Исключение из пенсионного стажа службы в армии

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Бесплатно по России

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.


В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

  • Войска Росгвардии;
  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС.


Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.


Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:


По общему правилу, армия входит в страховой стаж, а не в льготный, но если служба пришлась на 1972-1993 то возможно ссылаться на ч.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях"

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий"

Положения пункта 109 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

109. Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:

а) всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию;

б) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если данный работник был направлен (рекомендован) из числа рабочих и служащих в колхоз в соответствии с решениями советских или партийных органов;

в) работа члена колхоза в машинно-тракторной или специализированной (лугомелиоративной, лесозащитной и т.п.) станции в качестве механизатора за время до установления штатных должностей механизаторов, если впоследствии колхозник был зачислен в штат машинно-тракторной или специализированной станции. При этом рабочим, которые зачислены в штат в качестве постоянных рабочих, а до этого работали в машинно-тракторной или специализированной станции также на постоянной работе, эта работа засчитывается в стаж с включением межсезонных перерывов;

г) служба в военизированной охране, в органах специальной связи или в горноспасательной части (независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания);

д) работа в качестве члена артели промысловой кооперации (кооперативной промысловой артели или кооперативной артели инвалидов), выполнявшаяся в общих мастерских или в условиях надомного труда, а также работа в артели в качестве ученика (независимо от членства в артели);

е) работа, выполнявшаяся в порядке трудовой повинности;

ж) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы;

з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;

и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;

к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охран ы общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке;

л) пребывание на каторге, в тюрьме или крепости, в ссылке или высылке за революционную деятельность при буржуазных правительствах; время отстранения при этих правительствах от работы по политическим причинам.

При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

В общий трудовой стаж засчитывается также время фактического ухода за инвалидом I группы из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, члену семьи инвалида либо другому лицу на основании решения исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов по месту жительства инвалида. В таком же порядке засчитывается в общий трудовой стаж время фактического ухода за инвалидом I группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания члену семьи инвалида.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 12.03.1985 N 220

Надеюсь, что смогла Вам помочь.

Напишите отзыв и оцените, пожалуйста, мою консультацию.

В Пенсионном фонде России рассказали, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону в 2021 году. Так, с 2019 года для назначения пенсии перестали учитываться некоторые периоды стажа, если непосредственно до или после них у гражданина не было периодов работы, за которые направлялись отчисления в Пенсионный фонд.

Более подробно, что теперь не входит в стаж работы для выхода на пенсию, какой стаж должен быть у мужчин и женщин по новому закону, как учитывается период службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций, что может повлиять на исключение периода стажа или его зачисление для назначения пенсии, читайте в данной статье.

Какие периоды теперь не включают в пенсионный стаж: что не войдет в трудовой стаж в 2021 году?

С 2019 года полностью изменился подход к пенсионной системе. Граждане теперь будут позже выходить на пенсию, применены новые формулы относительно начисления выплат, и состав трудового стажа также изменен.

Что теперь не будет входить в трудовой стаж по новому закону

В 2021 году перестанут учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР. При этом период трудовой деятельности не важен, главное его наличие.

К таким периодам имеют отношение:

  • служба в армии или вневедомственным структурам;
  • уход за ребенком до 1,5 лет, но в общем подсчете не более 6 лет;
  • временная нетрудоспособность;
  • уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, пожилым гражданином от 80 лет;
  • получение пособия по безработице;
  • период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности.

Важно: период учебы на очной форме исключен, по причине отсутствия отчислений за гражданина в ПФР.

До 2025 года минимальный уровень трудового стажа будет повышаться на 1 год, пока не составит 15 лет, а пенсионных баллов — на 2.4, пока не составит 30.

Какой стаж должен быть у мужчин и женщин для выхода на пенсию по новому закону в 2021 году

Те, кому предстоит выйти на пенсию в 2021 году, а это женщины достигшие возраста в 56,5 лет и мужчины достигшие 61,5 года, должны для начисления им пенсии иметь трудовой стаж не менее 12 лет и должны набрать 21 пенсионный балл.

Если нет обстоятельств по которым выход на пенсию происходит раньше, например северного стажа или многодетности.

Что такое 1 пенсионный балл?

  • Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
  • 1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.

Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.

Исключение периода стажа в зависимости от категории

На исключение периода или его зачисление может влиять вариант стажа, который стал основанием для прекращения трудовой деятельности.

Стаж для назначения пенсии

При подсчете этого вида могут исключить:

  • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
  • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
  • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
  • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
  • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
  • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

Основные разновидности стажа:

Стаж для досрочной пенсии

Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.

Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

  • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
  • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
  • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.

Стаж для сокращения на 2 года

Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

Для получения сельской надбавки

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:

  • при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
  • проживании на селе
  • и отсутствии оплачиваемой работы.

Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

Как соотносятся служба в армии и трудовой стаж?

Регулярные изменения пенсионного законодательства приводят в замешательство многих людей, особенно, перед выходом на заслуженный отдых. Часто вопросы затрагивают тему учёта периода службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций.

Основные термины

Общий трудовой стаж – это количество лет, отработанных человеком за всю его жизнь, без учёта производимых выплат в ПФР.

Известно, года трудовой деятельности, в течении которых от гражданина или от его работодателя не производились перечисления на его счёт в ПФ, не берутся в расчёт при определении размера пенсии. В связи с этим не все записи в трудовой книге принимаются при расчёте пенсионного обеспечения.

После внедрения пенсионной реформы в 2002 г. официально признана новая формулировка «общий страховой стаж», который учитывает только те года, когда гражданином или его наймодателем перечислялись страховые выплаты в ПФ.

Именно на основе общего страхового стажа исчисляется величина пенсионных выплат и оплата по больничным листам, начисляются льготы.

Трудовой стаж – является составной частью страхового стажа. Термин «общий трудовой стаж» официально остался действующим, но, по привычке, общий страховой стаж нередко именуют как «общий трудовой».

Согласно ст. 12 № 400-ФЗ служба в рядах вооружённых сил РФ входит в общий стаж и имеет значение при определении его видов, которые, начиная с 2002г. используются в расчётах, связанных с пенсией:

  1. Трудовой. С 2002 г. указанный вид стажа не связан с пенсией напрямую.
  2. Страховой. На него напрямую ориентируются при определении пенсии.
  3. Льготный. Обеспечивает ранний выход на пенсию.

Основанием для начисления специального (льготного) стажа является служба в рядах армии в особо тяжёлых условиях, например:

  • служба в «горячих точках», число дней увеличивается в 3-и раза;
  • солдаты-подводники, десантники-парашютисты;
  • суровые климатические условия, опасные, сопровождающиеся риском для жизни, поисковые и спасательные, противопожарные работы.

Приведённые правила распространяются на службу в армии, проходимую в любое время, в том числе и до 2002 г.

Учёт военной службы в общем трудовом стаже

Общий страховой стаж складывается из 2-ух различных периодов, которые отличаются друг от друга размером и порядком отчислений в Пенсионный фонд.

Это периоды:

  • страховые;
  • не страховые.

Служба в вооружённых силах РФ, органах Федеральной службы безопасности, Министерстве внутренних дел, таможенной полиции относятся к не страховым случаям.

Годы службы включаются в общий стаж при одном условии: отчисления в ПФР производились до и после службы. Если призывник не имел запись трудовой книге до армии и после прохождения службы не устроился на работу в течение нескольких месяцев, то служба в стаже не учитываются.

Исключение распространяется только на военнослужащих, которым полагается льготный стаж за армейскую службу. Их служба в вооружённых силах учитываются вне зависимости от официального трудоустройства после увольнения в запас.

Какие документы нужны для учета службы в стаже?

Пакет документов

Если до призыва гражданин не был зарегистрирован как застрахованное лицо, то его служба в армии учитывается только при предъявлении следующих документов:

  • военный билет;
  • справка из комиссариата;
  • трудовая книга или справками с последнего места трудовой деятельности.

Утерянный военный билет может быть заменён выпиской из военного архива.

Расчёт стажа для призывников и контрактников

Служба по контракту предполагает получение заработанной платы, с размера которой производятся отчисления в ПФР.

В данном случае трудовой стаж определяется из расчёта: один день на военной службе соответствует рабочему дню в гражданских условиях.

Аналогичная формула используется для исчисления стажа для солдата-призывника. Дни выходных и увольнительных не учитываются.

Правительством РФ определены списки территорий и организаций, продолжительность армейской службы в которых засчитывается в стаж с повышающим коэффициентом 1,5 и 2.

Перерывы в службе, отмеченные в соответствующих документах, не влияют на её общую продолжительность.

Оплата пособия по болезни после службы в армии

Начиная с 2007 г служба в рядах вооружённых сил учитывается при оплате больничных листов согласно правилу: один день армейской службы сопоставляется с одним рабочим днём в гражданских условиях.

Заключение

ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.


Повышение пенсионного возраста оказалось не единственным новшеством, с которым россиянам пришлось столкнуться в наступившем году. Поправки, предусмотренные ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 350-ФЗ, принятым в октябре 2018 года, ужесточили требования к пенсионному стажу для граждан. При этом нововведения, в отличие от основных параметров пенсионной «реформы», были приняты практически незаметно: население стало узнавать о них только при обращении за начислением досрочных пенсий.

В документах говорится о том, что ограничения действуют для назначения страховых пенсий по старости раньше общеустановленного возраста в 2019 году. В ПФР, отвечая на официальный запрос портала «Накануне.RU», заявили, что новшества распространяются именно на досрочные пенсии, а не на все, выплачиваемые по старости.

В ПФР также добавили, что досрочное назначение пенсии людям с большим стажем: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам со стажем 42 года, – одна из «льгот» по досрочному выходу на пенсию, вступившая в силу с 2019 года. Введена она, как известно, параллельно со стартом повышения пенсионного возраста ежегодно с шагом один год до 60/65 лет и преподносилась как смягчение условий «реформы».

Однако неожиданно для граждан выяснилось, что на льготу им претендовать крайне сложно, если вообще возможно. Право, установленное как «поблажка» при начале «реформы», нивелируется тем, что для досрочного выхода на пенсию нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии уже не включаются в трудовой стаж.

«Правила учета стажа для назначения пенсии не изменились. Периоды службы в армии по призыву и ухода за ребенком, как и раньше, засчитываются в страховой стаж, и за них начисляются пенсионные баллы. С 2019 года вступили в силу новые льготы по досрочному выходу на пенсию. Одна из таких льгот – досрочное назначение пенсии людям с большой выслугой: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам – 42 года. Пенсия им назначается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, но не раньше 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). При подсчете стажа, позволяющего выйти на пенсию по новым льготам, учитываются только те периоды, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, а также периоды временной нетрудоспособности, когда предоставляется пособие по обязательному социальному страхованию. Поэтому нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии в таких случаях не учитываются. Новая льгота и порядок подсчета стажа по ней введены федеральным законом 350-ФЗ, принятом в 2018 году», – заявили в пресс-службе ПФР в ответе на запрос нашей редакции.

О том, что скрывается за нововведениями, «Накануне.RU» рассказал депутат Госдумы, вице-президент Конфедерации труда России (КТР) Олег Шеин.

– В силу вступил закон, ужесточающий требования к начислению пенсионного стажа, а люди начали узнавать о них только сейчас. Это какой-то новый виток пенсионной «реформы»?

– Эти позиции не подлежали пересмотру летом, когда рассматривался этот антисоциальный пакет, я его очень внимательно смотрел, но не помню, чтобы там исключались какие-то периоды из стажа. Между тем, как и служба в армии, и время воспитания детей, и время, когда жена военнослужащего находилась в военном городке по определенной системе, ранее в стаже учитывались. Я сам пока таких заявлений (о том, что периоды не учитываются) не имею. Если есть такие случаи, мне бы было интересно их посмотреть.

– Досрочный выход на пенсию – это новая льготная мера? Как это представляют в ПФР?

– Это существовало последние 15 лет минимум, а скорее всего, даже больше. В 2001-м, в эпоху Зурабова, его уже пытались убрать. Как раз тогда приняли новые пенсионные правила, по которым ввели эту накопительную систему, ранее не существовавшую и ныне обанкротившуюся. В тот период власти довольно основательно прошлись по всему законодательству, в том числе, была идея убрать норму, по которой человек имеет право на досрочный выход на пенсию, если он был уволен по сокращению штатов. Право досрочного выхода на пенсию не является новым, возможно, Пенсионный фонд пытается ввести в заблуждение общественность и представить дело как некие поблажки, которые они раздают.

– Есть ли еще какие-то подводные камни для желающих уйти на досрочную пенсию?

– Для того, чтобы выйти на досрочную пенсию, работник должен быть уволен по сокращению штатов, либо по ликвидации организации. Если он уволился по собственному желанию, по несоответствию занимаемой должности, то у него права на досрочную пенсию нет. Хитрости в этом заключаются.

Я буквально недавно помогал одной женщине выйти на досрочную пенсию. Я работал тогда с астраханской службой занятости, тем более, я федеральный депутат, у меня много возможностей, я всех начальников знаю, имею возможность им позвонить по телефону, не только письма писать. У меня на это ушло два месяца. Эта процедура крайне сложная для обычного человека.

– Досрочную пенсию можно получить, при новых параметрах пенсионного возраста, не ранее 60 и 55 лет при стаже в 42 и 37 лет. Получается, для этого нужно работать с 18-ти, не служа в армии и не уходя в декретный отпуск?

– Это означает, что никто этим правом воспользоваться не сумеет, потому что человек должен всю жизнь работать, заниматься физическим трудом на свежем воздухе, вроде чабана, например. Но люди на таких профессиях нужны, только когда они молоды. Поэтому такой стаж выработать практически невозможно. Реально, может быть, один человек из ста сможет воспользоваться такой льготой.

– Но ведь действительно при повышении пенсионного возраста возможность досрочного выхода на пенсию при большом стаже преподносилась как льгота и смягчение условий. К чему теперь дополнительные сложности?

– Закон о повышении пенсионного возраста я считаю преступным, и логика только одна – сэкономить деньги для капитала. Ничего другого нет. Демографической ямы нет, наоборот, идет волна. Количество рождающихся сегодня будет иметь значение для рынка труда к середине или даже ближе к концу 2030-х годов. Сейчас важно начало нулевых, а тогда рождаемость была повышенная, поэтому на рынок труда выходит довольно много молодежи. С каждым годом ее будет больше и больше. В результате «реформы» в 2019 году пенсии не получат 2 млн человек. Работы у этих людей тоже, очевидно, не будет.

– Таким образом, неправда, что работающие пенсионеры мешают трудоустроиться молодежи?

– Поправки эти не смогут создавать рабочие места. Это юридическая казуистика, количество рабочих мест сокращается. В прошлом году, по данным Росстата, рабочих мест стало меньше на 450 тысяч. Это обычная статистика. То же самое и в 2017-м и, и в 2016-м годах происходило. Я изучал данные за последние десять лет – везде одно и то же: число рабочих мест сокращается. Как раз закон, по которому люди могли выходить на пенсию в 55 и 60 лет, убирал с рынка труда ненужную рабочую силу, «абсорбировал» ее. Когда Топилин рассказывал, что 70% людей продолжали трудиться по достижение пенсионного возраста, он говорил полуправду. Они работали, но в среднем два-три года после достижения пенсии. То есть, женщине исполнялось 58 лет, и она увольнялась.

Причина, по которой люди продолжают работать, тоже всем понятна – низкий размер пенсии. Но эти люди не сидели до 70 лет. Они просто инерционно работали два-три года и потом все равно выходили на пенсию. Ситуация на рынке труда сейчас ухудшается и будет ухудшаться дальше.

– Значит ли это, что требования по стажу для «льготных» пенсий со временем распространятся и на обычные пенсии по старости?

– Зачем? Власти будут идти по пути уничтожения права на пенсию в принципе. Сейчас они поднимают возраст к отметке 60/65. Это объясняется необходимостью индексировать выплаты тем, кто еще их получает. Но поскольку сам по себе этот источник является, очевидно, иссякаемым, и условно через пять-семь лет этого источника уже не будет, то при сохранении самой логики, чтобы дальше проводить индексацию в условном 2025 году, надо будет еще раз поднять пенсионный возраст, а в 2030-м – снова. И так лет до 100. Зачем властям возиться с мелочевкой типа действия страховых периодов, когда все решается широкими мазками?

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) отмечают, что изменения требований к страховому стажу, введенные ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ, установлены исключительно для случая досрочного назначения страховой пенсии по старости работникам с большим стажем работы, которым дали возможность выйти на пенсию на два года раньше положенного. Для этого мужчинам понадобится стаж не менее 42 лет, женщинам – не менее 37 лет. Воспользоваться льготой могут только те, кто достиг возраста 60 и 55 лет соответственно. Эта льгота была установлена на основании предложенных Президентом РФ поправок к правительственному законопроекту по совершенствованию пенсионной системы.

Для всех остальных сохраняется действующий порядок учета страхового стажа.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством в страховой стаж включаются как периоды работы или иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (страховые периоды), так и иные (нестраховые) периоды. Последние засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды.

В целях определения права на страховую пенсию по старости для работников с большой выслугой, претендующим на досрочное назначение пенсии (на два года раньше от общеустановленного возраста), в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Иные нестраховые периоды (прохождение военной службы, уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, а также лицом, достигшим 80 лет и т. д.) в данном случае не учитываются.

С 2019 года мужчинам со стажем более 42 лет можно уходить на пенсию на два года раньше предусмотренного для их года рождения пенсионного возраста. Однако в льготные 42 года включат не все периоды, которые обычно засчитывают в страховой стаж. В частности, в него не войдет срочная служба в армии, хотя по Конституции это долг и обязанность каждого мужчины.

  • Группа депутатов Госдумы не согласилась с такой нормой законодательства и уже разработала законопроект, предлагающий учитывать службу в СА в льготном стаже для мужчин.
  • Однако решение по проекту пока не принято, поэтому никаких изменений в порядке исчисления стажа пока не ожидается.

Нужно отметить, что этот период не включается только в льготный стаж, дающий мужчине право на 2 года раньше уйти на пенсию. Но в общий страховой стаж этот период по-прежнему включается и за него начисляются пенсионные баллы, влияющие на размер будущей пенсии.

Какие периоды учитываются в стаже для досрочного выхода на пенсию

Если у мужчины имеется 42 и более лет стажа, он может оформить пенсию на два года раньше положенного срока, но не раньше, чем в 60 лет. При этом еще нужно учитывать график, согласно которому в период с 2019 по 2022 г. постепенно для мужчин увеличивается пенсионный возраст.

Подсчет льготного стажа производится с учетом ограничения, предусмотренного в части 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ. Согласно этой норме, в 42-летний стаж включают продолжительность:

  • официальной трудовой деятельности или иных периоды, в течение которых гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию;
  • периоды временной нетрудоспособности (оплачиваемые больничные).

Все иные периоды, которые обычно входят в страховой стаж, не учитываются при определении права мужчины на льготу. Это касается продолжительности:

  • ухода за инвалидом I группы, 80-летним пенсионером;
  • ухода за ребенком до достижения им полутора лет;
  • учета в центре занятости и получения пособия по безработице;
  • а главное — прохождения военной службы или иной приравненной к ней службы.

Таким образом, льгота полагается только тем мужчинам, кто непосредственно проработал 42 года и более, без учета различных социально-значимых периодов.

Почему служба в армии не входит в льготный стаж 42 года

Еще в 2018 г., когда была предложено снизить на 2 года пенсионный возраст для мужчин, предполагалось предоставлять такое право именно гражданам с длительным трудовым стажем. Под льготу должны попадать граждане, значительно перевыполнившие требования к стажу для назначения страховой пенсии по старости. При этом изначально не предполагалось учитывать различные нестраховые периоды, в течение которых в ПФР не перечисляются страховые взносы. И именно в таком содержании был принят закон, утверждающий такое льготное основание.

В 2020 году во время встречи с членами комитета по социальной политике Совета Федерации стала известна позиция Минтруда по этому вопросу. Министр труда и соцзащиты Антон Котяков сообщил сенаторам, что включать период службы в армии в льготный 42-летний стаж для мужчин не планируют. Он пояснил, что такая же позиция у Минтруда и по поводу других нестраховых периодов, исключаемых из стажа для досрочной пенсии — отпуска по уходу за детьми, периодов получения пособия по безработице и так далее.


Законопроект о включении службы в СА в стаж 42 года

Еще в 2019 г. группа депутатов Госдумы разработала и внесла на рассмотрение проект закона № 725662-7, предполагающий включение срока службы в армии в льготный стаж для мужчин. В пояснительной записке к законопроекту парламентарии отметили, что этот период связан с исполнением конституционного долго мужчин по защите Отечества. Его исключение ставит в неравное положение защитников Родины и тех, кто уклонился от службы по призыву.

Депутаты предлагают в целях устранения сложившейся несправедливости пересмотреть нормы законодательства и включить службу в армии в 42 года стажа, дающие право мужчине уйти на пенсию на 2 года раньше срока. Эти изменения предложено ввести с 1 января 2020 года.

Однако предложенную инициативу не поддержал Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранам, а также Счетная палата, Правительство и Комитет Совета Федерации по соц. политике. Среди недостатков законопроекта отмечается следующее:

  • Период службы в армии необоснованно ставится в приоритетное положение по отношению к другим нестраховым периодам, которые тоже исключаются при подсчете продолжительности льготного стажа.
  • Инициатива противоречит концепции предоставления досрочного выхода на пенсию для граждан с продолжительным стажем работы.
  • Одобрение проекта закона поставит лиц, проходивших службу по призыву, в преимущественное положение по отношении к другим категориям военнослужащих.

Тем не менее, окончательное решение по проекту не принято, и он пока находится в очереди на рассмотрение в первом чтение, которое планируется в течение весенней сессии Госдумы.

Вопрос-ответ

Будет ли включена служба в армии в льготный стаж 42 года в 2020 году?

Пока нет никаких оснований предполагать, что в 2020 году порядок учета льготного стажа будет скорректирован и в него будут включать срок службы в армии. Разработанный и внесенный в Госдуму законопроект уже длительное время не рассматривается. Кроме того, его не поддерживают в профильном комитете ГД и Правительстве, поэтому вероятность его одобрения очень мала.

Кроме того, со стороны населения нет существенного запроса на такие изменения. Например, петицию № 53Ф49821 на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) подписали только чуть более 1500 человек (около 1,5% от необходимого количества голосов). Сбор подписей завершился, поэтому на рассмотрение в экспертную рабочую группу инициатива уже не направится.

Читайте также: