История пенсионного обеспечения военнослужащих в россии




( Петр I)

«увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца».

В конце XVIII в. был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам - независимо от количества лет службы. Пенсии либо пособия в денежной форме назначались также членам семей погибших (умерших) военнослужащих. Некоторым отставным воинам, особенно раненым, выдавались денежные пособия в виде единовременных выплат от 4 до 7 руб. и на лечение от 3 до 5 руб. Их размер зависел от чина, должности и тяжести ранения. Российское законодательство того времени относило пенсии к разряду служебных наград.
В XIX в. в Российской империи был проделан значительный объем работы по созданию полноценной военно-пенсионной нормативной базы. В 1803 г. был принят первый пенсионный устав, который заложил основы правового регулирования пенсионного обеспечения служилых людей. Тем не менее практика применения данного устава показала недостаточную гарантированность достойной жизни всем "государевым людям". К концу царствования императора Александра I были начаты работы по объединению всех пенсионных положений в новый устав, но окончательное решение этого вопроса последовало уже в новое царствование.
Император Николай I так охарактеризовал состояние военно-пенсионного дела того времени: "Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших" .
Необходимость разработки нового пенсионного устава нашла выражение в Именном указе Императора Николая I от 6 декабря 1827 г.: "В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по завершении оной, за долговременное и беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия".
Попытка устранить эти недостатки, повысить правовые гарантии защиты пенсионных прав лиц, достойно служивших государству, была сделана в Уставе о пенсиях 1827 г. В Именном указе Императора Николая I, данном Сенату 6 декабря 1827 г. об утверждении данного Устава, отмечалось, что "каждому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу родине, дали надежду на то, что за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет, и что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется" .
В связи с законодательным закреплением регулярного пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей возникла необходимость создания в структуре вооруженных сил специальных органов управления, занимавшихся реализацией пенсионных прав указанных граждан.
В созданном пенсионном отделе находились вопросы пенсионного обеспечения за счет средств казны государства. Кроме того, в связи с учреждением Царским указом от 17 апреля 1859 г. эмеритальной кассы, в структуре пенсионного отдела Главного штаба выделена эмеритальная часть. Главный ее принцип заключался в следующем: все военнослужащие состояли обязательными участниками эмеритальной кассы и вносили в нее 6 процентов денежного содержания. Право на получение пенсий из эмеритальной кассы получали участники при выполнении двух условий: наличия выслуги на государственной службе не менее 25 лет; выплаты взносов в кассу в течение не менее 5 лет. Таким образом военные пенсии отставным военным формировались за счет средств казны государства и эмеритальной кассы .
Устав о пенсиях 1827 г. помимо материальных норм, устанавливающих круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение, и размеры пенсий бывших военнослужащих и их семей, содержал также нормы, подробно регламентирующие процедурные вопросы, связанные с испрошением, назначением и выдачей пенсий и единовременных пособий.



Также необходимо отметить, что при принятии решения о назначении пенсии учитывались не только полнота и законность представленных документов, но и "беспорочное поведение" претендентов на получение пенсии, о чем указывалось в ходатайстве о ее назначении.
К примеру, в июле 1825 г. вдова подполковника Глазенана обратилась к барону Дибичу с прошением о назначении ей пенсиона для содержания малолетних детей и на отвод казенной квартиры. По передаче прошения на рассмотрение Инспекторского департамента последний потребовал от командира Псковского внутреннего гарнизона сведения о вдове Глазенана. В ответ было получено донесение: "вдова Настасия Николаевна Глазенан образ жизни ведет соответственный ее званию, поведения самого отличнейшего, - большую часть жизни в трудолюбии и скромности; состояния никакого не имеет; от роду 34-х лет; при ней состоят: сыновья - Александр 7-и лет, Николай - 5-и, дочь Мария - 9 лет, Софья - 3-х и Анна - 2-х лет". По полученным сведениям был составлен всеподданнейший доклад с обозначением, что Глазенану следовало в пенсион 900 руб. ассигнациями в год. Из дальнейшей переписки видно, что дать казенную квартиру не было признано возможным, но зато была назначена пенсия с надбавкой в 200 руб., вдове и дочерям - до выхода в замужество, а сыновьям - до поступления в казенные заведения для воспитания.

Устав о пенсиях 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858 г.; затем указом императора Александра II в него были внесены изменения в оклады воинам, награжденным орденами Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 г.

Новый Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства был утвержден Царским указом от 23 июня 1912 г. и объявлен в Приказе по военному ведомству от 31 июля 1912 г. N 400. Данный Устав, устранил наиболее существенные недостатки Устава 1827 г., установив "погодное увеличение размеров пенсий».

Однако Устав о пенсиях 1912 г. действовал совсем недолго, поскольку в связи с политическими событиями 1917 г. все законодательство Российской империи было отменено.

Система пенсионного обеспечения военнослужащих Советских Вооруженных Сил и их семей стала складываться с изданием Декрета СНК РСФСР от 28 января 1918 г. «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии на добровольческих началах». Наряду с решением вопросов строительства новой армии этим декретом было закреплено право военнослужащих РККА на материальное обеспечение при утрате трудоспособности, а членов их семей в случае потери кормильца.


Первым актом военно-пенсионного законодательства советской власти стал принятый СНК РСФСР Декрет от 7 августа 1918 г. "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств", гарантировавший назначение и выплату пенсий солдатам, лишившимся полностью или частично трудоспособности в результате повреждений, ран или болезней, полученных вследствие прохождения военной службы. В нем также гарантировалось получение пенсий для семей солдат Красной Армии, убитых, умерших от ран или пропавших без вести на войне.

21 января 1919 г. СНК РСФСР действие Декрета от 7 августа 1918 г. было распространено на моряков Красного Флота Советской Республики, на военнослужащих сухопутной охраны Главного управления водных сообщений, на военнослужащих пограничной охраны, на военнослужащих продовольственных отрядов, железнодорожной охраны, на бывших красногвардейцев, на членов рабочих и крестьянских боевых дружин, на командный состав Красной Армии, на все категории солдат и матросов армии и флота. Назначение пенсий указанным лицам и их семьям производили комиссии при местных отделах социального обеспечения .

Спустя несколько лет были приняты Постановления СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. о социальном обеспечении инвалидов и от 9 декабря 1921г. о социальном обеспечении членов семей трудящихся и военнослужащих в случае потери кормильца. В соответствии с данными актами право на пенсию по инвалидности наряду с рабочими и служащими (в случае наступления у них инвалидности) имели все военнослужащие.

19 марта 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава РККА и РККФ», согласно которому пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального обеспечения населения. Данным Положением предусматривалось назеачение лицам начальствующего состава пенсий за выслугу лет и по инвалидности, выходного пособия и пособия по безработице, а их семьям пенсий по случаю потери кормильца, оказание бесплатной медицинской помощи, выдача единовременных пособий по случаю рождения ребенка и на погребение умерших членов семьи.

В 1936 году право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности и старости было закреплено в Конституции СССР.
Право на государственное обеспечение военнослужащих и членов их семей было подтверждено Законом о всеобщей воинской обязанности, принятом 1 сентября 1939 года. Этим же законом были определены виды пенсий, назначаемых военнослужащим и их семьям.

16 июля 1940 года и 5 июня 1941 года СНК СССР, в целях улучшения государственного обеспечения военнослужащих и их семей, приняты постановления: «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».
Постановлением СНК от 5 июня 1941 г. также предписывалось создание при областных (краевых, республиканских) военных комиссариатах особых комиссий для назначения пенсий.

Пенсии назначались по письменным заявлениям лиц, имеющих право на получение пенсий. Письменные заявления подавались в соответствующий районный военный комиссариат по месту жительства; райвоенкомат уже сам направлял эти заявления в соответствующий орган военного управления, ведающий назначением пенсий. В подтверждение права на получение пенсий военным пенсионерам выдавались пенсионные книжки (позднее стали называться пенсионными удостоверениями).

Данное положение просуществовало до 1942 г. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной существенно возросло число лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по линии Наркомата обороны СССР (главным образом, по инвалидности и в связи с потерей кормильца). Потребовалась коренная реформа военно-пенсионных органов и организации пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и их семей.
Данная реформа была осуществлена путем издания Постановления Государственного Комитета Обороны от 11 марта 1942 г. N ГОКО-1424с "Об оформлении и назначении пенсий семьям погибшего начальствующего состава Красной Армии" .

В целом данная система военно-пенсионного обеспечения сохранилась до сегодняшних дней: общее руководство пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу, осуществляет финансово-экономический орган военного ведомства (в разное время он именовался по-разному), а непосредственную работу по назначению и выплате пенсий указанным лицам осуществляют военные комиссариаты во взаимодействии с учреждениями Сбербанка России.

В дальнейшем, в послевоенные и последующие годы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые внесли в действующее законодательство существенные дополнения и изменения, направленные на повышение, улучшение и совершенствование пенсионного обеспечения военнослужащих. Были установлены различные надбавки и увеличения участникам и инвалидам войны, повышение пенсий и другие меры социальной поддержки отдельным категориям уволенных военнослужащих.

В настоящее время пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службы осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

Таким образом, зарождение и развитие отечественного законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей, позволяет прийти к выводу о том, что в государственной политике России изначально отдавался приоритет государственному пенсионному обеспечению именно военнослужащих в сравнении с иными категориями государственных служащих, исходя из того, что, как заметил русский историк XIX столетия С.М. Соловьев, "служба мечом считалась честнее службы пером". В нормативном порядке данный важнейший принцип государственного строительства был впервые закреплен Петром I в "Табели о рангах", где было указано, что при равенстве чинов "воинские выше прочих", т.е. военные имели преимущество перед гражданскими чиновниками.







Военные пенсии: как это было

Просматривая материалы размещённые на старой версии сайта «Военный пенсионер», иногда натыкаешься на довольно-таки интересные заметки. Учитывая, что в скором времени он (вышеупомянутый сайт) канет в Лету окончательно, хочется сохранить интересные публикации.

Возможно, кто-то ознакомится с ними впервые, кто-то повторно, кому-то будет вообще не интересно читать старьё, но прошу отнестись с пониманием -- некоторые данные уже просто-напросто не найти и потерять их окончательно не хотелось бы.

В общем в ближайшее время будут появляться статьи, которые можно объеденить под одним общим хештегом: #экскурс в историю

Итак, продолжим: дата публикации статьи сентябрь 2012 года.

Военные пенсии: что будет завтра?


В последнее время в центре дискуссий по проблемам дальнейшего развития пенсионной системы в нашей стране находится, как правило, обязательное пенсионное страхование. И не столь часто поднимается вопрос о проблемах функционирования системы государственного пенсионного обеспечения (ГПО), которая охватывает разные виды пенсий, выплачиваемых строго очерченному кругу лиц. Вместе с тем на выплату пенсий по ГПО в федеральном бюджете на 2012 год запланировано 2,294 трлн. рублей, что составляет 20,7 процента расходов всего бюджета.

Частью системы ГПО является пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, а также службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей. Все перечисленные выше лица российский законодатель нередко объединяет одним понятием «военнослужащие», хотя следовало бы отметить, что в разных федеральных законах в категорию военнослужащих нередко зачисляют служащих то одних, то других министерств (или служб), что говорит о нечёткости правовой базы, регулирующей отношения в рассматриваемой области.

Согласно Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (далее - Закон о военных пенсиях), к числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих, отнесены два министерства (Минобороны и МВД) и три федеральные службы (ФСБ, ФСИН и ФСКН). Наибольшее же количество военных пенсионеров - в Министерстве обороны России (почти 1 млн. 100 тыс. человек). Из них большая часть получает пенсию за выслугу лет (почти 87 процентов); ещё 3,5 процента - военную пенсию по инвалидности и 10 процентов - пенсию по случаю потери кормильца. Большинство военных пенсионеров проживает на территории РФ, хотя более 30 тысяч - за её пределами.

В 2012–2014 годах ежегодно на выплату военных пенсий Министерству обороны из федерального бюджета будет перечисляться по 251,9 млрд. рублей. При этом следует обратить внимание, что в соответствии с действующим законодательством военные пенсии подлежат ежегодной индексации.

Их увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента, что было ещё раз подтверждено Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года, в котором прямо говорится, что ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, осуществляется не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции. Но принятым в прошлом году Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№ 371-ФЗ от 30 ноября 2011 года) эта потребность в дополнительных средствах, естественно, не могла быть учтена. Аналогичная ситуация с финансированием и в МВД России.
В нынешней ситуации возникает широкий спектр вопросов о социальных ориентирах самой пенсионной системы. Каково должно быть соотношение между пенсией и утраченным заработком (в данном случае денежным довольствием военнослужащего)? Должен ли выступать здесь в качестве ориентира пресловутый 40-процентный коэффициент замещения, как это принято для трудовых пенсий? Есть ли какие-то масштабы соотношения разных видов пенсий (например, военной и трудовой пенсии по старости) и видов заработной платы (в частности, средней начисленной заработной платы в экономике и денежного довольствия военнослужащих)?

Если обратиться к базисным показателям денежного довольствия военнослужащих, взяв за основу примеры из Справочника по видам выплат денежного довольствия Министерства обороны России, то можно рассчитать их будущую пенсию за выслугу лет. Так, командир мотострелковой роты, дислоцированной в Хабаровском крае, получает (с учётом всех выплат) денежное довольствие в размере 83.050 рублей. Из них в соответствии с действующим законодательством базу для начисления пенсии составят 39.600 рублей (то есть 47,7 процента от всего денежного довольствия).

Ещё меньше расчётная база для пенсии командира боевой части АПЛ, дислоцированной в Арктике. Его денежное довольствие составляет 196.080 рублей (соответственно, расчётная база для пенсии за выслугу лет составит 26,1 процента от всего денежного довольствия).

Если рассчитать коэффициент замещения утраченного заработка в военной пенсии для первого и второго случаев (исходя из минимальной выслуги для назначения пенсии за выслугу лет - 20 лет), то:
- пенсия командира стрелковой роты составит (с учётом районного коэффициента) 15.057,9 рублей, или 18,1 процента от утраченного заработка;
- пенсия командира боевой части (с учётом районного коэффициента) – 25.903,8 рублей, или 13 процентов от утраченного заработка.

Расчёты показывают, что в среднем коэффициент замещения утраченного заработка (а точнее его пенсионнообразующей базы) составляет 10–25 процентов. Соответственно, чем меньше была пенсионнообразующая база, тем выше будет коэффициент замещения. Если исходить из ориентира, к которому стремится система обязательного пенсионного страхования для трудовых пенсий, - к 40-процентному коэффициенту замещения, то для военнослужащих такой коэффициент в настоящее время недостижим.

В связи с этим можно утверждать, что при выходе на пенсию военнослужащий резко снижает свой прежний уровень жизни (как и уровень жизни членов семьи), если у него нет иных источников дохода, кроме военной пенсии. Оппоненты могут возразить, что военнослужащие уходят на пенсию за выслугу лет в среднем в 43–44 года и у них есть возможность заработать ещё и трудовую пенсию. Кроме того, если сравнивать средние военные пенсии за выслугу лет с трудовыми пенсиями по старости, то в 2012 году первые должны превысить вторые в 1,65 раза.

Одновременно в качестве контраргументов можно привести то, что в США в военной пенсии коэффициент замещения утраченного заработка (денежного довольствия) составляет 60–80 процентов (как, кстати, было и в СССР). Между тем в Стратегии социального развития ВС РФ до 2020 года чётко обозначены ориентиры: размеры денежного довольствия военнослужащих должны на 25 процентов превышать среднюю зарплату работников отраслей экономики, а коэффициент замещения утраченного заработка в военной пенсии должен составлять 80 процентов.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин, и прежде всего в силу разной социально-экономической природы этих пенсий. Однако в российском законодательстве утвердился общий подход к трактовке пенсии как компенсации утраченного заработка в случаях наступления старости, инвалидности или потери кормильца, что нивелирует различия в социально-экономической сущности военной пенсии и трудовой пенсии по старости.

Чёткого определения военной пенсии законодатель не даёт, но из сути статьи 2 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим федеральным законом. Однако далее из анализа текста этой статьи закона можно сделать вывод, что компенсация утраченного заработка относится только к пенсиям федеральных государственных гражданских служащих. В той же части, где речь идёт, собственно, о военнослужащих (к которым, в частности, законодатель относит и прокурорских работников, и сотрудников таможенных органов, и пр.), пенсия трактуется законодателем как компенсация вреда, «нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста». Таким образом, законодатель рассматривает военную пенсию как один из элементов публично-правового механизма компенсации вреда, куда помимо пенсии могут относиться и ежемесячные компенсационные выплаты, а также ряд иных выплат.

Действительно, сама специфика военной службы, её тяготы и лишения, законодательно предусмотренные ограничения прав и свобод военнослужащих, повышенные риски для их жизни и здоровья, морально-психологическое и физическое напряжение - всё это требует в качестве компенсации и повышенного денежного довольствия и, соответственно, пенсионного обеспечения (что было и в царской России, и в советский период, и как интенция существует сегодня).
Однако если обратиться к структуре той расчётной базы, с которой исчисляется пенсия военнослужащего, то она включает в себя только должностной оклад, оклад по воинскому (специальному) званию и процентную надбавку за выслугу лет. Все те компенсационные выплаты, которые, собственно, и отражают трудности и риски военной службы: ежемесячные надбавки за особые условия военной службы и за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в военное время; коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях); процентные надбавки за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями; коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооружённых конфликтах, - в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии не вошли.

А ведь именно данные надбавки составляют одну из частей компенсационного механизма для военнослужащих и должны быть внесены в состав расчётной базы для исчисления военных пенсий. И, соответственно, как показывают авторские расчёты, способны повысить коэффициент замещения утраченного заработка в военной пенсии минимум ещё на 10 процентов.

Наконец, существует вопрос, касающийся так называемого понижающего коэффициента при исчислении военной пенсии (статья 43 Закона о военных пенсиях). Пенсия за выслугу 20 лет и более назначается в размере 54 процентов от соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет она повышается на 2 процента от указанных сумм денежного довольствия до достижения 100 процентов от данных сумм. Такой коэффициент при назначении пенсий федеральным государственным гражданским служащим, а также военным судьям, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета РФ (которые, как уже отмечалось, тоже отнесены к военнослужащим) отсутствует.

При введении такого коэффициента те пенсионеры, которые вышли на пенсию до 2012 года, оказались в худшем положении, чем те, кто выйдет на пенсию только в нынешнем году. И те и другие получат 54 процента от соответствующей расчётной пенсионной базы. Но при этом у «новых» пенсионеров есть больше шансов дожить до полной пенсии, чем у тех, кому в настоящее время, скажем, 70 и более лет (ведь полная пенсия возможна только через 23 года нахождения на пенсии).

В связи с этим нами предлагается учитывать при введении понижающего коэффициента 0,54 время нахождения военного пенсионера на пенсии (например, если военный пенсионер получает пенсию за выслугу лет в течение 10 лет, то его понижающий коэффициент должен быть равен 0,74; 15 лет - 0,84; 20 лет - 0,94) или возраст пенсионера (например, при достижении общеустановленного возраста выхода на пенсию 60 лет - для мужчин и 55 лет- для женщин, коэффициент должен быть увеличен до 100 процентов).

Безусловно, предложенные выше меры позволят увеличить коэффициент замещения утраченного заработка в военной пенсии. Но всё это потребует и увеличения расходов федерального бюджета. Полностью избежать увеличения данных расходов в любом случае не представляется возможным, но можно их сделать более эффективными. В связи с этим предлагается сделать шаг не только по вовлечению военнослужащих в систему обязательного пенсионного страхования (что уже начинает действовать в рамках программы софинансирования пенсий), но и по привлечению их к активному участию в системе негосударственного пенсионного обеспечения (тем более что примеры деятельности военных эмеритальных касс, которые действовали на накопительных принципах, в истории нашей страны уже были). Речь идёт о создании корпоративных пенсионных программ для военнослужащих.

Представляется, что в настоящее время назрела необходимость и возможность формирования таких программ (пусть даже первоначально в качестве пилотного проекта).

Во-первых, в настоящее время денежное довольствие военнослужащих выше, чем средняя начисленная зарплата по экономике в стране, что позволяет говорить о наличии денежных средств у военнослужащих для вложения в свою будущую пенсию.

Во-вторых, военнослужащие проявили интерес к программе софинансирования пенсий. Отсюда можно сделать вывод, что они готовы вкладывать средства в формирование своей будущей пенсии.

В-третьих, данные программы будут строиться на паритетных началах. Страховые взносы со стороны государства могут выплачиваться через Фонд национального благосостояния (как это делается сейчас для военнослужащих, участвующих в Программе софинансирования).

В-четвёртых, пенсионные корпоративные программы могут строиться по нескольким моделям: с участием военно-страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, которые будут отбираться по конкурсу. Так, в настоящее время, насколько нам известно, разрабатывается конкурсная документация для размещения заказа путём проведения торгов по выбору страховщика (страховой организации) для осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Выигравшие конкурс страховые компании могли бы осуществлять и пенсионное (добровольное) страхование военнослужащих.

С организационной точки зрения менее сложно, как представляется, закрепить участие военнослужащих в корпоративных пенсионных программах, которые реализуются с участием негосударственных пенсионных фондов. Но в правовом поле такой механизм не проработан вовсе. Вместе с тем по примеру корпоративных пенсионных программ, которые в настоящее время сформированы в целом ряде корпораций, такие программы могли бы быть созданы и для военнослужащих.



Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Насонов Константин Александрович — подполковник, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: 3275500@mail.ru)

Пенсионное обеспечение военнослужащих Красной армии и членов их семей в годы Великой Отечественной войны

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Красной армии и их семей в СССР во время Великой Отечественной войны определялись принятыми органами государственной власти и военного управления указами, постановлениями, приказами, директивами, распоряжениями и инструкциями. Пенсии в большинстве случаев обусловливались инвалидностью лиц, полученной в результате ранений, увечий и заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, или их гибелью и пропажей без вести. В советском законодательстве учитывались особенности военной службы в боевой обстановке и поэтому предусматривались специфические меры и способы пенсионного обеспечения, гарантировалась защита прав и интересов военнослужащих и их семей.

Ещё до войны постановлениями СНК СССР 1940 года от 16 июля № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и от 12 ноября № 2291 «О дополнении постановления СНК СССР от 16 июля 1940 г.» был установлен порядок пенсионного обеспечения военнослужащих рядового и сержантского состава по призыву и их семей. Эти категории военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите Родины, при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте, являвшихся до призыва на военную службу рабочими или служащими, обеспечивались пенсией в размерах в зависимости от групп инвалидности (от 50 до 100 проц. среднемесячной зарплаты).

Семьи погибших на фронте получали право на пенсию в размере от 35 до 60 проц. их среднемесячной зарплаты. Это право распространялось также на семьи без вести пропавших. Семьям военнослужащих, у которых заработная плата была невысокой, пенсии начислялись в твёрдых ставках. Если военнослужащие рядового состава становились инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с пребыванием на фронте, пенсии назначались им в размерах, установленных в порядке социального страхования рабочих и служащих от общих заболеваний, но с предоставлением льгот в том случае, если они не имели необходимого для назначения пенсии стажа работы или не работали до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих. Военнослужащим и их семьям, проживавшим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсии назначались в размере 80 проц. от назначенной суммы1.

Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» предусматривались пенсии за выслугу лет и по инвалидности, а семьям — по случаю потери кормильца или выходное пособие. Пенсии за выслугу лет офицерам и сверхсрочнослужащим устанавливались при наличии не менее 25 лет выслуги. При этом один месяц службы в войсках действующей армии засчитывался за три. Пенсии и пособия семьям умерших, погибших или пропавших без вести офицеров и сверхсрочнослужащих определялись в зависимости от количества нетрудоспособных в семье, причины смерти военнослужащего и размеров его прежнего денежного содержания. Таким образом, существенно повышалось социальное обеспечение указанных категорий граждан2.

Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1475 был утверждён «Перечень специалистов рядового состава сверхсрочной службы Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих право на пенсии и пособия» согласно постановлению СНК СССР за № 14743.

Уже 25 августа 1941 года директивой начальника Главного управления кадров НКО СССР генерал-майора А.Д. Румянцева № ГУК 7/45/2508 был установлен порядок оформления пенсий отделами кадров военных округов семьям лиц начальствующего состава, погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков. Назначение пенсий производилось на основании выписок из приказов по Главному управлению кадров НКО СССР, Управлению кадров ГлавПУ РККА (Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной армии), Управлению кадров Главного управления Военно-воздушных сил и Главного санитарного управления Красной армии об исключении погибших из списков личного состава РККА в связи со смертью. Выписки из приказов рассылались в отделы кадров округов, которые, в свою очередь, отправляли соответствующие распоряжения районным военным комиссариатам по месту жительства семей. Пенсии назначались согласно тем должностям, которые занимали погибшие на момент смерти, даже если они и не были на них утверждены документально4.

В тех случаях, когда отделам кадров не были известны последние должности погибших, впредь до получения данных о них начисление семьям пенсий производилось из условных окладов содержания: «младших лейтенантов, лейтенантов и им соответствующих — 600 рублей; старших лейтенантов и им соответствующих — 650; капитанов и им соответствующих — 725; майоров и им соответствующих — 850; подполковников и им соответствующих — 900; полковников и им соответствующих — 1100; лиц высшего начсостава — 1400 рублей»5.

Семьям погибших лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава запаса, мобилизованных в народное ополчение, пенсии назначались по занимавшимся ими должностям начальствующего состава согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 14746.

В начале Великой Отечественной войны учёт и обеспечение пенсионеров Наркомата обороны (НКО) СССР, которые к тому моменту вынуждены были эвакуироваться из районов военных действий, ухудшились. Эти лица в течение продолжительного периода не могли своевременно получать пенсии вследствие того, что в большинстве своём не имели при себе документов, а по прибытии в тыловые районы страны не могли доказать свою принадлежность к пенсионерам НКО7. Особенно в затруднительном положении оказались инвалиды Великой Отечественной войны. В связи с этим распоряжением СНК СССР от 12 ноября 1941 года № 10160 было разрешено Наркомсобесу РСФСР, а также наркоматам социального обеспечения других союзных республик в отдельных случаях назначать инвалидам войны пенсии по свидетельским показаниям8.

Согласно директивным указаниям начальника Финансового управления Красной армии (ФУ КА) от 28 октября 1942 года № 100391/2810 инвалидам Великой Отечественной войны, не имевшим документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу КА, пенсии не назначались, а обратившиеся лица направлялись в органы собеса для оформления пенсий наравне с младшим начальствующим составом. После получения этими лицами документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу, им назначались пенсии НКО со дня возникновения права на пенсию по инвалидности9. Значительно позже, 24 декабря 1944 года, была издана директива ФУ КА № 1454734с «О порядке назначения пенсий офицерам-инвалидам, возвратившимся из плена и прошедшим спецпроверку». В ней устанавливалось, что этим лицам, восстановленным в офицерском звании и уволенным из Красной армии, пенсии по инвалидности или за выслугу лет назначались согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 наравне с инвалидами Великой Отечественной войны. При этом время пребывания в плену и на спецпроверке засчитывалось в выслугу лет в Красной армии календарным порядком. Офицерам, возвратившимся из плена, денежное содержание за период нахождения их в плену и на спецпроверке не выплачивалось. Полученные семьями этих офицеров пенсии, единовременные и возвратные пособия за время нахождения в плену и на спецпроверке не взыскивались10.

Во время Великой Отечественной постоянно увеличивалось количество военнослужащих и их семей, получавших право на пенсии, в том числе и инвалидов войны (известно, что число погибших военнослужащих в 1941—1945 гг. составило 8 млн 744,5 тыс. человек11). Например, если ФУ КА в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942-го инвалидам была назначена 2961 пенсия, а семьям военнослужащих — 14 118, то на 1 ноября 1942 года количество пенсий уже составляло 23 938 и 57 171 соответственно12, а в 1945 году среди всех пенсионеров Наркомата обороны почти четвёртую часть составляли члены семей13.

Что касается реорганизации всей деятельности по назначению пенсий, то постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 11 марта 1942 года № 1424 «О передаче назначения пенсий лицам начальствующего состава и сверхсрочнослужащим Красной Армии, а также семьям этих лиц из ведения Главного управления кадров НКО в ведение Финансового управления при НКО» приблизило эту работу к военным комиссариатам, инвалидам и семьям погибшего офицерского состава14. Данным постановлением на начальника ФУ КА при НКО СССР генерал-лейтенанта Я.А. Хотенко была возложена ответственность за своевременное назначение и упрощённое оформление пенсий лицам высшего, старшего, среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащим РККА, а также их семьям, введены изменения в штаты ФУ КА, финансовых отделов военных округов (фронтов) и финансовых органов республиканских, краевых, областных (а в г. Москве и Ленинграде — городских) военных комиссариатов. Для оптимизации пенсионного обеспечения семей погибших, умерших и без вести пропавших устанавливалось, что приказы об исключении из списков личного состава Красной армии погибших офицеров должны издаваться Главным управлением формирования и укомплектования войск РККА независимо от рода войск, в котором состоял погибший, после чего эти приказы рассылались по соответствующим управлениям и военным округам.

Областные и республиканские военкоматы в начале своей деятельности, получив функции по назначению пенсий в 1942 году, на первых порах работали недостаточно организованно, а пенсионная работа имела ряд недочётов как в организации управленческого аппарата, так и в своевременном назначении пенсий. Так, по состоянию на 1 января 1943 года в военкоматах Приволжского военного округа имелось много неотработанных пенсионных дел: в Саратовском областном военном комиссариате (ОВК) — 1377, в Куйбышевском ОВК — 2758, в Пензенском ОВК — 1505 материалов15.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

1 Государственный архив Волгоградской области. Ф. 4528. Оп. 1. Д. 1. Л. 5—6.

2 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1764. Л. 78—79.

3 Там же. Д. 478. Л. 49.

4 Там же. Д. 1322. Л. 1.

6 Там же. Д. 1288. Л. 2.

7 Там же. Д. 1764. Л. 78.

8 Лиознер Д.А., Писарев Ф.И. Льготы для военнослужащих и их семей. Алма-Ата: Казахское объединенное государственное издательство, 1943. С. 73.

9 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1288. Л. 20.

10 Там же. Л. 70—73.

11 Кривошеев Г.К., Андроников В.М. Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: новейшее справочное издание. М.: Вече, 2009. С. 376.

12 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1289. Л. 2.

13 Тиванов В.В. Развитие финансов Вооружённых Сил после Великой Отечественной войны. М.: Военный финансово-экономический факультет при Финансовой академии, 1995. С. 156, 157.

14 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1764. Л. 78—80.

Читайте также: