История развития пенсионного обеспечения государственных служащих в россии

Нечто похожее на пенсионное обеспечение, существовало еще в Древней Руси. Правда, тогда это касалось в основном воинов, которые не могли уже служить полученных в боях увечий или старости. Но, конечно, никакой пенсионной системы и никаких законов не существовало, все зависело только от доброй воли правящих особ.

В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, человек просвещённый и милосердный, впервые ввёл денежные выплаты для отставных воинов — так называемые «лечебные», причем сумма выплат зависела от тяжести полученного в бою увечья. Впрочем, чаще уходящим на покой воинам предоставлялась во владение земля — с неё и следовало кормиться.
Царь Алексей Михайлович

Но основы пенсионного законодательства на территории нашей страны были заложены только при знаменитом младшем сыне Алексея Михайловича — Петре Первом. В 1720 году он подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», где помимо прочего говорилось и о том, как следует поступать с моряками, ставшими негодными к службе по инвалидности или старости. Им полагалось списание с корабля, устройство в наземную, более спокойную, службу с повышением в чине. Если же человек оказывался негоден уже ни к какой службе, ему полагалось до конца жизни бесплатно жить и питаться в гошпитале, а не захочет — получить годовое жалование и самому устраивать свою судьбу. Вдовам и сиротам погибших моряков тоже выплачивалась пенсия — как сказали бы сейчас, «по потере кормильца».
Устав Морского Военного Флота 1720
Петр I

При Екатерине II появилось понятие, до сих пор используемое в трудовом и пенсионном законодательстве — выслуга лет (трудовой стаж). Теперь для получения пенсии требовалось отслужить не менее 20 лет.
Екатерина II

Сын Екатерины, Павел I, добавил новые правила: пенсия назначалась только за «беспорочную» службу (то есть, без взысканий), а военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки, чтобы содержание было не меньше пенсии.
Павел I

Все это время пенсия оставалась особой милостью власти. Лишь в годах XIX столетия появилась идея о том, что пенсия… Нет, не неотъемлемое право, как считается сейчас, а заслуженное вознаграждение за достойную службу.

В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд — часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии несла казна. В те годы и вплоть до революции 1917 года размер пенсии зависел от того, к какому разряду был причислен гражданский или военный служащий.

Размер пенсии в дореволюционной России

1828 1867
Количество
служащих
на 1 пенсионера


Доля пенсии
от жалованья
служащего


В дореволюционной России с первой трети XIX века все гражданские и военные служащие разделялись на 9 разрядов — это была четкая иерархическая лестница, подняться по которой хотя бы на несколько ступенек удавалось не каждому.

От принадлежности к определенному разряду зависел размер жалованья. И за каждым разрядом закреплялась определенная пенсия. Система была построена таким образом, что чиновникам низших разрядов, и без того получавшим очень скромную зарплату, пенсия назначалась совсем уж мизерная.

Часто выход на пенсию главы семьи означал полный финансовый крах для всего семейства. Зато пенсия представителям двух высших классов — крупным госслужащим — назначалась специальным решением императора.

Число пенсионеров, получающих государственную пенсию, стало расти, росли расходы казны. Но размер пенсий не менялся, и на фоне растущих цен пенсии постепенно обесценивались. Нужны были средства на пенсионное обеспечение, нужна была новая идеология: к тому времени пенсия воспринималась обществом не как особая милость, и не как награда для лучших, а как неотъемлемое право человека, отдавшего большую часть своей жизни служению обществу. Исходя из этого, в 1853 году
в Российской Империи был принят новый Пенсионный Устав.

К годам стало очевидно, что государственная казна не в состоянии обеспечить всех пенсионеров. Поэтому было принято решение, что казна оставит за собой расходы на пенсионное обеспечение тех, кто нуждается в пенсии по причине болезни или несчастного случая, а также на часть военных и гражданских служащих. Для остальных существовали эмеритальные кассы — своего рода негосударственные пенсионные фонды, куда сами служащие платили взносы в течение своей службы, а после выхода в отставку получали из этой кассы пенсию. Такие кассы обязательно существовали в стратегически важных для государства отраслях, например в компаниях, строящих железные дороги.
К началу 1870-х годов экономика России находилась на 15-м месте в мире. На пенсии страна расходовала меньше 4% своего бюджета (у передовых держав эта цифра доходила до 6%). Таким образом, сумма, которую страна тратила на выплату пенсий, оставалась недостаточной.

Но и к концу XIX века пенсионное обеспечение в России оставалось избирательным, пенсию получали менее 1/3 населения, достигшего пенсионного возраста, нуждающегося в пенсии по инвалидности или потере кормильца. Пенсия за выслугу лет полагалась некоторым офицерам, ученым, учителям и преподавателям, рабочим казенных заводов, врачам и фельдшерам казенных предприятий.

В конце XIX века в стране активно развивались негосударственные пенсии: открывались горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные кассы, сберегательно-вспомогательные кассы. Даже крестьяне, работая на производстве, могли заработать себе пенсию. Работодатель делал вычеты из их заработка в сберегательно- вспомогательную кассу, закрепляя средства на лицевых счетах работников. Создание цельной и стройной системы пенсионного страхования не было завершено — Первая Мировая война и Октябрьская революция полностью изменили ситуацию в стране.
Во второй половине XIX века пролетариата — то есть, рабочих, занятых только в промышленности — в России практически не существовало. На предприятиях работали крестьяне. Обычно в осень они уходили на заработки в город, устраиваясь на заводы и фабрики, а весной, когда приходило время сева, вновь возвращались в деревню, чтобы отработать весь сельскохозяйственный сезон на своем наделе.

После 1917 года с установлением советской власти был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми, обязательными для всех. Получилось это не сразу, хотя с первых лет после революции начали выплачиваться пенсии по инвалидности и потере кормильца. В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям », в 1918 году — постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В годы НЭПа снова стало возрождаться пенсионное обеспечение по принципу страхования. В годы расширялся круг лиц, которым полагалась пенсия за выслугу лет: в 1924 году в него вошли ученые и преподаватели вузов, в 1925 году — школьные учителя. Размер пенсий назначался исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи.

В 1930 году в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию, которое заменяло систему государственного пенсионного обеспечения системой социального страхования.

Социальное страхование в СССР

В 1932 году был установлен возраст выхода на пенсию по старости: женщинам — с 55 лет, мужчинам — с 60 лет. С тех пор пенсионный возраст в нашей стране был и остается одним из самых низких в мире.

Важным моментом в развитии пенсионного обеспечения в Советском Союзе стал 1956 год, когда был принят закон «О государственных пенсиях». Закон гарантировал предоставление пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления пенсий для всех граждан. На размер пенсии и время выхода на пенсию влияли также вредные условия труда на производстве, работа в сложных климатических условиях, социально значимая работа, например, у врачей и учителей.


Возраст выхода на пенсию остался прежним, минимальный трудовой стаж для получения пенсии составил 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Размер пенсии зависел не от заработка за все годы работы, а от средней зарплаты за последний год или 10 лет. Эти нормы просуществовали практически до распада СССР.

С ростом уровня жизни, увеличилась средняя продолжительность жизни и, соответственно, количество пенсионеров. Кроме того, размер пенсий неоднократно повышался. Денег на выплату пенсий требовалось все больше, а экономика страны не развивалась. И к началу годов пенсионная система вновь потребовала реформирования.


В 1980-е годы минимальная пенсия составляла 70 рублей, максимальная — 252 рубля. Средняя заработная плата в стране составляла около 200 рублей.

Так, в 1997 году была создана система персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Появились лицевые счета, на которых в электронном виде фиксировалась вся информация о трудовой деятельности человека. Именно эта система, пройдя усовершенствование и модернизацию, стала основой современной пенсионной системы России.

Первое упоминание о пенсии в России приходится на середину 17 века. Пенсионное обеспечение в те времена носило выборочный характер. Выплата предназначалась для воинов, которые получили ранения в боевых действиях. Размер ее зависел от тяжести полученного ранения.

Петр 1 внес кардинальные изменения в области пенсионного обеспечения. Им был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране – «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. В главе «О награждении» в 6 статье зафиксировано положение о предоставлении вдовам и детям убитых в сражении полагавшейся мужу доли добычи. В 8-й статье Петр определяет судьбу моряков, негодных к несению корабельной службы: «приставить к магазейнам, в гарнизоны или на штатскую работу с повышением чина. Совсем больных, изувеченных и старых отправлять в гошпиталя, где кормить до самой смерти».

К началу 20 века в России была сформирована пенсионная система, которая охватывала только военных и чиновников. Чиновники выходили на пенсию к 60-ти годам. Необходимо было иметь 35-летний стаж на государственной службе без жалоб и нареканий. Однако была возможность претендовать на пенсию и при 25-летнем стаже, но лишь на 50% от пенсионных выплат. На размер выплат влиял разряд чиновника. Всего их было 9.

Военным назначалась пенсия после 25 лет службы. 20 лет выслуги давали право лишь на 50% пенсионных выплат. Воины, которые были ранены и получили увечья в бою, могли претендовать еще и на дополнительную пенсию из инвалидного капитала.

Люди, трудившиеся на частных предприятиях, начали получать пенсию в начале 20 века. Выплаты формировались за счет денежных отчислений из заработка работников на их личных счетах. Если работник получал профессиональное заболевание или увечье, то он мог рассчитывать на выплату тех денежных средств, которые накопились за годы его работы на его счете.

Крестьяне до революции, как и длительное время, после нее, не имели права на пенсионные выплаты. Учитывая тот факт, что крестьян было около половины от населения всей империи, в которой проживало 120 миллионов человек, невозможно говорить об общенациональной и структурированной пенсионной системе в начале 20 века. Колхозникам выдавали зарплату продуктами. Зарплаты, по сути, не было. Эту систему отменят лишь в 1966 году. А пенсия для крестьян появится на 10 лет раньше, в 1956. Правда, выплаты рассчитывались по отдельной системе, и выплаты были меньше, чем у других работников.

После революции 1917 года ситуация начала меняться. Был запущен процесс внедрения пенсионного страхования. Власти взяли на себя пенсионное обеспечение сирот, вдов, инвалидов и престарелых уже в 1917 году. Конечно, думали и о внедрении пенсионного обеспечения по старости. Но, на тот момент война и тяжелая экономическая ситуация в государстве отсрочили на 11 лет эту идею.

Молодое правительство взялось после революции за осуществление ленинской страховой программы. Она была изложена на VI Всероссийской конференции РСДРП. В области социального обеспечения было принято около 100 декретов и распоряжений за 6 лет. По охране материнства и младенчества было открыто 1500 учреждений.

И только в 1928 году появится пенсия по старости. Однако, только для служащих и рабочих. Мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины в 55. Максимальной пенсией считалась сумма, которая равна 25% от средней зарплаты по стране. Жить на эти деньги было тяжело.

К 1956 году пенсионное обеспечение охватит всех граждан СССР. В этом году будет принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Эта система просуществует вплоть до распада СССР. Минимальный стаж, при котором можно было рассчитывать на пенсионное обеспечение, был равен 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин. Самая большая пенсия составляла 120 рублей. По статистическим данным, к 1980 году средняя зарплата составляла 174 рубля. Пенсия была равна половине от средней зарплаты трудящегося за два последних года или любых пять лет трудовой деятельности.

После распада СССР, новая экономическая реальность требовала реформ в системе пенсионного обеспечения. Для проведения реформ в системе учета пенсионных прав граждан была создана система персонифицированного учета в 1997 году. Всем застрахованным гражданам был присвоен индивидуальный лицевой счет (СНИЛС). В течении всей рабочей деятельности гражданина, на этом счете фиксируются данные о его стаже и размере заработной платы.

К 2002 году была сформирована накопительная пенсия для граждан. Распределительная пенсионная система была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. Теперь у работающих людей появилась страховая и накопительная части пенсии. На законодательном уровне был закреплен тот момент, что, если пенсионер не доживет до пенсии, то выплаты переходят по наследству его правопреемнику. Но экономические проблемы вынудили государство заморозить накопительную часть пенсии.

И с 2014 года работодатели стали перечислять взносы лишь за страховую часть пенсии. Несмотря на это, государство решило не национализировать уже сформированные накопления граждан. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями.

В 2015 году появилось такое новшество как «пенсионные баллы». Размер зарплаты и количество полученных за год баллов напрямую взаимосвязаны. Гражданин может получить максимум 10 баллов в год. Стоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством. Система пенсионных баллов продолжает действовать по сей день.








Сегодня пенсию в старости (пусть и небольшую) государство гарантирует каждому гражданину. Даже если человек никогда не работал, в 60 (женщина) или 65 лет (мужчина) он всё равно получит так называемую социальную пенсию. А когда вообще появились пенсии на Руси?

Всегда ли государство обеспечивало пожилых граждан? АиФ.ru разбирался в истории развития отечественной пенсионной системы совместно с Пенсионным фондом России.


XIV-XVI века: поместья за подвиги и военную службу

В принципе, пенсии появились на Руси очень давно. Правда, так они не назывались, да и помощь пожилым людям на протяжении многих столетий оказывалась очень избирательно. Как указывают древние летописи, ещё воеводы и князья обеспечивали своих особо преданных воинов и служащих как в случае их ранения, так и в старости.

В 1587 г. Иван IV Грозный издал «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям». По нему земельные наделы выдавались людям в знак их особых заслуг за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случае потери кормильца. По сути, именно с этого указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».

А с началом действия на Руси крепостного права объектом пенсионного обеспечения стала выступать и земля с прикреплёнными к ней крестьянами, которые также отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения представителей дворянского сословия.


XVII век: пожизненное содержание помещиков

Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Историки пенсионного дела подчёркивают особое значение 8 статьи 16 главы Соборного уложения («О поместных землях»), где установлена норма попечительства над семьёй помещика, который покинул службу по старости или болезни. В случае его смерти вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».

Кроме того, 9 статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, при плохом уходе за престарелым родственником — оно должно было быть возвращено.

XVIII век: появилось слово «пенсия»

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра I. И первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

Именно при Петре слово «пенсия» вошло в официальные государственные документы и обиходную русскую речь (от французского pension — «платёж»).


Регламент назначения офицерских пенсий был подробно изложен в пяти артикулах (статьях) 6 главы Морского устава, которая называлась «О корму и жалованье». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. Пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров.

Вслед за принятием Морского устава 24 января 1722 года Пётр I ввёл ещё одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Это «Табель о рангах». Её введение стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.

При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соцпомощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.

Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства.

В период царствования Анны Иоанновны был принят ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. Те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счёт учреждений.


Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках. В годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно. Ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.


По двум указам Екатерины были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причём назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.

Перечень пенсионеров, претендующих на получение казённых пособий, определялся императрицей и был ограниченным по численности. А лицам, не включённым в тот или иной круг пенсионеров, приходилось ждать освободившейся вакансии. За время царствования Екатерины II пенсиями в России были охвачены большинство чинов, прослуживших не менее 20 лет. Ряд новых положений о пенсиях в XVIII веке затронул сферу казённого содержания иждивенцев. Так, например, при Екатерине II были повышены возрастные планки для детей: до 12 лет увеличен возраст сыновей и до 20 лет — дочерей, которые имеют право получать половину пенсии погибшего отца-военнослужащего. По достижении этого возраста мальчики должны были поступать в школу (на государственное попечение). Для дочерей, не вышедших замуж по достижении 21 года («по болезни или увечью», как уточнялось в царском указе), было предусмотрено право получать пенсию отца пожизненно.

К концу XVIII века пенсии стали появляться и в гражданских ведомствах. В числе первых они были установлены для служащих в Сибири. Позже — для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.


XIX век: первый в истории устав о пенсиях

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.

В последующие годы «Устав. » был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие

В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.


А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.


В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем 25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%. Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причём правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени его тяжести (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).


Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с восьмидесятых годов XIX века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах. В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев». Рабочие требовали распространить систему социального страхования на все категории, что стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения. В результате правительство приняло закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в нём, были довольно ограниченными. Обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 миллиона рабочих по всей стране. А значит, ещё 12 миллионов наёмных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности.

XX век (советский период): пенсии всем — от колхозников до членов ЦК КПСС

С приходом к власти большевиков пенсионное законодательство в стране изменилось. Уже в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Однако всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. А крестьяне будут жить без пенсий вплоть до принятия в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов».


В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.

Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.

Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Например, вот какие средние пенсии получали колхозники в РСФСР:

1965 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1989 г.
12,5 руб. 14,1 руб. 34,8 руб. 47,5 руб. 75,1 руб.

У рабочих и служащих с высокими заработками, соответственно, и пенсии были выше. Однако существовал потолок, выше которого пенсии не назначались: 120 руб. в месяц.

Впрочем, это не касалось элитных пенсионеров. В СССР существовало три категории персональных пенсионеров: союзного (получал пенсию 250 руб.), республиканского (160 руб.) и местного (140 руб.) значения. Мало того, элитным пенсионерам ежегодно выплачивались 1-2 месячные пенсии «на оздоровление».

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС — 400 руб., члена Политбюро ЦК КПСС — 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.


ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. - Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

ИСТОРИЯ ПЕНСИЙ В РОССИИ

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости. Так постепенно закладывались социальные гарантии для отставных воинов. С древних времен и вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в виде милости правящей особы к своим подданным. Пенсий удостаивались только самые важные для власти члены общества – воины, которые стояли на страже княжеских, затем царских владений.

Первые денежные выплаты для отставных воинов – «лечебные», как их называли в те времена, – начали осуществляться при царе Алексее Романове в 1663 году. Их размер зависел от тяжести полученных увечий. Более распространенной формой социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, по-прежнему было предоставление поместий или прибавка земель к уже имеющимся владениям.

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено регулярное пенсионное обеспечение. Как и раньше, распространялось оно прежде всего на высшее воинское сословие. Законом, утвердившим основания и порядок выплаты пенсии, стал «Устав Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

Если во времена Петра I только закладывались законодательные основы пенсионных выплат, то правление Екатерины II ознаменовано проведением первой национальной пенсионной реформы, после чего появились такие понятия, как выслуга лет, т. е. стаж, который должен был составлять не менее 20 лет.

Существенное увеличение пенсионного довольствия отмечено во времена правления императора Павла I. Он установил правило, по которому военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки в таком размере, чтобы содержание было не меньше пенсии. Необходимым условием назначения пенсии являлась «беспорочная», т. е. безукоризненная, служба.

Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в 1820-х годах, когда в результате масштабной реформы пенсионного законодательства был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским)». Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий. Вторая половина XIX века примечательна для истории пенсий тем, что именно в это время пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий. В ряде стратегически важных для государства отраслей производства, например строительстве железных дорог, правительство обязало промышленников создавать так называемые эмеритальные кассы, т. е. денежные фонды для выплат пенсий и пособий вышедшим на заслуженный отдых участникам кассы. Средства касс выплачивались дополнительно к государственной пенсии. К концу XIX века в российской пенсионной системе наряду с государственным капиталом уже участвовал и частный пенсионный капитал. Назначение пенсий по-прежнему носило во многом избирательный характер и охватывало только треть населения. Пенсию за выслугу лет получали чиновники всех ведомств, некоторые офицеры, учителя и преподаватели, рабочие казенных заводов, а также ученые, инженеры, врачи и фельдшеры казенных предприятий.

ВЕК XX ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА

Вместе со сменой политического режима в России в 1917 году и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ореола исключительности и привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее, уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных».

В 1918 году – постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей вузов.

А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от уровня заработка, условий труда, состава семьи.

В 1930 году было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов, а также выплату пенсий.

В 1932 году закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остается одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.

ВЕК XX ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

1956 год знаменателен для истории пенсионного обеспечения принятием закона «О государственных пенсиях». Он предусматривал пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон также гарантировал государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий. Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины – в 55 лет при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась не так, как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.

Во внимание также принимались особые условия труда на вредном производстве, в неблагоприятных климатических зонах или социально значимая работа, например в качестве врача или учителя. Все это давало право на более ранний выход на пенсию или снижение минимально необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Дополнительный стаж незначительно влиял на размер пенсии.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии страны произошли значительные изменения в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 млн до 45,2 млн человек.

К моменту распада СССР и появления нового государства – Российской Федерации – в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. В течение 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досрочных пенсий, увеличившая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.

Для того чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции ее преобразования. Одним из первых решений в этом направлении становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Она повысила качество управления пенсионной системой за счет применения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. Это весьма упростило процедуру назначения пенсии и социальных выплат. С тех пор система персонифицированного учета значительно усовершенствовалась и действует по настоящее время.

Результатом проведенных в конце 1990-х – начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течение его трудовой жизни, в то время как трудовой стаж минимально влияет на размер пенсии.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента – накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на нее, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом.

В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в очень важном для истории пенсионного обеспечения в России документе – Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.

Читайте также: