Ип военный пенсионер что платить

Законом не предусмотрены дополнительные льготы и субсидии для пенсионеров, которые принимают решение открыть свое дело при выходе на пенсию.
Порядок регистрации и открытия ИП пенсионером никак не отличается от порядка регистрации гражданами других возрастных категорий. Для всех лиц, открывающих собственный бизнес, это рядовая процедура, и она отнимает немного времени. Но для пенсионера она может показаться сложной.

Можно ли открыть ИП пенсионеру

Нарьян-Мар1 Общаться в чате Получается, что именно на первоначальный расчет размера пенсии открытое ИП не уменьшит ее размер?Нет, не уменьшает.

Как известно все предприниматели, независимо от того, работают они или нет, обязаны платить пенсионные взносы в Пенсионный фонд. С 2010 года сумма взносов составляет 1 2000 рублей в год. Было только два исключения из этого правила – взносы не уплачивают военные пенсионеры и мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. С 1 января 2010 года это положение отменено. К важной особенности можно отнести то, что фиксированную сумму нужно платить не зависимо размера доходов. К тому же размер производимых отчислений напрямую влияет на размер пенсии, когда человек достигнет определенного возраста. Расчет пенсии, которую начисляют при достижении определенного возраста, можно провести разнообразными способами.

Выбрать систему налогообложения

Положительной стороной оформления ИП является то, что пенсионер в течение всей деятельности получает законную пенсию, которая со временем будет расти (в силу уплаты страховых взносов).

Не требует сложного учета, в бюджет перечисляется 6% с дохода. ЕНВД (вмененка). Подходит для услуг. Большой перечень ограничений по видам деятельности.

Найти код ОКВЭД можно в специальном справочнике, который доступен во Всемирной паутине. Граждане, которые не могут найти справочник в интернете, могут обратиться лично в налоговую службу и попросить его.
С 2010 года сумма взносов составляет 1 2000 рублей в год. Было только два исключения из этого правила – взносы не уплачивают военные пенсионеры и мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Но может ли пенсионер открыть ИП и что для этого нужно? Стоит знать, что заниматься бизнесом может каждый начиная с 18 лет.

С 1 января 2002 года вступил в силу закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ). В соответствии со ст. 6 Закона плательщиками взносов на обязательное страхование выступают индивидуальные предприниматели. Причем платеж, который уплачивается в Пенсионный фонд, является фиксированным. Его размер составляет не менее 150 рублей в месяц (из них – 100 рублей – на страховую часть и 50 рублей – на накопительную часть). Размер фиксированного платежа рассчитывается исходя из суммы страхового года, которая утверждается ежегодным Постановлением Правительства РФ.

Если индивидуальный предприниматель — пенсионер, льготы могут использоваться? Рассматриваемый вопрос весьма актуален, так как сегодня достаточно большое количество людей в пенсионном возрасте открывают новый бизнес. Изучая этот вопрос, нужно отталкиваться от последних изменений в законе.

Кроме этого сложный учет потребует привлечения специалиста для выполнения бухгалтерской работы. Для пенсионеров, открывающих свой бизнес нет ограничений, они проходят точно такую же регистрацию, как и все остальные граждане Российской Федерации.

Нужно ли платить пенсионные взносы военным пенсионерам? №4 (91) 2010

Все пенсионеры, которые являются ИП, имеют право на перерасчет страхового объема трудовой пенсии ежегодно, учитывающий все суммы страховых взносов, поступивших на их лицевой счет.
Налоговая инспекция по закону рассматривает документы в течение 5 дней, после чего отказывает или дает согласие на регистрацию индивидуального предпринимателя гражданином. Неправильное оформление и заполнение представленных документов чаще всего является причиной отказа. Для исключения этого можно обратиться к специалистам за помощью, которые за определенную плату подготовят бумаги и оградят от дополнительных походов в регистрирующие органы.

Предоставляются ли льготы индивидуальным предпринимателям пенсионерам? В законодательной базе не прописано, что статус индивидуального предпринимателя, которым обладает пенсионер, предполагает наличие определенных льгот для упрощения бизнес-процессов. Данное положение распространяется не только на тех субъектов предпринимательства, которые только проходят регистрационные мероприятия.

На сегодняшний день практически каждый гражданин России имеет право вести предпринимательскую деятельность. Однако индивидуальному предпринимателю нужно делать взносы определенной величины за себя, часть которых обязательно отчисляется в Пенсионный Фонд России. Процедура регистрации ИП может занять немало времени и сил у пожилого человека. Если пенсионер не в состоянии самостоятельно обратиться в налоговую службу, он может воспользоваться услугами консалтинговых компаний.

Понятие страховой стаж подразумевает под собой определенный временной период, на протяжении которого производились соответствующие отчисления. К тому же не является важным, кто именно делал эти отчисления – работодатель с места официального трудоустройства или предпринимателем взносы платились самостоятельно.

Стоит учитывать, что процедура оформления ничем не отличается от стандартной и включает предоставление полной документации.

Пошаговая инструкция по открытию ИП пенсионеру

Более существенный момент при оформлении пенсии – это факт отчисления необходимых взносов в ПФР. Выплата пенсии ИП полагается с установленных законом стандартных случаях: ликвидация предприятия, достижение определенного возраста, социальная, при присвоении группы инвалидности.

До 2005 года всех вышеперечисленных предпринимателей обязывали оплачивать взносы в Пенсионный фонд. Однако 24 мая 2005 года вышло Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 г. №223-О, в котором судьи пришли к выводу, что взносы, в соответствии с законом №167-ФЗ уплачивались без предоставления плательщикам по достижении общеустановленного пенсионного возраста трудовой пенсии. А проще говоря, просто так.

Став индивидуальным предпринимателем, пенсионер имеет те же права, что и обычный гражданин, но он приобретает новый статус представителя малого и среднего бизнеса. Он не юридическое лицо, но имеет такие же полномочия, что и юридические лица в своих фирмах. У него есть право работать на нескольких предприятиях, то есть совмещать свою предпринимательскую деятельность с работой в любой организации.
Пенсионеры со статусом ИП, как и остальные предприниматели, обязаны отчислять платежи в Пенсионный Фонд и в Налоговую Службу Российской Федерации.

Есть ли льготы при открытии ИП для пенсионера

В случае самостоятельных действий будущий предприниматель пенсионер сам должен определиться с системой налогообложения и видом предпринимательской деятельности. Перед заполнением заявления необходимо выбрать из справочника ОКВЭД те виды деятельности, которыми пенсионер планирует заниматься. Желательно указать и те направления, которые откроются в перспективе, иначе придется нести дополнительные расходы с целью пополнения данного списка. Пакет документов для налоговой инспекции стандартный и включает в себя:

  • заявление по утвержденной форме №21001;
  • чек об оплате государственной пошлины
  • копии страниц паспорта и оригинал;
  • свидетельство ИНН.

Предприниматель, зарегистрированный в статусе ИП, продолжает работать. Все процессы реализуются на законном основании, в связи с чем осуществляются все необходимые выплаты. Индивидуальный предприниматель должен обратить внимание на долю пенсии. На нее начисляют страховые суммы, поэтому она увеличивается. Однако существуют и отрицательные моменты, на которые индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание.

Граждане пенсионного возраста, у которых уровень ежемесячных выплат менее суммы прожиточного минимума, установленного государством, получают специальную доплату.

Перед подачей заявления о регистрации ИП нужно рассчитать планируемый доход и налоговую нагрузку, это позволит определиться с режимом.

Перед открытием своего бизнеса вопросы налогообложения, льготы и порядок регистрации волнуют предпринимателей в первую очередь. Многие молодые бизнесмены думают, что, зарегистрировав ИП на своего пожилого родителя или родственника пенсионера, будут иметь дополнительные преимущества. Да, в зарубежных государствах активно поддерживают эти слои населения, и при открытии своего дела они имеют определенные льготы. Немало предприятий, оказывающих услуги населению, магазинов, салонов принадлежат пенсионерам. Как же работается в России индивидуальному предпринимателю пенсионеру, как обстоят дела с получением льгот при ведении бизнеса пенсионером?

Только актуальные, выгодные и доходные варианты сельского бизнеса. Каких животных лучше содержать и разводить в деревне? Что стоит выращивать? Как максимально эффективно использовать свою землю? Куда и как сбывать продукцию?

Пенсионеры, которые имели статус военных, имеют некоторые привилегии в оплате налогов на имущество, а именно это касается в частности недвижимости. В 2018 году в Налоговом Кодексе были внесены некоторые изменения, касающиеся данного вопроса. В законе имеются разъяснения по поводу категорий граждан, которые имеют право на получение льгот, а также описаны требования к имуществу, поскольку не на всю имеющуюся у пенсионера недвижимость можно применять послабления.

Особенности предоставления привилегий воинам пенсионерам

Для начала стоит отметить, что льгота применяется не по умолчанию, а только по инициативе гражданина, имеющего на это право в соответствии с законом. Налоговые послабления применяются относительно военных пенсионеров в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении», а также «О статусе военнослужащих».

Льготы имеют место практически в любой области жизни человека, но при этом сам объект имущества должен соответствовать некоторым параметрам. Кроме того, льготы предоставляются в строго определенном размере , так что это не безграничная льгота.

К категории военных пенсионеров причисляют граждан, которые получили определенные заслуги в таких сферах деятельности как Вооруженные силы страны, правоохранительные органы, органы внутренних дел, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Льготы применяют относительно владения недвижимостью, землей, а также транспортными средствами. Но в каждой категории имеются ограничения.

Относительно владения недвижимым имуществом – льготы применимы лишь к тем владениям, стоимость которых не превышает 3 000 000 рублей.

Что касается участка земли, то здесь послабление может иметь место лишь в том случае, если площадь ее менее 50 квадратных метров.

Если находящиеся во владении транспортное средство используется в предпринимательской деятельности, то права на получение послабления пенсионер не имеет.

При оформлении права на получение льготы не имеет значения место регистрации военного пенсионера, но при этом гражданам, которые зарегистрированы на определенной территории , по месту регистрации могут предоставляться дополнительные привилегии.

Налоговые послабления для военных пенсионеров

Льготы военным пенсионерам предоставляются по каждому объекту отдельно при поступлении заявления, в котором излагается просьба. При этом, если гражданин вовремя не воспользовался послаблением, то у него имеется срок исковой давности, составляющий 3 года.

Если срок истек, то обращаться в уполномоченные органы необходимо повторно. Послабления могут применяться относительно транспорта, земли, а также недвижимости.

Чтобы получить льготу необходимо соблюдать определенный порядок обращения. Что необходимо сделать пенсионеру?

  • Изучить полагающиеся льготы, проверить на соответствие требованиям свое имущество.
  • Подготовить необходимый для обращения пакет документов.
  • С собранными бумагами обратиться в ФНС.

Каждый объект имущества и полагающаяся льгота должны подаваться в отдельном заявлении.

Имущественные послабления

Что собой представляет имущественное послабление для военного пенсионера? За каждый объект, собственником которого является пенсионер, он обязан платить пошлину, налог. Если военный пенсионер имеет право на получение имущественной льготы, то он может освобождаться от уплаты обязательного сбора или размер сбора уменьшается. Кроме этого, стоит отметить, что такая льгота положена призывникам на весь период прохождения воинской службы.

Для получения льготы необходимо подать заявление в ФНС с документами, удостоверяющими личность заявителя, а также выпиской из госреестра, подтверждающей имущественные права. От заявителя могут потребоваться и другие дополнительные данные, документы. После этого требуется подождать пока заявление будет рассмотрено. Если решение вами получено, то необходимо учесть полагающуюся льготу при уплате пошлины в следующий раз.

Решение по вашему заявлению может заключаться в избавлении от уплаты налогов по объекту, в уменьшении налога или возврате уплаченного сбора. При уплате налогов в обязательном порядке учитывается вид жилого помещения , если используется налоговая льгота, то послабления могут выражаться в таких параметрах:

  • Площадь квартиры может по налогам уменьшаться на 20 квадратных метров.
  • Если у вас имеется дом, то площадь может уменьшаться на 50 квадратных метров.

  • При владении комнатой ее площадь снижается на 10 квадратных метров.

В ИНФС уведомление от заявителя должно быть направлено в срок до 1ноября текущего отчетного периода. При покупке нового имущества заявитель обязан уведомить ФНС. Заявление в первый раз подается с полным перечнем документов, далее послабления применяются автоматически, если изменений на было.

Послабления по земельному сбору

С начала 2018 года военные пенсионеры могут получать послабления в виде уменьшения базы налогообложения на 6 соток земли . Ранее эта льгота отражалась в уменьшении суммы налога, составляла она 10 000 рублей.

Кто имеет право на такую льготу?

  • Участники ВОВ.
  • Участники-ликвидаторы ЧАЭС.
  • Инвалиды 1 и 2группы.

Вдовы военных и другие члены семей, которые потеряли кормильца.

Списки могут пересматриваться на уровне государства. К заявлению обязательно должны прилагаться документы, которые подтверждают право собственности на имущество. На официальном сайте ФНС можно найти всю интересующую информацию.

Послабления по транспортному сбору

Что касается транспортных послаблений, то они определяются по регионам. Это связано с тем, что сборы зачисляются в местные бюджеты. На местах определяются методики исчисления и другие вопросы, которые касаются льгот.

Алгоритм получения послабления имеет такую последовательность действий:

  • Разобраться с полагающими льготами.
  • Подготовить документы.
  • Передать в соответствующие органы заявление с другими документами.

Послабление может применяться относительного одного транспортного средства. В каждом из регионов могут действовать свои правила при получении и оформлении льгот.

Когда необходимо подтверждать право на льготу

Обычно на получение льгот заявление подается один раз, но иногда требуется подтверждать право каждый год. Такое происходит в том случае, если в имущественных правах произошли некоторые изменения, например, пенсионер купил или продал, передал в собственность другого гражданина недвижимость, транспорт или землю.

Порядок и сроки оформления документов для получения льгот

Если вы уверенны, что имеете право на льготу, то с момента получения права на послабление, вы можете обратиться с соответствующим заявлением в ФНС. С момента получения вашего заявления вам по решению ФНС может полагаться льгота или будет получено решение об отказе в предоставлении налоговых льгот.

Порядок и сроки обращения в ИФНС

Порядок обращения в ФНС определяется в зависимости от вида самого сбора. Перед обращением можно обратиться в ФНС лично, либо получить необходимую информацию на сайте или в личном кабинете. Затем заявитель собирает требующиеся документы, составляет заявление и полученный пакет документов сдает в ФНС. После рассмотрения заявления выносится решение о предоставлении преференции или отказе в просьбе.

Документы необходимые для оформления

Для официального обращения вам необходимо предоставить:

  • Заявление с просьбой предоставить льготу.
  • Документ, который подтверждает право собственности на имущество.
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя.
  • Другие подтверждающие бумаги по просьбе ФНС.

В уполномоченную службу заявитель подает пакет документов, при себе нужно иметь копии этого пакета бумаг.

Привилегии вдовам и иждивенцам военных пенсионеров

Если военный пенсионер уходит из жизни, то его иждивенцам, который имели данный статус на законных основаниях, а также супругам, в обязательном порядке предоставляются определенные льготы. Какие послабления применяются?

  • Член семьи получает право на пенсионное содержание по потере кормильца.
  • Льготы на медицинское обслуживание.
  • Компенсироваться могут затраты на проезд к месту захоронения одному человеку в год.

Вдова военного имеет статус таковой до повторного вступления в брак.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Уважаемый Владимир Владимирович! С учётом позиции Конституционного Суда РФ в Определении от 10. 07. 2003 N 316-О. Следует, что ответственность у и/п за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

С момента моей регистрации в 2008г. Я как И/П не заработал ни рубля. Несмотря на это ИФНС №12 потребовала от меня отчёт и не получив его, арестовала мои расчётные счета. Но поскольку я числюсь ИП, ТО ПЕНСИОННЫЙ фонд начислил 208000р. За период до 2017г.

При нулевых доходах.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», правоприменение действующего в то время, ФЗ №212 страховщиком в таком виде противоречит конституционным принципам социальной справедливости. То есть, при юридической коллизии, когда при регистрации ИП все категории военных пенсионеров автоматически принудительно страхуются страховщиком в силу закона, с возложением на них обязанности производить фиксированные платежи по ФЗ №212, теряют своё право выбора одного вида пенсии по их желанию, гарантированного ФЗ-4468-1 и ФЗ №400. Таким образом ПРАВО на получение второй пенсии по старости, фактически превращается в ОБЯЗАННОСТЬ, что противоречит ст.

3 Конституции РФ. Все должностные лица пенсионного фонда обязаны признавать приоритет Конституции РФ и учитывать фактические обстоятельства в каждом конкретном случае. В моём конкретном случае, я реализовываю своё право получать лишь одну «военную» пенсию, так как мне невыгодно платить ежегодные большие фиксированные платежи на страховую часть трудовой пенсии, право на которую, причём «копеечную», я получу только по достижении возраста в 60 лет, то есть через 5 лет. А мне неизвестно, доживу-ли я до этого возраста. К тому же, я, являясь ИП, не имею доходов, кроме военной пенсии.

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», я уже получил право на бесплатное медицинское обеспечение. Но страховщик обязывает меня платить взносы на обязательное медицинское страхование, чтобы я, по достижении 60-ти лет получил право на то, что имею. Прошу Вас разъяснить мне, как будет реализовываться это «двойное» право и зачем мне оно.

Вероятно, мне будут давать две таблетки вместо положенной одной или ставить два укола вместо положенного одного. Мне, с позиции здравого смысла, это не понятно. При таких обстоятельствах взимание страховых взносов с моей пенсии ведёт к неправомерному лишению меня части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. В данном случае уместно обратиться к выводам КС РФ в Определении от 24. 05.

2005 №223-О, в котором военные пенсионеры освобождаются от страховых взносов: «В условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона» Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается». Вместе с тем осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения. В силу этих принципов — вне зависимости от избранного варианта решения — государство должно стремиться к тому, чтобы пенсионное обеспечение на основе обязательного пенсионного страхования гарантировало вышедшим на пенсию гражданам достойные условия жизни. Но на практике этих конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения не наблюдается.

Мне, и неопределённому кругу военных пенсионеров ИП, которые не имеют доходов, придётся ежегодно из своей военной пенсии платить фиксированные платежи, которые состоят из 26% установленной минимальной зарплаты умноженной на 12, что составляет 20923 р. 57коп. В год. За 6 лет я должен буду выплатить 125541 р. 42 копейки, если минимальная зарплата останется том же уровне.

При этом, не имея никакого возмещения. Пенсия, которую мне назначат, будет составлять примерно 1500-2000 р. В год. Если после назначения второй страховой пенсии я буду продолжать находиться в статусе ИП, то я буду вынужден ежегодно обеспечивать вторую пенсию взносами из военной пенсии, получая по второй пенсии в 10 раз меньше вносимых взносов. Такие обстоятельства будут способствовать сокращению числа ИП военных пенсионеров, поскольку государство в отношении этой категории лиц не исполняет статью 37 Конституции РФ, которая устанавливает: «1.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Нельзя назвать свободным право на труд ИП военных пенсионеров, если за это право надо платить. Ссылка некоторых чиновников на возможность снятся с регистрационного учёта ИП и тем самым освободиться от страховых взносов, по сути, подтверждает отсутствие права заниматься свободным трудом, что противоречит Конституции РФ. Ожидаемое сокращение ИП из числа такой активной части населения, как военные пенсионеры, не отвечает задачам государства по развитию малого и среднего бизнеса.

В этом случае государство всё равно потеряет страховые пенсионные взносы, так как резко уменьшится количество лиц, с которых можно их взыскать. Но государство ещё потеряет и налоговые взносы, которые оно могло бы получить от ИП военных пенсионеров при удачном ведении бизнеса. Едва ли это добавит доверия к государственным органам, отдельные представители которых, ставят своё мнение выше Конституции РФ и КС РФ. Учитывая вышеприведённые математические расчёты и нарушения Конституции РФ, абсолютно неопровержимо отсутствие в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление ИП военным пенсионерам, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат. На практике получается фактическое уменьшение пенсионного обеспечения, так как при сложении двух пенсий и вычитании из полученной суммы взносов на вторую трудовую пенсию, уплачиваемых из первой военной, итоговая сумма получается меньше первой военной пенсии.

Таким образом, в отношении данной категории лиц из числа ИП военных пенсионеров, действует Определение КС РФ от 24. 05. 2005 №223-О. На основании изложенного, прошу отменить постановление от 15. 12.

2015г. №202S04150004076 УПФР в Курортном р-не СПб. Бобчук В. И. 14.

02. 2016г. Приложения: 1. Требование УПФР-1л. 15.

Граждане России привыкли к тому, что число их обязанностей перед государством и перед бюджетом в частности сокращается при достижении пенсионного возраста. Более того, в России пенсионерам полагается ряд пособий, призванных упростить жизнь пожилого человека. Зачастую индивидуальные предприниматели считают, что ИП-пенсионер страховые взносы не уплачивает. Однако, такой льготы действующее законодательство не предусматривает. Давайте разберемся, не делает ли закон исключения в отношении уплаты взносов «за себя» для каких-либо категорий ИП.

Должен ли уплачивать ИП-пенсионер страховые взносы

Чиновникам Министерства финансов неоднократно задавался вопрос относительно того, не логично ли позволить индивидуальным предпринимателям, вышедшим на пенсию, не уплачивать «за себя» страховые взносы в том случае, если у ИП не имеется наемных работников. И Минфин каждый раз отказывает в удовлетворении такой просьбы на том основании, что действующее законодательство не позволяет освобождать ИП от данной обязанности, поскольку это навредит бюджету страны.

Важно! Страховые взносы должны перечисляться предпринимателями с даты оформления статуса ИП и до даты исключения сведений о физическом лице как о предпринимателе из ЕГРИП.

Налоговое законодательство определяет четкий список плательщиков страховых взносов. В соответствии с федеральными законами, таковыми являются следующие граждане:

  1. Лица, которые производят денежные вознаграждения и выплаты физическим лицам (ИП, юридические лица, физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП).
  2. Частные практики (адвокаты, нотариусы, медиаторы, патентные поверенные, оценщики, арбитражные управляющие и др.) и ИП – они обязаны совершать страховые взносы в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования на основании п. 1 ст. 430 НК РФ.

Важно! ИП обязаны уплачивать страховые взносы вне зависимости от вида деятельности, возраста, факта получения от предпринимательской деятельности доходов в расчетном периоде.

Ни одно положение НК РФ не указывает на необходимость освобождение ИП-пенсионеров от уплаты страховых взносов «за себя». Единственное, взносы можно не совершать в течение периодов, перечисленных в п. 1, 3, 6, 7, 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К таким периодам относятся (при условии наличия документов, доказывающих отсутствие в эти периоды деятельности):

  • период осуществления ухода за ребенка;
  • время несения военной службы.

Должен ли уплачивать ИП-пенсионер страховые взносы, если он является инвалидом

Министерство финансов получало просьбы не только об отмене страховых взносов для ИП-пенсионеров в принципе, но и конкретно для ИП-инвалидов, в том числе вышедших на пенсию. В результате чиновниками было опубликовано Письмо от 25.05.2017 № 03-15-09/32244, в котором говорилось о том, что, если предприниматель, будучи инвалидом, не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность и выполнять все требования закона, никто не обязывает его продолжать заниматься предпринимательством. Процедура регистрации ИП также носит заявительный характер, то есть, пока гражданин сам не пожелает зарегистрироваться в качестве ИП, никто не обяжет его пройти процедуру регистрации. Поэтому, если человек не готов осуществлять предпринимательскую деятельность, не обладает необходимым имуществом, не имеет предпринимательских способностей, не может определиться с видом деятельности или не обладает должным образованием, требуемым количеством денег, навыками и т.д., не следует становиться ИП. То же касается инвалидов – если здоровье не позволяет заниматься предпринимательством и соблюдать требования закона (в т.ч. уплачивать «за себя» страховые взносы), целесообразно отказаться от статуса ИП, а не просить о льготах.

Исходя из выводов, сделанных Минфином, факт присвоения ИП инвалидной группы не влияет на его обязанность уплачивать страховые взносы. Совершать отчисления придется, как того требует закон, с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента исключения записей об ИП из Единого реестра предпринимателей (ЕГРИП).

Минфин, огласив свое решение по данному вопросу, сослался также на Определение Конституционного суда РФ от 22.03.2012 № 621-О-О. При этом Министерство финансов напомнило предпринимателям о возможности не уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС в случае наступления одного из особых периодов, перечень которых содержится в п. 7 ст. 430 НК РФ. После этого начали поступать вопросы относительно того, почему в течение периода осуществления индивидуальным предпринимателем ухода за инвалидом 1 группы (это одно из оснований для «перерыва» в уплате страховых взносов), ИП не должен уплачивать страховые взносы, а если предприниматель сам является инвалидом, страховые взносы уплачивать приходится. Это связано с тем, что главное в данной ситуации – наличие статуса ИП и связанных с данным фактом обязанностей, на которые соглашается физическое лицо в момент регистрации ИП.

Законодательные акты по теме

п. 7 ст. 430 НК РФ Перечень оснований, при наличии которых ИП может не уплачивать страховые взносы в период «простоя» (когда не осуществляется предпринимательская деятельность)

Типичные ошибки

Ошибка: ИП-инвалид не уплачивает страховые взносы на том основании, что обладает статусом инвалида.

Комментарий: Статус инвалида не освобождает ИП от обязанностей, связанных с приобретением статуса ИП. Поэтому страховые взносы «за себя» необходимо уплачивать на общих основаниях.

Ошибка: ИП-пенсионер не уплачивает страховые взносы «за себя», полагая, что статус пенсионера освобождает его от такой обязанности.

Комментарий: Если ИП после выхода на пенсию не справляется с ведением предпринимательской деятельности и уплатой страховых взносов, имеет смысл отказаться от статуса ИП. В противном случае, страховые взносы придется уплачивать до момента исключения записей об ИП из ЕГРИП.

Ответы на распространенные вопросы о том, как уплачивает ИП-пенсионер страховые взносы

Вопрос №1: Почему Министерство финансов считает, что освобождение ИП-пенсионеров и ИП-инвалидов от уплаты страховых взносов «за себя» способно существенно навредить экономике страны?

Ответ: Если ИП-пенсионеры и ИП-инвалиды будут освобождены от уплаты страховых взносов, недобросовестные граждане начнут вести предпринимательскую деятельность от их имени с целью освобождения от уплаты страховых взносов.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Читайте также: