Как перейти на пенсию госслужащего в украине после 01 05

Как известно, порядок и условия начисления, выплаты и перерасчета пенсий неодинаков для всех граждан Украины. В частности, есть категории пенсионеров, которые получают пенсию не на общих основаниях, а согласно специальным законам. К одной из таких категорий относятся государственные служащие. Размер, условия выплаты и перерасчета пенсии государственным служащим узнавал prostopravo.com.ua. // 24.09.2012


Условия выплаты пенсии госслужащим

Напомним, что к госслужащим относятся лица, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства, и получают заработную плату за счет государственных средств.

Закон Украины «О государственной службе» устанавливает четкие критерии, при которых государственный служащий имеет право на пенсионное обеспечение согласно этого Закона.

На получение пенсии госслужащего имеют право мужчины, достигшие 62 лет. До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие - мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими:

  • 60 лет - родившиеся до 31 декабря 1952;
  • 60 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 января 1953 года по 31 декабря 1953;
  • 61 год - родившиеся с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;
  • 61 год 6 месяцев - родившиеся с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955.

Для женщин-госслужащих установлен пенсионный возраст 60 лет. До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше после достижения такого возраста:

  • 55 лет - родившиеся до 30 сентября 1956 включительно;
  • 55 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957;
  • 56 лет - родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957;
  • 56 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958;
  • 57 лет - родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959;
  • 58 лет - родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;
  • 58 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;
  • 59 лет - родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961;
  • 60 лет - родившиеся с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

2. Общий страховой стаж должен составлять не менее 35 лет у мужчин и 30 лет — у женщин.

3. Стаж государственной службы должен быть не менее 10 лет для тех, кто на момент достижения пенсионного возраста занимал должность госслужащего, или не менее 20 лет - на должностях, отнесенных к категории должностей госслужащих независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста. Порядок исчисления стажа государственной службы утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 г. № 283.

Обратите внимание: в стаж госслужащего входят и некоторые периоды, когда он фактически не работал: период ухода за ребенком до достижения 3 лет, а по медицинским показаниям — и до 6 лет; время, когда госслужащий проходил повышение квалификации; время военной службы и т.д.

Размер пенсии

Пенсия госслужащим назначается в размере 80% их заработной платы, из которой был уплачен ЕСВ (до 1.01.2011 г. - страховой взнос в Пенсионный фонд), а тем, кто на момент выхода на пенсию не является госслужащим, — в размере 80% заработной платы работающего госслужащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы пенсионера.

Относительно порядка определения размеров заработных плат госслужащих для назначения пенсий следует также обратится к Постановлению КМУ от 31 мая 2000 г. № 865. В частности, Постановлением № 865 предусмотрено, что должностной оклад, надбавка за ранг или квалификационный класс, классный чин, специальные звания, выслугу лет во время назначения пенсии учитываются в размерах, установленных на день назначения пенсии. В то время как другие выплаты (надбавки, доплаты, премии) учитываются по выбору госслужащего: либо за последние 24 календарных месяца перед обращением за пенсией, либо за любые 60 календарных месяцев подряд независимо от перерывов в работе. Для назначения пенсии вычисляется среднемесячная сумма этих выплат.

Форма справок о заработной плате государственного служащего, которые подаются при назначении или перерасчете пенсии утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 30.10.2008 г. № 19-11.

Максимальный размер пенсии ( с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат, кроме доплат и надбавок некоторым категориям лиц за особые заслуги перед Отечеством) не может превышать десяти прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность ( 8440 грн. в 3 квартале 2012 года).

В случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим пересчитывается и пенсия госслужащим -пенсионерам. Перерасчет пенсии осуществляется исходя из сумм заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на перерасчет пенсии.

Пенсия по инвалидности и потере кормильца государственным служащим

Особенности пенсионного обеспечения госслужащих-инвалидов, а также выплаты пенсии по потере кормильца также урегулированы ЗУ «О государственной службе».

Размер пенсии по инвалидности и по возрасту для госслужащих одинаков — те же 80% заработка. Пенсия по инвалидности назначается госслужащим-инвалидам 1 или 2 группы при условии прекращения государственной службы и наличии стажа госслужащего не менее 10 лет.

Если такой пенсионер возвращается на госслужбу, выплата пенсии по инвалидности прекращается до момента его увольнения или достижения предельного возраста пребывания на государственной службе.

Что касается пенсии по потере кормильца, то в случае смерти лица в период пребывания на государственной службе при наличии у умершего кормильца стажа государственной службы не менее 10 лет нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его иждивении (при этом детям - независимо от того, находились ли они на иждивении умершего кормильца), назначается пенсия в связи с потерей кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи в размере 70% суммы заработной платы умершего. Размер пенсии по потере кормильца на двух и более членов семьи составляет 90%.

Право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего, получавшего или имевшего право на пенсию государственного служащего.

Статьей 37 Закона о госслужбе (в редакции, действующей с 01.10.2011 г.) предусмотрено, что на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 лет, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании (60 лет), при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет), в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и на время достижения указанного возраста работавшие на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста. Пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а лицам, на момент обращения за назначением пенсии не являющимся государственными служащими, — в размере 80% заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

До достижения возраста 62 лет мужчинами право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие — мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими следующего возраста:

  • 60 лет — родившиеся по 31.12. 52 г.;
  • 60 лет 6 месяцев — родившиеся с 01.01.53 г. по 31.12.53 г.;
  • 61 год — родившиеся с 01.01.54 г. по 31.12.54 г.;
  • 61 год 6 месяцев — родившиеся с 01.01.55 г. по 31.12.55 г.

♦ Пример 1

Гражданину К., 1961 года рождения, в марте 2011 г. как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. назначена пенсия согласно нормам Закона о пенсионном страховании. На дату рождения он работал на должности государственного служащего, однако стаж государственной службы составлял 9 лет 5 месяцев. В октябре текущего года при наличии стажа государственной службы 10 лет обратился в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства с заявлением о назначении пенсии государственного служащего. Поскольку в соответствии с Законом о госслужбе (в редакции, действующей с 01.10.2011 г.) пенсионный возраст для мужчин начиная с 2013 г. постепенно увеличивается до 62 лет, пенсия государственного служащего гражданину К. будет назначена при наступлении этого возраста.

♦ Пример 2

Гражданин С., родившийся 18.11.51 г., имеет 25 лет стажа государственной службы, из них: 2 года — срочная служба в армии; 8 лет — выборная работа в партийных органах и 15 лет (в период с 1990 г. по 2005 г.) — работа в государственных органах на должностях государственных служащих. Поскольку у гражданина нет 20-летнего стажа на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, право на назначение пенсии согласно Закону о госслужбе он получит при условии, что по состоянию на 18.11.2011 г. будет работать на должности государственного служащего, и при наличии страхового стажа 35 лет.

Досрочные пенсии госслужащих

Пенсия государственным служащим может быть назначена досрочно только в соответствии со ст. 26 Закона о занятости населения и ст. 21 Закона № 3721.

Согласно ст. 26 Закона о занятости населения лицам, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущих работу, гарантировано право на досрочный выход на пенсию за полтора года до достижения пенсионного возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Законом о госслужбе, в случае если до признания такого лица безработным для него невозможно было подобрать подходящую работу и если он имеет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренный абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет).

На таких же условиях назначаются пенсии лицам, трудовой договор с которыми расторгнут за полтора года до достижения пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, или возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Законом о госслужбе в связи с выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья. При увольнении по состоянию здоровья (часть вторая ст. 40 КЗоТ) для назначения пенсии достаточно соответствующей записи в трудовой книжке.

Расчет пенсий до 01.10.2011 г. и после этой даты

Законом о госслужбе (в редакции, действовавшей до 01.10.2011 г.) было предусмотрено, что пенсия в соответствии с этим Законом назначается в зависимости от продолжительности стажа государственной службы в размере от 80 до 90% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

При назначении пенсии государственным служащим начиная с 01.10.2011 г. расчет пенсии производится в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Пенсии госслужащих по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается при наличии страхового стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном страховании, лицам, признанным инвалидами І или ІІ групп в период пребывания на государственной службе, которые имеют стаж государственной службы не менее 10 лет, а также лицам из числа инвалидов І и ІІ групп независимо от времени установления им инвалидности, которые имеют не менее 10 лет стажа государственной службы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, если непосредственно перед обращением за назначением такой пенсии они работали на указанных должностях.

♦ Пример 1

Гражданин М. 18.10.2011 г. признан инвалидом ІІ группы. На дату установления инвалидности он не работал. Согласно записям в трудовой книжке в период с 1998 г. по 2009 г. гражданин работал на должности государственного служащего в районной администрации, имел соответствующий ранг, после 2009 г. — не работал. При изложенных условиях, а также при наличии необходимого страхового стажа гражданин М. имеет право на назначение пенсии государственного служащего.

♦ Пример 2

Гражданин В. 03.11.2011 г. признан инвалидом І группы. На дату установления инвалидности он не работал. Согласно записям в трудовой книжке в период с 1998 г. по 2009 г. гражданин работал на должности государственного служащего в районной администрации, имел соответствующий ранг, однако после 2009 г. состоял на учете и получал пособие по безработице в районном центре занятости. Право на назначение пенсии государственного служащего отсутствует, поскольку непосредственно перед обращением за назначением пенсии гражданин В. не работал на должности государственного служащего.

♦ Пример 3

Гражданин Б. в сентябре 2011 г. признан инвалидом ІІ группы. На дату установления инвалидности он не работал. Согласно записям в трудовой книжке в период с 1984 г. по 1990 г. — выборная работа в партийных органах, с 03.11.2003 г. по 12.08.2011 г. — работа на должности государственного служащего в райгосадминистрации. Право на назначение пенсии по инвалидности как государственному служащему отсутствует, поскольку стаж государственной службы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, составляет менее 10 лет (с 03.11.2003 г. по 12.08.2011 г.).

Пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о госслужбе назначается независимо от причины инвалидности при условии прекращения государственной службы.

Если указанные лица возвращаются на государственную службу, выплата пенсии по инвалидности прекращается на период до увольнения с работы или достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

При изменении группы инвалидности или восстановлении трудоспособности выплата пенсии по инвалидности, назначенной по Закону о госслужбе, осуществляется в порядке, определенном ст. 35 Закона о пенсионном страховании.

Если инвалиду I или II групп была установлена ІІІ группа инвалидности, то при последующем признании его инвалидом I или ІІ групп право на получение ранее назначенной пенсии на условиях, предусмотренных Законом о госслужбе, возобновляется со дня установления I или ІІ групп инвалидности при условии, если после прекращения выплаты пенсии прошло не более пяти лет. В таком же порядке определяется право на получение пенсии по инвалидности на условиях, предусмотренных указанным Законом, лицам, которым такая пенсия не была назначена в связи с продолжением пребывания лиц на государственной службе.

Пенсии в связи с потерей кормильца

В случае смерти лица в период пребывания на государственной службе при наличии у умершего кормильца стажа государственной службы не менее 10 лет нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его содержании (при этом детям — независимо от того, были ли они на содержании умершего кормильца), назначается пенсия в связи с потерей кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи в размере 70% суммы заработной платы умершего кормильца, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а на двоих и больше членов семьи — 90%. К нетрудоспособным членам семьи относятся лица, указанные в ст. 36 Закона о пенсионном страховании, а именно: муж (жена), отец, мать, если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 этого Закона; муж (жена), а в случае их отсутствия — один из родителей либо брат или сестра, дед или бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) не работают и заняты уходом за ребенком (детьми) умершего кормильца до достижения им (ими) 8 лет; дети (в том числе дети, родившиеся до истечения 10 месяцев со дня смерти кормильца) умершего кормильца, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

Дети, обучающиеся по дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях системы общего среднего образования, а также профессионально-технических, высших учебных заведениях, — до окончания такими детьми учебных заведений, но не дольше, чем до достижения ими 23 лет, и дети-сироты — до достижения ими 23 лет независимо от того, учатся они или нет.

Право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца имеют также нетрудоспособные члены семьи умершего лица, получавшего или имевшего право на пенсию по Закону о госслужбе.

Перерасчет пенсий госслужащих

Согласно ст. 37 1 Закона о госслужбе в случае повышения заработной платы работающим государственным служащим право на перерасчет ранее назначенной пенсии имеют как неработающие, так и работающие пенсионеры — государственные служащие.

Пенсии пересчитываются с месяца, в котором повышен размер заработной платы работающим государственным служащим. Для перерасчета учитывается повышенная заработная плата работающего государственного служащего, на которую начисляются взносы в Пенсионный фонд Украины.

Основанием для перерасчета является заявление и соответствующие справки о заработной плате, представленные пенсионером в органы Пенсионного фонда Украины по месту получения пенсии. Справки для перерасчета пенсионер должен получить в государственном органе по последнему месту своей работы (п. 5 постановления № 865).

В случае если государственный орган находится на стадии ликвидации, справку выдает ликвидационная комиссия.

При ликвидации государственного органа, где работал пенсионер, справку выдает орган, являющийся правопреемником. В случае отсутствия правопреемника и переименования (отсутствия) должностей, с которых пенсионер вышел на пенсию, согласно п. 3 Порядка № 319/144 справка выдается:

  • лицам, вышедшим на пенсию из высших и центральных государственных органов, — Министерством труда и социальной политики Украины;
  • лицам, вышедшим на пенсию из соответствующих местных государственных органов, — Министерством труда и социальной защиты АР Крым, главными управлениями труда и социальной защиты населения областных госадминистраций, Главным управлением социальной защиты населения Киевской горгосадминистрации, Управлением труда и социальной защиты населения Севастопольской горгосадминистрации, управлением труда и социальной защиты населения районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, исполкомами городского, районного в городе совета (кроме городов Киева и Севастополя), городскими, районными в городах (кроме городов Киева и Севастополя) советами.

Оставьте свои контактные данные


Оставьте свой вопрос

НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?

ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX

Сервис Bitlex рассмотрено Ваше обращение и сообщается следующее.

С 01/05/2016 г. действует ЗУ "О государственной службе" от 10/12/2015г. (далее - Закон от 10/12/2015г.), которым предусмотрено, что пенсионное обеспечение государственных служащих происходит с учетом положений ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Однако разд.11 "Заключительных и переходных положений" Закона от 10/12/2015 г. указывает, что государственным служащим, которые на дату 01/05/2016 г. занимали должности государственной службы и имеют не меньше 10 лет стажа на должностях, отнесенных к аналогичным категориям должностей государственных служащих, а также лица, которые на дату 01/05/2016 г. имеют от 20 лет стажа, занимая должность, которая отнесена к соответствующей категории должности государственного служащего, - имеют право на назначение пенсии согласно ст.37 ЗУ ЗУ «О государственной службе» от 16/12/1993 г. (далее - Закон от 16/12/1993 г.)

С 01/05/2016 г. ЗУ от 10/12/2015 г. не предусматривает регламентацию правового статуса должностного лица органа местного самоуправления (далее - ОМС). В частности, в абз.11 ч.3 ст.3 ЗУ от 10/12/2015 г. определено, что действие данного нормативно-правового акта не распространяется на депутатов местных советов и должностных лиц ОМС.

В ч.1 ст.2 ЗУ «О службе в органах местного самоуправления» (далее - Закон «О службе в ОМС») определено, что должностным лицом ОМС является человек, работающий в ОМС, согласно занимаемой должности исполняюющий предусмотренные полномочия по реализации распорядительных, организационных и совещательно-консультативных функций, заработная плата которого обеспечивается за счет местного бюджета.

Этим же Законом предусмотрены отдельные ранги должностных лиц ОМС и категории должностей в ОМС.

В соответствии с этим понятие «должностные лица государственной службы» и «должностные лица ОМС» не являются тождественными. Поэтому возникает вопрос о целесообразности использования в положениях разд.11 "Заключительных и переходных положений" Закона Украины от 10/12/2015 г. при назначении пенсии отдельных государственных служащих в соответствии со статьей 37 ЗУ от 16/12/1993 г.

К сожалению, судебная практика по этому вопросу еще не сложилась.

Органы Пенсионного фонда Украины зачастую отказывают в удовлетворении требования назначить пенсию государственного служащего лицам, занимающим должности в ОМС в соответствии с гл. 11 "Заключительных и переходных положений" Закона от 10/12/2015 г., поскольку работники ОМС не являются государственными служащими, которые занимают должности государственной службы.

ЗУ «О службе в ОМС» регулирует пенсионное обеспечение должностных лиц ОМС.

В абз. 6 ст.21 определено, что пенсионное обеспечение должностных лиц ОМС, стаж службы которых в ОМС и/или государственной службы составляет от 10 лет, производится в порядке, определенном нормативными актами Украины о государственной службе.

Закон определяет, что размер пенсии, который не покрывается расходами с ПФУ (как органа управления солидарной системой пенсионного страхования), выплачивается за счет средств гос.бюджета Украины.

При этом в период с 01/01/2016 г. по 31/12/2016 г. должностным лицам ОМС во время прохождения службы в ОМС (без учета в данном случае лиц, являющихся инвалидами 1, 2 групп, инвалидов войны 3 группы и участников боевых действий, а также других лиц, статус которых регулируется положениями п.1 ст.10 ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"), в течение определенного период времени не представляються те пенсионные выплаты, которые уже были назначены.

На основании этого можно определить, что данный вопрос можно решить в судебном порядке. Данная ситуация не однозначна, ведь существует законодательная коллизия. При принятии ЗУ от 10/12/2015 г. не были внесены изменения в ст.21 ЗУ «О службе в ОМС», поэтому возникают такие нормативно-правовые противоречия.

Возможно, Вам будут интересны следующие консультации:

01.11.2016 19591 7 1

Мы уже неоднократно сообщали, что с 01.05.16 г. действуют новые принципы функционирования органов власти и соответственно применяются иные подходы к определению статуса, полномочий, выполняемых функций работающих в этих органах лиц. Это предусмотрено Законом от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Что касается пенсионного обеспечения госслужащих, то оно осуществляется на общих основаниях (ст. 90 Закона № 889). Отметим, что Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), который является базовым в части определения порядка исчисления и назначения пенсии лицам, на которых он распространяется, действовал только до 01.05.16 г. (за исключением некоторых норм). Сегодня мы на примере конкретных ситуаций подробнее рассмотрим правила получения пенсии госслужащего, которые следуют из норм действующих нормативно-правовых актов.

Бывший госслужащий, который приобрел стаж госслужбы в течение 1981–2013 гг. (в целом – 32 года), с 2013 года работает заведующим детсадом. Имеет ли он право на пенсию госслужащего?

Обратимся к разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889 и постановлению КМУ от 14.09.16 г. № 622 «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц» (далее – Постановление № 622). Согласно их нормам на право на пенсию госслужащего согласно ст. 37 Закона № 3723 могут рассчитывать те, кто имеет не менее 20 лет госслужебного стажа работы на должностях, определенных в ст. 25 Закона № 3723 и соответствующих решениях Кабмина. Условиями получения такой пенсии является достижение лицом возраста, установленного ст. 28 Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058), и наличие минимального страхового стажа для мужчин – 35 лет, для женщин – 30 лет.

Расчет пенсии должен осуществляться исходя из суммы заработка, в который включены все виды оплаты труда, из которой был уплачен ЕСВ (п. 4 Порядка назначения пенсии некоторым категориям лиц, утвержденного Постановлением № 622, далее – Порядок № 622). Пенсия назначается в размере 60 % от вышеупомянутой суммы заработка. В расчет будут входить выплаты начиная с мая текущего года по должности госслужбы, которую занимало лицо на день увольнения из госоргана, или по приравненной должности.

Женщина работала библиотекарем в вузе, а начиная с июня 2006 года – специалистом отдела культуры райгосадминистрации. В ноябре текущего года она достигает пенсионного возраста, имеет общий стаж работы свыше 37 лет. Есть ли у нее основания для получения пенсии госслужащего?

Нет, она не может рассчитывать на пенсию госслужащего по следующим причинам.

Согласно п. 10 разд. XI Закона № 889 право на пенсию госслужащего согласно нормам ранее действующего законодательства имеют лица, которые по состоянию на 01.05.16 г. имеют стаж работы на госслужебных должностях не менее 10 лет и на эту же дату продолжают занимать должности госслужащих. В нашей ситуации одно из этих условий не соблюдено – на 01.05.16 г. женщина не имеет 10 лет специального госслужебного стажа. Поэтому претендовать на пенсию госслужащего она не может.

Госслужащий, имеющий 14 лет стажа работы на должности руководителя отдела городской госадминистрации, после увольнения с 28.10.16 г. в связи с получением им права на пенсию госслужащего обратился в отделение Пенсионного фонда за назначением ему такой пенсии. Начиная с мая 2016 года составляющими его заработка были: должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет. В октябре он получил надбавку за выполнение особо важной работы в размере 25 % должностного оклада и месячную премию в размере 15 % должностного оклада. Можно ли включать в расчет для назначения пенсии этому лицу все вышеперечисленные выплаты, включая начисленные и выплаченные в октябре?

Правильным будет расчет, осуществленный исходя из выплат, предшествующих месяцу обращения за назначением пенсии. Согласно п. 4 Порядка № 622 должностной оклад, надбавка за ранг и выслугу лет при этом должны учитываться в размерах, установленных на день обращения за назначением пенсии по последней занимаемой должности госслужбы. Что касается других выплат (за исключением вышеупомянутых надбавок и оклада), то в нашей ситуации они будут учитываться за период до сентября включительно, но не за октябрь. Если бы лицо обратилось за назначением пенсии в ноябре 2016 года, то в заработок для расчета пенсии правомерно была бы включена как надбавка за выполнение особо важной работы, так и премия, выплаченные в октябре этого года.

Женщина, стаж работы которой на должности госслужащего составляет 20 лет, намерена обратиться за назначением пенсии в ноябре 2016 года. В течение мая – октября этого года она ежемесячно получала премию в размере 30 % установленного должностного оклада и надбавку за высокие достижения в труде в размере 40 % должностного оклада. В каком размере ей будет назначена пенсия, если на конец октября текущего года она занимает должность руководителя самостоятельного управления облгосадминистрации?

Для исчисления пенсии будут использоваться следующие исходные данные:

  • должностной оклад – учитывая юрисдикцию госоргана (областной уровень, 4-я группа оплаты труда), должностной оклад руководителя самостоятельного управления составляет 6 547 грн.;
  • надбавка за ранг (четвертый) – 700 грн. (это следует из приложений 1, 2, 3 к постановлению КМУ от 06.04.16 г. № 292);
  • надбавка за выслугу лет – 3 273,50 грн. (50 % должностного оклада, см. ст. 52 Закона № 889).
  • ежемесячная премия – 1 964,10 грн. (6 547 грн. х x 30 %);
  • надбавка за высокие достижения в труде – 2 618,80 грн. (6 547 грн. х 40 %).

Заметим, что надбавка за высокие достижения в труде и ежемесячная премия будут учитываться при расчете пенсии в вышеуказанных размерах.

Итак, общая сумма заработка для исчисления пенсии составит:

6 547,00 грн. + 700,00 грн. + 3 273,50 грн. +
+ 1 964,10 грн. + 2 618,80 грн. = 15 103,40 грн.

Поэтому пенсия будет назначена в сумме:

15 103,40 грн. х 60 % = 9 062,04 грн.

Бывшему госслужащему назначена пенсия согласно нормам ст. 37 Закона № 3723 в августе 2016 года как имеющему стаж госслужбы свыше 20 лет. После этого он в течение двух месяцев не работал, а с 24.10.16 г. работает в коммерческой структуре начальником отдела охраны, о чем уведомил орган Пенсионного фонда. Продолжается ли выплата пенсии этому лицу?

Да, выплата «госслужебной» пенсии в такой ситуации должна продолжаться, но в уменьшенном размере. То есть с 24.10.16 г. лицо, как и все остальные работающие пенсионеры, будет получать только 85 % назначенной пенсии. Такое ограничение не касается пенсии, размер которой – меньше 150 % ПМ (прожиточный минимум) для лиц, утративших трудоспособность. Напомним, что размер такого ПМ составляет: в октябре 2016 года – 1 130 грн., с 01.12.16 г. – 1 208 грн. То есть ограничение не касается пенсии, размер которой в октябре не превышает 1 695 грн., а с 01.12.16 г. – 1 812 грн.

Женщина занимала должность председателя сельского совета в течение двух полных созывов. После этого 6 лет она работала руководителем почтового отделения, оформила пенсию госслужащего, а с февраля 2016 года была избрана на выборную должность председателя городского совета. Может ли она получать назначенную ей пенсию и в то же время продолжать исполнять свои обязанности как председатель городского совета?

Здесь есть нюансы законодательства, которые следует соблюдать этому должностному лицу. Речь идет о том, что независимо от вида назначенной пенсии – на общих основаниях или в соответствии со специальными законами – работающим на должностях госслужбы или должностях в органах местного самоуправления лицам выплата пенсии прекращается. Запрет на получение пенсии в период службы в органах местного самоуправления предусмотрен нормой ч. 7 ст. 21 Закона № 2493, которая действует временно, в период с 01.01.16 г. по 31.12.16 г.

Правом на получение как пенсии в полном объеме, так и заработной платы, даже при продолжении работы на должностях, с которых назначена пенсия госслужащего, могут воспользоваться следующие лица: инвалиды I и ІІ групп, инвалиды войны ІІІ группы, ветераны военной службы и участники боевых действий, а также те лица, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона от 22.10.93 г. № 3551-ХІІ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее – Закон № 3551). К последним, в частности, относятся семьи военнослужащих, погибших или умерших из-за ранений, контузии, увечья во время защиты Родины, включая добровольцев АТО. Для подтверждения этого следует подать в органы Пенсионного фонда по месту получения пенсии необходимые подтверждающие документы.

Поэтому если женщине, которая в настоящее время является председателем городского совета, назначена пенсия по правилам, касающимся госслужащих, она не может получать ее, работая на такой выборной должности в органе местного самоуправления. Добавим, что она обязана уведомить о факте своей работы орган пенсионного фонда по месту получения пенсии, в противном случае ее будут ждать неприятные санкции.

После прекращения полномочий на должности председателя городского совета выплата назначенной пенсии госслужащего возобновляется.

Должностное лицо местного самоуправления (главный бухгалтер совета) получило необходимый согласно законодательству стаж госслужбы в апреле 2016 года. Исходя из каких составляющих заработка ему необходимо исчислять пенсию?

Прежде всего обратим внимание, что хотя согласно Закону № 2493 должностным лицам органов местного самоуправления и назначается госслужебная пенсия при наличии определенных условий, однако применять к ним нормы Закона № 889 и решения Кабмина по условиям оплаты труда госслужащих некорректно.

Это значит, что должностных лиц органов местного самоуправления не касаются новации госслужбы по оплате труда – этим лицам, как и ранее, заработная плата устанавливается и выплачивается по старым принципам. То есть на них распространяются условия оплаты труда, определенные постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268). Напомним: в течение действия Постановления № 268 размеры должностных окладов повышались сначала на 45 % – с 01.02.08 г., а затем на 25 % – с 01.12.15 г. Исключение составляют лишь работники, должности которых включены в приложение 54 к Постановлению № 268 (сельские, поселковые головы, их заместители, руководящие работники и специалисты аппарата сельских, поселковых советов и их исполнительных органов), которым, кроме упомянутого, с 30.05.09 г. были повышены должностные оклады на 50 %.

В расчет пенсии включаются надбавки (за ранг, за выслугу лет, за знание и использование в работе иностранного языка, за почетное звание, за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы), доплаты, премии (включая премии к государственным, профессиональным и юбилейным датам) и материальная помощь.

Конечно, такие составляющие заработка могут быть не у всех должностных лиц органов местного самоуправления, поэтому в расчет должны включаться лишь те выплаты, которые были им установлены в период работы должностными лицами советов и их исполнительных органов. Например, поскольку права на получение надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы сельские, поселковые головы, их заместители и другие работники и специалисты аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительные органы не имеют, то фактически эти выплаты они и не получали, и поэтому такие выплаты не могут входить в расчет их заработной платы для назначения пенсии.

На сегодняшний день данные о причитающихся этим должностным лицам выплатах отражаются в справке о зарплате, которая представляется для назначения пенсии госслужащим. Для этого пользуемся формами, утвержденными постановлениями правления Пенсионного фонда от 14.02.11 г. № 5-1 и от 04.09.13 г. № 15-1 (за исключением форм справок о зарплате для перерасчета пенсии госслужащего).


Для пенсионеров и людей предпенсионного возраста правительство и парламент подготовили много нового. Это и увеличение пенсионного возраста для госслужащих до 65 лет, и автоматическое начисление пенсий, и доплаты пенсионерам старше 75 лет и еще ряд инноваций. Что из этого можно отнести к разряду осуществимых, а что нет — разбирались "Вести".

Власти решили полностью изменить жизнь пенсионеров. Хотят сделать автоматическое начисление выплат, предлагают отсрочку выхода на отдых и обещают добавить денег тем, кому за 75. "У нас дальше разговоров дело не идет", — считают эксперты.

"Все равно придется собирать бумаги"

Начнем с того, что Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №3623 об отмене бумажных трудовых книжек и назначении пенсий автоматически. То есть если его примут, то украинцам не придется обращаться в Пенсионный фонд, собирать справки, доказывать свой стаж и подтверждать его — все будет храниться в электронном виде. А главное — так же автоматически будет начислена пенсия. Но если пенсионеру она покажется маленькой и несправедливой, он сможет потребовать ее пересчитать и выбрать период, когда на работе получал наибольшую зарплату.

Теоретически все выглядит складно, но есть опасение, что идея останется не воплощенной в жизнь. "В стране огромное количество людей, которые работают нелегально или же полулегально на 0,5–0,25 ставки по требованию работодателя. Автоматического начисления пенсии не получится из-за неготовности технически это воплотить и большого процента теневого рынка труда, особенно в частном секторе. А с учетом того, что у нас 85% экономики — частный сектор, для большинства сотрудников автоматическое начисление пенсий — минус, а не плюс. Им придется так же, по старинке, собирать ворох бумаг и пытаться выбить пенсию побольше", — рассказывает "Вестям" экономист Андрей Новак.

Отсроченная пенсия: есть ли смысл

На полном серьезе сегодня рассматривают вариант, что госслужащим не обязательно идти на пенсию в 60 лет и они могут работать до 65-ти. Так называемую рассрочку можно будет оформить по желанию.

Как отметили инициаторы, от этого работающие только выиграют, так как за каждый месяц отсрочки пенсии ее размер увеличивается на 0,5%. При этом, если отсрочить пенсию более чем на пять лет, надбавка за каждые 12 месяцев составит 0,75%.
Такая мера позволит удержать на низкооплачиваемых рабочих местах старые кадры, потому что новые, из-за малых сумм зарплат, не горят желанием идти работать в госструктуры, считают эксперты. Они также отмечают: если пенсионер хочет, то и после выхода на заслуженный отдых может устраиваться на работу. Снова таки — звучит красиво, но реалии таковы, что игры с пенсионным возрастом, особенно его повышение, ни к чему хорошему не приведут.

"Сначала государству надо навести порядок с пенсионным возрастом, потому что он постоянно скачет. С 1 апреля 2020 года минимальный возраст для выхода на пенсию женщин в Украине составляет 59,5 лет. При этом о пересмотре пенсионного возраста пока речь не идет. А начинать надо с этого и опускать планку", — подчеркивает Новак.

Напомним, что сейчас пенсионеру грозит штраф, если он не сообщит о выходе на работу или открытии ФОП, а Пенсионному фонду станет известно о таких изменениях во время сверки с государственными реестрами.

Копить на пенсию — бесполезно

В 2021 году в Украине начнется экспериментальное внедрение накопительной пенсионной системы, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. По словам главы Кабмина, накопительные пенсии смогут обеспечить граждан достойными выплатами.

"Мы хотим начать в экспериментальном режиме делать персонализированные накопления для людей: 2% от единого социального взноса, 2% от платы, которую человек платит. Фиксировать по фамилии и таким образом начать вот этот третий этап пенсионной реформы, когда пенсии будут персонифицированы. В будущем это единственный путь обеспечить украинцев достойными пенсиями", — отметил глава правительства.

Идея создания личного пенсионного счета витает давно, но воплотить ее в жизнь еще никому не удалось. "Государство прежде всего должно задуматься о том, кто же будет открывать эти пенсионные счета. Для надежности — это должны делать государственные банки, и эти финансовые операции надо контролировать государству для минимизации финансовых рисков и для гарантии возврата или же выплаты накоплений. И люди не должны нести деньги в сомнительные фонды, как бы красиво они ни назывались и какие бы "злотые горы" ни предлагали. Но у нас дальше разговоров дело не идет, и пенсионеры зависят от минимальной пенсии, которую дает государство", — подчеркивает Андрей Новак.

Мы подсчитали: за 35 лет работы и отчислений 7% от зарплаты, с учетом того, что эти деньги не потеряют своей покупательной способности за все годы, на собранное можно будет прожить два года. "Накопительная часть пенсии может быть дополнительным бонусом к существующей солидарной части. Задача накопительной системы — сохранить ваши деньги. А, чтобы сохранить, надо инвестировать — должен работать фондовый рынок. Накопительная система полезна, но она должна вводиться тогда, когда заработает фондовый рынок. В наших условиях накопительная пенсия не сможет стать основой", — считает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Старикам за 80 подбросят до минималки

Также в следующем году правительство планирует продолжить работу по индексации пенсий. В Министерстве социальной политики предлагают установить с 1 марта 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 500 грн пенсионерам по достижении 80-летнего возраста, у которых пенсия не достигает размера средней заработной платы 2020 года. А если с учетом выплаты размер пенсии не дотягивает до 2600 грн — гражданам предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Кроме того, планируют также установить с 1 июля 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 400 грн 75-летним пенсионерам до достижения 80-летнего возраста, у которых пенсия меньше размера средней заработной платы 2020 года. Если с учетом этой выплаты размер пенсии не достигает 2500 гривен, им предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Это хорошая идея, считают экономисты, — но если такая доплата будет не единовременная, а на постоянной основе и найдутся деньги. По мнению Юрия Гаврилечко, ситуацию с пенсиями в лучшую сторону может изменить только улучшение экономической ситуации в стране.

"Есть вещи, которые надо изменить на законодательном уровне. Прежде всего, люди должны понимать, от чего зависит их пенсия и насколько. Надо пойти по пути стран, которые проводили аналогичные нашей пенсионные реформы, и сделать каждого гражданина своим налоговым агентом самостоятельно. Сейчас за каждого гражданина работодатель платит единый социальный взнос, который потом расщепляется, и большая часть уходит в Пенсионный фонд. Человек этих денег не видит. Он даже не понимает, что это часть его зарплаты. Работодатель уверен, что эта страховая выплата является налогом, и старается ее минимизировать путем выплаты минимальной зарплаты официально, а остальное — в конверте. В итоге человек, получавший минимальную зарплату, потом с удивлением обнаруживает, что у него такая же минимальная пенсия. В 2017 году, когда снизили размеры индексации и убрали года работы сверх необходимого страхового стажа, на 30% эту пенсию уменьшили для новых пенсионеров. Сегодня надо решать две базовые проблемы — откуда брать деньги и как справедливо их распределять", — отмечает Гаврилечко.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Читайте также: