Жителю блокадного Ленинграда» — от 100% до 200% от расчетного размера;
  • пенсионерам, которые не работают и имеют нетрудоспособных иждивенцев — от 32% до 100% (зависит от количества иждивенцев).

Исходя из ст. 22 закона № 4468-1, для размеров пенсий по инвалидности таблица выглядит так:

Категория инвалидов 1 и 2 гр. инвалидности 3 гр. инвалидности
Последствия военной травмы 85% 50%
В процессе службы 75% 40%

Минимальные размеры пенсии военнослужащих в зависимости от групп инвалидности:

  • от 175% до 300% от расчетного размера для инвалидов вследствие военной травмы;
  • от 150% до 250% — причиной инвалидности является заболевание, полученное на службе.




Условия назначения пенсии военнослужащим

Военные могут претендовать сразу на две пенсии. Основания для их назначения разные, считаются они по-разному, поэтому имеет смысл говорить о них по отдельности.

1. Пенсия за выслугу лет

Для нее нужно удовлетворять одному из двух условий:

  • на момент увольнения отслужить не меньше 20 лет$

  • достичь 45-летнего возраста, иметь общий трудовой стаж не меньше 25 лет, из которых не меньше 12,5 составляет военная служба; при этом уволиться человек должен по достижении предельного возраста для службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

2. Пенсия «по старости»

После службы в армии многие успевают поработать и на гражданке. Это значит, что работодатель платит за них страховые взносы, а они сами имеют право на пенсию. Условия для ее получения такие же, как для всех россиян:

  • достижение пенсионного возраста — в 2020 году это 60,5 лет для мужчин и 55,5 лет для женщин$

  • наличие достаточного страхового стажа — в 2020 году не менее 11 лет$

  • наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) — в 2020 году не меньше 18,6.

Поскольку второй вид пенсии для военных ничем не отличается от всех остальных граждан, сосредоточимся на пенсии военнослужащим за выслугу лет.

Размер пенсии военнослужащим

Пенсия военнослужащего зависит от размера его денежного довольствия во время службы. А также от выслуги лет и так называемого понижающего коэффициента. О них ниже, а пока давайте разберемся с размером денежного довольствия. Оно складывается из двух величин.

1) Оклад по воинской должности (другой название — тарифный разряд). Вот оклады, действующие с 1 октября 2019 года.

Важно отметить, что при назначении пенсии учитывается последнее звание и должность военнослужащего. Никто не высчитывает его среднюю зарплату за все годы службы.

Наверно, военные пенсионеры были бы только рады, если бы этими двумя составляющими их пенсии и ограничивались. Но есть еще два компонента, которые делают итоговый результат меньше суммы двух окладов.

3) Выслуга лет

Прослужив Родине 20 лет, военный получает на пенсию в 50% от суммы своего денежного довольствия. И за каждый следующий год — еще плюс 3%. Но установлен потолок в 85%, сколько не служи. Получается следующая градация:

  • 20 лет — 50%
  • 21 год — 53%
  • 22 года — 56%
  • 23 года — 59%
  • 24 года — 62%
  • 25 лет — 65%
  • 26 лет — 68%
  • 27 лет — 71%
  • 28 лет — 74%
  • 29 лет — 77%
  • 30 лет — 80%
  • 31 год — 83%
  • 32 года и больше — 85%.

За выслугу лет положена не только все большая часть от денежного довольствия, но и надбавка. Ее военный получает и во время службы, она же перекочевывает и в его пенсию:

  • 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
  • 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
  • 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
  • 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
  • 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
  • 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

4) Понижающий коэффициент

Согласно Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, денежное довольствие военнослужащего при назначении пенсии учитывается только в размере 54%. Но начиная с 2013 года эти проценты должны были расти на 2% каждый год, пока не достигнут 100%. То есть государство взяло на себя обязательство планомерно увеличивать выплаты военным пенсионерам.

Получается даже с опережением графика. По плану, сейчас должны были дойти только до 70%, то есть понижающий коэффициент был бы 0,7. На деле же его значение 0,7368%. Но у военных есть определенные опасения, дело в том, что коэффициент не поднимали уже два года.

Расчет пенсии военнослужащим

Понимаем, цифр много, разобраться в них непросто. На примере будет понятней.

Представим себе бравого командира полка, который отдал армии четверть века и дослужился до звания подполковника. На что он может рассчитывать?

26 034 рубля (оклад по воинской должности) складываем с 13 017 рублями (оклад по воинскому званию). Получается 39 051 рубль. Теперь прибавим к этой сумме 40% от нее же (за 25 лет выслуги). Получим 54 671 рубль 40 копеек.

Наш подполковник имеет право воспользоваться 65% от этой суммы — дело все в той же выслуге лет. То есть 32 802 рублями 84 копейками.

И последнее действие — учесть понижающий коэффициент 2020 года в 73,68%. Итого — 24 269 рублей 13 копеек.

Если приводит расчеты к какой-то формуле, получится так:

(Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию + ((Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию) х выслуга лет)) х понижающий коэффициент.

Выглядит сложно, но если один раз разобраться, все встанет на свои места.

Читайте также: