Как рассчитывалась военная пенсия в 1992 году

18 сентября в редакции «Друг для друга» прошла «прямая линия» с заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Курской области Татьяной Бреевой. Разговор шел об установлении пенсионерам по линии силовых ведомств трудовой пенсии. В течение часа Татьяне Степановне удалось ответить почти на два десятка вопросов наших читателей.


Татьяна Бреева ответила почти на два десятка вопросов

– Здравствуйте! Вам звонит Галина Ивановна Воронова из Курска. Мужу 64 года. С 1969 по 1989 годы служил в Вооруженных силах. С марта 1990-го в течение 16 лет – работал. В данный момент не работает. Положена ли ему вторая пенсия?

– Да, положена. Согласно Федеральному закону №156 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения», страховая часть трудовой пенсии по старости назначается при соблюдении следующих условий: наличие не менее 5 лет страхового стажа и достижение общеустановленного пенсионного возраста. Для мужчин это 60 лет, для женщин – 55 лет.

Вашему мужу нужно обратиться в управление Пенсионного фонда по Курску. Находится оно на улице Мирной, 20. Запишите, какие документы нужно предоставить: паспорт; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при его наличии); трудовую книжку и ее копию, а в случае ее отсутствия – иные документы, подтверждающие стаж (справки работодателей или архивных органов); справку установленной формы из силового ведомства о периодах службы, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности. Кроме того, Ваш супруг должен представить справку о заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года. Если он работал в 2000-2001 годах и имел высокий заработок, такую справку может не представлять. У нас есть персонифицированные сведения, и мы можем их использовать при расчете. Но заявитель должен сам решить, какой период ему взять наиболее выгодно. Наши специалисты при необходимости проконсультируют. Копии документов в присутствии Вашего мужа сверят и вернут ему подлинники. Единственное, что остаётся в подлинниках – это справка силового ведомства о периодах службы и справка о заработке.

– И еще вопрос: ему обязательно нужно прийти самому?

– Представить соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда пенсионер может лично либо через представителя. Не исключается направление пенсионерами заявлений по почте. При этом во всех случаях территориальным органом ПФР должна быть идентифицирована личность пенсионера (фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, пребывания (регистрации) или места фактического проживания, подпись и др.), обратившегося с вышеуказанным заявлением. Особенно это имеет значение в тех случаях, когда заявление подается пенсионером в территориальный орган ПФР через представителя. В качестве документа, подтверждающего соответствующее полномочие доверенного лица, принимается доверенность, оформленная в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (статьи 185-189).

– А то, что он инвалид, какую-то роль играет?

– Он, как Вы говорите, вышел на пенсию по выслуге лет. То, что Ваш муж имеет группу инвалидности, на страховую часть пенсии никак не влияет.

– Это «прямая линия»? После выхода на пенсию по выслуге лет работал в Казахстане на госпредприятии. Сейчас живу в Курске. Будет ли мне зачтен этот период?

– Казахстан, как и Российская Федерация, является членом соглашения в области пенсионных прав. Весь стаж, который выработан на территории любой из республик, подписавших это соглашение, подлежит зачету. Но более предметно можно сказать, только увидев Вашу трудовую книжку. Вам нужно обратиться с документами о стаже в управление Пенсионного фонда по Курску к любому из специалистов клиентской службы (их более 40).

– В 1990 году мне установлена пенсия по выслуге лет. И до 2003-го я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 году мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение второй пенсии?

– Такое право Вы приобрели с 1 января 2007 года. По закону, если право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости у пенсионеров-силовиков наступило в период до 1 января 2007-го, страховая часть трудовой пенсии будет назначаться им, независимо от даты обращения, с 1 января 2007 года; если право наступило в период с 1 января 2007-го по 24 июля 2008-го включительно (до даты вступления в силу 156-го закона) – со дня возникновения права. При возникновении права с 25 июля 2008 года и позднее страховая часть назначается со дня обращения.

– Сын уволился из армии в 1994 году, отслужил 21 год, подполковник. В данный момент работает в Харькове, а прописан в Курске. Будет ли он получать вторую пенсию?

– Когда Ваш сын приедет в Курск, с документами о трудовом стаже ему нужно обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства. Страховую часть трудовой пенсии он будет получать, когда ему исполнится 60 лет. Но проконсультироваться может заранее.

– У меня такой вопрос: почему 5 лет непрерывного стажа берется только до 2001 года?

– Вы неправильно поняли. Чтобы исчислить страховую часть трудовой пенсии, берется заработок за 5 лет подряд из всей трудовой деятельности, но не обязательно, чтобы в этот период стаж был непрерывным. Одно условие: нельзя «выдергивать» годы. К примеру, человек работал с 1990 по 2001 год, в течение этого периода переходил с одного места на другое, какое-то время не работал. Допустим, с 1990-го по 1992-й работал, потом уволился, 2 года сидел дома, затем снова вышел на работу. Рабочие периоды можно суммировать, чтобы набрать 60 месяцев. Но эти 60 месяцев должны идти подряд. Нельзя поступить так: хочу возьму 90-й год, потом 95-й и 97-й, когда зарплата была побольше. Периоды должны идти друг за другом, независимо от увольнения и перехода с одной работы на другую. 60 месяцев можно взять любые по 31 декабря 2001-го включительно. Либо же по желанию пенсионера можно взять календарные 2000-2001 годы. Во втором случае справку о заработке предоставлять не требуется. Сведения за эти годы в Пенсионном фонде имеются.

– А стаж на размер пенсии влияет?

– Да, за периоды работы до 1 января 2002 года размер страховой части пенсии зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше будет страховая часть. За периоды работы после указанной даты страховая часть зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счёте застрахованного лица.

– Какие периоды не могут быть включены в страховой стаж?

– В страховой стаж включаются периоды трудовой деятельности как до даты вступления в силу закона №156, то есть до 25 июля 2008 года, так и после. Не включаются в данный стаж периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные силовым ведомством при определении размера пенсии за выслугу лет.

– Добрый день! Меня зовут Сергей Викторович. До того как поступить на службу, 8 лет работал шофером. Будет ли учтен этот период?

– Да, будет. Если Вам исполнилось 60 лет, нужно обратиться в учреждение Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением об установлении страховой части трудовой пенсии.

– К вам обращается Кирилл Андреевич. Подскажите, где брать справку о зарплате, если я прекратил работу в 1999 году?

– Справку о зарплате нужно взять на предприятии, где Вы работали, либо в архивных органах. Она должна быть за 60 месяцев работы подряд.

– Татьяна Степановна! Я – пенсионер по линии Министерства обороны. С июля 2000 года и по настоящий момент работаю. В мае мне исполнилось 60 лет. За какой период нужно брать справку о заработке?

– Справка о зарплате может быть представлена за любой 5-летний период по 31 декабря 2001 года включительно. В Вашей ситуации, когда нет 5 лет стажа на предприятии до 2001 года включительно, представление документов о заработке не требуется. Обращайтесь в учреждение Пенсионного фонда без них.

– А когда можно обращаться по поводу второй пенсии?

– Уже сейчас. Пенсионеры, сдавшие полный комплект документов, уже получили в этом месяце выплату. Вам 60 лет исполнилось в мае, следовательно, выплаты пойдут с даты рождения.

– Сергей Васильевич беспокоит. У меня нет трудового стажа, есть только выслуга. Распространяется ли на меня новый закон?

– Нет, обязательное условие – 5 лет страхового стажа. У Вас его нет. Следовательно, выплата Вам не положена.

– Здравствуйте! Офицер запаса Юрий Иванович. Что такое страховая пенсия и коэффициент 1,2? Никто не может толком объяснить. Растолкуйте, пожалуйста.

– Расчет пенсии одинаков для всех пенсионеров: и для военных, и для гражданских. Вам, как и всем остальным, в одинаковом порядке рассчитывается страховая часть трудовой пенсии. Теперь о том, что значит коэффициент 1,2. Если Вы работали до 2002-го (не служили, а работали), то за период до 2002 года производится исчисление пенсии, исходя из стажа и среднемесячного заработка. При этом в расчёт берется не сам среднемесячный заработок, а его отношение к среднемесячной зарплате в стране за соответствующий период. Вот это отношение учитывается не свыше 1,2, даже если в результате получилось побольше.

– И какой будет доплата, можно сразу узнать?

– Нет, сразу вам сумму не назовут – она индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи документов.

– К вам обращается Губарев Сергей Вячеславович. На гражданскую пенсию мне выходить через год и 8 месяцев. Каков механизм, и на что можно рассчитывать? Работать я продолжаю.

– Право на страховую часть вы приобретете при достижении 60 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Годы службы не включаются. Если Вы работаете после 2002 года, Ваши страховые взносы разделят на период дожития, и определят страховую часть трудовой пенсии. Если был период работы и до 2002-го, производится расчёт исходя из стажа и зарплаты, как и для всех гражданских пенсионеров. Чем больше страховые взносы, тем выше будет страховая часть трудовой пенсии.

– Андрей Александрович из Курска. С 1995 года я – военный пенсионер. Сразу начал работать и продолжаю по сей день. Документы на пенсию уже подал. Сегодня мне исполняется 60 лет. С какого момента буду получать вторую пенсию?

– С сегодняшнего дня. Поздравляю Вас с 60-летием!

– Пенсионерам каких силовых ведомств положена вторая пенсия? Муж работает на таможне, распространяется ли закон на него?

– Он служит или работает?

– Если после выхода на пенсию по выслуге лет будет продолжать работать на предприятии, будет иметь право на страховую часть трудовой пенсии. Нужно отработать 5 лет и достичь 60-летнего возраста. Закон распространяется на представителей 7 силовых ведомств: Министерства обороны, Министерства внутренних дел, УИН, ФСБ, прокуратуры, таможенных органов и органов контроля за оборотом наркотиков.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

от 1 октября 1991 года N 1-98-У

О перерасчете и назначении пенсий с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтруда России от 30 апреля 2020 года N 232
____________________________________________________________________

1. Общие положения


Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"* с 1 января 1992 года вводится в действие для всех категорий пенсионеров.
________________
* В дальнейшем именуется Закон от 20.11.90.

1.1. Перерасчету с применением норм Закона РСФСР (по стажу, заработку, условиям, механизму исчисления) подлежат все виды ранее назначенных пенсий, за исключением некоторых пенсий за выслугу лет, для которых сохранен порядок их назначения и выплаты, предусмотренный союзным законодательством (спортсмены, космонавты, отдельные категории работников здравоохранения и просвещения, артисты).

В связи с изменением прожиточного минимума пересчитываются и пенсии, пересмотренные с 1 марта 1991 года, а также надбавки и повышения к ним.

1.2. В соответствии со статьей 134 Закона РСФСР с 1 января 1992 года на территории республики отменены персональные пенсии, в том числе и ранее назначенные. С указанной даты персональные пенсионеры должны быть переведены на соответствующие виды государственных пенсий по нормам и условиям республиканского Закона. При этом перевод на государственную пенсию осуществляется по выбору пенсионера: из того же заработка, с учетом которого устанавливалась персональная пенсия, из заработка перед персональной пенсией либо перед государственной пенсией с соблюдением правил, предусмотренных разделом VII Закона РСФСР.

1.3. Пенсии, назначенные до введения в действие Закона РСФСР в более высоких размерах, чем полагается по условиям и нормам этого Закона, в том числе и превышающие максимальные, сохраняются в прежнем размере (статья 133 Закона РСФСР в редакции Закона РСФСР "О внесении изменений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 19 апреля 1991 года)*.
________________
* Приказ Минсобеса РСФСР от 29.05.91 N 100.

1.4. Пенсии, пересчитанные по Закону РСФСР, с 1 января 1992 года по 1 июля 1992 года следует выплачивать не более нового размера ограничения (кроме случаев, когда имеется право на более высокий размер пенсии). С 1 июля 1992 года - в полной сумме.

Ограничение пенсии до 1 июля 1992 года производится без учета компенсации. Компенсация начисляется сверх указанного предела.

2. Пенсии по старости (по возрасту)

2.1. С 1 января 1992 года перерасчету подлежат:

минимальные пенсии до размера нового прожиточного минимума; это относится и к пенсии по старости инвалидам войны, получаемой наряду с пенсией по инвалидности;

пенсии, установленные в минимальном размере, до фактического размера, исчисленного исходя из имеющегося заработка с его корректировкой и дополнительно учтенного по новым правилам трудового стажа;

остальные пенсии до фактически полученной суммы, определенной по нормам Закона РСФСР в пределах максимального размера (кроме случаев сохранения прежнего размера) с соблюдением этапов, указанных в пункте 1.4 настоящих указаний).

2.2. В соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 12 Закона РСФСР лицам, у которых работа по спискам N 1 и N 2 составляет не менее половины стажа на таких работах, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста.

Однако для назначения пенсии при сниженном возрасте требуется наличие общего стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

При этом увеличение размера пенсии на один процент заработка производится за каждый полный год трудового стажа сверх указанных 20 - 25 лет.

Пример. Гр. Селиванова, 53 лет, ее общий трудовой стаж 35 лет, из них 6 лет на работах по списку N 2, средний заработок 300 рублей.

За 6 лет льготной работы по списку N 2 пенсия по старости может быть назначена женщине с 52 лет. Поэтому Селиванова приобрела право на пенсию с 1 января 1992 года.

Пенсия составит: 70% (за общий стаж 35 лет) от 300 рублей = 210 руб. (без компенсации). До 1 июля будет выплачиваться 180 руб.* и сверх этого полагающаяся компенсация, а с 1 июля - в полной сумме.
_______________
* Предельная сумма и все расчеты в примерах приводятся по состоянию на день издания настоящих указаний.


При назначении указанных досрочных пенсий возраст снижается только на полные годы. Льготная работа, не позволяющая уменьшить возраст на полный год, во внимание не принимается.

Например, мужчина 5 лет и 4 месяца был занят на работах по списку N 1. Пенсия ему может быть назначена на 5 лет раньше, т.е. не ранее 55 лет (4 месяца по списку N 1 для снижения возраста не учитываются).

2.3. В тех случаях, когда при назначении пенсии по статье 14 Закона от 20.11.90 специальный стаж складывается из работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, пересчет работы в этих местностях в работу на Крайнем Севере за неполный календарный год производится пропорционально, исходя из установленных 9 месяцев за полный год такой работы.

Пример. Заявитель проработал в районах Крайнего Севера 9 лет и 7 лет 6 месяцев в приравненных местностях. Его стаж работы на Крайнем Севере составит 9 лет + 5 лет 7 мес. 15 дн. (за 7,5 лет работы в местностях), итого 14 лет 7 месяцев 15 дней.

При назначении пенсий по части третьей статьи 14 возраст снижается только на полные годы в порядке, изложенном в пункте 2.2 указания.

2.4. В соответствии с частью второй статьи 88 Закона от 20.11.90 в специальный стаж засчитывается работа (служба). Поэтому при назначении пенсии по статье 14 в 15 - 20 календарных лет включается военная и иная служба, предусмотренная статьей 90, проходившая в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам. Никакая другая деятельность в этот стаж не включается.

2.5. Определение размера и расчет пенсии по старости производится в порядке, изложенном в Указании Минсобеса РСФСР от 03.01.91 N 1-1-У.

3. Пенсии по старости при неполном общем трудовом стаже

3.1. Пенсии по старости при неполном стаже устанавливаются при условии, если трудовой стаж составляет не менее 5 лет. При этом в указанный стаж засчитываются трудовая и иная общественно полезная деятельность, учеба и служба в Вооруженных Силах (статьи 89, 90, 91, 92 Закона РСФСР от 20.11.90).

При подсчете трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по ст.15 Закона РСФСР от 20.11.90, применяется льготное исчисление отдельных периодов (статья 94).

3.2. В связи с введением с 1 января 1992 года новых правил исчисления стажа право на пенсию при неполном стаже могут приобрести получатели социальных пенсий, общий трудовой стаж которых не менее 5 лет. В случае целесообразности этих пенсионеров следует перевести на трудовую пенсию с 1 января 1992 года с применением сроков, предусмотренных частью первой статьи 132.

4. Пенсии по инвалидности

4.1. С 1 января 1992 года перерасчету подлежат все пенсии по инвалидности, в том числе и инвалидам войны в связи с изменением прожиточного минимума.

4.2. Инвалидам I и II групп (независимо от причины инвалидности) пенсия исчисляется в одинаковом проценте к заработку - 75 процентов. За стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии, дополнительного увеличения размера не производится. При этом максимальный размер пенсии устанавливается на уровне трех минимальных размеров и не дифференцируется в зависимости от длительности трудового стажа.

Правило о повышении максимума за общий стаж к пенсии по инвалидности не применяется.

4.3. Законом от 20.11.90 снижена продолжительность трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания. Поэтому при перерасчете пенсии по инвалидности I и II групп при неполном стаже размер пенсий следует определять исходя из новых стажевых требований.

5. Пенсии по случаю потери кормильца

5.1. С 1 января 1992 года пересчитываются пенсии по случаю потери кормильца, независимо от причины смерти умершего и числа нетрудоспособных членов семьи.

5.2. Новый механизм исчисления пенсий предусматривает, что на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия устанавливается в одинаковом проценте к заработку кормильца: 30 процентов в случае наступления смерти от общих причин (статья 62 Закона).

Таким образом, общая сумма пенсии семье складывается из размеров, полагающихся каждому иждивенцу.

Пример. За умершего вследствие общего заболевания кормильца, имевшего необходимый трудовой стаж и среднемесячный заработок 300 рублей, пенсия назначается 2 членам его семьи: матери и ребенку - круглому сироте. Общий размер пенсии составит 30% x 300 рублей = 90 рублей (пенсия матери) и 150* рублей (пенсия ребенка), итого 240 рублей.
________________
* Расчет сделан с учетом прожиточного минимума, определенного на 1991 год.

5.3. Максимальный размер пенсии установлен только на одного получателя пенсии. Если пенсия назначается на нескольких членов семьи, то общая сумма пенсии не должна превышать в совокупности максимума в расчете на каждого иждивенца. Например, на трех нетрудоспособных пенсия вследствие общего заболевания не может превысить трех минимумов по старости.

5.4. В тех случаях, когда пенсия семье назначена в других суверенных республиках на основании законодательства этих республик или союзного Закона с выделением доли пенсии жителю РСФСР, то на этого получателя пенсия пересчитывается по нормам Закона от 20.11.90, за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение ранее назначенного более высокого размера.

5.5. Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца имеют право на пенсию до достижения 18 лет, независимо от того, продолжают ли они обучение или работают.

В возрасте от 18 до 23 лет такое право предоставлено только учащимся очных учебных заведений.

При этом для продления выплаты или назначения пенсии после достижения 18 лет необходима справка из учебного заведения об обучении на очном отделении с указанием даты окончания обучения.

Представление справки о продолжении обучения по состоянию на начало каждого учебного года не требуется.

6. Пенсии за выслугу лет

6.1. С 1 января 1992 года перерасчету по нормам Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" подлежат пенсии за выслугу лет, назначенные отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, педагогическим и медицинским работникам.

Перерасчет пенсии за выслугу лет по нормам Закона РСФСР от 20.11.90 производится на основании списков профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Советом Министров РСФСР*.
_________________
* См. Приказы Минсобеса РСФСР: от 19.09.1991 N 181; от 25.09.1991 N 182, 183; от 02.10.1991 N 187.



В случае отсутствия права на перерасчет пенсий за выслугу лет по нормам Закона от 20.11.90 ранее назначенная пенсия сохраняется в прежнем размере.

6.2. Педагогическим и медицинским работникам, не имеющим права на назначение пенсии за выслугу лет по нормам Закона от 20.11.90, пенсии за выслугу лет назначаются по правилам, действовавшим до принятия настоящего Закона, т.е. по союзному законодательству.

Также по правилам, действовавшим до принятия Закона от 20.11.90, производится назначение пенсий за выслугу лет космонавтам и спортсменам.

6.3. Работники науки, прокуратуры, судов, получающие пенсии на основании специальных постановлений Правительства, 1 января 1992 года при соблюдении необходимых условий (по возрасту и стажу) должны быть переведены на пенсию по возрасту или по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

6.4. Размер пенсий за выслугу лет определяется в зависимости от продолжительности имеющейся выслуги, а не от общего стажа.

6.5. Перерасчет пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка или ставки (оклада), имеющегося в пенсионном деле на 1 января 1992 года.

При этом применяются правила корректировки заработка, в том числе ставки (оклады), предусмотренные статьей 131 Закона РСФСР от 20.11.90.

6.6. Исчисление пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации, педагогическим, медицинским работникам и артистам производится по нормам статьи 84 Закона от 20.11.90.

Работникам летно-испытательного состава гражданской авиации пенсии исчисляются в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава*.
________________
* См. Приказ Минсобеса РСФСР от 06.08.91 N 146.

6.7. Пенсии за выслугу лет, исчисленные в соответствии с Законом от 20.11.90, повышаются по правилам статьи 110 Закона.

К пенсиям за выслугу лет не начисляются никакие надбавки.

7. Исчисление трудового стажа

7.1. В общий трудовой стаж для назначения пенсии по Закону от 20.11.90 засчитывается трудовая и иная общественно полезная деятельность (статьи 89, 90, 91, 92 Закона).

7.2. В общий трудовой стаж наравне с работой учитывается период ухода за престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом следует иметь в виду, что к престарелым относятся граждане, достигшие пенсионного возраста, т.е. мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет. О порядке выдачи справки о нуждаемости в постороннем уходе см. указание Минздрава РСФСР и Минсобеса РСФСР от 02/14.08.91 N 17/1-90-У.

7.3. При подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих основаниях, льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда, по инвалидности вследствие общего заболевания применяется льготное исчисление стажа в порядке, определенном ст.94 Закона.

При наличии нескольких оснований для льготного исчисления одного и того же периода трудовой деятельности применяется одна - наибольшая льгота.

Пример. Гражданин, подвергавшийся репрессиям по политическим мотивам, работал с 01.10.41 по 09.05.45 в ссылке в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В данной ситуации следует применить только одну льготу по исчислению стажа (большую) и засчитать период работы с 01.10.41 по 09.05.45 в стаж в тройном размере.

7.4. Гражданам, проживавшим в г.Ленинграде в период его блокады, а также гражданам из числа узников фашистских концлагерей время проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны засчитывается в стаж в двойном размере. При этом не имеет значения возраст и состояние трудоспособности данных лиц в указанные периоды.

Такой порядок исчисления стажа распространяется на лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны на территории государств, находящихся в состоянии войны с СССР, на узников, в том числе детей, содержавшихся в гетто и других местах принудительного содержания в период войны, если они не совершили в этот период преступлений против Родины.

8. Заработок, из которого может быть произведен перерасчет пенсий

В соответствии со статьей 131 Закона РСФСР от 20.11.90 с 1 января 1992 г. перерасчет пенсий может быть произведен:

8.1. Из заработка, из которого исчислена пенсия.

При этом если заработок не достигает 250 руб.*, то он подлежит корректировке на 4% за каждый полный календарный год, истекший после назначения пенсии (до 1990 г. включительно).
______________
* Предельная сумма и все расчеты в примерах приводятся по состоянию на день издания настоящих указаний.


Например, пенсия по старости была назначена 01.09.72 из заработка 72 руб. Впоследствии неоднократно производились перерасчеты пенсии по п.125 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, последний - в 1989 году из заработка 200 руб.

С 1 января 1992 г. пенсию следует пересчитать из заработка 250 руб.

Расчет этого заработка: за 18 полных лет x 4 процента = 72 процентам, 72 процента от 200 рублей составит 144 рубля, 200 рублей + 144 рубля = 344 рубля, однако, заработок должен быть ограничен 250 рублями.

8.2. Из заработка за 24 последних месяца работы перед первоначальным обращением за пенсией.

Пенсия пересчитывается по справке о заработке, представляемой пенсионером, по правилам статей 100-105 Закона от 20.11.90.

При этом корректировка заработка, предусмотренная статьей 131 Закона от 20.11.90, не производится.

8.3. Из заработка за любые 60 месяцев работы подряд из всей трудовой деятельности перед первоначальным обращением за пенсией по правилам, изложенным в п. 8.2 настоящих указаний.

8.4. Из заработка за 24 месяца работы после назначения пенсии по правилам, изложенным в статье 107 Закона от 20.11.90 и п. 8.2 настоящих указаний.

Например, пенсия по старости была назначена в 1980 г. Перерасчеты из более высокого заработка производились в 1983, 1985, 1987, 1989 гг.

Перерасчет пенсии с 01.01.92 может быть произведен из заработка за 24 месяца работы подряд после последнего перерасчета, т.к. после него прошло более 2-х лет.

8.5. Пенсионерам Министерства обороны, внутренних дел и КГБ, переходящим на пенсию по линии органов социального обеспечения, в расчет может приниматься денежное довольствие, из которого им была пересчитана пенсия на основании Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих".

При этом корректировка заработка, предусмотренная статьей 131 Закона от 20.11.90, не применяется.

8.6. При исчислении пенсий из заработка, предусмотренного пунктами 8.2 - 8.4 настоящих указаний, включаются все премии и вознаграждения, полученные в учитываемом периоде, независимо от их количества.

Например, в течение 24 последних месяцев работы перед назначением пенсии гражданину были выплачены 3 годовые премии по итогам работы за год, 5 квартальных премий за сдачу продукции, предусмотренные Положением о премировании. Все указанные премии следует учесть при исчислении заработка для назначения пенсии.

Текст документа сверен по:
рассылка


а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Как видим, из оснований пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим, уволенным в запас или от¬ставку, были исключены: повышение стоимости жизни и оплаты труда и повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Кроме того, была нарушена взаимосвязь правовых норм, согласно которым размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и, соответственно, военные пенсии под¬лежали пересмотру пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих (при этом размеры денежного содержания военнослужащих должны были пересматриваться Правительством России в порядке и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих /п. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» /).
Де-факто указанная взаимосвязь неоднократно нарушалась. Так, в период 01.01.1995 - 28.02.1998 военным пенсионерам не были пересмотрены их пенсии в связи с повышением на 25% должностных окладов военнослужащих. Правительство России откладывало на неопределенный срок решение указанной коллизии. В октябре 2007 г. о данном ущемлении прав военных пенсионеров один из них в ходе «прямой линии» сообщил Главе нашего государства. Вопрос с пересмотром военных пенсий был решен «задним числом», лишь благодаря личному вмешательству Президента России, который 18.10.2007 "обнародовал" Указ № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной за¬щиты отдельных категорий пенсионеров» , которым Правительству России было поручено произвести лицам, ранее проходившим военную службу, единовременную доплату к их военным пенсиям в связи с увеличением военнослужащим должностных окладов на 25% за период 01.01.1995 - 28.02.1998 .
Далее, с 01.03.2005 было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счет введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада, но эта надбавка не учитывалась при исчислении и перерасчете военных пенсий . В том же году военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и это не учитывалось при расчете и перерасчете военных пенсий . Аналогичным образом обстояли дела в от¬ношении иных многочисленных надбавок, премий, поощрительных выплат военнослужащим, действовавшим до конца 2011 года .
В результате в России сформировалась практика повышения уровня денежного довольствия военнослужащих за счет введения различными подзаконными нормативными правовыми актами надбавок, иных доплат к их денежному содержанию. Основа же указанного содержания - оклады по должности, воинскому или специальному званию - оставались, по сути, без пересмотра, адекватного инфляции в стране и, следовательно, не осуществлялся надлежащим образом законодательно предусмотренный перерасчет в сторону увеличения военных пенсий, резко снижался коэффициент их замещения.
До недавнего времени в расчет пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу, включалась действительная стоимость выдаваемого им продпайка (денежная компенсация за продпаек). В период 01.01.2000 - 31.11.2007 в расчет входила явно заниженная денежная сумма: 20 рублей в сутки. Большинство военных пенсионеров мирились с таким положением дел, но тысячи обращались в суды и выигрывали соответствующие дела . Это стало предметом рассмотрения Конституционном Судом России, который в своем решении от 14.12.2004 № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», закрепленного статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное норматив¬но-правовое значение для целей исчисления и пересмотра военных пенсий: увеличение любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих для исчисления им пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе стоимости продпайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, необходимо обусловливает и пересмотр военных пенсий .


Показательно, что, по оценке группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к концу 2007 года долг государства военным пенсионерам (тем, кто в суды не обращался) в части недоплаченных им компенсаций за продпаек достиг 100 млрд руб. (для сравнения: это чуть менее 1/8 расходов на оборону страны, предусмотренных федеральным бюджетом в 2007 году в размере 822 млрд руб.) .
Правительство России отреагировало на сложившуюся ситуацию неадекватно. Им были, в частности, инициированы изменения в нормативные правовые акты, регулирующие денежное довольствие и продовольственное обеспечение военнослужащих, штатных сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и их пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми с 01.12.2007 стоимость прод¬пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, уже как бы и не входила, но, тем не менее, сохранялась - путем ее «поглощения» окладом по воинскому (специальному) званию. В рас¬чет оклада по воинскому (специальному) званию была включена не действительная стоимость продпайка (по экспертным расчетам составившая в 2001-2007 годах - 2000-4000 руб.), а, опять-таки, заниженная его стоимость - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки. Было за¬явлено, что с «поглощением» денежной компенсации за продпаек окладом по воинскому (специальному) званию, она (компенсация) будет автоматически индексироваться при его (окладе) индексации .
На основании ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , работодатели уплачивают за своих работников страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Эти взносы затем отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников и учитываются при исчислении и перерасчете им трудовой пенсии, установленной на основании Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Военные же пенсионеры, работающие по трудовому до¬говору (контракту) и получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом России от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.», не имели возможности получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах. Нелепость ситуации была очевидной постольку, поскольку страховые взносы - это «индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (ст. 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Складывалась ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе лишь в качестве «доноров», а не полноценных участников. Это побудило многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло и до Конституционного Суда России, куда обратился с жалобой, в частности, военный пенсионер В.В. Наумчик, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, и соответствующий возраст, но получивший отказ ПФР в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
В своей жалобе в Конституционный Суд России он оспорил конституционность пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , согласно которым граждане, которые имеют право на разные пенсии (например, труд¬вую или по государственному пенсионному обеспечению), по общему правилу, вправе выбрать из них ту, которая их больше устроит. Суд согласился с довода¬ми заявителя, приняв решение, по которому законодателю надлежало в срок не позднее 01.01.2007 предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо военной пенсии по государственному пенсионному обеспечению , и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР .
В срок до 01.01.2007 законодатель не уложился, приняв позже Федеральный закон Российской Феде¬рации от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации по вопросам пенсионного обеспечения»22, на основании которого военные пенсионеры теперь имеют право на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
Но, во-первых, несмотря на то, что Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (25.07.2008), его действие распространяется лишь на соответствующие общественные отношения, возникшие с 01.01.2007: не ясно, как быть с исчислением, расчетом и пересмотром трудовых пенсий работающих военных пенсионеров с учетом страховых взносов, отраженных до указанной даты на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, то есть накопленных, предположим, за период 2002-2006 годов.
Во-вторых, военный пенсионер должен иметь официально подтвержденный страховой стаж не менее 5 лет, в течение которых ему должна была быть начислена «белая» заработная плата, а работодатель дол-жен был ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в ПФР.
В-третьих, военному пенсионеру необходимо достичь общегражданского пенсионного возраста (60 лет -для мужчин и 55 лет - для женщин) .
На пенсионном учете в военных комиссариатах Рос¬сии на середину 2010 г. находилось порядка 1,5 млн бывших военнослужащих, около 519 тысяч получали пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий (46% от общей численности военных пенсионеров), а средняя пенсия офицера запаса составляла около 7 тысяч рублей. В целом же средние размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, составляли 25-30% от общего объема денежного довольствия военнослужащих . Пенсии в Минобороны России оказались значительно меньше, чем у бывших чиновников и пенсионе¬ров других «силовых» ведомств и на порядки меньше, чем у военнослужащих США и других экономически развитых стран Запада . Зато, нашим военным пенсионерам, достигшим общегражданского пенсионного возраста, предлагается уповать на вторую пенсию, которая редко у кого превышает 1 тысячу рублей.
Предоставив военным пенсионерам возможность получения страховой части трудовой пенсии по старости, государство, следовательно, стремится держать их на рынке труда. Ведь установка многих ветеранов военной службы работать после увольнения в запас или в отставку - вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и сравнительно низким размером военных пенсий. Право на трудовую пенсию по достижению общегражданского пенсионного возраста ими востребовано до тех пор, пока размеры их пенсий по государственному пенсионному обеспечению не достигнут величины достойного защитников Родины уровня жизни. Если это произойдет, то 70% работающих военных пенсионеров уйдут на заслуженный отдых .
В 2011 году состоялось принятие двух федеральных законов: «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Первое лицо государства уже объявило, что с 01.01.2012 военные пенсии увеличены в 1,6 раза .
Фактически Руководством страны Минобороны России дан «карт-бланш» на проведение крупнейшей за последние десятилетия финансовой реформы Российских Армии и Военно-Морского Флота. Причем ее инициаторы, ссылаясь на так называемую Стратегию социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, публично уверяют граждан России, что наши военные пенсионеры станут жить гораздо лучше, чем прежде .
На самом деле, в конце 2011 года на встрече с ново¬избранными депутатами нижней палаты Парламента России заместитель министра обороны России по финансово-экономической работе В.Е. Чистова обнародовала основные направления данной реформы: отменить все социально-значимые льготы военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей; ликвидировать пропорциональную увязку повышения окладов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий, легализовать масштабный разрыв между ними - на фоне минимум 3-кратного увеличения окладов денежного содержания военнослужащих военные пенсии увеличить в среднем на 50-70%.
Адмирал В.П. Комоедов, бывший Командующим Черноморским флотом ВМФ России, ныне - член комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сравнил «формулы Чистовой» с присно памятным 122-м законом о «монетизации» льгот , обратив особое внимание на то, что «для ограниченного, оставшегося в новом облике, офицерского корпуса денежное довольствие, действительно, существенно увеличится, учитывая установку, данную Президентом России о том, что денежное довольствие командира взвода должно составлять в среднем более 50 тысяч рублей в месяц, а командира батальона - более 100 тысяч рублей», а вот «наши военные пенсионеры станут жить еще хуже» . И, похоже, что он прав.

Автор: Хмелевский Сергей Владимирович, к.ф.н., доцент

Читайте также: