Когда впервые были введены пенсии для участников военных действий

ИСТОРИЯ ПЕНСИЙ В РОССИИ

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости. Так постепенно закладывались социальные гарантии для отставных воинов. С древних времен и вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в виде милости правящей особы к своим подданным. Пенсий удостаивались только самые важные для власти члены общества – воины, которые стояли на страже княжеских, затем царских владений.

Первые денежные выплаты для отставных воинов – «лечебные», как их называли в те времена, – начали осуществляться при царе Алексее Романове в 1663 году. Их размер зависел от тяжести полученных увечий. Более распространенной формой социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, по-прежнему было предоставление поместий или прибавка земель к уже имеющимся владениям.

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено регулярное пенсионное обеспечение. Как и раньше, распространялось оно прежде всего на высшее воинское сословие. Законом, утвердившим основания и порядок выплаты пенсии, стал «Устав Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

Если во времена Петра I только закладывались законодательные основы пенсионных выплат, то правление Екатерины II ознаменовано проведением первой национальной пенсионной реформы, после чего появились такие понятия, как выслуга лет, т. е. стаж, который должен был составлять не менее 20 лет.

Существенное увеличение пенсионного довольствия отмечено во времена правления императора Павла I. Он установил правило, по которому военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки в таком размере, чтобы содержание было не меньше пенсии. Необходимым условием назначения пенсии являлась «беспорочная», т. е. безукоризненная, служба.

Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в 1820-х годах, когда в результате масштабной реформы пенсионного законодательства был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским)». Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий. Вторая половина XIX века примечательна для истории пенсий тем, что именно в это время пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий. В ряде стратегически важных для государства отраслей производства, например строительстве железных дорог, правительство обязало промышленников создавать так называемые эмеритальные кассы, т. е. денежные фонды для выплат пенсий и пособий вышедшим на заслуженный отдых участникам кассы. Средства касс выплачивались дополнительно к государственной пенсии. К концу XIX века в российской пенсионной системе наряду с государственным капиталом уже участвовал и частный пенсионный капитал. Назначение пенсий по-прежнему носило во многом избирательный характер и охватывало только треть населения. Пенсию за выслугу лет получали чиновники всех ведомств, некоторые офицеры, учителя и преподаватели, рабочие казенных заводов, а также ученые, инженеры, врачи и фельдшеры казенных предприятий.

ВЕК XX ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА

Вместе со сменой политического режима в России в 1917 году и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ореола исключительности и привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее, уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных».

В 1918 году – постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей вузов.

А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от уровня заработка, условий труда, состава семьи.

В 1930 году было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов, а также выплату пенсий.

В 1932 году закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остается одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.

ВЕК XX ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

1956 год знаменателен для истории пенсионного обеспечения принятием закона «О государственных пенсиях». Он предусматривал пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон также гарантировал государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий. Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины – в 55 лет при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась не так, как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.

Во внимание также принимались особые условия труда на вредном производстве, в неблагоприятных климатических зонах или социально значимая работа, например в качестве врача или учителя. Все это давало право на более ранний выход на пенсию или снижение минимально необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Дополнительный стаж незначительно влиял на размер пенсии.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии страны произошли значительные изменения в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 млн до 45,2 млн человек.

К моменту распада СССР и появления нового государства – Российской Федерации – в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. В течение 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досрочных пенсий, увеличившая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.

Для того чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции ее преобразования. Одним из первых решений в этом направлении становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Она повысила качество управления пенсионной системой за счет применения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. Это весьма упростило процедуру назначения пенсии и социальных выплат. С тех пор система персонифицированного учета значительно усовершенствовалась и действует по настоящее время.

Результатом проведенных в конце 1990-х – начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течение его трудовой жизни, в то время как трудовой стаж минимально влияет на размер пенсии.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента – накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на нее, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом.

В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в очень важном для истории пенсионного обеспечения в России документе – Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.

Из истории известно, что военные пенсии (в современном понимании этого термина) появились в Древнем Риме. Впервые их ввел для центурионов (офицеров) и легионеров римский консул Гай Марий. Выходец из низов, он в 107 г. до н.э. занял высший пост в Риме и впервые в истории сформировал на добровольной основе постоянную наемную армию. До этого римская армия была, по сути, милиционной. Ее собирали лишь для ведения войн, а по их окончании сразу распускали по домам. В армию до нововведений принимали только состоятельных римлян, которые сами могли приобрести оружие, снаряжение и содержать себя в походе.

Именно Марий установил для ветеранов пенсии за выслугу лет и обеспечение их земельными наделами при отставке. В те времена в Риме ветеранами называли легионеров, прослуживших не менее 16 лет в строю и 4 года в ветеранском резерве. Позже общий срок службы был увеличен до 25 лет. Римские граждане, завершившие службу, получали денежный пенсион и земельный надел там, где они вышли в отставку. Спустя 7 лет пришедший к власти Юлий Цезарь закрепил военные пенсионы и расширил ветеранские льготы и преимущества. Войскам после побед над врагами выплачивались премии, а позже выдавались прибавки к жалованью при восшествии на престол нового императора. Легионеры могли делать пенсионные сбережения, которые хранились у знаменосцев когорты. Обычно половина всех премий откладывалась до времени выхода в отставку.


Государево попечение служилых людей на Руси

На Руси воинские начала возникли вместе с формированием обособленных княжеств и появлением первых княжеских дружин для защиты власти, населения и территорий. Первые шаги по обеспечению ратного люда за счет казны предпринял великий князь Иван III, занявший престол в 1462 году. За верную службу и преданность он установил материальное вознаграждение в виде временных поместий. Спустя годы временные поместья перешли в полную собственность ратным людям и стали называться вотчинами. Одновременно с получением поместий и вотчин у зарождавшейся военной знати появилась обязанность по первому зову монарха явиться ко двору с установленным количеством вооруженных людей и коней. Именно эти ратные люди составляли основное ядро княжеского войска.

Известный русский историк С.М. Соловьев подсчитал, что с середины XI века и до 2-й половины XV века было 245 вражеских нашествий и нападений на Русь. При этом почти 200 таких вторжений приходится на период с 1240 по 1462 годы. Иными словами, в это время русские княжества почти ежегодно подвергались военному нашествию и вынуждены были воевать за свою свободу и независимость. Войны и вражеские нападения извне продолжались и в более поздние годы.

Развитие основ попечения ратных людей в России получило дальнейшее развитие в XVI веке. В период царствования Иоанна Грозного впервые было установлено государственное попечение при отставке. Существовало три вида обеспечения: 1) оставление за отставным всего поместья или его части; 2) назначение кормления; 3) помещение в богадельни. Первые два вида попечения жаловались, как правило, высшим военным чинам. Всем военным чинам при увольнении со службы выдавались специальные отставные грамоты.

В те же годы формировавшееся русское дворянство обрело наследственные черты. Вместо отставного служилого на царскую службу должны были прийти его сыновья и внуки. С появлением стрелецкого войска служилые люди стали получать содержание от казны и обрели некоторые льготы и преимущества. Они были освобождены от налогов. Стрельцов нельзя было обратить в холопы или сделать крепостными. А тяготы и лишения ратной службы компенсировались получаемыми земельными наделами, правом заниматься ремеслами и торговлей. Стрелецкие начальники имели еще большие льготы, которые зависели от занимаемой должности в войске. В годы правления царя Алексея Михайловича выделение поместий и земельных наделов за долгую ратную службу и полученные ранения становится одной из форм натурального пенсиона.

Военно-пенсионные реформы ускорились во времена правления Великих. Как известно, титул «Великий» в отечественной истории носили всего два монарха — Петр I и Екатерина II. И эти титулы, возложенные на них современниками, и много позже воспринимались всеми как вполне ими заслуженные. Петровские реформы в значительной мере систематизировали и расширили льготы воинским людям. Постепенно закладывались основы будущей военно-пенсионной системы России. Так, царским указом еще от 9 августа 1700 года было впервые установлено "полковникам и начальным людям, за отличия их службы и для старости давать на пропитание, из прежних их годовых дач третью долю, по все годы". Именно Петр Великий включил расчет военной выслуги лет для определения сумм пенсионных выплат от казны при выходе в отставку. Своими указами от 1716 года и от 1719 года царь предписал пожизненно выплачивать офицерам, вышедшим в отставку по старости, жалование для пропитания.

Екатерина Великая также внесла свой вклад в развитие пенсионного обеспечения в империи. С 1764 года она полностью освободила монастыри от обязанностей содержания (пропитания) отставных военных. Их стали отсылать на жительство в особо назначенные для этих целей города, которые взамен того освобождались от воинского постоя. Всего был определен 31 город империи (для отставных чинов гвардии — только г. Муром). Всем отставным воинским чинам было установлено денежное довольствие от казны: офицерам от 33 до 120 рублей в год в зависимости от чина.

Гораздо лучше обстояли дела с военными пенсионами генералитета. В царствование Екатерины Великой пенсионное обеспечение получали все отставные генералы. Постепенно пенсию по выслуге лет стали назначать офицерам, прослужившим в строю 20 лет и более. Все чины, получавшие пенсионные выплаты в пределах установленной императрицей общей суммы расходов на эти цели, составляли пенсионный «комплект чинов». Все те, кто не попал в комплект, ждали своей очереди. В конце ее правления на пенсии «чинам по комплекту» казна выделяла почти 300 тыс. рублей в год. Для того времени это были огромные деньги. Все пенсии персонально утверждались монаршим благоволением. Существовали также пенсии, назначавшиеся за особые заслуги по именным указам императрицы.

Пенсионное обеспечение в Российской империи в XIX-XX веках.

С течением времени все большее распространение получила выплата пенсий и пособий в денежной форме. В 1803 году указом императора Александра I пенсия отставным военным чинам от казны за выслугу лет была узаконена и окончательно обрела денежную форму. Поскольку этим документом юридически было зафиксировано введение системы пенсионного обеспечения для всех военнослужащих в соответствии с вполне определенными условиями, то этот указ прежде часто называли первым Уставом о пенсиях в Российской империи. На основании установленных причин выхода в отставку по ранению или болезни и при соблюдении сроков обязательной выслуги не менее 20 лет назначалась пенсия в размере 1/3 жалования. Позже сроки выслуги были существенно увеличены, а условия получения военных пенсий были изменены. Теперь при 20-летней выслуге можно было рассчитывать лишь на незначительные пенсионные выплаты в размере инвалидного содержания. Пенсию в размере половины жалованья назначали отставному военному чину при 30-летней выслуге, а полную пенсию в размере всей суммы жалованья выплачивали лишь при 40-летней выслуге.

Однако к 1820 году недостаточно регулируемый процесс назначения пенсий из казначейства привел к росту государственных расходов на эти цели. Когда сумма годовых выплат из казны увеличилась до 7,5 млн. рублей, потребовалось принятие экстренных мер как по снижению самих расходов, так и по законодательному упорядочению всех пенсионных законоположений в рамках единого и общего для всех пенсионного документа.

Устав о пенсиях и пособиях

В том же 1820 году император Александр I повелел упорядочить пенсионное законодательство и систематизировать порядок и правила назначения пенсий в империи. Была поставлена задача — разделить гражданские чины на специальные классы по должностям с целью их сравнения с военными чинами и получаемыми ими пенсиями. В декабре 1827 года уже новый император Николай I утвердил окончательный вариант Устава о пенсиях. Размер пенсии теперь полностью зависел от выслуги: за 35 лет службы — полная пенсия; от 30 до 35 лет — 2/3 жалованья по чину; от 20 до 30 лет — 1/3 жалованья. Классные гражданские чины были соотнесены с военными чинами. Все должности гражданских ведомств были разделены на 9 разрядов, каждому из которых присвоили пенсионный оклад в пределах от 300 до 4.000 рублей. Пенсии высшим чинам первых двух классов назначались по усмотрению царя, все остальные военные и гражданские чины приобретали пенсионные права в соответствии с выслугой лет и занимаемой должностью. Болезни и ранения сокращали сроки выслуги на 10-15 лет. Время пребывания в военных походах при расчете пенсионной выслуги увеличивалось в 2 раза. А вот пребывание в отпуске дольше 4-х месяцев вовсе вычиталось из срока службы. Была установлена единая процедура – назначение пенсии осуществлялось по представлению начальства, а все пенсионное делопроизводство было передано в ведение государственного казначейства. Начисление пенсий и их выдача в соответствии с положениями нового Устава о пенсиях и единовременных пособиях началось с 1 января 1828 года. Однако расходы на выплату пенсий и пособий от государственного казначейства продолжали расти и к середине XIX века вновь приблизились к 7 млн. рублей в год.

Пенсии по Уставу: традиции и перемены

Для пересмотра основных положений Устава о пенсиях и пособиях и приведения их в соответствие с текущей социально-экономической ситуацией в империи были созданы Особый и Эмеритальный комитеты. Подготовка новой редакции Устава была возложена на графа Блудова, который в ту пору возглавлял II отделение собственной канцелярии императора Николая I. Отделение занималось составлением Свода законов империи. По своему месту в системе государственной власти отделение императорской канцелярии соответствовало рангу министерства.

Представленная графом Блудовым записка об основах нового Устава о пенсиях была воспринята неоднозначно. Он считал, что пенсия для чиновника не есть его право, заслуженное беспорочной службой, а всего лишь проявление монаршей милости. В записке предлагалось лишить пенсий всех, у кого имеется собственное имущество, а также значительно повысить сроки выслуги для получения пенсии. Рассматривался предельный срок службы 45 лет с правом получения полуторного размера пенсии. При этом право дослужить до этого срока должен был получать не каждый чин, а только тот, кого начальство посчитало нужным для дела.

Предложения графа Блудова не получили поддержки ни среди сановников, ни в обществе. Ознакомившись с различными точками зрения, Николай I пришел к выводу, что в короткий срок принципиально пересмотреть все положения Устава о пенсиях и пособиях невозможно. Поэтому он повелел внести в него лишь те изменения, которые позволят стабилизировать ежегодные расходы казны на выплату пенсий в текущем размере, не допуская их дальнейшего роста.

Указом императора от 6 ноября 1853 года Устав о пенсиях был изменен. Была установлена двухступенчатая выслуга в 25 и 35 лет для половинной и полной пенсии соответственно. За 40 лет (1828-1868 годы) число пенсионеров и объем пенсионных выплат выросли почти в 6 раз. Но средний размер пенсии увеличился незначительно: с 109 руб. 82 коп. (1828 г.) до 114 руб. 45 коп (1868 г.). Поэтому все годы вплоть до 1917 года власти Российской империи пытались решить две альтернативные финансовые задачи, лежащие в основе пенсионной системы – как повысить размер пенсий военным чинам при одновременном снижении расходов казны.

Наряду с выплатой пенсий из казначейства за многолетнюю и беспорочную службу военным чинам постепенно формировался 2-й уровень в системе пенсионного обеспечения империи в виде эмеритальных касс.

Эмеритура, или добровольно-принудительные накопления

В числе хорошо зарекомендовавших себя на практике и получивших положительный отклик в обществе стало создание системы добровольно-обязательных взносов военных чинов в специально созданные эмеритальные кассы. Их название произошло от латинского слова emeritus, в переводе означающего «заслуженный». Помимо внесения обязательных накопительных взносов-отчислений, право на такую пенсию надо было еще и заслужить.

В качестве образца был взят пример успешно работавшей эмеритальной кассы прежней армии Польского царства. Поскольку статистических данных и расчетных показателей работы подобных касс на тот период времени просто не существовало, то было решено принять все положения и расчеты этой кассы в качестве образца с условием их последующей доработки и адаптации к российским условиям. Первоначальный капитал кассы формировался, как правило, за счет поступлений из внешнего источника (из казначейства, инвалидного капитала, добровольных пожертвований и т.д.). Капиталы эмеритальных касс, размещенные в ценных бумагах, позволяли получать ежегодно примерно 4% дохода. Расчеты, проведенные на 50-летний период вплоть до 1919 года, показали рост размеров персональных накопительных пенсий примерно в 3 раза. Выплаты в эмеритальную кассу устанавливались обычно в размере 6% от жалованья. В 1860-е годы числе первых были утверждены положения об эмеритальных кассах военно-сухопутного и морского ведомств. Эмеритальные капиталы и число участников касс росли из года в год вплоть до 1917 года.

Пенсия из эмеритальной кассы назначалась с учетом сроков выслуги и периода отчислений в кассу и выплачивалась только после выхода в отставку. Следует отметить, что пенсионная система империи даже в начале ХХ века оставалась во многом сословной. Государственные пенсии по выслуге лет назначались военным чинам, выходившим в отставку, как минимум, в статусе личного дворянства.


20 - 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 - 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов - 1,5% от населения страны - получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности - около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 - 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее - только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы - доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка - 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 - 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели - фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими - вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию - учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся - правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником - обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия - средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей - половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 - 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 - 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий - местного (областного и республиканского) и союзного значения - от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми - в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 - 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

Слово «пенсия» – одно из самых популярных в современном мире. Практически во всех странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда. Кстати, современный возраст выхода на пенсию в России был установлен в 1932 году. История пенсий в нашей стране довольно интересна.


ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. БЕЗ ВОЗРАСТНОГО ЦЕНЗА

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.


Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

ДУЭЛЬ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

ПЕНСИЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.


1937-ОЙ: СТИПЕНДИЯ БОЛЬШЕ ПЕНСИИ

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,23 года, женщин – 45,61год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.


Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956: ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.


В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

ВНУКИ ПОМНЯТ

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике. Ее пенсия составляла около 30 рублей (это уже в ценах 1961 года).


Сергей Александрович:

— Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 г докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет 7) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь.

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Обзор подготовила Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

Престижный возраст

Зачем мы живем? З0 ДОБРЫХ СОВЕТОВ ОТ ПЕТРА МАМОНОВА

Пенсия по-итальянски

комментариев 17

  • Комментарии 17
  • Пингбэки 0

Статья написана очень доступным языком,без «воды» и научных терминов.Вся история пенсионного обеспечения теперь мне известна.Спасибо автору и организаторам сайта.Буду читать все ваши публикации.

а вот председатель совета при президенте Федотов не знает элементарных вещей (ОТР т .19.07.2018 г в 20.00 )сказал ,что возраст выхода на пенсию в СССР был утверждён 50х годах
прошлого века,а фактически в 1932 году и как он защищал авторов теперешней дурацкой пенсионной реформы. И ни слова о митингах по всей стране -народ полностью против ПР и только чиновники,Едросы ,депутаты разных уровней ЗА ПР,даже Поклонская против -молодец.

Никого автор не защищает. Что тогда, что сейчас, на пенсию прожить не возможно. Сегодня обиднее, потому что идёт колоссальный разрыв в доходах между народом и ворьём у власти. Другого слова для них не нашел..

Это не статья, т.к. нет ни ссылок на источники (воспоминания бабаушек например), ни упоминаний исторических обстоятельств России, а затем СССР, при которых происходило реформирование интститута пенсии(последние имперские войны, революция, гражданская война, нэп, индустриализация и пр.). Пенсия рассмотрена в отрыве от других значимых институтов соц.обеспечения, изменения которых тесно взаимозависимы. Материал также антисоветский поскольку было некорректное сравнение (какую пенсию крестьянам платили в дореволюционной России?), однако есть категоричный вывод «роскошная пенсионная система». Впервые именно СССР, РСФСР пенсия была установлена всем гражданам, говоря про историю пенсии России

А какую пенсию получали колхозники долгие десятилетия? Шиш. Только огородами жили, и родня помогала. В СССР плевали на людей, особенно на колхозников, которые пахали на это государство бесплатно всю свою жизнь, и в старости на них плевали. В конце 80 годов многие колхоники получали 32 рубля пенсии. Я тогда работала на почте и хорошо это помню. Просто стыдно было, когда я выдавали эти копейки людям, отпахавшим в колхозах по 40 лет.

Статья хорошая. А вот что касается (ответ для нокентия) установленной пенсии всем гражданам… я тоже категорически против. Почему отработав более 30 лет на одном предприятии я должна получать пенсию наравне с людьми, которые практически всю жизнь не работали, одни сидели по тюрьмам, были домохозяйками и т.д. Ведь в ПФ они не делали отчислений, почему я должна делится с ними своими накоплениями. Я считаю, что пенсионный возраст надо повышать не тем, кто всю жизни «пашет» на благо Родины и животы депутатов, а тем кто официально не работает и не делают отчисления в ПФ, ведь до достижения пенсионного возраста они за что-то живут. И правильно было, что человек на пенсию уходил не по возрасту, а по стажу. Во-первый, для молодых кадров освободятся раб.места, что хорошо для производства; во-вторых, можно помочь детям в воспитании внуков, что хорошо для психики внуков(чужая тетя, есть чужая тетя). И как сказал Сталин: «Пенсия — это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». PS. Реформа абсолютно не доработанная и абсолютно не продуманная, а расплачиваться за это нам. Пополним ряды безработных.

В ответ tayka. Ваша логика в некой мере ясна (т.е. про всю жизнь ленивых тюремщиков, тут бы мог добавить про тех, кто не работал в белую в 90-е, 2000е или даже в 10е и теперь получают малую пенсию).
Но насчет: «я должна получать пенсию наравне с людьми, которые практически всю жизнь не работали, » — такое есть и сейчас, и называется это «социальная пенсия».
Но насчет: «И правильно было, что человек на пенсию уходил не по возрасту, а по стажу.» — ОО дааа, ну о-очень справедливо, особенно тем, кто не смог или не мог набрать этого стажа по различным жизненным обстоятельствам (декреты, безработица, продолжительные болезни, и пр. да мало ли чего еще, сколько было новостей, что граждан России держали в рабстве и что теперь?). Минимальный 5 летний страховой стаж для страховой пенсии, который был ранее, тоже не набирали по каким то причинам. Неужели из них все поголовно могли умышленно так поступать?
Раз уж Вы затронули вопрос справедливости пенсионного обеспечения, то почему Вас не возмущают разные надбавки(доплаты) в разных субъектах Российской Федерации, например, в. г. Москве и другой субъект, например, Еврейская автономная обл? И там и там люди всю жизнь пашут в равной мере и всю трудовую жизнь, а пенсии разные из-за того что разные субъекты, где справедливость?. В СССР, РСФСР такое было?
А статья с выводом о «роскошной пенсионной системе» напоминает серию псевдодокументальных фильмов С.С. Говорухина по типу «Россия, которую мы потеряли» и пр.

Ваша «логика» ущербна и напоминает теорию книги одного диктатора
из Германии. Большевики (при всех своих ошибках) хотя бы приблизились на шаг в сторону справедливости(в СССР не было бомжей, нищих и никто не голодал, как сейчас пенсионеры) ! N.b. Перед возрастом мы все равны, как впрочем и на кладбище, так что попытки выделить своих родственников после смерти дорогим памятником, как и назначить разные пенсии, не значит установить справедливость.P.s. Только отдельные индивидуумы — например Пушкин, Гагарин, Ленин и т.д. имеют право на «отдельное выделение»

Как почитаешь, так пенсии в СССР платили маленькую пенсию. Но это не так. 70-80 годы оклады были для большинства людей 60,а потом 70-120 руб. Я получала 80 руб. 60 рублей была минимальная з/пл. Потом минимальная стала 70 руб. С минимальной оплаты подоходный налог (НДФЛ) не взимали. Пенсии практически равнялись зарплатам. Исключение для колхозников. Им платил колхоз но не менее 20 руб. Кроме того колхозы давали зерно пшеница, семечки и др. для содержания птицы и др. животных, а так же муку, масло,выписывали за копейки мясо и т.д.

бред про 20 и 50 рублей про пенсию в колхозах-совхозах! у меня дед умер в 1973, получал пенсию 70 рублей, бабуля после смерти получала 30 рублей по потере кормильца, так как не работала официально, то есть не оформлялась — работала только сезонно, летом.

А я помню, что у моего деда (1910 г.рож.) пенсия в 80-у годы была 120 руб. Он работал водителем городского автобуса и пенсию получил от этой профессии. Для сравнения в то время мой оклад инженера-экономиста в аэропорту тоже был 120 рублей. Его жена ( моя бабушка) никогда нигде не работала и им его зарплаты хватало на жизнь и ещё детям и внукам помогать.

А я помню очень хорошо, что у моей матери в середине 80-х пенсия была 132 рубля. Стаж у нее был чуть ли не 40 лет. Всю жизнь она проработала в торговле.

У моей матери пенсия тоже была 132 рубля, стаж 35 лет и ЖКХ 12 руб (примерно 10% от пенсии) я получаю пенсию (38 лет на стройке) 12000- ЖКХ, 8000 -(это примерно 70% ). и как вы думаете ,на каких столбах надо повесить Дроздова -глава ПФР (долларовый миллиардер) и всех его подельников ВОРОВ?

Статья беспардонно фальсифицирует реальную историю, факты липовые. Блеф, блеф, блеф в пользу нынешней власти. Я историк с 40- летним стажем и мне факты хорошо известны. Одинаковой пенсии в СССР не было, каждый получал по выслуге и по зарплате. В н. 70-х мин. пенсия составляла 45 руб., это для тех у кого маленький стаж и низкая зарплата. На такие деньги мог прожить без излишков даже молодой человек (я проверяла). Но пенсию не получали тунеядцы, в том числе домохозяйки на шее мужа. сельские жители делились на колхозников и раб. совхозов(эти получали пенсию как и все рабочие), а колхозники из прибыли колхозов и с дотацией государства. Всем рабочим и служащим пенсии были введены в 1918 г., но при «военном ком.» их не платили, т. к. все работающие были на пайке, а крестьяне на подножном корме. Во время НЭПа пенсии восстановили, но по принципу: когда, сколько и кем работал на Советскую власть. Это и понятно, т.к. по возрасту или по другим критериям, кроме труда, новое государство не обещало обеспечивать никого.

Сосед уверенно утверждал, что при Сталине пенсионный возраст был 60\65 лет и только великий Хрущев понизил до 55\60. По поисковому запросу я попал на этот сайт и в этой статье уточнил данные (я был уверен 55\60).Спасибо .

у моей супруги бабушка колхозница получала пенсию 5 руб. была казачкой, а муж адыгеец погиб в 30-х работая трактористом был переехан трактором,вырастила трёх сыновей.

Читайте также: