Исковая давность взыскания военной пенсии

Согласитесь, что получать пенсию, хоть и маленькую, гораздо приятнее, нежели возвращать ее обратно.

Между тем нередко возникают ситуации, когда пенсионер получает грозное письмо из Пенсионного фонда, где сообщается, что он незаконно получил пенсию и должен ее немедленно вернуть.

Возврат пенсии – это огромная проблема, т.к., разумеется, пенсионер редко когда хранит ее на тот случай, если ПФР вдруг потребует ее обратно.

Будучи основным источником существования, пенсия тратится на основные потребности пенсионера, и выделить из скромного бюджета незаконно полученную сумму не так-то просто.

Поэтому, получив требование от ПФР вернуть пенсию, не спешите это делать, а сначала внимательно проанализируйте законность взыскания с вас переплаты. Разберем основные случаи, когда ПФР не имеет права взыскивать переплату пенсии.

1. А есть ли переплата?

Переплата пенсии возникает, когда пенсионер должен был по закону получить одну сумму пенсии, а по каким-то причинам получил ее больше, либо он вообще не должен был получать пенсию.

На практике чаще встречаются такие случаи возникновения переплат:

- пенсионер получал выплаты, которые полагаются только неработающим, но при этом были зафиксированы его трудовые отношения.

Например, пенсионер получал социальную доплату к пенсии, социальную пенсию по старости или компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным лицом – все эти выплаты не совместимы с работой по трудовому или гражданско-правовому договору, на период трудоустройства они приостанавливаются.

Пенсионный фонд периодически проверяет получателей таких выплат на предмет отсутствия по ним сведений от работодателей, которые подаются в ПФР. Если на лицевом счете получателя вдруг появляются сведения о периодах работы, то ПФР выставляет за эти периоды переплату пенсии.

Поэтому, чтобы защититься от претензий ПФР в данном случае, необходимо опровергнуть факт выполнения оплачиваемой работы в указанные периоды. Нередко бывает, что работодатели некорректно подают сведения о стаже своих сотрудников, из-за чего возникают недоразумения с переплатой пенсии.

Если ошибка действительно была, нужно взять об этом официальное подтверждение у организации, которая сдала сведения в ПФР;

- пенсионеру некорректно рассчитали сумму пенсии из-за того, что были представлены недостоверные сведения о его стаже или заработке.

Нередко справки о заработке, например, выдают организации – правопреемники прежнего работодателя. Такие справки принимаются при условии, что была реорганизация работодателя в новое юридическое лицо, т.е. было правопреемство.

Если же формально реорганизации не было, то новая организация уже не имеет права выдавать справки за предыдущую организацию, даже если у нее остались все документы и печати.

Поэтому нередко такие справки признают недействительными, а следовательно, и все данные, которые указывались в них, обнуляются, и пенсия рассчитывается по минимуму. В таком случае отвечать должен тот, кто выдал подобный документ, а не пенсионер.

По закону юридические лица также несут ответственность перед ПФР за достоверность представляемых сведений. Поэтому сам пенсионер возвращать переплату пенсии не обязан.

2. Есть ли недобросовестность пенсионера?

По закону переплата пенсии признается необоснованным обогащением, а оно подлежит возврату только при условии, что будет доказана недобросовестность получателя или счетная ошибка.

Поэтому если пенсионер вел себя добросовестно при получении пенсии, то он не должен возвращать переплату.

Например, пенсионера не предупредили в ПФР о том, что он обязан сообщать о каждом факте своего трудоустройства, или же пенсионер предоставлял письменное уведомление в ПФР о том, что устраивается на работу, но сотрудники затеряли его.

Но потребуется представить доказательства своей добросовестности.

3. Уложился ли ПФР в сроки исковой давности?

Ели все предыдущие случаи не подходят, то последним шансом на спасение может стать пропуск исковой давности Пенсионным фондом.

Если ПФР обратился в суд за взысканием переплаты пенсии по истечении 3-летнего срока исковой давности, то в иске будет отказано, даже если он обоснованный.

Срок давности исчисляется с того момента, как ПФР узнал или должен был узнать о том, что пенсионер получает пенсию незаконно.

При этом обратите внимание, что по переплате пенсии расчет исковой давности идет в отношении каждого отдельно взятого платежа.

Как правило переплата взыскивается сразу за несколько месяцев, а то и лет, поэтому нередко выходит так, что по каким-то платежам ПФР вышел за 3-летний срок.

Проверьте это обязательно и ссылайтесь в суде на пропуск давности, если он действительно подтверждается!


Пенсию, назначенную военным пенсионерам по ошибке, будут продолжать выплачивать. При условии, что факт неправомерного назначения был установлен спустя три года с начала получения пенсии, а сама пенсия является единственным источником дохода военного пенсионера.


Ошибки кадравиков не повлияют на выплату пенсии военным пенсионерам. Фото mil.ru

Пенсии военным пенсионерам

Согласно действующему законодательству, правом на пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Если выясняется, что пенсия была назначена неправомерно, без достаточных оснований, то её выплата прекращается.

Причём само по себе неправомерное назначение пенсии является ошибкой не пенсионера, а уполномоченного государственного органа как результат неправильного подсчёта кадровиками стажа службы (выслуги лет). Сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно.

Конституционный Суд Российской Федерации в своём постановлении от 14 января 2016 года № 1-П указал на правовую ущербность прекращения выплаты пенсии по такому основанию и рекомендовал внести изменения в законодательство. Эти изменения должны учитывать фактические обстоятельства в случае ошибочного назначения пенсии, чтобы не возлагать на гражданина, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерного бремени негативных последствий из-за недостатка стажа службы (выслуги лет).

В связи с этим Госдума внесла соответствующие изменения в статью 62 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

В октябре 2016 года законопроект был принят в первом чтении, а 7 марта 2017 года – во втором чтении с учётом поступивших поправок.Такие вот последние новости из Госдумы о пенсиях военных пенсионеров в 2017 году. Депутаты проголосовали за то, чтобы военные пенсионеры и приравненные к ним пенсионеры продолжали получать выплату равную пенсии за выслугу лет в случае неправомерного назначения такой пенсии при условии:

с момента назначения пенсии прошло более трёх лет;

данная пенсия является единственным источником дохода пенсионера;

отсутствуют виновные действия со стороны пенсионера, которые привели к неправомерному назначению пенсии.

Указанная выплата производится ежемесячно – до возникновения у пенсионера права на назначение любой другой пенсии – и подлежит ежегодной индексации в соответствии с законодательством.

Если же неправомерное назначение пенсии будет выявлено до истечения трёхлетнего периода, выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. При этом сумма пенсии, уже выплаченная пенсионеру вследствие допущенной ошибки, удержанию и дальнейшему перерасчёту не подлежит.

  • актуальные пенсионные новости
  • сообщения Пенсионного фонда России
  • информацию для работающих пенсионеров
  • статьи о пенсионном обеспечении военных пенсионеров

Сайт для пенсионеров «Мои года», moi-goda.ru



  • Расскажите об этом своим друзьям!


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

от 10 января 2013 года Дело N 33-55/2013

Рег. №: 33-55/2013 Судья: Пазюченко И.Ж.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Пучинина Д.А., Вологдиной Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2013 года апелляционную жалобу Скляра О. В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года по гражданскому делу № 2-234/2012 по иску Скляра О. В. к Военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о взыскании незаконно удержанной пенсии.

Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., объяснения представителя Скляра О.В. - Феонову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - Волкову В.В., возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

26 октября 2011 года истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно удержанной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что при получении пенсии на территории Санкт-Петербурга после его переезда из Республики Карелия ему стало известно, что с его пенсии производится удержание переплаты районного коэффициента за период с 1997 по 2008 года. Указывает, что в указанный период времени он был постоянно зарегистрирован и проживал в Республике Карелия и, полагает данные удержания незаконными поскольку период удержания превышает срок исковой давности 3 года, а само удержание может производиться в судебном порядке, а такого решения судом не выносилось. Считает, что удержанные денежные средства подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Учитывая изложенное и, уточнив размер исковых требований, истец просил признать удержание ответчиком денежных средств из его пенсии незаконным, взыскать ранее удержанные денежные средства из его пенсии в размере рублей и государственную пошлину в сумме рублей копеек (т. 1 л.д. 205)

Решением от 16 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С вынесенным решением истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что вынесенное решение подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Судебная коллегия, учитывая мнение участников судебного заседания. Рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица - Военного комиссариата Республики Карелия, извещенного о судебном заседании.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу в период с 15 октября 1997 года по 30 сентября 2010 года была назначена и выплачивалась пенсия военным комиссариатом Республики Карелия, выплата которой прекращена 1 октября 2010 года в связи с направлением пенсионного дела в военный комиссариат г. Санкт-Петербурга, к новому месту жительства истца: . .

Основанием для назначения истцу пенсии за выслугу лет послужило его заявление военному комиссару Лахденпохского района Республики Карелия от 12 января 1998 года. (т. 2 л.д. 19-20), с указанием адреса проживания: . ., в котором истцом дано обязательство о сообщении пенсионному органу в трехдневный срок о выезде из Республики Карелия.

Согласно ч. 1 ст. 56 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Пунктом 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132, на военные комиссариаты возложена организация и проведение работ по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

В силу ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статье 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, прослуживших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.

При назначении Скляру О. В. пенсии за выслугу лет действующее законодательство в части пенсионного обеспечения военнослужащих было соблюдено и, на период проживания в указанной местности пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей-1, 15 с момента назначения.

Военный комиссариат Республики Карелия, выявив в 2008 году то обстоятельство, что истец, получающий надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, будучи зарегистрированным в Республике Карелия, постоянно с 1997 года проживает в г.Санкт-Петербурге, в известность об этом военный комиссариат не поставил и, поскольку данные обстоятельства в силу закона влекут за собой изменение размера выплачиваемой пенсии, 14.11.2008 года вынес решение об удержании незаконно полученной с 01.11.1997 года по сентябрь 2008 года пенсии в размере рублей копеек в связи с непроживанием на территории Республики Карелия (т.2 л.д.8). При этом военным комиссариатом было учтено, что служба истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и, он не приобрел право на сохранение выплаты пенсии с районным коэффициентом в связи с непроживанием на территории Республики Карелия.

Указанное решение от 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия было принято в соответствии со ст. 56, 62 Закона № 4468-1 и ст. 93.4 Бюджетного Кодекса РФ.

В дальнейшем, вплоть до октября 2010 года (направления пенсионного дела истца в военный комиссариат Санкт-Петербурга), пенсия Скляру О.В. рассчитывалась и выплачивалась без учета районного коэффициента и, с удержанием ранее выплаченного районного коэффициента согласно принятого 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия решения. Расчет удержаний излишне выплаченной суммы (районного коэффициента) представлен в суд (т.2 л.д.32), размер удержание при этом истцом не оспаривается.

Решение об удержании незаконно полученной пенсии в части районного коэффициента военным комиссариатом принималось с учетом представленной в материалы пенсионного дела копией трудовой книжки, из которой следует, что истец с 20.10.1997 года постоянно работал в г.Санкт-Петербурге в в должности юрисконсульта. 28.07.2000 года был уволен по собственному желанию и, с 29.07.2000 года принят на должность юрисконсульта в , где работал до 27.07.2001 года, а с 27.07.2001 года назначен генеральным директором , является также учредителем данного общества.

Указанные обстоятельства истцом не оспаривались при рассмотрении дела.

Также, в поступивших в адрес военного комиссариата Республики Карелия в 2008 году из прокуратуры Лахденпохского района письмах следует, что в ходе прокурорской проверки установлено место жительства Скляра О.В. в городе Санкт-Петербурге - . , где он проживает и имеет постоянное место работы в Санкт-Петербурге.

Из материалов пенсионного дела, обозреваемом в судебном заседании следует, что военным комиссариатом Республики Карелия для принятия решения об определении прав на выплату районного коэффициента, было предложено Скляру О.В. представить подтверждение его фактического проживания по месту регистрации. Согласно письменных объяснений истца от 26.09.2008 года он постоянно зарегистрирован в . , что подтверждает копией паспорта. Одновременно в данных им объяснениях указывает, что по роду деятельности работает вахтовым методом в Санкт-Петербурге, а также часто бывает в командировках (т.2 л.д. 24, 25).

Об удержании из пенсии районного коэффициента в связи с проживанием в г.Санкт-Петербурге в адрес истца в ноябре 2008 года было направлено уведомление (т.2 л.д.36).

Об указанном решении об удержании истец узнал 19.11.2008 года, что следует из его жалобы, направленной в военный комиссариат Республики Карелия 18.02.2009 года с требованием об отмене незаконного решения (т.2 л.д.39).

На данную жалобу 30.03.2009 года был дан ответ, в котором истцу также предлагалось представить документы, подтверждающие фактическое проживание по месту регистрации за период с октября 1997 года по настоящее время. В ответ истец представил ксерокопию страницы паспорта с отметкой о регистрации в .

Установленные военным комиссариатов Республики Карелия обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРЮЛ, содержащими сведения о юридических лицах, в которых в спорные периоды работал истец и их месте нахождения в гор. Санкт-Петербурге (т. 1 л.д. 53-75, 77-100), а также справками по форме 2 НДФЛ о доходах истца в спорный период (т. 1 л.д.107-112).

Также, судом первой инстанции установлено, что на праве собственности истцу принадлежит . , в которой истец был зарегистрирован постоянно с 12.03.1999 года и снят с регистрационного учета с 01.06.2006 году, что подтверждается представленной суду архивной справкой о регистрации (Ф-9), (т. 1 л.д. 223)

Представленными УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по запросу суда сведениями в отношении истца установлено, что Скляр В.О. с 06.06.2006 г. по 23.04.2010 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, . . (т. 1 л.д. 226 оборот).

Таким образом, обстоятельства, на основании которых Военный комиссариат Республики Карелия вынес 14.11.2008 года решение об удержании районного коэффициента за период с 1997 по 2008 год, были также подтверждены при рассмотрении настоящего дела, о чем суд первой инстанции указал в своем решении. Представленные в суд документы также бесспорно подтверждают, что постоянным местом проживания истца является . , а не . Республики Карелия.

В соответствии со ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Также, при принятии Военным комиссариатом решения об удержании было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания), о чем также указано в решении суда.

В соответствии со ст. 50 Закона № 4468-1, работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.123.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Поскольку истец не сообщил в Военный комиссариат Республики Карелия об изменении своего места жительства, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истца, имел все законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 решения об удержании незаконно полученной пенсии в виде районного коэффициента.

Об указанном решении от 14.11.2008 года истец знал еще 19.11.2008 года, что подтверждается материалам дела. В установленном законом порядке данное решение не обжаловал.

Как следует из представленного в материалах дела письма управления сопровождения операций физических лиц (т. 2 л.д. 13) - указанные денежные средства удержаны и по состоянию на 01.01.2012 год задолженность полностью погашена.

Заявляя по настоящему делу исковые требования о признании незаконным произведенных удержаний, истец обосновывал их тем, что удержание может и должно производиться при наличии законных оснований в судебном порядке и, что именно из-за отсутствия законных оснований удержание производится без приказов и распоряжений должностных лиц. А также, данное удержание противоречит требованию п.9 ст. 1109 ГК РФ и подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

Таким образом, заявляя исковые требования и указывая изложенные обстоятельства как их основания, истец заявляет об отсутствии каких-либо оснований для произведения удержаний в связи с отсутствием приказов и распоряжений должностных лиц, либо соответствующего решения суда, что не соответствует действительности, поскольку имеется вышеуказанное решение Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года, постановленное в соответствии с требованиями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, о котором истцу было своевременно известно и, следовательно, удержание производилось на законных основаниях.

Доводы истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Скляр О.В. обязан был сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, в частности о выезде за пределы Республики Карелия, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии с учетом районного коэффициента, однако обязательство при наступлении таких обстоятельств не выполнил. О своей обязанности сообщить обо всех изменениях, влияющих на его право на получение пенсии им также было написано соответствующее заявление при подаче заявления о назначении пенсии (т.2 л.д.20).

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также тот факт, что истец при перемене места жительства не сообщил об этом в Военный комиссариат Республики Карелия, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для удержания из пенсии истца незаконно полученной надбавки основан на законе, является верным.

При этом довод истца о том, что период удержания данной надбавки составляет 11 лет, что превышает срок исковой давности в три года, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше, удержания излишне выплаченной пенсии, при злоупотреблении со стороны пенсионера производится на основании решения соответствующего пенсионного органа от 14.11.2008 года. При наличии данных обстоятельств, положения о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу закона о пенсионном обеспечении ограничение периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Скляр О.В. знал о решении Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года об удержании излишне выплаченной пенсии, однако данное решение не обжаловал.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения районного суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не содержат подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, принятия судом иного решения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решения является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Согласитесь, что получать пенсию, хоть и маленькую, гораздо приятнее, нежели возвращать ее обратно.

Между тем нередко возникают ситуации, когда пенсионер получает грозное письмо из Пенсионного фонда, где сообщается, что он незаконно получил пенсию и должен ее немедленно вернуть.

Возврат пенсии – это огромная проблема, т.к., разумеется, пенсионер редко когда хранит ее на тот случай, если ПФР вдруг потребует ее обратно.

Будучи основным источником существования, пенсия тратится на основные потребности пенсионера, и выделить из скромного бюджета незаконно полученную сумму не так-то просто.

Поэтому, получив требование от ПФР вернуть пенсию, не спешите это делать, а сначала внимательно проанализируйте законность взыскания с вас переплаты. Разберем основные случаи, когда ПФР не имеет права взыскивать переплату пенсии.

1. А есть ли переплата?

Переплата пенсии возникает, когда пенсионер должен был по закону получить одну сумму пенсии, а по каким-то причинам получил ее больше, либо он вообще не должен был получать пенсию.

На практике чаще встречаются такие случаи возникновения переплат:

- пенсионер получал выплаты, которые полагаются только неработающим, но при этом были зафиксированы его трудовые отношения.

Например, пенсионер получал социальную доплату к пенсии, социальную пенсию по старости или компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным лицом – все эти выплаты не совместимы с работой по трудовому или гражданско-правовому договору, на период трудоустройства они приостанавливаются.

Пенсионный фонд периодически проверяет получателей таких выплат на предмет отсутствия по ним сведений от работодателей, которые подаются в ПФР. Если на лицевом счете получателя вдруг появляются сведения о периодах работы, то ПФР выставляет за эти периоды переплату пенсии.

Поэтому, чтобы защититься от претензий ПФР в данном случае, необходимо опровергнуть факт выполнения оплачиваемой работы в указанные периоды. Нередко бывает, что работодатели некорректно подают сведения о стаже своих сотрудников, из-за чего возникают недоразумения с переплатой пенсии.

Если ошибка действительно была, нужно взять об этом официальное подтверждение у организации, которая сдала сведения в ПФР;

- пенсионеру некорректно рассчитали сумму пенсии из-за того, что были представлены недостоверные сведения о его стаже или заработке.

Нередко справки о заработке, например, выдают организации – правопреемники прежнего работодателя. Такие справки принимаются при условии, что была реорганизация работодателя в новое юридическое лицо, т.е. было правопреемство.

Если же формально реорганизации не было, то новая организация уже не имеет права выдавать справки за предыдущую организацию, даже если у нее остались все документы и печати.

Поэтому нередко такие справки признают недействительными, а следовательно, и все данные, которые указывались в них, обнуляются, и пенсия рассчитывается по минимуму. В таком случае отвечать должен тот, кто выдал подобный документ, а не пенсионер.

По закону юридические лица также несут ответственность перед ПФР за достоверность представляемых сведений. Поэтому сам пенсионер возвращать переплату пенсии не обязан.

2. Есть ли недобросовестность пенсионера?

По закону переплата пенсии признается необоснованным обогащением, а оно подлежит возврату только при условии, что будет доказана недобросовестность получателя или счетная ошибка.

Поэтому если пенсионер вел себя добросовестно при получении пенсии, то он не должен возвращать переплату.

Например, пенсионера не предупредили в ПФР о том, что он обязан сообщать о каждом факте своего трудоустройства, или же пенсионер предоставлял письменное уведомление в ПФР о том, что устраивается на работу, но сотрудники затеряли его.

Но потребуется представить доказательства своей добросовестности.

3. Уложился ли ПФР в сроки исковой давности?

Ели все предыдущие случаи не подходят, то последним шансом на спасение может стать пропуск исковой давности Пенсионным фондом.

Если ПФР обратился в суд за взысканием переплаты пенсии по истечении 3-летнего срока исковой давности, то в иске будет отказано, даже если он обоснованный.

Срок давности исчисляется с того момента, как ПФР узнал или должен был узнать о том, что пенсионер получает пенсию незаконно.

При этом обратите внимание, что по переплате пенсии расчет исковой давности идет в отношении каждого отдельно взятого платежа.

Как правило переплата взыскивается сразу за несколько месяцев, а то и лет, поэтому нередко выходит так, что по каким-то платежам ПФР вышел за 3-летний срок.

Проверьте это обязательно и ссылайтесь в суде на пропуск давности, если он действительно подтверждается!

Вычеты из военной пенсии по исполнительному листу или другому исполнительному документу производят, как правило, при наличии долгов: по кредитам и налогам, при неуплате услуг ЖКХ, по электро- и газоснабжению, по невыплате алиментов. При этом сумма средств, подлежащая удержанию в счет оплаты алиментов, зависит от количества детей, находящихся на содержании.

По решению органов пенсионного обеспечения удержание может быть из-за переплаты пенсии, в связи с предоставлением ложной информации гражданином при ее установлении, при ее пересчете и при непредставлении информации об обстоятельствах, которые влекут изменение размера или же вообще прекращение выплаты. По судебному решению удержание может быть в тех ситуациях, когда есть переплата пенсии, а выплата ее прекратилась.

  • Размер вычета по исполнительному листу и по решению суда может быть не больше 50% от величины военной пенсии.
  • При большом количестве задолженностей — не больше 70%.
  • Размер вычета по решению органов пенсионного обеспечения может быть не больше 20% от суммы пенсии.

Могут ли удерживаться суммы с военной пенсии?

На сегодняшний день есть несколько причин производить удержание из пенсионного обеспечения военного.

  • Одна из причин — нежелание гражданина в добровольном порядке сделать возврат денежных средств. Зачастую денежные средства удерживаются у граждан, которые не предоставили своевременно информацию, влияющую на величину пенсионных выплат или же на факт их получения (т.е. когда лицу пенсию переплатили).
  • Еще одна категория граждан — это граждане, имеющие задолженность перед какой-либо организацией, государством, перед детьми (в виде алиментных обязательств) или же другими нетрудоспособными лицами, которых должны материально обеспечивать, но не производят выплаты.

Алименты с пенсии военнослужащего

Согласно Семейному кодексу РФ, мужчина и женщина (супруги), имеющие общих детей, должны в равной мере их обеспечивать. Поэтому после расторжения брака (а иногда и в браке) у одного из родителей возникают алиментные обязательства.

На основании чего проводятся удержания?

Удержание из пенсии является одним из методов по возврату излишне выплаченных денежных средств в казну или взысканию различных видов долговых обязательств с должника. В общем случае производится оно по решению органов пенсионного обеспечения, по исполнительному листу и по решению суда.

Согласно ст. 62 закона № 4468-1, основными критериями удержания из пенсионного обеспечения военнослужащего являются:

  • решения судов о взыскании денежных средств, вследствие злоупотреблений со стороны гражданина, установленного в судебном порядке;
  • решения пенсионных органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне перечисленных пенсионеру;
  • исполнительные документы.

Порядок уплаты или взыскание через суд

Если заключено соглашение о взыскании алиментов, удержание будет происходить по схеме с обращением в пенсионные органы с заявлением на перечисление. В ситуации, когда выплата взыскивается через суд, следует соблюдать правила подачи иска.

  • Заявление со всеми необходимыми документами нужно передать в мировой суд, расположенный по месту проживания истца либо ответчика.
  • Рассмотрение занимает не больше 20 суток.
  • Решение суда вступает в силу сразу же, исполнительный лист направляется в органы пенсионного обеспечения, которые занимаются перечислением пенсий должнику.

Размер выплат алиментов

Объем удержания зависит от количества несовершеннолетних детей, которые находятся на иждивении у военнослужащего:

  • 1/4 часть дохода удерживается на одного ребенка;
  • 1/3 часть дохода — на двух детей;
  • половина от получаемого дохода — на трех и более детей.

К сожалению, встречаются злостные неплательщики алиментов, которые имеют помимо долгов в виде алиментов еще и непогашенные кредиты. Иногда случается так, что после взыскания по непогашенным задолженностям (кредитам), для взыскания сумм по алиментам у пенсионера нет средств.

Удержание переплаты (излишне выплаченной суммы) с военной пенсии

Удержания из пенсии военного осуществляются на основании решений суда, приговоров и постановлений, исполнительных надписей нотариальных контор и иных постановлений, исполнение которых происходит в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

  • Сумма пенсионного обеспечения, излишне перечисленная пенсионеру из-за злоупотребления с его стороны, может подлежать удержанию из военной пенсии на основе решения пенсионного органа ежемесячно в величине, не превышающей 20 % причитающейся к выплате военной пенсии, сверх удержаний по иным основаниям.
  • Во всех ситуациях обращения взыскания на военную пенсию за военным пенсионером сохраняется не меньше 50 % причитающегося ему пенсионного обеспечения.

В случае, когда выплата обеспечения прекращена до полного погашения задолженности по излишне перечисленным суммам, оставшуюся задолженность взыскивают через суд.

Виды пенсионного обеспечения военнослужащих

В первую очередь военные имеют право на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны РФ. В зависимости от обстоятельств это может быть пенсия:

Все виды пенсии имеют свои условия установления и порядок оформления, описанные в законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (далее закон N 4468-1). Данный закон — основной документ, который регламентирует пенсионное обеспечение для граждан, проходящих военную службу и осуществляющих иную деятельность, приравненную (в вопросах о пенсии) к военной.

При увольнении с военной службы граждане очень часто продолжают работать: кто-то занимается бизнесом, кто-то идет в наемные рабочие и т.п. Так или иначе, законодательно предусмотрен данный вариант развития событий, о чем говорит ст. 57 закона N 4468-1.

И в случае удовлетворения всем требованиям по установлению страховой пенсии по старости пенсионер, который получает выплаты по линии Министерства обороны, может рассчитывать на две пенсии: военную и страховую по старости, но без фиксированной выплаты.

Размеры пенсий военных пенсионеров

Размеры военных пенсий за выслугу лет, в соответствии ст. 14 и 15 вышеуказанного закона, рассчитываются в процентном соотношении от величины денежного довольствия (ДД) военнослужащего и привидится ниже в таблице:

Условия установления Величина выплат (от ДД) Минимальный размер (от расчетного размера) Максимальный размер (от ДД)
Выслуга ≥ 20 лет 50% + 3% за каждый год выслуги больше 20 лет 100% 85%
Совокупный стаж ≥ 25 лет (12,5 лет выслуги включая) 50% + 1% за каждый год стажа после 25 лет 100% 85%

Для пенсий за выслугу лет есть много дополнительных выплат, самые из них значимые:

  • увеличения инвалидам — в зависимости от категории и группы инвалидности от 150% до 300% от величины социальной пенсии;
  • гражданам, у которых имеется знак «Жителю блокадного Ленинграда» — от 100% до 200% от расчетного размера;
  • пенсионерам, которые не работают и имеют нетрудоспособных иждивенцев — от 32% до 100% (зависит от количества иждивенцев).

Исходя из ст. 22 закона № 4468-1, для размеров пенсий по инвалидности таблица выглядит так:

Категория инвалидов 1 и 2 гр. инвалидности 3 гр. инвалидности
Последствия военной травмы 85% 50%
В процессе службы 75% 40%

Минимальные размеры пенсии военнослужащих в зависимости от групп инвалидности:

  • от 175% до 300% от расчетного размера для инвалидов вследствие военной травмы;
  • от 150% до 250% — причиной инвалидности является заболевание, полученное на службе.

Читайте также: