Какая была пенсия у военных в 1999


а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Как видим, из оснований пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим, уволенным в запас или от¬ставку, были исключены: повышение стоимости жизни и оплаты труда и повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Кроме того, была нарушена взаимосвязь правовых норм, согласно которым размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и, соответственно, военные пенсии под¬лежали пересмотру пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих (при этом размеры денежного содержания военнослужащих должны были пересматриваться Правительством России в порядке и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих /п. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» /).
Де-факто указанная взаимосвязь неоднократно нарушалась. Так, в период 01.01.1995 - 28.02.1998 военным пенсионерам не были пересмотрены их пенсии в связи с повышением на 25% должностных окладов военнослужащих. Правительство России откладывало на неопределенный срок решение указанной коллизии. В октябре 2007 г. о данном ущемлении прав военных пенсионеров один из них в ходе «прямой линии» сообщил Главе нашего государства. Вопрос с пересмотром военных пенсий был решен «задним числом», лишь благодаря личному вмешательству Президента России, который 18.10.2007 "обнародовал" Указ № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной за¬щиты отдельных категорий пенсионеров» , которым Правительству России было поручено произвести лицам, ранее проходившим военную службу, единовременную доплату к их военным пенсиям в связи с увеличением военнослужащим должностных окладов на 25% за период 01.01.1995 - 28.02.1998 .
Далее, с 01.03.2005 было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счет введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада, но эта надбавка не учитывалась при исчислении и перерасчете военных пенсий . В том же году военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и это не учитывалось при расчете и перерасчете военных пенсий . Аналогичным образом обстояли дела в от¬ношении иных многочисленных надбавок, премий, поощрительных выплат военнослужащим, действовавшим до конца 2011 года .
В результате в России сформировалась практика повышения уровня денежного довольствия военнослужащих за счет введения различными подзаконными нормативными правовыми актами надбавок, иных доплат к их денежному содержанию. Основа же указанного содержания - оклады по должности, воинскому или специальному званию - оставались, по сути, без пересмотра, адекватного инфляции в стране и, следовательно, не осуществлялся надлежащим образом законодательно предусмотренный перерасчет в сторону увеличения военных пенсий, резко снижался коэффициент их замещения.
До недавнего времени в расчет пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу, включалась действительная стоимость выдаваемого им продпайка (денежная компенсация за продпаек). В период 01.01.2000 - 31.11.2007 в расчет входила явно заниженная денежная сумма: 20 рублей в сутки. Большинство военных пенсионеров мирились с таким положением дел, но тысячи обращались в суды и выигрывали соответствующие дела . Это стало предметом рассмотрения Конституционном Судом России, который в своем решении от 14.12.2004 № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», закрепленного статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное норматив¬но-правовое значение для целей исчисления и пересмотра военных пенсий: увеличение любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих для исчисления им пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе стоимости продпайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, необходимо обусловливает и пересмотр военных пенсий .


Показательно, что, по оценке группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к концу 2007 года долг государства военным пенсионерам (тем, кто в суды не обращался) в части недоплаченных им компенсаций за продпаек достиг 100 млрд руб. (для сравнения: это чуть менее 1/8 расходов на оборону страны, предусмотренных федеральным бюджетом в 2007 году в размере 822 млрд руб.) .
Правительство России отреагировало на сложившуюся ситуацию неадекватно. Им были, в частности, инициированы изменения в нормативные правовые акты, регулирующие денежное довольствие и продовольственное обеспечение военнослужащих, штатных сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и их пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми с 01.12.2007 стоимость прод¬пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, уже как бы и не входила, но, тем не менее, сохранялась - путем ее «поглощения» окладом по воинскому (специальному) званию. В рас¬чет оклада по воинскому (специальному) званию была включена не действительная стоимость продпайка (по экспертным расчетам составившая в 2001-2007 годах - 2000-4000 руб.), а, опять-таки, заниженная его стоимость - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки. Было за¬явлено, что с «поглощением» денежной компенсации за продпаек окладом по воинскому (специальному) званию, она (компенсация) будет автоматически индексироваться при его (окладе) индексации .
На основании ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , работодатели уплачивают за своих работников страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Эти взносы затем отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников и учитываются при исчислении и перерасчете им трудовой пенсии, установленной на основании Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Военные же пенсионеры, работающие по трудовому до¬говору (контракту) и получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом России от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.», не имели возможности получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах. Нелепость ситуации была очевидной постольку, поскольку страховые взносы - это «индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (ст. 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Складывалась ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе лишь в качестве «доноров», а не полноценных участников. Это побудило многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло и до Конституционного Суда России, куда обратился с жалобой, в частности, военный пенсионер В.В. Наумчик, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, и соответствующий возраст, но получивший отказ ПФР в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
В своей жалобе в Конституционный Суд России он оспорил конституционность пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , согласно которым граждане, которые имеют право на разные пенсии (например, труд¬вую или по государственному пенсионному обеспечению), по общему правилу, вправе выбрать из них ту, которая их больше устроит. Суд согласился с довода¬ми заявителя, приняв решение, по которому законодателю надлежало в срок не позднее 01.01.2007 предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо военной пенсии по государственному пенсионному обеспечению , и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР .
В срок до 01.01.2007 законодатель не уложился, приняв позже Федеральный закон Российской Феде¬рации от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации по вопросам пенсионного обеспечения»22, на основании которого военные пенсионеры теперь имеют право на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
Но, во-первых, несмотря на то, что Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (25.07.2008), его действие распространяется лишь на соответствующие общественные отношения, возникшие с 01.01.2007: не ясно, как быть с исчислением, расчетом и пересмотром трудовых пенсий работающих военных пенсионеров с учетом страховых взносов, отраженных до указанной даты на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, то есть накопленных, предположим, за период 2002-2006 годов.
Во-вторых, военный пенсионер должен иметь официально подтвержденный страховой стаж не менее 5 лет, в течение которых ему должна была быть начислена «белая» заработная плата, а работодатель дол-жен был ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в ПФР.
В-третьих, военному пенсионеру необходимо достичь общегражданского пенсионного возраста (60 лет -для мужчин и 55 лет - для женщин) .
На пенсионном учете в военных комиссариатах Рос¬сии на середину 2010 г. находилось порядка 1,5 млн бывших военнослужащих, около 519 тысяч получали пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий (46% от общей численности военных пенсионеров), а средняя пенсия офицера запаса составляла около 7 тысяч рублей. В целом же средние размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, составляли 25-30% от общего объема денежного довольствия военнослужащих . Пенсии в Минобороны России оказались значительно меньше, чем у бывших чиновников и пенсионе¬ров других «силовых» ведомств и на порядки меньше, чем у военнослужащих США и других экономически развитых стран Запада . Зато, нашим военным пенсионерам, достигшим общегражданского пенсионного возраста, предлагается уповать на вторую пенсию, которая редко у кого превышает 1 тысячу рублей.
Предоставив военным пенсионерам возможность получения страховой части трудовой пенсии по старости, государство, следовательно, стремится держать их на рынке труда. Ведь установка многих ветеранов военной службы работать после увольнения в запас или в отставку - вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и сравнительно низким размером военных пенсий. Право на трудовую пенсию по достижению общегражданского пенсионного возраста ими востребовано до тех пор, пока размеры их пенсий по государственному пенсионному обеспечению не достигнут величины достойного защитников Родины уровня жизни. Если это произойдет, то 70% работающих военных пенсионеров уйдут на заслуженный отдых .
В 2011 году состоялось принятие двух федеральных законов: «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Первое лицо государства уже объявило, что с 01.01.2012 военные пенсии увеличены в 1,6 раза .
Фактически Руководством страны Минобороны России дан «карт-бланш» на проведение крупнейшей за последние десятилетия финансовой реформы Российских Армии и Военно-Морского Флота. Причем ее инициаторы, ссылаясь на так называемую Стратегию социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, публично уверяют граждан России, что наши военные пенсионеры станут жить гораздо лучше, чем прежде .
На самом деле, в конце 2011 года на встрече с ново¬избранными депутатами нижней палаты Парламента России заместитель министра обороны России по финансово-экономической работе В.Е. Чистова обнародовала основные направления данной реформы: отменить все социально-значимые льготы военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей; ликвидировать пропорциональную увязку повышения окладов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий, легализовать масштабный разрыв между ними - на фоне минимум 3-кратного увеличения окладов денежного содержания военнослужащих военные пенсии увеличить в среднем на 50-70%.
Адмирал В.П. Комоедов, бывший Командующим Черноморским флотом ВМФ России, ныне - член комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сравнил «формулы Чистовой» с присно памятным 122-м законом о «монетизации» льгот , обратив особое внимание на то, что «для ограниченного, оставшегося в новом облике, офицерского корпуса денежное довольствие, действительно, существенно увеличится, учитывая установку, данную Президентом России о том, что денежное довольствие командира взвода должно составлять в среднем более 50 тысяч рублей в месяц, а командира батальона - более 100 тысяч рублей», а вот «наши военные пенсионеры станут жить еще хуже» . И, похоже, что он прав.

Автор: Хмелевский Сергей Владимирович, к.ф.н., доцент

18 сентября в редакции «Друг для друга» прошла «прямая линия» с заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Курской области Татьяной Бреевой. Разговор шел об установлении пенсионерам по линии силовых ведомств трудовой пенсии. В течение часа Татьяне Степановне удалось ответить почти на два десятка вопросов наших читателей.


Татьяна Бреева ответила почти на два десятка вопросов

– Здравствуйте! Вам звонит Галина Ивановна Воронова из Курска. Мужу 64 года. С 1969 по 1989 годы служил в Вооруженных силах. С марта 1990-го в течение 16 лет – работал. В данный момент не работает. Положена ли ему вторая пенсия?

– Да, положена. Согласно Федеральному закону №156 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения», страховая часть трудовой пенсии по старости назначается при соблюдении следующих условий: наличие не менее 5 лет страхового стажа и достижение общеустановленного пенсионного возраста. Для мужчин это 60 лет, для женщин – 55 лет.

Вашему мужу нужно обратиться в управление Пенсионного фонда по Курску. Находится оно на улице Мирной, 20. Запишите, какие документы нужно предоставить: паспорт; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при его наличии); трудовую книжку и ее копию, а в случае ее отсутствия – иные документы, подтверждающие стаж (справки работодателей или архивных органов); справку установленной формы из силового ведомства о периодах службы, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности. Кроме того, Ваш супруг должен представить справку о заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 года. Если он работал в 2000-2001 годах и имел высокий заработок, такую справку может не представлять. У нас есть персонифицированные сведения, и мы можем их использовать при расчете. Но заявитель должен сам решить, какой период ему взять наиболее выгодно. Наши специалисты при необходимости проконсультируют. Копии документов в присутствии Вашего мужа сверят и вернут ему подлинники. Единственное, что остаётся в подлинниках – это справка силового ведомства о периодах службы и справка о заработке.

– И еще вопрос: ему обязательно нужно прийти самому?

– Представить соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда пенсионер может лично либо через представителя. Не исключается направление пенсионерами заявлений по почте. При этом во всех случаях территориальным органом ПФР должна быть идентифицирована личность пенсионера (фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, пребывания (регистрации) или места фактического проживания, подпись и др.), обратившегося с вышеуказанным заявлением. Особенно это имеет значение в тех случаях, когда заявление подается пенсионером в территориальный орган ПФР через представителя. В качестве документа, подтверждающего соответствующее полномочие доверенного лица, принимается доверенность, оформленная в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (статьи 185-189).

– А то, что он инвалид, какую-то роль играет?

– Он, как Вы говорите, вышел на пенсию по выслуге лет. То, что Ваш муж имеет группу инвалидности, на страховую часть пенсии никак не влияет.

– Это «прямая линия»? После выхода на пенсию по выслуге лет работал в Казахстане на госпредприятии. Сейчас живу в Курске. Будет ли мне зачтен этот период?

– Казахстан, как и Российская Федерация, является членом соглашения в области пенсионных прав. Весь стаж, который выработан на территории любой из республик, подписавших это соглашение, подлежит зачету. Но более предметно можно сказать, только увидев Вашу трудовую книжку. Вам нужно обратиться с документами о стаже в управление Пенсионного фонда по Курску к любому из специалистов клиентской службы (их более 40).

– В 1990 году мне установлена пенсия по выслуге лет. И до 2003-го я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 году мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение второй пенсии?

– Такое право Вы приобрели с 1 января 2007 года. По закону, если право на назначение страховой части трудовой пенсии по старости у пенсионеров-силовиков наступило в период до 1 января 2007-го, страховая часть трудовой пенсии будет назначаться им, независимо от даты обращения, с 1 января 2007 года; если право наступило в период с 1 января 2007-го по 24 июля 2008-го включительно (до даты вступления в силу 156-го закона) – со дня возникновения права. При возникновении права с 25 июля 2008 года и позднее страховая часть назначается со дня обращения.

– Сын уволился из армии в 1994 году, отслужил 21 год, подполковник. В данный момент работает в Харькове, а прописан в Курске. Будет ли он получать вторую пенсию?

– Когда Ваш сын приедет в Курск, с документами о трудовом стаже ему нужно обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства. Страховую часть трудовой пенсии он будет получать, когда ему исполнится 60 лет. Но проконсультироваться может заранее.

– У меня такой вопрос: почему 5 лет непрерывного стажа берется только до 2001 года?

– Вы неправильно поняли. Чтобы исчислить страховую часть трудовой пенсии, берется заработок за 5 лет подряд из всей трудовой деятельности, но не обязательно, чтобы в этот период стаж был непрерывным. Одно условие: нельзя «выдергивать» годы. К примеру, человек работал с 1990 по 2001 год, в течение этого периода переходил с одного места на другое, какое-то время не работал. Допустим, с 1990-го по 1992-й работал, потом уволился, 2 года сидел дома, затем снова вышел на работу. Рабочие периоды можно суммировать, чтобы набрать 60 месяцев. Но эти 60 месяцев должны идти подряд. Нельзя поступить так: хочу возьму 90-й год, потом 95-й и 97-й, когда зарплата была побольше. Периоды должны идти друг за другом, независимо от увольнения и перехода с одной работы на другую. 60 месяцев можно взять любые по 31 декабря 2001-го включительно. Либо же по желанию пенсионера можно взять календарные 2000-2001 годы. Во втором случае справку о заработке предоставлять не требуется. Сведения за эти годы в Пенсионном фонде имеются.

– А стаж на размер пенсии влияет?

– Да, за периоды работы до 1 января 2002 года размер страховой части пенсии зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше будет страховая часть. За периоды работы после указанной даты страховая часть зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счёте застрахованного лица.

– Какие периоды не могут быть включены в страховой стаж?

– В страховой стаж включаются периоды трудовой деятельности как до даты вступления в силу закона №156, то есть до 25 июля 2008 года, так и после. Не включаются в данный стаж периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные силовым ведомством при определении размера пенсии за выслугу лет.

– Добрый день! Меня зовут Сергей Викторович. До того как поступить на службу, 8 лет работал шофером. Будет ли учтен этот период?

– Да, будет. Если Вам исполнилось 60 лет, нужно обратиться в учреждение Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением об установлении страховой части трудовой пенсии.

– К вам обращается Кирилл Андреевич. Подскажите, где брать справку о зарплате, если я прекратил работу в 1999 году?

– Справку о зарплате нужно взять на предприятии, где Вы работали, либо в архивных органах. Она должна быть за 60 месяцев работы подряд.

– Татьяна Степановна! Я – пенсионер по линии Министерства обороны. С июля 2000 года и по настоящий момент работаю. В мае мне исполнилось 60 лет. За какой период нужно брать справку о заработке?

– Справка о зарплате может быть представлена за любой 5-летний период по 31 декабря 2001 года включительно. В Вашей ситуации, когда нет 5 лет стажа на предприятии до 2001 года включительно, представление документов о заработке не требуется. Обращайтесь в учреждение Пенсионного фонда без них.

– А когда можно обращаться по поводу второй пенсии?

– Уже сейчас. Пенсионеры, сдавшие полный комплект документов, уже получили в этом месяце выплату. Вам 60 лет исполнилось в мае, следовательно, выплаты пойдут с даты рождения.

– Сергей Васильевич беспокоит. У меня нет трудового стажа, есть только выслуга. Распространяется ли на меня новый закон?

– Нет, обязательное условие – 5 лет страхового стажа. У Вас его нет. Следовательно, выплата Вам не положена.

– Здравствуйте! Офицер запаса Юрий Иванович. Что такое страховая пенсия и коэффициент 1,2? Никто не может толком объяснить. Растолкуйте, пожалуйста.

– Расчет пенсии одинаков для всех пенсионеров: и для военных, и для гражданских. Вам, как и всем остальным, в одинаковом порядке рассчитывается страховая часть трудовой пенсии. Теперь о том, что значит коэффициент 1,2. Если Вы работали до 2002-го (не служили, а работали), то за период до 2002 года производится исчисление пенсии, исходя из стажа и среднемесячного заработка. При этом в расчёт берется не сам среднемесячный заработок, а его отношение к среднемесячной зарплате в стране за соответствующий период. Вот это отношение учитывается не свыше 1,2, даже если в результате получилось побольше.

– И какой будет доплата, можно сразу узнать?

– Нет, сразу вам сумму не назовут – она индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи документов.

– К вам обращается Губарев Сергей Вячеславович. На гражданскую пенсию мне выходить через год и 8 месяцев. Каков механизм, и на что можно рассчитывать? Работать я продолжаю.

– Право на страховую часть вы приобретете при достижении 60 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Годы службы не включаются. Если Вы работаете после 2002 года, Ваши страховые взносы разделят на период дожития, и определят страховую часть трудовой пенсии. Если был период работы и до 2002-го, производится расчёт исходя из стажа и зарплаты, как и для всех гражданских пенсионеров. Чем больше страховые взносы, тем выше будет страховая часть трудовой пенсии.

– Андрей Александрович из Курска. С 1995 года я – военный пенсионер. Сразу начал работать и продолжаю по сей день. Документы на пенсию уже подал. Сегодня мне исполняется 60 лет. С какого момента буду получать вторую пенсию?

– С сегодняшнего дня. Поздравляю Вас с 60-летием!

– Пенсионерам каких силовых ведомств положена вторая пенсия? Муж работает на таможне, распространяется ли закон на него?

– Он служит или работает?

– Если после выхода на пенсию по выслуге лет будет продолжать работать на предприятии, будет иметь право на страховую часть трудовой пенсии. Нужно отработать 5 лет и достичь 60-летнего возраста. Закон распространяется на представителей 7 силовых ведомств: Министерства обороны, Министерства внутренних дел, УИН, ФСБ, прокуратуры, таможенных органов и органов контроля за оборотом наркотиков.

Среда, 18.07.2012, 01:11:00

Как складывается пенсионная жизнь военнослужащих ? Что такое военная пенсия? Много это или мало? Читайте в материале

Как складывается пенсионная жизнь военнослужащих ? Что такое военная пенсия? Много это или мало? Читайте в материале от интернет -журнала "Военный пенсионер".


Большая или маленькая сегодня пенсия у военных пенсионеров? Насколько они сегодня живут лучше или хуже чем 5, 10, 30 лет назад? Однозначного ответа на эти вопросы нет, так как у каждого военного пенсионера своя пенсия, надбавки (боевые и др.), своё место жительства, а у многих ещё и работа.

Публикуемые материалы не ставят задачу посчитать точные пенсии и расходы военных пенсионеров, цель их – определить общие тенденции изменения пенсий военнослужащих.

Для этого начнем с анализа пенсий военнослужащих, прослуживших от 20 до 32 и более лет. При этом, чтобы охватить практически весь диапазон существующих пенсий, рассмотрим пенсию полковника, уволившегося в запас с должности командира дивизии и с максимальной выслугой, пенсию майора – командира батальона с выслугой 25 лет, а пенсию прапорщика-командира взвода рассмотрим с выслугой 20 лет.

Таблица 1. Средний размер пенсий некоторых категорий военнослужащих (руб.)

В/звание-должность 1975 2000 2004 2008 2010 09.2010 04.2011 2012
Полковник-комдив 250 4000 6000 11000 12000 12760 13525 28000
Майор-комбат 3000 4500 8000 9000 9760 10330 17445
Прапорщик-комвзвода 2000 3000 5500 6000 6760 7135 9830

Данных, приведенных в табл. 1, совершенно недостаточно, чтобы понять: насколько поднялся или снизился жизненный уровень военных пенсионеров за последние годы. Поэтому рассмотрим еще два важнейших экономических показателя, непосредственно влияющих на жизненный уровень каждого человека в нашей стране: это рост инфляции (данные официального органа РФ Росстата) и квартирной платы за последние годы.


Таблица 2. Инфляция в РФ в процентном и относительном исчислении с 2000 по 2011 годы


2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
18,6% 15,1% 12% 11,7% 10,9% 9% 11,9% 13,3% 8,8% 8,8% 6,1%
1 1,19 1,37 1,53 1,7 1,9 2,06 2,31 2,6 2,81 3,06 3,24

Чтобы понять, почему квартплата растет опережающими темпами по сравнению с инфляцией, ознакомимся с основными положениями Концепции проведения жилищно-коммунальной реформы, принятой в 1997 году (еще при Б.Н. Ельцине) и ее практической реализацией.


Согласно Концепции ежегодно должна была сокращаться доля компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг из бюджета при увеличении уровня оплаты населением данных услуг. На 2000 год мы должны были бы платить 70 процентов при компенсации из бюджета 30 процентов. В 2001 году – соответственно 80 процентов и 20 процентов. В 2002 году – 90 процентов и 10 процентов. И 100 процентов мы должны были бы платить в 2003 году. Эти меры предполагалось проводить при одновременном росте средних зарплат россиян. Реально, даже сейчас при многократно выросшей плате за квартиру за последние годы, мы до сих пор не оплачиваем, по уверению руководителей ЖКХ, 100 процентов «экономически обоснованных затрат». Оказывается, мы никак не можем перевалить за 80…90 процентов при оплате тепловых ресурсов.


Не во всех регионах и городах выполняли эту установку. И в Москве, и в Санкт-Петербурге еще не дошли до 100% оплаты услуг ЖКХ. Хотя, например, в Санкт-Петербурге пробовали это сделать, но протесты жителей остановили этот процесс.


Согласно данным опроса, в 2001 – 2008 годах денежные доходы и, соответственно, потребительские расходы населения (без учета самых богатых) ежегодно росли в среднем на 22,5 процента при среднегодовых темпах инфляции 13 процентов. Эта «вилка» позволяла властям довольно безболезненно, без заметных проявлений недовольства граждан, поднимать стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства опережающими темпами в среднем на 28 процентов в год.


Таблица 3. Рост средней квартирной платы в последние годы в абсолютном (руб.) и относительном выражении на примере г. Москвы (2-х комнатная квартира площадью 55 кв.м)


2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
169 231 302 399 501 689 948 1079 1500 1800 2160 2500
1 1,37 1,79 2,36 2,96 4,08 5,6 6,38 7,66 9,18 1 12,65

Но такую квартплату платят только жители Москвы и, возможно, еще в нескольких регионах. В Подмосковье, например, также как и в большинстве регионов России, рост квартплаты происходил примерно в 2 раза быстрее. Сегодня квартплата за 2-х комнатную квартиру, общей площадью 55 кв. м в Подмосковье составляет около 5000 рублей. В дальнейших расчетах будем учитывать удвоенные цифры табл. 3. В ближайшей перспективе Правительство планирует привязать повышение тарифов ЖКХ к инфляции.

А теперь рассчитаем, как же увеличивалась разность между военной пенсией и квартплатой за последние годы, и сравним этот показатель с ростом инфляции (последняя строка в табл. 4).


Таблица 4. Абсолютное (руб.) и относительное увеличение военных пенсий за вычетом квартплаты в сравнении с ростом инфляции за последние годы
1.01.2000 1.01.04 1.01.08 1.09.10 1.04.11 1.01.12
Полковник, комдив 3 5000 8000 8440 8525 24750
1 1,37 2,19 2,31 2,33 6,76
Майор, комбат 2660 3500 5000 5440 5330 12150
1 1,32 1,88 2,05 2,0 4,57
Прапорщик, комвзвода 1660 2000 2500 2440 2135 4830
1 1,20 1,51 1,47 1,29 2,91
Инфляция 1 1,53 2,31 2,81 3,06 3,24

Конечно, мы не учли в нашем анализе повышение стоимости медицинских услуг, рост тарифов телефонной связи, услуге совершенно необходимой для пенсионеров, увеличение платы за проезд на всех видах транспорта и много других экономических показателей. Не будем этого делать, они лишь ухудшат полученные результаты.

Краткие выводы об изменении уровня жизни военных пенсионеров за период с 2000 года.

1. Чем меньше выслуга, должность и звание, тем более значительное снижение уровня жизни военных пенсионеров наблюдалось вплоть до января 2012 года. Реальные доходы военных пенсионеров (с учетом только пенсии и квартплаты) уменьшились с 2000 по 2011 годы: полковника на должности комдива - на 31%, майора-комбата – на 53%, а прапорщика-комвзвода – в 2,37 раза.


2. С января 2012 года, впервые за последние десятилетия, жизненный уровень многих военных пенсионеров ВЫРОС! Чем больше выслуга, чем выше должность и звание, тем больше вырос жизненный уровень военных пенсионеров. Реальные доходы военных пенсионеров (с учетом только пенсии и квартплаты) увеличились с 2000 года по январь 2012 год: полковника на должности комдива - в 2,08 раза, майора-комбата – в 1,41 раза, а прапорщика-комвзвода уменьшились – на 10%.


3. Результаты анализа табл. 4 наглядно доказываютт опасную тенденцию, которая, несмотря на повышение военных пенсий с января 2012 года, сохраняется в ВС РФ. Укомплектовать наши Вооруженные силы хорошо подготовленными контрактниками солдатами и сержантами при таком уровне их пенсий в ближайшие годы будет очень и очень сложно!

4. Уровень военных пенсий и сегодня все равно сильно отстает от общего объема денежного довольствия военнослужащих. Пенсии военнослужащих составляют всего около 20% от сумм, которые военнослужащие получат с января 2012 года.


Служба в ВС РФ – почетная обязанность. То есть за почетность, за сложные условия службы полагаются льготы и высокие пенсии. На самом деле за последние десятилетия вплоть до 2012 года (президенты Б.Н. Ельцин, В.В. Путин и Д.А. Медведев) реальные доходы военных пенсионеров постоянно уменьшались. Это происходило на фоне растущих пенсий в гражданском секторе и, особенно, зарплат и пенсий чиновников (смотри статью «Гражданская и военная пенсия. Что лучше?»).


И только с января 2012 года средняя военная пенсия заметно превысила среднюю гражданскую, однако пенсии контрактников-сержантов и рядовых так и не поднялись выше средней гражданской пенсии.


В этой статье не в полном объеме даны ответы на поставленные в заголовке вопросы. Смотрите следующую статью «Повышение военных пенсий в будущем».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Вторая пенсия военным пенсионерам и ее расчет основаны на положениях Федерального закона №400 от 2013 года «О страховых пенсиях». Военнослужащие могут оформить не только пенсионные выплаты, связанные с выслугой, но и пособия по старости, как и другие граждане.

Условия получения второй пенсии военнослужащими

Начисление пенсионных выплат по старости для граждан, проходящих военную службу, становится возможным при соблюдении некоторых условий.

Вторая пенсия военным пенсионерам и ее расчет: что говорит закон

достичь возрастной категории, с которой назначаются пособия пенсионерам (с 2020 года произошло повышение этого показателя, теперь для выхода на пенсию нужно находиться в возрасте 61,5 лет для мужчин, для женщин – 56,5);

иметь необходимое количество стажа.

Говоря о наличии выработки, учитывается время, когда военный трудился по гражданской специальности.

В 2020 году установлены минимальные требования к стажу в Федеральном законе №400 от 2013 года.

Выработка должна составлять 10 лет. С каждым годом этот показатель повышается на 1, пока не достигнет 15 лет.

Требования к ИПК для назначения смешанной пенсии

Начиная с 2015 года стали меняться требования относительно индивидуальных пенсионных коэффициентов. Они затрагивают только гражданскую работу. У военнослужащих не учитываются ИПК.

Коэффициенты находятся в зависимости от того, сколько средств лицом перечислено в ПФР. Взносы представлены в размере 10 и 16% от зарплаты, которую гражданин получает каждый месяц. Ежегодно требования к величине взноса увеличивается на 2,4.

В 2020 году нужно иметь 18,6 балла. Повышение будет происходить до тех пор, пока не достигнет 30 баллов. Произойдет это в 2024 году.

Что входит в трудовой стаж при расчете пенсии военному

Говоря о том, как рассчитать вторую пенсию военнослужащему, нужно понимать, как вычисляется трудовой стаж. Важным моментом является то, что в выработку включается вся трудовая деятельность, в том числе, которая имела место до регистрации гражданина в системе пенсионного страхования.

Вторая пенсия военным пенсионерам и ее расчет: что учитывается

С целью подтверждения стажа используются:

записи в трудовой книжке;

копии соглашений с работодателями;

справки, полученные в архивах.

Помимо периодов, когда непосредственно осуществляется трудовая деятельность, в стаж войдет и то, что лицо проходило обучение в образовательном учреждении. Главное, чтобы форма была очной. Также учету подлежит время, пока гражданин ухаживает за детьми или родственниками (престарелыми или нетрудоспособными).

В отношении каждого из периодов установлены дополнительные требования. В том числе, при уходе за детьми в выработку входит только 1,5 года. Если малышей несколько, то суммарно войдет временной промежуток, равный 6 годам.

Престарелым считается лицо, которое достигло 80 лет. Учет нетрудоспособности будет, если установлена 1 категория инвалидности.

Расчет страховой пенсии для военных пенсионеров не редко вызывает затруднения, но на деле достаточно взять калькулятор и ручку и самостоятельно вычислить пособие.

Чтобы узнать размер будущей выплаты, потребуется иметь представление о:

соотношении заработка военного и оплате труда, которая установлена в целом по стране;

выработке (вычисляется в годах);

количестве накопленных баллов.

При определении ИПК необходимо знать, сколько за год накопится коэффициентов. Для этого применяется формула:

Гк – пенсионный коэффициент, рассчитанный за год;

СВ – общая величина страховых взносов;

РО – величина отчислений страхового характера.

В качестве промежутка, в течение которого планируется получение пенсии, выступает число 228. Показатель рассчитан исходя из данных статистики. Расчет второй пенсии военным пенсионерам в 60 лет, порядок расчета предполагает, что необходимо учитывать показатель средней зарплаты, которая получена лицом за месяц.

Вторая пенсия военным пенсионерам и ее расчет: алгоритм

За значение коэффициента, отражающего полный стаж, берется 0,55. Кроме того, нужно принять во внимание сумму базовой пенсионной выплаты.

Пример расчета пенсии для военного

Гражданин Иванов И.И. родился в феврале 1955 года. Он имеет статус военного пенсионера, выплаты оформлены по линии Министерства Обороны. В марте 2020 года Иванов обратился в ПФР с заявлением, в котором просил назначить ему вторую пенсию.

Датой назначения пособия стало 05 марта 2020 года. К этому времени у Иванова накопилось 16 лет и 3 месяца выработки по гражданской специальности.

Расчет пенсионного капитала для Иванова

Зарплатные коэффициенты = 1,1. Чтобы рассчитать размер пенсии для этого гражданина, изначально нужно вычислить пенсионный капитал на конец 2002 года. Для этого зарплатный коэффициент умножается на среднюю зарплату в 2000-2001 годах, умножается на коэффициент стажа и от этой суммы отнимается базовая часть выплат, умноженная на примерное время получения пенсии.

1,1 * 1671 *0,55 – 450*228 = 127897,74 рубля.

Получившееся значение умножается на коэффициент, показывающий неполный стаж: 127897,74*0,0803=10270,13 рубля.

В связи с тем, что в указанный промежуток времени пенсионные выплаты подвергались постоянной индексации, потребуется вычислить суммарный капитал для пенсионера. Потребуется полученную сумму умножить на показатель индекса. Он равняется 5,6.

По итогу получается: 10270,13*5,6 = 57512,72 рубля.

Расчет страховой части пенсии Иванова

Далее нужно рассмотреть, как рассчитать страховую пенсию военному пенсионеру. Для этого к капиталу нужно прибавить суммированное количество страховых взносов, сделанных гражданином, и разделить на примерный период получения пенсии (228 месяцев).

Получается: 57512,72+392565,32/228=1974,03 рубля.

Если данное число поделить на стоимость баллов, установленную в 2019 году, удастся вычислить индивидуальный коэффициент Иванова. В 2019 балл оценивался в 78,58 рубля.

Вторая пенсия военным пенсионерам и ее расчет: правила вычисления

Коэффициент гражданина на конец 2019 года равен: 1974,0265/78,58=25,121

В начале 2020 года ИПК стал равняться 93. После этого получится рассчитать суммарное значение баллов: 25,121+93=118,121. Для нахождения величины пенсионных выплат Иванову нужно 118,121 умножить на стоимость балла, установленную в 2020 году.

Стоимостное выражение ИПК – 93 рубля. Пенсия Иванова составит: 118,121*93=10 985,25 рублей.

Использование калькулятора для расчетов вторых пенсий военным

Если самостоятельно гражданин затрудняется посчитать сумму, положенную ему в качестве второй пенсии, он может использовать калькулятор расчета. Такими программами в настоящее время оборудованы многие сайты, в том числе официальный портал ПФР, Госуслуги и другие.

Вычисление предполагает ввод нужных показателей для расчета. Затем система автоматически выдает значение будущей пенсии.

Таким образом, граждане, проходящие военную службу, имеют возможность оформить вторую пенсионную выплату. Для этого нужно иметь минимальный стаж по гражданской профессии. Пособие назначается после наступления определенного возраста.

Читайте также: