Как поступить на военную службу военному пенсионеру

Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и приравненные к ним категории граждан имеют льготное право на пенсионное обеспечение до наступления общеустановленного в стране возраста. Более того, выплата содержания вышедшим на пенсию военнослужащим по одному из предусмотренных законом оснований осуществляется на основании отдельного закона.

В соответствии с данным нормативным документом осуществляется расчет размера пенсионных выплат, определяется право на их назначение, а также возможность комбинирования их с другими видами выплат от государства и государственного пенсионного фонда. Обо всех этих значимых аспектах пенсионного обеспечения продолжающих трудовую или служебную деятельность военных пенсионеров мы и поговори в данной статье.

Бесплатно по России

На какие виды выплат может рассчитывать работающий военный пенсионер

Законом от 12.02.1993 № 4468-1 в ст. 5 предусмотрены такие виды пенсионного обеспечения бывших военнослужащих на пенсии, как содержание за выслугу лет и в связи с приобретением инвалидности.

В первом случае бывшие представители Вооруженных Сил могут беспрепятственно продолжить оплачиваемую деятельность, в случае признания инвалидом делать можно только тогда, когда это допускается заключением медико-социальной экспертизы.

Право на одновременное получение военной пенсии по старости или инвалидности и страхового обеспечения (при соблюдении условий) закреплено в ст. 7 закона 4468-1. Это означает, что в теории гражданин может получать военное содержание, общегражданское обеспечение и заработную плату или доход от предпринимательской деятельности, если продолжил трудиться после выхода на заслуженный отдых по старости.

Помимо этого Закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в п. 4 ст. 23 предусматривает право получения оклада по воинскому званию в течение 1 года после увольнения из рядом армии. Однако данным правом обладают только те военнослужащие, которые отслужили не менее 20 лет, а уволены были в связи с наступлением предельного возраста службы, состоянием здоровья или сокращением.

Расчет пенсии

Размер обеспечения бывшего военного, если он отправился на заслуженный отдых по выслуге лет, исчисляется в процентном отношении к размеру денежного довольствия военнослужащего по его воинскому званию и занимаемой воинской должности. При выслуге 20 лет полагается пособие в размере 50%, за каждый дополнительный год – еще + 3%, но в общей сложности не более 85.

Также не стоит забывать, что размер обеспечения не может быть менее минимально установленного, хотя сейчас такое на практике фактически и невозможно встретить (пенсия военного всегда больше минимальной). Также при расчете обеспечения применяется понижающий коэффициент, который с 01.10.2019 составляет 73,68%, а впоследствии должен быть доведен до 100% (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-1).


Есть ли надбавки для данной категории

Конкретно для работающих военных пенсионеров никаких отдельных надбавок к пенсии законом не предусмотрено. Однако ст. 17 закона № 4468-1 все же устанавливает ряд надбавок, которые в равной мере применимы к бывшим служащим Вооруженных сил России и СССР, а также приравненных к ним категорий граждан.

К таким надбавкам, рассчитываемым в процентном отношении к расчетному размеру, равному социальной пенсии по старости, относятся:

  • 100% для инвалидов 1 группы, достигших 80-летнего возраста;
  • 32% для неработающих пенсионеров при наличии 1 иждивенца;
  • 64 %, если иждивенцев 2;
  • 100% при наличии не менее 3 иждивенцев;
  • 64% в отношении некоторых категорий участников Великой Отечественной войны.

Очевидно, что для работающих пенсионеров применима лишь та надбавка, которая обозначена первой. Кроме того, ст. 16 обозначенного нормативного документа предусматривает доплаты к военной пенсии по инвалидности.

Индексируются ли выплаты для работающих военных пенсионеров

Право на индексацию пенсионного обеспечения бывшего военнослужащего, продолжающего трудовую деятельность, зависит от его вида.

Так, страховая пенсия, как известно, не подлежит ежегодному увеличению в том случае, если лицо осуществляет деятельность, от доходов с которой должны уплачиваться страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, ни работник, ни индивидуальный предприниматель до окончания своей деятельности увеличения пенсионного обеспечения не получат.

В отношении же военной пенсии такого ограничения законодателем не предусматривается. А значит, обеспечение бывшего военнослужащего по закону № 4468-1, подлежит установленной законом индексации независимо от того, работает ли он после завершения службы или нет. Сам же размер индексации зависит от размера увеличения денежного довольствия военнослужащих (в процентном отношении от которого высчитывается пенсия) и повышения так называемого понижающего коэффициента.

Дополнительная информация об индексации в видео:

Могут ли отменить военную пенсию бывшим военнослужащим, если они работают

Как таковая отмена пенсионного обеспечения бывшего военнослужащего законодательством не предусмотрена. И даже лишение воинского звания по приговору суда уже после назначения соответствующего вида пенсии не влечет отмену последнего.

Можно лишь предполагать такую возможность при наличии представления подложных документов или недостоверных сведений при оформлении обеспечения. Однако данный факт может быть установлен только по решению суда, и на его же основании выплаты могут быть отменены.

Приостановление выплат допускается в тех ситуациях, когда военный пенсионер вновь поступил на службу в Вооруженные силы или приравненные к ним силовые ведомства или правоохранительные органы. Но подобная ограничительная мера действует лишь на период такой службы, после ее прекращения выплаты вновь возобновляются в прежнем (а если проводились индексации – повышенном) размере.

Таким образом, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору бывшие военнослужащие, а равно и индивидуальные предприниматели из их числа, не утрачивают право на получение военной пенсии.

Она может быть приостановлена лишь тогда, когда гражданин продолжает службу в военном или приравненных ведомствах уже после ее назначения, и исключительно на период такой службы. При этом все предусмотренные законом индексации данного содержания также осуществляются в период трудовой деятельности, в отличие от страховой пенсии.

Про простые шаги - это конечно же сарказм.

Вернёмся к ДД и пенсии. Это определённый результат. Так что же нужно сделать чтобы этого результата добиться. Опять же на своём примере и близких товарищей.

Первый шаг. Для начала нужно быть здоровым и физически развитым с определённой теоретической подготовкой и хорошим аттестатом, чтобы поступить в военный ВУЗ. Также пройти профотбор, желательно не иметь судимостей, родственников за границей и т.д. Ну вы поняли - к абитуриенту военного ВУЗа предъявляются "чуть" более строгие требования чем у гражданских. Про "волосатых" и "подвязанных" речь не ведём, хотя их количество порой сильно усложняет процесс поступления простым смертным - конкурс в ВВУЗы традиционно высок с середины 90х. Да, и если хотите на пенсию пораньше, то и служить надо идти как можно раньше.

Ну вот значит вы поступили и учитесь, ну как учитесь. Вы в армии, в казарме - со всеми вытекающими. Распорядок дня, ФИЗО эвридэй - часто по 3 раза в день (зарядка, учебные часы Физо и спортмассовые во время самоподготовки или вечером), наряды, караулы, минимум увольнений, проживание в казарме где в одном помещении 140 молодых, вечно голодных и невыспавшихся и поэтому почти всегда на нервах, мужиков. И вот в армии вы ещё и учитесь по программе высшего учебного заведения, 3 -4 пары, на приём пищи строем с песней через плац, после обеда на самоподготовку до ужина (часто под контролем курсового офицера, то есть по сути те же занятия в аудитории). После ужина, ура! - свободное время! целых полтора часа - ни в чём себе не отказывай - хочешь на спортгородок, а хочешь можно у забора постоять - посмотреть на гражданских, но ещё надо подшиться, постираться, это конечно если территорию не выгонят убирать. Потом прогулка строем, поверка и отбой. Так 1,5-2 года. Зависит от училища/института. Экзамены не сдал - в отпуск не едешь. (Это называлось ПЗО или ПЛО - пиз..ц зимнему или летнему отпуску соответственно). Обычно на 3м курсе появляется возможность жить в общежитии или снимать жильё - подписываешь контракт и начинают платить стипендию. Появляется чуть больше свободы и немного денег. Всё это разбавляется лагерями, стажировками и т.д. И вот наконец 5й курс (у нас из 140 до выпуска дошли около 90, при том что еще переводились с других училищ) - долгожданные звёздочки и распределение на Дальний Восток в местность про которую ты раньше даже и не слышал и не подозревал что такая существует. В первый год из 90 выпускников нашего курса уволилось по разным причинам ещё человек 15, и ещё чуть больше после окончания первого контракта. То есть из поступавших 140 осталось служить меньше половины.

Шаг второй. Теперь вы молодой и перспективный лейтенант. Тебе вверяют взвод и технику. За которые ты отвечаешь головой и деньгами. Ты командир целого взвода! А ещё нештатный зам по противопожарной подготовке, ответственный по СОЧ, по экологии, по антитеррору, по противодействию коррупции, по защите информации и т.д. и т.п., Серьёзно - после сокращения штатов табуреткиным, каждый волокёт как минимум по 1-2 нештатных должности. И спрашивать с тебя будут как со штатного и накажут как штатного, ибо отдан ты на эту должность установочным приказом по части.

Ну и вот - служишь ты, поплёвываешь в потолок (как многие считают) между нарядами, командировками, учениями, сдачей проверок - внезапных и запланированных и решаешь обзавестись семьёй. Как говорил наш комбриг - семья это обуза для офицера. Без семьи ты больше посвящаешь себя службе, семья не отвлекает от карьеры, ты не торопишься домой и т.д. Конечно комбриг так говорил потому что он, извините, долбо.б. Он сам был разведённый, и комбат у нас был разведённый, и вообще среди офицеров очень много тех кто бросил семью. Запомнился начальник штаба, приехал из академии с женой и двумя детьми, через пару месяцев закрутил с местной "шкурой" и семье пришлось возвращаться с Дальнего Востока в никуда. Лично моё мнение - если офицер предал свою семью, детей ради юбки, должности, карьеры, денег, то про какую преданность Родине и государству можно вести речь!? Это глубокая тема и заслуживает отдельного обсуждения.

Ну короче, командира ты не послушал - и всё таки стал семейным человеком. Это должен быть очень взвешенный шаг - без шуток! Банальная ситуация - незнакомый населенный пункт, родственники, бабушки очень далеко, вас отправляют в командировку на 3 мес, а жена с маленькими детьми остаётся одна в малознакомом городке в съёмной квартире. Или ещё вот например - вы собрались в отпуск, который запланировали ещё за полгода. Купили билеты на самолёт, поезд, а вас резко отправляют в командировку. (С 2012 года ВПД оставили только отдалённым регионам и только на в/сл и одного члена семьи, то есть фактически детей вы везёте за свой счёт). Слетать на черноморское побережье или в Крым и обратно с Дальнего Востока семье из 4 человек обойдётся в районе 70-100 тыс. Зависит от возраста детей, категории билетов, времени года и т.д. Но учтите такой момент - далеко не все авиакомпании работают с ВПД, то есть дешевые билеты детям взять скорее всего не получиться так как ВПД сильно заранее не получить, да и не полетите же вы с детьми на разных рейсах. Или ещё ситуация - у вас например учения, проверка с вышестоящего штаба и т.д., супругу кладут в больницу вместе с ребенком, а у вас на руках остаётся ещё один, которого без присмотра не оставить. Конечно можно взять больничный (по уходу за ребенком), теоретически. НО командование будет смотреть на вас как на врага народа, или минимум как на косаря. Тем более если это самое командование не обременено семейными отношениями и ваши проблемы им очень далеки. Хотя, справедливости ради, был и у нас комбат который очень с пониманием относился к таким случаям. И так вы служите 15-17 лет, преодолевая все тяготы и лишения военной службы - одни или вместе с семьёй.

Итак, выслуга под 20 календарей, за плечами несколько переездов, командировок и вы решаете что пора делать третий ша г - уходить на пенсию с чувством выполненного долга. На самом деле это тоже очень не легко, так как привыкаешь к укладу жизни, особенно если где-то задержался на довольно продолжительное время (5-6 лет). У вас уже более менее достойный доход, супруга работает и ей вроде даже нравится, дети устроены - школы, секции, кружки. У всех свой круг общения. От родственников вы почти отвыкли, привыкнув жить самостоятельно. Обзавелись какими-то материальными благами - квартира, машины, гаражи, дачи - кто чем болеет, Короче появилась какая-то мнимая стабильность, усыпляющая бдительность (В любой момент можно поехать служить ещё дальше, как показала практика, ротация или плановая замена после определенного срока из отдалённых регионов. Это сказки, поверьте! Нам рассказывали в институте про замену 3 года из РКС и 9 лет ДВ). И опять надо всё бросать и начинать по новой, например в родном городе, так как родители не молодеют и хочется быть поближе к ним. Да, ещё не маловажный момент к которому надо быть готовым - вы практически не будете участвовать в жизни вашей семьи. Все события жизни ваших самых близких родственников будут происходить преимущественно без вас (свадьбы, дни рождений, похороны и т.д.)

Бытует мнение, что чем дольше вы затянете на службе, тем сложнее вам будет адаптироваться на гражданке. Если конечно вы не построили какую-то блестящую карьеру в Армии и собираетесь служить до 55 лет. Как кто-то правильно заметил в комментариях, очень сильно увеличилось число именно младших офицеров. У нас в части в 11 году сократили офицеров в 2,5 раза. К этому ещё и штатные сетки понизили. Майорские должности стали капитанскими, капитанские старлейскими и т.д. У меня много хороших знакомых застряло именно на старлейских и капитанских должностях. Кадровые, боевые старлеи, умные и честные ребята с выслугой по 20 календарей, вот что им ловить дальше в Армии. Если бы не военная ипотека (об этом отдельный разговор), многие бы тоже ушли .

Отправляясь учиться на военного, большинство молодых людей руководствуются тем, что государство никогда не оставит людей данной профессии без работы и без денег. Однако, ситуации бывают разные: военнослужащий может получить травму, может пройти массовое сокращение по всей стране, а бывает и так, что человек разочаровывается в профессии и решает сменить сферу деятельности. Но здесь встает вопрос: а куда еще можно пойти отставному, если он больше ничего не умеет? Попробуем разобраться в нашей статье.

Сферы деятельности для бывших военных

  • Отставных служащих работодатели ценят за точность, пунктуальность, и целеустремленность. По словам самих работодателей, любого сотрудника можно научить любым недостающим навыкам и функциям, только вот привить пунктуальность и исполнительность тем, у кого это не в крови – невозможно.


  • Отставные, по статистике, отлично приживаются в семейных компаниях. Они великолепные исполнители и наемные менеджеры, а еще стратеги и зачастую – руководители. Руководство их ценит за безусловную преданность компании, отсутствие сплетен и готовность к любым задачам.
  • Хорошо себя чувствуют бывшие служащие на Минобороны России в гражданских компаниях с четкой вертикальной иерархией: здесь им все понятно, и они готовы служить под руководством вышестоящего начальства без лишних интриг.
  • Специалист по найму рабочих рассказывает, что кандидаты на должности с военным прошлым – хорошие хозяйственники, им можно поручить управлять расходами подразделения. И неудивительно – в армии учат правильному отношению к мат.запасам и на корню пресекают расточительство и взяточничество – эти принципы служащие исповедуют потом всю жизнь. А вот в развитие бизнеса и маркетинг бывших военнослужащих работодатели брать не хотят: коммерческой деятельности на службе нет, поэтому искать заказчиков, продавать товар и умножать доходы компании отставные служащие не умеют.
  • По этой же причине, бывшие служащие редко (почти никогда) открывают собственный бизнес – для этого нужно совершенно другое мышление. Если и открывают – то обычно это Частное охранное предприятие, которое рискует быстро закрыться из-за того, что военные не умеют договариваться, идти на компромиссы с клиентами.
  • Часто работодатели не готовы к излишней прямолинейности отставных военных, да и возможные подчиненные такого руководителя от этого будут вовсе не в восторге. Ведь они привыкли к беспрекословному исполнению команд вышестоящего руководства – это хорошо для их начальства, но плохо для их подчиненных. На гражданской работе сейчас ситуация складывается таким образом, что подчиненные тоже «имеют право голоса», могут обсуждать, комментировать и даже критиковать решение своего начальника. Хозяином бизнеса это зачастую поощряется, а вот военным руководителям такой подход категорически не подходит. Придется долго перестраиваться, если отставной служащий хочет по какой-то причине остаться в такой фирме.

Возможные вакансии

Исходя из вышесказанного понятно, что уволенным военным, с их образом мышления, очень хорошо потом работается в министерствах и государственных компаниях.

Варианты государственных и муниципальных вакансий, на которые охотно берут военных:

  • Учитель ОБЖ в школе
  • Машинист электропоездов в метрополитен
  • Бухгалтер и экономист в контрольно-ревизионное управление различных министерств и ведомств


А вот в частные организации таких сотрудников берут реже и чаще только по рекомендациям знакомых. Тем не менее, нередки случаи, когда бывшие военные устраиваются работать в ИП или ООО на следующие должности (в основном, технические специальности):

  • Специалист по обслуживанию газовых турбин мирного назначения (на такую должность идеально походит бывший инженер, обслуживавший газовые турбины на кораблях)
  • Сотрудник в нефтяную компанию (сюда часто попадают отставные специалисты по дизельным двигателям).
  • Рабочие в строительную фирму (сюда очень любят брать бывших солдат и офицеров, служивших в стройбате).
  • Сотрудник службы безопасности, охранник.

Подработка для военных пенсионеров

Служащие выходят на пенсию намного раньше, чем гражданские. Поэтому в начале своей пенсионной жизни они еще зачастую чувствуют себя полными сил. И большинство из них решает не сидеть дома, а устроиться на подработку – это и интересно, и лишний доход не помешает. В силу возраста, многие вакансии для них уже закрыты (на большинство работ требуются лица, не старше 45 лет). Давайте рассмотрим, куда можно устроиться на работу бывшему военному:

  • водитель такси.Конечно, для этой работы у пенсионера должно быть хорошее здоровье – ведь не каждый выдержит такого долгого сидения за рулем.
  • частный водитель. Многие состоятельные люди предпочитают нанимать себе водителей с функциями охранников. Военные на пенсии берут дешевле, поэтому они востребованы у частников, желающих сэкономить, но иметь военного водителя.
  • охранник в торговый центр, супермаркет, магазин одежды и т.д. Такая работа обычно не требует силы и выносливости – ведь грабители в масках (как в банки) в такие магазины не заваливаются, а значит и функции «охраны» там чисто номинальны. Но и зарплата невысокая – поэтому на такие должности часто берут обычных подростков или даже женщин. Военные пенсионеры тут будут в большом почете.
  • ночной сторожна склад, в интернат, на автостоянку и т.д.
  • учительОБЖ в школу.
  • сотрудник службы видеонаблюдения.

Как сделать санаторно-курортную карту для поездки в санаторий: узнать подробнее.

Как производится расчет пенсии военнослужащего – калькулятор, что положено: https://voennye-sanatorii.ru/useful/raschet-pensii-voennym.html

Где искать вакансии

Проще всего найти работу на специализированных сайтах по поиску работы: avito.ru, rabota.ru, job.ru, hh.ru.

На специализированных порталах с форумами для военных – создать свою тему о поиске работы на форуме или поискать уже имеющуюся. Хорошим вариантом для поиска работы или просто инетресных и полезных новостей может быть большой официальный сайт Минобороны России.

Через знакомых. Сарафанное радио – лучший работодатель! На должность охранника обычно боятся брать людей «с улицы», предпочитая «проверенных и знакомых». Поэтому не стесняйтесь – спрашивайте у знакомых, не нужен ли им или их знакомым кто-то на подобную работу. Очень часто такой вариант срабатывает лучше всего.

Алгоритм поиска работы (по шагам)

Если говорить о специализированных сайтах по работе, то искать работу на них не сложно. Возьмем для примера популярный сервис hh.ru:

  1. Заходим на портал, выбираем свой город и в строке поиска вводим нужную вакансию. Можно воспользоваться значком расширенного поиска, он находится рядом с поисковой строкой и нажав на него, можно выбрать дополнительные критерии отбора работы: отрасль компании, месторасположение по районам города, желаемый уровень зарплаты и т.д.:
  2. При вводе запроса, вам выходят подсказки, выбираем подходящую:
  3. Появляются объявления, в каждое можно зайти, почитать условия, узнать телефон и позвонить:
  4. Также можно откликнуться на вакансию через интернет, для этого придется сначала зарегистрироваться на портале поиска работы:

Чем заняться офицеру на гражданке? Смотрите видео-конференцию экспертов:


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Повторное поступление на военную службу граждан, получающих пенсию за выслугу лет: правовые последствия


Шикалова О.В., соискатель Московского пограничного института ФСБ России

Как известно, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 34) предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, ранее уже проходивших военную службу по контракту.
Согласно п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Контракт в данном случае заключается на три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе (п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы).
Исходя из изложенного, с учетом положений ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту из запаса могут поступить граждане, имеющие воинское звание полковника запаса (капитана 1 ранга запаса), — в возрасте до 50 лет, имеющие иное воинское звание, — в возрасте до 45 лет.

Среди указанной категории граждан могут оказаться и лица, получающие пенсию за выслугу лет. Дело в том, что в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу) право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, имеющие выслугу лет на военной службе (в льготном исчислении) 20 лет и более. В связи с этим достаточно распространены случаи, когда относительно молодые люди, прошедшие, например, службу в районах Крайнего Севера или в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и других «горячих точках», к 30—40 годам приобретают 20-летнюю выслугу лет на военной службе (в льготном исчислении) и увольняются с военной службы с правом получения пенсии.

В последующем указанные граждане до достижения ими возраста 50 или 45 лет (соответственно полковники запаса и граждане, имеющие иные воинские звания) вправе вновь поступить на военную службу по контракту. При этом выплата ранее назначенной им пенсии приостанавливается на весь срок военной службы.
Положения законодательства о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет гражданам на период их повторного поступления на военную службу по контракту были проанализированы Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П отметил, что согласно ч. 1 ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, лицам, указанным в его ст. 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 того же Закона увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу.
Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную службу, только при условии оставления ими этой службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной службе.

Такое регулирование, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данный конституционный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно-значимым целям и требованиям.
Закон о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, обеспечивает лицам, проходившим военную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права — в соответствии с ч. 1 его ст. 6, ст.ст. 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения с военной службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также ее выплата в полном размере независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров).

Пенсионеры, вернувшиеся на военную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего, также находятся в равном положении, поскольку выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В частности, согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания, размер которой увеличивается по мере увеличения выслуги; ее максимальный размер составляет 70 % оклада денежного содержания при выслуге 25 лет и более (п. 6 ст. 13). В случае продолжения военной службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую военнослужащие приобрели на день последнего увольнения.
Действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы при достижении требуемой для назначения пенсии выслуги лет, оставляет в принципе на их усмотрение решение вопроса, продолжать военную службу (в том числе заново поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по достижении 20-летней выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной службой.
На основании анализа законодательства Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию: поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы, и лицам, вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное ст. 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.

Предоставление лицам, проходившим военную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено, в частности, на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам. В силу этого, подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, оспариваемое положение не может рассматриваться и как ограничивающее конституционное право таких лиц на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Вопрос о правовых последствиях повторного поступления на военную службу военных пенсионеров нашел также отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2004 г. № 320-О.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении констатировал, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего не может и не должно иметь своим результатом снижение размера материального обеспечения по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. не препятствует исполнению норм Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, об обязанности возобновления пенсионными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации выплаты пенсий их бывшим сотрудникам в случаях, когда условия, необходимые для выплаты, выполняются.
Подводя итог, можно сформулировать следующие основные правовые последствия повторного поступления на военную службу граждан, пребывающих в запасе:
— первое: при определении объема социальных гарантий и компенсаций указанных военнослужащих учитывается продолжительность их предыдущей военной службы (при определении размера надбавки за выслугу лет, продолжительности основного отпуска и др.) ;
— второе: выплата назначенных пенсий указанным гражданам на время службы приостанавливается (ст. 6 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу);
— третье: при последующем увольнении указанных граждан с военной службы выплата им пенсии за выслугу лет возобновляется, исходя из новой выслуги на день последнего увольнения (ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу).

Более подробно о зависимости объема мер социальной защиты военнослужащего от имеющейся у него выслуги лет см.: Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 105—110.

Другие новости и статьи

Подскажите, пожалуйста, какие льготы имеет военнослужащий-контрактник при поступлении в гражданские ВУЗы?

Светлана, 35, Псков

Светлана, здравствуйте. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон), военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

В п. 5 названной статьи Закона определено, что граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на поступление:

на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;

на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Такое же право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более.

Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема.

Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.

Согласно п. 5.1 указанной статьи Закона, граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным п. п. "б" - "г" п. 1, п. п. "а" п. 2 и п. 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", имеют право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовку к вступительным испытаниям в порядке, установленном законодательством РФ в области образования.

Кратко привожу положения указанных пунктов ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" п. 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда РФ;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Александр Томенко,
военный юрист

Читайте также: